Дидим Александрийский (4 век, странно) Цитаты.
18-12-2011 12:58
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Дидим Слепой (Александрийский; ок. 312 — 398) — греческий христианский писатель, богослов, представитель александрийской богословской школы. Был защитником учения Оригена, которого называл «величайшим учителем Церкви после апостолов».
Дидим ослеп в пятилетнем возрасте, но смог освоить азбуку при помощи объемных деревянных букв и получил образование. Сочинения Дидима были утрачены в ходе гонений на оригенистов и дошли до нас лишь в отрывках. В 1941 году в Туре был найден папирус с записью его бесед. Известны его комментарии на следующие книги Библии: Бытие, Эккслесиаст, Псалтырь, книга Иова.
Из догматических сочинений Дидиму принадлежат: Три книги о Святой Троице, Трактат о Святом Духе и трактат против манихеев. Сочинения Дидима включены в 39-й том Patrologia Graeca. Коптская православная церковь почитает Дидима как святого.
Почему причисляется к мужам апостольским не понятно, быть может, потому что Дидимов было несколько в тот период. Очень много и важного о Святом Духе можно почерпнуть.
1) О Троице, о сущности (природе Троицы, трёх Ипостасей), о неизменяемости природы Троицы.
О Святом Духе.
4. Подробнее об этом будем рассуждать после, когда станем говорить, что не только Господь говорил через пророков, но и Дух Святой, поскольку последний и обладается нераздельно с Единородным Сыном Божиим. Само слово Дух Святый не есть пустое название, а показатель подлежащей сущности. Сущность эта соединена Отцу и Сыну и тварного совершенно чужда. Ибо, тогда как твари разделяются на видимые и невидимые, т.е. на телесные и бестелесные, Дух Святой не есть ни из телесных существ, ибо обитает в душе и чувстве, производит слово, и разум, и ведение, ни из невидимых тварей, ибо эти последние извне воспринимают премудрость и прочие силы и освящение, а оная Сущность, о которой теперь слово наше, есть производительница премудрости, и ведения, и освящения. Ибо в Духе Святом не может быть найдена какая-либо сила, которую бы Он получал от какого-либо внешнего действия освящения или силы, поскольку существо такого рода изменяемо, а Дух Святой, по исповеданию всех, неизменяем. Далее, Дух Святой есть освятитель премудрости божественной, раздаятель всех благ, и, короче сказать, само существо Его - в тех благах, которые подаются от Господа.
5. Итак, если Он есть освятитель, то этим показывается, что существо Его изменению не подлежит, а есть неизменяемо. А что неизменяемо только существо Божие и Единородного Сына Его, это очевиднейшим образом говорит слово Божие, которое вместе с тем учит, что всякое существо тварное подвержено переменам и изменяемо. Итак, поскольку существо Духа Святого не подлежит переменам, а есть неизменямо, то оно не есть одного существа (ομοούσιος) с тварью. Тварь была бы неизменяема, если бы сопоставлялась с Отцом и Сыном как имеющая такую же неизменяемость.
8. Поэтому, если Дух Святой есть иное, чем то, что от Него освящается, то Он есть не одной природы с прочими тварями, которые принимают Его. А если Он есть иной природы, чем твари, и есть самосущий, то из этого видно, что Он не сотворен и не создан. Многие Писания несомненно убеждают, что Он есть иной природы, чем все другие существа.
16…. Ибо когда кто примет благодать Духа Святого, то будет иметь ее данную Богом Отцом и Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, единою благодатью Отца и Сына, восполненную и действием Духа Святого, свидетельствуется Троица единого существа.
18 …. Ибо, если кто лжет Богу, тот лжет Духу Святому, и, кто лжет Духу Святому, тот лжет Богу, то несомненно, что Дух Святой имеет общность (consortium) с Богом. И, как святость принадлежит Ему как Богу, так в Духе Святом подразумевается и божество. И этот Дух Святой, о Котором мы сказали, что Он есть одной природы с Отцом, не различается и от божества Сына,
19…Итак, если в апостолах говорит Дух Отца, наставляя их, что они должны отвечать, и то, чему они научаются от Духа, есть премудрость, в которой не можем разуметь иную, кроме Сына, то ясно, что Дух Святой есть одной и той же природы с Сыном и с Отцом, Коего Он есть Дух. А Отец и Сын - едино. Итак, Троица объединяется единством существа.
36. А Существо Божие просто, несоставно и духовно; Бог не имеет ни ушей, ни органов, которыми издается звук; Его единичная и неосязаемая природа не слагается ни из каких членов и частей. Это же подобным образом должно принимать и о Сыне и Духе Святом.
2) Действие и воля в Троице.
17. ….Ибо утверждается, что во всем совершается одно и то же действие Отца и Сына и Святого Духа. А если у Них одно и то же действие, то и существо Их едино, ибо имеющее одно существо, ομοούσια (единосущное), имеет одни и те же действия, а имеющее иное существо есть ανομοούσια (неединосущное), несогласно и различно.
19. Из этого видно, что премудрость, которая даруется ученикам от Сына, есть премудрость Духа и учение Духа Святого есть учение Господа, что у Духа Святого одна общность природы и воли с Сыном. И так как выше показано, что Дух Святой по природе соединен с Единородным Сыном Божиим и Богом Отцом, а Сын и Отец суть едино по сказанному: Аз и Отец едино есма (Ин.10:30), то отсюда видно, что Троица по существу нераздельна и неразлучна.
