• Авторизация


Епифаний Кипрский (315—403) (4 век). Цитаты по теме еретиков, ересей. Часть 1. 07-12-2014 14:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Ереси. Еретики.

 

Епифаний Кипрский. Панарий. Ответ Епифания на послание пресвитеров Акакия и Павла.

2. И это во всем произведении изложено в сказанных выше трех книгах: первой, второй и третьей; три же книги сии подразделили мы на семь отделений; и в каждом отделении заключается некое число ересей и расколов, всех же их в совокупности восемьдесят; названия и содержания их следующия: первая – варварство, вторая – скифство, третия – еллинство, четвертая иудейство, пятая – самарянство; от них – прочия. После варварства и скифскаго суеверия до Христа от еллинства произошли сии: шестая ересь – пифагорейцы или перипатетики – ересь, отделенная Аристотелем, седьмая – платоники, осмая – стоики, девятая – епикурейцы. Потом ересь самарянская, ведущая начало от иудейства, и четыре ея толки: десятая ересь – горофины, одиннадцатая – севуеи, двенадцатая – есеины, тринадцатая – досифеи. Потом само поименованное выше иудейство, отличительную черту свою приявшее от Авраама, посредством даннаго закона распространенное Моисеем, и от Иуды, сына Иаковлева или Израилева чрез Давида, от Иудина колена происшедшаго и царствовавшаго, наследовавшее прозвание иудейства. И от сего иудейства следующия семь ересей: четырнадцатая книжников, пятнадцатая Фарисеев, шестнадцатая саддукеев, семнадцатая имеробаптистов, осмнадцатая оссеев, девятнадцатая назареев, двадцатая иродиан. За сими ересями в след их по преемству времен открылись спасительное пришествие Христа Господа нашего во плоти, евангельское учение и проповедь царствия, этот единственный источник спасения и истинная вера вселенской, апостольской и православной церкви. От нея же отторглись и отделились следующия, имя только Христово, а не веру содержащия, ереси: первая – симониане, вторая – менандриане, третия – саторнилиане, четвертая – василидиане, пятая – николаиты, шестая – гностики, они же стратиотики, и еще фивиониты, называемые у некоторых секундианами, у других сократитами, а у иных закхеями, у некоторых же коддианами, ворворитами и варвилитами; седмая ересь – карпократиты; осьмая – керинфиане, они же и миринфиане; девятая – назореи; десятая – евионеи; одиннадцатая – валентины; двенадцатая – секундиане, с которыми состоят в связи Епифан и Исидорь; тринадцатая – птолемеи; четырнадцатая – маркосии; пятнадцатая – колорвасии; шестнадцатая – ираклеониты; семнадцатая – офиты; осмнадцатая – кайяне; девятнадцатая – сифияне; двадцатая – архонтики; двадцать первая – кердониане; двадцать вторая – маркиониты; двадцать третия – лукианисты; двадцать четвертая – апеллиане; двадцать пятая – севириане; двадцать шестая – татиане; двадцать седьмая – енкратиты; двадцать осмая у фригов состоящая из монтанистов и таскодругитов, таскодругиты же делились еще и сами; двадцать девятая – пепузиане, они же прискиллиане и квинтиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; тридцатая – четыредесятники, в один и тот же день года совершающие Пасху; тридцать первая – алоги, не принимающие Иоаннова Евангелия и Апокалипсиса; тридцать вторая – адамиане; тридцать третья – сампсеи, они же елкесии; тридцать четвертая – феодотиане; тридцать пятая – мелхиседекиане; тридцать шестая – вардисианисты; тридцать седьмая – ноетиане; тридцать осмая – валисии; тридцать девятая – кафары, они же новатиане; сороковая – ангелики; сорок первая – апостолики, они же апотактики; сорок вторая – савеллиане; сорок третия – оригенисты, срамники; сорок четвертая – оригенисты, адамантики; сорок пятая – Павла самосатскаго; сорок шестая – манихеи, они же ануканиты; сорок седьмая – иеракиты; сорок осмая – мелетиане, египетский раскол; сорок девятая – ариане, они же ариоманиты; пятдесятая – раскол авдиан; пятдесят первая – фотиниане; пятдесят вторая – маркеллиане; пятдесят третия – полуариане, пятдесят четвертая – духоборцы, они же македониане и ученики Елевсия, хулящие Святаго Божия Духа; пятдесят пятая – аэриане; пятдесят шестая – аэтиане, они же аномеи, с которыми в связи Евномий, лучше же сказать, не признающий закона (ἄνομος); пятдесят седьмая – димириты, не исповедающие совершеннаго Христова вочеловечения, они же аполлинариты; пятдесят осмая – утверждающие, что Святая Приснодева Мария по рождении Спасителя имела общение с Иосифом, которых называем антидикомарианитами; пятдесят девятая – во имя той же Марии приносящие коллириды, почему и называются коллиридиане, шестдесятая – массалиане, с которыми состоят в связи мартириане, у еллинов называемые евфимитами и сатанианами.

Теперь, возвращаясь назад и перечисленныя ереси разобрав по книге, в сем оглавлении моем покажу все те, какия из осмидесяти ересей в первой книге, какия потом во второй, и какия в третьей; а также и о каждом из семи отделений, помещенных в трех книгах, покажу, какия именно ереси нашли себе в нем место. Именно, в первой книге отделений три, а ересей сорок шесть с их именованиями, разумею же варварство, скифство, еллинство, иудейство и самарянство. Во второй книге отделений два, ересей двадцать три; в третьей книге отделений два, ересей одиннадцать. Посему в первом отделении первой книги двадцать ересей; оне суть следующия: варварство, скифство, еллинство, иудейство; разности у еллинов: пифагорейцы или перипатетики, платоники, стоики, епикурейцы; самарянство, происходящее от иудейства; следующия четыре толка самарян: горофины, севуеи, ессины, досифеи; семь ересей иудейских, а именно: книжники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назореи, иродиане. А во втором отделении первой книги также следующия тринадцать ересей: симониане, менандриане, саторнилиане, василидиане, николаиты, гностики, называемые стратиотиками и фивионитами, а у некоторых секундианами, у других сократитами, у иных закхеями, коддианами, ворворитами и варвилитами, карпократиты, керинфиане, они же и миринфиане, назореи, эвионеи, валентиниане, секундиане, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор, птолемеи. В третьем отделении той же первой книги тринадцать ересей, именно: маркосии, колорвасии, ираклеониты, офиты, кайяне, сифияне, архонтики, кердониане, маркиониты, лукианисты, апеллиане, севириане, татиане. Вот оглавление трех отделений первой книги. Во второй же книге два отделения, и в первом отделении второй книги, в четвертом же по порядку числ от начала, осмнадцать ересей, именно: енкратиты, у фригов состоявшие из монтанистов и таскодругитов; таскодругиты же отделились от поименованных прежде; пепузиане и квинтиллиане, с которыми в связи артотириты; четыредесятники, в один и тот же день года совершающие Пасху; алоги, не принимающие Иоаннова Евангелия и Апокалипсиса; адамиане, сампсеи, они же елкесеи, феодотиане, мелхиседекиане, вардисианисты, ноетиане, валисии, кафары, ангелики, апостолики, они же апотактики, с которыми в связи называемые саккофорами, савеллиане, оригенисты срамники, оригенисты адамантовые. Во втором отделении той же второй книги, которое но сказанному выше счету есть пятое, следующия пять ересей: Павла самосатскаго, манихеи, они же акуаниты, иеракиты, мелетиане, египетский раскол, и ариане. Вот оглавление отделений и второй книги. Подобно и в третьей книге отделений два. В первом отделении третьей книги, в шестом же по счету сказанному нами выше, следующия семь ересей: авдиане, составляющие раскол, фотиниане, маркеллиане, полуариане, духоборцы, хулящие Святаго Божия Духа, аэриане, аэтиане, от Аэтия аномея, с которым вступил в связь Евномий, также аномей. А во втором отделении той же третьей книги, то есть в седьмом отделении по разделению числа отделений, какое сказано было нами (а именно, что это отделение седьмое и конец всего произведения), изложены следующия четыре ереси: димириты, вочеловечение Христово не признающие совершенным, они же аполлинариты, утверждающие, что Пресвятая Приснодева по рождении Спасителя имела общение с Иосифомь, за что назвали мы их антидикомарианитами, и во имя той же Марии приносящие коллириды, которые называются коллиридианами, массалиане, а также защищение правой и истинной веры с сокращенным словом о том, какова святая вселенская и апостольская Церковь.

