Арнобий Старший (Arnobius Afer) — раннехристианский богослов и апологет IV века, автор сочинения «Против язычников», учитель Лактанция[1]. В начале IV века был учителем красноречия в Сикке (Эль-Кеф) в Нумидии и потому его часто называли Арнобий-африканец или Арнобий Афр.
Арнобий Афр был ярым противником христиан, но затем переменил свои убеждения и принял христианство около 300 года нашей эры. По словам Иеронима Стридонского, желая изложить епископу, который должен был его крестить, свое христианское вероисповедание, он написал семь томов под заглавием «Adversus nationes», где опровергает обвинения язычников против христианства, но вместе с тем примешивает к христианству платонико-гностические идеи. Его книга заключает в себе много материала для изучения римской церкви.
Арнобий Старший скончался около 327 года после Рождества Христова.
В конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефронаутверждалось, что: «Лучшие издания были сделаны Орелли (2 т., Лейпц., 1816). Гильдебрандом (Галле, 1844), Эллером (Лейпциг, 1846) и Рейфершейдом (Вена, 1875), немецкий перевод с объяснениями издал Бернард (Ландтсг., 1842)»[2]. Там же упоминается Арнобий Младший, который был епископом в Галлии во второй половине V века; после которого сохранились некоторые сочинения, в частности его комментарий на Псалмы, написанный около 460 года согласно с учением семипелагиан. Эти труды изданы Фефардентом (Кёльн, 1595 г.) и в «Patrologia» (53-й том).
Цитаты на различные темы:
1) Чему поклоняются христиане.
Арнобий. Против язычников. Книга 1.
27. Ещё не время разъяснить, кто все те, которые обвиняют нас, или откуда они происходят, насколько они сильны или сведущи, почему они испытывают страх при упоминании о Христе и почему считают нас врагами и ненавидят учеников Его; однако в людях, способных к здравому пониманию, мы желали бы через одно определение сразу утвердить следующее положение: мы, христиане, не что другое, как почитатели высочайшего Царя и Повелителя согласно с учением Христа. Ничего другого, при тщательном рассмотрении, ты не найдешь в этой религии.
2) Единичность Творца и позиционирование Его источником перед другими богами.
Арнобий. Против язычников. Книга 1.
Благодаря Которому они считаются, так сказать, наделёнными (sortitiesse) самой божественностью и признаются находящимися в числе действительных существ (rerum), по воле и определению Которого они могут как погибнуть и уничтожиться, так и не погибать и не уничтожаться? Ибо если все мы согласны в том, что есть один только Первовиновник (Princeps), которому ничто не предшествует по времени, то все [другое] должно было после Него произойти, быть созданным и получить свое имя. Если же это верно и несомненно, то мы должны признать как прямой вывод из этого то, что боги были созданы (essenativos) и имеют начало своего происхождения от Первоисточника всего существующего. А если они произошли и были созданы (sisintnativeetgeniti), то они подлежат, конечно, и опасности уничтожения. Но они признаются бессмертными, вечными и никогда не имеющими конца. Следовательно, это составляет дар милости Бога Отца, что они, будучи по природе тленными и рузрушимыми, удостоились существовать в течение бесконечных веков.
………………
кому не было бы врождено, привито и почти в самой утробе (ingenital- ibus) матери впечатлено и внедрено, что есть Царь, Владыка и Правитель всего существующего? Наконец, если бы бессловесные животные могли говорить, если бы они владели способностью к нашей речи, если бы деревья, глыбы земли и камни, будучи оживлены жизненной способностью чувствования, могли издавать звуки голоса и произносить части слов, то в таком случае, побуждаемые и руководимые природой, не понимали ли бы они с неиспорченной простотой веры, что Бог существует, и не заявляли ли бы громко, что Он есть единый Владыка всего существующего?
Но, говорят, «напрасно вы нападаете на нас и взводите на нас ложное и злокозненное обвинение, будто бы мы отвергаем высшего Бога, между тем как нами признается Юпитер и считается наилучшим и величайшим (optimusetmaximus), и ему мы устроили величественнейшие помещения (sedes) и огромные капитолии». Вы стараетесь соединить в одно различные вещи и, допустив смешение, подвести их под одно понятие (speciem). Ибо всемогущий Бог единодушно и единогласно всем человечеством признается не рожденным, не произведенным когда-либо на свет и не начавшим бытие в какой либо момент времени или в век. Он сам есть Источник всех вещей, Виновник веков и времен. Ибо они не сами по себе существуют, но происходят из Его неизменной вечности и бесконечного и беспрерывного существования. Юпитер же, как вы рассказываете, имеет отца и мать, дедов, бабок, братьев; только в недавнее время (nuncnuper) образовавшись в утробе своей матери и достигнув в течение десяти месяцев окончательного завершения, он получил жизнь и вступил в неизвестный ему свет. И если это так, то каким образом Юпитер может быть Богом, когда Тот несомненно вечен, а этот, по вашему мнению, не только имел дни рождения, но также, в испуге от нового состояния, плакал и кричал.
