Евагрий (Эвагрий) Понтийский (греч. Εὐάγριος, ὁ Ποντικός; 346—399) — христианский богослов, византийский философ, монах.
Родился около 345 года в небольшом понтийском городке Ивора, расположенном на севере современной Турции.
Отец Евагрия был рукоположён святителем Василием Великим в хорепископа.
Евагрий был также принят в клир святителя Василия и рукоположён им во чтеца.
После внезапной кончины в 379 году Василия Великого Евагрий покинул Каппадокию и прибыл в Константинополь к епископу Григорию Богослову. Став архиепископом Константинопольским, святитель Григорий Богослов сделал Евагрия своим архидиаконом.
Евагрий стал верным помощником и учеником святителя. Об этом свидетельствует сам святитель Григорий Богослов в «Завещании», написанном 31 мая 381 года, где говорит: «Диакону Евагрию, понесшему вместе со мной много трудов и забот, а также во многих обстоятельствах проявившему благоволение ко мне, я выражаю благодарность пред Богом и людьми. Большими воздаяниями отблагодарит его Бог, но, чтобы нам не пренебречь малыми знаками дружбы, я желаю подарить ему одну рубашку, один стихарь, два плаща и тридцать золотых монет».
Уклонился от многообещающей церковной карьеры ради монашества: с 383 года сперва в Нитрийской, затем в Келлийской пустыни в Египте. В Келлиях Евагрий оставался вплоть до своей кончины. Духовным отцом его стал преподобный Макарий Египетский, подвизавшийся ещё дальше в глубине пустыни, в Скиту, где Евагрий постоянно навещал его, ища духовного назидания.
К концу своей жизни Евагрий стал истинным старцем, духовного назидания и утешения которого жаждали многие верующие, приезжавшие к нему даже из далеких стран. Около него собрался и круг учеников. Имена по крайней мере двух из них нам известны: это Палладий, автор известного «Лавсаика», и впоследствии епископ Еленопольский, и Ираклид, родом с Кипра, позднее рукоположённый святителем Иоанном Златоустом в епископа Ефесского.
Проводя свою жизнь в трудах, молитве, и духовном окормлении паствы, Евагрий завершил свой земной путь в 399 году.
Цитаты на различные темы:
1) Евхаристия.
Евагрий Понтийский. Зерцало иноков и инокинь.
118. Плоть Христова есть деятельные добродетели, и едящий Ее станет бесстрастным.
119. Кровь Христова есть созерцание тварных вещей, и пьющий Ее умудрится Ею.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Ведь мы едим плоть Его и пьем кровь Его, становясь общниками Слова и Премудрости благодаря Вочеловечиванию и воспринимаемой чувствами жизни [Его]. "Плотью" и "кровью" Он назвал все таинственное Пришествие Свое и явил [нам] учение Свое, состоящее из духовного делания, естественного [созерцания] и богословского [любомудрия], которым душа питается и постепенно приготовляется к созерцанию сущих [вещей]. Таково, вероятно, значение сказанных слов.
2) Девам.
Евагрий Понтийский. Зерцало иноков и инокинь.
44. Стекло, упавшее на камень, разбивается, а дева, прикасающаяся к мужчине, не сохранит невинности.
3) О других отцах.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
3. Но поскольку с [помощью] Божией достиг я по мере моих сил цели и нашел "избранный сосуд" и "глубокий колодезь" (я имею в виду уста Христовы - Григория), то прошу и умоляю вас: дайте мне немного времени.
Евагрий Понтийский. Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения.
44. Праведный Григорий нас научил, что и для самого созерцания также [необходимы] четыре добродетели: благоразумие и мужество, целомудрие и справедливость. Делом благоразумия, говорил он, является созерцание умных и святых Сил, независимо от их логосов, ибо эти логосы, как передано [нам], обнаруживаются благодаря лишь мудрости.
4) Об еретиках. В первую очередь против евномианства.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Ведь разве тот, кто вводит в нашу веру "Нерожденного" и "Рожденного", догматствует о Вечносущем как о не-сущем, а о присном по природе Отце учит, как о ставшем Отцом, утверждая также, что Святой Дух не вечен, - разве такой [человек] не является филистимлянином?
5) О Троице, Троичности.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
А должно исповедовать Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как научили [нас] Божий глаголы и те, которые постигли их возвышенным образом.
5. Упрекающим же нас в троебожии следует ответить, что мы исповедуем Бога единым не по числу, а по природе. Ибо все называемое единым по числу не есть действительно единое и не является простым по естеству. Бог же признается всеми простым и несложным, а поэтому Бог - един не по числу.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Мы исповедуем тождество природы и признаем единосущие, но избегаем [понятия] "сложное", поскольку Тот, Кто есть по сущности Бог и Отец, породил Того, Кто есть по сущности Бог и Сын. Ведь этим делается очевидным единосущие. Потому что Бог по сущности единосущен Богу по сущности.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
16. И еще [Господь сказал]: Отец Мой более Меня (Ин. 14:28). Этим изречением также пользуются неблагодарные твари, порождения лукавого. Я же уверен, что данными словами выражается единосущие Сына с Отцом, ибо знаю, что сравнение в собственном смысле слова проводится между [существами], относящимися к одному и тому же естеству . Ведь мы, [например], говорим, что один Ангел больше другого, что один человек праведнее другого и что одна птица быстрее [в полете] другой. А если сравнение проводится между [существами] одного вида, то когда говорится, что Отец больше Сына согласно сравнению, [естественно подразумевается] единосущие Сына с Отцом.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
29. Также и слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя (Ин. 5:19) богоборцы толкуют на погибель [своих] слушателей . Я же считаю, что это изречение гласит об одной и той же природе Сына и Отца. Если каждая из разумных тварей может делать что-нибудь сама от себя и самовольно, равно тяготея и к лучшему, и к худшему, а Сын ничего не может творить от Себя, то Он, следовательно, не является тварью. А если Он --не тварь, то единосущен Отцу. Далее, ни одна из тварей не может делать того, что делает Бог. А Сын, видя, что творит Бог Отец, творит также.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Но Святой Дух, будучи по сущности святым, называется "Источником освящения". Следовательно, Он не является тварью. А если Он - не тварь, то единосущен Богу [Отцу]. И скажи мне, почему ты называешь "рабом" Того, Кто освободил тебя от рабства? Ведь [Апостол] говорит: Закон духа жизни... освободил тебя от закона греха (Рим. 8:2)
31. Но, конечно, ты никогда не осмелишься утверждать, что сущность Духа -- изменчива, взирая на природу супротивной силы, спадшей с неба, как молния (Лк. 10:18), и отпавшей от подлинной жизни, поскольку она обладала приобретенной святостью и ее изменение последовало вслед за злым намерением. Поэтому, отпавшая от Единицы и отвергнувшая ангельское достоинство, [эта сила] была названа "диаволом", от изменчивого нрава своего. Ибо [в диаволе] угас его прежний блаженный навык и, наоборот, возгорелась та супротивная сила.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Кажется также, что [подобным образом еретики] не считают [Святой Дух] и простым по природе, ибо называют Его единым по числу. А все единое по числу, как я сказал, не является простым. Если же Святой Дух не является простым, то Он состоит из сущности и освящения, то есть является сложным. Но кто же дойдет до такого неразумия, что станет называть Святой Дух сложным, а не простым, и, соответственно смыслу простоты, единосущным Отцу и Сыну?
33. Если же продолжить рассуждение дальше и объять духовным оком более великое, то нашему созерцанию откроется Божественная Сила Святого Духа. Мы находим в [Священном] Писании наименования трех (видов] творений: первое - приведение из небытия в бытие, второе - изменение от худшего к лучшему и третье - воскресение из мертвых. И в этих [творениях] ты найдешь Святого Духа содействующим Отцу и Сыну. Ибо с небес [все] приводится в бытие. Ведь Давид говорит: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6) .
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
И что говорит Спаситель ученикам [Своим]? - Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Видишь, что и здесь Святой Дух соприсутствует с Отцом и Сыном.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Поэтому Святой Дух - одной и той же природы с Отцом и Сыном.
Евагрий Понтийский. Слово о молитве.
Треугольник же, вероятно, обозначает ведение Святой Троицы. Или иначе: если ты мыслишь число сто пятьдесят три, то оно, вследствие своего обилия и в качестве треугольника, есть [любомудрие] деятельное, естественное и богословское. Оно также есть вера, надежда и любовь, или золото, серебро и драгоценные камни.
6) О человечестве. Общая человеческая природа. О теле, душе.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Также и человек называется единым по числу, ибо мы часто говорим о нем как об "одном человеке". Однако он не является простым, поскольку состоит из тела и души. Равным образом мы высказываемся и об Ангеле как об одном по числу. Однако и Ангел не является единым по естеству, ибо мы мыслим существо Ангела вместе с освящением.
7. Стало быть, если все единое по числу не является единым по естеству, а единое и простое по естеству не есть единое по числу, и если мы называем Бога единым по естеству, то каким образом [еретики] приписывают нам [утверждение] относительно числа, исключаемое нами из блаженного и умопостигаемого Естества?
……………..
О природе же вообще высказывается, например, Давид: Человек, яко трава дние его (Пс. 102:15) . Здесь он обозначает не какого-либо [конкретного] человека, но общую [человеческую] природу, поскольку всякий человек преходящ и смертен.
Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании, или монах.
89. Согласно мудрому учителю нашему, разумная душа - трехчастна. Находясь в разумной части души, добродетель называется благоразумием, разумением и мудростью; в желательной части - целомудрием, любовью и воздержанием; в яростной части - мужеством и терпением; во всей же душе - праведностью.
7) Вопросы Триадологии.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
А должно исповедовать Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как научили [нас] Божий глаголы и те, которые постигли их возвышенным образом.
5. Упрекающим же нас в троебожии следует ответить, что мы исповедуем Бога единым не по числу, а по природе. Ибо все называемое единым по числу не есть действительно единое и не является простым по естеству. Бог же признается всеми простым и несложным, а поэтому Бог - един не по числу.
………..
Также и человек называется единым по числу, ибо мы часто говорим о нем как об "одном человеке". Однако он не является простым, поскольку состоит из тела и души. Равным образом мы высказываемся и об Ангеле как об одном по числу. Однако и Ангел не является единым по естеству, ибо мы мыслим существо Ангела вместе с освящением.
7. Стало быть, если все единое по числу не является единым по естеству, а единое и простое по естеству не есть единое по числу, и если мы называем Бога единым по естеству, то каким образом [еретики] приписывают нам [утверждение] относительно числа, исключаемое нами из блаженного и умопостигаемого Естества?
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Мы исповедуем тождество природы и признаем единосущие, но избегаем [понятия] "сложное", поскольку Тот, Кто есть по сущности Бог и Отец, породил Того, Кто есть по сущности Бог и Сын. Ведь этим делается очевидным единосущие. Потому что Бог по сущности единосущен Богу по сущности.
…………..
Но [люди] называются "богами" по благодати, а бесы -- ложно. И только единый Бог есть [подлинно] Бог по сущности.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Но Святой Дух, будучи по сущности святым, называется "Источником освящения". Следовательно, Он не является тварью. А если Он - не тварь, то единосущен Богу [Отцу]. И скажи мне, почему ты называешь "рабом" Того, Кто освободил тебя от рабства? Ведь [Апостол] говорит: Закон духа жизни... освободил тебя от закона греха (Рим. 8:2)
31. Но, конечно, ты никогда не осмелишься утверждать, что сущность Духа -- изменчива, взирая на природу супротивной силы, спадшей с неба, как молния (Лк. 10:18), и отпавшей от подлинной жизни, поскольку она обладала приобретенной святостью и ее изменение последовало вслед за злым намерением. Поэтому, отпавшая от Единицы и отвергнувшая ангельское достоинство, [эта сила] была названа "диаволом", от изменчивого нрава своего. Ибо [в диаволе] угас его прежний блаженный навык и, наоборот, возгорелась та супротивная сила.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Кажется также, что [подобным образом еретики] не считают [Святой Дух] и простым по природе, ибо называют Его единым по числу. А все единое по числу, как я сказал, не является простым. Если же Святой Дух не является простым, то Он состоит из сущности и освящения, то есть является сложным. Но кто же дойдет до такого неразумия, что станет называть Святой Дух сложным, а не простым, и, соответственно смыслу простоты, единосущным Отцу и Сыну?
33. Если же продолжить рассуждение дальше и объять духовным оком более великое, то нашему созерцанию откроется Божественная Сила Святого Духа. Мы находим в [Священном] Писании наименования трех (видов] творений: первое - приведение из небытия в бытие, второе - изменение от худшего к лучшему и третье - воскресение из мертвых. И в этих [творениях] ты найдешь Святого Духа содействующим Отцу и Сыну. Ибо с небес [все] приводится в бытие. Ведь Давид говорит: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6) .
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Поэтому Святой Дух - одной и той же природы с Отцом и Сыном.
8) Богословская терминология.Сущность, единосущный и т.д.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Мы исповедуем тождество природы и признаем единосущие, но избегаем [понятия] "сложное", поскольку Тот, Кто есть по сущности Бог и Отец, породил Того, Кто есть по сущности Бог и Сын. Ведь этим делается очевидным единосущие. Потому что Бог по сущности единосущен Богу по сущности.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Но [люди] называются "богами" по благодати, а бесы -- ложно. И только единый Бог есть [подлинно] Бог по сущности.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
16. И еще [Господь сказал]: Отец Мой более Меня (Ин. 14:28). Этим изречением также пользуются неблагодарные твари, порождения лукавого. Я же уверен, что данными словами выражается единосущие Сына с Отцом, ибо знаю, что сравнение в собственном смысле слова проводится между [существами], относящимися к одному и тому же естеству . Ведь мы, [например], говорим, что один Ангел больше другого, что один человек праведнее другого и что одна птица быстрее [в полете] другой. А если сравнение проводится между [существами] одного вида, то когда говорится, что Отец больше Сына согласно сравнению, [естественно подразумевается] единосущие Сына с Отцом.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
29. Также и слова: Сын ничего не может творить Сам от Себя (Ин. 5:19) богоборцы толкуют на погибель [своих] слушателей . Я же считаю, что это изречение гласит об одной и той же природе Сына и Отца. Если каждая из разумных тварей может делать что-нибудь сама от себя и самовольно, равно тяготея и к лучшему, и к худшему, а Сын ничего не может творить от Себя, то Он, следовательно, не является тварью. А если Он --не тварь, то единосущен Отцу. Далее, ни одна из тварей не может делать того, что делает Бог. А Сын, видя, что творит Бог Отец, творит также.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Но Святой Дух, будучи по сущности святым, называется "Источником освящения". Следовательно, Он не является тварью. А если Он - не тварь, то единосущен Богу [Отцу]. И скажи мне, почему ты называешь "рабом" Того, Кто освободил тебя от рабства? Ведь [Апостол] говорит: Закон духа жизни... освободил тебя от закона греха (Рим. 8:2)
31. Но, конечно, ты никогда не осмелишься утверждать, что сущность Духа -- изменчива, взирая на природу супротивной силы, спадшей с неба, как молния (Лк. 10:18), и отпавшей от подлинной жизни, поскольку она обладала приобретенной святостью и ее изменение последовало вслед за злым намерением. Поэтому, отпавшая от Единицы и отвергнувшая ангельское достоинство, [эта сила] была названа "диаволом", от изменчивого нрава своего. Ибо [в диаволе] угас его прежний блаженный навык и, наоборот, возгорелась та супротивная сила.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Кажется также, что [подобным образом еретики] не считают [Святой Дух] и простым по природе, ибо называют Его единым по числу. А все единое по числу, как я сказал, не является простым. Если же Святой Дух не является простым, то Он состоит из сущности и освящения, то есть является сложным. Но кто же дойдет до такого неразумия, что станет называть Святой Дух сложным, а не простым, и, соответственно смыслу простоты, единосущным Отцу и Сыну?
33. Если же продолжить рассуждение дальше и объять духовным оком более великое, то нашему созерцанию откроется Божественная Сила Святого Духа. Мы находим в [Священном] Писании наименования трех (видов] творений: первое - приведение из небытия в бытие, второе - изменение от худшего к лучшему и третье - воскресение из мертвых. И в этих [творениях] ты найдешь Святого Духа содействующим Отцу и Сыну. Ибо с небес [все] приводится в бытие. Ведь Давид говорит: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6) .
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Поэтому Святой Дух - одной и той же природы с Отцом и Сыном.
9) Благодать.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
Но [люди] называются "богами" по благодати, а бесы -- ложно. И только единый Бог есть [подлинно] Бог по сущности.
10) Писание.
Евагрий Понтийский. Послание о вере.
И что говорит Спаситель ученикам [Своим]? - Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Видишь, что и здесь Святой Дух соприсутствует с Отцом и Сыном.
11) Разное. В основном о монашестве.
Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании, или монах.
Ты, возлюбленнейший брат Анатолий, недавно писал со Святой Горы мне, находящемуся в Ските, и просил, чтобы я разъяснил тебе символический смысл облачения египетских монахов, полагая, что не случайно и не без основания оно столь сильно отличается от одеяния остальных людей.
Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании, или монах.
Куколь есть символ благодати Спасителя и Бога нашего, лелеющей их младенчество во Христе и защищающей владычественное начало [души] монахов [от бесов], всегда старающихся нанести удары и раны [им]. Носящие куколь на голове поют со всей доступной им силой: Аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе трудишася зиждущии и всуе бде стрегий (Пс.126:1). Таковые гласы [псалмопения] внушают смирение и искореняют гордыню, то есть древнее зло, низвергшее на землю Денницу, восходящую заутра (Ис.14:12).
12) О греховности, страстях. Духовном делании. Бесстрастие. Вера. Любовь.
Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании, или монах.
10. Печаль иногда возникает при лишении желанного, а иногда следует за гневом. В первом случае она происходит так: сначала душой завладевают некие помыслы, заставляющие ее вспоминать о доме, родителях и прежней жизни. Когда они видят, что душа не противится им, но следует за ними и расслабляется мысленными наслаждениями, тогда хватают ее и погружают в печаль, [вызванную сознанием того], что прежнего нет и не может быть в настоящей жизни. И несчастная душа, насколько она расслабляется первыми помыслами, настолько же подавляется и смиряется вторыми.
11. Гнев есть наиболее стремительная страсть. Говорится, что он есть кипение или движение яростного начала [души] против обидчика или кажущегося таковым. Он раздражает душу на протяжении дня, но особенно улавливает ум во время молитв, представляя лик опечалившего. Бывает, что когда гнев надолго задерживается и превращается в злобу, то он и ночью причиняет волнения, изнеможение и бледность тела, а также нападения ядовитых гадов. Эти четыре [явления], вытекающие из злобы, сопровождаются, как [легко] можно обнаружить, многочисленными помыслами.
12. Бес уныния, который также называется "полуденным" (Пс.90:6), есть самый тяжелый из всех бесов. Он приступает к монаху около четвертого часа и осаждает его вплоть до восьмого часа. Прежде всего этот бес заставляет монаха замечать, будто солнце движется очень медленно или совсем остается неподвижным, и день делается словно пятидесятичасовым. Затем бес [уныния] понуждает монаха постоянно смотреть в окна и выскакивать из келлии, чтобы взглянуть на солнце и узнать, сколько еще осталось до девяти часов, или для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого-либо из братии.
……….
13. Помысел тщеславия - наитончайший, и он сопутствует тем, кто легко преуспевает [в духовном делании], желая сделать общим достоянием их подвиги и ища славы человеческой (1Фес.2:6). Он [заставляет монаха] воображать, как кричат [изгоняемые из одержимых] бесы, как исцеляются женщины и как толпа прикасается к [его] одеждам; затем прорицает ему священство и [массу народа], стоящую у дверей и жаждущую [увидеть] его. И возбудив таким образом [монаха] пустыми надеждами, [помысел тщеславия] улетает, оставив его на искушения либо бесу гордыни, либо бесу печали, который наводит на монаха помыслы, противоположные [прежним] надеждам. Бывает, что он передает бесу блуда и святого иерея, [попавшего] в узы [греха].
14. Бес гордыни есть тот, кто ввергает душу в самое тяжкое падение. Он убеждает ее не признавать Бога Заступником, но считать саму себя за причину преуспеяний, превозносясь над братиями, как несмысленными, поскольку они этого не знают. За гордыней следуют гнев, печаль и, как самое конечное зло, исступление ума, сумасшествие и видение в воздухе множества бесов.
………….
32. Достигший ведения и испытавший наслаждение от плодов его уже не будет поддаваться убеждениям беса тщеславия, предлагающего ему все утехи мира. Ибо что может обещать он более великое, чем духовное созерцание? Но поскольку мы еще не отведали ведения, будем со всем рвением осуществлять [духовное] делание, показывая Богу, что целью наших деяний является ведение Его.
……………..
34. Если мы имеем страстные воспоминания о каких-либо вещах, то это значит, что эти вещи мы прежде восприняли со страстью. И наоборот, о том, что мы восприняли со страстью, будем иметь страстные воспоминания. Поэтому победивший бесов, приводящих в действие [страсти], презирает и производимое ими7'. Ибо нематериальная брань тяжелее материальной.
35. Страсти души имеют истоки в людях, страсти же тела - в теле. И телесные страсти пресекает воздержание, а душевные - духовная любовь.
36. [Бесы], стоящие во главе душевных страстей, упорно ведут [брань] до самой смерти; [бесы же, стоящие во главе] телесных [страстей], отступают скорее. И одни бесы, подобные восходящему или заходящему солнцу, касаются [лишь какой-либо] одной части души; бес же полуденный обычно охватывает всю душу и удушает ум. Поэтому отшельничество сладостно после извержения страстей: тогда остаются только чистые воспоминания и [духовная] брань приготовляет монаха уже не к подвижничеству, а к созерцанию.
37. Требует рассмотрения вопрос: мысль приводит в движение страсти, или страсти - мысль? Некоторые склоняются к первому мнению, а некоторые - ко второму.
……………..
64. Признаком бесстрастия является то, что ум начинает зрить собственное сияние, пребывает безмолвным в отношении к призракам сновидений и безмятежно взирает на [все] вещи.
65. Ум становится сильным тогда, когда во время молитвы он не представляет в воображении ничего из принадлежащего миру сему.
66. Ум, с помощью Божией успешно осуществляющий [духовное] делание и приблизившийся к ведению, мало или вовсе не чувствует того, что относится к неразумной части души, ибо ведение восхищает и возносит его горе, отделяя от всего чувственного.
67. Бесстрастием обладает не та душа, которая не испытывает никакой страсти по отношению к вещам, но та, которая остается невозмутимой даже в отношении воспоминаний о них.
68. Совершенный [муж] не воздерживается, а бесстрастный не терпит, ибо терпение присуще страдающему, а воздержание - докучаемому [помыслами].
……………
84. Пределом [духовного] делания является любовь, пределом же ведения - богословие; началом первого служит вера, а [началом второго] - естественное созерцание. И те из бесов, которые соприкасаются со страстной частью души, являются, как говорят, противниками [духовного] делания, а те, которые докучают разумной [части души], называются врагами всякой истины и неприятелями [всякого истинного] созерцания.
Евагрий Понтийский. Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения.
44. Праведный Григорий нас научил, что и для самого созерцания также [необходимы] четыре добродетели: благоразумие и мужество, целомудрие и справедливость. Делом благоразумия, говорил он, является созерцание умных и святых Сил, независимо от их логосов, ибо эти логосы, как передано [нам], обнаруживаются благодаря лишь мудрости.
13) Числа, по аналогии с Василием Великим в частности.
Евагрий Понтийский. Слово о молитве.
Разделив сочинение о молитве на сто пятьдесят три [главы], мы послали их тебе, как евангельское воздаяние, дабы обрел ты приятное услаждение символическим числом, также найдя здесь фигуру треугольника и шестиугольника, указывающие одновременно и на благочестивое ведение Троицы, и на очертание этой вселенной. Ибо число сто само по себе - четырехугольно, а пятьдесят три - треугольно и сферично. Двадцать восемь - треугольно, а двадцать пять - сферично, поскольку пятью пять будет двадцать пять. Таким образом, ты имеешь фигуру четырехугольника благодаря четверице добродетелей, а также в числе двадцать пять имеешь фигуру круга, [обозначающую] посредством кругового вращения времен премудрое ведение века. Ибо время катится неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом и пора за порой, как это мы видим в движении солнца и луны, весны и лета, и т.п. Треугольник же, вероятно, обозначает ведение Святой Троицы. Или иначе: если ты мыслишь число сто пятьдесят три, то оно, вследствие своего обилия и в качестве треугольника, есть [любомудрие] деятельное, естественное и богословское. Оно также есть вера, надежда и любовь, или золото, серебро и драгоценные камни.
14) Молитва.
Евагрий Понтийский. Слово о молитве.
И во всяком деле так проси Бога, чтобы была Его воля. Ибо Он желает доброго и полезного душе твоей, а ты не всегда ищешь этого.
32. Часто, молясь, просил я, чтобы исполнилось то, что казалось мне благом, и, неразумно упорствуя в прошении, силой понуждал волю Божию, а не предавал [себя] Богу, чтобы Он домостроительно устроил [все], поскольку Он лучше меня ведает, что мне полезно.
…………..
60. Молящийся в духе и истине чтит благоговейно Творца, не [исходя] от тварей, но [исходя] от Него Самого воспевает Его.
61. Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты - богослов.
62. Когда ум твой, [возжигаемый] пылкой любовью к Богу, постепенно отрешается от плоти и отвращается от всех мыслей, исходящих от чувства, памяти и темперамента, и в то же время становится преисполненным благоговения и радости, тогда считай, что ты приблизился к пределам молитвы.
…………….
109. О другом духовном брате мы также читали, что когда он молился, ехидна подползла и вцепилась в ногу его. Но он опустил руки только тогда, когда завершил обычную молитву свою. И сей возлюбивший Бога паче себя не потерпел никакого вреда.
110. Во время молитвы держи потупленными очи свои и, отрекшись от плоти и души, живи соответственно уму.
111. Еще на одного святого, безмолвствовавшего в пустыне и усердно молившегося, бесы в течение двух недель наступали таким образом: они играли им, как мячиком, бросая в воздух и ловя на подставленную тростниковую циновку. Однако так и не смогли снизвести ум его долу от пламенной молитвы.
112. Другому боголюбивому [подвижнику], шедшему по пустыне и творившему мысленно молитву, предстали два Ангела и, встав по бокам, стали свершать путь с ним. Но он совсем не обратил внимания на них, дабы не потерпеть ущерба в лучшем. Ведь он помнил слова Апостола: Ни Ангелы, ни Начала, ни Силы... не могут отлучить нас от любви Христовой (Рим. 8:38-39).
113. Монах становится равным Ангелам, когда желает видеть лице Отца Небесного (Мф. 18:10).
114. Во время молитвы не взыскуй никогда лицезрения [какого-либо] лика или вида.
15) Ангелы.
Евагрий Понтийский. Слово о молитве.
115. Не желай видеть чувственным образом ни Ангелов, ни Силы, ни Христа, дабы не стать полным безумцем, принимая волка за пастыря и поклоняясь [вместо Бога] супротивникам бесам.