Цельс. 2 век. Античный критик Христианства. Центральные исповедания Христианства и идеи 150г., согласно "Правдивому слову".
28-10-2012 11:27
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Цельс (также употребляется Кельс[1][2]) (лат. Celsus; греч. Kέλσον; имя происходит от лат. celsus «возвышающийся, высокий») — римский философ-платоник второй половины II века; один из самых известных античных критиков христианства. Известен, прежде всего, своим трудом «Правдивое (или истинное) слово», написанном около 150 года и направленным против христианства.
Мы практически ничего не можем сказать о философе Цельсе как исторической личности. Само его имя известно только по книге Оригена «Против Цельса» («Contra Celsum») в которой он подвергает критике выпады Цельса с точки зрения глубоко верующего христианина.
Если быть совсем точным, Ориген упоминает двух философов, носивших имя «Цельс», один из которых жил при Нероне, второй — при Адриане.
По-видимому, книга «Правдивое слово» принадлежит второму из упомянутых, и это предположение помогает отождествить его с Цельсом, которому Лукиан посвящает свою сатиру «О кончине Перегрина».
С достаточной уверенностью можно говорить, что это был образованный римлянин или грек, философ и мыслитель, виртуозно владевший пером, так что по словам того же Оригена, под влиянием Цельса некоторые из христиан отреклись от своей веры.
Ориген считал его эпикурейцем — скрывающим свои истинные взгляды под маской приверженности платонизму. Современные исследователи склоняются к тому, что Цельс был скорее философом-платоником, «обвинения» его в эпикурействе представляют собой полемический выпад со стороны Оригена, призванный дискредитировать автора «Правдивого слова» в глазах читателей-христиан. Несмотря на то, что в духе эпикуреизма возможно истолковать отдельные его высказывания (о вечности мира, об отрицании провидения, об отношении к чародейству) — во всём остальном Цельс проявляет себя как философ-платоник, другое дело, что сам платонизм достаточно изменился за прошедшие века, став в какой-то мере эклектической философией, впитавшей в себя достижения многих школ. Характерно также, что упомянув и процитировав в своём произведении Платона — 28 раз, Гераклита — 9, Пифагора — 7, Сократа — 3, Эпиктета — 2, Эмпедокла — 1, неназванных «стоиков» — 1, и при том ни разу не упоминает Эпикура.
Кроме философии автор «Правдивого слова» отлично был знаком с исторической и художественной литературой своего времени, (в частности, только благодаря ему до нас дошли фрагменты из Гераклита — I, 5; VII, 62; VI, 12; VI, 42; Эмпедокла — VIII, 53; Ферекида — VI, 42; комедии неизвестного автора — VI, 78).
Вероятно, он путешествовал в Египте, Сирии и Палестине, причём в Финикии, и Палестине (VII, 11), и в Египте (VI, 41) он разоблачал шарлатанов и магов. Этот последний аспект может служить дополнительным доказательством в пользу тождественности автора «Правдивого слова» и Цельса — друга Лукиана — их взгляды и интересы в достаточной мере совпадали. Он хорошо знал современные ему христианские писания, и книги Ветхого Завета, был настолько хорошо знаком с писаниями христиан-гностиков, что порой Ориген становится в тупик (V, 62; VI, 27).
Кроме «Правдивого слова» под тем же именем были известны несколько книг, критикующих магию и чародейство, но уже Ориген не был уверен, принадлежат ли они тому же автору или просто однофамильцу. Книги эти до нас не дошли.
Цитаты на различные темы, в подтверждение исповедания Христианством во втором веке:
1) О Божественности Христа. О двух природах Христа. О троичности.
Цельс. Правдивое слово.
Верующие во Христа ставят евреям в вину, что они не веруют в Иисуса как в бога. Но ведь если бы он действительно был богом, то каким образом мы, возвестившие всему миру о предстоящем пришествии посланца бога, который покарает нечестивых, обесчестили бы его, когда он явился?
……
Нет, не в этом, конечно, дело, как мы могли признать богом того, кто вообще, как это ясно было, не исполнил ничего из того, что обещал, а когда мы его обличили, осудили и приговорили к казни, скрывался в бегах и был взят позорнейшим образом, преданный теми, кого он называл своими учениками?
Цельс. Правдивое слово.
И у христиан предвзятость души создает такое расположение к Иисусу. Они признают его, состоящего из смертного тела, богом и думают, что таким образом поступают благочестиво, а ведь человеческая плоть Иисуса хуже золота, серебра или камня, так как она более тленна, чем последние.
Цельс. Правдивое слово.