3) Христос Бог. Две природы Христа.
Арнобий. Против язычников. Книга 1.
Поэтому не должен ли Христос признаваться нами Богом, и не должно ли быть оказываемо всякое наивысшее, какое только может быть мыслимо, богопочитание Тому, от Кого мы уже давно получили столько даров во время своей жизни и ожидаем еще больших, как наступит день?
……………..
42. «Вы чтите рожденного человека». Если бы это было даже верно, однако, как сказано было выше, Он должен был бы по причине многих и столь щедрых даров, которые получены от Него нами, называться и признаваться Богом. Но так как Он подлинно есть Бог и вне всякого спора и серьезного сомнения, то неужели вы думаете, что мы откажемся от того, чтобы наивысшим образом чтить Его и называть Главой (praesidem) нашего общества (corporis)? «Так неужели, — скажет кто-нибудь в исступлении, с гневом и раздражением, — Христос есть Бог?» Бог, ответим мы, и именно Бог высших сил и, что еще более может терзать неверующих и причинять им жесточайшие страдания, — посланный к нам высочайшим Царем ради величайшего дела.
…………….
Что пользы указывать на одного или другого, может быть, исцелившихся, когда стольким тысячам никто не помог и когда все храмы полны жалких и несчастных? Вы, может быть, скажете, что боги помогают добрым и не взирают на злых. Но Христос одинаково помогал добрым и злым, и Им не был отвергаем никто из просивших помощи в тяжелом положении против жестокого нападения судьбы. Ибо истинному Богу и царскому могуществу свойственно никому не отказывать в Своей милости и не принимать во внимание того, кто заслуживает или не заслуживает этого, потому что человека делает грешником природная слабость (infirmitas), а не выбор воли или решения.
……………..
60. Но, говорят, «если Христос был Бог, то почему Он явился в образе человека и почему Он умер, как человек?». Могла ли эта невидимая сила, не имеющая ничего телесного, явиться в мире, быть доступной для него и вступать в общение с людьми иначе, нежели приняв некоторый покров более или менее плотной материи, на которую мог бы быть обращен взор и который мог бы спокойно быть созерцаем?
Ибо кто из людей мог бы увидеть и заметить Его, если бы Он восхотел таким явиться на земле, каков Он по Своей изначальной природе и каким Он Сам восхотел быть в Своей сущности или божественности? Поэтому Он принял образ человека и в подобии нашему роду сокрыл Свое могущество, чтобы мог быть видимым и замечаемым, говорить [с людьми], учить и совершать все то, для исполнения чего Он пришел в мир по воле и определению высочайшего Царя.
……………
«Что же, разве высочайший Царь, — говорят, — не мог без принятия образа человека совершить то, исполнение чего в мире Он определил?» Если бы необходимо было совершить это так, как вы говорите, то Он, может быть, так и совершил бы, а так как это не было необходимо, то Он совершил это иначе. Почему Он восхотел [совершить это] так, а не иначе, причины этого сокрыты во мраке и едва ли постижимы для кого-либо. Но ты, может быть, мог бы понять их, если бы уже давно не был подготовлен к непониманию и если бы не настроил себя к упорному неверию прежде, чем было бы изложено то, что ты ищешь знать и слышать.
«Но Он умер как человек». Не Он Сам, ибо божественное не может быть уничтожено смертью, и то, что едино и просто и не состоит из соединения каких-либо частей, не может разложиться и погибнуть. «Кто же был видим висящим на кресте и кто умер?» Человеческое естество (homo), которое Он принял и носил с Собою (secumportabat). «Это неимоверно и покрыто непроницаемой тьмой». Если угодно, это не темно и подтверждается следующими примерами. Если бы Сивилла в то время, когда она, будучи, как вы говорите, исполнена силы Аполлона, изрекала оракулы, была убита и лишена жизни безбожными разбойниками, то неужели можно было бы сказать, что в ней был умерщвлен Аполлон? Если бы Бакид, Гелен, Марций и другие подобным образом прорицавшие предсказатели были лишены жизни и света, то неужели кто-нибудь мог бы сказать, что были умерщвлены по закону, которому подлежит человечество, те, которые, говоря их устами, открывали спрашивавшим ход событий? Та смерть, о которой вы говорите, была [смертью] воспринятого человеческого естества
………………..
