• Авторизация


Афанасий Великий (ок. 298—373) (4 век). Цитаты по проведению Соборов при Афанасии, о поведении арианства. Упоминание Евсевия Кесарийского (Памфила). 25-03-2014 13:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1) Соборные нюансы.

 

 

Афанасий Великий. Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской.

1) И до вас, может быть, доходил слух о пресловутом и доныне Соборе; потому что всюду носились пригласительные послания от Царя и областных правителей к призываемым на Собор. Но поелику, по любоведению, желаете вы знать деяния Собора, то почел я приличным довести до вашего сведения, что сам видел и узнал в точности, чтобы, слушая других, не колебаться вам мыслию, тем более, что некоторые обыкли рассказывать о делах иначе, нежели как они были.

Итак, в Никеи назначенных там соборных заседаний не было, а вышел новый указ Епископам западных областей сойтись в Аримине италийском, а Епископам восточных областей собраться в исаврийской Селевкии, называемой по местности суровою. Предлогом к сему собранию, как носилась молва, было рассуждение о вере в Господа нашего Иисуса Христа. Выставляли же сей предлог Епископы паннонские, Урзаций, Валент и некто Герминий, и сирийские – Акакий, Евдоксий, так же Патрофил Епископ города, получившего имя от скифов1). Они-то, всегда держась Ариевой стороны, и сами не разумея, почему веруют, на чем утверждаются, обольщая то того, то другого, и рассевая семена своей ереси, привлекли на свою сторону некоторых людей значительных и самого Царя Констанция, как еретика, и прикрываясь необходимостью рассуждать о вере, домоглись, чтобы состоялся Собор, думая, что оным можно будет затмить им Собор Никейский, всех переуверить и сделать, что вместо истины одержит всюду верх нечестие.

………………….

5) Собор в Никеи был не просто, но по необходимой нужде и по основательной причине. Христиане в Сирии, Киликии и Месопотамии погрешали в празднестве, и совершали Пасху с иудеями. Восстала также против вселенской Церкви арианская ересь, и защитниками, заботившимися о ней и злоумышлявшими противу благочестивых, имела Евсевия и его сообщников. Такова была причина вселенского Собора, чтобы праздник совершаем был повсюду в один день, и возникающая ересь предана была анафеме. Это и было сделано. Сириан убедили; а ересь арианскую объявили предтечею антихриста, и весьма хорошо сделали, издав изложение веры, написанное против этой ереси. Впрочем, и при таком числе писавших не осмелились они на что-либо подобное сделанному сими троими или четверыми.

………………………

8) Все ожидали, что приглашенные Царскими посланиями соберутся во едино и составится один Собор. Но когда Собор разделен, и одни отправились в суровую Селевкию, а другие собрались в Аримин, и было уже там более четырех сот Епископов2); тогда в этот же город пришли Герминий, Авксентий, Валент, Урзаций, Демофил и Гаий. Все прочие Епископы беседовали от божественных Писаний, а они показывали хартию, и читая имена ипатов, требовали предпочесть это всему Собору и ни о чем более не спрашивать еретиков, не изведывать их мыслей, но довольствоваться этим одним.

…………………

Акакиевы сообщники с безумною дерзостью решительно отвергали написанное в Никее и обвиняли Собор; а другие, составлявшие большинство, принимали все прочие постановления Собора, выставляли же на вид одно речение: «единосущный», как подозрительное по неясности. Итак, поеликуони оставались еще в Селевкии, и обвинители нападали, а обвиняемые бегали, и оттого более увлекаемы были нечестием и хулили Господа; то вознегодовали все Епископы и низложили Акакия, Патрофила, Урания, Евдоксия, бывшаго сборщика податей Георгия и других азийских – Леонтия, Феодосия, Евагрия и Феодула; от общения же с собою отлучили Астерия, Евсевия, Авгаря, Василика, Фива, Фиделия, Евтихия, Евстафия и Магна.

…………………

43) Этим достаточно показывается, что разумение сих возлюбленных нечуждо и недалеко от понятия о единосущии. Но поелику, как они говорят (послания же у себя не имею), Епископы, осудившие Самосатскаго, написали, что Сын не единосущен Отцу, а потому и они, уважая и чтя сказавших это, не приемлют сии речения; то хорошо будет и об этом вместе с ними рассудить благочестно. Ибо неприлично было бы восставлять их против тех Епископов; потому что все они Отцы; а также неблагочестно произносить суд, что одни сказали хорошо, а другие худо, потому что все они почили о Христе.

………………….

Так, если и Отцы обоих Соборов различно отозвались о речении: «единосущный», то нам не надлежит совершенно не соглашаться с ними, но должно вникнуть в их мысль, и тогда, без сомнения, усмотрим единомыслие обоих Соборов. Ибо низложившие Самосатского речение «единосущный» понимают телесно, потому что Павел хотел употребить хитрость и говорил: «если Христос не из человека сделался Богом и, следовательно, единосущен Отцу, то необходимо быть трем сущностям, одной первоначальной, и двум от нее происшедшим»; а по сему самому справедливо опасаясь такого лжеумствования, составленного Самосатским, сказали, что Христос не единосущен; ибо Сын не так относится к Отцу, как представлял Самосатский. Предавшие же анафеме арианскую ересь – усмотрев хитрость Павлову, и разсудив, что речение «единосущный» не то значит в рассуждении существ бесплотных и особенно в отношении к Богу, зная же, что Слово – не тварь, но Рождение от сущности, что сущность Отчая есть начало, корень и источник Сына, что Сын есть самое истинное подобие Родшего, не может, как иноестественный, подобно нам, быть отлучаем от Отца, но, как сущий от Отца Сын, неотделен от Него, как и сияние от света; имея же пред собою представленные Дионисием подобия источника, и его оправдание касательно слова: «единосущный».