Епифаний Кипрский. Панарий.

А вот оглавление перваго отделения первой книги, содержащаго в себе обличение двадцати ересей:

Во-первых всех ересей родоначальницы, первообразы и именования, от которых произошли и другия ереси; и таких первых четыре.

1) Первая ересь варварство; она, сама по себе, продолжалась десять родов от дней Адамовых до Ноя. Варварством же названа, потому что жившие тогда люди не имели у себя какого либо вождя, или одного единогласнаго правила, но каждый сам распоряжался собою и в предпочтении собственной своей воли служил для себя законом.

2) Вторая ересь – скифство, от дней Ноевых и в последующее время до построения столпа и Вавилона, и после столпотворения не большое число лет, то есть при Фалеке и Рагаве; некоторые, уклонившись в страну Европы, селились в области скифской между тамошними племенами со времен Фираса (Бытие 10:2), от котораго произошли фракияне, и позднее.

3) Третия ересь – еллинство, со времен Серуха начавшееся идолопоклонством; и как тогда каждый водился каким нибудь суеверием, то при большей образованности при установившихся обычаях и законах, начали племена человеческия делать общия распоряжения и об идолах, которых тогда, прилепившись к ним, обоготворили; в начале расписывали красками и изображали подобия чтимых ими издревле властителей, чародеев, сделавших в жизни что-либо, по людскому мнению, достойное памятования, уважаемых по силе и телесной крепости; а потом, со времен Фарры, отца Авраамова ввели в идолопоклонство делание кумиров, почтили праотцев своих изваяниями, стали выделывать подобия умерших, сперва с помощию скудельнаго искусства, а потом, применительно ко всякому искусству, строители домов обтесывая каменья, а серебряники, золотари, а также столяры и прочие обделывая каждый свое вещество. Египтяне, а вместе с ними вавилоняне, фригийцы и финикияне сделались первыми учредителями сего богопочтения, делания кумиров и совершения таинств; от них бóльшая часть учреждений перешла к еллинам во времена Кекропса и после него. А в последствии гораздо позднее провозглашены богами Крон, Рея, Дий и Аполлон, и прочие.

Еллины же получили себе имя от некоего еллина, одного из жителей Эллады, и как говорят другие, от оливы (ἐλάια), росшей в Афинах. Вождями еллинов, как показывает точная история, были ионяне, происшедшие от Иовнана, одного из строивших столп, когда разделились у всех языки. По этой причине, от разделившейся (μεμερισμένη) речи, получали все название «μέροπες. В последствии, гораздо в позднейшия времена, еллинство перешло в ереси, разумею пифагорейцев, стоиков, платоников, епикурейцев и прочих. Отличительное же свойство богочестия, а вместе и закон естественный имели силу у сих народов от сложения мира и до последних времен, в особом отдельном виде сохраняясь среди варварства, скифства и еллинства, пока не вошли в единение с богочестием Авраамовым.

4) И потом иудейство, со времен Авраамовых восприяв на себя отличительное свойство, и распространившись чрез Моисея, седьмаго по Аврааме, посредством даннаго ему Богом закона, от Иуды четвертаго сына Иакова, прозваннаго Израилем, чрез Давида, перваго царя из колена сего Иуды, наследовало полное свое имя иудейства. О сих четырех ересях кратко и ясно выразился Апостол, сказав: «о Христе Иисусе несть ни варвар, ни скиф, ни еллин, ни иудей» (Кол. 3:11)., «но нова тварь» (2 Кор. 5:17).

Разности у еллинов:

5) Пифагорейцы или перипатетики. Пифагор предлагал учение о монаде и о промысле, учил не дозволять, как приносить богам в жертву, так и принимать в пищу существа одушевленныя, воздерживаться от вина. Утверждал, что над луною и выше ея все безсмертно, а под луною все смертно, допускал перелияние душ из одних тел в другия, даже в тела животных и диких зверей. Учил в продолжение пяти лет пребывать в молчании. Напоследок же именовал себя Богом.

6) Платоники полагали, что есть Бог, вещество и вид; что мир сотворен и тленен, а душа не сотворена, безсмертна и божественна, что в ней три части: разумная, раздражительная и вожделевательная. Платон учил, чтоб жены были у всех общия, и никто не имел собственной своей супруги, но желающие вступали в единение с произволяющими. Он также допускал перелияние душ в разныя тела, даже в тела диких зверей; а вместе учил, что и многие боги – все от одного.

7) Стоики учат, что все есть тело, и чувственный сей мир признают Богом. Некоторые же утверждали, что у Бога естество из огненной сущности. По их определению, Бог есть ум и как бы душа всего этого объема, и неба и земли; вселенная же – тело Божие, как сказал я, и светила – очи. А плоть у всякаго гибнет, и душа у всякаго переливается из тела в тело.

8) Епикурейцы об атомах и неделимых телах, состоящих из подобных неопределеннаго числа частей, утверждали, что в них начало всех вещей; учили, что высшее блаженство в удовольствии, что ни Бог ни промысл не правят ходом дел.