Что это за жестокость, за бесчеловечность столь великая или, правильнее говоря, высокомерие и превозношение, что Провозвестника и Подателя столь великого дара не только терзают путем злословий, но преследуют посредством жестокой войны с применением всякого рода оружия? Вам не нравится то, что Он говорит, и выслушивается вами с досадой — считайте это за смешное пророчество. Говорит Он глупости и обещает нелепые дары—смейтесь, как (смеются) мудрые люди над вами, и предоставьте глупости оставаться при своих заблуждениях. Что это за жестокость, чтобы повторить то, что часто говорилось, и какая кровожадность — объявлять непримиримую войну Тому, кто ни в чем не провинился перед тобой, растерзать, если бы возможно было, вместе с самыми внутренностями Того, Кто не только не причинил никому никакого зла, но даже врагам благоволил открыть, какое спасение приносится душам от верховного Бога и что нужно делать для того, чтобы избежать погибели и достигнуть неизвестного [им) бессмертия? Но так как необычайность учения (гегиш) и неслыханность обетования смущали умы слушателей и склоняли веру к колебанию, то Господь всех сил и Истребитель самой смерти допустил умертвить свое человеческое естество, чтобы из последующего они узнали, что несомненны их надежды, которые они уже давно имели относительно спасения душ, и что иным образом нельзя избежать опасности смерти.
4) Идолопоклонничество. Вопрос построения храмов.
Арнобий. Против язычников. Книга 1.
О, ослепление! В недавнее время я чтил кумиры, незадолго перед тем вынутые из печей, богов, сделанных посредством наковальни и молота, слоновой кости, картины, повязки на старых деревьях; если когда-либо я видел выглаженный и запачканный оливковым маслом камень, то я преклонялся перед ним, как будто бы ему присуща сокровенная сила, обращался к нему с молитвой и испрашивал милостей у бесчувственного пня, и тем самым богам, в бытие которых я верил, причинял тяжкие оскорбления, признавая их деревом, камнями и костями или обитающими в материи вещей подобного |рода]. Теперь, будучи приведен таким великим Учителем на пути истины, я знаю относительно всего этого, что это такое, сужу о достойном достойным образом, не причиняю никакого оскорбления божественному имени и каждому, мнимому или действительному, существу оказываю должное, не смешивая степеней и значения.
Арнобий. Против язычников. Книга 6.
1. Так как мы в общем показали, какие нечестивые и позорные мнения вы имеете о богах, то теперь нам следует еще сказать о храмах, о статуях, жертвах и о ряде других предметов, которые примыкают к названным и находятся с ними в тесной связи. Ибо в этом отношении вы обыкновенно возводите на нас тягчайшее обвинение в безбожии, и именно потому, что мы не строим храмов для благоговейного служения, не ставим статуи или изображения какого-либо из богов, не устраиваем алтарей и жертвенников, не приносим жертв из крови убитых животных, ладана и полевых плодов с солью и, наконец, не делаем возлияний вина из чаш. Мы, действительно, перестали устраивать или делать это, но не потому, чтобы имели безбожные и преступные мнения или питали к богам какое-либо презрение, соединенное с безрассудной дерзостью, а потому, что мы полагаем и верим, что боги — если только они действительно существуют и одарены этим высоким именем — или осмеивают эти виды чествований, если они смеются, или же негодуют, если они испытывают возбуждения гнева.
5) Природа человека.
Арнобий. Против язычников. Книга 1.
Ибо истинному Богу и царскому могуществу свойственно никому не отказывать в Своей милости и не принимать во внимание того, кто заслуживает или не заслуживает этого, потому что человека делает грешником природная слабость (infirmitas), а не выбор воли или решения.
Арнобий. Против язычников. Книга 2.
Таким образом, может быть, что Бог всемогущий, Бог единый тогда только послал Христа, когда род человеческий стал более хилым и природа наша —более слабой. Если бы то, что теперь совершилось, должно было совершиться за тысячи лет, то высочайший Царь совершил бы это, или если бы через столько же тысяч должно было исполниться то, что теперь произошло, то ничто не заставило бы Бога не дожидаться необходимого времени. По неизменным определениям совершаются Его действия, и чему раз определено быть, это не может быть изменяемо через что-либо новое.
