Вопросы Триадологии.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
Крестите их «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», в Господне именование Троицы, святую и царскую печать, чтобы показать именем, что нет никакого изменения в едином единстве. Ибо крещаемых повелевает он крестить во имя Отца (несомненное славословие), во имя Сына (наименование неимеющаго ни в чем недостатка), во имя Святаго Духа (неразрывный и неизменный союз, имеющий печать единаго Божества).
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
Не многобожию учим мы, но единоначалие проповедуем. Проповедуя же единоначалие, не впадаем в заблуждение, но исповедуемь Троицу, – Единицу в Троице и Троицу в Единице и единое Божество Отца и Сына и Святаго Духа. Ибо Сын не Сам Себя родил, и Отец не изменился так, чтобы из Отца быть Сыном, и Дух Святый не именовал себя когда либо Христом, но Духом Христовым, даруемым чрез Христа, от Отца исходящим и от Сына приемлющим. Личное бытие имеет Отец, личное – Сын, личное – Дух Святый, но Троица не есть смешение, как думал Савеллий и неизменяется в своей вечности и славе, как учил суесловящий Арий, но Троица всегда была Троицею и никогда Троица не получает прибавления, будучи единым Божеством, единым господством, будучи единою славою. Она однако же счисляется как Троица – Отец, и Сын, и Святый Дух, счисляется не так, чтобы тремя именами называлось нечто одно, но имена по истине совершенны, совершенны и ипостаси и нет в них никакого изменения.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
истинный Сын, существующий со Отцем, до-временно рожденный от Отца, равный Ему, Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истиннаго, рожденный, несотворенный. Но Он не Сам Отец, и Отец не сам Сын. Если же Отец есть Бог, то и Сын и Святый Дух есть Бог.
Глава 4
Ибо Дух всегда со Отцем и Сыном; Он не собрат Отцу, не рожден, не сотворен, не брат Сына, не внук Отца, от Отца исходит и от Сына приемлет; не иного со Отцем и Сыном существа, но одного и того же существа, одного и того же Божества, от Отца и Сына, со Отцем и Сыном, всегда имеющий личное бытие
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
Матфей изобличает Савеллия, привносящаго смешение лиц, ибо обозначает истинно Отца, истинно Сына, истинно Святаго Духа. А когда поставлена Троица в одном порядке и наименована одним именем (во имя), то сим изобличает он Ария, придумавшаго в Троице какую-то постепенность, или изменяемость, или различие; ибо хотя Отец возвещается в учении бóльшим Сына, однако же славу достолепно предоставляет Сыну.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
Истинно, что нет многих богов, но един Бог «первый и по сих», Отец, и Сын, и Святый Дух, – Троица неслиянная и нераздельная в своем единстве; Отец истинно родил Сына, и Сын истинно рожден от Отца и имеет личное бытие безначально и до-временно и Дух Святый истинно от Отца и Сына, имеет тоже Божество, от Отца исходит и от Сына всегда приемлет, – един Бог «первый и по сих». Говорится же сие так и от лица Самаго Христа ради некоего инаго домостроительства.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.
И так не два Бога, потому что не два Отца; и ипостась Слова не уничтожается, потому что нет никакого примешения божества Сына к Отцу. Сын не инаго существа с Отцем, но единосущен Отцу. Он не может быть инаго существа с родившим, Он и не тождесущен, но единосущен. Но опять мы не говорим, что Он не один и тот же по существу с Отцем. Ибо по божеству и по существу Сын тот же со Отцем, а не инаков сравнительно с Отцем, и не от иной ипостаси, но точно Сын Отца по существу и по ипостаси, и по истине. Но Отец не есть Сын, и Сын не есть Отец, но Сын, истинно от Отца рожденный. Посему и не два Бога, и не два Сына, и не два Духа Святых, но едино Божество Троица единосущная, Отец, Сын и Святый Дух. Ибо единосущное не означает одного, и не разделяет существа истиннаго Сына относительно Отца и не отчуждает ипостась для сохранения единосущия. Ибо не два начала проповедует божественное слово, но одно начало.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Ибо сила не раждает безсилия, но самостоятельную силу; и слава не раждает безславия, но самостоятельную славу; и воля не раждает чуждое воли, но самостоятельную волю: и сущность не раждает чуждое сущности, но самостоятельную сущность. Значит, Слово есть образ, Бог, премудрость живая, ипостасная, самосущая, Слово действенное и Сын.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
три вместе существующие, три образные, три сообразные, три действующие, три вместе действующие, три ипостасные, три соипостасные, соединенные друг с другом. Эта Троица называется Святою, в которой три лица, но едино согласие, едино Божество, таже сила, таже сущность, подобное из подобнаго, в Которой действует равенство одинаковой благодати Отца и Сына и Святаго Духа.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
