• Авторизация


Епифаний Кипрский (315—403) (4 век). Цитаты о Троичности, Троице. 07-12-2014 14:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Троичность, Троица.

 

Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово.

Господь воскрес в третий день, научая нас поклоняться в Троице Единице. Во Христе спасены все народы: хотя один Он был судим, но спасено бесчисленное множество, поскольку Господь умер за всех. Для того Он облекся во всего Человека, проник в самую высоту Небес, вознесся на высоту славы Своего царствования, принесши в дар Отцу не злато и серебро, не камни драгоценные, но – Человека, созданного по образу Его. А Отец, вознесши Его, посадил на Престоле одесную Себя, доколе не положатся враги под ноги Его, ибо Он придет судить живых и мертвых, и Царствию Его не будет конца, ибо Отцу и Сыну и Святому Духу слава принадлежит всегда, ныне и во веки веков.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

пришедшее в последние дни, Бог-Слово, истинно рожденный от Бога Отца, единосущный Отцу, и ни в чем не инаковый со Отцем, но непреложный и неизменяемый, совершенно безстрастный, и нестраждущий, состраждущий же нашему роду, сошедший с неба, зачатый во утробе не от семени мужескаго, но от Духа Святаго, истинно возъимевший тело от Марии, создавший Себе плоть от святых ложесн, приявший и душу человеческую, и ум, и все, чтó есть человек кроме греха, соединивший в Себе с Своим Божеством, родившийся в Вифлееме, обрезанный в пещере

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

Крестите их «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», в Господне именование Троицы, святую и царскую печать, чтобы показать именем, что нет никакого изменения в едином единстве. Ибо крещаемых повелевает он крестить во имя Отца (несомненное славословие), во имя Сына (наименование неимеющаго ни в чем недостатка), во имя Святаго Духа (неразрывный и неизменный союз, имеющий печать единаго Божества).

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.

4. И вознесся на небо с теми же – и телом, и душею, и умом, соединив их в одно единство и в одну духовную ипостась, и совершив их обожение, возсел одесную Отца

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

Не многобожию учим мы, но единоначалие проповедуем. Проповедуя же единоначалие, не впадаем в заблуждение, но исповедуемь Троицу, – Единицу в Троице и Троицу в Единице и единое Божество Отца и Сына и Святаго Духа. Ибо Сын не Сам Себя родил, и Отец не изменился так, чтобы из Отца быть Сыном, и Дух Святый не именовал себя когда либо Христом, но Духом Христовым, даруемым чрез Христа, от Отца исходящим и от Сына приемлющим. Личное бытие имеет Отец, личное – Сын, личное – Дух Святый, но Троица не есть смешение, как думал Савеллий и неизменяется в своей вечности и славе, как учил суесловящий Арий, но Троица всегда была Троицею и никогда Троица не получает прибавления, будучи единым Божеством, единым господством, будучи единою славою. Она однако же счисляется как Троица – Отец, и Сын, и Святый Дух, счисляется не так, чтобы тремя именами называлось нечто одно, но имена по истине совершенны, совершенны и ипостаси и нет в них никакого изменения.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

истинный Сын, существующий со Отцем, до-временно рожденный от Отца, равный Ему, Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истиннаго, рожденный, несотворенный. Но Он не Сам Отец, и Отец не сам Сын. Если же Отец есть Бог, то и Сын и Святый Дух есть Бог.

Глава 4

Ибо Дух всегда со Отцем и Сыном; Он не собрат Отцу, не рожден, не сотворен, не брат Сына, не внук Отца, от Отца исходит и от Сына приемлет; не иного со Отцем и Сыном существа, но одного и того же существа, одного и того же Божества, от Отца и Сына, со Отцем и Сыном, всегда имеющий личное бытие

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

Истинно, что нет многих богов, но един Бог «первый и по сих», Отец, и Сын, и Святый Дух, – Троица неслиянная и нераздельная в своем единстве; Отец истинно родил Сына, и Сын истинно рожден от Отца и имеет личное бытие безначально и до-временно и Дух Святый истинно от Отца и Сына, имеет тоже Божество, от Отца исходит и от Сына всегда приемлет, – един Бог «первый и по сих». Говорится же сие так и от лица Самаго Христа ради некоего инаго домостроительства.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.

