Вопросы Христологии.
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
Творец многоочитых делается незрящим; Воскресение всех повержено было на землю; Бог, возставляющий мертвых, умерщвляется плотию и умолкает гром слова Божия. Вземлется руками содержащий небо дланию.
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
посему людей, находящихся во плоти, он посетил с одушевленною плотию, а душам разлучившимся с телами явился с божественною и пречистою душею, которая, разлучившись с телом, не разлучилась с Божеством. Итак поспешим сойти умом во ад
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
пришедшее в последние дни, Бог-Слово, истинно рожденный от Бога Отца, единосущный Отцу, и ни в чем не инаковый со Отцем, но непреложный и неизменяемый, совершенно безстрастный, и нестраждущий, состраждущий же нашему роду, сошедший с неба, зачатый во утробе не от семени мужескаго, но от Духа Святаго, истинно возъимевший тело от Марии, создавший Себе плоть от святых ложесн, приявший и душу человеческую, и ум, и все, чтó есть человек кроме греха, соединивший в Себе с Своим Божеством, родившийся в Вифлееме, обрезанный в пещере
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
В двадцатый же год Ирода, называемаго четверовластником, совершается спасительное страдание и безстрастие, вкушение смерти безсмертным, действительно пострадавшим до креста и неподлежащим страданию по Божеству. «Христу убо пострадавшу за ны плотию», говорит Писание (1 Петр. 4:1); и еще: «умерщвлен убо быв плотию, оживя же духом» (1 Петр. 3:18), и так далее. Пригвождается ко кресту, погребается, Божеством и душею сходит в преисподняя, пленяет плен, и в третий день востает с тем же святым телом, соединив с Божеством тело, уже не разрешимое, уже не страждущее, уже необладаемое смертию, как говорит Апостол: «стерть им ктому не обладает» (Рим. 6:9).
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
воспринял на Себя все человеческое, все сохранил совершенным, потому что Божество к законным потребностям, разумею обнаруживаемыя телом, и душею, и умом человеческим, придало удостоверение в истинном вочеловечении, именно же, голодом и жаждою, плачем, скорбию, слезами, сном, упокоением. Ибо сие – не вид греха, но признак самаго истиннаго вочеловечения; при сем не страждет, как свойственно человечеству, действительно соприсущее человечеству Божество, а напротив того Божество соизволяет на то, чтó законно и состоит вне греха и запрещенной превратности.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
и умер за нас и воскрес, а не мнимо только пострадал, ибо был погребен, и тело Его было носимо. Что это было не мнимо, и не призрачно, свидетельствует о том «Иосиф, иже от Аримафея» (Марк. 15, 43), свидетельствуют и «жены носящии миро на гроб» (Лук 23:56; 24, 1), и алоя весом «литр сто» (Ин. 19:39). И Ангелы, явившиеся женам, свидетельствуют: воскрес, «несть зде: что ищете живаго с мертвыми» (Лук 24:5-6)? И не сказали: не умирал, но: воскрес Он, пострадавший плотию, но всегда живый духом, и по Божеству Своему непричастный страданию, свыше вечно раждаемый от Отца, а в последние дни благоволивший сделаться человеком от девы Марии, как свидетельствует святый Павел, который говорит: «раждаемый от жены, бываемый под законом»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.
поелику оно знало безумие Самосатскаго, и зломыслие ариан, и злодеяние аномеев и падение манихеев, и злоухищрение прочих ересей; то посему божественное слово и охраняет нас относительно каждаго речения; Отца не называет оно единородным. Ибо каким образом единороден нерожденный? А Сына называет единородным, дабы Сын не был сочтен за Отца и дабы Бог Слово не был уподоблен слову в сердце человека. Ибо если называется словом, то называется для того, чтобы не подумал кто либо, будто Он чужд сущности Бога Отца, и Слово не есть безличное, но ипостасное, потому что оно «единородный исполнь благодати и истины».
