• Авторизация


Афанасий Великий (ок. 298—373) (4 век). Цитаты о добре и зле, первородном грехе, аде, рае, посмертной участи, обожении, благодати, Эсхатология. 25-03-2014 12:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1) Вопрос добра и зла. Первородного греха.

 

 

Афанасий Великий. Слово на язычников.

2) В начале не было зла; потому что и теперь нет его во святых, и для них вовсе не существует оно. Но люди впоследствии сами против себя начали примышлять и воображать злое. Отсюда же, конечно, образовали себе и первую мысль об идолах, не сущее представляя как сущее.

………………….

Узнали же наготу свою не столько по недостатку одежд, но и потому, что совлеклись созерцания Божественного и обратили мысль к противоположному. Ибо, уклонившись от мысленного устремления к Единому и Сущему (разумею Бога) и от любви к Нему, вдались уже в различные и частные пожелания тела. Потом, как обыкновенно бывает, допустив в себя вожделение каждой вещи и вдруг многих вещей, начали иметь привязанность и к самым вожделениям; а потому стали бояться оставить их.

………………..

4) Уклонившись от созерцания мысленного, употребляя во зло частные телесные силы, услаждаясь рассматриванием тела, замечая, что удовольствие для нее есть нечто доброе, душа в оболыдении своем злоупотребила наименованием: доброе, и подумала, что удовольствие есть самое существенное добро; как и человек, помешавшийся в уме, просит меча на всякого встречного, и думает о себе, что поступает в этом благоразумно. Полюбив же удовольствие, душа начала различными способами воспроизводить его; потому что, по природе будучи деятельною, хотя отвращается от доброго, однако же не прекращает своей деятельности, и потому обращает свою деятельность уже не на добродетель, и не на то, чтобы созерцать Бога, но остановясь мыслию на не-сущем, употребляет способности свои превратно, пользуясь ими для измышленных ею вожделений; ибо сотворена свободною, может как преклоняться на доброе, так и отвращаться от доброго; отвращаясь же от доброго, непременно останавливается мыслию на противном тому. Но не может вовсе прекратить свою деятельность, будучи, как сказано выше, деятельною по природе, и сознавая свободу свою, видит в себе способность употреблять телесные члены на то и на другое, и на сущее и на не-сущее. Сущее же - добро, а не сущее - зло. И сущее называю добром, поколику оно имеет для себя образцы в сущем Боге; а не-сущее называю злом, поколику не сущее произведено человеческими примышлениями.  

…………………..

6) Некоторые из эллинов, уклонясь с пути и не познав Христа, утверждали, что зло существует самостоятельно и само по себе: и в этом погрешают они по двум отношениям. Или Создателя лишают достояния быть Творцем сущего. Ибо не будет Он Господом сущего, если зло, как они говорят, само по себе имеет самостоятельность и сущность. Или опять, желая, чтобы Он был творцем всяческих, по необходимости делают Его и творцом зла; потому что, по словам их, и зло - в числе существ. А это окажется нелепым и невозможным; потому что зло не от добра, не в нем и не чрез него. Ибо не будет уже то и добром, чтб имеет смешанную природу или стало причиною зла.

…………………….

Итак, поелику такая мысль их оказывается не-твердою, - необходимо просиять истине церковного ведения, а именно, что зло не от Бога и не в Боге, что его не было в начале, и нет у него какой либо сущности; но люди, с утратою представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не-сущее.

Афанасий Великий. Против Апполинария, книга 2.

человек впал в греховные помыслы, не потому что Бог создал эти пленяющие его помыслы, но потому что дьявол обольщением всеял их в разумное естество человека, сделавшееся преступным и отринутое от Бога, так что дьявол в естестве человеческом постановил греховный закон, и ради греховного дела царствует смерть.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

Должно же знать, что грех есть отпадете от добра, а беззаконие - погрешение против Божественного закона. Таково начало и греха и беззакония. В этом они и сходны между собою. Ибо согрешающий уклоняется от цели, которая в природе его и сообразна с нею, а цель человеческой природы - жить по разуму, избегая неразумия.

………………….

Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. А сказанное: и во гресех роди мя мати моя - означает, что общая всем нам матерь - Ева - первая породила грех, как возжелавшая удовольствия. Потому и о нас, подпадших осуждению матери, говорится, что и мы рождаемся во грехах. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию. Ведет же слово от времен первобытных, желая показать величие Божия дара.

…………………..

(8). На Мне утвердися ярость Твоя. Яростью Божиею называется проклятие смерти, наложенное на род человеческий. Итак, поскольку Он стал за нас клятвою (Гал. 3, 13), то и говорит, что утвердися на Нем ярость Божия.

Афанасий Великий. О воплощении.

и как в начале они пришли из небытия, так и теперь они на пути возвращения через тление снова к небытию. Существование и любовь Слова дали им бытие, а значит неизбежно, что когда они потеряли знание Бога, то они потеряли и жизнь с ним. Ибо только Бог один сущий, а злое не есть бытие, но отрицание и антитеза добра. По природе, конечно, человек смертен, так как он был сотворен из ничего; но он носит также подобие Того, Кто есть Сущий, и если человек сохраняет это подобие через постоянное взирание на Него, то тогда его природа освободится от власти смерти и он останется нетленным.

……………………..

Ибо какой смысл существовать творению, если оно не может знать своего Творца? Как люди могут быть разумными, если они не имеют никакого знания Слова и Разума Отца, через Которого они получили свое существование? Они были бы не лучше чем животные, не имея никакого знания, кроме земных вещей, и почему Бог должен был сотворить их вообще, если Он не побудил бы их знать Его? Но, фактически, благой Бог дал им долю в Своем собственном образе, то есть в нашем Господе Иисусе Христе, и сделал их даже по собственному образу и подобию.

Почему? Просто, чтобы через этот дар Богоподобия в себе они могли бы почувствовать Абсолютный образ, Который является Самим Словом, и через Него познать Отца. Это познание своего Творца является для людей единственной действительно счастливой и благословенной жизнью.

…………………..

Ибо люди могут учиться более высоким вещам от других людей. Итак, существует три пути, которые открыты для них, при помощи которых они могли бы получить познание Бога. Они могли бы посмотреть в необъятность небес и, обдумывая гармонию творения, придти к познанию Правителя, Слова Отца, Чье всеправящее провидение делает Отца познаваемым для всех. Или, если это не для них, то они могли бы общаться со святыми людьми и через них учится познавать Бога, Творца всего, Отца Христа и считать поклонение идолам как отрицание истины и полную безбоязненность Бога. Или еще, на третьем месте, они могли бы прекратить свое насмешничество и вести добрую жизнь просто, зная закон. Ибо закон не был дан только для Евреев, и не исключительно для них Бог посылал пророков, хотя к Евреям они были посланы и Евреи их гнали.

………………….

Невозможно понимать учение святых, если человек не имеет чистый разум, но пробует подражать их жизни. Всякий, кто хочет смотреть на солнечный свет естественно протрет свои глаза, очистив их сначала, чтобы чуть приблизиться к чистоте, на которую он смотрит.

И если кто желает увидеть город или страну, то он идет в то место. Точно так же всякий, кто желает понять мысль священных авторов, должен сначала очистить свою собственную жизнь и равняться на святых, подражая их делам. Таким образом объединенный с ними в общении жизни, он поймет то, что показано им Богом и избежит опасности, которая угрожает грешникам на суде и получит хранимое для святых в Царстве небесном. Об этой награде написано:

"То, что глаз не видел и ухо не слышало, и никому не приходило на сердце, что Бог приготовил..." тем, которые живут благочестивой жизнью и любят Бога и Отца во Христе Иисусе нашем Господе, Которому и через Которого Богу Отцу и Сыну во Святом Духе честь и держава и слава во веки веков. Аминь.

Афанасий Великий. Житие Антония Великого.