никто не знает, кроме Сына, от котораго Он приемлет, и Отца, от котораго исходит, равно как и Сына и Отца никто не знает, как только Дух Святый, прославляющий Их истинно, научающий всему, свидетельствующий о Сыне, Дух, который от Отца, который от Сын
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Многими прежде сего свидетельствами доказано, что Единородный действует вместе с Отцем и во всем равно совершает и дарует, так как Он от Отца и не чужд силы и Божества Отца, но единосущен Отцу. И не только Сын, но и Дух Святый действует вместе с Сыном и Отцем и одинаково совершает, дарует и ущедряет, как хочет, так как и Он существенно происходит от Бога и не чужд Отца и Сына, но единосущен Отцу и Сыну, и это всякому ясно во всех отношениях и столькими свидетельствами уже доказано и будет доказано.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
И Дух есть Дух Святый и Сын есть Сын. Дух же есть от Отца исходящий и от Сына приемлющий, испытующий глубины Божия, возвышающий дела Сына в мире, освящающий, соделывающий святых посредством Троицы.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Троица существует вечно, как я много раз говорил, и никогда Троица не получает прибавления: это сладостно исповедывать и говорить не насыщаясь.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Троица неслиянна и не отделяется от своего единства, но в совершенной ипостаси – совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святый, Отец и Сын и Святый Дух.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Сими словами Он проповедует Духа Святаго истинным Богом всем верным во спасение. Единородный, присовокупивши к томуже свидетельству, говорит: «Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя» (Ис. 61:1). Сим свидетельством Христа о плотском Его пришествии, утвержденном и Духом Святым и возвещаемом верным, ясно исповедано, что Дух не чужд Бога. И еще Господь говорит о Духе: «Дух Отца моего глаголяй в вас» (Мф. 10:20). И опять, дабы показать, что Дух не чужд Божественности Бога, Господь дунул в лице учеников и сказал: «приимите Дух Свят» (Ин. 20:22). И еще, дабы показать равенство Свое и единосущие со Святым Духом Своим и Отчим, говорит: «аще любите мя, заповеди моя соблюдитее, Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам» (Ин. 14:15-16); как бы Сам Господь есть Утешитель и Дух Святый подобным образом есть Со-утешитель.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Ибо прежде всего изложение утверждает истину, а не отрицает: «веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя»; не просто сказано веруем, но веруем в Бога. «И во единаго Господа Иисуса Христа», – не просто сказано, но веруем в Бога. «И в Духа Святаго» не просто сказано, но во едино прославление и во едино соединение Божества, и в одно единосущие, в три совершенных, единое Божество, единую сущность, единое славословие, единое господство, что показывают слова: веруем, и веруем, и веруем.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Мы не имеем Бога сотвореннаго, или созданнаго, но несотвореннаго и несозданнаго, рожденнаго от Отца безначально и безлетно. И если ты хитришь, желая рожденное (γεννητὸν) двусмысленно называть происшедшим (γενητὸν), я не приму твоей речи, хотя бы ты и не мыслил, что Сын меньше Отца вследствие рождения от Отца.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Сам Отец, промышляя о правильности нашей мысли, наперед сказал: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт.1:26). Здесь Он не отделил Себя от Сына, но употребил выражение одинаковое, относящееся, к двоим: «сотворим человека», дабы обозначить двоих, Себя и Сына, или и Духа Святаго, сказал бы я. И дабы показать равенство образа, не поставил двух слов, но сказал обо одном образе, а словом: «нашему» указал на двоих, именно, что человек создается не по образу одного, но есть изображение подобия и равенства двоих, дабы совершенно ясно было, что все превосходнейшее во Отце и Сыне и Святом Духе пребывает в тождестве и не изменяется. Ибо Отец, или Сын, или Святый Дух восприял не от другаго естества и не дал другому естеству соучастия в своем естестве и достоинстве, и не вследствие какого-либо сечения, или истечения совершилось происхождение Единороднаго и Духа Святаго из Отца и произвело изменение в естестве, но как изначала превосходнейшее естество Отца всегда было нерожденно и несозданно, так Он ясно возвестил нам, что Он от вечности произвел от Себя превосходнейшаго Сына и Святаго Духа без всякаго изменения.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