Если же Арий, заблудившись умом, подумает, что Один только называется истинным Богом, то есть Отец, а Сын, хотя и есть Бог, но неистинный: таковаго опять иным образом изобличает, говоря: «Аз есмь свет истинный, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мирь» (Ин 8:12; 1, 9). Об Отце же сказано, что «Бог свет есть» (1Ин.1:5), а несказано: свет истинный, дабы мы из наименования Бога истинным и света истинным познавали равенство Божества у Отца с Сыном и у Сына с Отцем; и Отец именуется светом, и Сын именуется Богом без прибавления здесь слова: истинный; и не было нужды говорить, потому что нет никакого сомнения; ибо словами «Бог» и «свет» ясно показано единое совершенство одинаковой истинности, как Отца по отношению к Сыну, так и Сына по отношению к Отцу. Таким образом все безумие твоего заблуждения опровергнуто. Ибо Отец есть Отец, Сын есть Сын, Святый Дух есть Святый Дух, Троица единое Божество, единая слава, единое господство. Ему слава и держава, Отцу в Сыне, Сыну во Отце со Святым Духом во веки веков, аминь.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

И так не два Бога, потому что не два Отца; и ипостась Слова не уничтожается, потому что нет никакого примешения божества Сына к Отцу. Сын не инаго существа с Отцем, но единосущен Отцу. Он не может быть инаго существа с родившим, Он и не тождесущен, но единосущен. Но опять мы не говорим, что Он не один и тот же по существу с Отцем. Ибо по божеству и по существу Сын тот же со Отцем, а не инаков сравнительно с Отцем, и не от иной ипостаси, но точно Сын Отца по существу и по ипостаси, и по истине. Но Отец не есть Сын, и Сын не есть Отец, но Сын, истинно от Отца рожденный. Посему и не два Бога, и не два Сына, и не два Духа Святых, но едино Божество Троица единосущная, Отец, Сын и Святый Дух.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.

ни Единородный не был чужд творчества. Но Отец творит вместе с Сыном и Сын, «имже вся быша», есть Творец вместе с Отцем, и потому что Сын рожден от Него, Он есть един Бог совершенный, от совершеннаго Отца, и един совершенный Отец совершеннаго Сына, имеющаго образ Отчаго совершенства, образ Бога невидимаго, не подобие образа, не образ образа, не несходный, но образ Отца, дабы показать по истине непреложность рождения от безначальнаго и вечнаго.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.

Если же Адам существовал прежде, чем существовало Слово; то кем же создан Адам и все прежде него бывшия творения Божии? К кому обращал речь Отец: «сотворим человека»? Ибо никто никогда не обращается с советом к своему внутреннему или внешнему слову, но обращаясь к единоестественному, святому своему Слову, Отец со всею мудростию составляет план будущаго создания человека, дабы мы научились, что Сын от начала существует у своего Отца и дабы не подумали, что наш Творец – недавняго происхождения, но что Он со Отцем всегда существовал прежде век, как и Иоанн свидетельствует, говоря: «в начале бе Слово и Слово бе к Богу» (Ин.1:1).

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.

Ибо все творения, какия только существуют, произошли вместе от Отца и Сына и Святаго Духа; чрез Сына все произошло от Отца и Он все произвел со Отцем и Святым Духом: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» (Пс. 32:6).

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.

Он существует прежде всех времен и Им все сотворено, они в то же время хулят Духа Святаго. Другие, правильно и православно думая о Сыне, именно, что Он всегда был со Отцем и никогда не переставал существовать, но безначально и безлетно родился от Отца, хулят Духа Святаго, не сопричисляя Его по Божеству к Отцу и Сыну. Об этом мы много раз разсуждали и в каждой ереси представили не мало прямых доказательств на то, что Он называется Господом вместе с Отцем и Сыном. Ибо «Дух Господень исполни вселенную»

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.