22) «Итак, во-первых, знаем, что демоны называются так не потому, что такими сотворены. Бог не творил ничего злого. Напротив того, и они созданы были добрыми; но, ниспав с высоты небесного разумения и вращаясь уже около земли, как язычников обольщали мечтаниями, так и нам христианам завидуя, все приводят в движение, желая воспрепятствовать нашему восхождению на небеса, чтобы нам не взойти туда, откуда ниспали они».

Афанасий Великий. Из бесед на Евангелие от Матфея.

И так как младенцы не подвержены таким грехам, то какой же грех имеет дитя в первый день по рождении, кроме телесной, как сказали мы, скверны? Потому и не сказано:«никтоже чист от греха» (ἀπὸάμαρτίας), но сказано – от скверны (ἀπὸρ́ύπον).

 

 

2) Вопросы ада, рая, суда, посмертной участи.

 

 

Афанасий Великий. Слово на язычников.

Ибо, если и связанная телом жила такою жизнию, которая вне тела, то по смерти тела тем паче будет жить, и не прекратится жизнь ея; потому что так сотворил ее Бог Словом Своим, Господом нашим Иисусом Христом. И помышляет и мудрствует она о бессмерном и вечном, потому что сама бессмертна. Как телесные чувства, поелику тело смертно, видят смертное; так душе, созерцающей бессмертное и помышляющей о бессмертном, необходимо и самой быть бессмертною, и жить вечно. Ибо понятия и созерцания бессмертия никогда не оставят ее, пребывая в ней и служа как бы подгнетом к поддержанию бессмертия. Посему-то душа имеет понятие и о созерцании Бога, и сама для себя делается путем, не со-вне заимствуя, но в себе самой почерпая ведение и разумение о Боге Слове.

Афанасий Великий. Толкование на псалмы.

(22). Смерть грешников люта; разумеет смерть душевную, за которою последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов; ибо грешных ожидают геенна и тьма.

………………………

(20). Несть бо им изменения. Будут они уничижены, потому что нечего им дать взамен за душу свою. Ибо, однажды отрекшись от честной крови Христовой, приятой взамен за жизнь мира, не имеют уже у себя искупительной цены.

 

 

3) Обожение. Благодать.

 

 

Афанасий Великий. Послание на ариан. Слово 2.

если слышим в Притчах «созда», должны представлять, что не Слово всецело по естеству есть тварь, но что облеклось Оно в тварное тело, что ради нас «созда» Его Бог, для нас, по написанному, совершив Ему тварное тело, чтобы мы могли в Нем обновиться и обожиться.

………………….

Бог, Отец Его по естеству, делается потом Творцом Его и Создателем, когда Слово облекается в тварную и созданную плоть, и соделывается человеком. Как люди, приемля Духа Сына, делаются чрез Него чадами, так Божие Слово, когда облеклось в плоть человеческую, именуется тогда созданным и сотворенным. Поэтому если мы сыны по естеству, то явно, что и Он по естеству тварь и произведение. А если мы делаемся сынами по усыновлению и по благодати. то явно, что Слово, для дарования нам благодати сделавшись человеком, изрекло о Себе: «Господь созда Мя».

………………

притом еще при большей благодати, потому что, восстав из мертвых, не убоимся уже мы смерти, но всегда о Христе будем царствовать на небесах. Совершилось же это, потому что Само Божие собственное Слово, сущее от Отца, облеклось в плоть и сделалось человеком. Если бы Слово, быв тварью, сделалось человеком, то и человек все еще оставался бы тем же, чем был, не сочетавшись с Богом.

……………………….

Господь, когда сказал Он, что тело убивается людьми, а душу не могут они убить, потому что она – дух. Сим-то «духом возмутися Иисус» (Ин.13:21). Сего-то духа разлучение с телом совершилось на кресте. Так умерло тело и произошло его разрешение; а Бог-Слово непреложно был и в теле, и в душе, и в Себе самом, сый в лоне Отчем, в показание Своей неизменяемости. В том же зраке, который был в Нем подобен нашему, изобразил Он там нашу смерть, чтобы в Нем уготовать для нас и воскресение, возвратив из ада душу, и из гроба тело, чтобы явлением души в смерти уничтожить смерть, и погребением тела во гробе привести в бездействие тление, и из ада и из гроба явив бессмертие и нетление, в подобном нашему теле совершив нам путь, и разрешив нас содержимых в плену. Сие-то и было чудно; в сем-то и состояла благодать.