…………………….

46) Посему, да прекратится всякий спор, и не будем более препираться, если Соборы различно принимали речение: «единосущный». К оправданию в этом имеем основательные причины, как сказанные выше, так и следующую: речение «нерожденный» узнали мы не из Писаний (Писания нигде не называют Бога нерожденным). Но поелику многие из знаменитых употребляли это наименование; то разыскав любознательно, находим, что и оно имеет различные значения. Одни называют нерожденным, что существует, но не рождено и вовсе не имеет виновника, а другие, что не сотворено.

Афанасий Великий. Послание епископов Египетских и Ливийских.

Созвать первый побудили арианская ересь и празднование Пасхи, потому что христиане в Сирии, Киликии, Месопотамии, разногласили с нами и совершали Пасху в то же время, в какое совершают иудеи. Но благодарение Господу! Как о вере, так и о святом празднике утвердилось согласие. И такова была причина Собора в Никее. После же него бывшие бесчисленные Соборы выдуманы против Вселенского Собора.

………………….

так и эти, оспаривая единый и Вселенский Собор, ископали себе многие Соборы. И все их Соборы оказались пустыми, как «рукоять не имущая силы» (Ос.8:7). Поэтому не потерпим тех, которые сверх Собора бывшего в Никее выставляют на вид Собор Ариминский или другой какой.

Да и сами выставляющие на вид Собор Ариминский, по-видимому, не знают, что на нем, было сделано, иначе они умолкли бы.

Афанасий Великий. Окружное послание против ариан.

Итак, если что написано православными, например, Осиею, великим исповедником, Максимином, Епископом Галлии, или его преемником, или Филогонием и Евстафием, Епископами восточными, или Юлием и Либерием, Епископами Римскими, или Кириаком, Епископом Мисии, или Пистом и Аристеем, Епископами Эллады, или Силвестром и Протогеном, Епископами Дакии, или Леонтием и Евпсихием, Епископами Каппадокии, или Цецилианом, Епископом Африки, или Евсторгием, Епископом Италии, или Капитоном, Епископом Сицилии, или Макарием, Епископом Иерусалима, или Александром, Епископом Константинополя, или Педеротом, Епископом Ираклии, или великими Мелетием и Василием, и Лонгианом и прочими с ними Епископами Армении и Понта, или Луппом и Амфионом, Епископами Киликии, или Иаковом и прочими с ним Епископами Месопотамии, или нашим блаженным Александром и единоверными с ним: то в писанном ими ничего нет подозрительнаго; потому что нельстив и прост - нрав этих апостольских мужей.

Афанасий Великий. Защитительное слово, в котором св. Афанасий, оправдывает бегство свое во время гонений, произведённых дуком Сирианом.

хотя не очистил себя тем от подозрения, но за это, наипаче, низложен из пресвитеров, и только еретик Констанций вынудил силою, чтобы наименовали его Епископом; Наркисс же, за множество иных худых дел, три раза низложен был разными Соборами, и теперь между ними превосходит всех лукавством. И Георгий, и, быв пресвитером, низложен за порочную жизнь свою, и, наименовав себя Епископом, тем не менее снова низложен на великом сардикийском Соборе, имеет же то преимущество, что живет распутно и не скрывает этого, почему осуждается даже своими, и цель и радость жизни измеряя делами срамными.

 

 

2) О поведении Арианства.

 

 

Афанасий Великий. Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской.

Но нынешние мудрецы сии, не историю излагая и не будущее предсказывая, но написав: «изложена вера вселенская», присовокупили и ипатство, и месяц, и число, чтобы, как Святые надписывали время событий и своего служения, так и им указать время своей веры. И пусть писали бы это о своей вере, потому что она началась ныне, но не осмеливались бы писать сего о вере вселенской! Ибо не написали: «мы так веруем», но: «изложена вера вселенская».

Афанасий Великий. Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской.

«Изложена вера вселенская в присутствии Государя нашего благочестивейшего и победоносного Царя Констанция Августа, вечного, досточтимого, в ипатство светлейших Флавиев, Евсевия и ипатия, в Сирии в одиннадцатый день июньских календ.

Веруем в единого, единственного и истинного Бога Отца Вседержителя, Творца и Зиждителя всяческих; и в единого единородного Сына Божия, прежде всех веков, прежде всякого начала, прежде всякого умопредставляемого времени, прежде всякой умопостижимой сущности, бесстрастно рожденного от Бога, – Сына, Которым совершились веки и все пришло в бытие; рожденного же единородным, единственного от единственного Отца, Бога от Бога, подобного родшему Его Отцу, по Писаниям; – Сына, рождения Которого никто не знает, разве только один родший Его Отец. Знаем, что сей единородный Сын Божий по Отчему мановению пришел с небес «во отметание греха» (Евр.9:26), родился от Марии Девы, пребывал с учениками, исполнил все домостроительство по Отчему изволению

…………………….