9) Самарянство, и от него самаряне. Ересь сия произошла от иудейства прежде, нежели у еллинов явились ереси, и прежде нежели составились их учения; однакоже, возъимев начало, по установлении уже богопочитания у еллинов, среди иудейства, не ранее времен Навуходоносора и плена иудеев. Переселенные в Иудею ассирияне, получив одно Моисеево пятокнижие, когда царь прислал им оное из Вавилона с священником, по имени Ездрою, все имели общее с иудеями, кроме того, что гнушались язычниками и к иному не касались, и еще того, что отрицали воскресение мертвых, и другия пророчества бывшия после Моисея.

Толков же самарянских четыре.

10) Горофины, совершающие праздники в иныя времена, а не одновременно с севуеями.

11) Севуеи по той же причине праздников разнящиеся с горофинами.

12) Ессины, не противящиеся ни тем ни другим, безразлично же празднующие, с которыми придется.

13) Досифеи водятся теми же обычаями, как и самаряне, хранят обрезание, субботу и иные уставы, пользуются пятокнижием, строже других соблюдают правило не употреблять в пищу одушевленнаго, проводить жизнь в непрестанных постах. Некоторые же из них пребывают в девстве, другие воздерживаются; веруют в воскресение мертвых, чтó чуждо для самарян.

У иудеев семь ересей.

14) Книжники, законники и преподаватели вторичных законов или преданий так называемых у них старцев, с излишнею ревностию соблюдающие произвольно принятые богослужебные обряды, которые не из закона дознали они, но сами для себя признали достоуважительными по закону оправдания.

15) Фарисеи, по значению слова, отщепенцы, ведущие самую высокую жизнь, и более других получавшие одобрение. Ими, как и книжниками, признается воскресение мертвых, бытие ангелов и Святаго Духа. Жизнь их отлична; ими соблюдаются до времени воздержание и девство, два раза в неделю пост, очищения кувшинов, блюд и чаш, а также, как и у книжников, десятины, начатки, непрерывныя молитвы, произвольным суеверием предписанный наружный вид одежды, состоявшей из ризы, похожей на стихарь, и далматиков или одежды без рукавов, с разширением «хранилищ», то есть, полос из багряницы, воскрилий и пуговиц на воскрилиях риз, чтó служило знаком содержимаго ими до времени воздержания. Они ввели учение о дне рождения и о судьбе.

16) Саддукеи, по значению имени, правдивейшие; род вели от самарян и вместе от священника по имени Садока; отрицали воскресение мертвых, не допускали ни ангела, ни Духа; по всему же прочему были иудеи.

17) Имеробаптисты. Они по всему были иудеи, утверждали же, что никто не улучит жизни вечной, если не каждый день будет креститься.

18) Оссины, чтó значит: самые смелые. Они исполняли все по закону, но после закона пользовались и другими писаниями, бóльшую же часть позднейших пророков отвергали.

19) Назореи, чтó значит: необузданные, запрещают всякое мясоястие, вовсе не вкушают одушевленнаго, в пятокнижии святыя имена патриархов до Моисея и Иисуса Навина принимают и верят в них, разумею Авраама, Исаака, Иакова и старейших, а также самаго Моисея, Аарона и Иисуса. О пятокнижии же учат, что книги сии – не Моисеевы писания, и утверждают, что вместо их есть у них другия.

20) Иродиане по всему были иудеи, но Христа ожидали в лице Ирода, и Ироду воздали Христову честь и Христово приписали имя.

Вот первое отделение, заключающее в себе все сии двадцать ересей. В нем же и разсуждение о пришествии Христовом, и исповедание истины.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Стоики, в еллинстве третия, а по общему порядку пятая ересь

1. Стоики держатся такого мнения о Боге: говорят, что Бог есть ум, и что душа в теле, то Он в целом видимом объеме; разумею небо и землю и прочее; но они же единое Божество делят на многия частныя сущности, на солнце, луну, звезды, на душу, воздух и прочее. По великости своего заблуждения присовокупляют и это нечестивое учение: бывают перелияния и переселения душ из тела в тело; души, совлекшияся тел, снова облекаются в тела, и вторично раждаются. Но душу почитают частию Божества и безсмертною. Начальником Стои был у них Зенон, о котором идет большая молва.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Платоники, в еллинстве четвертая, а по общему порядку шестая ересь

Но это пусть будет сказано Зенону и стоикам. Платон же, увлекавшийся в теже с ними заблуждения касательно переселения и перелияния душ из одного тела в другое, многобожия, идолопоклонства и других суеверий, о веществе, может быть, думал не совершенно одинаково с Зеноном и с стоиками. Ибо знал он Бога, знал, что все имеющее бытие произошло от сущаго Бога, что есть первая, вторая и третия причина; и первая причина есть Бог, вторая причина – от Него происшедшия некия силы; от Него же и от сил произошло вещество. Ибо говорит так: небо со временем приходит в бытие, потому что с ним вместе и разрушается; и опровергнул сим прежния свои положения о веществе; потому что говорил некогда, что вещество современно Богу.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Пифагорейцы, в еллинстве пятая, а по общему порядку седьмая ересь

Прежде же Платона Пифагор и перипатетики свидетельствуют о себе, что принадлежат к признающим единаго Бога, но держатся иных философских начал и учений. И у них опять есть такия же непозволительныя и весьма нечестивыя мнения; и сам Пифагор и его последователи учат обожению и переселению душ и истлению тел. Пифагор оканчивает жизнь в Мидии. Он говорит, что Бог есть тело, то есть небо, что глазами Ему и прочими членами, какие есть у человека, служат солнце, луна и прочия звезды и составныя части неба.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Епикурейцы, в еллинстве шестая, а по общему порядку осмая ересь

В след за сим Епикур учил, что в мире нет промысла, что все составлено из атомов, или опять переходит в атомы; что целое имеет бытие случайно, мир состоит из естества, непрестанно раждающаго, а потом иждиваемаго, и опять само из себя возраждающагося, и никогда не перестающаго как раждаться из себя, так на себя и разлагаться. В начале все в совокупности подобно было яйцу; дух же, змеевидно обвив яйцо сие, как венец, или как пояс, сжимал тогда естество. Но в одно время, пожелав с усилием крепче надлежащаго сжать все вещество, или естество вселенной, таким образом разделяет существа на два полушария, и из этого уже разсыпались атомы. Чтó легко и тоньше всего естества, то есть свет, эфир, и тончайшее в духе,то выплывает на верх; а самое тяжелое и грубое, именно же: земля, то есть суша, и влажная сущность воды, склонилось к низу. Целое же, как будто все еще гонимо змеевидным духом, само себя и само собою приводит в движение, состоящее во вращении полюса и звезд. И мы хотя отчасти сказали об этом.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Самаряне, в еллинстве седьмая, а по общему порядку девятая, ересь