6) Интересные значения слов.
Арнобий. Против язычников. Книга 2.
29. Поэтому перестаньте — перестаньте, прошу вас —слишком высоко ценить то, что маловажно и незначительно, перестаньте человека, принадлежащего к пролетариям, причислять к наиболее состоятельным классам и не имеющего ценза [причислять] к высшим сословиям, хотя он убог, обладает бедным очагом и убогой хижиной и никогда не удостаивался славного имени патрициев.
Пролетариями в Риме назывались граждане из низшего, беднейшего класса, не платившие податей, но обязанные нести воинскую повинность.
7) Вопросы добра и зла
Арнобий. Против язычников. Книга 2.
Что скажете вы, отпрыски и потомки верховного (primi) Существа? Неужели мудрые и происшедшие от Первовиновника души знали эти виды мерзостей, преступлений и коварств, и им для того было повелено обитать и жить в этих частях [мира] и облечься в человеческое тело, чтобы выполнять, делать, совершать эти злые дела? Кто из смертных, обладающих какой-либо способностью понимания и разумностью, может думать, что мир устроен ради душ, а не (признать) скорее, что назначено место и обиталище, где бы ежедневно творилось всякое беззаконие, совершались все злодейства, козни, обманы, коварства, корыстолюбие, грабежи, насилия, преступления, буйства, безобразия, мерзости, подлости и всякое другое зло, которое люди на всей земле производят со злым умыслом и измышляют на погибель друг друга?
«Но,— скажете вы, —они пришли [на землю] по своей воле, а не были посланы Царем». Но где был всемогущий Отец, где авторитет Царского величия, чтобы удержать их от удаления и не допустить погружения в крайне опасные наслаждения? Ибо если Он знал, что они вследствие перемены мест изменятся к худшему, — а знать Он должен был как установитель всех причин — или что к ним извне присоединится что-либо, что заставит их забыть о своем достоинстве и значении, то — тысячу раз прошу о прощении — не другой кто-либо, как сам Он служит причиной всех зол, ибо Он допустил иметь свободу для распущенности тем, относительно кого предвидел, что они не сохранят состояния своей неиспорченности, и таким образом просходит, что совершенно безразлично, пришли ли они [на землю] по своей воле, или повинуясь Его повелению, так как, не препятствуя тому, чему должно было воспрепятствовать, Он, вследствие бездействия, сделал преступление [их] собственным и, не удерживая [от него], заранее допустил [его].
то, что хорошо по природе, не требует ни исправления, ни улучшения, мало того, — оно не должно даже знать того, что такое зло, если форма всякого рода требует постоянного сохранения ее в первоначальном состоянии, потому что противоположное не может заключаться в противоположном и равное — содержаться в неравном или сладкое в горьком. Таким образом, кто борется, чтобы исправить врожденную порочность душ, тот яснейшим образом указывает на свое несовершенство и порочность, хотя бы он всеми силами и упорно стремился к противоположному.Но вам представляется наш ответ смешным, потому что мы, отвергая царское происхождение душ, не указываем, со своей стороны, какое они имеют происхождение и начало. Что же это за преступление — или не знать какого-либо предмета, или без всякого притворства сознаваться в незнании того самого, чего не знаешь, и кто из двоих кажется вам более заслуживающим осмеяния —тот ли, кто не присваивает себе никакого звания о каком-либо темном предмете, или тот, кто думает, что он сам через себя вполне ясно знает то, что выходит из границ человеческого знания и что покрыто непроницаемой тьмой? Но если глубже вникнуть в сущность дела, то и вы находитесь в таком же положении, за которое порицаете нас. Ибо, утверждая, что души нисходят от самого Царя и принимают человеческий образ, вы не высказываете что-либо исследованное, ясную, очевидную истину. Вы именно догадываетесь, а не знаете предполагаете, а не постигаете, потому что если знать, значит содержать в душе то, что ты сам видел или познал, то ни о чем из того, что вы утверждаете, вы не можете сказать, что вы когда-либо видели это, т. е. нисхождение душ из небесного местопребывания и области. Таким образом, вы пользуетесь предположением, а не достоверным, ясным знанием. Но что такое предположение, как не мнение неопределенное о вещах и не имеющий никакой опоры полет мысли в сокровенную область? Следовательно, кто предполагает, тот не обладает знанием и не находится в свете познания. Если же это верно и несомненно, то у справедливых и мудрейших судей также и это ваше предположение, на которое вы полагаетесь, должно признаваться за незнание.
