Терминология. Ипостась, Сущность, Лицо, Естество и т.д.
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
Поистине богат, потому что получил всю сложную ипостась Господа; поистине богат, потому что получил от Пилата сугубое естество Христово
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
дай мне, игемон, сего нагаго, висящаго на древе: я покрою его, покрою того, кто покрыл наготу моего естества;
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
4. И вознесся на небо с теми же – и телом, и душею, и умом, соединив их в одно единство и в одну духовную ипостась, и совершив их обожение, возсел одесную Отца
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
Савеллий с происшедшими от него Савеллианами учит, что один и тот же есть и Отец, и Сын, и Дух Святый, так что это – три именования одной ипостаси, или как тело, душа и дух в человеке. И Отец, так сказать – тело, а душею можно назвать Сына, и как в человеке – дух, так и в Божестве Святый Дух. Или как в солнце, хотя оно в сущности одно, находятся три действия, то есть: освещать и согревать и еще самый округлый вид.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
Не многобожию учим мы, но единоначалие проповедуем. Проповедуя же единоначалие, не впадаем в заблуждение, но исповедуемь Троицу, – Единицу в Троице и Троицу в Единице и единое Божество Отца и Сына и Святаго Духа. Ибо Сын не Сам Себя родил, и Отец не изменился так, чтобы из Отца быть Сыном, и Дух Святый не именовал себя когда либо Христом, но Духом Христовым, даруемым чрез Христа, от Отца исходящим и от Сына приемлющим. Личное бытие имеет Отец, личное – Сын, личное – Дух Святый, но Троица не есть смешение, как думал Савеллий и неизменяется в своей вечности и славе, как учил суесловящий Арий, но Троица всегда была Троицею и никогда Троица не получает прибавления, будучи единым Божеством, единым господством, будучи единою славою. Она однако же счисляется как Троица – Отец, и Сын, и Святый Дух, счисляется не так, чтобы тремя именами называлось нечто одно, но имена по истине совершенны, совершенны и ипостаси и нет в них никакого изменения.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.
Это для того, чтобы ты из этого слова познал, что ипостасный Бог-Слово рожден от Отца по естеству, безначально и довременно, прежде, чем что либо было.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.
или от этих последователей Павла Самосатскаго, которые говорят, что Бог вместе с Словом и Слово вместе с Богом, которые утверждают, что у Отца с Словом и у Слова с Отцем одно лице? Если же одно лице, то таким образом один посылает, а другой посылается?
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.
чтобы не показаться им совершенно противодействующими истинному разумению Евангелия. Они говорят, что Иисус был человек и Его вдохновило Слово свыше. И что говорит Он о Себе, то говорит, как человек. Ибо Отец вместе с Сыном – Один Бог, а человек обнаруживает собственное лице в том, что Он «от нижних» (Ин.8:23. И таким образом образуются вполне два лица.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
И спустя не много говорит: «Бог Слово, то есть Иисус, подающий жизнь, красоту и благообразие, сам не чужд жизни, красоты и благообразия и не может быть мыслим с свойствами мертвенности или небытия, но в нем отображены Отеческия свойства, так что Он не есть иной с иными свойствами образа; но в Его сущности находятся Его свойства, и в свойствах – Его сущность.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
три вместе существующие, три образные, три сообразные, три действующие, три вместе действующие, три ипостасные, три соипостасные, соединенные друг с другом. Эта Троица называется Святою, в которой три лица, но едино согласие, едино Божество, таже сила, таже сущность, подобное из подобнаго, в Которой действует равенство одинаковой благодати Отца и Сына и Святаго Духа.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Троица неслиянна и не отделяется от своего единства, но в совершенной ипостаси – совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святый, Отец и Сын и Святый Дух.