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
И спустя не много говорит: «Бог Слово, то есть Иисус, подающий жизнь, красоту и благообразие, сам не чужд жизни, красоты и благообразия и не может быть мыслим с свойствами мертвенности или небытия, но в нем отображены Отеческия свойства, так что Он не есть иной с иными свойствами образа; но в Его сущности находятся Его свойства, и в свойствах – Его сущность.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Выражения: «Отцу Моему и Отцу вашему» относятся не к плоти их: ибо каким образом Бог, не облеченный плотию, может быть Отцем плоти? Равньм образом и изречение: «Богу Моему и Богу вашему» должно относить не к Божеству Сына и не к сыноположению учеников, но изречением: «Богу Моему и Богу вашему», истинствуя во всем, Он утверждал учеников таинственно в мысли о вочеловечении Своем.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И страдание Единороднаго воплоти не производит страдания в Его Божестве, хотя истинная вера и истинное исповедание и учит. что безстрастный Бог, будучи Словом, пострадал. Пребывает же в безстрастии Один и Тот же, не потерпевши какой-либо перемены или изменения в Своем естестве. Посему, будучи Премудростию и Богом безстрастным, и зная, что Своим страданием Он спасает держимых страстями смерти, не посла послал, не ангела, и не, как прежде Его, пророков, но Сам Господь пришел и, принявши на Себя страстность, истинно пострадал, между тем как Божество Его пребывало безстрастным: ибо пришествие во плоти не уменьшило силу Божества Его. По Божеству Своему Он продолжал делать дела Божии, не терпя препятствия от плоти, запрещая ветру, волнению и морю (Луки 8, 24), Лазаря вызывая из мертвых собственною властию (Ин.11:43) и иное безчисленное и большее сего совершая.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Ибо некоторым, и от нас изшедшим, и притом в великой почести бывшим, всегда возвеличиваемым похвалами и среди нас, и среди всех православных, угодно было отрицать ум во Христе, во плоти пришедшем, и говорить, что пришедший Христос, Господь наш, принял плоть и душу, ума же не принял, то есть не соделался совершенным человеком.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Но «последи», говорит Писание, «взалка», дабы показать истинное вочеловечение Божества, допускавшаго человечеству быть причастным благословным и истинным нуждам для того, чтобы истинная последовательность действий Божества не уничтожала истиннаго человечества.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Я, Павлин епископ, так мыслю, как принял от отцев, что есть и ипостасно существует Отец совершенный, и ипостасно существует Сын совершенный, и ипостасно существует Дух Святый совершенный. Посему приемлю и предписанное толкование о трех Ипостасях и единой Ипостаси или Сушности, и тех, которые так мыслят: ибо благочестиво мыслить и исповедывать Троицу во едином Божестве. И о бывшем ради нас вочеловечении Слова Отчаго так мыслю, как предписано, то есть, что согласно с Иоанном, «Слово плоть бысть» (Ин.1:14), и несогласно с нечестивцами, говорящими, что Он потерпел изменение, но что ради нас Он соделался человеком, будучи рожден от святыя Девы и Святаго Духа; ибо не бездушное и не безчувственное, и не лишенное ума тело имел Спаситель.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Говорили мы также и брату Виталию и единомысленным с ним: что скажете и вы? Если есть что либо между вами, исправьтесь. Он же отвечал: пуст они говорят. И они сказали, что не учат о том, что Христос соделался совершенным человеком. Но он тотчас ответил: да, мы исповедуем, что Христос принял совершенное человечество. Это было удивительно для слышавших, и они исполнились радости. Но мы, зная смысл таких, прикрытых благовидным предлогом речей, привлекавших к себе умы братий наших, настаивали на точности, вопрошая: в собственном ли смысле принявшим плоть исповедуешь ты Христа? Он отвечал: да. – А принятие плоти от святыя Девы Марии без семени мужа и чрез Святаго Духа? – Он и это исповедывал. В действительности ли сошедший на землю Бог Слово Сын Божий принял от Девы плоть? – Он с твердостию согласился и на это. И тогда мы были в великой радости, потому что от некоторых, пришедших к нам в Кипр и раньше упомянутых чад мы услышали, что принятие плоти от Марии ими не всецело исповедуемо было.
…………
то он еще был нами спрошен о том, принял ли Он и душу. Он и на это с одинаковою твердостию соглашался, что говорить иначе не должно, но во всем истинствовать: ибо пишущему людям об истине должно весь ум свой направлять к тому, чтобы иметь пред очами страх Божий и ничего вымышленнаго не примешивать к благовествованию Писания.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
За тем, когда мы еще говорили некоторым: что же? Утверждаете ли вы, что ум есть ипостась? А из них некоторые говорили, что он не есть ипостась от того, что мы убедили их в том, что не должно думать, будто он есть и так называемый дух человека, по причине сказаннаго: воспою умом, воспою духом, и когда они не имели ничего сказать на это, тогда мы начали говорить: если ум не есть ипостась, но движение всей нашей ипостаси, а Христа вы называете с этой стороны умом: то вы вымышляете Христа не ипостаснаго и только на словах и призрачно допустившаго явление пришествия Своего во плоти.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Итак начну вести речь о сем предмете, дабы, как я сказал, ничего не опустить из истины. Что пользы принесло нам отрицание ума во Христе, пришедшем во плоти? Если ваша мысль направлена вообще к тому, чтобы, так сказать, оказать услугу Господу нашему Иисусу Христу и Богу Слову и Сыну Божию, только чтобы мы не говорили о принятии Им ума, дабы не допустить мысли об умалении Его Божества: то гораздо более должно отдать предпочтение Манихеям, Маркионитам и другим еретикам, не желавшим усвоять Ему плоти, дабы не сделать этим умаления Божеству Его. Но не от человеческаго желания получает силу истина, а от управляющей ею Премудрости и не постижимаго домостроительства.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
что Христос принял истинную плоть, а некоторые, как сказано было мною выше, дерзнули говорить, что плоть единосущна Его Божеству. Но об них мы не станем говорить, так как они изменили свое мнение и обличены были в таковой нелепости теми, которые между ними самими хорошо мыслят о плоти. Впрочем, во всяком случае отрицать этого не будет вероятно и сам благоговейнейший Аполлинарий.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Ибо, принявши плоть, Оно не подверглось изменению как единосущное Богу Отцу и не стало чуждым Отцу и Святому Его Духу. Итак если ясно исповедано, что Христос принял плоть и возрос, то Он уже не без души, – ибо все, что возрастает, кроме неподвижнаго, состоит из души и тела
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
И если мы говорим: совершенно, то утверждаем, что не два Христа, не два Царя Сына Божия, но тот же самый есть Бог и тот же самый – человек, не как бы в человеке обитавший, но Сам всецело вочеловечился, не человек бывший и затем достигший совершенств Божества, но Бог, сошедший с небес и в Себе Самом воспроизведший собственное человечество, силою Божества Своего, как говорит Писание: «Слово плоть бысть». Сказано же: «Слово плоть бысть», дабы ее подумали некоторые, что первым был человек, а Христос пришел в человека; поэтому Божественное Евангелие первым поставило Слово, а затем исповедало плоть, говоря: «Слово плоть бысть». Ибо не сказано: плоть стала Словом, дабы показать первым сошедшее с небес Слово, для Себя составившее плоть из ложесн святыя Девы и все человечество совершенно в Себе воспроизведшее; потому что хотя и сказано: «Слово плоть бысть», но это не значит, что Слово обратилось в плоть и таким образом Слово стало плотию или что Божество переменилось в плоть, но что вместе с Божеством пришедший Бог Слово принял собственное человечество.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Божественное Писание сказало, что Господь славы был распят. Ибо мы также исповедуем и Господа славы и в то же время Его во плоти пришествие; потому что нераздельно от Божества Его во плоти пришествие, так как и то, и другое предполагает для себя благословное основание, и все дело воплощения соединено у нас в одном домостроительстве и одном совершенстве. Христос проповедуется у нас и веруется, как способный к страданиям не как Сам по Себе пострадавший и не так, что Иной есть пострадавший и Иной есть Господь, равным образом не так, чтобы пострадало Божество; но так, что пострадал Господь наш Иисус Христос, между тем как Божество Его пребываеть неизменным и безстрастным, страждет во плоти и однакоже остается безстрастным.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Разве не существует Сам по Себе Бог Слово, не имеющий ума человеческаго в Своем пришествии во плоти, как говорят они? Разве Христос имеет иной ум, помимо Ипостаси Божества Своего? Или разве имеет Божественное Писание обычай говорить нам словами в несобственном смысле при представлении случающагося с нами.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Каждый из слышащих сие согласится, что он имел собственный ум и вместе носил в себе ум Христов, украсивший его богочестием и ведением, и небесным сожительством с Богом. Посему, если он, имея собственный ум, носил в себе и ум Христов, то и Сам Христос Слово был ум, если так должно говорить, поелику некоторым угодно было называть ум Богом. Но ни я, ни кто либо из сынов Церкви не почитает наш ум ипостасию, а считаем некоторою силого, от Бога нам данною и в нас существующею. Христа же я называю Ипостасию, как и все верные исповедуют; исповедую Его и Богом, и Господом, от Отца рожденным, Совершенным от Совершеннаго, Светом от Света, и Богом от Бога. И однако на том же основании Он, будучи Сам в Себе ум, как учит о Нем святый Апостол, говоря: «мы же ум Христов имамы», и Сам имел Свой собственный ум и свидетельствуемые от Него. И они исполнены были ума Христова так, чтобы благодать Его могла в них самих совершаться.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Итак ничто не отступает от предложеннаго нами сравнения в том, чтобы понимать то и о Христе, именно, что Он, будучи Сам в Себе Бог, хотя и был причастен уму человеческому, как был причастен также и плоти, и крови, и имел душу человеческую, однако не был порабощен от ума. Ибо если и Апостол, получивший от природы собственный человеческий ум и кроме того другой ум от сопричастия дару, дарованию и благодати, жил уже не по собственному уму, но при отличном руководстве природы украшался умом Христовым
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Оно носимо было во утробе, также как и не призрачно, а воистину и зачато было во чреве, обитало во плоти воистину, имело плоть и душу воистину и ум во истину и все что есть человеческаго воистину, кроме греха. И Оно рождено было из девических ложесн и от святыя Девы воистину, а не от семени мужа, воистину плоть имело и душу, и ум, как я сказал, воистину прошло путями рождения, и в яслях повито было воистину, было носимо Мариею, отправлялось в Египет и потом из Египта обратно принесено было, возвращено в Назарет, приходило на Иордан и было крещено от Иоанна, искушаемо было затем от диавола, воистину избирало учеников и проповедало царствие небесное; и все остальное оказывается бывшим воистину. Также быв предано Иудою, и схвачено Иудеями, Оно было приведено к Понтию Пиилату и от него осуждено на смерть
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы, что Он приял тело воистину, а не призрачно, – плоть истинно, тело истинно, с костями, жилами и со всем тем, что есть у нас, ничем от нас неотличаясь, разве только славою Своей святости и Божества и тем, что Он есть сосуд святыни и правды. Все в Нем совершенно безгрешно, и Он имеет душу человеческую воистину и ум человеческий воистину; но при этом мы не утверждаем, будто ум есть ипостась, как говорят иные. В Нем не было никакого пятна греховнаго: уста Его не солгали, губы не произнесли «лести» (1Петр.2:22), сердце не склонилось к раздражению, ум не совратился к тому, о чем непристойно мыслить, плоть не сделала того, что относится к плотскому удовольствию. Он есть Бог совершенный от вечности, не пришедший только пожить в человеке, но есть Само Слово вочеловечившееся, не изменившееся по естеству, но совосприявшее в Божество собственное человечество. Он был в утробе Девы воистину и изшел из утробы путями рождения непостыдно, чисто, неоскверненно; был воспитан и взят на руки Симеоном и Анною; был носим Мариею, и начав ходить, отправлялся в путешествие, стал отроком, укрепился возрастом, и все имел в Себе в совершенстве, считался по числу лет и по числу месяцев.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Это самое святое тело наконец соединилось с Божеством, так что Божество навсегда соединилось с потерпевшим таковыя страдания телом. Ибо воскрес Иисус и соединил его в Себе, в один дух, в одно единство, в одно славословие, в одно Божество Свое.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
говоря это, он не отделяет плоти от Божества, но представляет ее как существующую и с Богом соединенную, но существующую уже «не по плоти, а по духу», как говорит он (Рим.8:1), «по духу святыни из воскресения от мертвых Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.1:4). Его-то Церковь исповедует вместе и Богом, безстрастным и пострадавшим, погребенным и воскресшим, и возшедшим во славе, грядущим судить живых и мертвых, как я сказал, воистину, «царствiю» Котораго «не будет конца» (Лк.1:33).
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Потому что это говоришь ты неразумно и хочешь в Божестве представлять много начал, тогда как одно есть начало и одно и тоже Божество; и нигде Сын не говорит по Божеству: «Бог Мой». Говорю это не в том смысле, чтобы Сын отрицал честь у Отца, а в том смысле, что это согласно с природою Божества.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
В этом показаны нам разрешения всех спорных мнений еретиков. Например, тотчас разрушено этим мнение манихеев; потому что когда говорится, что Он ест и пьет, тем самым показывается, что плоть была истинная. Затем разрушено заблуждение лукианистов и ниспровергнута сила Ария; ибо Лукиан и все лукианисты отрицают принятие Сыном Божиим души: говорят, что Он имел только плоть, чтобы конечно приписать Богу-Слову человеческую страсть, жажду и алчбу, утомление и плач, скорбь и смущение, и все то, что соединяется с пришествием Его во плоти. А между тем было бы неразумно разсуждать так о Божестве Сына Божия. Но, говорят, плоть сама по себе ни ест, ни пьет, ни утруждается, ни другое что-либо не делает. Я и сам соглашаюсь, что плоть сама по себе не имеет сего. Но пришедшее Слово имело все устроение: и плоть, и душу, и все что есть в человеке; а между тем уделом души и плоти были: алчба и утомление, жажда и скорбь, и прочее. Он плачет, чтобы обличить заблуждение манихея и показать, что облечен был телом не призрачно, а воистину. И жаждет, дабы показать, что имеет не только плоть, но и душу. Ибо не Божество Его, конечно, возжаждало, а душею возжаждал Он и утрудился от путешествия сообразно свойству плоти и души.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Слово: «свободь» означает не господство Его над адом, а то, что Он по собственному хотению снизшел до ада с душею. А Петр говорит: «якоже не бяше мощно держиму быти Ему от него», то есть, от ада
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Основание смерти Его изъясняет тебе верховнейший из Апостолов Петр, говоря: «умерщвлен быв плотию, ожив же духом» (1Пет.3:18). Ибо Божество Его, восприявшее страдание во плоти, и есть безстрастно, и было безстрастным, и пребыло безстрастным, при чем не изменилось безстрастие и не уничтожилась вечность.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
И потому как от одного вида заключается к целому: так и из понятия плоти ясно, что Спаситель принял душу.
36. Таким образом, если Он принял душу и тело, как сказано, то говорят, стало быть Божество Его, ничем не меньшее существа Отца, не подлежит страданиям, чтобы возжаждать, утруждаться, взалкать и подвергаться подобному, что необходимо для человека.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Он принял плоть и душу человеческую, будучи совершенным от Отца, вочеловечившись между нами не призрачно, но поистине, так что возсоздал в себе совершеннаго человека от Марии Богородицы чрез Духа Святаго. И не так обитал в человеке, как обыкновенно бывало, когда говорил в пророках, обитал силою и действовал в них; но Сам – «Слово плоть бысть», не преложившись в плоть и не изменив Божества в человечество, но с собственным телом свосприял человечество в свою собственную ипостась Божества, ипостаснаго Слова Божия.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
А некоторые, желая соделать недостаточным пришествие Христа во плоти и совершенное в Нем домостроительство, не знаю, что имея в мысли, говорят неправильно, будто Христос не принял ума. Они же считают ум ипостасию и дерзают применять к сему то, что в Писании обыкновенно говорится о духе в человеке, как говорит Апостол: «всесовершен ваш дух и душа, и тело в день Господа нашего Иисуса Христа да сохранится» (1Сол.5:23). Ошибаются они; ибо если дух есть ум и ум – дух, как и они думают, душа же инакова от ума и от духа, то уже не две ипостаси в человеке, соединяемыя в одной ипостаси; уже не одна ипостасная душа и ипостасное тело, но находим четыре ипостаси: ум – одна ипостась, душа – другая ипостась, дух – третья ипостась, тело – четвертая ипостась. И если еще будем изследовать, то окажется даже более; потому что много имен прилагается к человеку, как например «внутренний человек» и «внешний человек»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
79. Если же, как говорят еретики, по причине принятия ума Он подлежит власти греха, то тем более это мы должны бы признать за Ним в виду принятия Им плоти, без которой грех не совершается: «явлена же суть дела плотская» (Гал.5:19); почему, конечно, мы должны будем признать и то, что Он согрешил во плоти, приняв плоть. «Вем бо, – говорит Апостол, – яко не живет во мне ничто доброе, сиречь в плоти моей» (Рим.7:18). Кто же дерзнет сказать, что Спаситель, вследствие принятия плоти, увлечен был плотию и совершал не благословныя дела плоти, как свойственныя всему составу ея?
