• Авторизация


Афанасий Великий (ок. 298—373) (4 век). Цитаты о Божественности, природах Христа. Часть 2. 25-03-2014 12:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Божественность Христа. Две природы Христа.


Афанасий Великий. Послание к Эпиктету.

Какой ад изрыгнул такую речь: что тело рожденное от Марии единосущно Божеству Слова; или что Слово преложилось в плоть, кости, волосы и в целое тело, и изменилось в собственном Своем естестве? Кто в Церкви, или вообще у христиан, слышал, что Господь понес на Себе тело по присвоению, а не по естеству так названное? Или, кто впадал в такое нечестие, чтобы думать и говорить, будто бы само Божество единосущное Отцу было обрезано, и из совершенного стало несовершенным, и что пригвожденное к древу было не тело, но сама зиждительная сущность Премудрости? Кто слыша, что Слово не из Марии, но из собственной сущности, образовало Себе удобостраждущее тело, назовет христианином утверждающего это? Кто измыслил это мерзкое нечестие – дойти до мысли и сказать, будто бы утверждающий, что тело Господне от Марии, признает в Божестве не Троицу, но четверицу?

……………………

4) Как же пришло вам на мысль сказать, что тело единосущно Божеству Слова? Ибо с этого прилично начать, чтобы с обнаружением гнилости такого мнения оказалось, что таково же и все сему подобное. В божественных Писаниях найти сего невозможно; в них говорится, что в человеческом теле был Бог. И Отцы сошедшиеся в Никее не тело, но самого Сына наименовали единосущным Отцу, и исповедали о Сыне, что Он от Отчей сущности, а о теле, согласно также с Писаниями, что оно от Марии.

………………………

Сие-то рожденное в восьмой день было обрезано; сие-то Симеон приял в объятия; сие сделалось отроком и возрастало, стало двенадцатилетним и достигло тридцатого года. Ибо не самая сущность Слова, неизменяемая и непреложная, как измыслили некоторые, изменилась и была обрезана.

……………………….

Что претерпевало человеческое тело Слова, то соединенное с ним Слово относило к Себе, чтобы мы могли приобщиться Божеству Слова. И что необычайно, Один и Тот-же страдал и не страдал: страдал, потому что страдало Его собственное тело, и был Он в страждущем теле; и не страдал, потому что Слово, сущее по естеству Бог, бесстрастно. Оно бесплотное было в удобостраждущем теле, но тело имело в себе бесстрастное Слово, уничтожающее немощи самого тела. Сделало же сие Слово, и было сие так, чтобы Слову, прияв на Себя наше и принеся сие в жертву, уничтожить это и наконец, облекши нас в Свое, дать Апостолу повод сказать:«подобает тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие» (1Кор.15:53).

………………………..

Как не сам Он сделался клятвою, но поелику за нас приял на Себя клятву, то и сказано, что «бысть клятва»; так и «плоть бысть», не пременившись в плоть, но потому что ради нас воспринял на Себя живую плоть и сделался человеком. Сказать: «Слово плоть бысть» – тоже опять значит, что и сказать: Слово сделалось человеком, по сказанному у Иоиля: «излию от Духа Моего на всяку плоть» (Иоил.2:28); потому что обетование сие не простиралось на бессловесных животных, но относится к человекам, ради которых Господь сделался человеком. 

………………

Или почему, если так снизошло Слово, когда каждый из Святых вкушает пищу, пьет, утруждается, умирает, не говорится, что вкушает пищу, пьет, утруждается, умирает само Слово, говорится же это только об едином Человеке от Марии? Ибо что пострадало тело сего Человека, то говорится о Нем, как бы страдало само Слово. И когда о всех прочих говорится только, что они родились, об едином Человеке от Марии сказано: «и Слово плоть бысть» (Ин.1:14).

Афанасий Великий. Послание к Максиму философу.

Посему, никто да не посмеивается, называя Его отроком, указывая на возрастание с годами, на то, что ел, пил, страдал, чтобы, отрицая свойственное телу, не отринуть совершенно пришествия Его ради нас. И как не в естественном порядке сделался Он человеком, так, прияв на Себя тело, следовало Ему показать свойственное телу, чтобы не превозмогло мечтание манихейское. А также, действуя телесно, следовало Ему не скрывать свойственного Божеству, чтобы Самосатский не имел повода называть Его человеком, и притом – иным от Бога Слова

Афанасий Великий. Окружное послание против ариан.

