Епифаний Кипрский(около 315 – 05.403) — один из ранних Отцов Церкви, который прославился неистовыми обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Епифаний принимал деятельное участие.
По происхождению финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала был иудей; после смерти своего воспитателя принял христианство, раздал полученное наследство бедным и удалился вЕгипет; возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого Аввы Илариона; предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит бедуинами; ходил с проповедью Евангелия к огнепоклонникам-парсам; наконец, переселился на остров Кипр, где в 367 был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью. В 403 г. по наветуФеофила Александрийского отправился в Константинополь, чтобы добиваться смещения с кафедры Иоанна Златоуста, который якобы укрывал у себя еретиков-оригенистов. Убедившись в ложности обвинений, Епифаний отплыл обратно на Кипр, но умер во время морского перехода.
По церковному преданию, воскресил умершего сына язычника[1].
Божественность и две природы Христа.
Епифаний Кипрский. Слово в неделю Ваий.
Посему хотя Господь Христос, Бог (сущий) в Сионе, шествует не со скипетрами и трубами, но с совершенною нищетою, не с мечами, оружиями и копьями, но с крайним смирением, не с оруженосцами, не с позлащенными щитами, шлемом и бронею, но с крайнею кротостию, безпредельным незлобием и безмерною скромностию: однакож сказано: «и потрясеся весь град, глаголя: кто есть сей? Народи же глаголаху: сей есть Христос Сын Давида»
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
Земля стихла от страха, потому что Господь уснул плотию, и воскресил усопших от века. Господь умер плотию, и ад вострепетал; уснул Господь на краткое время, и возбудил от века спавших во аде.
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
познанный Иисус Богочеловек, источник жизни посреди двух источников жизни Отца и Духа – живот от живота
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
Творец многоочитых делается незрящим; Воскресение всех повержено было на землю; Бог, возставляющий мертвых, умерщвляется плотию и умолкает гром слова Божия. Вземлется руками содержащий небо дланию.
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
Совершенный Бог, пребывающий горе с Отцем, долу с Материю является совершенным смертным. Никогда не являвшийся нам, каким образом является человекам, и как человек, и вместе как человеколюбивый Бог? Как Невидимый стал видимым? Каким образом Невещественный воплотился?
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
посему людей, находящихся во плоти, он посетил с одушевленною плотию, а душам разлучившимся с телами явился с божественною и пречистою душею, которая, разлучившись с телом, не разлучилась с Божеством. Итак поспешим сойти умом во ад
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
И прекрасно было бы для иудеев пестунство закона, если бы приняли они сего Христа, Котораго наперед проповедывал и предвозвещал им пестун, то есть, закон, чтобы, прияв Его Божество, и в пришествии Его во плоти дознали не разорение закона, но исполнение закона: потому что в законе были образы, а истина – в Евангелии.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
пришедшее в последние дни, Бог-Слово, истинно рожденный от Бога Отца, единосущный Отцу, и ни в чем не инаковый со Отцем, но непреложный и неизменяемый, совершенно безстрастный, и нестраждущий, состраждущий же нашему роду, сошедший с неба, зачатый во утробе не от семени мужескаго, но от Духа Святаго, истинно возъимевший тело от Марии, создавший Себе плоть от святых ложесн, приявший и душу человеческую, и ум, и все, чтó есть человек кроме греха, соединивший в Себе с Своим Божеством, родившийся в Вифлееме, обрезанный в пещере
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
В двадцатый же год Ирода, называемаго четверовластником, совершается спасительное страдание и безстрастие, вкушение смерти безсмертным, действительно пострадавшим до креста и неподлежащим страданию по Божеству. «Христу убо пострадавшу за ны плотию», говорит Писание (1 Петр. 4:1); и еще: «умерщвлен убо быв плотию, оживя же духом» (1 Петр. 3:18), и так далее. Пригвождается ко кресту, погребается, Божеством и душею сходит в преисподняя, пленяет плен, и в третий день востает с тем же святым телом, соединив с Божеством тело, уже не разрешимое, уже не страждущее, уже необладаемое смертию, как говорит Апостол: «стерть им ктому не обладает» (Рим. 6:9).
