Общие представления об идеях Кумрана.
15-10-2011 15:46
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
На всём протяжении рукописей очень часто фигурирует понимания текущего бытия людей и народов, как сынов Света и сынов Тьмы, о Кривде и Правде. О творении мира злым и добрым, при всём фигурировании принципа предопределения и первородном грехе, есть всегда сноска на принцип прихода к добру и злу самостоятельно. При всём при этом нечестие народов внешних к Израилю в целом позиционировано, как внешнее и к Богу и к добру и судьба всех народов быть уничтоженными, на крайний случай служить Израилю. Схожесть с Христианством во многом поразительная, кроме безусловно вопроса Христа. Жизнь общины Кумрана, это прообраз и близкий прообраз жизни Христианской общины. Только при всём стремлении Христианской общины к проповеди Христа, вопрос общины Кумрана - замкнутость и ожидание Мессии царя, священника, владыки с которым эта община, пользуясь Уставами Общины, Уставом Войны (HHGY, Сыны света против сынов тьмы), Дамасским Документом должна пойти на освободительную войну против всех внешних, сохраняя при этом своё близкое, и откровенно революционное отношение с Богом, невероятно схожее с Христианским.
Итак, базовые понятия Кумрана следующие
1) Принцип Кривды и Правды. Истины и Лжи и всего что с этим связано, здесь проекция на Христианские принципы Истины.
Дети Спасения и тайна бытия [фрагменты 1 и 410 (4Q 416, 418)]
Постоянно ищи Его Волю.
(Хотя) ты (и) беден, не говори:
«Я нищ и (поэтому) я не буду искать Знание»;
склони спину свою ко всякому наставлению,
и вся[кой мудрос]тью очищай сердце свое (разум сердца),
и великоразумием мыслей своих
исследуй6 тайну бытия;
и постигни все пути Правды (Истины),
и все корни Кривды рассмотри.
Восхваления 4Q 427- 433a 4QHodayot (a-f и дубли)
12.в горниле беременности. И беременная Аспидом афтд(или. ничтожеством) обречена острой муке,и проходы погибели всем ужасным деяниям.Колеблются
13. опоры стены, как корабль поверх вод.Гремят тучи гласом грома, и жители праха,
14. как пустившиеся в море, напуганы бурями морскими, и её мудрецы все, как моряки в пучинах, ибо поглощена
15. вся их мудрость бушующим морем в кипении бездны над истоками вод ... вздымаются ввысь волны
16. и проломы воды с их громким рёвом, когда они вздымаются, раскрываются врата Преисподней ... все стрелы погибели.
17. При их шествии к бездне (они) взывают громко,и раскрываются врата ... деяния Аспида.
18. И закрываются двери могилы за беременной Кривдой,и засовы вечности за всеми духами Аспида.
Устав общины 1Q28 (1QS) 1QRule of the Community
III:17-21
17. законы всему, и Он их обеспечивает во всех их нуждах. Он сотворил человека для властвования
18. миром и положил ему два духа, чтобы руководиться ими до срока Его взыскания. Это духи
19. Правды и Кривды. В чертоге Света - родословие Правды, и из источника Тьмы - родословие Кривды.
20. В руке князя Света власть над всеми сынами правед-ности, путями Света они будут ходить. А в руке ангела
21. Тьмы вся власть над сынами Кривды, и путями Тьмы они будут ходить.
IV:9-10
9. А духу Кривды (принадлежат): стяжательство, бездействие в служении праведности, нечестие, ложь, гордость и надменность, обман и лукавство, жестокость
10. и сварливость, нетерпеливость и много глупости, и дерзкое рвение к отвратительным делам в духе разврата, и мерзкие пути в служении нечистому,
V:1-3
1. Вот Устав для людей общины, предавшихся отказу от всякого зла, с тем чтобы держаться всего, что (Он) приказал, по Его воле, чтоб отделиться от общества
2. людей Кривды, чтобы быть вместе в Учении (в Торе) и в имуществе и повиноваться словам сыновей Садока, жрецов, хранящих Завет, и слову большинства людей
3. общины, держащихся Завета.
вопрос Устава Общины особенно в этом свете интересен, так как данный текст нам перечисляет понимание дел Кривды, как плохие дела абсолютно аналогичные Христианству.
2) Вопрос сынов Света и сынов Тьмы. Христос Себя называет Светом и Евангелисты Его называют Светом, Христиане сыны Света, единая концепция прослеживается.
Война сынов света против сынов тьмы 1Q33 4Q M? 491-496 (1QM + 4QM)
I:1-2
1.[... Устав] Войны. Первое приложение рук сынов Света при начале (действий) против жребия сынов Тьмы, против войска Велиала: против полчища Эдома и Моава и сынов Аммона,
2. и во[йска?] Филистеи, и против полчищ киттиев Ашшура, и (кто) с ними в помощь бесчестящим Завет.
I:8-11
И в срок Божий осветит высота его величия все концы [...]
9. для мира и благословения, славы и радости, и долгоденствия всех сынов Света. А в день, когда падут киттии, - битва, сильное побоище пред Богом
10. Израиля.
11. мужей - сынов Света со жребием Тьмы, сражаясь вместе, ради могущества Божия, при великом шуме и кличе божественных (ангелов) и людей в грозный день.
XIII:5
5. их нечестивых, и закляты они во всем своем гнусном, нечистом служении, ибо они - жребий Тьмы. А жребий Божий - ради Света
XIII:9-11
9. пр[еданием (?)] о Твоих праведных деяниях и чудной мощи Твоего правосудия. Ты, [Боже, иск]упил нас ради Тебя, (сделав) народом вечным, бросил нам жребий Света
10. ради праведности Твоей. Предводителя Света назначил Ты издревле, чтобы помочь нам [---], и всех праведных духов его власти. И Ты (же)
11. создал Велиала губителем, ангелом злокозненным (мастэма).
XVII:16-17
16. И(так), в жребии тр[етьем одолеют сыны Света. А в четвертом скрепится войско Велиала, и бойцы начнут па]дать сраженными,
17. [согласно та]йнам Божиим [... ]
в целом Свиток Войны пестрит вопросам победы сынов Света над сынами Тьмы, но победа земная, так же как и чаяния о Мессии, как о земном владыке.
Мидраш Мельхиседека 11Q13 (11QMeIch) 11QMelchizedek
7. в пос[ледний] юбилейный год сказа[л] ... [искупле]нне э[то] ... де]сятый [ю]билейный год,
8. чтобы искупить в нем всех сынов [света и] люде[й ж]ребия [Мельхи]седека ……, ибо
Флорилегиум (Атология мессианско-эсхатологических текстов) 4Q174 (4QFlor) 4QFlorilegium
Столбец I
8 сынов Велиала, которые заставляют их спотыкаться, чтобы уничтожить [их за грехи?] их, когда они блуждали (или: сбились с пути) по замыслу [Ве]л[и]ала, чтобы заставить споткну[ться] сы[нов]
9 [света], и замыслить против них греховные помышления, что[бы быть схва]ченными Велиалом из-за своих заблуждений.
Устав общины 1Q28 (1QS) 1QRule of the Community
I:8-10
8. в праведный союз для объединения в совете Бога и чтобы ходить перед лицом Его непорочно, (согласно) всем
9. откровениям по срокам их свидетельств, и любить всех сынов Света , каждого
10. сообразно его жребию в совете Бога, и ненавидеть всех сынов Тьмы, каждого по его преступлению
и даже проклинает сынов Тьмы.
II:8-18
8. во мраке вечного огня. Не сжалится над тобой Бог при зове твоем и не простит (тебе), очистив твои грехи.
9. Да обратит лик Своего гнева на отмщение тебе, да не будет тебе мира (или: привета) в устах всех держащихся (Завета) отцов (?)".
10. И все, проходящие в Завете, говорят вслед за благословляющими и проклинающими: "Аминь! Аминь!"
11. Жрецы и левиты продолжают, говоря: "Проклят в мерзости своего сердца, за преступление,
12. вошедший в этот Союз (Завет), но препону своего греха поставивший перед собой, чтобы отступиться от него Может быть,
13. когда он услышит слова этого Завета, произнесет благословение про себя, подумав: „Мир будет мне,
14. хоть я поступлю по закоснелости сердца моего"™. Но [по]гибнет жаждущий дух его, так же как и напоенный, без
15. прощения. Гнев Бога и Его правосудная ревность запылают против него на вечную гибель (ему). Пристанут к нему все
16. заклятия этого Завета, и Бог отделит его ко злу, и он будет истреблен из среды всех сынов Света за свое отступничество
17. от Бога, за свои мерзости. И препона его греха даст ему жребий среди проклятых навеки".
18. И все вошедшие в Завет отвечают, говоря вслед за ними: "Аминь! Аминь!"
III:24-26
24. И все духи его жребия (существуют) на помеху сынам Света. Но Бог Израиля и ангел Его правды помогают всем
25. сынам Света. И Он сотворил духов Света и Тьмы и на них основал всякое действие
26. их ...66 всякое служение и на их путях...
3) Творение Велиала злым, добро и зло от Бога.
Война сынов света против сынов тьмы 1Q33 4Q M? 491-496 (1QM + 4QM)
XIII:10-14
10. ради праведности Твоей. Предводителя Света назначил Ты издревле, чтобы помочь нам [---], и всех праведных духов его власти. И Ты (же)
11. создал Велиала губителем, ангелом злокозненным (мастэма). Во тьм[е (?) влас]ть его, и совет его - ради нечестия и греха, и все духи
12. его жребия, ангелы зловредные, действуют по законам Тьмы, к ней их [стремление купно. А мы, жребий Твоей правды, радуемся руке
13. Твоей могучей, торжествуем при спасении Тобою, ликуем о по[мощи Твоей и о ми]ре Твоем. Кто подобен Тебе в силе, Боже Израилев, и с
14. бедняками - рука Твоего могущества . И какой ангел И предводитель подобен помощи (от) л[ица Твоего (?). Иб]о Ты извечно предначертал Себе день битвы [ - - ]
Устав общины 1Q28 (1QS) 1QRule of the Community
III:24-26
24. И все духи его жребия (существуют) на помеху сынам Света. Но Бог Израиля и ангел Его правды помогают всем
25. сынам Света. И Он сотворил духов Света и Тьмы и на них основал всякое действие
26. их ...66 всякое служение и на их путях...
Восхваления 4Q 427- 433a 4QHodayot (a-f и дубли)
IV:38
38. И не человеку ... Ты сделал, ибо Ты сотворил праведника и нечестивца...
VI:20-22
20. И Ты, Боже, приказал им приносить пользу ведущим их [Твоим святым] путем... по нему . И необрезанный, и нечистый, и насильник
21. да не пройдут по нему, и отшатнутся от пути, (какой) Тебе по сердцу, и в порче... и как (?) советовал Белиал
22. их сердцу... нечестивый помысел, запятнаны виной... [ст]ал я, как моряк на корабле, когда вздымают
4) При всём сказанном в 3 пункте вопрос зла для человека всё же избирательный.
Дамасский документ CD
II
14. И теперь, сыны, слушайте меня, и я открою глаза ваши, чтобы видеть и чтобы понимать дела
15. Бога, избирать то, чего Он желает, и отвергать то, что Он ненавидит; чтобы шествовать непорочно
16. по всем Его путям и не рыскать помышлениями преступной мысли и развратных глаз. Ибо многие
17. заблуждались благодаря им, и доблестные воители спотыкались из-за них и прежде, и поныне. Следуя строптивости
18. своего сердца, пали Стражи Небесные, из-за нее они были связаны, так как не хранили заповедей Бога.