сказано о Нем, что утомлялся, жаждал, был биен и пострадал. Но таковыя выражения в Писаниях имеют близ себя и предлог, и основательную причину, именно же - в том, что стал Он человеком и сыном человеческим, прияв на Себя образ раба, то есть плоть человеческую. Ибо Иоанн говорит: "Слово плоть бысть" (Иоан. 1, 14). Если же стал человеком, то не должно иным соблазняться подобными выражениями; потому что человеку свойственно быть созданным, прийдти в бытие, образоваться, утомляться, страдать, умереть, быть воскрешенным из мертвых. И, как будучи Словом и Премудростию Отчею, имеет все принадлежащее Отцу: вечность, неизменяемость, подобие по всему и во всем, и то, что - не первоначальнее по бытию и не впоследствии пришел в бытие, но сопребывает со Отцем и Сам есть тотже образ Божества, а также - зиждительность и несозданность; потому что, будучи подобен Отцу по сущности, Он не сотворен, но есть Творец.

Афанасий Великий. О явлении во плоти Бога Слова, и против ариан.

3) Ибо не Вышний возносится, возносится же плоть Вышнего, и плоти Вышнего«дарова имя, еже паче всякаго имене». Не Божие Слово по благодати прияло то, чтобы именоваться Богом; но плоть Его вместе с Ним наименована Богом. Не сказано: Слово стало Богом, но: «Бог бе Слово» (Ин.1:1), то есть, всегда был Бог-Слово, и сей Самый Бог сделался плотью, чтобы плоть Его сделалась Богом-Словом.

……………….

4) Посему, как скоро Писание говорит, что Сын приял, что Сын прославлен, говорит сие о Нем по человечеству, а не по Божеству. И когда Сын говорит: пославший Меня «Отец Мой болий Мене есть» (Ин.14:28), Отца называет большим Себя, потому что сделался человеком; а как Отчее Слово, равен Он Отцу. Ибо говорит: « Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30); и: «видевый Мене, виде Отца» (Ин.14:9). И не хищением приобретает, чтобы Ему быть равным с Отцом, но равен по естеству и единосущен Отцу, потому что рожден от Отчей сущности.

……………….

не о Божестве Его говорит: «яко и Господа Его и Христа сотворил есть,»но о человечестве Его, которое есть вся Церковь, в Нем господствующая и царствующая по Его распятии, и помазуемая на царство небесное, чтобы соцарствовать с Ним, истощившим Себя за нее и восприявшим ее чрез принятие рабия зрака.

………………….

Он отрекается от страдания как человек: но как Бог, непричастный страданию по Божеской сущности, с готовностью приял страдание и смерть. Посему-то «не бяше мощно держиму быти Ему от смерти» (Деян.2:34); потому что в подобии человеческом был Бог, и умирающий по воле Своей, и воскрешаемый собственною Своею властию, как Бог.

………………………

Один и тот же есть не просто человек, но и Бог.

Афанасий Великий. О воплощении.

почему Слово Отца, такого великого и такого превознесенного явилось в телесной форме. Он не принял тело в угоду Своей собственной природе, далеко не так, поскольку как Слово, Он не имеет тела. Он явился в человеческом теле только по этой причине: Из любви и благости Его Отца, для спасения нас, людей.

…………………..

Мы - причина Его принятия человеческого обличия и для нашего спасения в Своей великой любви Он был и рожден и явился в человеческом теле. Ибо Бог сотворил человека так (то есть как воплощенный дух) и хотел, чтобы он остался в нетлении. Но люди, обратившись от взора на Бога ко злу их собственных изъявлений и пришли неизбежно в рабство закону смерти.

……………….

Он видел также их всеобщую склонность к смерти.

Все это он видел и сжалился к нашей расе, проникся состраданием к нашему ограниченности, неспособной одолеть эту смерть и ее рабство, но более всего то, что Его творение должно погибнуть и дело Его Отца для нас, свелось бы к нулю. И Он взял на Себя тело, человеческое тело точно как наше собственное. И при этом Он не хотел просто стать воплощенным или просто явиться; если бы это было так, то Он мог бы показать Свое Божественное величие некоторым другим и лучшим способом.