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 1. Отделение 1.
воспринял на Себя все человеческое, все сохранил совершенным, потому что Божество к законным потребностям, разумею обнаруживаемыя телом, и душею, и умом человеческим, придало удостоверение в истинном вочеловечении, именно же, голодом и жаждою, плачем, скорбию, слезами, сном, упокоением. Ибо сие – не вид греха, но признак самаго истиннаго вочеловечения; при сем не страждет, как свойственно человечеству, действительно соприсущее человечеству Божество, а напротив того Божество соизволяет на то, чтó законно и состоит вне греха и запрещенной превратности.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
Так и Господь наш, не человек, но Бог, святое Слово Божие, Сын Божий рожденный безначально и вне времени, вечно сущий со Отцем, а ради нас сделавшийся человеком от Марии, а не от семени мужескаго, священствует пред Отцем, прияв человеческое смешение, чтобы стать за нас священником по чину Мелхиседекову, то есть, по такому чину, который не имеет преемства.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
и умер за нас и воскрес, а не мнимо только пострадал, ибо был погребен, и тело Его было носимо. Что это было не мнимо, и не призрачно, свидетельствует о том «Иосиф, иже от Аримафея» (Марк. 15, 43), свидетельствуют и «жены носящии миро на гроб» (Лук 23:56; 24, 1), и алоя весом «литр сто» (Ин. 19:39). И Ангелы, явившиеся женам, свидетельствуют: воскрес, «несть зде: что ищете живаго с мертвыми» (Лук 24:5-6)? И не сказали: не умирал, но: воскрес Он, пострадавший плотию, но всегда живый духом, и по Божеству Своему непричастный страданию, свыше вечно раждаемый от Отца, а в последние дни благоволивший сделаться человеком от девы Марии, как свидетельствует святый Павел, который говорит: «раждаемый от жены, бываемый под законом»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
Ибо один Единородный облекся в тело и истинно вочеловечился от Приснодевы Марии чрез Духа Святаго. Не от семени мужескаго, но от Марии, Он – зиждительное Слово – образовал Себе тело, а так же душу человеческую и ум, и доселе пребывает человеком, все восприяв в Себя совершенно и соединив с своим Божеством; не так чтобы только вселился в человеке (сего да не будет), но сам Святый Бог-Слово – вочеловечился.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 1.
телом во славе вознесшийся на небо, так как тело получило участие во славе Божества Его, просияло, уже не подлежит прикосновению и смерти более не причастно; ибо «Христос», как говорит Писание, «воста от мертвых, смерть Им к тому не обладает»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.
Это для того, чтобы ты из этого слова познал, что ипостасный Бог-Слово рожден от Отца по естеству, безначально и довременно, прежде, чем что либо было.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 2. Отделение 2.
поелику оно знало безумие Самосатскаго, и зломыслие ариан, и злодеяние аномеев и падение манихеев, и злоухищрение прочих ересей; то посему божественное слово и охраняет нас относительно каждаго речения; Отца не называет оно единородным. Ибо каким образом единороден нерожденный? А Сына называет единородным, дабы Сын не был сочтен за Отца и дабы Бог Слово не был уподоблен слову в сердце человека. Ибо если называется словом, то называется для того, чтобы не подумал кто либо, будто Он чужд сущности Бога Отца, и Слово не есть безличное, но ипостасное, потому что оно «единородный исполнь благодати и истины».
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1.
Ибо если кто отделяет Сына, то есть Слово Бога Вседержителя, тот необходимо должен или допустить, что два Бога, чтó признается противным Божественному учению, или признать, что Слово не есть Бог, но и это оказывается противным правой вере; потому что евангелист говорит: «и Бог бе Слово».
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И не от наименования человеческаго Бог имеет оную несравнимость, и с другой стороны от этой несравнимости не ниспровергается достоинство истиннаго ипостаснаго Слова Божия, безначально, единосущно рожденнаго от Отца, равно как ни за то, ни за другое из этих имен Бог не обязывается благодарностию изобретению ума человеческаго
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
Выражения: «Отцу Моему и Отцу вашему» относятся не к плоти их: ибо каким образом Бог, не облеченный плотию, может быть Отцем плоти? Равньм образом и изречение: «Богу Моему и Богу вашему» должно относить не к Божеству Сына и не к сыноположению учеников, но изречением: «Богу Моему и Богу вашему», истинствуя во всем, Он утверждал учеников таинственно в мысли о вочеловечении Своем.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 1. Опровержение на книгу Аэтия.
И страдание Единороднаго воплоти не производит страдания в Его Божестве, хотя истинная вера и истинное исповедание и учит. что безстрастный Бог, будучи Словом, пострадал. Пребывает же в безстрастии Один и Тот же, не потерпевши какой-либо перемены или изменения в Своем естестве. Посему, будучи Премудростию и Богом безстрастным, и зная, что Своим страданием Он спасает держимых страстями смерти, не посла послал, не ангела, и не, как прежде Его, пророков, но Сам Господь пришел и, принявши на Себя страстность, истинно пострадал, между тем как Божество Его пребывало безстрастным: ибо пришествие во плоти не уменьшило силу Божества Его. По Божеству Своему Он продолжал делать дела Божии, не терпя препятствия от плоти, запрещая ветру, волнению и морю (Луки 8, 24), Лазаря вызывая из мертвых собственною властию (Ин.11:43) и иное безчисленное и большее сего совершая.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Ибо некоторым, и от нас изшедшим, и притом в великой почести бывшим, всегда возвеличиваемым похвалами и среди нас, и среди всех православных, угодно было отрицать ум во Христе, во плоти пришедшем, и говорить, что пришедший Христос, Господь наш, принял плоть и душу, ума же не принял, то есть не соделался совершенным человеком.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
А между тем иные говорили нам в слух, что не эту нашу плоть и не подобную нашей, принял Господь пришедши, но инаковую сравнительно с нашею. И о если бы они говорши это к славословию и похвале! И мы сами говорим, что тело Его было свято и непорочно: ибо «Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет.2:22). Это ясно всякому благочестиво говорящему и мыслящему о Христе. Впрочем, хотя мы и говорим, что непорочное тело Его, которое Он принял, тождественно с нашим, однако же это самое тело у нас согрешивших много ниже и хуже, не потому чтобы оно было совсем непохоже на Его тело и инаково, а по причине прегрешений и грехопадений наших; потому что не иное тело принял Господь и иное имеем мы, но тоже самое тело в Нем сохранилось и пребыло непорочным.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
смутить свой слух внушениями некоторых чуждых людей, ближе подходящих к Валентину, Маркиону и Манихеям, сами более измышляют ложное, – как будто бы в честь Христа, – нежели истинствуют. Когда услышат от нас, что Христос имел наше тело, тотчас обращаются к собственным басням, соответственным их любопрению, говоря, что Он имел ногти и плоть, и волосы, и все другое не такие, какие имеем мы, но имел иные ногти и иную плоть, и все остальное не такого качества, как у нас, но инаковаго сравнительно с нашими; этими суетными словами, по примеру Валентина и других названных ересей, они лукаво как будто хотят воздать честь Христу.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Ибо Христос родился во плоти по истине от Марии Приснодевы чрез Святаго Духа, и тотчас по зачатии называется Еммануилом, что значит: «с нами Бог»
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Но «последи», говорит Писание, «взалка», дабы показать истинное вочеловечение Божества, допускавшаго человечеству быть причастным благословным и истинным нуждам для того, чтобы истинная последовательность действий Божества не уничтожала истиннаго человечества.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Я, Павлин епископ, так мыслю, как принял от отцев, что есть и ипостасно существует Отец совершенный, и ипостасно существует Сын совершенный, и ипостасно существует Дух Святый совершенный. Посему приемлю и предписанное толкование о трех Ипостасях и единой Ипостаси или Сушности, и тех, которые так мыслят: ибо благочестиво мыслить и исповедывать Троицу во едином Божестве. И о бывшем ради нас вочеловечении Слова Отчаго так мыслю, как предписано, то есть, что согласно с Иоанном, «Слово плоть бысть» (Ин.1:14), и несогласно с нечестивцами, говорящими, что Он потерпел изменение, но что ради нас Он соделался человеком, будучи рожден от святыя Девы и Святаго Духа; ибо не бездушное и не безчувственное, и не лишенное ума тело имел Спаситель.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Говорили мы также и брату Виталию и единомысленным с ним: что скажете и вы? Если есть что либо между вами, исправьтесь. Он же отвечал: пуст они говорят. И они сказали, что не учат о том, что Христос соделался совершенным человеком. Но он тотчас ответил: да, мы исповедуем, что Христос принял совершенное человечество. Это было удивительно для слышавших, и они исполнились радости. Но мы, зная смысл таких, прикрытых благовидным предлогом речей, привлекавших к себе умы братий наших, настаивали на точности, вопрошая: в собственном ли смысле принявшим плоть исповедуешь ты Христа? Он отвечал: да. – А принятие плоти от святыя Девы Марии без семени мужа и чрез Святаго Духа? – Он и это исповедывал. В действительности ли сошедший на землю Бог Слово Сын Божий принял от Девы плоть? – Он с твердостию согласился и на это. И тогда мы были в великой радости, потому что от некоторых, пришедших к нам в Кипр и раньше упомянутых чад мы услышали, что принятие плоти от Марии ими не всецело исповедуемо было.
…………
то он еще был нами спрошен о том, принял ли Он и душу. Он и на это с одинаковою твердостию соглашался, что говорить иначе не должно, но во всем истинствовать: ибо пишущему людям об истине должно весь ум свой направлять к тому, чтобы иметь пред очами страх Божий и ничего вымышленнаго не примешивать к благовествованию Писания.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
За тем, когда мы еще говорили некоторым: что же? Утверждаете ли вы, что ум есть ипостась? А из них некоторые говорили, что он не есть ипостась от того, что мы убедили их в том, что не должно думать, будто он есть и так называемый дух человека, по причине сказаннаго: воспою умом, воспою духом, и когда они не имели ничего сказать на это, тогда мы начали говорить: если ум не есть ипостась, но движение всей нашей ипостаси, а Христа вы называете с этой стороны умом: то вы вымышляете Христа не ипостаснаго и только на словах и призрачно допустившаго явление пришествия Своего во плоти.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Итак начну вести речь о сем предмете, дабы, как я сказал, ничего не опустить из истины. Что пользы принесло нам отрицание ума во Христе, пришедшем во плоти? Если ваша мысль направлена вообще к тому, чтобы, так сказать, оказать услугу Господу нашему Иисусу Христу и Богу Слову и Сыну Божию, только чтобы мы не говорили о принятии Им ума, дабы не допустить мысли об умалении Его Божества: то гораздо более должно отдать предпочтение Манихеям, Маркионитам и другим еретикам, не желавшим усвоять Ему плоти, дабы не сделать этим умаления Божеству Его. Но не от человеческаго желания получает силу истина, а от управляющей ею Премудрости и не постижимаго домостроительства.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Ибо, принявши плоть, Оно не подверглось изменению как единосущное Богу Отцу и не стало чуждым Отцу и Святому Его Духу. Итак если ясно исповедано, что Христос принял плоть и возрос, то Он уже не без души, – ибо все, что возрастает, кроме неподвижнаго, состоит из души и тела
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
И если мы говорим: совершенно, то утверждаем, что не два Христа, не два Царя Сына Божия, но тот же самый есть Бог и тот же самый – человек, не как бы в человеке обитавший, но Сам всецело вочеловечился, не человек бывший и затем достигший совершенств Божества, но Бог, сошедший с небес и в Себе Самом воспроизведший собственное человечество, силою Божества Своего, как говорит Писание: «Слово плоть бысть». Сказано же: «Слово плоть бысть», дабы ее подумали некоторые, что первым был человек, а Христос пришел в человека; поэтому Божественное Евангелие первым поставило Слово, а затем исповедало плоть, говоря: «Слово плоть бысть». Ибо не сказано: плоть стала Словом, дабы показать первым сошедшее с небес Слово, для Себя составившее плоть из ложесн святыя Девы и все человечество совершенно в Себе воспроизведшее; потому что хотя и сказано: «Слово плоть бысть», но это не значит, что Слово обратилось в плоть и таким образом Слово стало плотию или что Божество переменилось в плоть, но что вместе с Божеством пришедший Бог Слово принял собственное человечество.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Божественное Писание сказало, что Господь славы был распят. Ибо мы также исповедуем и Господа славы и в то же время Его во плоти пришествие; потому что нераздельно от Божества Его во плоти пришествие, так как и то, и другое предполагает для себя благословное основание, и все дело воплощения соединено у нас в одном домостроительстве и одном совершенстве. Христос проповедуется у нас и веруется, как способный к страданиям не как Сам по Себе пострадавший и не так, что Иной есть пострадавший и Иной есть Господь, равным образом не так, чтобы пострадало Божество; но так, что пострадал Господь наш Иисус Христос, между тем как Божество Его пребываеть неизменным и безстрастным, страждет во плоти и однакоже остается безстрастным.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Разве не существует Сам по Себе Бог Слово, не имеющий ума человеческаго в Своем пришествии во плоти, как говорят они? Разве Христос имеет иной ум, помимо Ипостаси Божества Своего? Или разве имеет Божественное Писание обычай говорить нам словами в несобственном смысле при представлении случающагося с нами.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Каждый из слышащих сие согласится, что он имел собственный ум и вместе носил в себе ум Христов, украсивший его богочестием и ведением, и небесным сожительством с Богом. Посему, если он, имея собственный ум, носил в себе и ум Христов, то и Сам Христос Слово был ум, если так должно говорить, поелику некоторым угодно было называть ум Богом. Но ни я, ни кто либо из сынов Церкви не почитает наш ум ипостасию, а считаем некоторою силого, от Бога нам данною и в нас существующею. Христа же я называю Ипостасию, как и все верные исповедуют; исповедую Его и Богом, и Господом, от Отца рожденным, Совершенным от Совершеннаго, Светом от Света, и Богом от Бога. И однако на том же основании Он, будучи Сам в Себе ум, как учит о Нем святый Апостол, говоря: «мы же ум Христов имамы», и Сам имел Свой собственный ум и свидетельствуемые от Него. И они исполнены были ума Христова так, чтобы благодать Его могла в них самих совершаться.
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Итак ничто не отступает от предложеннаго нами сравнения в том, чтобы понимать то и о Христе, именно, что Он, будучи Сам в Себе Бог, хотя и был причастен уму человеческому, как был причастен также и плоти, и крови, и имел душу человеческую, однако не был порабощен от ума. Ибо если и Апостол, получивший от природы собственный человеческий ум и кроме того другой ум от сопричастия дару, дарованию и благодати, жил уже не по собственному уму, но при отличном руководстве природы украшался умом Христовым
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Оно носимо было во утробе, также как и не призрачно, а воистину и зачато было во чреве, обитало во плоти воистину, имело плоть и душу воистину и ум во истину и все что есть человеческаго воистину, кроме греха. И Оно рождено было из девических ложесн и от святыя Девы воистину, а не от семени мужа, воистину плоть имело и душу, и ум, как я сказал, воистину прошло путями рождения, и в яслях повито было воистину, было носимо Мариею, отправлялось в Египет и потом из Египта обратно принесено было, возвращено в Назарет, приходило на Иордан и было крещено от Иоанна, искушаемо было затем от диавола, воистину избирало учеников и проповедало царствие небесное; и все остальное оказывается бывшим воистину. Также быв предано Иудою, и схвачено Иудеями, Оно было приведено к Понтию Пиилату и от него осуждено на смерть
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Из этого тела произошло для нас домостроительство пришествия Христа во плоти; из него образовалась для нас святая непорочная плоть, соединенная с божеством Спасителя, как и Ангел Гавриил о том засвидетельствовал
Епифаний Кипрский. Панарий. Книга 3. Отделение 2.
Приветствуют вас все братия. Передайте взаимно и вы наше приветствие всем находящимся у вас братиям, верным, православным, которые гнушаются надменности, ненавидят общение с Арианами и наглость Савеллиан; но чтут Троицу единосущную, Отца, и Сына, и Святаго Духа, три ипостаси, едино существо, и едино Божество, кратко сказать, – едино славословие, и не колеблются в мнении о спасительном домостроительстве Спасителя нашего и о Его пришествии во плоти, но веруют в совершенное вочеловечение Христа, Который есть совершенный Бог и в тоже время совершенный человек, без греха воспринявший самое тело от Марии, принявший и душу, и ум, и все, из чего состоит человек, кроме греха
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Церковь учит, что Христос истинно родился от Марии Приснодевы, что Он приял тело воистину, а не призрачно, – плоть истинно, тело истинно, с костями, жилами и со всем тем, что есть у нас, ничем от нас неотличаясь, разве только славою Своей святости и Божества и тем, что Он есть сосуд святыни и правды. Все в Нем совершенно безгрешно, и Он имеет душу человеческую воистину и ум человеческий воистину; но при этом мы не утверждаем, будто ум есть ипостась, как говорят иные. В Нем не было никакого пятна греховнаго: уста Его не солгали, губы не произнесли «лести» (1Петр.2:22), сердце не склонилось к раздражению, ум не совратился к тому, о чем непристойно мыслить, плоть не сделала того, что относится к плотскому удовольствию. Он есть Бог совершенный от вечности, не пришедший только пожить в человеке, но есть Само Слово вочеловечившееся, не изменившееся по естеству, но совосприявшее в Божество собственное человечество. Он был в утробе Девы воистину и изшел из утробы путями рождения непостыдно, чисто, неоскверненно; был воспитан и взят на руки Симеоном и Анною; был носим Мариею, и начав ходить, отправлялся в путешествие, стал отроком, укрепился возрастом, и все имел в Себе в совершенстве, считался по числу лет и по числу месяцев.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
Это самое святое тело наконец соединилось с Божеством, так что Божество навсегда соединилось с потерпевшим таковыя страдания телом. Ибо воскрес Иисус и соединил его в Себе, в один дух, в одно единство, в одно славословие, в одно Божество Свое.
Епифаний Кипрский. Панарий. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви.
говоря это, он не отделяет плоти от Божества, но представляет ее как существующую и с Богом соединенную, но существующую уже «не по плоти, а по духу», как говорит он (Рим.8:1), «по духу святыни из воскресения от мертвых Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.1:4). Его-то Церковь исповедует вместе и Богом, безстрастным и пострадавшим, погребенным и воскресшим, и возшедшим во славе, грядущим судить живых и мертвых, как я сказал, воистину, «царствiю» Котораго «не будет конца» (Лк.1:33).
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
И ариане произносят это имя, но утверждают, что Он есть Бог усыновленный, а не истинный, поелику непричастны Духа Святаго. Если кто не приимет Духа Святаго, тот не называет Иисуса Господом истинно, Богом истинно, Сыном Божиим истинно и Царем вечным истинно.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
«Господь есть» (Ин.21:7) – человек, по плоти рожденный от Марии воистину, а не призрачно, а Дух есть Бог, с небес сошедшии от Отца.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
19. Итак Само Святое Слово есть живое, ипостасное, Царь небесный, Сын истинный, всегда со Отцем сущий, от Отца произшедший, «сияние славы, образ ипостаси» (Евр.1:3), образ Отца во истину, сопрестольный Родившему, Которого «Царствию не будет конца»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Они познали, что тоже самое Божество в Троице, и та же самая Троица во едином Божестве; и прославили Отца в Сыне, и Сына во Отце, со Святым Духом, одну святыню, одно служение, одно Божество, одно славословие.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
А по причине вечности Своего родства с Ним по естеству говорит: «Отец Мой», и по благодати Его к ученикам Своим: «Отец ваш», а по естественному отношению между самими учениками в разсуждении Божества Его и между вечным Отцем Его: «Бог ваш». Ибо Он был Бог учеников, но Отец Господа по естеству, Отец же учеников по благодати. Тот же Отец есть Бог Сына по плоти, а Отец по причине вечности и непостижимости Его рождения и родства с Ним; потому что Он есть воистину Его Отец, родивший Его безлетно и безначально по Божеству. Но Богом Он счел нужным назвать Его по причине домостроительства, ради нас совершившагося, будучи всегда рожденным от Отца безначально Словом, во плоти же от Марии в последние дни рожденным по плоти, от Марии Святые Девы чрез Духа Святаго.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Потому что Он есть Бог; потому что Он причастен сугубому естеству: Он есть человек и Бог, не познаваемый людьми по непостижимости Своей, но как человек рожденный от Марии воистину без семени мужа.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
В этом показаны нам разрешения всех спорных мнений еретиков. Например, тотчас разрушено этим мнение манихеев; потому что когда говорится, что Он ест и пьет, тем самым показывается, что плоть была истинная. Затем разрушено заблуждение лукианистов и ниспровергнута сила Ария; ибо Лукиан и все лукианисты отрицают принятие Сыном Божиим души: говорят, что Он имел только плоть, чтобы конечно приписать Богу-Слову человеческую страсть, жажду и алчбу, утомление и плач, скорбь и смущение, и все то, что соединяется с пришествием Его во плоти. А между тем было бы неразумно разсуждать так о Божестве Сына Божия. Но, говорят, плоть сама по себе ни ест, ни пьет, ни утруждается, ни другое что-либо не делает. Я и сам соглашаюсь, что плоть сама по себе не имеет сего. Но пришедшее Слово имело все устроение: и плоть, и душу, и все что есть в человеке; а между тем уделом души и плоти были: алчба и утомление, жажда и скорбь, и прочее. Он плачет, чтобы обличить заблуждение манихея и показать, что облечен был телом не призрачно, а воистину. И жаждет, дабы показать, что имеет не только плоть, но и душу. Ибо не Божество Его, конечно, возжаждало, а душею возжаждал Он и утрудился от путешествия сообразно свойству плоти и души.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Основание смерти Его изъясняет тебе верховнейший из Апостолов Петр, говоря: «умерщвлен быв плотию, ожив же духом» (1Пет.3:18). Ибо Божество Его, восприявшее страдание во плоти, и есть безстрастно, и было безстрастным, и пребыло безстрастным, при чем не изменилось безстрастие и не уничтожилась вечность.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
И потому как от одного вида заключается к целому: так и из понятия плоти ясно, что Спаситель принял душу.
36. Таким образом, если Он принял душу и тело, как сказано, то говорят, стало быть Божество Его, ничем не меньшее существа Отца, не подлежит страданиям, чтобы возжаждать, утруждаться, взалкать и подвергаться подобному, что необходимо для человека.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Ибо изречение: приимите «Святителя, верна суща сотворшему Его», не о Божестве сказано. А что Бог пришел в мир, это всюду ясно представляют нам Божественные Писания: и ничего в них нет косвенно или с хитросплетениями сказанного, но «вся права разумевающим, и права обретающим разум».
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Ибо называется «Ходатаем Бога и человеков», поелику посредствует между ними и Отцем Своим, будучи Богом по естеству и рожденным от Него истинным Сыном. В отношении же к людям Он есть человек естественный, истинный, рожденный от Марии без семени мужа. Таким образом Он есть «Ходатай Бога и человеков», будучи Богом и соделавшись человеком, непреложный естеством, но являясь Ходатаем с той и другой стороны в отношении к обеим.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Единородному: оставь тело, чтобы я поклонился Тебе; но покланяется несозданному Единородному с телом Его, со святым храмом, который Он пришед воспринял. И никто не говорит царю: встань с престола твоего, чтобы я поклонился тебе без престола; но покланяется царю с престолом. Так и Христос служит предметом поклонения вместе с телом, погребенным и воскресшим.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
ибо Он подтвердил это Своим пришествием, прияв тленную плоть и облекши ее Божеством и показав нетленною. Кто станет обвинять Бога?
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Он принял плоть и душу человеческую, будучи совершенным от Отца, вочеловечившись между нами не призрачно, но поистине, так что возсоздал в себе совершеннаго человека от Марии Богородицы чрез Духа Святаго. И не так обитал в человеке, как обыкновенно бывало, когда говорил в пророках, обитал силою и действовал в них; но Сам – «Слово плоть бысть», не преложившись в плоть и не изменив Божества в человечество, но с собственным телом свосприял человечество в свою собственную ипостась Божества, ипостаснаго Слова Божия.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
А некоторые, желая соделать недостаточным пришествие Христа во плоти и совершенное в Нем домостроительство, не знаю, что имея в мысли, говорят неправильно, будто Христос не принял ума. Они же считают ум ипостасию и дерзают применять к сему то, что в Писании обыкновенно говорится о духе в человеке, как говорит Апостол: «всесовершен ваш дух и душа, и тело в день Господа нашего Иисуса Христа да сохранится» (1Сол.5:23). Ошибаются они; ибо если дух есть ум и ум – дух, как и они думают, душа же инакова от ума и от духа, то уже не две ипостаси в человеке, соединяемыя в одной ипостаси; уже не одна ипостасная душа и ипостасное тело, но находим четыре ипостаси: ум – одна ипостась, душа – другая ипостась, дух – третья ипостась, тело – четвертая ипостась. И если еще будем изследовать, то окажется даже более; потому что много имен прилагается к человеку, как например «внутренний человек» и «внешний человек»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
79. Если же, как говорят еретики, по причине принятия ума Он подлежит власти греха, то тем более это мы должны бы признать за Ним в виду принятия Им плоти, без которой грех не совершается: «явлена же суть дела плотская» (Гал.5:19); почему, конечно, мы должны будем признать и то, что Он согрешил во плоти, приняв плоть. «Вем бо, – говорит Апостол, – яко не живет во мне ничто доброе, сиречь в плоти моей» (Рим.7:18). Кто же дерзнет сказать, что Спаситель, вследствие принятия плоти, увлечен был плотию и совершал не благословныя дела плоти, как свойственныя всему составу ея?
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Хотя Он и принял от Марии Приснодевы истинную плоть и душу человеческую истинно, и ум, и все иное, что только есть в человеке; но имея в себе все это, обладал всем как Бог, не делая все таковое причастным злу, не допуская себя быть сокрушаемым от лукаваго, увлекаемым в удовольствия, подвергающимся прегрешению Адамову.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
И воскрес из мертвых, не разделившись во гробе на тело и Божество, и на душу в преисподних, уже не подвергаясь более осязанию и не удаляясь, но входя «дверем затворенным»
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
не страдая в Божестве, но страдая вместе с человечеством, так что страдание вменялось Ему, но Сам Он пребывал в безсмертии
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
Но Бог Слово соделался человеком, дабы надежда была не на человека, а на Бога живаго, соделавшагося и истинным человеком: «всяк бо священник, от человек приемлемь, за человеки поставляется», согласно написанному (Евр.5:1). Посему от нашей плоти восприял плоть пришедший Господь и соделался подобным нам человеком Бог Слово, дабы в Божестве даровать нам спасение, а в человечестве пострадать за нас человеков, разрешив страстию страсть и своею смертию умертвив смерть. Но страсть вменилась Божеству, хотя Божество и безстрастно, потому что так благоволил пришедший святый и безстрастный Бог Слово. Некоторое подобие этого заключается в том, когда кто облечен в одежду, а окропившая одежду кровь запачкает ее, не достигнув однакоже тела облеченнаго в нее: при этом нечистота от крови вменяется облеченному в одежду. Так пострадал Христос во плоти, то есть в самом Господнем человеке, котораго возсоздал для себя Сам пришедший с небес святый Бог Слово.
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившаго в единое свое святое совершенство и Божество. Ибо един есть Господь Иисус Христос, а не два; тот же Бог, тот же Господь, тот же царь. Веруем в Тогоже пострадавшаго во плоти и воскресшаго, и возшедшаго на небеса в том же самом теле, славно возсевшаго одесную Отца; имеющаго прийти в том же самом теле во славе судить живых и мертвых, царствию Котораго не будет конца.