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Хотя Он и принял от Марии Приснодевы истинную плоть и душу человеческую истинно, и ум, и все иное, что только есть в человеке; но имея в себе все это, обладал всем как Бог, не делая все таковое причастным злу, не допуская себя быть сокрушаемым от лукаваго, увлекаемым в удовольствия, подвергающимся прегрешению Адамову.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
И воскрес из мертвых, не разделившись во гробе на тело и Божество, и на душу в преисподних, уже не подвергаясь более осязанию и не удаляясь, но входя «дверем затворенным»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
не страдая в Божестве, но страдая вместе с человечеством, так что страдание вменялось Ему, но Сам Он пребывал в безсмертии
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Но Бог Слово соделался человеком, дабы надежда была не на человека, а на Бога живаго, соделавшагося и истинным человеком: «всяк бо священник, от человек приемлемь, за человеки поставляется», согласно написанному (Евр.5:1). Посему от нашей плоти восприял плоть пришедший Господь и соделался подобным нам человеком Бог Слово, дабы в Божестве даровать нам спасение, а в человечестве пострадать за нас человеков, разрешив страстию страсть и своею смертию умертвив смерть. Но страсть вменилась Божеству, хотя Божество и безстрастно, потому что так благоволил пришедший святый и безстрастный Бог Слово. Некоторое подобие этого заключается в том, когда кто облечен в одежду, а окропившая одежду кровь запачкает ее, не достигнув однакоже тела облеченнаго в нее: при этом нечистота от крови вменяется облеченному в одежду. Так пострадал Христос во плоти, то есть в самом Господнем человеке, котораго возсоздал для себя Сам пришедший с небес святый Бог Слово.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившаго в единое свое святое совершенство и Божество. Ибо един есть Господь Иисус Христос, а не два; тот же Бог, тот же Господь, тот же царь. Веруем в Тогоже пострадавшаго во плоти и воскресшаго, и возшедшаго на небеса в том же самом теле, славно возсевшаго одесную Отца; имеющаго прийти в том же самом теле во славе судить живых и мертвых, царствию Котораго не будет конца.
Против монофизитства.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
А некоторые, желая соделать недостаточным пришествие Христа во плоти и совершенное в Нем домостроительство, не знаю, что имея в мысли, говорят неправильно, будто Христос не принял ума. Они же считают ум ипостасию и дерзают применять к сему то, что в Писании обыкновенно говорится о духе в человеке, как говорит Апостол: «всесовершен ваш дух и душа, и тело в день Господа нашего Иисуса Христа да сохранится» (1Сол.5:23). Ошибаются они; ибо если дух есть ум и ум – дух, как и они думают, душа же инакова от ума и от духа, то уже не две ипостаси в человеке, соединяемыя в одной ипостаси; уже не одна ипостасная душа и ипостасное тело, но находим четыре ипостаси: ум – одна ипостась, душа – другая ипостась, дух – третья ипостась, тело – четвертая ипостась. И если еще будем изследовать, то окажется даже более; потому что много имен прилагается к человеку, как например «внутренний человек» и «внешний человек»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Но Бог Слово соделался человеком, дабы надежда была не на человека, а на Бога живаго, соделавшагося и истинным человеком: «всяк бо священник, от человек приемлемь, за человеки поставляется», согласно написанному (Евр.5:1). Посему от нашей плоти восприял плоть пришедший Господь и соделался подобным нам человеком Бог Слово, дабы в Божестве даровать нам спасение, а в человечестве пострадать за нас человеков, разрешив страстию страсть и своею смертию умертвив смерть. Но страсть вменилась Божеству, хотя Божество и безстрастно, потому что так благоволил пришедший святый и безстрастный Бог Слово. Некоторое подобие этого заключается в том, когда кто облечен в одежду, а окропившая одежду кровь запачкает ее, не достигнув однакоже тела облеченнаго в нее: при этом нечистота от крови вменяется облеченному в одежду. Так пострадал Христос во плоти, то есть в самом Господнем человеке, котораго возсоздал для себя Сам пришедший с небес святый Бог Слово.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившаго в единое свое святое совершенство и Божество. Ибо един есть Господь Иисус Христос, а не два; тот же Бог, тот же Господь, тот же царь. Веруем в Тогоже пострадавшаго во плоти и воскресшаго, и возшедшаго на небеса в том же самом теле, славно возсевшаго одесную Отца; имеющаго прийти в том же самом теле во славе судить живых и мертвых, царствию Котораго не будет конца.