Афанасий Великий. Послание на ариан. Слово 3.

чтобы Ему, как Зиждителю обновив это тело, обожить в Себе, и таким образом всех нас, по подобию Своего тела, ввести в небесное царство. Но опять не обожился бы человек, сочетавшись с тварью, если бы Сын не был истинный Бог.

………………..

прежде век и прежде, нежели создана земля, в послании к Тимофею говорит так: «спостражди благовествованию по силе Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по Своему благоволению и благодати данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных.

………………

33) Кто же не подивится сему? Или кто не согласится, что воистину Божие это дело? Ибо если бы дела свойственные Божеству Слова совершились не посредством тела, то человек не был бы обожен.

………………

не Божеством, но «за ны плотию», чтобы разумеемы были страдания, не Самому Слову по естеству свойственные, но свойственные по естеству самой плоти. Потому никто да не соблазняется тем, что в Господе есть человеческое, а напротив того, да знает, что Само Слово по естеству бесстрастно, и однако же по причине плоти, в которую облеклось Оно, сказуется о Нем это, потому что свойственно это плоти, а тело стало собственным телом Спасителя. И Он как бесстрастный по естеству и пребывает бесстрастным, не терпя от сего вреда, но паче уничтожая и истребляя все сие; люди же, так как немощи их перешли на Бесстрастного и истреблены, и сами уже навеки делаются бесстрастными и свободными от немощей.

Афанасий Великий. К Серапиону, послание 1-ое.

И поскольку подается нам Дух, – ибо Спаситель сказал: «приимите Дух Свят» (Ин.20:22), – то в нас сам Бог. Так написал Иоанн: «аще друг друга любим, Бог в нас пребывает. О сем разумеем, яко в Нем пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам»(Ин.4:13). А поскольку Бог в нас, то в нас и Сын, как говорит сам Сын: «приидем Аз и Отец, и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Потом, поскольку Сын есть жизнь; ибо говорит: «Аз есмь живот» (Ин.14:6); то говорится о нас, что оживотворяемся Духом.

……………………….

«разделения же дарований суть, а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех» (1Кор.12:4–6). Ибо что каждому разделяет Дух, то подается от Отца Словом; потому что все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Сыну. Почему и Сыном подаваемое в Духе есть Отчее дарование. И когда в нас Дух, тогда в нас же дающее Духа Слово, а в Слове и Отец. И таким образом, исполняется сказанное слово: «приидем» Аз и Отец, «и обитель у него сотворим»(Ин.14:23). Ибо где свет, там и сияние; а где сияние, там его действенность и светозарная благодать.

………………………

Ибо подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом; потому что, как благодать даруемая Сыном есть от Отца, так не может быть общения даяния в нас, разве только в Духе Святом. Его причастившись, имеем любовь Отца, и благодать Сына, и общение самого Духа.

 

 

4) Поддержание жизни творений.

 

 

Афанасий Великий. Послание на ариан. Слово 4.

но действительно есть Сын, единосущный Отцу, не ради нас рожденный, потому что мы ради Него получили бытие. А если Он ради нас рожден, и при рождении Его мы созданы, и Его рождением состоялась тварь, возвратится же, чтобы Ему быть тем, чем был прежде, то, во – первых, Родившийся опять будет нерожденным. Ибо если исхождение Его есть рождение, то возвращение есть прекращение рождения. Как скоро будет Он в Боге, – Бог снова умолкнет. Если же умолкнет, – снова будет то же, что было при Его молчании, – безмолвие, а не тварь; следовательно, тварь получит конец.

Афанасий Великий. О воплощении.

и как в начале они пришли из небытия, так и теперь они на пути возвращения через тление снова к небытию. Существование и любовь Слова дали им бытие, а значит неизбежно, что когда они потеряли знание Бога, то они потеряли и жизнь с ним. Ибо только Бог один сущий, а злое не есть бытие, но отрицание и антитеза добра. По природе, конечно, человек смертен, так как он был сотворен из ничего; но он носит также подобие Того, Кто есть Сущий, и если человек сохраняет это подобие через постоянное взирание на Него, то тогда его природа освободится от власти смерти и он останется нетленным.

 

 

5) Воздушное пространство. Проекции на мытарства.

 

 

Афанасий Великий. Отрывки из XXII-XLV посланий.

Отрывок из двадцать второго праздничного послания святого Афанасия

Господь наш Иисус Христос, подъявший смерть за всех, не где-либо на земле внизу, но в самом воздухе распростер руки; дабы явным стало, что чрез Крест совершились спасете всех, повсюду (сущих), и что Он, ниспровергши довода, имеющего особую силу в области воздушной, вновь открывает нам доступ к небу и делает его свободным.

Отрывок из двадцать четвертого праздничного послания святого Афанасия

И когда они в то время вышли, покидая Египет, то враги их сделались игралищем моря; а теперь, когда мы шествуем от земли на небо, сам Сатана наконец ниспадает с неба, как молния.

Афанасий Великий. О воплощении.

Воздух - есть сфера дьявола, он - враг нашей расы, который, упав с небес, пытается с другими злыми духами, разделившими его неповиновение и удерживающими души от истины, препятствуют прогрессу тех, кто следует за ней. Апостол обсуждая это, говорит,

"Согласно князю силы в воздухе, духа, действующего теперь в сынах неповиновения." Но Господь пришел, чтобы свергнуть дьявола и очистить воздух и проложить "путь" для нас к небесам, как апостол говорит, "через завесу, то есть плоть Свою." Это нужно было выполнить через смерть, и каким другим видом смерти это могло бы быть выполнено, кроме смертью в воздухе, то есть на кресте? Здесь снова вы видите, как правильно и естественный было для Господа пострадать таким образом; ибо так "вознесенный", Он очистил воздух от всех злых влияний врага. "Я видел сатану как падение молнии," -говорит Он; и таким образом Он снова открыл путь к небесам, говоря: "Поднимите ваши ворота, о князья, и поднимитесь, вы, вечные двери."

Афанасий Великий. Житие Антония Великого.

В это время, забыв о вкушении пищи, остаток дня и целую ночь проводить он в воздыханиях и молитве; ибо удивлялся, видя, с сколь многими врагами предстоит нам брань, и с какими трудами должно человеку проходить по воздуху. И тогда пришло ему на память, что в этом именно смысле сказал Апостол: по князю власти воздушныя (Еф. 2, 2). Ибо враг имеет в воздухе власть вступать в борьбу с проходящими по оному, покушается преграждать им путь.

 

 

6) Тонкие тела. Мир ангелов, демонов.

 

 

Афанасий Великий. Житие Антония Великого.

Посему, не должно слушать демонов, а надобно возражать на слова их, что не имеем в них нужды. Ибо что удивительного, если кто, имея тело тончайшее тела человеческого и увидев вступивших в путь, предваряет их в шествии и извещает о них?

………………..

по навыку предсказывают или непогоду, или благорастворение воздуха. И никто не скажет по этому, что предсказывают они по Божию внушению, а не по опыту и навыку. Посему, если и демоны иногда угадывая предсказывают также, то никто да не дивится им в этом и не слушает их».

«И какая польза слушающим демонов заранее узнать от них будущее? Или, какая важность в таком пpeдведении, хотя бы узнали мы и правду? Это не составляет добродетели и, без сомнения, не служить доказательством добрых нравов.

………………….

А если чье явление сопровождают смятение, внешний шум и мирская пышность, угроза смертью и все, сказанное выше; то знайте, что это — нашествие злых ангелов».

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Афанасий Великий (ок. 298—373) (4 век). Цитаты о добре и зле, первородном грехе, аде, рае, посмертной участи, обожении, благодати, Эсхатология. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»