1. Итак самаряне прежде других уклонились от божественнаго Писания в ереси, после описанных доселе еллинских ересей, незнавших божественнаго Писания, когда разумение человеческое было омрачаемо собственными своими помыслами. Самарянами назывался весь народ. Слово же: самаряне, в переводе значит стражи; и названы они так потому, что в должности стражей поставлены были в земле, или действительно были стражами законнаго Моисева постановления.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Об ессинах, у самарян первой, а по общему порядку десятой, ереси

Хотя самаряне разделились на четыре ереси; однакоже, одинаково друг с другом думая об обрезании, субботе и о других предписаниях закона, в неважном, и то несколько, каждая из трех ересей разнится с близкими к ней, за исключением только досифеев. Ессины держались первоначальных правил, ничего к ним не прикладывая. После горофины стали разногласить с другими в какой-то малости; потому что у них произошел некоторый спор между собою, то есть, между севуеями, ессинами и горофинами. Спор же был следующаго вида. Закон повелевал иудеям неоднократно собираться отвсюду в Иерусалим, именно же «в три времена года»: в «праздник опресноков», в «пятидесятницу», и в «праздник кущей» (Втор 16:16). Но иудеи жили в разсеянии, в пределах Иудеи и Самарии. Случалось же им, проходя в Иерусалим, совершать путь местами жительства самарян. Поелику в одно время приходилось иметь собрания для празднования; то от сего бывали столкновения. Да и когда Ездра, по возвращении из Вавилона, обстроивал Иерусалим; самаряне изъявили желание подавать помощь иудеям и строить вместе, но были устранены Ездрою и Неемиею.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

О севуеях, у самарян второй, а по общему порядку одиннадцатой, ереси

Тогда севуеи в раздражении и гневе переставили времена сказанных выше праздников, и во первых по гневу на Ездру, а во вторых ради сказаннаго пред сим предлога, вызывающаго их на ссору с проходящими. Установляют же они новый месяц для опресноков по начале новаго года, которое бывает осенью, то есть, после месяца Тисри, который у римлян зовется Август, у египтян – Месори, у македонян – Горпией, у еллинов – Апеллей. Отсюда ведут они начало года, и тотчас совершают праздник опресноков. Осенью же празднуют пятидесятницу. Α праздник кущей совершают у себя, когда у иудеев бывает праздник опресноков и пасхи.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

О горофинах, у самарян третьей, а по общему порядку двенадцатой, ереси

Севуеев не послушались горофины и другие. Но ессины, быв близки к другим, с ними поступаюг одинаково. И одни горофины и досифеи состоят в препирательстве с севуеями; они, разумею горофинов и досифеев, отправляют праздники, именно же праздник опресноков и пасхи, также пятидесятницы и кущей, и обратившийся у них в закон однодневный пост, когда совершают их иудеи. Но другие поступают не так, а по своему, в сказанные выше месяцы.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

О досифеях, у самарян четвертой, а по общему порядку тринадцатой, ереси

Досифеи разнятся с ними во многом: признают воскресение [мертвыхъ], держатся особых правил в жизни, не употребляют в пищу животных, а некоторые из них по смерти жены воздерживаются от брака, иные же живут девственно. Также одинаково содержат они обрезание, субботу и то, чтобы ни к кому не прикасаться, потому что мерзским признается всякий человек. Α по разсказам хранят посты и подвизаются. Поводом же Досифею к такому образу мыслей служило следующее: с самарянским народом вступил он в единение, ушедши от иудеев, у которых, преуспев в изучении закона и принятых у них вторичных преданий, домогался первенства, но не имел удачи, и не удостоен иудеями какого либо уважения; почему уклонился к самарянскому роду, и составил сию ересь.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Вот четыре ереси самарян кончены; следует наконецъ Иудейство, которое само делится на семь  ересей.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

О саддукеях, в иудействе первой, а по общему порядку четырнадцатой, ереси

После этих поименованных выше ересей, появившихся у самарян, а еще прежде у еллинов, еще числом семь ересей, до Христова во плоти пришествия, произошло во Иудеи и Иерусалиме.

Из них первые саддукеи, – этот отросток сказаннаго прежде Досифея. Именуют они себя саддукеями, производя название это от слова – правда: ибо «седек» значит правда. Но в древности был некто из иереев по имени Садок. Однако саддукеи не пребыли в учении своего наставника: они отвергли воскресение мертвых, держась одинакаго образа мыслей с самарянами; не допускают же бытия Ангелов, хотя самаряне не отвергают сего; а о Духе Святом и не знают, потому что не достойны Его; все сохраняют наравне с самарянами.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

О книжниках, в иудействе второй, а по общему порядку пятнадцатой, ереси

После этих саддукеев среди того же времени и современниками их явились книжники. Они были истолкователями преданий, как наставники в каком-то книжном знании; в ином поступали по-иудейски, но вводили излишнее некое ухищренное истолкование, жили не по закону только, но делали и нечто лишнее, соблюдали «погружения чванов и сткляницам» (Марк. 7, 4), блюдам и другим домашняго употребления сосудам, как будто по расположению к особенной чистоте и святости; они часто моют руки, часто обтираются после каких-то очищений в воде и купелях; носят на одежде какия-то «воскрилия»

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

О фарисеях, в иудействе третией, а по общему порядку шестнадцатой, ереси

1. С сими двумя ересями стоит в ряду иная некая ересь фарисеев, которые одного образа мнений держались с этими, то есть книжниками, иначе законоучителями, потому что к ним присоединялись и законники. Но фарисеи в образе мыслей простирались еще далее, имея более строгия правила жизни.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Об имеробаптистах, в иудействе четвертой, а по общему порядку семнадцатой, ереси

1. За сими же следует так называемая ересь имеробаптистов, не различающаяся от других, а держащаяся одинаковаго образа мыслей с книжниками и фарисеями, но не сходная с ересью саддукеев не только в учении о воскресении мертвых, но и в неверии в другие догматы.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

О назареях, в иудействе пятой, а по общему порядку осмнадцатой, ереси

1. В след за имеробаптистами намереваюсь сообщить касающееся так называемой ереси назареев. Родом они иудеи, и вышли из Галаатиды и Васанитиды, и из стран, лежащих за Иорданом, как говорится в дошедшем до нас сведении. Происходя из самаго Израиля, ересь во всем иудействует, не принимая почти никаких больше мнений, кроме сказанных доселе. Ибо обрезание содержит также, как и другие, субботу ту же хранит, соблюдает те же праздники, но не допускает ни рока, ни астрономии.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Об оссинах, в иудействе шестой, а по общему порядку девятнадцатой, ереси