Сими словами Он проповедует Духа Святаго истинным Богом всем верным во спасение. Единородный, присовокупивши к томуже свидетельству, говорит: «Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя» (Ис. 61:1). Сим свидетельством Христа о плотском Его пришествии, утвержденном и Духом Святым и возвещаемом верным, ясно исповедано, что Дух не чужд Бога. И еще Господь говорит о Духе: «Дух Отца моего глаголяй в вас» (Мф. 10:20). И опять, дабы показать, что Дух не чужд Божественности Бога, Господь дунул в лице учеников и сказал: «приимите Дух Свят» (Ин. 20:22). И еще, дабы показать равенство Свое и единосущие со Святым Духом Своим и Отчим, говорит: «аще любите мя, заповеди моя соблюдитее, Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам» (Ин. 14:15-16); как бы Сам Господь есть Утешитель и Дух Святый подобным образом есть Со-утешитель.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.

Ибо прежде всего изложение утверждает истину, а не отрицает: «веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя»; не просто сказано веруем, но веруем в Бога. «И во единаго Господа Иисуса Христа», – не просто сказано, но веруем в Бога. «И в Духа Святаго» не просто сказано, но во едино прославление и во едино соединение Божества, и в одно единосущие, в три совершенных, единое Божество, единую сущность, единое славословие, единое господство, что показывают слова: веруем, и веруем, и веруем.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.

И ни Сын, в следствие того, что рожден, не будет страдать, как имеющий причину, ни Святый Дух, поелику исходит от Отца: ибо и Отец, поелику родил и извел из Себя Самого, все же остальное, после Сына и Духа, создал, не подчиняется страданию причины, хотя все остальное в создании или рождении подвергается страданию. И так безвиновен Отец и Сын и Святый Дух, Сама же Троица есть причина всего, вместе творящая и вместе созидающая, а в Себе ничего незнающая сотвореннаго или созданнаго.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.

Посему является несравнимо соприличествующим Родитель Рожденному и Рожденный Родившему: ибо не нуждается Божество в прибавлении, так чтобы в одно время Отец назван был Отцом, а в другое время нет; и Сын от союза свыше являлся как бы некогда не сущим, а потом сущим. Посему Бог Отец и Сын, и Святый Дух есть самосущность, а не иносущность: ибо Сын не ест собратний в отношении к Отцу или после рожденный, но в неизъяснимом отношении имя Отца соприличествующим единосущному Сыну и действителъно соприличествует Отцу и Сыну произшедший от Него, чрез Него и от того, что есть Его, Святый Его Дух.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.

что превосходит всякую природу Вседержитель, от Котораго неизъяснимо для нас произошел Единородный Бог – Слово и Святый Его Дух. И по сему непоколебимо не твари приписываем божество, чтобы не оказаться безумными, но превосходящую всякую природу славословим Троицу, Сына со Отцем и Святаго Его Духа, как нерожденнаго и несозданнаго. Поелику и Единородный и Святый Дух не иной природы, но Бог от Бога, и Свет от Света; с Отцем Вседержителем, и Сам Единородный носит название Вседержителя, как на это ясно указывает Божественное Писание

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.

Отсюда единая Троица есть Бог Отец и Сын и Святый Дух, не имеющая в Себе Самой что-либо чуждое Себя Самой, несозданная, нерожденная, не произведенная, Троица не сотворенная, но творящая, не имеющая в Себе имени создания, но создающая, едина сущая, а не многия. Все же остальное от Нея произведенное существует во множестве, но не сопричисляется к Ней; посему и не предназначено к общению, будучи иной природы с сущностию несравнимою. По этому в существе Бога находится не созданная какая-либо природа, но зиждительная для всего не могущаго приобщитъся единосущием к несравнимой и единой сущности Отца и Сына и Святаго Духа, как Она (Троица) и Сама ясно открывает принявшему познание истины, что Она одна служит предметом поклонения, а не все, также как и Она одна крещает во имя Свое

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.

а вместе с тем приличным здравому смыслу образом устанавливаются отношения к Отцу Сына и Святаго Духа. Если же это так, то уже с самаго начала падает коварный замысел вопроса: ибо не много неизменяемых, но одна Троица в единице, и одно Божество в Троице. Все же остальное далеко отстоит, так как ни оно само по себе не имеет возможности страдать или действовать, ни Святая Троица не может в делании чего-либо страдать, будучи всецело безстрастною и покланяемою, разумею Отца и Сына и Святаго Духа: ибо сотворил Бог чрез Сына все, но не Сына, так как Он не состоит в числе этого всего; Он содействует Отцу и спокланяем Ему.

Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.

Я, Павлин епископ, так мыслю, как принял от отцев, что есть и ипостасно существует Отец совершенный, и ипостасно существует Сын совершенный, и ипостасно существует Дух Святый совершенный. Посему приемлю и предписанное толкование о трех Ипостасях и единой Ипостаси или Сушности, и тех, которые так мыслят: ибо благочестиво мыслить и исповедывать Троицу во едином Божестве. И о бывшем ради нас вочеловечении Слова Отчаго так мыслю, как предписано, то есть, что согласно с Иоанном, «Слово плоть бысть» (Ин.1:14), и несогласно с нечестивцами, говорящими, что Он потерпел изменение, но что ради нас Он соделался человеком, будучи рожден от святыя Девы и Святаго Духа; ибо не бездушное и не безчувственное, и не лишенное ума тело имел Спаситель.

Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.

Но «единая голубица» и святая дева – Церковь исповедует Бога Отца и Сына и Святаго Духа; Отца совершеннаго, Сына совершеннаго и Духа Святаго совершеннаго; Троицу единосущную и Троицу неслиянную; но Сына, истинно от Отца рожденнаго и Святаго Духа не чуждаго Отцу и Сыну

Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.

Этою Троицей, – Отцем и Сыном и Святым Духом все создано, некогда не сущее, ни существующее вместе с Богом, ни прежде Его бывшее, но приведенное из небытия в бытие Отцем и Сыном и Святым Духом. Сей Отец и Сын и Святый Дух удостоивал от века являться святым Своим в видениях, насколько каждый мог вмещать по сообщенному ему от Бога дарованию, какое даровал Он каждому из удостоиваемых, как например созерцать Отца, насколько каждый мог слышать глас Его и вмещать.

Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.

Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь, спасающая верою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовию Христа в исповедании, в таинствах и в очистительной силе крещения, как сказано: «шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19), во имя Божественной Троицы, не имеющей в наименовании ничего различнаго; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан и возвещен, Отец и Сын и Святый Дух, не Божество, представляющее в Себе какое либо слияние, но Троица истинно совершенная: совершенный Отец, совершенный Сын и совершенный Дух Святый, едино Божество, един Бог, Которому слава, честь и держава во веки веков, аминь.

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

Итак Отец есть истинный Бог, Сын – истинный Бог, Дух Святый – истинный, Дух Божий и Дух истины, Троица во едином Духе счисляемая.

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

 И как не должно дерзать об Отце говорить, что Он не есть свет истинный; но мы сами по благочестию разумеем, – хотя это и не написано, – что Он есть свет истинный, и в сем мы не сомневаемся, чтобы не погибнуть: так и о Сыне написано, что Сын есть Бог, хотя и не прибавлено: «Бог истинный»; но мы безумными казались бы, если б дерзнули богохульствовать и говорить, что Сын не есть Бог истинный. Ибо достаточно носить это название одному Лицу, находящемуся в полной связи с Троицею, и по Отцу разуметь и Сына Богом истинным и Духа – истинным, так как к каждому имени приложимо равенство истины: к Отцу, – «Бог истинный»; к Сыну же, – «Бог»; но в свою очередь к Сыну: «свет истинный», а к Отцу: «свет»; чтобы связав во едино два мнения о Божестве, – об Отце, что Он есть «Бог истинный», а о Сыне, что Он есть «свет истинный», и об Отце, что Он есть «свет», а о Сыне, что Он есть «Бог», от понятий: «свет» и «Бог», мы исповедывали единое Божество, а от понятий: «Бог истинный» и «свет истинный» – единое единство силы.

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

Тремя же именами называется единое Божество Отца и Сына, и Святаго Духа. И не два Сына: ибо один Сын единородный. Так и Святый Дух есть Дух Святый, Дух Божий, всегда сущий со Отцем и Сыном, не чуждый Богу, но от Бога сущий, от Отца исходящий и от Сына приемлющий. Но Сын единородный непостижим, и Дух непостижим, от Бога исходит, но не чужд Отца и Сына; и не так чтобы чрез Него было слияние Отца и Сына, но Троица всегда сущая одного и того же существа; не иное существо помимо Божества, и не иное Божество помимо существа, но то же самое Божество, и от того же Божества Сын и Святый Дух.

