• Авторизация


Амфилохий Иконийский (340-394) (4 век). Биография. Цитаты по тематикам. 18-08-2014 20:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Амфило́хий Икони́йский (около 340 Кесария Каппадокийская — после 394) — епископ Иконии, современник и другВасилия Великого и Григория Богослова, двоюродный брат последнего. Один из Отцов церкви (иногда относят к числу Великих каппадокийцев).

Родом из Кесарии Каппадокийской. Изучал право, работал юристом в Константинополе, но вскоре полностью посвятил себя церковно-религиозной деятельности.

С 374 года епископ Иконийский, первый митрополит новой провинции Ликаония.

Известен своей богословской апологией Божества Святого Духа — против ереси Македония. Ему посвящено сочинение Василия Великого «О Святом Духе»[1]. Сам был автором аналогичного сочинение, которое не сохранилось. На соборе в Иконии в 376 годузащищал учение о божественной природе Святого Духа.

В 381 году присутствовал на Втором Вселенском соборе.

Добился осуждения ереси мессалиан (евхитов) на поместном собре 390 года в городе Сида (Памфилия), на котором председательствовал.

Скончался в глубокой старости, как полагают, после 394 года. Память — 23 ноября.

 

 

Цитаты на различные темы:

 

 

1)      Две природы Христа. Божественность Христа.

 

Амфилохий Иконийский. Проповеди. На Сретение Господне.

Для ума человеческого непостижимо: как Спаситель наш есть и Бог — и вместе человек; безначальный Сын Бога Отца — и получивший начало бытия Сын Девы; невместимый небом и землею — и вмещающийся в тесных яслях; и Тот, Кто держит в руке Своей всю вселенную, — и Тот, Кого держит руками старец Симеон. Не постигая сего, ум без веры противоречит тайнам спасения и не верует им. Но при свете веры — эти противоречия исчезают: озаренные сиянием веры, мы веруем этим непостижимым тайнам, ибо знаем, что для Бога нет ничего невозможного (см.: Мк. 10, 27).

Амфилохий Иконийский. Проповеди. Воскресение Господне.

Был человеком, поскольку Он носил тело, составленное не от удовольствия и сна, но возникшее от Девы и Святого Духа.

Амфилохий Иконийский. Проповеди. На Сретение Господне 2.

Это Он сотворил веки, Он утвердил небеса, Он распростер землю, Он оградил море берегами. Этот Младенец изводит ветры из сокровищ своих, Этот Младенец при Ное отверз затворы потопа, Этот Младенец сотворил дождевые струи, Этот Младенец веет снегами, как белотканным полотном. Этот Младенец посредством жезла Моисея освободил праотцев наших из земли Египетской, рассек Чермное море и провел их как бы по зеленой равнине и, изливая им в пустыне манну, дал им в удел землю, источающую молоко и мед. Этот Младенец предопределил, чтобы этот храм трудами отцов вознесся в высоту. Этот Младенец, давая клятву Аврааму, говорил: Умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Об Этом Младенце пророческий сонм, вознося молитвы, говорил: Воздвигни силу твою и прииди во еже спасти нас. Да не смутит вас Младенец младенчеством Своим. Один и Тот же — и Младенец, и Собезначальный Отцу, Один и Тот же и годами исчисляется, и род Его никто не может исповедать, Один и Тот же и лепечет как младенец, и дает устам премудрость. Одно — по причине рождения от Девы, другое — по непостижимости Своего бытия. И об этом также дал понять Исаия, который говорит: Младенец родился нам — Сын дан нам . Как младенец Он рожден, как Сын — дан. Таков Он в видимом и Другой в умопостигаемом».

Амфилохий Иконийский. Проповеди. На воскрешение Лазаря.

Что значит "Господь учинил это"? Выслушай вкратце. Когда Лазарь естественным образом оставил жизнь, то Господь, хотя по человечеству не присутствовал в Вифании, но Божеством присутствовал везде и все Собою наполнял.

Амфилохий Иконийский. Слово о грешнице, помазавшей Господа миром.

Именно поэтому пришел Он на землю, не оставив при этом небо, и именно для того стал человеком, не переставая быть Богом, чтобы и, по морю плавая, оказавшихся в пучине житейского моря извлекать из глубины греха, и, обходя веси и города и пробегая по тропам, стезям и дорогам, заблудившихся на распутьях, как овец, не имеющих пастыря, привести в Свое стадо.

………….

Естественно, ведь как солнце не терпит ущерба от нечистот, направляя на них свои лучи, но напротив, очищает свойственный им смрад, само не испытывая оскорбления, так и Христос, как Солнце правды, занимает всякое отягченное грехом и скверное место и истребляет злосмрадный грех лучами Своей благости, не претерпевая ни оскорбления, ни умаления, ни осквернения по причине Своего Божества.

 

 

2)      Непризрачность человечества Христа.

 

Амфилохий Иконийский. Слово о грешнице, помазавшей Господа миром.

3. Вот почему Он легко дал согласие приглашающему фарисею, пребывая в покое, молчании, не исследуя его жизни. Во-первых, чтобы освятить приглашенных, пригласившего, устроение дома, изобилие яств; потом, показав через возлежание, еду, питье, вкушение хлебов, что вочеловечение не было призрачным.

 

 

3)      Троичность. Троица.

 

Амфилохий Иконийский. Соборное послание.

Святой собор отцов в Никее мы считаем собором истинно кафолическим и апостольским и веру, в то время изложенную отцами, сохраняем неизменной, и я молю, чтобы она пребывала во веки нерушимой. И тогда совершенно необходимо было для отцов подробнее истолковать учения о Единородном, поскольку в то время они с усердием стремились истребить только что появившуюся ересь Ария, исторгая ее семена прежде, чем она станет колючим тернием. И поскольку тогда вопрос о Духе не обсуждался, то из-за этого они ничего более пространного не изложили, однако для внимательно читающих достаточно даже того учения о Духе, которое изложено в этом вероисповедании. Они учили, как верить в Отца и Сына, так же верить и в Духа, не вводя другую какую-нибудь природу в божественную и блаженную Троицу и не отсекая чего-либо от Троицы в этом изложении веры.

…………..

Ясно, что мы получили заповедь не только для того, чтобы крестить таким образом, но чтобы и учить так, потому что благодаря этой заповеди исключена и болезнь Савеллия, поскольку в чистом виде переданы нам три Ипостаси, и потому, что заграждаются уста Аномеев, и Ариан, и Духоборцев, поскольку ясно обнаруживаются три Лица и три Ипостаси, и исповедуется единая природа и единое Божество.

…………..

Таким образом, как многобожие, так и безбожие осуждаем. И не возвещаем трех начал, и трех богов, и трех различных природ, но, считая началом всего Отца, не отвергаем какую-либо из трех Ипостасей, приводя в подтверждение святость Божественных Писаний и их свидетельства для каждой Ипостаси.

……………

Но и в славословиях вместе с Отцом и Сыном нужно прославлять Духа Святого и знать то, что погрешающие недопустимым грехом хулы на Духа естественно сами себя вводят в общение с Арианами. Ибо они будут осуждены с теми.

 

 

4)      Термины богословия.

 

Амфилохий Иконийский. Соборное послание.

Ясно, что мы получили заповедь не только для того, чтобы крестить таким образом, но чтобы и учить так, потому что благодаря этой заповеди исключена и болезнь Савеллия, поскольку в чистом виде переданы нам три Ипостаси, и потому, что заграждаются уста Аномеев, и Ариан, и Духоборцев, поскольку ясно обнаруживаются три Лица и три Ипостаси, и исповедуется единая природа и единое Божество.

…………..

Таким образом, как многобожие, так и безбожие осуждаем. И не возвещаем трех начал, и трех богов, и трех различных природ, но, считая началом всего Отца, не отвергаем какую-либо из трех Ипостасей, приводя в подтверждение святость Божественных Писаний и их свидетельства для каждой Ипостаси.

 

 

5)      Привычка, навыкновение ко злу.

 

Амфилохий Иконийский. Проповеди. На Сретение Господне.

Для растленного сердца человеческого спасительные и живоносные заповеди Иисуса Христа кажутся весьма тягостными и невозможными к исполнению, потому оно беспрерывно им противоречит; но при надежде на всемогущую силу благодати Его, которая совершается в немощи (2 Кор. 12, 9), исчезает это противоречие: и для истинно верных сердец заповеди евангельские не тяжки (1 Ин. 5, 3); иго Христово для них благо и бремя Его легко (Мф. 11, 30). Для развращенного самолюбия нашего последование крестной жизни Иисуса Христа представляется невыносимым. Нам бы хотелось, чтобы путь в Царствие Небесное мы могли совершать в беспрерывных радостях и удовольствиях и, не вкусив от горькой чаши Креста Христова, переселились на Небо для вечных наслаждений.

 

 

6)      Неизменность Божества.

 

Амфилохий Иконийский. Проповеди. На Сретение Господне.

ибо неизменно Божество, но прилагает каждой деятельности собственное наименование, соотнося его с каждым деянием соответственно деятельности. Поэтому давайте посмотрим, возлюбленные, можем ли мы назвать соответственно каждому наименованию деятельность.

 

 

7)      Отношение к Преданию, к отцам.

 

Амфилохий Иконийский. Проповеди. Воскресение Господне.

Но теперь, возлюбленные, после того как каждый из нас приимет медоточивое учение отцов, давайте запечатлеем Святым Духом собрание наших слов

 

 

8)      Дева Мария.

 

Амфилохий Иконийский. Проповеди. На Рождество.

Мария, о Мария, обладающая Перворожденным Создателем всего! О человечество, давшее телесное осуществление Слову Божию и поэтому почитаемое более, чем небесные и мысленные силы! Ибо Христос не пожелал принять вид архангелов и даже неподвижный образ властей, начал и господств, но воспринял тебя, ниспадшее до изменения и уподобившееся неразумным животным.

 

 

9)      Человеческая природа.

Амфилохий Иконийский. Проповеди. На Рождество.

Ведь не они, здравствующие, имеют нужду во враче, а человечество, пребывающее в постоянной болезни, получило такого великого Врача, что после изгнания болезни оно стало счастливо по причине спасения, которое больше, чем здоровье. Так, где же теперь враждебный и ужасный, злостный и мерзкий дракон, обещавший вознести на высоту свой престол?

 

 

10)  Сошествие Христа во ад.

 

Амфилохий Иконийский. Проповеди. На Великую Субботу.

Погребение Спасителя нашего празднуем мы сегодня. Он в преисподней освобождает мертвецов от уз смерти, исполняя светом ад, и пробуждает от сна усопших. Мы на земле ликуем, представляя Его воскресение, и не боимся, что тление победит нетление, ибо Писание говорит: Ниже даси преподобному твоему видети истления (Пс. 15, 10).

 

 

11)  О Писании. О каноне Писания.

 

Амфилохий Иконийский. К Селевку (О книгах Писания).

Но дабы ты познал раздельно, прежде наименую книги Ветхого Завета. Пятикнижие содержит: Бытие, потом Исход и среднюю книгу Левит, за нею Числа, после Второзаконие. К сим присовокупи Иисуса и Судей, потом Руфь, четыре книги Царств и две Паралипоменон. За ними следует Ездры, книга первая и вторая. Далее нареку тебе пять книг стихотворных: увенчанного подвигами различных страданий Иова и книгу Псалмов, слад-копесненное для душ врачевание, три книги премудрого Соломона: Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К сим присовокупи двенадцать Пророков: первого Осию, потом второго - Амоса; Михея, Иоиля, Авдия и Иону, образ тридневной смерти; за ними Наума, Аввакума, потом девятого Софонию, Аггея и Захарию, и славного вестника Малахию. После них познавай четырех Пророков: великого Исаию, дерзновенно глаголавшего, Иеремию состраждущего, таинственного Иезекииля и последнего Даниила, делом и словом премудрого. К этим прилагают некоторые Есфирь.

Амфилохий Иконийский. К Селевку (О книгах Писания).

Время мне назвать книги Нового Завета: приемли четырех только евангелистов: Матфея, потом Марка, к сим присоединив третьего Луку, Иоанна числи четвертым по времени, но первым по высоте догматов, ибо праведно нарицаю его сыном грома, величественно провозгласившим Бога Слово. Приемли и вторую книгу Луки - соборных Деяний Апостольских. К сим потом присовокупи сосуд избрания, проповедника и Апостола языков, Павла, премудро написавшего Церквам четырнадцать посланий: одно к Римлянам, к коему должно сопричислить два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесеям; за тем - к живущим в Филиппах, потом написанное к Колоссянам, к Фессалоникийцам два, к Тимофею два, к Титу и Филимону, к каждому одно, и одно к Евреям. Это неподлинным некоторые называют правильно ибо в нем благодать истинная. Что напоследок скажу о Соборных посланиях? Иные говорят, что семь их принимать должно, а иные - три только: одно Иакова, одно Петрово и одно Иоанново. Некоторые же принимают три Иоанновых, и кроме них - два Петровых и седьмое Иудино. Откровение же Иоанново иные причисляют к священным книгам, а многие называют неподлинным. Сей да будет неложнейший канон Богодухновенных Писаний.

Амфилохий Иконийский. Соборное послание.

Итак, в чем совершенство нашей веры? Она – предание Господа, которое Он заповедал святым Своим ученикам по воскресении из мертвых, наказав: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19).

 

 

12)  Вопрос кожаных риз, рождения детей в раю.

 

Амфилохий Иконийский. Слово о грешнице, помазавшей Господа миром.

И то, что удовольствие брака было дано им после того, как подчинились смерти, ясно из того, что Адам сочетался с Евой после исхода из рая. Ведь написано, что, когда вышли из рая, тогда познал Адам жену свою (Быт. 4, 1). Итак, прежде греха девство соблюдало неоскверненным хитон естества, а после преступления, после смертного приговора был привнесен брак, чтобы, процветая и рождая, он победил иссушающую и пожинающую смерть.

 

 

13)  О целомудрии и браке.

 

Амфилохий Иконийский. Слово о грешнице, помазавшей Господа миром.

Но так как закон брака был дан для преемства рождения и прибавления рода, то Бог всеял в мужчину наслаждение, а женщину сотворил ласковой не для того чтобы блудно возбуждались к соитию, но чтобы законно соединялись в браке. Таким образом, законное совокупление в браке ценно перед Богом, но совершаемое ради удовольствий наказывается смертью. Брак у всех честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4). Те, которые законно совокупляются с.мужьями ради деторождения — безупречны, как Сарра, и Ревекка, и Рахиль, и какая-либо другая из них, но те, которые из сладострастия побуждают юношей к распутству, как разорившие храм Божий, предаются на погибель. Ибо если кто растлит храм Божий, того растлит Бог (1 Кор. 3, 17 — Пер. авт.). И одной из таких была та грешница, о которой идет речь. Потому что, выставляя напоказ свое естество, и румянами подкрашивая щеки, и искусно представляясь красивой, она увлекала юношей к распутству, склоняя их внезапно в пропасть блуда.

 

 

14)  Об еретиках, Арианстве, духоборах.

 

Амфилохий Иконийский. Соборное послание.

Святой собор отцов в Никее мы считаем собором истинно кафолическим и апостольским и веру, в то время изложенную отцами, сохраняем неизменной, и я молю, чтобы она пребывала во веки нерушимой. И тогда совершенно необходимо было для отцов подробнее истолковать учения о Единородном, поскольку в то время они с усердием стремились истребить только что появившуюся ересь Ария, исторгая ее семена прежде, чем она станет колючим тернием. И поскольку тогда вопрос о Духе не обсуждался, то из-за этого они ничего более пространного не изложили, однако для внимательно читающих достаточно даже того учения о Духе, которое изложено в этом вероисповедании. Они учили, как верить в Отца и Сына, так же верить и в Духа, не вводя другую какую-нибудь природу в божественную и блаженную Троицу и не отсекая чего-либо от Троицы в этом изложении веры.

…………..

Ясно, что мы получили заповедь не только для того, чтобы крестить таким образом, но чтобы и учить так, потому что благодаря этой заповеди исключена и болезнь Савеллия, поскольку в чистом виде переданы нам три Ипостаси, и потому, что заграждаются уста Аномеев, и Ариан, и Духоборцев, поскольку ясно обнаруживаются три Лица и три Ипостаси, и исповедуется единая природа и единое Божество.

……………

Но и в славословиях вместе с Отцом и Сыном нужно прославлять Духа Святого и знать то, что погрешающие недопустимым грехом хулы на Духа естественно сами себя вводят в общение с Арианами. Ибо они будут осуждены с теми.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Амфилохий Иконийский (340-394) (4 век). Биография. Цитаты по тематикам. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»