Поелику же наименование «сущность» Отцы употребили по простоте, народу же оно непонятно и приводит в соблазн тем, что не находится его в Писаниях; то заблагорассудили исключить это наименование, и впоследствии, говоря о Боге, совершенно не упоминать о сущности; потому что божественные Писания нигде не упоминают слова «сущность» об Отце и Сыне. Нарицаем же Сына по всему подобным Отцу, как говорят и учат святые Писания»

…………………………

Поэтому, если вы написали сие, как теперь только начинающие веровать, то вы не клирики, а вступаете только в чин оглашенных. А если, с какою мыслию собрались мы, ту же имея и вы пришли; то будем все единомысленны, ереси предадим анафеме, а сами будем хранить Отеческие предания, чтобы не было более поводов к составлению Соборов после того, как предварили нас собравшиеся в Никее и сделали все полезное для вселенской Церкви». Но когда и на это согласны были все Епископы, упомянутые выше отказались. И все уже, признав их невеждами, обманщиками, а лучше сказать – еретиками, подтвердили Собор, бывший в Никее, и рассудили довольствоваться им, а упомянутых выше Урзация, Валента, Герминия, Авксентия, Гаия, Демофила объявили еретиками, и низложив их, как в действительности не христиан, но ариан, написали против них на латинском языке.

……………………..

Посему-то Урзаций и Валент, которые издавна были сообщниками и единомышленниками арианского учения и объявленные отлученными от общения с нами, чтобы снова вступить в него, просили принять их покаяние и даровать им прощение в том, в чем сами себя признали погрешившими, как свидетельствуют сделанные ими подписи. (Ради всего этого оказана была им пощада и вины прощены. Происходило же это в то время, как было соборное заседание в Медиолане, где присутствовали и пресвитеры римской Церкви). Сии, говорим, Урзаций и Валент, хотя знали, что и по кончине достойный памяти Константин со всяким тщанием и испытанием изложил веру письменно, и что после того, как он крестившись скончался и отошел к подобающему миру, неуместно вводить что-либо новое и презреть стольких святых исповедников и мучеников, составивших и написавших сии определения, пребывших мудрствующими во всем по древнему уставу Церкви

…………………

и ныне осмелились покуситься, к вере православных присоединить еретическое умствование и обратить в ничто Никейский Собор, противоборствующий арианской ереси, привнося совне какое-то свое совершенно чуждое святейшей Церкви писанное изложение веры, так что мы почли непозволительным принять его. Они, издавна быв еретиками и противомыслящими, оказались такими же и ныне. Почему, не позволяем им вступать в общение с нами, осудив и низложив их изустно при личном их присутствии. Поэтому и вы теперь, если угодно, дайте приговор, чтобы сие ведение утверждено было такою подписью каждого: «мы Епископы единодушно говорим: да будут низложены упомянутые выше враги, чтобы вселенская вера пребывала в мире».

И действия Ариминского Собора имели таковой скорый конец. Ибо никто там не разногласил, но все единодушно подписали, что было определено, и низложили ариан.

…………………

Акакиевы сообщники с безумною дерзостью решительно отвергали написанное в Никее и обвиняли Собор; а другие, составлявшие большинство, принимали все прочие постановления Собора, выставляли же на вид одно речение: «единосущный», как подозрительное по неясности. Итак, поеликуони оставались еще в Селевкии, и обвинители нападали, а обвиняемые бегали, и оттого более увлекаемы были нечестием и хулили Господа; то вознегодовали все Епископы и низложили Акакия, Патрофила, Урания, Евдоксия, бывшаго сборщика податей Георгия и других азийских – Леонтия, Феодосия, Евагрия и Феодула; от общения же с собою отлучили Астерия, Евсевия, Авгаря, Василика, Фива, Фиделия, Евтихия, Евстафия и Магна.

………………………

АРИЕВЫ ХУЛЫ.

Сам Бог, поколику Он Бог, для всех неизречен. Один Он не имеет ни равного, ни подобного, ни подобославного Себе. Именуем же Его нерожденным ради рожденного по естеству; песнословим Его безначальным ради имеющего начало; чествуем Его вечным ради рожденного во времени. В начало созданного положил Сына Безначальный, и чадотворив Его приял Себе в Сына. Ему несвойственно ничто из ипостасно свойственного Богу, потому что не равен и не единосущен Ему. Бог премудр, потому что Он учитель премудрости. Достаточным же доказательством, что Бог невидим для всех сотворенных чрез Сына, служит то, что Он невидим и Самому Сыну. Скажу точнее: как невидимый бывает видим Сыном, по той же силе, по какой может видеть Бог, и в своей мере, сколько позволительно, доступно Сыну видеть Отца. Таким образом есть Троица, но славы неподобны, и несмесны между собою Ипостаси, одна Ипостась до бесконечности преславнее другой по славе. Отец по сущности чужд Сына, потому что безначален. Разумей, что была единица, двойственности же не было, пока не осуществилась. Первоначально, когда нет еще Сына, есть Бог Отец. Потом несущий Сын осуществился по Отчему изволению, и есть единородный Бог, и чужд тому и другому; как премудрость стал премудростью по изволению премудрого Бога. А таким образом умопредставляется, под многими таковыми умопредставлениями, Духом, силою, премудростью, славою Божьею, истиною, образом, Словом. Разумей также, что умопредставляется и сиянием и светом. Совершенный может родить равного Сына; но превосходнейшего, или совершеннейшего, или большего не может. Сын каков, как велик, с какого мгновения и из чего Он есть по Божию изволению, как скоро произошел от Бога, Бог сый крепкий, прославляет отчасти Совершенного. Кратко сказать: Бог неизречен для Сына, потому что несказанно то, что есть Он сам для Себя; и потому ни единого из сказуемых не постигает Сын и не может изречь. Ибо невозможно Ему исследовать Отца, каков Он сам в Себе. Даже Сын не знает сам Своей сущности: будучи Сыном, действительно осуществился по изволению Отца. И как возможно, чтобы сущий от Отца постиг и ведал самого Родшего? Явно, что имеющему начало невозможно умопредставить или объять умом Безначального, каков Он есть.