…………………

Он, Могущественный, Творец всего, Сам подготовил это тело в девственнице как храм для Себя, и принял его для Себя, как инструмент, через который Он стал познаваем и в котором Он обитал.

Таким образом, приняв тело, подобное нашему, которое склонно к тлению смерти, Он отдал Свое тело на смерть за всех и предложил его Отцу. Это Он сделал из-за явной любви к нам так, что в Его смерти все могли умереть и закон смерти таким образом отменился бы потому, что исполнился в Его теле, которое для этого и было назначено и отдало свою силу для людей. Так Он поступил, чтобы обратить людей к нетлению, которые обратились к тлению, и оживить их через смерть посвящением Своего тела и благодатью Его воскресения.

……………………

"Ибо надлежало Ему, для Которого все и через которого все, приводящего многих сыновей к славе, Автора их спасения, усовершиться через страдание." Он указывает, что спасение человечества от тления было посильной частью только Его, Кто сотворил их в начале. Он указывает также, что Слово приняло человеческое тело, чтобы Он мог бы предложить его в жертву за других:

"И так как дети причастны плоти и крови, то Он также Сам принял их, чтобы через смерть разгромить того, кто имеет державу смерти, то есть дьявола, и спасти тех, кто всю свою жизнь был порабощен страху смерти". Ибо жертвой Его собственного тела Он сделал две вещи: Он положил конец закону смерти, которая встала на нашем пути, и Он обеспечил новое начало жизни для нас, дав нам надежду воскресения.

…………………

По этой причине Он не предложил жертву за всех сразу, как только явился, поскольку, если бы Он отдал Свое тело смерти и затем воскрес сразу, то Он прекратил бы быть объектом наших чувств. Вместо этого Он остался в Своем теле и позволил Себе быть замеченным в нем, совершая дела и давая признаки, которые говорили о Нем, что Он был не только человеком, но также и Словом Божиим. Таким образом было две вещи, которые Спаситель сделал для нас, став Человеком. Он отвел от нас смерть и обновил нас; и, невидимый и незаметный по природе, Он стал видимым через Его дела и явил Себя как Слово Отца, Правителя и Царя всего творения.

(17) Есть парадокс в этом последнем утверждении, который мы должны теперь исследовать. Слово не было заключено в Своем теле и Его присутствие в теле не препятствовало Ему являться в другом месте. Когда Он жил в Своем теле, Он не прекращал управлять вселенной Своим Разумом и Силой. Изумительно, что являясь Словом, Он не был сдерживаем чем-нибудь, но фактически содержал все Сам. В творении Он присутствует всюду, все же отличаясь от него; управляя, устраивая, давая жизнь всем, содержа все, Он Сам не является творением, существуя исключительно в Своем Отце.

……………..

В одно и то же время, удивительно, как Человек он жил человеческой жизнью и как Слово, Он содержал жизнь вселенной, и как Сын, Он был в постоянном союзе с Отцом.

………………..

Сам по Себе невидимый, Он открылся по делам творения и хотя Его Божество скрыто в человеческой природе, Его телесные действия доказывают, что Он будет не только человеком, но Силой и Словом Божиим. Обращаться со властью ко злым духам, например, и изгонять их, не является чем-то человеческим, но божественным. И кто мог бы видеть Его исцеляющим все болезни, к которым человечество склонно, и все еще считал бы Его простым человеком, а не Богом также? Он очищал прокаженных, хромых Он делал ходящими, Он открывал уши глухих и глаза - слепых, не было ни одной болезни или немощи, которую бы Он не исцелял. Даже самый случайный наблюдатель может увидеть, что это были дела Бога. Исцеление слепорожденного человека, например. Кто кроме Отца и Творца человека, Правителя всего, мог бы таким образом восстановить функцию, отсутствовавшую от рождения? Тот, Кто так может живить должен конечно быть Самим Господом рождения. Это доказано также и в Его становлении Человеком. Он образовал Свое собственное тело от девственницы и это не малое доказательство Его Божества, ибо Сотворивший его есть Творец всех. И есть ли кто отвергающий факт того, что в теле, рожденном от девственницы без человеческого отца, в котором Он явился, был также Творец и Господь всего?

…………………

Через Воплощение Слова Разум, от Которого исходит все, открылся как Посланник и Святой, Само Слово Божие. Он, действительно, принял человечность, чтобы мы стали Богом2.

Он явился в теле, чтобы мы могли почувствовать Разум невидимого Отца. Он перенес позор от людей, чтобы мы могли унаследовать бессмертие. Он Сам не был уязвлен этим, так как Он вечен и нетленен, но Своей собственной вечностью Он спас и исцелил страдающих людей, за которых пострадал.

Афанасий Великий. О Дионисии, епископе Александрийском.

И кто вешает о Божестве, тому не неизвестно, что – свойственно явлению Его во плоти. Но, различая то и другое, как сведущий и благоискусный торжник, шествует он прямым путем благочестия. И когда представляет Его плачущим, – знает, что Господь, сделавшись человеком, как показывает, что плакать есть дело человеческое, так воскрешает Лазаря как Бог; знает, что Он как алчет и жаждет телесно, так божески пятью хлебами насыщает пять тысяч; знает, что тело человеческое лежит во гробе, но, как тело Божие, воскрешается самим Словом.

…………………..

как и сделал Дионисий, должен выставлять сперва сказанное о Спасителе по-человечески, а именно, что Он жаждал, утомлялся, что Он есть лоза, что Он молился и пострадал. В какой мере уничижительны эти речения, в такой же мере доказывается ими, что не Отец сделался человеком. Ибо, когда Господь именуется лозою, – необходимо быть и делателю, и когда Он молился, быть послушающему Его, и когда просил, – быть дающему. Подобные указания всего удобнее обнаруживают безумие савеллиан; потому что иной – молящийся, а иной – послушающий, иное – лоза, а иное – делатель. Если употребляются какие речения, как бы отчуждающие Сына от Отца; то употребляются о Нем по причине плоти, какую понес на Себе ради нас. Ибо сотворенное, по естеству, чуждо Богу.

…………………

27. Зная это, писал Дионисий, и одним заставлял умолкнуть Савеллия, а другим ниспровергал арианскую ересь. Ибо как Савеллия низлагает то, что есть человеческого в Спасителе, так арианам надобно делать обличения тем, что указывает не на человечество, но на Божество Слова; чтобы они, перетолковав сказанное о Господе по телу, не подумали, что Слово таково же, каковы и мы люди, и не остались уже при своем безумии. Но, если и они будут научены о Божестве, то осудят свое злоумие, и удобнее уже выразумев, что «Слово плоть бысть», станут потом различать и человеческое и приличное Божеству.

Афанасий Великий. На слова вся мне предана суть Отцем Моим.

предал Ему человека, чтобы само Слово стало плотью и, приняв на Себя плоть, во всем обновило его. Ибо Слову предан человек, как Врачу, чтобы уврачевать от угрызения змия; как Жизни, чтобы воскресить мертвого; как Свету, чтобы озарить тьму; и сущему Слову, чтобы обновить словесную тварь. Посему, как скоро «вся предана» Слову, и Оно стало человеком, тотчас все обновлено и усовершено: земля вместо проклятия приемлет благословение, рай отверст разбойнику, ад ужаснулся, гробы отверзлись, когда мертвецы воскрешены, взялись врата небесные, да внидет Грядущий.

…………………

Посему так должны понимать сказанное: «вся предана» Спасителю; и в этом смысле, можно сказать, предается Ему то, чего не имел. Ибо прежде сего не был Он человеком; стал же человеком, чтобы спасти человека. В начале не было плотью Слово, но впоследствии стало плотью и ею, по слову апостола, примири вражду с ними, и «закон заповедей ученьями упразднило, да оба созиждет... во единого нового человека, творя мир, и примирит обоих во едином теле Отцу» (Еф.2:15, 16).

Что имеет Отец, то принадлежит и Сыну, как говорится у Иоанна: «вся, елика имать Отец, Моя суть» (Ин.16:15); и весьма выразительны слова сии. Ибо когда соделался тем, чем не был, тогда все предается Ему. А когда хочет указать на Свое единство с Отцом, тогда не скрывает и учит, говоря: «вся, елика имать Отец, Моя суть».