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

Троица не слиянная; нет в Ней чего-либо разнящагося от собственной Ея единицы; но в совершенной ипостаси совершенный Отец, совершенный Сын, совершенный Дух Святый: Отец и Сын, и Святый Дух. И еще Дух пребывает в дарованиях. Ибо «разделения дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде Бог, действуяй вся во всех»

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

Но Отец рождает Сына; и не было времени, когда бы не было Сына, не было также какого-либо времени, в которое Отец не назывался бы Отцем; но был всегда Отец, и был всегда Сын, не собратний, но Сын рожденный неизъяснимо и именуемый непостижимо; всегда сущий со Отцем, никогда не прекращающий бытия. Итак Отец нерожденный и несозданный, и непостижимый. Сын рожденный, но также несозданный и непостижимый.

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

Восприял ли ты Духа Святаго? – ты удостоился силы Отца и Сына Божия. Прославил ли ты Отца? – ты указал на Сына и Святаго Духа, но не слиянных. Ибо Отец есть Отец; Сын есть Сын; Святый Дух есть Святый Дух: Троица не отчуждаемая от единства и тождества. Чтится Отец, поколику Он есть Отец; чтится Сын, поколику Он есть Сын; чтится Дух Святый, поколику Он есть Дух истинный и Дух Божий. Так говорит Единородный: чтущий Отца чтит и Сына. Ибо тем самым, что называешь Отца, ты указуешь Сына и чтишь Сына; и иже чтит Сына, чтит Отца

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

Аз Бог, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль: несть Бог мертвых, но живых» (Мк.12:26-27). И еще во многом можно показать, что сказанное в Ветхом Завете сказано от лица Отца. Но часто говорится и от лица Сына, и еще от лица Святаго Духа.

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

три святые, три вместе святые, три образные, три сообразные, три действующие, три вместе действующие, три ипостасные, три соипостасные, соединенные друг с другом. Эта Троица называется Святою, в которой три лица, но едино согласие, едино Божество того же существа, той же силы, той же сущности, подобное из подобнаго, по равенству благодати Отца и Сына и Святаго Духа. А как это, – предоставляется научить Им

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

и Духа, осмелюсь сказать, никто не знает, кроме Отца, от котораго Он исходит, и Сына, от котораго приемлет, равно как и Сына и Отца никто не знает, как только Дух Святый, прославляющий их истинно, научающий всему, свидетельствующий о Сыне, от Отца исходящий и от Сына приемлющий

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

Еретик говорит: несомненно верую, что Отец есть Отец, Сын есть Сын и Святый Дух есть Святый Дух, и исповедую три ипостаси во едином существе; не говорю об ином существе помимо Божества или об Ином Божестве помимо существа; но для точности мы называем это существом, дабы не говорить об ином и ином виде Божества в Троице. Таковый, прикрываясь, как я сказал, легкомысленно и коварно говорит: верую, что Отец есть Отец, Сын есть Сын, Дух Святый есть Дух Святый; сокровенную же мысль имеет такую, что как бы уподобив Божество нам, говорит в себе: как я имею тело, душу и дух человеческий, так и Божество. Отец есть как бы, так сказать, вид или форма; Сын – как бы душа в человеке; а Дух – как бы дышущее посредством человека. Ибо некоторые коварствуют и так думают о Божестве. Мы же не так научены

Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.

что Сын есть Сам Отец, и Отец есть Сам Сын, и Святый Дух есть Сам Отец, так что нет Сына и Святаго Духа. Таким образом они изобличают в себе вторых иудеев и убийц Господа. Ариоманиты же, нечестивейшие из всех, дерзая отделять и отчуждать Сына от существа Отчаго, не признают Сына равночестным Отцу и рожденным от существа Отца. Другие, выродившиеся от них, раньше нашего времени вошли в состав иных ересей, уже образовавшихся дотоле, которых едва ли можно сопричислять даже и к иудеям, как произносящих хулу на Святаго Духа. Это – вторые саддукеи и самаряне, люди темные, мертвые и неверные.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Епифаний Кипрский (315—403) (4 век). Цитаты о Троичности, Троице. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»