3) Крещение
24. Не думаю, что кто-либо будет так неразумен и безрассуден, чтобы признавать совершенным то крещение, которое дается во имя Отца и Сына без присоединения Духа Святого, или во имя Отца и Духа Святого с опущением имени Сына, или во имя Сына и Духа Святого без предварительного упоминания имени Отца. Ибо, хотя бы кто и мог быть столь, так сказать, каменносердечен и умопомешан, кто бы покусился крестить с опущением одного из предписанных имен, поступая как уставщик противный Христу, он будет крестить несовершенно, или, лучше сказать, он совершенно не будет в состоянии освобождать от грехов тех, кого будет считать крещенными собою. Из этого видно, сколь нераздельно существо Троицы и что Отец истинно есть Отец Сына и Сын истинно есть Сын Отца и Дух Святой истинно есть Дух Отца и Бога, и притом премудрости и истины, т.е. Сына Божия. Итак, Троица есть спасение верующих, и раздаяние даров Церкви совершается в этой Троице.
4) Упоминание субстанция акциденция
25Знания, добрые качества, искусства, а также противоположные им волнения, страсти и невежество могут жить в душах, но не как субстанции, а как акциденции; а сотворенная природа и не может жить в душе. А если так и если без всякого сомнения Дух Святой существует, обитая в душе и сердце, то несомненно Он должен быть признаваем со Отцом и Сыном несотворенным.
5) Филиокве или нет
26. Итак, поскольку невозможно и нечестиво признавать вышесказанное в существах бестелесных, то исхождение Духа Святого от Отца должно разуметь так, как Спаситель свидетельствует о Своем исшествии от Отца: Аз от Бога изыдох и приидох (Ин.8:42). И, как мы от бестелесного устраняем места и перемены мест, так от разумной природы удаляем и изведения изнутри ко вне, поскольку таковые свойственны только телам осязаемым и имеющим пустоту. Итак, неизъяснимым и для одной веры ведомым слововыражением мы должны веровать, как, по слову Спасителя, Он исшел от Бога и как Дух Святой исходит от Отца, по свидетельству Господа: Дух, иже от Отца исходит. Христос мог бы сказать: от Бога, от Господа или от Всемогущего, но не коснулся ничего подобного, а сказал: от Отца - не потому, чтобы Отец был иной от Бога всемогущего, ибо и помыслить это преступно, а говорится, что Дух истины исходит от Отца, чтобы указать личное свойство Его и дать понятие о Нем как о производящем. Ибо хотя Спаситель часто говорит, что Он исшел от Бога, однако, указывая на личное свойство и, так сказать, на особенную близость, о которой мы часто говорили, более употребляет имя Отца, как, например: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин.14:10), и в другом месте: Аз и Отец едино есма (Ин.10:30) - и многое иное, этому подобное, что найдет в Евангелии внимательный читатель. "Оный Дух Святой, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне", - говорит Господь, - признавая Его свидетельство равным свидетельству Отца, о Котором говорит: Свидетельствует о Мне пославый Мя Отец. А когда Сын посылает Духа истины, Которого Он назвал Утешителем, то вместе посылает и Отец. Ибо когда посылает Сын, то не безучастен и Отец, когда Дух Святой приходит одной и той же волей Отца и Сына, как говорит Спаситель через пророка (что очевидно будет всякому, кто прочитает место во всей полноте): Господь посла Мя и Дух Его, т.е. Бог посылает не только Сына, но и Духа. И апостол говорит: Яже ныне возвестишася вам благовествовавшим вам Духом Святым, посланным с небесе (1Пет.1:12). И в книге, которая надписывается Премудрость, излагается благодарение Богу от тех, которые получили божественные дарования: А яже на небесех кто изследи; волю же Твою кто позна; аще бы не Ты дал еси премудрость и послал еси Духа Святаго Твоего от высоты; и тако исправишася стези сущих на земли, и яже Тебе угодна, научишася человецы (Прем.9:16-18). И в этом месте не одна премудрость Божия, т.е. Единородный Сын Божий, дается от Отца, но посылается от Него и Дух Святой.
6) Спорный момент о теле Христовом
Итак, творческая сила Вышнего при сошествии Духа Святого на Деву Марию образовала тело Христово, воспользовавшись каковым храмом, Он родился без семени мужского.
7) Две природы Христа
53. Итак, словом Божиим возвещается, что взятый на небо вознесен был той же, о которой мы сказали выше, десницей Божией, получил обетования Духа Святого от Отца и излил Его на уверовавших, так что на языках всех говорили они величия Божии. Ибо и Господень Человек принял сообщение Духа Святого, как пишется в Евангелиях: Иисус же исполнь Духа Свята возвратися от Иордана (Лк.4:1), и в другом месте: Возвратися Иисус в силе Духа в Галилею (ст.14). В отношении к Господню Человеку, который всецело есть Христос, един есть Иисус Сын Божий, мы должны принимать это в смысле благочестия - не так, как бы Он был один и другой, но что об одном и том же говорится как бы о другом по естеству божественному и естеству человеческому, потому что Бог Слово, Единородный Сын Божий, не приемлет ни изменения, ни приращения, поскольку Сам есть полнота всех благ.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote