Базовых документа Кумранской общины три
Устав общины 1Q28 (1QS) 1QRule of the Community , Устав Войны (Войны света против сынов тьмы) и Дамасский документ. И если Устав Войны в целом определяет поведение нового общества в условиях ведения войны с внешними, а Дамасский документ больше как историческая сводка и тенденции движения, то Устав Общины всецело документ, определяющий поведение в общине, ну и пожалуй некоторые характерные для общины черты и базисы веры или мысли так сказать. Следует так же сказать, что Устав общины нигде не напоминает об Учителе Праведности, в Общине есть жрецы и старшие и они ею руководят
VIII:1-2
1. в совете общины двенадцать человек, а жрецов трое совершенных во всем открытом из всего
2. Учения (Торы), чтобы творить истину и справедливость, правосудие и любовь к милости и скромное поведение друг с другом;
, нет ни культа, ничего, что бы хоть как-то свидетельствовало об Учителе Праведности.
С первых строк чётко позиционируется, что это именно Устав общины для руководителей.
I:1-7
1. Для [руководителя, чтобы понимать и чтоб] поставить (руководством) для жизни своей [книгу Уста]ва Общины, чтобы постигнуть
2. Бога [всем сердцем и всей душой] справедливое пред лицом Его, как
3. Он приказал через Моисея и через всех своих рабов пророков, {и} чтобы любить все,
4. что Он избрал, и ненавидеть все, что Он отверг, дабы удаляться от всякого зла
5. и дабы прилепляться ко всем благим делам; и чтобы творить истину и милость, и закон
6. на земле (или: в стране) и не ходить более в закоснелости преступного сердца и развратных глаз,
7. делая всякое зло.
.................
VI:15
[И] он должностное лицо) научит его понимать все правила общины.
Как и некоторые другие рукописи Кумрана Устав общины заявляет, что в Израиле всё неверно делает в плане служения Богу и идёт оппозиция, впрочем причины обособления Кумрана от Израиля, многие исследователи позиционируются из
Галахического письма а, с 4Q 394, 396 (4QMMT а, с) 4QHalakhic Letter а, с, что это вопрос использования в жертву пшеницы, приобретённой у гоев и вопрос смешения крови с женщинами не еврейками.
Устав же вспоминает нечестия Израиля и кидается проклятьями
I:21-26
21. И жрецы описывают милости Бога в Его могучих деяниях
22. и возвещают всю благость милосердия к Израилю. А левиты описывают
23. лукавства сынов Израиля и все преступления их вины, и их грех под властью
24. Велиала... проходящие в Завете исповедуются вслед за ними, говоря: "Мы лукавили,
25. ... нечестиво поступали мы [и отц]ы наши до нас [подведением нашим...
26. ... правды и мил[ости] .. [наших] закон Его на нас и на отцах
II
1. и своим благосклонным милосердием [воз]давал нам от века и до века".
...................
II
4. А левиты проклинают всех людей
5. жребия Велиала, и отвечают, говоря: "Проклят ты во всех нечестивых делах своей преступности, да предаст тебя
6. Бог истязанию рукою всех мстящих местью вслед тебе гибель от руки всех, воздающих
7. заслуженное. Проклят ты без милосердия за темноту твоих дел! Ненавистен ты
8. во мраке вечного огня. Не сжалится над тобой Бог при зове твоем и не простит (тебе), очистив твои грехи.
9. Да обратит лик Своего гнева на отмщение тебе, да не будет тебе мира (или: привета) в устах всех держащихся (Завета) отцов (?)".
10. И все, проходящие в Завете, говорят вслед за благословляющими и проклинающими: "Аминь! Аминь!"
11. Жрецы и левиты продолжают, говоря: "Проклят в мерзости своего сердца, за преступление,
12. вошедший в этот Союз (Завет), но препону своего греха поставивший перед собой, чтобы отступиться от него Может быть,
13. когда он услышит слова этого Завета, произнесет благословение про себя, подумав: „Мир будет мне,
14. хоть я поступлю по закоснелости сердца моего"™. Но [по]гибнет жаждущий дух его, так же как и напоенный, без
15. прощения. Гнев Бога и Его правосудная ревность запылают против него на вечную гибель (ему). Пристанут к нему все
16. заклятия этого Завета, и Бог отделит его ко злу, и он будет истреблен из среды всех сынов Света за свое отступничество
17. от Бога, за свои мерзости. И препона его греха даст ему жребий среди проклятых навеки".
18. И все вошедшие в Завет отвечают, говоря вслед за ними: "Аминь! Аминь!"
В целом Кумран поднимает вопрос ужесточения вопроса следования Ветхому Завету, но нельзя отрицать и уникальных пониманий вопрос греха, зла и что удивительно служения Богу, обо всём этом и по порядку далее.
1) Близкое христианскому понимание греха, а не банальное следование мёртвой букве Закона и его толкования
IV:9-14
9. А духу Кривды (принадлежат): стяжательство, бездействие в служении праведности, нечестие, ложь, гордость и надменность, обман и лукавство, жестокость
10. и сварливость, нетерпеливость и много глупости, и дерзкое рвение к отвратительным делам в духе разврата, и мерзкие пути в служении нечистому,
11. бранная речь, слепота глаз, глухота уха, жестоковыйность, косность сердца, (приводящие) к хождению всеми путями Тьмы, и злая хитрость. И наказание
12. всем, поступающим так, множеством ударов от руки всех ангелов страдания, на вечную гибель в яром гневе Бога мщений, на вечный трепет и постоянный стыд,
13. с позорной гибелью в огне преисподней. И все их сроки по их поколениям - в печали, горести и горьком зле, в мрачных напастях до
14. истребления их без остатка и без спасения для них.
2) Стремление к Богу во всём, стремление славословить, благодарить и помнить о Боге всегда.
X:8-24
И пока я существую , закон начертан на моем языке ради плода славословия и удела моих уст.
9. Я воспою во знании, и весь мой напев для славы! Бога, и струны моих гуслей для Его священного порядка. И свирель моих уст я подниму по начертанию Его правосудности.
10. С приходом дня и ночи вхожу я в Завет Божий и с исходом вечера и утра я говорю Его законы.
11. В их бытии я кладу мою границу безвозвратно, j И правосудие его я исповедую сообразно моей испорченности, и грех мой перед моими глазами, как начертанный закон. Богу я говорю: "Моя праведность",
12. и Всевышнему: "Опора моего блага", (Он) - источник знания и родник святости; высота славы и всеобщая сила ради вечной красы. Да предпочту я то, чем
13. наставит меня, и да буду доволен, когда Он судит меня. Прежде чем двинуть рукой или ногой, я благословляю Его имя, прежде чем выйти и войти,
14. садясь и вставая, и ложась на свою постель, я воспеваю Его и благословляю Его вознесением изреченного моими устами из людского строя
15. Прежде чем я подниму руку, чтоб напитаться лакомствами земного урожая, когда начнется страх и ужас и когда настанет беда с опустошением,
16. я благословляю Его, дивясь (Ему) сильно (?). И перед мощью Его я преклоняюсь, и на милосердие Его я опираюсь всякий день, и да знаю я, что в руке Его правосудие
17. всему живому и все дела Его - истина. И когда открывается беда, я прославляю Его, и когда Он спасает, я воспеваю Его одинаково. Я не отвечу никому злым
18. воздаянием, благом я преследую мужа, ибо у Бога правосудие всему живому, и Он возмещает человеку заслуженное им. Я не завидую духу
19. нечестия, и награбленного имущества не желает моя душа. И тяжбу с людьми преисподней я не держу до дня отмщения, но и гнева моего
20. не отвращу от людей Кривды и не удовлетворюсь, пока не утвердится правосудие. Не обращу гнева на покаявшихся в грехе, но не смилостивлюсь
21. над всеми, сбившимися с пути. Не утешу сокрушенных , пока не станет совершенным их путь. И Велиала не стану хранить в своем сердце, и не услышат в моих устах
22. непристойностей и греховного обмана, лукавства и лжи не найдут в моих речах, но плод святости на моем языке, и скверны
23. не отыщется на нем. С хвалой я раскрываю рот мой, и о справедливости Бога поведает мой язык всегда и об измене людей, пока не кончат
24. грешить.
3) Вот оно, осознание своей немощи и беспомощности без Бога, вот оно базовое смирение праведника и оно уже в Кумране.
XI:10-17
А я принадлежу к нечестивцам, и кругу лукавой плоти присущи мои преступления, моя вина, мой грех, вместе с испорченностью моего сердца, 10. круги гнили и ходящих во мраке. Ибо (не) человеку принадлежит его путь т человек не (сам) направит свои шаги, но у Бога правосудие, и от Его руки -
11. совершенство пути. И Его знанием все совершается, и все сущее Он утверждает своей мыслью, и без Него (оно) не сделается. И я, если 12. пошатнусь, милость Божия - мое спасение навек: И если я запнусь о плотский грех, суд мне в справедливости Божией, что стоит вечно.
13. И если попустит мою беду, то и из преисподней спасет мою душу и направит на дорогу мои стопы, приблизит меня в Своем милосердии, и Его милостью придет
14. мне правосудие. Справедливостью Своей истины судит Он меня и Своим многим благом искупит мои грехи, и Своей праведностью очистит меня от нечистоты
15. людской и прегрешений сынов человеческих, чтобы славить Богу Его справедливость и Всевышнему Его великолепие. Благословен Ты, Боже мой, раскрывающий для знания
16. сердце Твоего раба. Направь к праведности все его дела; утверди сына Твоей рабыни (или: сына Твоей истины) так, как Ты соблаговолил для избранников человеческих, чтобы предстоять
17. пред Твоим лицом вечно, ибо без Тебя не совершенен путь и без воли Твоей не сделается ничего.
4) В целом дух Кривды в плоти человека, не есть ли это принцип первородного греха в Кумране? Впрочем для Кумрана два духа, Зла и Добра (Кривды и Правды) от Бога и люди следующие этим делам от Бога такие, но как уже говорилось выбор по Кумрану всё же есть, а вот дух Кривды в плоти, скорее всего именно указание на наследственность во грехе и в природе злому. И здесь же идёт фраза
чтобы очистить его святым духом от всех нечестивых дел, и брызнет на него духом Правды, точно водой очищения от всех мерзостей лжи и запятнанности 22. духом нечистоты не есть ли образ крещения вырастающий из Кумрана?
Отвращение к Правде -(таковы) дела Кривды, и отвращение к Кривде - (таковы) все пути Правды. И ревность
18. тяжбы на всех их (духовностей) законах, ибо не вместе будут (они) ходить. Но Бог в тайнах Своего разума и в Своей славной мудрости дал конец бытию Кривды и в назначенный срок
19. уничтожит ее навеки. И тогда навсегда выйдет Правда вселенной , ибо она запятналась на путях нечестия, при владычестве Кривды, до
20. срока начертанного правосудия. И тогда Бог отбелит Своей Правдой все дела мужа и очистит Себе (часть) сынов человеческих, чтобы покончить (со) всяким духом Кривды внутри
21. его плоти и чтобы очистить его святым духом от всех нечестивых дел, и брызнет на него духом Правды, точно водой очищения от всех мерзостей лжи и запятнанности
22. духом нечистоты, дабы вразумить прямодушных высшим знанием и мудростью сынов неба и наставить непорочных путем, ибо их избрал Бог ради вечного Завета,
23. и им вся слава человеческая, и нет Кривды.
Итак это были интересные особенности Устава общины и его схожесть с Христианским пониманием греха, служения Богу. А теперь пожалуй и об организации общины.
Вот они, базовые принципы общины, отделиться от людей не следующих Богу, воспитывать в себе праведника в общежитийном бытии, бороться с мыслями и помыслами, стремиться к чистоте сердца и это всё под Законом, удивительно, это пожалуй высочайший уровень служения Богу, вне принципов искупления Христом. Может это и есть те, кого, так долго воспитывал Бог, водя народ Израиля по пустыни и давая Закон и вот эти люди прозревают и готовы к раскрытию Христова служения любви в Его вочеловечивании, они готовы, они ждут Мессию, их уровень духовной жизни вырос далеко за рамки соблюдения обрядов, ритуалов, просто они ещё не подозревают, куда их поведёт Христос.
1. Вот Устав для людей общины, предавшихся отказу от всякого зла, с тем чтобы держаться всего, что (Он) приказал, по Его воле, чтоб отделиться от общества
2. людей Кривды, чтобы быть вместе в Учении (в Торе) и в имуществе и повиноваться словам сыновей Садока, жрецов, хранящих Завет, и слову большинства людей
3. общины, держащихся Завета. По их слову исходит черед жребия для каждого дела, (связанного с) Учением (Торой), имуществом и правосудием, чтобы творить сообща истину и смирение,
4. праведность и правосудие, любовь к милости и скромное поведение на всех их путях, с тем чтобы никому не ходить по закоснелости сердца своего, блуждая вслед своему сердцу
5. и глазам и помыслу своего побуждения, но, напротив , обрезать сообща необрезанность побуждения и жестоко-выйность, чтобы основать истинную основу для Израиля, для общины Завета
6. вечного, чтобы искупить всех самоотверженно предавшихся Святыне с Аароном и Истинному Дому с Израилем и присоединяющихся к ним ради общины и ради тяжбы , и ради правосудия,
7. чтобы обличать в нечестии всех преступающих Закон. И вот порядок их путей по всем этим законам, когда они соберутся в общину (или: вместе). Всякий, вступающий в совет общины,
8. да вступит в Божий Завет на глазах всех самоотверженных и да поставит над собой связывающую клятву обратиться к Учению (Торе) Моисея, согласно всему, что (тот) приказал, всем
9. сердцем и всей душой, ради всего открытого из него (Учения) сынам Садока, жрецам, хранителям Завета и исследующим Его волю, и большинству людей их Завета,
10. сообща предавшихся Его истине и следованию Его воле. И тот, кто положит Завет на свою душу, (должен) отделиться от всех людей Кривды, ходящих
11. путем нечестия, ибо (те) не причтутся к Его Завету, ибо не искали Его и не домогались Его законов, чтобы познать сокровенности, в которых заблуждались
12. преступно. И открытое (из Закона, Учения) делали они высокомерно, так, что поднимется гнев правосудно и местью отметится по заклятиям Завета для сотворения над ними великого
13. [с]уда на вечную погибель без остатка. Пусть не входят в воду, касаясь чистоты святых людей, ибо очищаются лишь,
14. если раскаялись в своем зле, ибо нечистое во всех преступающих Его слово. И не должно объединяться с ним в его труде и богатстве, чтобы он не вовлек его (новиция)
15. в грех преступления. Напротив, пусть удаляется от него во всяком деле, ибо так написано: "От всякого ложного слова удаляйся". И чтобы никто из людей
16. общины не соглашался с ними ни в чем из всего Учения (Торы) и Закона, и чтоб никто не ел и не пил ничего из их добра и не брал от них ничего
17. бесплатно , как написано: "Отстаньте от человека, в ноздрях которого дыхание, ибо чем он считается?" Ибо
18. всех, кто не числится в Его Завете, следует отделить: их самих и все, что у них. И человек святости не должен опираться ни на какие суетные
19. дела, ибо суетны все, кто не познал Его Завета. И всех презирающих Его слово (Бог) истребит с земли, и все их дела - мерзость
20. перед Ним, а во всем имуществе - нечистое.
После этого вновь опустимся на землю и посмотрим на базовые принципы приёма в общину и наказаний и восстановлений после наказаний
V:23-24
23. А записывать их (следует) по Уставу одного за другим, согласно разуму и делам каждого, чтобы все слушались друг друга, малый большого.
24. Проверка их духа и их дел должна быть ежегодно, с тем чтобы повышать каждого, согласно его разуму и непорочности его пути, и чтобы отодвигать назад каждого,
.........
VI:20-23
20. надзирающего за работой старших, и тот запишет это в список своей рукой, но на старших этого не расходует. Он не коснется трапезы старших, пока
21. не исполнится для него второй год среди людей общины. А когда исполнится для него второй год, (то) проверят его по слову старших, и если выйдет ему
22. жребий приблизиться к общине, то его запишут в Устав, (согласно) его чину, среди его братьев для (соблюдения) Учения (Торы), закона и чистоты, и для смешения (обобществления) его имущества. И его совет
23. будет для общины и для ее правосудия.
..........
VI:24-VII:25
24. И вот правила, по которым судят при общем расследовании, согласно делам. Если среди нихш найдется человек, который солжет
25. относительно имущества, и это станет известно, то отделят его от среды чистоты старших на один год, и будет наказан (на) четверть своего хлеба. И тот, кто ответит
26. своему товарищу с упрямством, заговорит в раздражении, [пренебрегая наставлением своего единомышленника, упорствуя, вопреки слову своего товарища,; внесенного в список перед ним,
27. [я самоуправствует , то будет на[ка]занным в течение одн[ого] года [и (будет) отлученным... И тот, к]то упомянет что-нибудь с почитаемым именемпо любому..
VII
1. и если произнес проклятие, либо испугавшись беды, либо по любому поводу, который (случился бы) у него ... (в то время, как) он читает по книге или произносит благословение, то его отлучают,
2. и не вернется больше на совет общины. И если будет говорить во гневе против одного из жрецов, записанных в книгу, то будет наказан один год
3. и отлучен в одиночество от чистоты старших. Но если сказал по заблуждению, то будет наказанным шесть месяцев. И тот, кто утаит свое знание (или: обманет сознательно),
4. будет наказанным шесть месяцев. А человек, который несправедливо обругает (?) своего товарища сознательно, будет наказанным один год
5. и отлученным. И тот, кто будет говорить со своим товарищем лукаво (?) или совершит обман сознательно, будет наказанным шесть месяцев, а если
6. взаимно обманут друг друга, то (каждый) будет наказанным три месяца. А если допустит обман против имущества общины, вызвав его потерю, то возместит его ...
7. самолично.
8. Если же его рука не сможет возместить его, то будет наказанным шестьдесят дней. И тот, кто будет хранить злобу на своего товарища несправедливо, будет наказанным шесть месяцев (поправка: один год).
9. И то же для мстящего за себя в чем-нибудь. Тот, кто скажет своими устами какую-нибудь гадость, - три месяца. Говорящему посреди слов своего товарища -
10. десять дней. Кто ляжет и заснет в заседании старших - тридцать дней. То же для человека, отлучающе-
11. без спроса . И засыпающий до трех раз на одном заседании будет наказанным десять дней. Но если поднимут,
12. и он отлучится, то наказанным будет тридцать дней. Тот, кто ходит перед своим товарищем голый, не будучи тяжело больным, будет наказанным шесть месяцев.
13. Человек, который плюнет среди заседания старших, будет наказанным тридцать дней. Тот,, кто вынет свою руку из-под своей одежды,
14. а та распахнется, и покажется его нагота, будет наказанным Тридцать дней. Тот, кто смеется по глупости, громким голосом, будет наказанным тридцать
15. дней. Вытаскивающий свою левую руку, чтобы обмахиваться (?) ею, будет наказанным десять дней. Человека, который пойдет с клеветой на своего товарища,
16. отлучают от чийтоты старших на один год и будет наказанным. А тот, кто пойдет с клеветой На старших, того отсылают от них,
17. и больше он не вернется. Человека, который ропщет на устои общины, отсылают, и он не вернется. Но если ропщет на товарища
18. несправедливо, то будет наказанным шесть месяцев. Человек, дух которого отшатнется от устоев общины, с тем чтобы изменить истине
19. и следовать закоснелости сердца своего, если покается, то будет наказанным два года. В первый (год) он не коснется чистоты старших,
20. а во второй не коснется трапезы старших, и должен сидеть позади всех людей общины. А по исполнении
21. для него двух лет (наказания) старшие расспросят о его делах. И если его (в результате) приблизят, то будет записан по своему чину, а затем вопрошаем о законе
22. И всякий человек, который пробудет в совете общины свыше полных десяти лет,
23. но дух его отвратится, чтобы изменить общине, и его выведут пред старшими
24. за следование закоснелости своего сердца, (тот) больше не вернется к совету общины. И любому из людей об[щины, кто сме]шается
25. с ним в отношении его чистоты или в отношении его имущества, кото[рое ...] старшие, приговор будет такой же: из[гнание
приобщение к общине сугубо добровольное и служение воле Божьей с полной отдачей.
IX:24-26
И все содеянное с ним он желает, как добровольную жертву, и, кроме воли Божьей, не хочет (ничего).
25. [Вс]е речи уст его угодны (Богу), и он не желает ничего, что (Бог) не за[поведал, с]уд Божий зрит постоянно
26. ... благословляет Создателя своего и во всем том, что будет ... устами благословит Его
Пара, тройка интересных моментов, которые упоминаются в Уставе Общины
Краеугольный камень, о чём интересно суть.
VIII:2-11
2. Учения (Торы), чтобы творить истину и справедливость, правосудие и любовь к милости и скромное поведение друг с другом;
3. чтобы хранить веру на земле (или: в стране) мыслью неколебимой и духом сокрушенным и чтобы искупить вину посредством творящих правосудие
4. и испытанием горнила; и для обхождения с каждым в меру истины и в черед времени. Пока эти есть в Израиле,
5. совет общины устойчив в истине для вечного насаждения, дом святыни для Израиля, основание святого
6. святых для Аарона, правдивые свидетели для правосудия и избранники благоволения, чтобы совершить искупление за землю (или: за страну) и чтоб обратить
7. на нечестивцев заслуженное ими. То стена испытанная, драгоценный краеугольный камень,
8. да не сотрясутся его устои ш и да не сдвинутся со своего места. Чертог святого святых
9. (они) для Аарона, если все они знают Завет правосудия и (могут) приносить жертву приятным ароматом. И (они) - дом совершенства и истины в Израиле, 10. чтоб установить Завет для вечных законов, и будут (Богу) угодны , чтобы искупить землю (или: страну) и вынести суд нечестию. И нет Кривды! Когда эти утвердились в основе общины в течение двух лет при совершенном пути (поведении),
11. то отделятся, как святыня, внутри совета людей общины.
Благословление пиши.
VI:4-6
И как случится накрыть стол для еды или (подадут) виноградный сок
5. для питья, жрец протянет свою руку первым, чтобы благословить сначала хлеб или виноградный сок {для питья, жрец протянет свою руку первым,
6. чтобы благословить сначала хлеб или виноградный сок} .
Благословление верных, со сравнением с ВЗ.
II:2-4
2. людей жребия Бога, ходящих непорочно по всем Его путям, и говорят: "Да благословит тебя всем
3. благим и да сохранит тебя от всякого зла, и да просветит твое сердце жизненным разумом, и да пожалует тебя вечным знанием,
4. и да обратит лик Своей милости к тебе ради мира навеки".
(Числа 6:22-27)
22 И сказал Господь Моисею, говоря: 23 скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:
24 да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
25 да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
26 да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
27 Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их.
и оно же используется у Протестантских Церквей и в Древних Церквях. Удивительные и интересные сходства, близость Кумрана Христианству поражает, повторюсь, как уже и написал выше, может именно таких времён и таких пониманий духовности под Законом ждал Христос, водя людей путями жёсткого Закона, и вот они появились и только такие смогли бы понять и принять Его?