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Ибо прежде всего изложение утверждает истину, а не отрицает: «веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя»; не просто сказано веруем, но веруем в Бога. «И во единаго Господа Иисуса Христа», – не просто сказано, но веруем в Бога. «И в Духа Святаго» не просто сказано, но во едино прославление и во едино соединение Божества, и в одно единосущие, в три совершенных, единое Божество, единую сущность, единое славословие, единое господство, что показывают слова: веруем, и веруем, и веруем.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Ибо Отец, или Сын, или Святый Дух восприял не от другаго естества и не дал другому естеству соучастия в своем естестве и достоинстве, и не вследствие какого-либо сечения, или истечения совершилось происхождение Единороднаго и Духа Святаго из Отца и произвело изменение в естестве, но как изначала превосходнейшее естество Отца всегда было нерожденно и несозданно, так Он ясно возвестил нам, что Он от вечности произвел от Себя превосходнейшаго Сына и Святаго Духа без всякаго изменения.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
«Опровержение». Если Бог, как ты говоришь, нескончаемо и постоянно пребывает в нерожденной природе, природа же Бога вечно, нескончаемо сохраняет свое достоинство, не почему-либо другому, но потому, что Он Сам Собою ест Бог и Сам по Себе – вечен, то и Рожденное должно быть единосущно, коль скоро Оно получило у тебя имя безконечнаго, как ты лукаво давши это имя Сыну, удостоверительно повел разсуждение об Его природе: ибо ты дашь это имя и принужденный исповедать во всем неприступное и необъятное имя безконечнаго.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И не от наименования человеческаго Бог имеет оную несравнимость, и с другой стороны от этой несравнимости не ниспровергается достоинство истиннаго ипостаснаго Слова Божия, безначально, единосущно рожденнаго от Отца, равно как ни за то, ни за другое из этих имен Бог не обязывается благодарностию изобретению ума человеческаго
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И страдание Единороднаго воплоти не производит страдания в Его Божестве, хотя истинная вера и истинное исповедание и учит. что безстрастный Бог, будучи Словом, пострадал. Пребывает же в безстрастии Один и Тот же, не потерпевши какой-либо перемены или изменения в Своем естестве. Посему, будучи Премудростию и Богом безстрастным, и зная, что Своим страданием Он спасает держимых страстями смерти, не посла послал, не ангела, и не, как прежде Его, пророков, но Сам Господь пришел и, принявши на Себя страстность, истинно пострадал, между тем как Божество Его пребывало безстрастным: ибо пришествие во плоти не уменьшило силу Божества Его. По Божеству Своему Он продолжал делать дела Божии, не терпя препятствия от плоти, запрещая ветру, волнению и морю (Луки 8, 24), Лазаря вызывая из мертвых собственною властию (Ин.11:43) и иное безчисленное и большее сего совершая.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Все произшедшее произошло от другаго, а нерожденное существо ни от Себя, ни от другаго не произошло, если необходимо нерожденность выражает сущность. И что необходимее этого? ибо имя сущности, всегда употреблявшееся у самих аномеев и ариан, коварно заимствовал Аэтий, и очевидно вынуждаемый истиною исповедал.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Посему является несравнимо соприличествующим Родитель Рожденному и Рожденный Родившему: ибо не нуждается Божество в прибавлении, так чтобы в одно время Отец назван был Отцом, а в другое время нет; и Сын от союза свыше являлся как бы некогда не сущим, а потом сущим. Посему Бог Отец и Сын, и Святый Дух есть самосущность, а не иносущность: ибо Сын не ест собратний в отношении к Отцу или после рожденный, но в неизъяснимом отношении имя Отца соприличествующим единосущному Сыну и действителъно соприличествует Отцу и Сыну произшедший от Него, чрез Него и от того, что есть Его, Святый Его Дух.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
что превосходит всякую природу Вседержитель, от Котораго неизъяснимо для нас произошел Единородный Бог – Слово и Святый Его Дух. И по сему непоколебимо не твари приписываем божество, чтобы не оказаться безумными, но превосходящую всякую природу славословим Троицу, Сына со Отцем и Святаго Его Духа, как нерожденнаго и несозданнаго. Поелику и Единородный и Святый Дух не иной природы, но Бог от Бога, и Свет от Света; с Отцем Вседержителем, и Сам Единородный носит название Вседержителя, как на это ясно указывает Божественное Писание
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
умозаключительныя человеческия измышления, так как достоинство Бога Отца и Сына и Святаго Духа превосходит всякий ум ангелов и высших их существ, а тем более – естества человеческаго
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
так как Троица всегда нескончаемо пребывает несозданною, и существует нескончаемо, и так как Единородный рожден от всегда Сущаго, истинно сущаго, и в собственной совершенной природе. Посему Он знает Себя Самого, и ни Сын не не знает нерожденное существо Отца, ни нерожденный – существо рожденнаго от Него Сына, так как достоверно единородное Слово Божие, сказавшее: «никто же знает Отца токмо Сын, ни Сына токмо Отец»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Отсюда единая Троица есть Бог Отец и Сын и Святый Дух, не имеющая в Себе Самой что-либо чуждое Себя Самой, несозданная, нерожденная, не произведенная, Троица не сотворенная, но творящая, не имеющая в Себе имени создания, но создающая, едина сущая, а не многия. Все же остальное от Нея произведенное существует во множестве, но не сопричисляется к Ней; посему и не предназначено к общению, будучи иной природы с сущностию несравнимою. По этому в существе Бога находится не созданная какая-либо природа, но зиждительная для всего не могущаго приобщитъся единосущием к несравнимой и единой сущности Отца и Сына и Святаго Духа, как Она (Троица) и Сама ясно открывает принявшему познание истины, что Она одна служит предметом поклонения, а не все, также как и Она одна крещает во имя Свое
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Я, Павлин епископ, так мыслю, как принял от отцев, что есть и ипостасно существует Отец совершенный, и ипостасно существует Сын совершенный, и ипостасно существует Дух Святый совершенный. Посему приемлю и предписанное толкование о трех Ипостасях и единой Ипостаси или Сушности, и тех, которые так мыслят: ибо благочестиво мыслить и исповедывать Троицу во едином Божестве. И о бывшем ради нас вочеловечении Слова Отчаго так мыслю, как предписано, то есть, что согласно с Иоанном, «Слово плоть бысть» (Ин.1:14), и несогласно с нечестивцами, говорящими, что Он потерпел изменение, но что ради нас Он соделался человеком, будучи рожден от святыя Девы и Святаго Духа; ибо не бездушное и не безчувственное, и не лишенное ума тело имел Спаситель.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Думаете ли вы, что Он есть ипостась в человеке? Итак человек многоразличен? Тогда некоторым подумалось, что ум есть дух, который в Божественном Писании всегда приписывается человеку. Когда же мы показали, что ум не есть дух, так как Апостол ясно говорит: «воспою умом, воспою духом»
……………
За тем, когда мы еще говорили некоторым: что же? Утверждаете ли вы, что ум есть ипостась? А из них некоторые говорили, что он не есть ипостась от того, что мы убедили их в том, что не должно думать, будто он есть и так называемый дух человека, по причине сказаннаго: воспою умом, воспою духом, и когда они не имели ничего сказать на это, тогда мы начали говорить: если ум не есть ипостась, но движение всей нашей ипостаси, а Христа вы называете с этой стороны умом: то вы вымышляете Христа не ипостаснаго и только на словах и призрачно допустившаго явление пришествия Своего во плоти.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Разве не существует Сам по Себе Бог Слово, не имеющий ума человеческаго в Своем пришествии во плоти, как говорят они? Разве Христос имеет иной ум, помимо Ипостаси Божества Своего? Или разве имеет Божественное Писание обычай говорить нам словами в несобственном смысле при представлении случающагося с нами.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Из них еще некоторые, оставив вышесказанныя богохульныя учения и созерцая, так сказать, самую небесную природу, и возшед на высоту, и много занимаясь этим, и как бы с неба сошедши, с самоуверенностию возвещают и усиливаются утверждать, что Дух Святый должен быть исключен из лиц Божества.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Приветствуют вас все братия. Передайте взаимно и вы наше приветствие всем находящимся у вас братиям, верным, православным, которые гнушаются надменности, ненавидят общение с Арианами и наглость Савеллиан; но чтут Троицу единосущную, Отца, и Сына, и Святаго Духа, три ипостаси, едино существо, и едино Божество, кратко сказать, – едино славословие, и не колеблются в мнении о спасительном домостроительстве Спасителя нашего и о Его пришествии во плоти, но веруют в совершенное вочеловечение Христа, Который есть совершенный Бог и в тоже время совершенный человек, без греха воспринявший самое тело от Марии, принявший и душу, и ум, и все, из чего состоит человек, кроме греха
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Если ты назвал Его «единосущным», то сломил силу Савеллия. Ибо «единосущие» не одну ипостась означает, но и знаменует ипостасного Отца, и ипостасного Сына, и ипостасного Духа Святаго. Также когда кто говорит о «единосущии», то означает сим не чуждого тому же самому Божеству, но Бога Сына от Бога, и Бога Духа Святаго, от того же самого Божества сущего, а не трех богов.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Троица не слиянная; нет в Ней чего-либо разнящагося от собственной Ея единицы; но в совершенной ипостаси совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святый: Отец и Сын, и Святый Дух. И еще Дух пребывает в дарованиях. Ибо «разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде Бог, действуяй вся во всех»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
19. Итак Само Святое Слово есть живое, ипостасное, Царь небесный, Сын истинный, всегда со Отцем сущий, от Отца произшедший, «сияние славы, образ ипостаси» (Евр.1:3), образ Отца во истину, сопрестольный Родившему, Которого «Царствию не будет конца»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Потому что это говоришь ты неразумно и хочешь в Божестве представлять много начал, тогда как одно есть начало и одно и тоже Божество; и нигде Сын не говорит по Божеству: «Бог Мой». Говорю это не в том смысле, чтобы Сын отрицал честь у Отца, а в том смысле, что это согласно с природою Божества.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Три лица святаго служения показывает Он нам в троичной ипостаси.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Он принял плоть и душу человеческую, будучи совершенным от Отца, вочеловечившись между нами не призрачно, но поистине, так что возсоздал в себе совершеннаго человека от Марии Богородицы чрез Духа Святаго. И не так обитал в человеке, как обыкновенно бывало, когда говорил в пророках, обитал силою и действовал в них; но Сам – «Слово плоть бысть», не преложившись в плоть и не изменив Божества в человечество, но с собственным телом свосприял человечество в свою собственную ипостась Божества, ипостаснаго Слова Божия.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Еретик говорит: несомненно верую, что Отец есть Отец, Сын есть Сын и Святый Дух есть Святый Дух, и исповедую три ипостаси во едином существе; не говорю об ином существе помимо Божества или об Ином Божестве помимо существа; но для точности мы называем это существом, дабы не говорить об ином и ином виде Божества в Троице. Таковый, прикрываясь, как я сказал, легкомысленно и коварно говорит: верую, что Отец есть Отец, Сын есть Сын, Дух Святый есть Дух Святый; сокровенную же мысль имеет такую, что как бы уподобив Божество нам, говорит в себе: как я имею тело, душу и дух человеческий, так и Божество. Отец есть как бы, так сказать, вид или форма; Сын – как бы душа в человеке; а Дух – как бы дышущее посредством человека. Ибо некоторые коварствуют и так думают о Божестве. Мы же не так научены
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
что Сын есть Сам Отец, и Отец есть Сам Сын, и Святый Дух есть Сам Отец, так что нет Сына и Святаго Духа. Таким образом они изобличают в себе вторых иудеев и убийц Господа. Ариоманиты же, нечестивейшие из всех, дерзая отделять и отчуждать Сына от существа Отчаго, не признают Сына равночестным Отцу и рожденным от существа Отца. Другие, выродившиеся от них, раньше нашего времени вошли в состав иных ересей, уже образовавшихся дотоле, которых едва ли можно сопричислять даже и к иудеям, как произносящих хулу на Святаго Духа. Это – вторые саддукеи и самаряне, люди темные, мертвые и неверные.