1. За этою ересью следует еще некая другая, тесно связанная с прежними, так называемая ересь оссинов. Они, как и прежде исчисленные, иудеи же, лицемеры нравами и страшные выдумщики. Вышли они, как говорит дошедшее до нас предание, из страны наватеев, из Итуреи, из страны Моавитской и Ариельской, из местности лежащей по ту сторону так называемой в божественном Писании долины Сланой; а это есть, так называемое, Мертвое море.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Кроме того он исповедует, правда, Христа по имени, говоря: Христос – великий Царь; но по причине хитраго и сбивчиваго словосочинения, в книге его пустословий мало понял я, о Господе ли нашем Иисусе Христе говорит он? Ибо не определяет этого, но просто называет Христом, как будто, сколько поняли мы, означает, или ожидает некоего другаго. Он запрещает молиться на восток, говоря, что должно не восток иметь в виду, но из всякой страны обращать лице к Иерусалиму, и кто молится с востока, тому иметь в виду Иерусалим, обращаясь на запад, а кто с запада, к нему же должно обращаться на восток; а с юга и полдня – на север, и с севера – на полдень, чтобы везде лице было прямо против Иерусалима.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

баснословя о ногах и о прочем. Говорит, что есть и Дух Святый, и что Он женскаго пола, подобен Христу, в виде кумира, стоит на облаке между двух гор.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Им пользовались четыре ереси, потому что обольщены его заблуждением, именно: евионеи, потом назореи, оссины, прежде него и с ним вместе бывшие, и назореи, выше мною представленные.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Об иродианах, в иудействе седьмой, а по общему порядку двадцатой, ереси

1. После сей и предшествующих была и еще седьмая, так называемая, ересь иродиан. Они не имели ничего отличнаго от других, но всецело были иудеи недеятельные и лицемерные. Ирода же признавали они Христом Господом, тем самым, который представлен ожидаемым во всех писаниях закона и пророков; сим-то Христом признавая Ирода, и обманутые сею мыслию, хвалились они Иродом, и, тщеславясь тогдашним своим царем, в пользу его толковали сказанное в следующем изречении: «не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут», кому отложено, или, как читается в других списках, «дóндеже приидут отложенная ему»

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Найдется остаток оссинов, уже не держащихся иудейской веры, но приставших к сампсеям, наследственно обитавшим за Мертвымь морем. Ныне они присоединились к ереси евионеев; и произошло, что отделились они от иудейства, как отрезанный корень, или тело пресмыкающагося, и из него вышедший двухголовый и безхвостый змий, рожденный и связанный с половинным телом.

Доселе шла речь о четырех ересях самарянских и о семи иудейских; из них теперь существуют только три самарянския ереси, горофинов, досифеев и севуеев; а ересь ессинов, если не совсем исчезла, то как бы погребена во мраке. А у иудеев остались только иудеи и назореи; оссины же из иудейства перешли в ересь сампсеев, и теперь уже ни иудеи, ни христиане. Вот чтó останется у меня доселе сказанным об упомянутых выше ересях.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 2.

В сем втором отделении первой книги, в котором содержится тринадцать ересей, порядок следующий:

1. Симониане, получившие имя от Симона волхва, современнаго апостолу Петру, и происходившаго из селения «Гитфы», в Самарии. Он оставил самарян, и принял одно только имя Христово. Учил срамным делам, скверному смешению, неразличению жен. Воскресение же тел отвергает, и утверждает, что мир не от Бога. Свое изображение, как Диево, а с ним и блудницы, по имени Елены, в образе Афины передал ученикам своим для поклонения. Называл же себя самарянамъ – отцем, а иудеямъ – христом.

2. Менандриане получили начало от сегоже Симона чрез некоего Менандра, и разнились от симониан кое-чем. Менандр говорил, что мир сотворен Ангелами.

3. Саторнилиане усилили в Сирии срамословие симониан, но к большему приведению в изумление проповедуют и нечто иное против симониан; они получили начало от Саторнила, который и сам, подобно Менандру, учил, что мир приведен в бытие ангелами, но только семью, по определению вышняго отца.

4. Василидиане в те же срамныя дела посвящены Василидом, который вместе с Саторнилом учился у симониан и менандриан, держится одинаковаго с ними образа мыслей, кое-в-чем разнится от них. Он утверждает, что небес триста шестьдесят пять, и придает им ангельския имена. Поэтому и год состоит из стольких дней, и слово: «аврасакс» (ἀβρασὰξ)1), которое содержит в себе число 365, есть имя силы. Сие имя, говорит Василид, есть Святый Дух.

5. Николаиты – от Николая, поставленнаго апостолами при вдовицах. Он по ревности к супруге своей учил вместе с другими учеников своих совершать срамныя дела, и толковал о Кавлакахе, Прунике, и других непристойных варварских именах, которыя ввел в употребление.

6. Гностики приняли теже самыя ереси, но больше всех ересей с неистовством предаются срамоте; в Египте называются они стратиотиками и фивионитами, в верхних частях Египта – секундианами, а в других частях сократитами, у иных же – закхеями; а иные называют их коддианами, другие зовут их ворворитами. Они величают Варвилó и Варвирó.

7. Карпократиане от какого-то азиатца Карпократа, который учил делать всякий срам и всякое греховное дело. Если кто, говорил он, не пройдет всего, и не выполнит воли всех демонов и Ангелов, то не может он взойдти на самое высшее небо, и стать выше начал и властей. Утверждал же, что Иисус восприял на Себя душу разумную, знал и возвещал здесь горнее; и, если кто возможет поступать подобно Иисусу, то он не ниже Его. А закон и воскресение мертвых Карпократ отрицал, как отрицают и другия ереси, доныне происшедшия от Симона. Его последовательницею была в Риме Маркеллина. В тайне сделав изображения Иисуса, Павла, Омира и Пифагора, Карпократ покланялся и кадил им.

8. Керинфиане, они же и меринфиане. Это – какие-то иудеи, ученики Керинфа и Меринфа; хвалились они обрезанием; о мире говорили, что приведен в бытие Ангелами, и Иисус за преспеяние назван Христом.

9. Назореи исповедуют Иисуса Христом, Сыном Божиим, во всем же живут по закону.

10. Евионеи близки к упомянутым прежде керинфианам и назореям; с ними сходятся кой-в-чем ереси сампсеев и елкесеев. Они говорят, что Христос и Святый Его Дух созданы на небе, что Христос пришел на землю сперва в Адаме, и по временам совлекался сего Адама, и опять облекался в него. Сие самое, утверждают они, совершил Он и при Своем пришествии во плоти. Будучи иудеями, они пользуются Евангелиями; отвращаются мясоястия. Воду почитают, как Бога, а о Христе, как сказал я, говорят, что в плотском Своем пришествии облекся Он в человека. Часто крестятся в водах, и летом, и зимою, именно для очищения, как самаряне.

11. Валентиниане отрицают воскресение плоти, отвергают ветхий завет и пророков, хотя читают оный; и чтó можно протолковать сходно с их ересию, тó принимают. Но привносят другия некия баснословия, представляя именования тридцати эонов обоего пола, в совокупности приведенных в бытие Отцем всяческих, и их почитают и богами, и эонами. А о Христе говорят, что принес тело с неба, и прошел чрез Марию, как чрез трубу.

12. Секундиане, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор, и сами допускают теже четы, мудрствуя подобно Валентину, а иное толкуя несколько отлично от него. Присовокупляют же и то, что учат срамным делам. И они отрицают воплощение.

13. Птолемеи – также ученики Валентина; в связи с ними состоит Флора. И они говорят о четах тóже, чтó Валентин и секундиане; но кой-в-чем и разнятся с ними.

Вот оглавление тринадцати ересей во втором отделении первой книги.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 2.

О Симонианах, от начала веры во Христа Господа нашего первой, а по общему порядку, двадцать первой ереси

1. Первою ересью, из бывших со времени Христа доселе, является ересь Симона волхва. Она принадлежит носящим на себе имя Христово, но не правильно и не чисто, и по растлению, ими произведенному, причиняет ужасныя действия. Этот Симон был обманщик, а происходил из Гитфовъ – города, а ныне селения, в Самарии. Он принимал на себя разные виды, обольщая и уловляя волхвованиями народ самарянский.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 2.

И настоящий век, по словам его, началами и властями зла устроен с недостатками. Допускает же истление и погибель только плоти, но очищение душ, и именно, если души состояли в тайноводстве, при помощи погрешительнаго его ведения. И таким образом полагается начало так называемым гностикам.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 2.

О Менандрианах, по пришествии Господа второй, а по общему порядку двадцать второй, ереси

1. С сею ересию по порядку состоит в связи некто Менандр, который, происходя из самарян, некоторое время был учеником у этого Симона. И он, подобно Симону, говорил, что мир сотворен ангелами, себя же называл силою ниспосланною свыше оть Бога.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 2.

О Саторнилианах, по пришествии Христовом третьей, а по общему порядку двадцать третьей, ереси

1. После этого возстал некто Саторнил, заимствовавший начало оттуда же, разумею, от Менандра и прежних. Живя в Сирии, то есть, в Антиохии близ Дафниса, показал он свету великое какое-то искусство и опытность вводить в заблуждение. Сии двое, Василид и Саторнил, были соученики. И Василид, удалившись в Египет, там проповедывал темныя глубины своего заблуждения.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

О Мелхиседекианах; тридцать пятой, а по общему порядку пятдесят пятой, ереси

1. Еще другие, может быть, отторгшиеся от так называемых фоеодотиан, называют себя мелхиседекианами. Они прославляют Мелхиседека, о котором говорится в Писаниях, признавая его некоею великою силою, также по заблуждению своему утверждают; что он находится горе в неименуемых местах, как будто он не только некая сила, но и выше Христа. А о Христе думают, что Он просто пришел и удостоен Мелхиседекова чина, и это – на основании изречения, в котором сказано: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову»

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

О Вардисианистах; тридцать шестой, а по общему порядку пятдесят шестой, ереси

1. За сими по порядку следует некто, так называемый, Вардисиан. Этот Вардисиан, от котораго произошла ересь вардисианистов, родом был из Месопотамии, из жителей города Едессы. Сперва он был доблестным мужем, и написал не мало книг, пока был здравомыслен. Он принадлежал к святой Божией Церкви, и знал два языка, а именно: еллинское наречие и сирский язык. Сперва он был своим человеком у властителя эдесскаго Авгаря, мужа праведнейшаго и красноречивейшаго, с ним вместе действовал и соучаствовал в его образовании, а после его кончины продолжал жизнь до времен кесаря Антонина, не того, который называется благочестивым, но Вера. Много состязался с астрономом Авидою против его учения о судьбе. Встречаются и другия его сочинения согласныя с благочестивою верою. Он также возстал против убеждений друга Антонинова Аполлония отказаться от именования себя христианином. Он едва не стал исповедником и, мужественно защищая благочестие свое, отвечал разумными словами, а именно сказал, что не боится смерти, которой быть необходимо, хотя бы он и не стал прекословить царю. И так много этот муж по всему был украшен, пока ошибкою не впал в свою ересь, уподобившись прекрасному кораблю, на который наложена несообразная тяжесть, и который разбился при входе в пристань, и погубил весь свой груз, да и другим, бывшим на нем, причинил смерть.

2. Ибо он растлился в сообществе с валентинианами, и из их негоднаго учения почерпнул их отраву и плевелы, и сам стал учить о многих началах и горних порождениях и, отвергнув воскресение мертвых, установил сию самую ересь.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

О Савелианах. Сорок второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси

Глава 1

Некто Савеллий возстал не в очень давния времена; это еретик новый, от котораго произошли так называемые савеллиане. И он учил весьма близко к Ноэтианам, за исключением кое чего немногаго! Этого учения, увлекаемые каким-то безумием, придерживаются многие в Месопотамии и пределах Рима.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

Савеллий с происшедшими от него Савеллианами учит, что один и тот же есть и Отец, и Сын, и Дух Святый, так что это – три именования одной ипостаси, или как тело, душа и дух в человеке. И Отец, так сказать – тело, а душею можно назвать Сына, и как в человеке – дух, так и в Божестве Святый Дух. Или как в солнце, хотя оно в сущности одно, находятся три действия, то есть: освещать и согревать и еще самый округлый вид.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

Дух же Святый посылается однажды для целаго мира, и потом в отдельности на каждаго из удостоиваемых сего; таковаго он, духовною силою и сближением так сказать оживотворяет и воспламеняет, согревает и делает теплым. Так учат Савеллиане.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

Матфей изобличает Савеллия, привносящаго смешение лиц, ибо обозначает истинно Отца, истинно Сына, истинно Святаго Духа. А когда поставлена Троица в одном порядке и наименована одним именем (во имя), то сим изобличает он Ария, придумавшаго в Троице какую-то постепенность, или изменяемость, или различие; ибо хотя Отец возвещается в учении бóльшим Сына, однако же славу достолепно предоставляет Сыну.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

Если же Арий, заблудившись умом, подумает, что Один только называется истинным Богом, то есть Отец, а Сын, хотя и есть Бог, но неистинный: таковаго опять иным образом изобличает, говоря: «Аз есмь свет истинный, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мирь» (Ин 8:12; 1, 9). Об Отце же сказано, что «Бог свет есть» (1Ин.1:5), а несказано: свет истинный, дабы мы из наименования Бога истинным и света истинным познавали равенство Божества у Отца с Сыном и у Сына с Отцем; и Отец именуется светом, и Сын именуется Богом без прибавления здесь слова: истинный; и не было нужды говорить, потому что нет никакого сомнения; ибо словами «Бог» и «свет» ясно показано единое совершенство одинаковой истинности, как Отца по отношению к Сыну, так и Сына по отношению к Отцу. Таким образом все безумие твоего заблуждения опровергнуто. Ибо Отец есть Отец, Сын есть Сын, Святый Дух есть Святый Дух, Троица единое Божество, единая слава, единое господство. Ему слава и держава, Отцу в Сыне, Сыну во Отце со Святым Духом во веки веков, аминь.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

Об Оригенистах первых, – они же срамные. Сорок третья, а по общему порядку шестдесят третья ересь

Глава 1

Некоторые еретики называются Оригенистами; этот род ереси находится не везде. По моему мнению, и эта ересь явилась вслед за теми ересями. А от чего именуются они Оригенистами, не совсем ясно мы знаем, – от Оригена ли адамантоваго, прозваннаго «Синтактом» (сочинителем), или от кого нибудь другаго, – незнаю. Впрочем это название у нас принято.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

Они, как уже сказал я, пользуются различными писаниями Ветхаго и Новаго завета и некоторыми книгами апокрифическими, в особенности так называемыми деяниями Андрея и других. Они даже часто хвастались тем, что совершают это открыто, между тем обвиняют тех из принадлежащих к Церкви, которые имеют возлюбленных, так называемых сожительствующих (τὰς συνεισὰκτους) жен, – обвиняют за то, будто и они совершают это тайно, стыдясь людей, так что к беззаконию приобщаются, а по внешности, во избежание людской молвы, украшаются честным именем.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

О Павле Самосатском. Сорок пятой, а по общему порядку шестьдесят пятой ереси

Глава 1

Павел, называемый Самосатским, появился и следует за Новатом и Оригеном, в последствии причисленным к еретикам, за то, что он возмечтал о себе высоко, возстал против истины тщеславным своим пустословием и мыслию, поколебленной диаволом. Его должно оплакивать, как по истине завистию диавола отпадшаго и падшаго с высоты; ибо на нем исполняется сказанное: «рачение злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив»

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

Павел говорит, что Бог Отец и Сын и Святый Дух есть единый Бог; а всегда сущее в Боге Слово Его и Дух Его есть, как в сердце человека его собственное слово. Сын Божий не имеет бытия ипостаснаго, но в Самом Боге, именно как учили и Савелий, Новат, Ноэт и другие. Однакож этот не одинаково с ними учил, а иначе, чем они. Слово будто бы пришло и вселилось в Иисусе, истинном человеке

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

Действительно мы и сами не говорим, что существуют два Бога, или Божества, но едино божество, поелику не говорим, что два Отца, или два Сына, или два Духа Святых; но Отец и Сын и Святый Дух едино Божество, едино достославимое. А он говорит, что Бог один не потому, что Отец есть источник, но что Бог вообще один, уничтожая сим, на сколько ему можно, божественность и ипостасность Сына и Святаго Духа, и признавая самаго Отца единым Богом, никогда не раждавшим Сына, так что Отец и Сын оба не совершенны: Отец не раждает Сына, и Слово Бога живаго и истинной премудрости безплодно. Они думают, что Слово таково же, каково оно в сердце, и что мудрость такова же, как в душе человека, какую имеет каждый, стяжавший от Бога разумение. Посему они говорят, что Бог вместе с Словом есть одно Лице, как человек один и его слово, ничего, как я сказал, не думая более иудеев, слепотствуя в виду истины и глухие к Божию слову и к проповеди о жизни вечной

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

или от этих последователей Павла Самосатскаго, которые говорят, что Бог вместе с Словом и Слово вместе с Богом, которые утверждают, что у Отца с Словом и у Слова с Отцем одно лице? Если же одно лице, то таким образом один посылает, а другой посылается?

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

поелику оно знало безумие Самосатскаго, и зломыслие ариан, и злодеяние аномеев и падение манихеев, и злоухищрение прочих ересей; то посему божественное слово и охраняет нас относительно каждаго речения; Отца не называет оно единородным. Ибо каким образом единороден нерожденный? А Сына называет единородным, дабы Сын не был сочтен за Отца и дабы Бог Слово не был уподоблен слову в сердце человека. Ибо если называется словом, то называется для того, чтобы не подумал кто либо, будто Он чужд сущности Бога Отца, и Слово не есть безличное, но ипостасное, потому что оно «единородный исполнь благодати и истины».

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

чтобы не показаться им совершенно противодействующими истинному разумению Евангелия. Они говорят, что Иисус был человек и Его вдохновило Слово свыше. И что говорит Он о Себе, то говорит, как человек. Ибо Отец вместе с Сыном – Один Бог, а человек обнаруживает собственное лице в том, что Он «от нижних» (Ин.8:23. И таким образом образуются вполне два лица.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

Раскол Мелетия Египетскаго. Сорок осьмая, а по общему порядку шестдесят осьмая ересь

Глава 1

Секта Мелетиан существует в стране египетской и называется так от некоего Мелетия, бывшаго епископом в Фиваиде и принадлежавшаго к кафолической Церкви и православвой вере: ибо вера его в некоторое время не отступала от святой кафолической Церкви. Этот Мелетий жил и действовал в одно время с вышесказанным Иераком и был его преемником; был также современником и святаго Петра, епископа александрийскаго. Все они жили во время гонения, бывшаго при Диоклитиане и Максимиане. Но что касается до Мелетия, то дело его шло таким образом:

Мелетий произвел раскол, но не был изменником веры. Во время гонения он, вместе с Петром, святым епископом и мучеником и другими мучениками, был схвачен поставленными от царя тогдашними правителями Александрии и Египта; правителями же были – в Фиваиде Куклиан, а в Александрии Гиерокл. Мелетий и вышесказанные мученики вместе с Петром архиепископом александрийским заключены были в темницу. Хотя Мелетий казался выше других епископов египетских и занимал по архиепископии второе место после Петра, будучи как бы ему помощником: впрочем был у него в подчинении и по делам церковным относился к нему. Ибо таков там обычай, что александрийский епископ управлял церковными делами во всем Египте, Фиваиде, Мареоте, Ливии, Аммониаке, Мареотиде и Пентаполе. Итак все они, схваченные за исповедание, отданы были под стражу и довольно времени пробыли в заключении. Другие, прежде них взятые, были мучены, получили наконец награду и скончались: эти же, как люди высокие и великие, были сберегаемы к концу.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

Но когда архиепископ Петр узнал, что Мелетиане возстали против его человеколюбиваго желания и еще более увлеклись божественною ревностию, тогда он сам устроил посреди темницы занавес, растянув одежду, т. е. мантию и диакону приказал провозгласить: те, которые принимают мое мнение, пусть придут ко мне: а которые держатся мнения Мелетия, пусть идут к Мелетию. И отделились к Мелетию множество епископов, монахов, пресвитеров и других чинов: а при архиепископе Петре остались весьма немногие из епископов и немногие из других сословий.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