………………………

19) И отважившись так хулить Спасителя, не удовольствовался он тем, но простер хулы на Него еще далее, говоря: «Сын есть один из всех; потому что Он первый из созданных и единое из умных естеств. И как солнце в видимом мире есть одна из вещей видимых, и по повелению Божию сияет всему миру: так Сын, будучи одним из умных естеств, и сам светит и сияет для всех сущих в мире мысленном». И еще говорит он, что «было, когда Сын не был»,

………………

21) Впрочем, не устали они составлять частые Соборы против вселенского Собора. И хотя после Никейского Собора Евсевиевы сообщники были низложены; но, по времени бесстыдно вторгшись в Церкви, начали они злоумышлять на прекословящих им Епископов, и вместо них поставлять в Церкви приверженых к их ереси, чтобы созывать Соборы, когда хотят, имея у себя помощников, которых нарочно для сего заготовили. Так собираются они в Иерусалиме, и пишут следующее:
Святый Собор, по благодати Божией составленный в Иерусалиме, Церкви Божией в Александрии и сущим во всем Египте, в Фиваиде, Ливии и Пентаполе, и во всей вселенной Епископам, пресвитерам и диаконам желает о Господе радоваться (335 г.).

………………..

и отцов своих по возвращении к вам не только пресвитеров, державшихся Ария, но и всего народа и того многолюдства, какое, по причине упомянутых мужей, долгое время было в разделении с вами. И действительно вам, узнав, что совершено здесь, и как мужи сии допущены и приняты в общение таким святым Собором, прилично будет и самим со всем усердием облобызать союз и мир с собственными своими членами, тем более, что изложение веры их несомненно хранит в себе всеми исповедуемое апостольское предание и учение.

22) Таково было начало их Соборов; и здесь уже они вскоре обнаружили намерение свое, и не могли скрыть его. Сказав, что изгнана ими всякая зависть, и по удалении с престола Епископа александрийского Афанасия написав, что приняты Арий и его сообщники, показали тем, что для сего самого злоумышляли они против Афанасия, злоумышляли и против всех прочих прекословивших им Епископов, чтобы принять ариан и ересь ввести в Церковь. И хотя на соборе сем восхвалили все зломудренное Ариево учение, предписали принять в общение ариан, сделав это наперед сами, однако же рассуждая, что не достает еще чего-то к исполнению их намерения, составляют Собор в Антиохии, под видом так называемых обновлений. И поелику все и всегда обвиняли их в ереси, то пишут разно, одно так, а другое иначе. И в одном послании написано ими следующее (341 г.).

«Не были мы последователями Ариевыми; ибо как нам, быв Епископами, последовать пресвитеру? Не принимали мы иной какой-либо веры, кроме преданной из начала; напротив того, став исследователями и испытателями веры его, скорее сами приблизили его к себе, нежели ему последовали; что и узнаете из следующих наших слов. Из начала научились мы веровать в единого Бога, Бога всяческих, Зиждителя и Промыслителя всего мысленного и чувственного, и в единого Сына Божия Единородного, сущего прежде всех веков и соприсущего родшему Его Отцу, – Сына, Которым приведено в бытие все видимое и невидимое, и Который, по благоволению Отца, в последние дни снисшел, приял плоть от Девы, исполнил всю Отчую волю, пострадал, воскрес, восшел на небеса, сидит одесную Отца, и паки придет судить живых и мертвых, и пребывает Царем и Богом во веки.

……………………

27) Но и на этом не остановились они; потому что, вскоре собравшись в Сирмии против Фотина, сложили еще исповедание веры не столько обширное и многословное, и как бы по чьему-либо внушению, весьма многое исключив, иное же присовокупив, написали следующее (351 г.):

«Веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, Создателя и Творца всяческих,«из Негоже всяко отечество на небеси и на земли именуется»; и в единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, прежде всех веков рожденнаго от Отца, Бога от Бога, Свет от Света, «Имже быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая», сущее Слово и Премудрость, Свет Истинный, Жизнь, напоследок дней вочеловечившегося ради нас.

…………………..

И еще, в точности определяя понятие о христианстве, говорим, что, если кто не наименует Христа Богом, предвечным Божиим Сыном, содействовавшим Отцу в созидании вселенной, но скажет, что только с того времени, как родился от Марии, стал называться Христом и Сыном, и начал быть Богом; да будет анафема»

28) Но отринув все это и как бы придумав лучшее, они установляют еще новую веру, и в Сирмии на латинском языке пишут, по переводу на эллинский язык, следующее (357 г.).

…………………….

Посему, един Бог всех, как научил и Апостол: «или иудеев Бог токмо, а не и языков? Ей и языков. Понеже един Бог, Иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою» (Рим.3:29, 30). Все прочее согласно и не заключает никакого сомнения. Поелику же иные многие смущаются латинским словом substantia и тождезначущим эллинским словом – (οὐσία) (сущность), желая точнее выразуметь единосущие, или, так называемое, подобосущие, то в Церкви не должно никому упоминать об этих словах и толковать их по той причине и на том основании, что в божественных Писаниях об этом не писано и что это выше человеческого ведения и ума человеческого, и никто не может объяснить рождения Сына.