«Опровержение». Если Бог, как ты говоришь, нескончаемо и постоянно пребывает в нерожденной природе, природа же Бога вечно, нескончаемо сохраняет свое достоинство, не почему-либо другому, но потому, что Он Сам Собою ест Бог и Сам по Себе – вечен, то и Рожденное должно быть единосущно, коль скоро Оно получило у тебя имя безконечнаго, как ты лукаво давши это имя Сыну, удостоверительно повел разсуждение об Его природе: ибо ты дашь это имя и принужденный исповедать во всем неприступное и необъятное имя безконечнаго.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Отсюда существо Его мы считаем не созданным и не чуждым, как тварное, но рожденным существенно и не иным от Родившаго. Посему и пребывает оно несозданным и не сотворенным, но рожденным из самаго существа Бога, не подчиняясь времени: ибо Родивший по истине не подчинился времени, чтобы произвести существо временное: потому что каково Рожденное, таков и Родитель, и каков Родитель, таков и Рожденный.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
«Опроверж». Сказал Аэтий, что Бог Вседержитель, имеющий нерожденную природу, незнает в Себе природы рожденной, – и оказался разделителем и пределоположником естества Божия, пытаясь, будучи человеком по естеству и однакожь желая познать то, что выше естества, познать это не на основании Писания, но на основании умозаключений человеческаго разсудка. Постоянно же и с начала своего слова, уже не как древние Ариане, желает, хотя и скрытно, называть Сына единородным.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И не от наименования человеческаго Бог имеет оную несравнимость, и с другой стороны от этой несравнимости не ниспровергается достоинство истиннаго ипостаснаго Слова Божия, безначально, единосущно рожденнаго от Отца, равно как ни за то, ни за другое из этих имен Бог не обязывается благодарностию изобретению ума человеческаго
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
По этому же исповедуем Его и безстрастным Родителем и безстрастным Создателем: ибо родил Он Единороднаго не страдая и извел из Себя Святаго Своего Духа не подвергшись делению, и создал созданное и создаваемое без утомления не обдержимый страстию. Он творит, что хочет, прилично Божеству Своему, не прежде желая, чтобы размысливши узнать, должно ли быть произведено совершаемое, ни желая что-либо сделать и не будучи в силах исполнить совершаемое по причине противодействия воле со стороны страсти.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Нерожденный не передает созданному единосущие Свое, не потому чтобы Всемогущий был безсилен, но потому что безсильное не достигает до Всемогущаго по причине превосходства единаго Бога и единороднаго Сына Его со Святым Духом.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И страдание Единороднаго воплоти не производит страдания в Его Божестве, хотя истинная вера и истинное исповедание и учит. что безстрастный Бог, будучи Словом, пострадал. Пребывает же в безстрастии Один и Тот же, не потерпевши какой-либо перемены или изменения в Своем естестве. Посему, будучи Премудростию и Богом безстрастным, и зная, что Своим страданием Он спасает держимых страстями смерти, не посла послал, не ангела, и не, как прежде Его, пророков, но Сам Господь пришел и, принявши на Себя страстность, истинно пострадал, между тем как Божество Его пребывало безстрастным: ибо пришествие во плоти не уменьшило силу Божества Его. По Божеству Своему Он продолжал делать дела Божии, не терпя препятствия от плоти, запрещая ветру, волнению и морю (Луки 8, 24), Лазаря вызывая из мертвых собственною властию (Ин.11:43) и иное безчисленное и большее сего совершая.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
страдание не приражается к безстрастному Богу. Таким же образом ни потому, что Он родил Единороднаго, ни потому, что Единородный рожден, ни потому, что Святый Его Дух от Него послан, страдание не приражается к Святой Троице: ибо не страстен ни Святый Дух, сходящий в виде голубя на Иордане (Мф.3:16), ни Единородный, крещаемый и осязаемый от Иоанна, ни Отец, свыше вопиющий гласом, слышным для людей: «Сей есть Сын Мой, Того послушайте» (Мф.3:17 ср. 17, 5). И так Сын неизменяем. И Отец нерожденный и Сын рожденный безстрастен и Дух безстрастно произшедший. Но между тем как иное все создано, совершенная Троица пребывает в Своем количестве и не созданном именовании, так чтобы ни превосходнейшее не было изменяемым, ни рожденное обдержимо было страданием
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И ни Сын, в следствие того, что рожден, не будет страдать, как имеющий причину, ни Святый Дух, поелику исходит от Отца: ибо и Отец, поелику родил и извел из Себя Самого, все же остальное, после Сына и Духа, создал, не подчиняется страданию причины, хотя все остальное в создании или рождении подвергается страданию. И так безвиновен Отец и Сын и Святый Дух, Сама же Троица есть причина всего, вместе творящая и вместе созидающая, а в Себе ничего незнающая сотвореннаго или созданнаго.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Посему является несравнимо соприличествующим Родитель Рожденному и Рожденный Родившему: ибо не нуждается Божество в прибавлении, так чтобы в одно время Отец назван был Отцом, а в другое время нет; и Сын от союза свыше являлся как бы некогда не сущим, а потом сущим. Посему Бог Отец и Сын, и Святый Дух есть самосущность, а не иносущность: ибо Сын не ест собратний в отношении к Отцу или после рожденный, но в неизъяснимом отношении имя Отца соприличествующим единосущному Сыну и действителъно соприличествует Отцу и Сыну произшедший от Него, чрез Него и от того, что есть Его, Святый Его Дух.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
что превосходит всякую природу Вседержитель, от Котораго неизъяснимо для нас произошел Единородный Бог – Слово и Святый Его Дух. И по сему непоколебимо не твари приписываем божество, чтобы не оказаться безумными, но превосходящую всякую природу славословим Троицу, Сына со Отцем и Святаго Его Духа, как нерожденнаго и несозданнаго. Поелику и Единородный и Святый Дух не иной природы, но Бог от Бога, и Свет от Света; с Отцем Вседержителем, и Сам Единородный носит название Вседержителя, как на это ясно указывает Божественное Писание
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
так как Троица всегда нескончаемо пребывает несозданною, и существует нескончаемо, и так как Единородный рожден от всегда Сущаго, истинно сущаго, и в собственной совершенной природе. Посему Он знает Себя Самого, и ни Сын не не знает нерожденное существо Отца, ни нерожденный – существо рожденнаго от Него Сына, так как достоверно единородное Слово Божие, сказавшее: «никто же знает Отца токмо Сын, ни Сына токмо Отец»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Отсюда единая Троица есть Бог Отец и Сын и Святый Дух, не имеющая в Себе Самой что-либо чуждое Себя Самой, несозданная, нерожденная, не произведенная, Троица не сотворенная, но творящая, не имеющая в Себе имени создания, но создающая, едина сущая, а не многия. Все же остальное от Нея произведенное существует во множестве, но не сопричисляется к Ней; посему и не предназначено к общению, будучи иной природы с сущностию несравнимою. По этому в существе Бога находится не созданная какая-либо природа, но зиждительная для всего не могущаго приобщитъся единосущием к несравнимой и единой сущности Отца и Сына и Святаго Духа, как Она (Троица) и Сама ясно открывает принявшему познание истины, что Она одна служит предметом поклонения, а не все, также как и Она одна крещает во имя Свое
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
а вместе с тем приличным здравому смыслу образом устанавливаются отношения к Отцу Сына и Святаго Духа. Если же это так, то уже с самаго начала падает коварный замысел вопроса: ибо не много неизменяемых, но одна Троица в единице, и одно Божество в Троице. Все же остальное далеко отстоит, так как ни оно само по себе не имеет возможности страдать или действовать, ни Святая Троица не может в делании чего-либо страдать, будучи всецело безстрастною и покланяемою, разумею Отца и Сына и Святаго Духа: ибо сотворил Бог чрез Сына все, но не Сына, так как Он не состоит в числе этого всего; Он содействует Отцу и спокланяем Ему.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Отсюда Божественное слово непоколебимо научило признавать Отца «главою», а не началом Сына (1Кор.11:3), по причине единосущия. И Дух Святый вечно существует и от Отца послан, но всегда пребывает со Отцем и не от времени начал быть.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Самому Сына а не создавший, и не раждает Его иным от Своего существа. И так каким образом, когда Отец пребывает несозданным, рожденное от Него будет созданным? Если же рожденное Им есть созданное, то Оно рожденным уже не может быть названо. И много противоречий вызывает таковое нелепое мнение. Да и Богу не прилично быть некогда без Сына, а после называться Отцем после рождения Сына. И Сыну неприлично, чтобы время было прежде Его: потому что в таком случае время будет больше Его величия. Но и Отцу соприлично всегда иметь в тождестве достоинств Своих существо непрестающие и вечное. А что прежде Бога ничего не было, это также ясно.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Я, Павлин епископ, так мыслю, как принял от отцев, что есть и ипостасно существует Отец совершенный, и ипостасно существует Сын совершенный, и ипостасно существует Дух Святый совершенный. Посему приемлю и предписанное толкование о трех Ипостасях и единой Ипостаси или Сушности, и тех, которые так мыслят: ибо благочестиво мыслить и исповедывать Троицу во едином Божестве. И о бывшем ради нас вочеловечении Слова Отчаго так мыслю, как предписано, то есть, что согласно с Иоанном, «Слово плоть бысть» (Ин.1:14), и несогласно с нечестивцами, говорящими, что Он потерпел изменение, но что ради нас Он соделался человеком, будучи рожден от святыя Девы и Святаго Духа; ибо не бездушное и не безчувственное, и не лишенное ума тело имел Спаситель.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
И как не должно дерзать об Отце говорить, что Он не есть свет истинный; но мы сами по благочестию разумеем, – хотя это и не написано, – что Он есть свет истинный, и в сем мы не сомневаемся, чтобы не погибнуть: так и о Сыне написано, что Сын есть Бог, хотя и не прибавлено: «Бог истинный»; но мы безумными казались бы, если б дерзнули богохульствовать и говорить, что Сын не есть Бог истинный. Ибо достаточно носить это название одному Лицу, находящемуся в полной связи с Троицею, и по Отцу разуметь и Сына Богом истинным и Духа – истинным, так как к каждому имени приложимо равенство истины: к Отцу, – «Бог истинный»; к Сыну же, – «Бог»; но в свою очередь к Сыну: «свет истинный», а к Отцу: «свет»; чтобы связав во едино два мнения о Божестве, – об Отце, что Он есть «Бог истинный», а о Сыне, что Он есть «свет истинный», и об Отце, что Он есть «свет», а о Сыне, что Он есть «Бог», от понятий: «свет» и «Бог», мы исповедывали единое Божество, а от понятий: «Бог истинный» и «свет истинный» – единое единство силы.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Тремя же именами называется единое Божество Отца и Сына, и Святаго Духа. И не два Сына: ибо один Сын единородный. Так и Святый Дух есть Дух Святый, Дух Божий, всегда сущий со Отцем и Сыном, не чуждый Богу, но от Бога сущий, от Отца исходящий и от Сына приемлющий. Но Сын единородный непостижим, и Дух непостижим, от Бога исходит, но не чужд Отца и Сына; и не так чтобы чрез Него было слияние Отца и Сына, но Троица всегда сущая одного и того же существа; не иное существо помимо Божества, и не иное Божество помимо существа, но то же самое Божество, и от того же Божества Сын и Святый Дух.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Троица не слиянная; нет в Ней чего-либо разнящагося от собственной Ея единицы; но в совершенной ипостаси совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святый: Отец и Сын, и Святый Дух. И еще Дух пребывает в дарованиях. Ибо «разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде Бог, действуяй вся во всех»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Потому что это говоришь ты неразумно и хочешь в Божестве представлять много начал, тогда как одно есть начало и одно и тоже Божество; и нигде Сын не говорит по Божеству: «Бог Мой». Говорю это не в том смысле, чтобы Сын отрицал честь у Отца, а в том смысле, что это согласно с природою Божества.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
три святые, три вместе святые, три образные, три сообразные, три действующие, три вместе действующие, три ипостасные, три соипостасные, соединенные друг с другом. Эта Троица называется Святою, в которой три лица, но едино согласие, едино Божество того же существа, той же силы, той же сущности, подобное из подобнаго, по равенству благодати Отца и Сына и Святаго Духа. А как это, – предоставляется научить Им
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
и Духа, осмелюсь сказать, никто не знает, кроме Отца, от котораго Он исходит, и Сына, от котораго приемлет, равно как и Сына и Отца никто не знает, как только Дух Святый, прославляющий их истинно, научающий всему, свидетельствующий о Сыне, от Отца исходящий и от Сына приемлющий
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Еретик говорит: несомненно верую, что Отец есть Отец, Сын есть Сын и Святый Дух есть Святый Дух, и исповедую три ипостаси во едином существе; не говорю об ином существе помимо Божества или об Ином Божестве помимо существа; но для точности мы называем это существом, дабы не говорить об ином и ином виде Божества в Троице. Таковый, прикрываясь, как я сказал, легкомысленно и коварно говорит: верую, что Отец есть Отец, Сын есть Сын, Дух Святый есть Дух Святый; сокровенную же мысль имеет такую, что как бы уподобив Божество нам, говорит в себе: как я имею тело, душу и дух человеческий, так и Божество. Отец есть как бы, так сказать, вид или форма; Сын – как бы душа в человеке; а Дух – как бы дышущее посредством человека. Ибо некоторые коварствуют и так думают о Божестве. Мы же не так научены