Афанасий Великий. Десятое праздничное послание.

они отвергают Его Божество по существу; видя Его происхождение от Девы, они сомневаются, что Он — истинно Сын Божий; видя, что Он во времени стал человеком, они отвергают вечность Его; размышляя о том, что Он претерпел ради нас, они не веруют, что Он непреложный Сын непреложного Отца; и вообще, поелику Он страдал ради нас, они отвергают то, что присуще Его действительному вечному бытию.

Афанасий Великий. Защитительное слово, в котором св. Афанасий, оправдывает бегство свое во время гонений, произведённых дуком Сирианом.

Ибо, как алканием, жаждою и страданием, так и этим укрыванием себя и бегством подобало Ему доказать о Себе, что носит плоть и стало человеком.

……………….

А из этого должны мы заключить, что тот же предлог имели и все святые. Ибо, что написано о Спасителе по человечеству, то надобно относить вообще ко всему человеческому роду, потому что Спаситель понес на Себе наше тело и обнаруживал в себе человеческую немощь.

Афанасий Великий. К Серапиону, послание 1-ое.

Так, по замеченному выше, когда Господь крестился по человечеству, по причине носимой Им на Себе плоти, говорится, что снисшел на Него Дух Святой.

Афанасий Великий. К Серапиону, послание 4-ое.

Посему-то Господь, будучи Богом и сделавшись человеком, как Бог, воскрешал мертвых, и исцеляя всех словом, претворил воду в вино (ибо дела эти были не человеческие), а как носящий на Себе тело, жаждал, утруждался и пострадал (ибо это не свойственно было Божеству); как Бог, сказал:«Аз во Отце, и Отец во Мне» (Ин.14:11); а как носящий на Себе тело, обличал иудеев: «что ищете Мене убити, человека, Иже истину вам глаголах, юже слышах от Отца»?(Ин.8:40). Совершаемо же было это не раздельно по качеству творимого, так чтобы в ином обнаруживалось действие тела без Божества, а в ином действие Божества без тела; напротив того, совершаемо было это соединено, и един был благодатью Своею чудно творящий это Господь. По-человечески Он «плюну» (Ин.9:6), и плюновение было Божественно; потому что плюновением даровал зрение очам слепого от рождения. И когда хотел показать, что Он Бог, выражая это человеческим языком, сказал: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30). Исцелял единым хотением, и простерши человеческую руку, воздвиг Петрову тещу, «огнем жегому»(Мф.8:14–15), и воскресил из мертвых умершую уже дочь архисиногога.

……………………

Поелику же такова церковная вера, то, когда иные, смотря на дела человеческие, видят Господа жаждущим, или утруждающимся, или страждущим, и только глумятся над Спасителем, как над человеком, тогда они тяжко согрешают, однако же, раскаявшись вскоре, могут получить прощение, имея предлогом немощь тела; потому что и Апостол не лишает их извинения, и как бы простирает к ним руку, говоря: «и исповедуемо велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти»(1Тим.3:16). И еще, – когда иные, взирая на дела Божества, сомневаются о телесном естестве, тогда и сии наитяжко согрешают; потому что, видя ядущего и страждущего, представляют это мечтою; впрочем и их, если вскоре раскаются, Христос готов простить, потому что и для них служит предлогом самое превыше-человеческое величие, обнаруживающееся в делах. Но когда думающие о себе, что имеют ведение закона (каковы и были тогдашние фарисеи), тех и других превзошедши невежеством и ожесточением, доходят до безумия, и совершенно отрицают самое сущее в теле Слово, или самые дела Божества приписываютдьяволу и его демонам, тогда за таковое нечестие справедливо несут они непощадное наказание; потому что они дьявола вменили в Бога, об истинном действительно сущем Боге помыслили, что Он в делах ничем не превышает бесов.

…………………

чтобы не заключил кто о Господе из видимого, что Он простой человек, но слыша слово: «Дух», знал, что Он есть сущий в теле Бог.

…………………

Дела удостоверяли, что Господь есть истинный Бог, а смерть показала, что истинно имел Он тело. Посему, предаваемого на смерть справедливо наименовал Сыном человеческим. Ибо Слово бессмертно, неприкосновенно и есть источная жизнь.

………………..

22) Но сим лукавым надлежало – или не уничижать Господа за телесное естество, как человека, или исповедать Его за дела истинным Богом. Они же во всем поступили превратно. Видя в Нем человека, злословили как человека; а взирая на дела Божеские, отрицали Божество и обратились к дьяволу, думая, что такою дерзостью избегнут суда и не осудит уже их поруганное ими Слово.

……………….

так благочестно мудрствующие о Христе, покланяющиеся Ему и по плоти и по Духу, ненезнающие, что Он есть Сын Божий, неотрицающие, что Он стал и Сыном человеческим, и равно верующие, что«в начале бе Слово» (Ин.1:1) и что «Слово плоть бысть» (Ин.1:14), без сомнения, будут вечно царствовать на небесах, по святым обетованиям самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который говорит: «идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный» (Мф.25:46).

Афанасий Великий. Изложение веры.

3) Итак, Он по естеству есть Совершенное от Совершенного Рождение, рожденное прежде всех холмов, то есть прежде всякой словесной и разумной сущности; как и в другом месте Павел называет Его «перворожденным всея твари»(Кол.1:15); но назвав перворожденным, показывает этим, что Он – не тварь, а рождение Отца; ибо странно о Божестве Его употребить сказуемое: тварь. Все сотворено Отцом через Сына; один Сын превечно рожден от Отца; потому«перворожден есть всея твари» Бог Слово, Неизменный от Неизменного.

Тело, которое Он нас ради понес на Себе, есть тварь.

………………..

«созда нам спасение... ново»; и как выражает Акила: «создал Господь новое в жене», т. е. в Марии, потому что ничего нового не создано в жене, кроме Господня тела, рожденного от Девы Марии без плотского общения, как и в Притчах от Лица Иисусова говорится: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя»(Притч.8:22); не сказано же: прежде дел «созда мя», чтобы изречения сего не принял кто о Божестве Слова.

…………………

Все сотворило Божие Слово, Само будучи не тварию, но Рождением, потому что в числе тварей ничего не сотворило равного или подобного Себе. Рождать – прилично Отцу, а творить – художнику. Произведение и тварь есть тело, которое нас ради понес на Себе Господь, «Иже бысть нам, – как говорит Павел, –премудрость от Бога, и освящение, и правда..., и избавление» (1Кор.1:30), хотя Слово – прежде нас и прежде всякой твари, и было, и есть Отчая Премудрость.

Святый же Дух, исходя от Отца, всегда пребывает в руках, посылающего Отца и носящего Сына, и Им Он наполняет всяческая. Отец, имея бытие от Себя, как сказали мы, родил Сына, а не создал, – родил как реку от истока, как растение от корня, как сияние от света, все же это видим в природе нераздельным.

Афанасий Великий. Из толкования на Евангелие от Луки.

Не по подобию иных человеков, не для того облекся Господь плотью, чтобы прийти в бытие и произойти на свет; сделался же человеком, чтобы освятить плоть.

……………..

Ибо как Он, сущий Бог, неизменяемо по естеству делается человеком, и обрезывается плотью, и крещается, и терпит прочее не ради Себя, но ради нас, чтобы мы, будучи человеками, по благодати сделались чрез усыновление богами, и обрезались духовно, а не по Закону, и крещением омыли греховную скверну, и распялись миру, и восстали Богу.

Афанасий Великий. Из бесед на Евангелие от Матфея.

Разумно послушаем, и не будем сами себя прельщать. Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно – из Божества и человечества.

………………….

Одни, соблазняясь плотью Его, тем, что Он Сын человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли «ядцею и винопийцею» (Мф.11:19); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, сделавшегося человеком. Почему и говорит Христос: «иже аще речет слово на Сына человеческого», т. е. на тело Его,«отпустится ему». Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святой в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, «видевше его, поклонишася..., ови же усумнешася» (Мф.28:17), однако-же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святого, то есть, Божество Христово, и говорят, что «о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы» (Лк.11:15), тем «не отпустится ни в сей век, ни в будущий».

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Афанасий Великий (ок. 298—373) (4 век). Цитаты о Божественности, природах Христа. Часть 2. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»