Этот самый Мелетий, когда был в Александрии и жил там, имея особыя собрания с своими, схватил и представил к Александру Ария, так как огласилось, что он в толкованиях своих вышел за пределы веры. Был он в так называемой Вукалийской церкви в Александрии пресвитером. Тогда для каждой церкви был поставляем один пресвитер, церквей же было много, а теперь и еще больше. Поэтому и Арию поручена была церковь, хотя с ним вместе был и другой. Но об них подробнее поговорим в своем месте, когда будет надобно. Как скоро взят был Арий, Александр тотчас же, собравши собор епископов, просил произвести тщательное изследование о вере и спрашивал Ария о вкоренившемся в нем пагубном учении. Арий не отрекся, но нагло отвечал, как было дело. По этому Александр отлучает его от церкви, а вместе с ним отлучается и великое множество девственниц и других клириков, которые им были совращены. Арий после сего убежал и пустился в путь на Палестину. Пришедши в Никомидию, он написал отсюда письмо к Александру, что он не отступает от безумной мысли своего лжеучения. Вследствие сего чрез несколько времени по старанию и убеждению того же Александра, святаго епископа александрийскаго, блаженный Константин собрал собор в городе Никее, и ересь Ария предана проклятию после его смерти. Ибо сперва он пред лицом блаженнаго царя Константина отказался от своего учения и притворно и лукаво, даже с клятвою, произносил учение православное. Но царь сказал ему: если ты истинно клянешься, то пусть клятве твоей поверят, и ты будешь невинен: если же – коварно, то пусть накажет тебя Тот, Которым ты поклялся, что вскоре с ним и случилось, как скажем после. После сего Арий, действовавший вместе с Евсевием, епископом никомидийским, который был одного с ним мнения, представлен был тому же царю, как будто бы в самом деле отвергал и проклинал свою ересь. По этому царь приказывает и поручает Евсевию присоединить его к Церкви в Константинополе при Александре, епископе константинопольском, соименном епископу александрийскому.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

Они дают обещание, и тогда Евсевий представляет их царю, объясняет их дело, и таким образом Мелетианам дозволяется иметь свои частныя собрания и не терпеть тревоги со стороны других. О, если бы эти Мелетиане, оказавшие себя ревнителями правды и истины, лучше вступили в общение с отпавшими после покаяния, нежели с Арием и его последователями! С ними случилось по пословице, что бегая от дыма они попали в огонь. Арий не мог иметь такого положения и дерзновения, если бы не имел такого случая, который и доныне служит для Ариан причиною их злаго между собою сообщества. Так Мелетиане, некогда в высшей степени чистые и правые в вере, соединились с учениками Ария. Большая часть из них в это время уже осквернились зловерием Ария, уклонившись от веры; некоторые же, хотя и пребыли в истинной вере, но по общению с Арием и Арианами не избавились от их грязной нечистоты.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

После этого ученики его предприняли коварные замыслы против Церкви. Александр александрийский после Никейскаго собора скончался; Афанасия же не было тут после смерти Ария. Поставленный диаконом от Александра, он в ту пору послан был от него в царский дворец; ибо Александр завещал никого не поставлять в епископы, кроме Афанасия, так как и сам Александр и клирики и вся Церковь свидетельствовали в его пользу. Между тем Мелетиане, воспользовавшись тем, что не было епископа в Александрии, – (ибо Александрия никогда не имела двух епископов, как другие города), – поставляют на место Александра во епископа египетскаго некоего именем Феону: но он, пробывши три месяца, умер. Немного времени спустя после смерти Феоны, прибыл Афанасий. Тогда отвсюду собрался собор православных, и совершилось поставление Афанасия, и престол был отдан достойному, для котораго уготован был по воле Божией и по свидетельству и завещанию блаженнаго Александра.

Тогда Афанасий начинает сильно безпокоиться и сокрушаться об отделении Мелетиан от кафолической Церкви. Он убеждал и просил их, и когда они не слушались, принуждал и понуждал силою. Часто он посещал смежныя церкви, особенно находящияся при Мареотском озере. Однажды, во время собрания Мелетиан, вошел туда один диакон из свиты Афанасия с некоторыми из народа и разбил, как говорит молва, кандило, отчего произошла ссора. Отсюда начались коварные умыслы против Афанасия: Мелетиане обвинили и оклеветали его то в том, то в другом, а Ариане содействовали им и совещались между собою по врожденной ненависти к святой вере Божией и православию. И доносят об этом царю Константину. Подстрекателем же всего их ухищрения и виновником вреда, направленнаго против Церкви и папы Афанасия, был вышереченный Евсевий никомидийский. Итак обвинители пришли к царю и говорят, что это сосуд для таин, который, как я сказал, некоторые называли кандилом; но кроме того обвиняли его в том, будто он прибил одного пресвитера мареотскаго, Арсения, и будто у него мечем отсечена была рука людьми Афанасия, или самим Афанасием. Принесли во дворец и показывали и самую руку, которая была в ящике.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

Еще и до сих пор Церковь Божия терпит бедствия от вышеупомянутаго дела мелетиан и ариан, произведших указанными способами смятение и утвердивших систему злоучения. Я говорю об арианах. Но о всем этом мы подробно разскажем при обличении Ария. А теперь оставлю этот предмет и перейду к ереси ариан, призывая Бога на помощь пред тем, как приступить к борьбе с этим страшным, многоглавым змием.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.

Авдиане или Одиане составляют особое учреждение. Удаляясь от мира они живут в монастырях, имеют общины в пустынях и вблизи городов, в предместиях и везде составляют отдельныя жилища или общины. Этот Авдий, глава их, появился во времена Ария, когда собран был против Ария собор епископов, осудивших его. Он происходил из Месопотамии и был человек известный в своем отечестве чистотою жизни, ревностию по Боге и верою. Часто наблюдая, что делалось в церквах, он в лицо обличал епископов и пресвитеров, говоря им: это не должно быть так, не должно так поступать в этом. Говорил он это, как муж, любящий истину, и то, что свойственно людям, любящим и свободно говорящим правду и ведущим весьма строгую жизнь.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.

В исповедании веры об Отце и Сыне и Святом Духе он вполне согласен с кафолическою Церковию и держится самаго православнаго учения, и во всем остальном, что касается жизни, он достоин удивления; ибо сам он, состоящие под его влиянием епископы, пресвитеры и все прочие добывают пропитание, работая собственными руками. Впоследствии, по удалении его от Церкви, он рукоположен был во епископа другим епископом, имевшим такия же неудовольствия и отделившимся от Церкви. Но так как, начавши говорить о нем, я несколько уклонился в сторону, то исправив это я опять возвращаюсь к тому, что следует по порядку.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Епифаний Кипрский (315—403) (4 век). Цитаты по теме еретиков, ересей. Часть 1. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»