…………………..

чтобы хранима была всегда Троица, как читаем в Евангелии: «шедше крестите все языки во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19). Число Троицы просто и совершенно. Утешитель же Дух Святый, посланный Сыном, пришел по обетованию научать и освящать Апостолов и всех верующих».

29) Написав это и переменив мысли, сложили еще то исповедание веры, которого сами постыдились, потому что означены были в нем имена ипатов; и по обычаю, как бы не одобряя его, сделали, что у имевших списки с него было оно отобрано письмоводцем Мартинианом. А когда домоглись, что Царь Констанций издал против него указ, обнародывают еще иное исповедание, и прибавив по обыкновению несколько речений, пишут в Исаврии следующее (359 г.):
«Мы не уклоняемся представить на среду Собора утвержденное исповедание веры, какое изложено при обновлении храма в Антиохии, где Отцы наши собирались всего больше для решения рассматриваемого в то время вопроса. Но поелику в протекшие времена, и доныне, смущали многих единосущие и подобосущие, и недавно, как говорят, вводится некоторыми учение о неподобии Сына со Отцом; то слова: «единосущие» и «подобосущие», как чуждыя Писаниям, отметаем, а учение о неподобии анафематствуем, и всех, которые держатся его, признаем чуждыми Церкви; подобие же Сына со Отцем ясно исповедуем, следуя Апостолу.

…………………..

30) Написав это в Исаврии, когда прибыли в Константинополь, как бы отказываясь от прежних мыслей, изменили это по обычаю, прибавив несколько речений, и запрещая об Отце, Сыне и Святом Духе употреблять даже слово:«ипостась», послали сие собравшимся в Аримине, и принуждали подписаться епископов этих областей, а которые противоречили им, о тех постарались, что бы Констанций послал их в заточение. Написанное же ими исповедание было следующее (360 г.):
«Веруем в единого Бога, Отца Вседержителя, от Которого все, и в единородного Сына Божия, рожденного от Бога прежде всех веков и прежде всякого начала, Которым приведено в бытие все видимое и невидимое, Сына единородного, единственного от единственного Отца, Бога от Бога, по Писаниям, подобного росшему Его Отцу, и рождения Которого никто не знает, кроме единого родшего Его Отца.

………………………..

которое введено в употребление Отцами по простоте и как непонятное народу производило соблазн, потому что нет его в Писаниях; то стало нам угодно, чтобы оно было изъято из употребления и вовсе не упоминалось более; потому что божественные Писания нигде не упоминали о сущности Отца и Сына; не должно также употреблять слово: ипостась, говоря об Отце, Сыне и Святом Духе; Сына же называем подобным Отцу, как говорят и учат божественные Писания; а все ереси, как осужденные прежде, так и вновь появившиеся и учащие противно сему изложенному нами Писанию, да будут анафема»

……………………..

31) Но не остановились и на этом; ибо, из Константинополя пришедши в Антиохию, раскаялись в том, что прямо написали: Сын подобен Отцу, как говорят Писания; и сложив, что примыслили, начали опять возвращаться к прежним своим мыслям и утверждать, что, конечно, Сын неподобен Отцу, и ни в каком отношении у Сына нет подобия с Отцом. И столько переменились они, что стали принимать открыто рассуждающих по-ариански, даже отдавать им церкви, чтобы свободнее изрыгали они хулу. За великое бесстыдство хуления стали все называть их аномеями, имели же они еще прозвание – из несущных (ἐξουκόντιον); а покровителем их нечестия был еретик Констанций, который до конца пребыл в нечестии, и уже умирая, пожелал принять крещение, не от благочестивых мужей, но от Евзоия, который за арианскую ересь не один раз, но многократно, был извержен, и когда был еще диаконом, и когда епископствовал в Антиохии.

32) Дойдя до сего, поименованные мною выше остановились на том и были извержены; но хорошо знал я, что не остановятся те, которые до сего времени притворствовали, всегда они будут составлять скопища против истины, пока не придут в себя и не скажут: «возстав, пойдем к Отцам своим и скажем им: анафематствуем арианскую ересь и признаем Собор Никейский». Ибо спор у них с этим Собором. Посему, кто же, имея хотя несколько чувства, будет терпеть их? Кто, видя, как на каждом Соборе одно исключается, а другое прибавляется, не усмотрит, что разумение их, какое имеют о Христе, и подозрительно и притворно? Кто, видя, как они распространяются в своих изложениях веры и в оправданиях касательно того, в чем обвиняют их, не усмотрит, что они сами на себя произносят суд, и с намерением пишут много, чтобы неумеренным любочестием и своим многословием привлечь людей простых и прикрыть свою ересь? Но как язычники, по слову Господню, «лишше глаголя в молитвах» (Мф.6:7), не получают от того пользы, так и они после стольких усилий не могли испровергнуть суда, произнесенного на ересь арианскую, но еще более обличенные, были низложены, и – справедливо. Ибо какое из написанных ими исповеданий примет слушающий их? Или, на каком утверждаясь, будут оглашать они приходящих к ним?

…………………

«Нам не нравятся, – говорят они, – речения: «от сущности» и «единосущный», потому что они некоторых соблазнили и многих возмутили».

Афанасий Великий. Послание епископов Египетских и Ливийских.

И если взять это выражение, написанное в Никее, что «Сын единосущен Отцу», за которое они, как показывают, препираются с Собором и о котором всюду жужжат, как комары, то или по неведению претыкаются о него, как претыкающиеся о положенный в Сионе камень преткновения (Рим.9:33), или хотя и знают, но потому именно спорят и непрестанно вопиют, что оно служит подлинно самым строгим приговором их ереси. И оскорбляет их не выражение, но заключающееся в выражении их осуждение. И в этом опять виновны сами они.

Афанасий Великий. Послание Афанасия к монахам.

И клевещут они Царю, а он в чаянии чрез Либерия привлечь к себе всех, немедленно пишет и посылает какого – то евнуха, по имени Евсевия, с письмом и с дарами, чтобы обольстить дарами и привести в страх письмом. Посему, евнух, прибыв в Рим, сперва убеждал Либерия подписаться против Афанасия и вступить в общение с арианами, говоря: «этого хочет Царь, и так велит тебе поступить»; потом, показывая дары, снова убеждал и брал его за руки, говоря: «послушайся Царя, и прими сии дары».

36) Епископ же, желая убедить словом, вразумлял его: «Можно ли поступить так с Афанасием? Кого совершенно оправдал не только первый, но и второй, отовсюду созванный Собор, и кого римская Церковь отпустила с миром, того можем ли мы осудить? И кто одобрит нас, если заочно окажем отвращение к тому, кого лично возлюбили и допустили с собою в общение? Нет такого церковного правила, не имеем у себя подобного предания от Отцов, которые сами заимствовались у блаженного и великого Апостола Петра. Но если Царь заботится о церковном мире, если повелевает уничтожить написанное нами в пользу Афанасия; то пусть будет уничтожено составленное ими против Афанасия, а также уничтожено составленное и против всех других, и пусть, наконец, составится церковный Собор вдали от дворца, где не присутствовал бы Царь, не появлялся комит, не угрожал судия, но было бы достаточно Божия только страха и Апостольских постановлений, чтобы, таким образом, паче всего сохранена была церковная вера, как определили Отцы на никейском Соборе, а мудрствующие по – ариеву были изринуты, и ересь их предана проклятию.

…………………..

Все же это, как и везде против других, приводили в движение евнухи. И в этом злоумышлении странно то, что арианская ересь, отрицающая Божия Сына, находит себе помощь в евнухах, которые, как по природе, так и по душе бесплодны добродетелями и вовсе не терпят слышать о Сыне.

…………………….

Напротив того, все вменили в ничто, а имели ввиду одну только ересь эти, подлинно ни Бога не боящиеся, ни людей не стыдящиеся люди. Поэтому, приступив к Констанцию, обратились опять к нему с такими словами: «все мы сделали, заточили римского Епископа, а прежде него заточили многих других епископов, и всякое место наполнили страхом; но ни к чему не служат нам такие действия твои, и нимало не успевает дело наше, пока остается Осия. Поелику он между своими, то и все при своих церквах; он один словом и верою может восставить всех против нас. Он председательствует на Соборах, писаниям его везде внимают; он и в Никее излагал веру, и об арианах везде проповедал, что они еретики. Поэтому, ежели он останется, то напрасно было заточение других: ересь наша гибнет. Воздвигни же гонение и на него, не пощади, что он древен, ересь наша не знает уважения к старческим сединам».

43) Слыша это, Царь не замедлил; но зная этого мужа, зная способности старца, пишет и повелевает, чтобы явился к нему Осия, когда подвергал он искушению и Либерия. Осия пришел. Царь стал просить и убеждать его обычными ему словами, какими думал обольщать и других, а именно, чтобы подписался против нас и вступил в общение с арианами. Старец, с неприятностью выслушав и оскорбившись даже тем, что говорят ему нечто подобное, обличил и убедил Царя, и удалился в свое отечество и к своей Церкви. Но, поелику еретики стали сетовать и снова подстрекать Царя, были же у него и евнухи, напоминавшие об этом и еще более раздражавшие, то Царь пишет уже с угрозами. Осия терпит оскорбления, но не трогается страхом козней. Будучи тверд в мыслях и на камени создав дом веры своей, дерзновенно подвизается против ереси, угрозы же в царском письме почитает дождевыми каплями и дуновением ветра. Констанций пишет к нему многократно, то ласкает его, как отца, то угрожает, переименовывает заточенных и говорит: «Еще ли ты один будешь против ереси? Послушайся, подпишись к осуждению Афанасия. Ибо кто против него, тот, без сомнения, за одно с нами думает по – ариански». Осия не колебался, но, терпя обиды, сам написал к Констанцию.

………………….

Посему, как нам не позволено властвовать на земле, так и ты, Царь, не имеешь власти приносить кадило. Пишу тебе это, заботясь о твоем спасении; а о чем ты ко мне писал, таково мое мнение: не только не согласен я с арианами, но и анафеме предаю их ересь; не подпишусь и к осуждению Афанасия, которого мы, римская Церковь и целый Собор оправдали. Сие видя, и ты вызывал к себе этого человека, и позволил ему с честью возвратиться в отечество и в Церковь. Посему, какой был предлог к такой перемене? Те же у Афанасия враги и прежде были и теперь, и что теперь наушничают (в присутствии же его ничего не говорят), то наговаривали и прежде, нежели ты вызывал Афанасия, тоже разглашали и пришедши на Собор.

…………………..

Ежели это определение епископов, то как это касается до Царя? А если царская это угроза, то какая здесь потребность в именуемых епископах? Слышно ли было что подобное от начала века? Когда суждение Церкви получало свою силу от царя, или вообще признавалось за определение? Много было Соборов прежде сего, много составлялось церковных определений; но и Отцы никогда не требовали совета от царя, ни царь не входил в дела существенно церковные. Апостол Павел имел друзьями принадлежавших к Кесареву дому, и пиша к Филиппийцам, приветствовал их от имени этих друзей, но никогда не делал их сообщниками в своих определениях. А теперь новое зрелище, и оно есть изобретение арианской ереси. Собрались вместе еретики и Царь Констанций, чтобы и ему, ссылаясь на епископов, по своей власти делать, что хочет, и воздвигая гонение, не называться гонителем, и им, опираясь на могущество Царя, злоумышлять против кого хотят; угодно же им злоумышлять против тех, которые не мыслят также нечестиво, как они.

…………………

Когда Дук передал церкви арианам, нуждающимся и вдовам невозможно стало пребывать в них, и они садились на местах, указанных клириками, попечению которых вверены вдовы. Поелику же ариане увидели, что братия усердно подают им и питают вдов; то стали их бить по ногам и прогнали, а подающих оклеветали Дуку.

……………………..

Кто предположит в них человеческий, а не скорее зверский нрав, за жестокость и свирепость их дел? Они злее кровопийц, дерзостнее других еретиков, гораздо ниже язычников, лучше же сказать, далеко отстоят от них. Ибо слышал я от Отцов, и верным почитаю слово их, что вначале, когда произошло гонение при Максимиане, Констанциевом деде, язычники скрывали у себя отыскиваемых братий наших христиан, и часто сами тратили деньги, терпели заключение в темницах, только бы не стать предателями бежавших. Как сами себя охраняли они прибегнувших к ним, и готовы были за них бедствовать. А теперь, чудные эти люди, изобретатели новой ереси, не иным чем отличающиеся, как только злоумышлениями, поступают совершенно напротив того. Сами став исполнителями наказаний, стараются всех предать, строят укрывающим козни, но почитая врагом и укрывающего и укрываемого. Так они кровожадны, и Иудину лукавству поревновали эти злодеи.

Афанасий Великий. Окружное послание против ариан.

да и сами они сделались неприметными, как не держащиеся уже арианских мыслей; а во-вторых, чтобы, написав это, повидимому, затмить также бывший в Никеи Собор и изложенную на нем против арианской ереси веру. Но этим-то более и обличаются их злонравие и неправославие.

………………..

они сделали, что церкви у нас похищены; епископы и пресвитеры, не имевшие с ними общения, изгнаны, как им желалось; все, кто отвращается их, удалены из церквей; переданы же церкви сии арианам, которые столько уже времени осуждены, переданы для того, чтобы, когда соединено с ними и лицемерие мелетиан, безопасно им было изрыгать в церквах нечестивыя свои речения и приготовлять, как сами думают, путь оболыцения всеявшему в них ересь антихристу.

Афанасий Великий. Окружное послание.

6) Итак, Григорий – арианин и прислан арианами; ибо никто не требовал его, кроме их одних. И потому, как наемник и как чужой, христианам соборной церкви, как ему не принадлежащим, чрез градоначальника причиняет бедствия и огорчения. Прежде, когда единомышленники Евсевиевы поставили арианам какого-то Писта, – как скоро написал я вам о нем (известно это всем вам епископам соборной церкви), – справедливо предали вы его анафеме и отлучению за нечестие. По этой-то причине прислали теперь к арианам этого Григория; а чтобы и в другой раз не остаться в стыде, после того, как опять напишу к вам против них.

Афанасий Великий. О Дионисии, епископе Александрийском.

Итак, говорят они, что блаженной памяти Дионисий в послании сказал: «Сын Божий есть произведение и сотворен, и Он – не в свойстве со Отцом по естеству, но чужд Ему по сущности; Отец – к Нему то же, что делатель – к виноградной лозе и судостроитель – к ладье; и, как произведение, Сын не был, пока не получил бытия».

Так писал Дионисий, и признаемся, что есть такое его послание; но как написал он это послание, так написал и весьма многие другие послания; и им надлежало прочесть и их, чтобы Дионисиева вера видна была из всех посланий, а не из одного только; потому что, когда и судостроитель построил многие суда, – об искусстве его судят не по одному судну, но по всем.

……………..

5. В Пентаполе верхней Ливии некоторые епископы держались тогда Савеллиева образа мыслей, и эти вымыслы такую возымели силу, что немного не доставало, чтобы в церквах и не проповедовали уже о Сыне Божием. Узнав это, Дионисий (так как он имел попечение о тех церквах) посылает и советует виновным прекратить свое зловерие. Но как они не прекращали, а еще с большим бесстыдством стали нечествовать; то вынужден он был к бесстыдству их написать таковое послание и из Евангелий представить им, что есть человеческого в Спасителе, чтобы, – поелику дерзновенно отрицали они Сына, и что в Нем человеческого, то приписывали Отцу, – таким образом доказав, что не Отец, но Сын сделался за нас человеком, убедить невежд, что Отец – не Сын, и постепенно уже возводить их к истинному Божеству Сына и к ведению Отца.

……………….

6. Поэтому, в чем подобны между собою Ариева ересь и Дионисиева мысль? Или, почему Дионисий именуется как Арий, когда большая между ними разность? Один – учитель вселенской Церкви, а другой стал изобретателем новой ереси. И Арий, излагая собственное свое зловерие, написал Талию изнеженным и смешным размером, по примеру египетского Сотада, а Дионисий написал и другие послания, оправдался, – в чем подозревали его, и оказался правомудрствующим.

……………….

9. Посему, и Дионисий поступил так, научившись у Апостолов. Поелику вкралась Савеллиева ересь, то принужден был он, по сказанному выше, написать такое послание, и в возражение им представить сказанное о Спасителе по-человечески и уничиженно, чтобы, – указанием на человеческое отняв у них возможность утверждать, будто бы Сын есть сам Отец, – сделать для них более удобоприемлемым учение о Божестве Сына, когда в других посланиях будет по Писаниям называть Его Словом, Премудростью.

………………

Во-первых, послание свое надписал он: «обличение и оправдание». Что это значит? – Не то ли, что обличает солгавших и оправдывается в том, что написал, показывая, что написал не в том смысле, как предполагал Арий, но что, припомянув сказанное о Господе по Его человечеству, не не знает и того, что Он есть нераздельное с Отцом Слово и Премудрость?

 

 

3) О Евсевии Кесарийском (Памфиле).

 

 

Афанасий Великий. Послание о том, что Собор Никейский, усмотрев коварства Евсевиевых приверженцев, определение свое против арианской ереси изложил приличным образом и благочестно.

И когда это изложение подписано было всеми, – и Евсевиевы приверженцы подписались к тем речениям, на которые ныне делают они возражения, разумею же речения: «от сущности», «единосущный», и: Сын Божий – не тварь, или произведение, и не что-либо из сотворенного, а напротив того, есть Слово, рождение от сущности Отчей. И что странно, – Евсевий, Епископ Кесарии Палестинской, за день отрицавшийся, а впоследствии подписавший это изложение, писал Церкви своей, утверждая, что это – вера Церкви и предание Отцев, и тем ясно показал всем, что прежде были они в заблуждении и напрасно упорствовали против истины. Ибо, если и стыдился тогда употреблять сии речения, и как хотел, оправдывался пред Церковью; то в послании, не отрекшись от слов: «единосущный» и: «от сущности», явным образом хочет выразить нами сказанное. И необычайное нечто случилось с ним. Как оправдывающийся, обвинял уже он ариан, что, написав: Сын не имел бытия, пока не рожден, не хотели признавать бытие Сына даже до рождения по плоти.

Афанасий Великий. Послание о Соборах, бывших в Аримине италийском и в Селевкии исаврийской.

Ибо всякому явно, что сотворенного не было, пока не приведено в бытие. Приведенное же в бытие имеет начало бытия». А Евсевий из Кесарии Палестинской, пиша к Епископу Евфратиону, не убоялся явно сказать, что Христос не есть истинный Бог. И Афанасий из Назарвов еще открытее обнаружил ересь, говоря, что Сын Божий есть единая из ста овец. Ибо, пиша к Епископу Александру, осмелился так сказать: «почему порицаешь ариан, если говорят, что Сын Божий произведен из несущих, как тварь, и есть единая из всех тварей?

Афанасий Великий. Послание епископов Египетских и Ливийских.

Ибо древние епископы, почти за 130 лет жившие, епископ великого Рима и епископ нашего города, письменно осуждали утверждающих, что Сын – тварь и не единосущен Отцу. Это знал и Евсевий, бывший епископом Кесарийским, прежде согласный с арианской ересью, а впоследствии подписавшийся на Никейском Соборе. Пиша к своим, подтверждал он, что из древних известны некоторые ученые и знаменитые епископы и писатели, о Божестве Отца и Сына употреблявшие речение: «единосущный».

 

 

4) Крещение у ариан. Принятие ариан.

 

Афанасий Великий. Послание на ариан. Слово 2.

Ибо если тайноводство преподается во имя Отца и Сына, они же не именуют истинного Отца, отрицая Сущего от Него и подобного Ему по сущности, отрицают и истинного Сына; именуют же иного, по собственному их вымышлению сотворенного из не сущих, то не совершено ли пусто и бесполезно преподаваемое ими крещение, имеющее только мнимый вид, в действительности же нимало не вспомоществующее благочестию? Ариане преподают крещение не в Отца и Сына, но в Творца и тварь, в Создателя и в произведение. Как иное есть тварь и иное Сын, так и крещение, мнимо ими преподаваемое, есть иное и не истинное, хотя наружно произносят они по написанному имя Отца и Сына.

Афанасий Великий. Послание к Руфиниану.

которые отступили к обращению с арианами; предстатели нечестия - совратившиеся и привлекавшие к арианству), являть снисхождение кающимся, но не давать им места в клире; а не бывшим самовластными делателями нечестия, но увлеченным нуждою и насилием, давать прощение, и иметь им место в клире, особенно тогда, когда они принесли достойное веры оправдание, и это учинено, по-видимому, с неким благоусмотрением. Ибо таковые утверждали, что они не совращались в нечестие, но дабы некоторые, соделавшись нечестивейшими, не расстроили церквей, почли за лучшее уступить насилию и понести бремя, нежели погубить народ.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Афанасий Великий (ок. 298—373) (4 век). Цитаты по проведению Соборов при Афанасии, о поведении арианства. Упоминание Евсевия Кесарийского (Памфила). | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»