………………
«Значит, — скажет кто-нибудь, — нечто может происходить без воли Божией?» Мы должны осторожно и с большим вниманием обсудить и исследовать это, чтобы, думая таким вопросом воздать честь Богу, не впасть в противоположный грех, оскорбляя высоту Его величия. Каким образом, почему? Потому что если все совершается по Его воле и без Его мановения ничто в мире не может ни произойти, ни прекратиться, то необходимо следует понимать также и всякое зло происходящим по Его воле. Если же мы, наоборот, скажем, желая отстранить от Него причины зла, что Он непричастен никакому злу и не производит его, то будет ясно, что зло происходит или вопреки Его воле, или — что страшно сказать —без Его ведома, так что Он не знает и не замечает его. Но если, с другой стороны, мы скажем, что нет никакого зла — что, как мы знаем, предполагают и утверждают некоторые, —то все народы и все племена будут протестовать, указывал нам на свои страдания и на разнообразные виды бедствий, которыми ежеминутно удручается и терзается род человеческий. Затем они могут спросить нас: «Если нет никакого зла, то почему вы воздерживаетесь от известного рода действий и поступков? Почему вы не исполняете всего того, к чему побуждает и чего требует необузданная страсть? Почему, наконец, вы посредством возбуждающих страх законов устанавливаете наказания для преступников? Можно ли придумать более чудовищную глупость, нежели утверждать, что нет никакого зла, и истреблять и осуждать погрешающих, как злодеев?».
Когда мы вынуждены будем согласиться с тем, что зло существует, и признать, что все человечество изобилует им, то вслед затем они могут спросить: «Почему же всемогущий Бог не прекращает этого зла, но допускает, чтобы оно существовало и беспрерывно продолжалось в течение всех веков?». Если бы мы имели надлежащее понятие о Боге как Царе и Первовиновнике и если бы не хотели блуждать среди нечестивых и безумных предположений, то необходимо должны были бы ответить: мы не знаем этого и никогда не стремились и не старались узнать то, что не может быть постигнуто никакими силами, и вы гораздо лучше, даже лучше всего сделаете, предпочитая скорее оставаться в границах незнания и неведения, нежели утверждать, что все совершается только по воле Божией, разумея вместе с тем, что Он служит и причиной зла, и виновником бесчисленных бедствий. «Откуда же, — скажете вы, — все это зло?»Из элементов и разнообразия их, говорят философы. Но утверждающие это должны обсудить, каким образом то, что не имеет разумения и способности суждения, может быть признано злым и вредоносным, и не тот ли скорее зол и причиняет вред, кто каким-либо действием усвоил то, что может причинять зло и вред. Что же такое мы? Откуда мы? В ответе нет никакой необходимости. Ибо можем ли мы или не можем и не в состоянии сказать это, то и другое для нас неважно, и мы не считаем имеющим важное значение не знать или знать это, довольствуясь одним только положением, что от верховного Бога ничто вредное и пагубное не может исходить. Это мы утверждаем, это мы знаем, на той одной истине ведения и знания настаиваем, что от Бога происходит только то, что для всех спасительно, что приятно, что исполнено любви, радости и отрады, что содержит бесконечные и непреходящие наслаждения, чего каждый всячески желает и стремится достигнуть, считая все другое пагубным и смертоносным.
56. Все прочее, что обыкновенно подвергается исследованиям и спорам — от каких виновников происходит [зло] и по чьей воле оно совершается,—мы не стремимся знать и не стараемся исследовать и выведывать: все мы предоставляем своим причинам и признаем это не относящимся и не принадлежащим к тому, чего мы можем доискиваться.
8) Источник душ.
Арнобий. Против язычников. Книга 2.
Что скажете вы, отпрыски и потомки верховного (primi) Существа? Неужели мудрые и происшедшие от Первовиновника души знали эти виды мерзостей, преступлений и коварств, и им для того было повелено обитать и жить в этих частях [мира] и облечься в человеческое тело, чтобы выполнять, делать, совершать эти злые дела? Кто из смертных, обладающих какой-либо способностью понимания и разумностью, может думать, что мир устроен ради душ, а не (признать) скорее, что назначено место и обиталище, где бы ежедневно творилось всякое беззаконие, совершались все злодейства, козни, обманы, коварства, корыстолюбие, грабежи, насилия, преступления, буйства, безобразия, мерзости, подлости и всякое другое зло, которое люди на всей земле производят со злым умыслом и измышляют на погибель друг друга?
«Но,— скажете вы, —они пришли [на землю] по своей воле, а не были посланы Царем». Но где был всемогущий Отец, где авторитет Царского величия, чтобы удержать их от удаления и не допустить погружения в крайне опасные наслаждения? Ибо если Он знал, что они вследствие перемены мест изменятся к худшему, — а знать Он должен был как установитель всех причин — или что к ним извне присоединится что-либо, что заставит их забыть о своем достоинстве и значении, то — тысячу раз прошу о прощении — не другой кто-либо, как сам Он служит причиной всех зол, ибо Он допустил иметь свободу для распущенности тем, относительно кого предвидел, что они не сохранят состояния своей неиспорченности, и таким образом просходит, что совершенно безразлично, пришли ли они [на землю] по своей воле, или повинуясь Его повелению, так как, не препятствуя тому, чему должно было воспрепятствовать, Он, вследствие бездействия, сделал преступление [их] собственным и, не удерживая [от него], заранее допустил [его].
……………….
«Но если Отец и Творец душ, — скажете вы, — не Бог, то каким виновником они произведены и каким образом произошли?» Если вы хотите слышать [истину] без прикрас и без каких-либо хвастливых слов, то мы сознаемся также в том, что не знаем, не ведаем этого и знание столь важного предмета считаем превышающим (transire) не только нашу немощность и бренность, но и всех тех сил, которые находятся в мире и которые воспользовались верованиями людей относительно их как богов. Но мы должны указать, от кого происходят те, происхождение которых от Бога мы отрицаем? Это не служит необходимым следствием. Ведь если мы будем отрицать, что мухи, жуки и клопы, полевые мыши, хлебные черви и моль служат произведением всемогущего Царя, то отсюда не вытекает для нас необходимое требование, чтобы мы сказали, кто создал и образовал их, потому что мы можем, нисколько не навлекая на себя порицания, не знать, кто дал также им начало, и утверждать, что не высочайшим Богом произведены (существа) столь излишние, столь ничтожные, столь бесполезные, иногда даже вредные и причиняющие порчу тому, что необходимо.
Таким образом, и здесь подобным же образом, когда мы отрицаем, что души происходят от верховного Бога, то отсюда не следует, что мы должны объяснить, от какого же отца они произошли и по каким причинам произведены. Ибо кто может воспрепятствовать нам или не знать, откуда они произошли и явились, или знать, что они не произведены Богом? «На каком основании, — скажете вы, — каким образом?» Потому что истиннее истинного и несомненнее несомненного то, что Первовиновником мира, как мы часто говорили, ничто не совершается, не делается и не устраивается кроме того, чему должно и подобает быть, что полно и чуждо недостатков и законченно в совершенстве своей [полноты) и безукоризненности. Но мы, далее, замечаем, что люди, т. е. самые души, — ибо что такое люди, как не души, соединенные с телами? — развращенностью и многочисленными пороками сами дают о себе знать, что они не высшего происхождения, но произошли из средних кругов. Ибо мы видим, что некоторые из них жестоки, преступны, дерзки, безрассудны, опрометчивы, слепы, лицемерны, лукавы, лживы, горды, надменны, корыстолюбивы, алчны, похотливы, переменчивы, слабы и не могут соблюдать собственных своих решений: такими они, без сомнения, не были бы, если бы им свойственно
………………
то, что хорошо по природе, не требует ни исправления, ни улучшения, мало того, — оно не должно даже знать того, что такое зло, если форма всякого рода требует постоянного сохранения ее в первоначальном состоянии, потому что противоположное не может заключаться в противоположном и равное — содержаться в неравном или сладкое в горьком. Таким образом, кто борется, чтобы исправить врожденную порочность душ, тот яснейшим образом указывает на свое несовершенство и порочность, хотя бы он всеми силами и упорно стремился к противоположному.Но вам представляется наш ответ смешным, потому что мы, отвергая царское происхождение душ, не указываем, со своей стороны, какое они имеют происхождение и начало. Что же это за преступление — или не знать какого-либо предмета, или без всякого притворства сознаваться в незнании того самого, чего не знаешь, и кто из двоих кажется вам более заслуживающим осмеяния —тот ли, кто не присваивает себе никакого звания о каком-либо темном предмете, или тот, кто думает, что он сам через себя вполне ясно знает то, что выходит из границ человеческого знания и что покрыто непроницаемой тьмой? Но если глубже вникнуть в сущность дела, то и вы находитесь в таком же положении, за которое порицаете нас. Ибо, утверждая, что души нисходят от самого Царя и принимают человеческий образ, вы не высказываете что-либо исследованное, ясную, очевидную истину. Вы именно догадываетесь, а не знаете предполагаете, а не постигаете, потому что если знать, значит содержать в душе то, что ты сам видел или познал, то ни о чем из того, что вы утверждаете, вы не можете сказать, что вы когда-либо видели это, т. е. нисхождение душ из небесного местопребывания и области. Таким образом, вы пользуетесь предположением, а не достоверным, ясным знанием. Но что такое предположение, как не мнение неопределенное о вещах и не имеющий никакой опоры полет мысли в сокровенную область? Следовательно, кто предполагает, тот не обладает знанием и не находится в свете познания. Если же это верно и несомненно, то у справедливых и мудрейших судей также и это ваше предположение, на которое вы полагаетесь, должно признаваться за незнание.
9) Жизнь вечная, благодаря Благодати Творца.
Арнобий. Против язычников. Книга 2.
62. Пусть не вводит вас в заблуждение и не обольщает пустой надеждой ни то, что говорится полузнайками и слишком притязательными [людьми], что они созданы Богом и не подлежат законам судьбы, и если будут вести воздержанную жизнь, то им будет открыт дворец Его и они после смерти человеческой без всякого препятствия возвратятся как бы в отеческий дом, ни то, что обещают маги, [говорящие], что они имеют хвалебные молитвы, умилостивляемые которыми какие- то силы сделают легкими пути старающимся вознестись на небо, ни то, что Этрурия обещает в Ахеронтских книгах, — что посредством крови определенных животных, приносимой в жертву известным божествам, души делаются божественными и освобождаются от законов смерти85. Это пустое обольщение и лелеяние тщетных желаний. Никто другой кроме Бога всемогущего не может сохранять души и, кроме того, никто не может сделать их долговечными и даровать им вечную жизнь, как только Тот, Кто один бессмертен и вечен и не ограничен никакими пределами времени. Ибо так как все боги, истинные ли или признаваемые таковыми вследствие слухов и верования, бессмертны и вечны по воле Его и по дару Его благости, то каким образом может быть, чтобы они могли дать другому то, чем сами они обладают, когда они имеют это как нечто чужое и дарованное им высшей силой? Пусть Этрурия приносит сколько угодно жертв, пусть философы отказывают себе во всем, свойственном людям, пусть маги примиряют и умилостивляют все силы: если Владыкой мира не будет дано душам, и именно через [Его] повеление, то, чего требует [их] состояние, то впоследствии, когда они начнут чувствовать приближение погибели, они испытают великое раскаяние в том, что были предметом осмеяния.
10) Временность и вечность.
Арнобий. Против язычников. Книга 2.
72. Ваша религия на много лет упреждает нашу и стоит ближе к истине потому, что ограждена авторитетом древности. Но какая польза ей оттого, что она на много лет древнее, когда она началась с определенного времени, и какое значение имеют две тысячи лет в сравнении со столь многими тысячами веков? Однако, чтобы не казалось, что из- за столь длинного отступления мы отошли от дела, скажите, если это не тягостно для вас: считаете ли вы всемогущего, высочайшего Бога новым существом и тех, кто чтут Его и служат Ему, — соблюдающими и вводящими неслыханную, неизвестную и неожиданно появившуюся религию? Есть ли что-либо древнее Его, и можно ли найти что-либо, что предшествовало бы Ему по существу, времени и имени? Не Он ли один нерожден, бессмертен и единый вечный? Кто глава и первоисточник всего? Не Он ли? Кому вечность обязана тем самым, что называется вечностью? Не Ему ли? Не из Его ли вечного существования происходит бесконечный ряд веков? Это несомненно и истинно. Таким образом, не ново то, чему мы следуем, но мы поздно узнали, чему должно следовать и служить, на что следует возлагать надежду на спасение и где искать спасительных средств, потому что еще не явился Тот, Кто указал бы путь блуждающим, распространил бы среди находящихся в глубокой тьме свет знания и рассеял бы слепоту неведения.
Арнобий. Против язычников. Книга 5.