19. И сыновья их, те, чей рост, как высокие кедры, и чьи тела, как горы, пали ведь
20. Вся плоть, что была на суше, ведь она издохла ; и стали они, как не были, за то, что действовали
21. по своей воле и не хранили заповедей своего Творца, пока не запылал гнев Его против них
III
1. Из-за нее (строптивости) впали в заблуждение сыны Ноя, и племена их за нее истреблены.
2. Авраам не следовал ей и ст[ал др]угом (Бога) за то, что хранил заповеди Бога и не предпочел 3. свою собственную волю, и передал (свое поведение) Исааку и Иакову, и они сохранили (его) и записаны друзьями
4. у Бога и обладателями Завета навеки. Сыны Иакова совратились в этом и были наказаны сообразно своим
5. ошибкам. И их сыновья в Египте следовали строптивости своих сердец , совещаясь против
6. заповедей Бога, с тем чтобы каждому делать верное в своих глазах. И ели кровь. И был истреблен
7. их мужской пол в пустыне. Им (было сказано) в Кадёсе: "Ступайте, наследуйте (землю", но они поступали по) собственному духу и не слушали
8. голоса их Творца, заповедей своего наставника и роптали в своих шатрах. Но запылал гнев Божий
9. на их сборище, и сыны их из-за него погибли; и цари их им истреблены, и воители из-за него
10. погибли, и земля их из-за него запустела. Из-за него прятались первые вошедшие в Завет, но были преданы и предпочли свою
11. мечу, когда оставили Завет Бога волю, и рыскали за своим упрямым
12. сердцем, творя каждый свою волю.
Два пути (4Q 473) 4QThe Two Ways
[...] Он посылает [перед тобой благословение и проклятие. Это] - д[ва] пути, один - до[бра и один – зла. Если ты пойдешь по пути добра,] Он благословит тебя. Но если ты пойдешь [злым] путем, [Он проклянет тебя на твоем пути] и в твоих [шат]рах. Он искоренит тебя, [поражая тебя и плод твоего тяжелого труда тлей], и плесенью, снегом, льдом и гра[дом...] посреди всего [...]
5) О греховности от рождения, нечистоте и смерти
Восхваления 4Q 427- 433a 4QHodayot (a-f и дубли)
4:29-31
29. всем живым Твое могущество . Кто такая эта плоть? Что такое глиняный сосуд, чтобы творить великие чудеса (ради него). Он же греховен
30. от лона (матери) и до седин преступен изменой. И я знаю, что не у человека праведность и не у сына человеческого совершенство
31. пути. У Бога Всевышнего все дела праведности, и путь человека исправен лишь духом, который Бог создал ему,
Благодарственные гимны 1Q35 1Q36 1Q37 1Q38 1Q39 1Q40 (1QH a) 1QHodayotb 1QHymnic
III:8-12
8. и боль пронзительная в ее утробе заставляет содрогаться в горниле беременности. Ибо дошли сыны до проходов смерти.
9. И чреватая мужем стиснута своими болями (или: своими путами). Но нет! В бурунах (в проходах) смерти и с болями (или: в путах) погибели
10. из горнила чреватости дивный советник в своем могуществе, и спасется муж от сокрушителей (или: от валов). Чреватость им ощутили все
11. сокрушители, и остры муки при их рождениях, и трепет: (охватит) их родительниц. И при их рождениях ступят все схватки
12. в горниле чреватости. И чреватая Аспидом (или: ничтожеством) ш обречена острой муке, и буруны погибели (грозят) всем ужасающим деяниям.
Устав общины 1Q28 (1QS) 1QRule of the Community
IV:20-22
20. срока начертанного правосудия. И тогда Бог отбелит Своей Правдой все дела мужа и очистит Себе (часть) сынов человеческих, чтобы покончить (со) всяким духом Кривды внутри
21. его плоти и чтобы очистить его святым духом от всех нечестивых дел, и брызнет на него духом Правды, точно водой очищения от всех мерзостей лжи и запятнанности
22. духом нечистоты, дабы вразумить прямодушных высшим знанием и мудростью сынов неба и наставить непорочных путем, ибо их избрал Бог ради вечного Завета,
XI:21-22
21. И рожденный женщиной чем сочтется (или: что возразит) перед лицом Твоим? Ведь он - от пыли его замес и пища червей - его обиталище. И он - пустой сосуд,
22. отщипнутая глина, и к праху его устремление (или - вовращение). И что ответи глина и созданное рукой? И какой совет поймет?
6) Вопрос лжепророков, Кумран совмещает в этом лице и вопрос Учителя Лжи, нечестивого священника, но об этом в вопросе личности Учителя Праведности. и вопрос уничтожения людей нечестия, да и в целом отношение Кумрана к необрезанным.
Восхваления 4Q 427- 433a 4QHodayot (a-f и дубли)
4:16-21
16. искать Тебя . Из уст лжепророков одурачены заблуждением, и сами [на]сме[шли]вой речью и чуждым языком говорят народу Твоему,
17. чтобы обесславить обманом все свои дела, ибо не [слушали гласа] твоего и не внимали Твоему слову, ибо говорили
18. откровению знания: "неверно!" и о пути Твоего сердца: не тот." Но Ты, Боже, ответишь им осудив их
19. Твоим могуществом [за] их мерзости и за множество их грехов, чтобы попались в свои умыслы те, кто отчуждены от Твоего Завета
20. И Ты истребишь право[суд]но всех людей обмана, и провидцы лжи не найдутся более. Ибо нет ни безумия во всех Твоих делах,
21. ни обмана [в] замыслах Твоего сердца. Но те, кто по душе Тебе, будут вечно стоять пред Твоим лицом, и идущие путем Твоего сердца
6:20-23
20. И Ты, Боже, приказал им приносить пользу ведущим их [Твоим святым] путем... по нему . И необрезанный, и нечистый, и насильник
21. да не пройдут по нему, и отшатнутся от пути, (какой) Тебе по сердцу, и в порче... и как (?) советовал Белиал
22. их сердцу... нечестивый помысел, запятнаны виной... [ст]ал я, как моряк на корабле, когда вздымают
23. моря свои волны, и все их проломы надо мной шумят духом смуты ... затишье, чтоб ожить душой, и нет
Второе дополнение к «Уставу общины» под названием «Благословение отцов и князя» 1Q28b (1QSb) 1QRule of Benedictions
5:23. и поставить Заве[т... кре]постыо для ищущих [его (?) ... тебя] Господь на вечную высоту и как м[ощную] башню на стене
5:24. высокой. И по[разишь народы] силой [уст] своих и скипетром твоим ты опустошишь землю, и духом уст своих
5:25. умертвишь нечести[вцев, при духе] ... вечного мужества, духе... знания и богобоязненности. И будет
5:26. правда поясом [твоих бедер и вера] - поясом твоих чресл.
Война сынов света против сынов тьмы 1Q33 4Q M? 491-496 (1QM + 4QM)
XIX:11-13
11. [ - - ] пали там на (поле) Меча Божия. И приблизится туда пер[во]священник [ . . . ]
12. [ - и в]оины и все главы шеренг и подчиненные [их ...]
13.[ - где па]ли [сра]женные китти[и, и восх]валят там Бога [... ]
Благодарственные гимны так же свидетельствуют о спасении только в общине.
Община Кумрана отделена от остальных иудеев и по всей видимости отделение пошло в принципах описанных в Галахическом письме. Галахическое письмо выделяет причину выхода общины из иудаизма. Это то, что нельзя приносить пшеницу от гоев и смешиваться с гоями и через их женщин.
7) Новый Завет в понимании Кумрана, это восстановление Старого Закона.
Дамасский документ CD
VI:18-21
18. святое от мирского, соблюдать день субботы, согласно относящимся к нему толкованиям, и праздники,
19. и день поста, как (при) исходе вошедших в Новый Завет в стране Дамаска,
20. чтобы возносить святые (приношения) согласно их перечню (или: согласно их толкованиям), любить каждому брата своего
21. как себя , держать руку бедного, нищего и поселенца.
VII:20-21
20. Таково слово, которое сказал Иеремия Варуху, сыну Нирии, и Елисей
21. Гиезию, своему отроку. Все люди, которые вступили в Новый Завет в земле Дамаска...
XIX:33-34
33. (Он) оставит их, и они отвернутся в строптивости своего сердца. Таковы все люди, которые вступили в Новый
34. Завет в земле Дамаска, но снова изменили и отврати-лись от кладезя живой воды.
XX:8-22
8. ибо прокляли его все святые Всевышнего. И подобное же правосудие всякому, кто отвергает Первых
9. и Последних, тем, кто принимали скверну в свое сердце и поступали в строптивости своего
10. сердца. Нет им удела в доме Учения (Торы)! Каков суд их товарищам, тем, которые отвратились
11. вместе с Людьми насмешки, (так и) они будут судимы, ибо говорили непутное о праведных законах и презрели
12. Завет и договор , которые установили в земле Дамаска, а это - Новый Завет!
13. И не [бу]дет им и их родам удела в доме Уче[ния] (Торы)! И со дня 14. кончины Наставника общины (или: Единственного наставника) и до конца всех людей войны, которые ходили
15. с Лжецом, - около сорока лет, и в ту пору загорится
16. гнев Божий в Израиле, как сказал: "Нет царя и нет вождя, нет судьи и нет справедливого
17. обвинителя". И покаявшиеся в преступлении... Иа[кова] хранили Завет Божий, тогда...
18. ...друг дру[гу]... [друг] друга... замедлится их шаг по Божьему пути, "и внемлет
19. Бог их словам и услышит, и будет написана памятная книга... ради богобоязненных, ради почитающих
20. Его имя, пока не откроется (или: восстанет) спасение и справедливость для богобоязненных. И вы.снова увидите как праведника,
21. так и нечестивца, как раба [Бо]жьего, так и того, кто не служил Ему. И сделает милость... [тысячам], любящим Его,
22. и стражам Своим на тысячу поколений... из дома Раскола, которые вышли из священного города
8) Вопрос моногамии в Кумране. Давид не знал о запрете на многожёнство.
Дамасский документ CD
IV:20-21
20. как сказал (пророк): "Капелью каплют" (или: "проповедуют ложное"). Они ловятся двумя (сетями): блудом, беря
21. двух жен при их жизни, тогда как основа творенная - (суть слова): "мужчиной и женщиной сотворил их".
V:1-6
1. И вошедшие в ковчег "по парам пришли к ковчегу". И князе написано:
2. "Пусть не умножает себе жен" . А Давид не читал книги Закона , запечатанной, которая
3. была в ковчеге, потому что он (ковчег) не открывался в Израиле со дня смерти Элеазара
4. и Иисуса {Исуса} и старейшин, так как служил Астарте, и (Иисус) скрыл
5. явное, пока не встал Садок. Но дела Давида вознесены, кроме крови Урии,
6. и Бог отпустил их ему. А также они - осквернители святилища , потому что они не
В целом в Кумране, в документах общин фигурируют и имя Бога Сущий и заявлено о святом Духе. Но бесценность Кумрана в подтверждении неискажённости ВЗ, так как наличествует очень много либо полных книг ВЗ, либо множество цитат в толкованиях и в прочем.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote