Еретики. Ереси.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Против Фотиниан. Ересь пятьдесят первая, а по общему порядку семдесят первая Глава 1
Фотин, от котораго произошли фотиниане, сделался известным в то же время и был епископом святой кафолической Церкви; но превознесшись великою гордостию, он превзошел неистовством всех бывших до него и заходил в мыслях своих о Сыне Божием далее Павла Самосатскаго, изрыгая неосновательныя хульныя речи. Пришел он из Сирмии. Эти плевелы он распространял в мире и жив еще и до сих пор. Извержен он западным Сардикийским собором за хулу, которую изрыгал.
Он утверждает, что Христос не существовал от вечности, но получил начало здесь от Марии; с тех пор, говорит, как сошел на Него Дух Святый, Он и родился от Духа Святаго. А о Духе Святом этот дерзкий выдумщик и измеритель необъяснимых небесных предметов думает, что Он – Христов. Этот Фотин был говорлив и остер на язык и произнесением речей и находчивостию в слове мог обольщать многих.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Но многие долго спорили против него, как мы нашли в записях беседы его с Василием, которыя велено было составить скорописцам Анисию, диакону Василия, Калликрату, письмоводителю префекта Руфина, Олимпию, Никите и Василию, ведшим памятныя записи, Евтихию и Феодулу, нотариям Василия. Один список их, запечатанный, послан был императору Констанцию, а другой остался на соборе, бывшем под председательством Василия; третий, также запечатанный, взят светскими чиновниками; в них заключается нечистое учение Фотина.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Это, по его словам, сказал пророк, предвозвещая, что тогда, как Сын, Он не существовал, но что Христос, родившийся от Духа Святаго и Марии, имел быть назван Сыном после рождения от Марии и явления во плоти; все, говорит Фотин, постоянно относят к Сыну по некоторой предвзятой мысли. Сын еще не существовал, а существовало Слово, также как слово во мне. Я уже говорил, что Фотин имел мысли, отчасти сходныя с учением Павла Самосатскаго, а в других мыслях он даже превзошел его.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Против Маркеллиан. Пятдесят вторая, а по общему порядку семдесят вторая ересь
Глава 1
В то же время (ибо все эти ереси были в одно это время) в Анкире появился Маркелл и дожил до нашего времени; он умер немного больше, или немного меньше двух лет тому назад. И он произвел некоторое разделение в Церкви в то время; а высказал он одну незначительную мысль, уподобляясь Савеллию и Новату. Ариане же раздражены были против него за его спор и несогласие с арианами. Некоторые порицали его за то, как я сказал, будто он пристал к заблуждению Савеллиан. Другие же напротив защищали его, говоря, что это несправедливо, но что он жил безукоризненно и утверждали, что он правильно мыслит. Поэтому произошло относительно его большое разногласие.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
В начале книги ты, Маркелл, сперва похвалил эти слова, а теперь отверг, что Бог из Бога Слово сущее – Сын и един из единаго, и совершенный из совершеннаго, и тем ясно выдал свое нечестивое учение о Божестве. За то, что ты признал образ великаго Бога чуждым жизни, божественности, силы, славы и сущности, у тебя следовало бы отрезать нечестивый язык, когда ты произнес такое слово на Господа и выказал наконец такую нечестивую душу. Ибо образу Божию приписавши безжизненность, ты не признаешь Его ни Господом, ни Богом, ни сущностию, ни волею, не силою, ни славою.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Изложение веры Маркелла.
Глава 11
«Почтеннейшим и святейшим епископам, сосланным в Диокесарию за православную веру в Спасителя нашего Иисуса Христа: Евлогию, Аделфию, Александру, Аммонию, Гарпократиону, Исааку, Исидору, Аннувиону, Питиму, Евфратию, Аарону, пресвитеры Анкиры и Галатии: Фотин, Евстафий, другой Фотин, Сигерий, и диакон Гигин, и иподиакон Гераклид, и чтец Елпидий и защитник Кириак желают о Господе здравствовать.
Когда мы приходили к вашему Богочестию из вышеупомянутаго нашего отечества, чтобы сделать вам подобающее посещение, и когда мы спрошены были вашим преподобием о том, как мы содержим нашу веру, – мы, принявши такой ваш заботливый вопрос, который вы предложили, имея в виду тех, которые весьма желали безразсудно говорить о нас ложь, – сочли за нужное вполне удостоверить вас в том не только общительными граматами, писанными к нам преблаженным папою Афанасием, которыя мы вам показывали, но и этим, писанным нами, исповеданием, дабы вы видели, что мы ничего иного не мыслим и никогда не мыслили, кроме вселенской и церковной веры, постановленной в Никее. Ее-то мы и исповедуем по мере сил наших, проклиная дерзающих называть Духа Святаго тварию, и арианскую ересь, и савеллиеву, и фотинову, и Павла Самосатскаго; – и непризнающих под Святою Троицею самостоятельно существующих трех лиц неописанных, единосущных, совечных и совершенных. Мы проклинаем также и тех, которые называют Сына разширением, или сокращением, или действием Отца, равно как и тех, которые Бога Слова, Сына Божия не исповедуют предвечным и совечным Отцу, самостоятельно существующим и совершенным Сыном и Богом.
Глава 12
Кто говорит, что Отец и Сын и Святой Дух – одно и тоже, тот анафема да будет. Кто Сыну Божию и Слову, или Его царству приписывает начало или конец, анафема да будет. Кто говорит, что Сын или Дух Святый есть часть Отца, и не признает, что Сын Божий произошел из существа Отчаго прежде всякаго помышления, – анафема да будет. О воплощении же Слова Божия, единороднаго Сына Божия мы исповедуем, что Сын Божий соделался и человеком без греха по принятии всей человеческой природы, то есть души разумной и мыслящей и плоти человеческой. Веруем в единаго Бога Отца вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго, и в единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, рожденнаго от Отца, то есть из существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденнаго, несотвореннаго, единосущнаго Отцу, которым сотворено все находящееся на небе и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшаго, и воплотившагося, и вочеловечившагося, пострадавшаго и воскресшаго в третий день, восшедшаго на небеса, грядущаго судить живых и мертвых; и в Духа Святаго. Тех же, которые говорят, что было время, когда Его не было, и что прежде рождения Он не существовал, и утверждают, что Он произошел из небытия, или из иной ипостаси, или сущности, или что Сын Божий подлежит превращению или изменению – всех таких проклинает соборная и апостольская Церковь. Я Фотин – пресвитер Анкирской соборной церкви верую и мыслю так, как написано выше. Я Сигерий пресвитер той-же церкви верую и мыслю так, как написано выше. Я Гигин – диакон той-же церкви верую и мыслю так, как написано выше. Я Гераклид – иподиакон той-же церкви верую и мыслю так, как написано выше. Я Елпидий – чтец той-же церкви верую и мыслю так, как написано выше. Я Кириан – защитник той-же церкви верую и мыслю так, как написано выше».
Вот что написано было ими к исповедникам и отцам. Итак если, по суду разумных людей, это изложение веры может считаться в числе лучших, то пусть так и будет. А если в этом самом изложении при его разборе найдется что-нибудь ошибочное и неправильное, то пусть, по мнению любомудрых так и будет.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Против духоборцев. Ересь пятдесят четвертая, а по общему порядку семдесят четвертая
Глава 1
От этих Полуариан и от православных выродились некоторые странные люди, состоящие из двух пород и полузвери в роде Кентавров, или Панов, или Сирен, как представили их нам писатели басен. Одни из них произошли от Ария и признают Сына тварию не вполне, но Сыном, произшедшим безлетно. А время, по их мнению, разумеется то, которое протекло от сотворения неба и доныне. В действительности же они не отступают от мнения, впервые изверженнаго Арием, именно, что было время, когда Сына не было.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Против Аэрия. Ересь пятдесят пятая, а по общему порядку семдесят пятая
Глава 1
Еще некто Аэрий также произвел великое зло в мире, обезумевши умом, превознесшись мыслию. Всякая ересь произошла по злому умышлению людей, появлявшихся от начала до последняго времени, или вследствие тщеславия, или гордости, или страсти вожделения, или зависти к ближним, или горячности, или безразсудства. Все это ослепление – от диавола, не потому, чтобы диавол был в силах обольстить не желающаго, но потому, что каждый для себя становится виновником соделания греха, да искуснии, как говорит Апостол, явлени бывают (1Кор.11:19). Этот Аэрий еще и до сих пор жив: он совершенно Арианин, он не иначе мыслит, как и Арий, и даже много превзошел Ария в своих помышлениях.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Может быть кто нибудь подумает, почему, говоря против Аэрия, мы выставляем Евстафия, не считаем ли разве достойным похвалы Евстафия? Жизни его и поведению не мало людей удивляются. О, если бы он правильно мыслил и по отношению к вере! Но он и сам с начала до конца держался Ария, и скорби гонений его не исправили. Ибо он изгнан был вместе с Василием, Елевзием и прочими. Кажется и к блаженному папе римскому Либерию он отправлялся в посольстве вместе с другими епископами и подписался под изложением Никейскаго Собора и православным исповеданием. Но после, как бы опомнившись и воспрянув от сна, опять обратился к зловерию арианскому. Впрочем у нас речь об Аэрии, потому к нему опять должно обратиться.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Учение Аэрия было так безумно, что человек представить не может. Он говорил: «что такое епископ в сравнении с пресвитером? Он ничем от него не отличается: один чин, одна честь и одно достоинство у того и другаго; возлагает руки епископ, возлагает и пресвитер, прощение преподает епископ, преподает и пресвитер; домостроительство служения совершает епископ, тоже самое и пресвитер; возседает на престоле епископ, возседает и пресвитеръ».
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Потом еще он говорил: «на каком основании после смерти вы поминаете имена умерших? Если живой молится и роздал имение, какая от того польза умершему? Если молитва здешних полезна для тамошних, в таком случае никто пусть не живет благочестиво и не делает добра, но пусть приобретет себе друзей каким угодно способом, хотя бы склонившй их деньгами, или перед смертию упросит друзей, и они будут молиться за него, чтоб он там не пострадал и не был истязан за соделанные им тяжкие грехи.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Если я хочу поститься, я сам выберу какой-нибудь день и буду поститься свободно». Поэтому у Аэриан принято поститься больше в воскресный день, а в среду и в пяток – вкушать пищу. Часто, впрочем, и в среду они постятся, впрочем не по предписанию, а по собственному произволению.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Против Аномеев. Пятьдесят шестая, а по общему порядку семдесят шестая ересь
Глава 1
Есть еще некоторые еретики, называемые Аномеями. Они недавно появились. Вождем их был некто диакон Аэтий, произведенный в этот сан за свою болтливость Георгием Александрийским, бывшим епископом у Ариан и Мелетиан.Во времена Юлиана, как выше у меня показано, Георгий торжественно провезен был по городу на верблюде; сначала окружен он был язычниками и много потерпел от них, торжественно, как сказал я, проехал, бит был прутьями, потом влачим был почти чрез весь город, и так умер, а после смерти был сожжен и вместе со множеством костей птиц и животных обращен в пепел, и прах его развеян был по ветру. Таков был его конец. Может быть кто-нибудь скажет так об умершем: значит, он мученик, когда так пострадал от язычников? Если бы у него подвиг был за истину и если бы случилось ему потерпеть это от язычников по ненависти и за исповедание Христа, конечно, он был бы помещен в числе мучеников и притом не малых. Но это было с ним не за исповедание Христа, но за великое насилие, которое он причинил городу и народу во время своего епископства, похитив у граждан доставшееся им от родителей имение. Мы не клевещем на этого человека; ибо много нанес он зла Александрийцам, как напримерь взял на откуп всю селитру и болота с папирусом и тростником и соленыя озера, и вздумал этим распоряжаться и доставлять все к себе. Такое у него было постыдное корыстолюбие, что он не пренебрегал даже ничтожных вещей: так он придумал завести известное число носильщиков тел умерших, и нельзя было выносить тел умерших, и особенно чужестранцев, без людей от него к тому приставленных. Это он делал не по страннолюбию, но как я сказал, ради дохода. Если же кто сам погребал тело, тот подвергался опасности. Таким образом с каждаго покойника доставалась ему какая-нибудь прибыль. Умалчиваю о другом, именно: как этот человек вращался в роскоши и других пороках и в жестокости. Александрийцы, и особенно язычники, за все это имевшие гнев на него, довели его наконец до смерти. Александрийцы, умертвили его, как скоро услышали о смерти Констанция. У меня же не было другаго предлога говорить о Георгии, кроме того, что Аэтий поставлен был от него во диакона.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Этот Аэтий до зрелаго возраста, как говорят, был вовсе невежда в мирских науках. Поживши еще, он учился в Александрии у одного Аристотелика философа и софиста и, изучив диалектику, вздумал изложение учения о Боге представлять в фигурах. На свободе он занимался и сидел над этим непрерывно с утра до вечера, изучая и стараясь достигнуть говорить о Боге и составлять о Нем определения посредством геометрии и фигур. Сделавшись полным Арианином и держась неистоваго учения Ариан, он, от обращения с ними, стал еще более вредоносен и ежедневно изощрял язык свой против Сына Божия и Духа Святаго. Некоторые обвинили его и донесли на него Констанцию, и он был сослан в пределы Тавра. Здесь он распространял свое нечестивое учение, с дерзостию выставляя оное на вид, и, поднимая голову с большим безстыдством, непрерывно извергал свое злоучение. Он дерзнул назвать Сына неподобным Отцу и не тождественным с Отцем по Божеству. И мы сами не держимся подобия; ибо знаем, что Сын выше подобия по отношению к Отцу, как тождественный и равный с Ним по Божеству и нисколъко не отличный.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
В начале он разсуждает так: «не может нерожденное быть подобно рожденному, потому что то и другое различается самим названием: одно – нерожденное, другое – рожденное». Все это глупо и привело Аэтия к безумию.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Не потому ты стал не похож на людей, что будто бы преуспел в добре, но потому, что ты уклонился от пути истины и стал потому не похож на сынов Церкви; восхотев Сына Божия, равнаго Отцу, называть неподобным Отцу, ты сам стал неподобным, заслужив это название и не будучи подобен спасаемым в Боге.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Но прежде всего я почел нужным поместить здесь сполна дошедшее до нас его сочиненьишко, дабы сделать против него опровержение посредством его самого.
Вот это сочинение Аномея Аэтия
Глава 11
Поелику во время гонения, открытаго против нас современниками, некоторые из них, захватив себе частным образом вместе со многим другим написанное нами сочинение о нерожденном и рожденном Боге и испортив оное вставками и сокращениями, издали оное, изменив веденный там порядок, то, когда пришел к нам некто из ученых и принес оное нам, я признал необходимым, как сочинитель, очистив это сочинение послать оное к вам, все благочестивые подвижники и подвижницы, дабы вы могли знать, что сочинение наше написано по мысли святых Писаний.
При помощи его вы краткими замечаниями будете в состоянии остановить всякаго человека, безстыдно решающагося возражать вам о нерожденном и рожденном Боге, а всего более вышеупомянутых людей. Я расположил оное в виде стихов, присоединив возражения и решения, с доказательствами удопонятными и ясными, и начав речью о нерожденном Боге.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Если начало этого сочинения, которое Аэтий составил и написал с коварством на пагубу некоторых, хваляс, что оно содержит в себе доброе и изящное, прочитает человек опытный и сведущий, он найдет, что оно похоже на останки и кости умершаго и сгнившаго трупа змеи. Поэтому, собравши с начала до конца слова Божественнаго Писания, целебныя по действию Божию, мы в своем опровержении дадим противоядие желающим уврачеваться от его яда.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Святая вера Божия существует от начала и всегда; она древняя и не стареющая, пребывает постоянно, утверждена на прочном основании и держится, имея своего безлетнаго Владыку. Поэтому она не есть временная, но всегда существует, сожительствуя с ангелами и украшая святых в род и род. А ты человек временный, обольщенный заблуждением и превознесшийся умом и выгнавший в безпорядке скот твоего стада на тернистое пастбище. Никто из древних не мыслил по твоему, Аэтий; ты пишешь против современников, но ты сам человек современный, а не древний.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Мы не имеем Бога сотвореннаго, или созданнаго, но несотвореннаго и несозданнаго, рожденнаго от Отца безначально и безлетно. И если ты хитришь, желая рожденное (γεννητὸν) двусмысленно называть происшедшим (γενητὸν), я не приму твоей речи, хотя бы ты и не мыслил, что Сын меньше Отца вследствие рождения от Отца.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И так перестань, Аэтий, предлагать нам пустыя Аристотелевския слова, так как для нас необольщаемых им достаточно истиннаго учения Господа нашего
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
«Опроверж». Сказал Аэтий, что Бог Вседержитель, имеющий нерожденную природу, незнает в Себе природы рожденной, – и оказался разделителем и пределоположником естества Божия, пытаясь, будучи человеком по естеству и однакожь желая познать то, что выше естества, познать это не на основании Писания, но на основании умозаключений человеческаго разсудка. Постоянно же и с начала своего слова, уже не как древние Ариане, желает, хотя и скрытно, называть Сына единородным.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И это устраняет все умозаключительное баснословие слов твоих, Аэтий, и не может убедить нас быть учениками твоего наставника Аристотеля, и оставить учение просвещенных Духом Божиим некнижных в слове рыбарей и людей простых, но вестников истины в силе Божией, которой они удостоены были: ибо не в умозаключениях и не в надменном слове состоит царствие Божие, но в силе и истине.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Все произшедшее произошло от другаго, а нерожденное существо ни от Себя, ни от другаго не произошло, если необходимо нерожденность выражает сущность. И что необходимее этого? ибо имя сущности, всегда употреблявшееся у самих аномеев и ариан, коварно заимствовал Аэтий, и очевидно вынуждаемый истиною исповедал.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Саморожденный Бог, по сему названный единым истинным Богом от посланнаго Им Иисуса Христа, истинно существовавшаго прежде веков и истинно рожденной ипостаси, да соблюдет вас невредимыми от нечестия во Христе Иисусе Спасителе нашем, чрез Котораго всякая слава Богу и Отцу, и ныне и во веки веков. Аминь.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
4. Этот человек (Аэтий) сам и наученные от него вообразили себя выше всякаго человека в том, что будто бы познали Бога не только верою, но и ведением по естеству, как я и выше упоминал о них, говорящих, что они не просто знают Бога в знании верою, но так, как кто-либо может знать все видимое и осязаемое руками его, как например, если бы кто-либо взял руками камень или дерево или орудие из какого-либо инаго вещества.
………………
Ибо совершенно нелепо, что он говорит, будто Художника и несравнимаго, и неизъяснимаго он познал и точно понял (и если бы он говорил, что познал и точно понял верою, но не дерзал бы и они не дерзали говорить, что ведают Его как бы осязая), произведеннаго же Самим несравнимым, что по виду может быть предметом удивления для видящих, говорит он, как и его единомысленники, не знает, между тем как в особенности везде Божественныя Писания ясно проповедуют о Боге, что Он невидим и непостижим, и не объемлем для ума, но только верою по истине познается, «яко есть» и любящим «Его мздовоздатель бывает»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Во втором отделении той же третьей книги, а по вышесказанному счету числа отделений – в седмом, каковое отделение есть и конец всего творения, содержатся четыре ереси:
1. Димириты, исповедующие несовершенное вочеловечение Христа. Из них некоторые дерзнули называть тело единосущным Божеству, а некоторые отрицали, что Христос воспринял душу, некоторые же, опираясь на изречение: «Слово плоть бысть» (Ин.1:14), отрицали, что Он принял плоть от созданной плоти, то есть, от Марии, но упорно говорили одно, что «Слово плоть бысть»; напоследок же по какому соображению, не знаю, начали утверждать, что Он не воспринял ума.
2. Антидикомарианиты, говорящие, что Святая Мария Приснодева, после рождения Спасителя, сожительствовала с Иосифом.
3. Коллиридиане, во имя той же Марии приносящие в один назначенный день года некоторое печенье (коллириду), каковым мы и дали название Коллиридиан.
4. Массалиане, что значит молящиеся. К ним примыкают и из прежде бывших еллинских ересей так называемыя Евфимиты, Мартириане и Сатаниане.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Против Димиритов, так названных некоторыми, исповедующих несовершенное вочеловечение Христа, ересь пятьдесят седмая, а по общему порядку семдесят седмая
Глава 1
Вслед за вышеисчисленными, из предубеждения некоторых произошла на свет еще одна трудная для нашего понимания и чуждая вере ересь, не могу сказать по какой причине, но разве лишь потому, что попустил ее непрестанно возмущающий человеческую природу и воюющий против нея диавол, который влагает горький яд свой в прекрасно приготовленныя яства и таким образом как бы к меду подбавляет горечь и притом чрез некоторых дивных по высоте жизни и непрестанно восхваляемых за православие людей.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Ибо некоторым, и от нас изшедшим, и притом в великой почести бывшим, всегда возвеличиваемым похвалами и среди нас, и среди всех православных, угодно было отрицать ум во Христе, во плоти пришедшем, и говорить, что пришедший Христос, Господь наш, принял плоть и душу, ума же не принял, то есть не соделался совершенным человеком.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Старец и досточтимый, всегда возлюбленный для нас и для блаженной памяти папы Афанасия, а равно и для всех православных, Аполлинарий из Лаодикии, вот кто в начале измыслил и принес это учение. И в начале слыша сие от некоторых из наученных им, мы не верили, подлинно ли он, будучи таким мужем, пустил на свет это учение, терпеливо ожидая с надеждою до тех пор, пока не узнаем дела в точности.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
смутить свой слух внушениями некоторых чуждых людей, ближе подходящих к Валентину, Маркиону и Манихеям, сами более измышляют ложное, – как будто бы в честь Христа, – нежели истинствуют. Когда услышат от нас, что Христос имел наше тело, тотчас обращаются к собственным басням, соответственным их любопрению, говоря, что Он имел ногти и плоть, и волосы, и все другое не такие, какие имеем мы, но имел иные ногти и иную плоть, и все остальное не такого качества, как у нас, но инаковаго сравнительно с нашими; этими суетными словами, по примеру Валентина и других названных ересей, они лукаво как будто хотят воздать честь Христу.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Итак Виталий исповедал, что Христос принял и душу человеческую; ибо он говорил: да, Христос был совершенный человек. За тем, после того как мы вопросили его о душе и плоти, вопросили и о том, принял ли пришедший Христос ум? Но отрекся, он тотчас говоря: нет. Потом мы к нему обратились с вопросом: как же ты говоришь, что Он соделался совершенным человеком? И он открыл пред нами собственный смысл своего разумения; мы говорим, сказал он, что Он есть совершенный человек, приписывая Ему вместо ума Божество, и кроме того плоть и душу, дабы Он был совершенным человеком, состоящим из плоти, души и Божества, полагаемаго вместо ума. Когда таким образом обнаружилось любопрение его, мы много о сем разсуждали и доказывали от Писания то, как должно исповедывать, именно, что Бог Слово принял все совершенно и все домостроительство совершил в плотском пришествии и по воскресении из мертвых соединил плоть с Божеством в совершенстве, так что имеет ее не иную, но всю славно одухотворенную, соединенною в себе с собственным Божеством, при чем все совершенство завершается в одном Божестве, и ныне Он седит на небе одесную Отца на престоле славы Его вечнаго господства и царства.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
никогда, никем из древних не говорено было этого, ни пророком, ни апостолом, ни евангелистом, никем либо из толкователей до самых наших времен, и только в наше время вышло такое ухищренное слово из уст вышеназваннаго ученейшаго мужа (Аполлинария). А муж этот получил образование не случайное, начав его с наук предуготовительных и еллинскаго учения и искусившись во всяком диалектическом и софистическом искусстве, да и в других отношениях был по жизни честнейший, и у православных прибавал всегда в любви, будучи поставляем в числе самых первых до самаго проповедания этого учения. Он потерпел даже и изгнание за свое несогласие с Арианами. Но что мне говорит? Велика печаль наша и горестна жизнь, потому что диавол всегда обыкновенно досаждает нам, как я уже много раз говорил.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Итак начну вести речь о сем предмете, дабы, как я сказал, ничего не опустить из истины. Что пользы принесло нам отрицание ума во Христе, пришедшем во плоти? Если ваша мысль направлена вообще к тому, чтобы, так сказать, оказать услугу Господу нашему Иисусу Христу и Богу Слову и Сыну Божию, только чтобы мы не говорили о принятии Им ума, дабы не допустить мысли об умалении Его Божества: то гораздо более должно отдать предпочтение Манихеям, Маркионитам и другим еретикам, не желавшим усвоять Ему плоти, дабы не сделать этим умаления Божеству Его. Но не от человеческаго желания получает силу истина, а от управляющей ею Премудрости и не постижимаго домостроительства.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
что Христос принял истинную плоть, а некоторые, как сказано было мною выше, дерзнули говорить, что плоть единосущна Его Божеству. Но об них мы не станем говорить, так как они изменили свое мнение и обличены были в таковой нелепости теми, которые между ними самими хорошо мыслят о плоти. Впрочем, во всяком случае отрицать этого не будет вероятно и сам благоговейнейший Аполлинарий.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Против Антидикомарианитов. Пятьдесят осмая, а по общему порядку семдесят осмая ересь
Глава 1
От этой ереси, некоторыми называемой Димиритскою или отрицающею ум в человеческой природе Христа, возникли еще некоторыя безпокойства, особенно в Аравии; донесено же о том нашему смирению некоторыми людьми благоговейными.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
И после того, как все переполнилось в наше время, и хулы и все чуждое святаго Духа, люди обращаются еще к другим новостям. Одни хулят Отца, Бога всяческих и Зиждителя, это – так называемые Гностики. Другие же, называемые Маркионитами и Архонтиками и им последовавшие Манихеи, но без праведнаго некотораго смотрения Божия получившие наименование неистовствующих – все эти с большею частию других еретиков, разумею Каинитов, Ситиан, Мелхиседекиан, Колорвасиан, Кердониан и других, произносят хулу на Отца всяческих, отрицая, что Он есть Бог, глаголавший в законе и пророках и праведно покланяемый от всех тварей, как Творец и Зиждитель.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
А после тех теперь таким же образом и эти новые Иудеи, руководясь теми же правилами, одни, подобно природным Иудеям, отрицали Его пришествие во плоти, а другие теперь отрицающие совершенное равенство Сына Божия со Отцем, неистовствуя и обезумевши, утверждают непрестанно, что Он есть создание и тварь и во всем чужд Отца.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Приветствуют вас все братия. Передайте взаимно и вы наше приветствие всем находящимся у вас братиям, верным, православным, которые гнушаются надменности, ненавидят общение с Арианами и наглость Савеллиан; но чтут Троицу единосущную, Отца, и Сына, и Святаго Духа, три ипостаси, едино существо, и едино Божество, кратко сказать, – едино славословие, и не колеблются в мнении о спасительном домостроительстве Спасителя нашего и о Его пришествии во плоти, но веруют в совершенное вочеловечение Христа, Который есть совершенный Бог и в тоже время совершенный человек, без греха воспринявший самое тело от Марии, принявший и душу, и ум, и все, из чего состоит человек, кроме греха
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Против коллиридиан, приносящих жертву Марии. Пятьдесят девятая, а по общему порядку семдесят девятая ересь
Глава 1
После вышеизложенной дошла до нас молва о другой ереси, о которой мы уже упомянули не много раньше в послании, написанном в Аравию о Марии. Эта ересь появилась в Аравии из Фракии и верхних частей Скифии и доведена была до нашего слуха.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
потому что одинаковый вред в обеих этих ересях: и когда уничижают святую Деву, и когда, напротив, прославляют ее сверх должнаго. Да и кто учит этому, как не женщины? Ибо женский пол удобопреклонен к падению, не надежен и малодушен.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Против Массалиан, с которыми соприкасаются Мартириане из Еллинов, Евфимиты и Сатаниане. Шестидесятая, а по общему порядку восемьдесятая ересь
Глава 1
Безстыдство ненасытно и безразсудство не знает меры, но на все простирает свой помысл и отверзает уста, чтобы повредить потомству Адама и Ноя, различным образом истребляя целомудрие и многообразно разсеевая между повреждаемыми блудныя мысли.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Умоляю простить меня за то, что я на словах относился к некоторым жестоко и называл некоторых бродягами, шарлатанами, заблуждшими и обольстителями. Хотя мы и не имеем обычая легкомысленно осмеивать кого либо, но по причине великой тяжести этого яда мы признали необходимым обращаться к ним с такими словами, дабы устранить мысль некоторых, могших подумать, будто тем самым, что мы не обнаруживаем их явно, хотя и раскрыли их учение и действия, отчасти имеем согласие в мысли с лжеучением, заключающимся в каждой из ересей.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Написано всего три книги в семи отделениях. В первой книге заключаются 46 ересей, расположенных по числу наименований и по связи первой ереси со второй, и так далее до последней, заключающейся в книге, так что первая книга в трех отделениях содержит 46 ересей; вторая книга 23 ереси в двух отделениях, а третья книга 11 ересей в двух отделениях. Итак всех вас, участвовавших в труде нашем и великодушно раскрывавших и прочитавших это наше сочинение, увещаваю и прошу приобрести от него пользу, а дурное в ересях удалить от ума. Ибо не для вреда мы раскрыли их, но для пользы и предостережения от подпадения прелести вышеупомянутых ересей.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
И ариане произносят это имя, но утверждают, что Он есть Бог усыновленный, а не истинный, поелику непричастны Духа Святаго. Если кто не приимет Духа Святаго, тот не называет Иисуса Господом истинно, Богом истинно, Сыном Божиим истинно и Царем вечным истинно.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Если ты назвал Его «единосущным», то сломил силу Савеллия. Ибо «единосущие» не одну ипостась означает, но и знаменует ипостасного Отца, и ипостасного Сына, и ипостасного Духа Святаго. Также когда кто говорит о «единосущии», то означает сим не чуждого тому же самому Божеству, но Бога Сына от Бога, и Бога Духа Святаго, от того же самого Божества сущего, а не трех богов.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
как приверженцы ереси Ария и все прочие ереси, каковы: одиннадцать ересей, выделившияся после того, как дан был чрез Моисея закон, но прежде пришествия Христа во плоти, и другие шестьдесят, возникшие после пришествия Его во плоти. Кроме бывших прежде закона, которых всех пять, еще было еллинских ересей четыре, а с бывшими прежде закона девять. Всех же вместе, с родоначальницами их, числом восемьдесят. Родоначальниц их пять, следующие: варварство, скифство, еллинство, иудейство, самарянство. От сих, именно от еллинства, произошли четыре ереси: пифагорейцев, платоников, стоиков, епикурейцев. От закона же, прежде пришествия Христа во плоти, одиннадцать: от иудейства седмь: книжников, фарисеев, саддукеев, ессеев, назареев, имеробаптистов, иродиан; от самарянства четыре – горофинов, севуеев, ессинов, досифеев. Всех же вместе от закона из иудейства и самарянства возникших ересей одиннадцать.
13. Итак, всех ересей, бывших прежде пришествия Христа во плоти, начиная от Адама и до пришествия Христова, двадцать. После же пришествия Христа во плоти до царствования Валентиниана и Валента и Грациана, всех ерееей, ложно употреблявших имя Христа, шестьдесят, и оне исчисляются так: симониане; менандриане; саторнилиане; василидиане; николаиты; гностики, они же стратиотики и фивиониты, а у некоторых секундианиты, у иных же сократиты, у других закхеи, а у некоторых называемые коддианами и ворворитами; карпократиты; керинфиане, они же и миринфиане; назореи; евионеи; валентины; секундиане, с которыми состоят в связи Епифаний и Исидор; птолемеониты; маркосии; колорвасии; ираклеониты; офиты; кайяне; сифиане; архонтики; кердониане; маркионисты; лукианисты; апеллиане; севириане; татиане; енкратиты; катафриги, они же и монтанисты и таскодругиты; пепузиане, они же и прискиллиане и квинтиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; четыренадесятники, в один и тот же день года совершающие Пасху; алоги, не принимающие Иоаннова Евангелия и Апокалипсиса; адамиане; сампсеи, они же и елкесеи; феодотиане; мелхиседекиане; вардисианисты; ностиане; валисии; кафары, они же и новатиане и монтезии, как они называются в Риме; ангелики; апостолики, они же и апотактики; савеллиане; оригенисты, они же и студодеи (срамники); оригенисты адамантики; ересь Павла Самосатскаго; манихеи, они же и акуаниты; иеракиты; мелетиане; раскол египетский; ариане, они же и ариоманиты; авдиане, – раскол, а не ересь; фотиниане; маркеллиане; полуариане; духоборцы, Святаго Духа Божия хулящие; аэриане; аэтиане, они же и аномеи, с которыми состоит в связи Евномий, лучше же сказать непризнающий закона (ανομος); димириты, не исповедающие совершенного Христова вочеловечения, они же и аполлинаристы, утверждающие, что святая Мария Приснодева по рождении Спасителя сожительствовала с Иосифом, которых мы назвали антидикомарианитами; во имя ее же приносящие некоторое печенье (коллириду), которые называются коллиридианами; массалиане, с которыми состоят в связи мартириане из еллинов, также евфимиты и сатаниане.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Об Отце, например, нельзя дерзать говорить это, потому что Он не носил плоти. А что лукианистами, также как и арианами, исповедуется действительность плоти у Христа, это не может подвергаться сомнению. Но, говорят, «Слово плоть бысть»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Перестань же Ориген, перестаньте ученики Оригена; ибо апостолы и пророки более говорят истину, нежели вы и ваш учитель. Да престанут гностики, а по образу жизни – катагностики. Да престанут валентиниане и манихеи и маркиониты, во всем заблуждающиеся. Да престанут ариане, аномеи, саввеллиане, пневматиты (хулящие Святаго Духа Божия), духоборцы и димириты, несмысленно отвергающие ум.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Еретик говорит: несомненно верую, что Отец есть Отец, Сын есть Сын и Святый Дух есть Святый Дух, и исповедую три ипостаси во едином существе; не говорю об ином существе помимо Божества или об Ином Божестве помимо существа; но для точности мы называем это существом, дабы не говорить об ином и ином виде Божества в Троице. Таковый, прикрываясь, как я сказал, легкомысленно и коварно говорит: верую, что Отец есть Отец, Сын есть Сын, Дух Святый есть Дух Святый; сокровенную же мысль имеет такую, что как бы уподобив Божество нам, говорит в себе: как я имею тело, душу и дух человеческий, так и Божество. Отец есть как бы, так сказать, вид или форма; Сын – как бы душа в человеке; а Дух – как бы дышущее посредством человека. Ибо некоторые коварствуют и так думают о Божестве. Мы же не так научены
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
87. Но об этом достаточно, думаю, сказано, хотя из многих примеров мы предложили немногое. Что же касается до считающихся Христианами, а между тем доверяющих учению Оригена, исповедующих воскресение мертвых, оживление нашей плоти и святаго тела Господня, заимствованнаго от Марии, а о настоящей нашей плоти говорящих, что она не возстанет, но что вместо нея дана будет от Бога другая, то как не сказать нам о мнении их, что оно нечестивее других и неразумнее языческих мнений?
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
что Сын есть Сам Отец, и Отец есть Сам Сын, и Святый Дух есть Сам Отец, так что нет Сына и Святаго Духа. Таким образом они изобличают в себе вторых иудеев и убийц Господа. Ариоманиты же, нечестивейшие из всех, дерзая отделять и отчуждать Сына от существа Отчаго, не признают Сына равночестным Отцу и рожденным от существа Отца. Другие, выродившиеся от них, раньше нашего времени вошли в состав иных ересей, уже образовавшихся дотоле, которых едва ли можно сопричислять даже и к иудеям, как произносящих хулу на Святаго Духа. Это – вторые саддукеи и самаряне, люди темные, мертвые и неверные.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
А Святый Дух в виде голубя сошел на Него, погрузившагося в воды, дабы показать их чистыми ради имевших креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Арианам же, вместе с сказанным прежде, достаточно будет сказаннаго Сыном: «Аз во Отце, и Отец во Мне» (Ин.14:10); ибо Он показал здесь свое равенство со Отцем и истинное сыновство. Выродившимся от ариан, хулящим Святаго Духа, достаточно будет двух свидетельств, уже приведенных после других свидетельств.