Знаменитый римлянин Варрон, выдающийся по многосторонней учености и по исследованию древностей, в первой из четырех написанных и оставленных им книг о происхождении римского народа сообщает на основании тщательных вычислений, что от времени потопа, о котором мы выше упоминали, до консульства Гирция и Пансы17 не протекло еще двух тысяч лет. Если это заслуживает доверия, то следует сказать, что и время жизни Великой Матери входит в границы этого периода, и это приводит к заключению, что та, которая выдается за мать всех богов, не мать, а дочь или, скорее, малое дитя, если только мы допускаем, что боги вечно существуют и в отношении времени не имеют ни начала, ни конца.
11) Причины отсутствия помощи Бога.
Арнобий. Против язычников. Книга 2.
76. Говорят: «Если вы служите всемогущему Богу и уверены в том, что Он имеет попечение о вашем спасении и благосостоянии, то почему Он допускает вас испытывать такие преследования и подвергаться всякого рода наказаниям и мучениям?». Спросим и мы со своей стороны, почему также и вы не свободны от столь многих опасностей и бурь, которыми ежедневно преследует вас различными способами пагубная судьба, хотя вы чтите столь великих и столь многочисленных богов, устраиваете посвященные им храмы, делаете изображения их из золота, закалываете стада животных, наполняете все курильницы на жертвенниках ладаном? Почему, говорю, боги ваши медлят удалить от вас столько родов болезней и недугов, кораблекрушения, обвалы, пожары, эпидемии, бесплодие, утрату близких родных, конфискацию имущества, раздоры, соперничество, войны, завоевания городов и порабощение по лишении свободы? Также и нам Бог не помогает в подобного рода случаях. Причина этого известна и ясна. Ибо никаких надежд нам не дано в отношении к этой жизни, и не обещано, и не определено никакой помощи и защиты находящимся в этой телесной оболочке; напротив того, мы научены не придавать значения угрозам судьбы, каковы бы они ни были, и не обращать внимания на них, и если когда-либо поразит нас какая-либо жестокая сила, неизбежно причиняющая смерть, принимать несчастье с радостью, не бояться и не избегать [смерти], чтобы мы легче могли освободиться от телесных уз и избежать непроницаемой тьмы.
12) Предопределение.
Арнобий. Против язычников. Книга 7.
проиходящее совершается вследствие судьбы, отнимут у нас это мнение и уличат нас в том, что мы верим этому вследствие неосновательных убеждений. Все, скажут они, что совершилось, совершается и будет совершаться в мире, прежде было определено и установлено и имеет неизменные причины, вследствие которых все находится во взаимной связи, и непреодолимая необходимость соединяет прошедшее с будущим. Если это определено и установлено, то определено уже и то, что доброго или худого должно произойти с каждым. Если же это определено и установлено, то тщетна всякая помощь богов, тщетна вражда, тщетно благоволение их. Ибо они не могут как доставить то, что не может совершиться, так и воспрепятствовать совершению того, что необходимо должно произойти. Они могут, если захотят, даже сильнее выразить это мнение, сказав, что вы тщетно чтите самих богов и обращаетесь к ним с бесполезными молениями. Ибо так как они не могут нарушить порядок или изменить определения судьбы, то какая польза или какое основание может быть для того, чтобы утомлять слух и докучать тем, на помощь которых ты в крайней нужде не можешь надеяться?
11. Наконец, если боги отвращают скорби и несчастья, если они ниспосылают радостное и приятное, то откуда в мире такое бесчисленное множество бедствующих, откуда столько несчастных, проводящих плачевную жизнь в самом бедственном положении? Почему не свободны от бедствий те, кто каждую минуту, каждое мгновение приносят обильные жертвы на алтарях? Не видим ли мы, говорят, что некоторые из них служат очагами болезней, утратили зрение и лишены слуха, не могут передвигать ноги, искалечены и не имеют рук, от пожаров, кораблекрушений и обрушившихся строений гибнут, утопают, уничтожаются, лишившись огромных наследств, поддерживают себя наемной работой, нищенски выпрашивают жалкие подаяния, подвергаются изгнанию и опале, постоянно бывают опечаленными, сокрушаются об утрате детей, терзаются другими несчастиями, виды и формы которых невозможно перечислить и определить? Этого, без сомнения, не было бы, если бы боги могли отвращать и отклонять эти бедствия, будучи обязаны к этому вследствие значения жертв. Но так как в указанных [явлениях] нет никакого места для случайностей, но все происходит вследствие непреодолимой необходимости.