Утверждение некоторых христиан и иудеев, что бог или сын божий не то сошел, не то сойдет на землю в качестве судьи над всем земным, самое постыдное, и опровержение его не требует долгих слов . В чем смысл такого сошествия бога? Чтобы узнать, что делается у людей? Значит, он не всеведущ? Или он знает все, но не исправляет и не может своей божественной силой исправить, не послав для этого кого-то во плоти? Далее, как христиане мыслят себе возможным сошествие бога? Если бог спустился к людям, он следовательно покинул свой трон, а ведь если изменить самое малое здесь, то все перевернется и пойдет прахом!
Цельс. Правдивое слово.
Вы говорите: "Так как бог велик и непостижим, он вдохнул свой дух в тело, подобное нам, и послал его сюда к нам, чтоб мы могли слушать его и у него поучаться".
Цельс. Правдивое слово.
Говоря о духе божьем, христиане ничем не отличаются от греческих стоиков, утверждающих, что бог - дух, все проникающий и все объемлющий в себе. Но если сын - исходящий от бога дух, родившийся в человеческом теле, то сам сын божий не может быть бессмертным; ибо не таково свойство духа, чтоб пребывать вечно. Некоторые из христиан даже считают, что не бог дух, а лишь сын его. Как бы то ни было, дух должен был вдохнуть бог; но отсюда следует, что Иисус не мог воскреснуть во плоти, ибо бог не стал бы принимать обратно дух, который он дал, после того как его осквернила природа тела.
И опять-таки выступает нелепость рождения Иисуса от девы. Если бог хотел отправить на землю дух от себя, зачем ему надо было вдуть его в чрево женщины? Ведь мог же он, имея уже опыт в сотворении людей, и этому создать готовое тело, а не заключать свой дух в такую нечисть; в этом случае, если бы Иисус был прямо создан свыше, он не вызвал бы к себе такого недоверия.
Маркион и его последователи, признавая, что Иисус сразу появился с неба в качестве сына благого бога, противостоящего злому демиургу, свободны от некоторых обвинений, но под некоторые они подпадают.
Цельс. Правдивое слово.
Но мало того, они говорят, что бог обладает телесной природой, и даже именно человекообразным телом.
Цельс. Правдивое слово.
Если ты им разъяснишь, что этот не сын бога, но зато бог - отец всего и что его одного следует чтить, они не согласятся чтить бога, если одновременно не поклоняться и сыну, который явился вождем мятежа у них. И прозвали они его сыном божьим не потому, что крепко почитают бога, а потому, что сильно выдвигают своего "сына".
2) Тематика по Сыну Божьему и Слову. Отношение Цельса к термину Сын Божий.
Цельс. Правдивое слово.
Вы занимаетесь софистикой, когда говорите, что сын божий - само слово, объявляя сына божьего "словом", вы предъявляете не чистое, святое слово, а человека, позорнейшим образом поведенного на казнь и подвергнутого мукам бичевания. Если бы сын божий был у вас действительно словом, мы бы вас похвалили. Но ваш Иисус только хвастун и колдун.
Цельс. Правдивое слово.
Утверждение некоторых христиан и иудеев, что бог или сын божий не то сошел, не то сойдет на землю в качестве судьи над всем земным, самое постыдное, и опровержение его не требует долгих слов . В чем смысл такого сошествия бога? Чтобы узнать, что делается у людей? Значит, он не всеведущ? Или он знает все, но не исправляет и не может своей божественной силой исправить, не послав для этого кого-то во плоти? Далее, как христиане мыслят себе возможным сошествие бога? Если бог спустился к людям, он следовательно покинул свой трон, а ведь если изменить самое малое здесь, то все перевернется и пойдет прахом!
Цельс. Правдивое слово.
Говоря о духе божьем, христиане ничем не отличаются от греческих стоиков, утверждающих, что бог - дух, все проникающий и все объемлющий в себе. Но если сын - исходящий от бога дух, родившийся в человеческом теле, то сам сын божий не может быть бессмертным; ибо не таково свойство духа, чтоб пребывать вечно. Некоторые из христиан даже считают, что не бог дух, а лишь сын его. Как бы то ни было, дух должен был вдохнуть бог; но отсюда следует, что Иисус не мог воскреснуть во плоти, ибо бог не стал бы принимать обратно дух, который он дал, после того как его осквернила природа тела.
И опять-таки выступает нелепость рождения Иисуса от девы. Если бог хотел отправить на землю дух от себя, зачем ему надо было вдуть его в чрево женщины? Ведь мог же он, имея уже опыт в сотворении людей, и этому создать готовое тело, а не заключать свой дух в такую нечисть; в этом случае, если бы Иисус был прямо создан свыше, он не вызвал бы к себе такого недоверия.
Маркион и его последователи, признавая, что Иисус сразу появился с неба в качестве сына благого бога, противостоящего злому демиургу, свободны от некоторых обвинений, но под некоторые они подпадают.
Цельс. Правдивое слово.
Если ты им разъяснишь, что этот не сын бога, но зато бог - отец всего и что его одного следует чтить, они не согласятся чтить бога, если одновременно не поклоняться и сыну, который явился вождем мятежа у них. И прозвали они его сыном божьим не потому, что крепко почитают бога, а потому, что сильно выдвигают своего "сына".
3) О сошествии Христа в ад. Учение о воскресении.
Цельс. Правдивое слово.
Не скажете ли вы о нем, что, не убедив живущих здесь на земле, он направился в Аид, чтоб убедить находящихся там мертвецов?
Цельс. Правдивое слово.
Но христиане не могут этого понять, они все это принимают грубо чувственно и плохо поняв концепцию переселения душ, они создали учение о воскресении, говорят о "семени", о "хижине души", о том, чтоб "совлечься" и "облечься".
Цельс. Правдивое слово.
Дальше, разве не бессмысленна ваша тоска по телу и надежда, что оно таким же воскреснет? и нет для вас ничего более желанного и ценного.
4) Термины природы (сущности) у Цельса.
Цельс. Правдивое слово.
Душа - творение бога, тело же имеет другую природу. В этом отношении нет разницы между летучей мышью, червями, лягушкой или человеком, ибо материя - одна и та же и тленная их часть одинакова.
У всех вышеназванных существ - общая и единая природа, движущаяся вперед и назад в круговороте изменений. Из всего, что исходит из материи, ничто не бывает бессмертно. Но об этом довольно. Если кто желает больше послушать и исследовать, тот узнает больше.
Цельс. Правдивое слово.
Некоторые христиане, не поняв высказываний Платона, хвастают своим возвышающимся над небесами богом, перешагнув еще выше неба иудеев.У Платона мы читаем в "Федре": "Ни один земной поэт не воспел и не сумеет достойно воспеть над небесное пространство", и далее: "Истинно существующая сущность, не имеющая ни цвета, ни образа, неосязаемая, доступна только руководителю души и вокруг этой сущности имеет свое место истинный вид знания".
5) О понимании зла.
Цельс. Правдивое слово.
Зло в сущем, ни раньше ни теперь, ни в будущем не может стать больше, или меньше, ибо природа всего едина и происхождение зла также одинаково. Каков источник зла, человеку, не занимавшемуся философией, нелегко узнать. Для массы достаточно сказать, что зло не от бога, что оно прилагается к материи и внедряется в смертное; цикл всего преходящего одинаков от начала до конца, и в соответствии с установленным круговоротом одно и то же неизбежно возникало, существует и будет существовать.
6) О Церкви, о главном исповедании Церкви.
Цельс. Правдивое слово.
Итак, у них и иудеев один и тот же бог. Во всяком случае, христиане, принадлежащие к главной церкви, открыто признают это, а также принимают за истину еврейскую космогонию, в частности насчет шести дней творения и седьмого дня, в который бог, отдохнув, ушел на свой наблюдательный пункт. Они называют первым человеком того же, что и иудеи, и точно так же включают его потомство в свои генеалогии, они рассказывают о тех же кознях братьев друг против друга, что и иудеи, те же истории о переселении в Египет и о бегстве оттуда.
Пусть не думают, будто я не знаю, что некоторые из них признают того же бога, что иудеи, другие же - Другого, противостоящего этому, от которого и произошел сын. Есть и третий род, называющий одних пневматиками, других - психиками. Некоторые объявляют себя гностиками, некоторые, признавая Иисуса, желают вместе с тем жить по закону иудеев, как масса иудеев. Есть также сивиллисты. Я знаю также симониан, которые называются еленианами - как почитатели Елены или учителя Елена, - марцеллиан - почитателей Марцеллины, - гарпократиан, последователей Саломеи, последователей Мариамны, Марты, маркионитов, во главе которых стоит Маркион. Каждый из них почитает другого учителя и демона, жестоко обманываясь и блуждая в глубокой тьме более беззаконно и гнусно, чем последователи культа Антиноя в Египте. Они злословят друг против друга ужаснейшим образом, изрыгая явные и тайные проклятия, они ни по одному пункту не могут прийти к соглашению, они во всем гнушаются друг друга, они называют других цирцеями и обольстительными мятежниками, ожогом слуха, загадками, обманщицами-сиренами , издевающимися и затыкающими уши у тех, кто их слушает, и награждающими их свиной головой. От всех этих до такой степени расходящихся между собою сект, позорнейшим образом изобличающих себя самих в спорах, можно слышать: "Для меня мир распят, и я для мира". Христиане, расходясь между собою в учении, говорят, что они знают больше, чем иудеи.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote