О Троице и природах Христа вне Христианского канона.
06-08-2011 14:09
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Вознесение Исайи (Видение Исайи). Не явная датировка, но фигурирует в Кумране. Очевидно вставки...
И мне было дано петь вместе с ними, и тот ангел, который был со мной, и я сам были подобны их славе, и их слава была одной [с нашей (?)]. И они прославляли Отца всех и его возлюбленного Сына и Духа Святого. Все воспевали одним голосом - не тем, который был на пятых небесах, но другим голосом. И здесь был великий свет.
И он отвечал мне: "Они не получают их до того времени, пока Сын первым не принесет сюда эти троны и венцы, - в те дни, когда Он будет пребывать в облике, подобном твоему." И князь мира того наложит свои руки на Сына Божия и убъет Его, и повесит Его на древо, и он убьет Его, не зная, Кто Он такой. И Он спустится в ад и опустошит его от всех теней. (16-20) И Он схватит князя смерти и лишит его [знаков власти], и разрушит все его силы, и вознесется оттуда на третий день, забрав с собой неких праведников. И Он пошлет своих проповедников по всему миру, и вознесется на небеса. Тогда и эти получат свои троны и венцы.
Завещание Авраама. 1 век н.э.
13 С тем же и мы, братья мои возлюбленные, уподобимся в гостеприимстве патриарху Аврааму и позаимствуем от него добродетельный образ жизни, дабы удостоились и мы жизни вечной, прославляя Отца и Сына и Святого Духа.
14 Его же слава и держава вовеки. Аминь.
Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова. (63 год до н.э.) ВЗ апокриф.
4. Тогда угаснет земля Хама,
и погибнет весь народ. Тогда почиет вся земля от смуты, и все, что
под небесами, от войны. 5. Тогда прославится Сим, ибо Господь Бог
Израиля придет на землю [как человек] и тем спасет Адама. 6. Тогда
предан будет всякий дух соблазна на поругание, и люди обретут власть
над злыми духами. 7. Тогда воскресну и я в радости и благословлю
Всевышнего ради чудес его, [ибо Господь, приняв тело и вкусив пищу
с людьми, избавил людей.]
VIII. И вот, дети мои, показал я вам последние времена, когда
все совершится в Израиле. 2. А вы поведайте о том детям вашим, дабы
они едины были с Левием и с Иудою. Ибо через них придет спасение
Израилю, и в них благословен будет Иаков. 3. От скипетра их явится
Бог [живущий в людях] на земле, дабы спасти род Израиля и привести
к нему праведных из язычников. 4. И если вы также будете делать
добро, благословят вас люди и ангелы, и через вас прославлен будет
Бог среди народов, а дьявол бежит от вас, и звери убоятся вас, и
Господь возлюбит вас [и ангелы обнимут вас]. 5. Вырастивший доброго
сына стяжает память добрую, так же и память добрая о благом деле у
Бога пребывает.
VII. Не уподобляйтесь Содому, не узнавшему ангелов Господних
и погибшему навечно.* 2. Ибо знаю я, что согрешите вы и преданы
будете в руки врагов ваших, и земля ваша запустеет, и святыни ваши
разрушатся, вы же рассеяны будете по четырем углам земли, и будете
в рассеянии презираемы как вода бесполезная. 3. До той поры будет
это, когда посмотрит Всевышний на землю, и Сам придет [как человек,
с людьми вкушающий и пьющий], и снесет голову дракона в воде,*2 и
избавит Он Израиля и все народы [Бог, в человека облекшийся]. 4.
Скажите же, дети мои, и вы детям вашим об этом, дабы не ослушались
Его. 5. Ибо узнал я, что ослушаетесь вы и пребудете в нечестии,
внимая не закону Божию, но советам людским, совращаясь во зле. 6. И
за то разделены будете вы, подобно Гаду и Дану, братьям моим, чьей
земли, рода и языка не узнаете.*3 7. Но вновь восставит Он вас в
вере милосердием Своим и ради Авраама, Исаака и Иакова.
Вознесение Еноха. Не явная датировка, ВЗ апокриф.
Глава 16
1 И ныне, то, что Я рассказал тебе, и то, что ты видел на небесах, и то, что видел на земле, и то, что ты написал в книгах, - создал Я Премудростью Своею и искусством Своим, и сотворил от нижнего основания до высшего.
2 И до скончания их нет Мне советника, ни помощника.
3 Сам Я - вечен, нерукотво-рен. Неизменна мысль моя, советник Мой, и слово Мое - есть дело, и очи Мои следят за всем: если отверну лице Мое - все погибнут, если же призираю - утверждаются.
Откровение Седраха. Не явная датировка, ВЗ апокриф.
9. И сказал Бог Сыну Своему Единородному: "Ступай, возьми душу возлюбленного Моего Седраха и помести ее в Рай".
Говорит Единородный Сын Божий Седраху: "Верни Мне залог, который вложил Отец наш в чрево матери твоей, в священное жилище твое с младенчества
Откровение Ездры. (не позднее 9 века н.э.) ВЗ апокриф.
Глава 12
1 Тогда говорит Бог Единородному Сыну Своему: "Сойди, Сын Мой возлюбленный, с войском ангелов великим и возьми душу возлюбленного Моего Ездры".
2 Взяв же войско ангелов великое, говорит Господь пророку: "Верни Мне залог, который вложил Я в тебя - готов венец твой".
3 И сказал пророк: "Господи, если изымешь душу мою из меня, кто тогда станет судиться с Тобой, защищая род человеческий?"
4 И сказал Бог: "Смертный, не смеешь ты с земли судиться со Мной!"
5 И сказал пророк: "Все равно не перестану я судиться с Тобой!"
6 И сказал Бог: "Верни данный тебе залог - готов венец твой, иди же и прими смерть, чтобы получить его".
Книга Еноха (Эфиопский Енох) (датировка не ясна, фигурирует в Кумране), ВЗ апокриф.
Глава 38
И когда появится Праведник пред глазами праведных,
Чьи избранные дела держатся Господа Духов,
И свет предстанет праведным и избранным, живущим на земле,
Глава 39
И в том месте глаза мои узрели Избранника праведности и веры,
И я видел место его обитания под крыльями Господа Духов.
И праведность будет господствовать в его дни,
Глава 46
И спросил я ангела, который пошел со мной и показывал мне все сокрытое, о Сыне Человеческом, кто он такой, и откуда он, и почему шел он с Главой дней? И ответил он мне и сказал мне: Это сын Человеческий, имеющий праведность, С которым праведность обитает, И который открывает все сокровищницы сокрытого, Потому что Господь Духов избрал его, И чей жребий пред Господом Духов имеет превосходство в благочестии навеки.
Глава 48
И в тот час Сын Человеческий был назван в присутствии Господа Духов, И имя его пред Главой Дней. Да, прежде сотворения солнца и знамений, Прежде создания звезд небесных, Имя Его было наречено пред Господом Духов. Он будет посохом для праведных, на который они будут опираться и не упадут, И будет он светом язычников, И надеждою обеспокоенных сердцем. Все, живущие на земле, падут и поклонятся ему, И восхвалят, и благословят, и прославят Господа Духов песней. И по этой причине он был избран и сокрыт пред Ним, Прежде сотворения мира и навеки. И мудрость Господа Духов открыла его святым и праведным; Ибо он сохранил жребий праведных, Потому что возненавидели и призрели они этот мир нечестия,
Глава 49
Потому что Избранник стоит перед Господом Духов, И слава его во веки веков, И могущество его во все роды. И в нем живет дух мудрости, И дух, который дает познание, И дух понимания и силы, И дух тех, которые уснули в праведности. И будет он судить тайные вещи, И никто не сможет произнести лживое слово перед ним; Ибо он Избранный пред Господом Духов по Его благой воле.
Глава 52
И сказал он мне: «Все то, что ты видел, послужит господству Его Помазанника, чтобы он мог быть сильным и могущественным на земле». И тот ангел мира ответил, говоря мне: «Подожди немного, и откроется тебе все сокрытое, что окружает Господа Духов. И горы, что видели твои глаза, Гора железная, и гора медная, и гора серебряная, И гора золотая, и гора из мягкого металла, и гора свинцовая, Все это в присутствии Избранника будет подобно воску пред огнем, И подобно воде, текущей сверху вниз (на этих горах), И станут они бессильными перед его ногами. И случится в те дни, что никто не спасется, ни золотом, ни серебром, И никто не сможет избежать. И не будет существовать железа для войны, Также никто не оденется в доспехи. Бронза не потребуется, И жесть (не послужит и) не будет в почете, И свинец не востребуется. И все это будет (отвергнуто и) уничтожено с лица земли, Когда Избранник предстанет перед лицом Господа Духов».
Глава 62
‘Откройте глаза свои и вострубите в рога свои, если способны вы узнать Избранника’. 2 И Господь Духов возвел его на престол славы Своей, И дух праведности излился на него, И слово уст его поражает грешников,
........
6Все цари и могущественные и те, кто владеют землей, благословят и прославят, и вознесут Того, Кто правит всем, и Того, Кто был сокрыт. 7Ибо от начала Сын Человеческий был сокрыт, А Всемогущий сохранил Его в присутствии Своего могущества. И явил Его избранным.
........
И отныне никогда не увидят лиц грешников и неправедных. 14 А Господь Духов пребудет с ними, И будут они вечно вкушать с Сыном Человеческим, И возлежать, и вставать.
Глава 69
26 И была среди них радость великая, И благословляли они, и прославляли, и превозносили, Ибо было явлено им имя Сына Человеческого. 27 И воссел Он на престоле славы, И итог суда был дан Сыну Человеческому, И изгнал Он грешников, и исчезли они с лица земли, И те, кто уводили мир с пути истинного. 28 Будут связаны они цепями, И в месте собрания своего и разрушения будут заточены, И все дела их сотрутся с лица земли. 29 И с того времени не останется ничего испорченного; Ибо Сын Человеческий явился, И воссел на престоле славы Своей, И все зло изгнано пред лицом Его,
И слово Сына Человеческого распространится И будет сильным пред Господом Духов. Такова третья Притча Еноха.
Глава 71
12И благословения, вышедшие из уст моих, были приятны пред Главой Дней. И сей Глава 13дней подошел с Михаэлем и Гавриэлем, Рафаэлем и Пануэлем, тысячами и десятью тысячами ангелов без числа. [Утеряна страница, описывающая, как Сын Человеческий вместе с Главой дней и Енох спрашивает одного из ангелов о Сыне Человеческом, кто он такой.]
14И он [т.е. ангел] подошел ко мне и приветствовал меня голосом Своим, и сказал мне: "Это Сын Человеческий, рожденный для праведности, и праведность пребывает над ним, И праведность Главы Дней не покидает его".
15 И сказал он мне: "Провозглашает Он тебе покой во имя мира грядущего; ибо с этого момента произошел покой от сотворения мира, и так будет тебе во веки веков. 16 И все будут ходить путями его, потому как праведность никогда не оставит его: С ним будет их жилище, и с ним их наследие, И не будут они отделены от него во веки веков. 17 И так с этим Сыном Человеческим будет полнота дней, И у праведных будет покой и праведный путь Во имя Господа Духов во веки веков".
Троица.
Глава 40
И после того я увидел тысячи тысяч и десять тысяч раз по десять тысяч, увидел я множество превосходящее число, размышляя, кто стоял перед Господом Духов. И с четырех сторон Господа Духов увидел я четыре существа, отличающихся от тех, которые не спят, и узнал я их имена: ибо ангел, шедший со мной, объявил мне их имена, и показал все сокрытое. И услышал я голоса тех четырех существ, когда они произносили хвалу Господу славы. Первый голос благословляет Господа Духов во веки веков. И второй голос, который я слышал, благословляет Избранника и избранных, которые держатся Господа Духов. И я слышал, как третий голос молится и ходатайствует за тех, кто живет на земле, и молит во имя Господа Духов. И услышал я голос четвертый, отгоняющий бесов и запрещающий им являться пред Господом Духов, чтобы обвинять живущих на земле. После этого я вопросил ангела мира, который пошел со мной, показавшего мне все сокрытое: «Кто эти четыре существа, которых я видел, и чьи слова слышал и записал?» И сказал он мне: «Первый – Михаэль, милосердный и долготерпеливый; и второй, который поставлен над всеми болезнями и всеми ранами детей человеческих, - Рафаэль; и третий, поставленный над силами, - Габриэль; и четвертый, который определен над покаянием к надежде тех, кто наследует вечную жизнь, имя ему Фануэль». И это четыре ангела Господа Духов и четыре голоса, которые я слышал в те дни.
Глава 45
Отвергнувших имя Господа Духов,Которые так сберегаются на день страдания и бедствия. В тот день Мой Избранник воссядет на престол славы И испытает их дела, И места их покоя будут неисчислимы. И души их укрепятся в них, когда увидят они Моего Избранника, И те, кто призвал Мое славное имя: Тогда Я призову Моего Избранника обитать среди них. И Я изменю небо и сделаю его вечным благословением и светом И Я изменю землю и сделаю ее благословением: И Я призову Моих избранных обитать на ней: Но грешники и злодеи не ступят на нее. Ибо Я даровал и удовлетворил миром Моих праведных И призвал их жить предо Мной: Но для грешников приближается суд Мой, Так что Я уничтожу их с лица земли.
О воскресении праведников при избраннике
Глава 51
И в те дни также земля отдаст тех, кто был вверен ей, И Шеол также возвратит тех, кого получил, И ад отдаст тех, кто принадлежит ему. Ибо в те дни восстанет Избранник, И изберет праведных и святых среди них: Ибо день приблизился, чтобы они могли быть спасены. И в те дни воссядет Избранник на престол Мой, И уста его изольют все тайны мудрости и совета: Ибо Господь Духов даровал (их) ему и прославил его. И в те дни как овны запрыгают горы, И также холмы, как ягнята, пресыщенные молоком, заскачут, И лица (всех) ангелов в небе воссияют радостью. И земля возликует, И праведные будут обитать на ней, И избранные будут ходить по ней.
Евангелие от Никодима (5 век)
ДЕЯНИЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, творение Харина и Лентия. Владыко, благослови во имя Святой Троицы начать рассказ о деяниях Спасителя нашего Иисуса Христа, в известных книгах записанный, которые обрел Феодосии Великий царь в Иерусалиме при наместнике Понтийском Пилате
14. И один священник но имени Финей, и Ада учитель, и Агей левит - эти трое из Галилеи пришли в Иерусалим и сказали первосвященникам и всем в собраниях иудейских: "Мы видели, как Иисус, которого вы повесили на кресте, беседовал с одиннадцатью апостолами Своими. Сидели они на горе Масличной, и сказал Он им: "Странствуя по всему миру, проповедуйте людям, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа: тот, кто уверует и крестится, будет спасен". И когда сказал Он это ученикам Своим, увидели мы, как Он ввысь вознесся на небо".
Услышав это, первосвященники и старейшины и левиты сказали тем мужам: "Восславьте Бога Израиля и перед Ним признайте истину того, что видели и слышали".
18. "Иисус Христос - мертвых воскресение и жизнь (вечная) - повелел нам поведать тайны после крестной смерти Его, как Он заклинал нас. Он завещал рабам Своим не раскрывать никому Божества Своего силу неведомую, которая в аду преисподнем. Когда со всеми отцами нашими мы были заключены в глубине преисподней, во тьме кромешной, внезапно сотворилось золотое сияние солнца пресветлого, облеченного в пурпур, и озарил нас царственный свет, пробудивший род человеческий. (Тогда) Адам и все праотцы и пророки, возвеселившись, сказали: "Это от Света Вышнего - Свет Вечный, (это) Сын, Который завещал послать нам равновечный Свой Свет".
И отвечал Ад главному Сатане: "Владыка столь могучий - как может быть человеком, боящимся смерти? Покорны мне все власти Земные и все те, кого привел ты своею властью. Если ты могуч - как может этот человек, Иисус, боящийся смерти, власти твоей противиться? Если столь силен Он в человеческом естестве, то говорю тебе: воистину всемогущ (Он) в естстве божественном, и никто не может противиться власти Его. Поэтому говорю тебе, что пленить (Он) хочет тебя, и горе тебе будет на вечные времена".
Ад, отвечая, сказал: "Тот ли Он, кто мертвых у меня отнял? Это те, кого я пленил, когда жили они на земле, и их у меня мертвыми отбирает силой Божией и к Богу Отцу Своему молитвой приводит. Ибо Он - Бог всемогущий и делает все, что хочет. Тот ли это Иисус, который словом Своим мертвых вывел от меня? Может быть, это Тот, кто Лазаря смердящего, сгнившего за четыре дня, которого я мертвым держал, властию Своею заставил встать живым?"
24. И сказал Господь, простирая руку Свою: "Придите ко Мне, все святые мои, ибо имеете подобие образа Моего - вы, кто из-за древа диавольского были на смерть осуждены. Ныне же видите; древом диавольским Я осудил смерть".
Когда же (он) так сказал, были все святые под рукой Господней. И держа Адама за правую руку, сказал ему Господь: "Мир тебе со всеми детьми твоими".
Адам же преклонил колени у ног Господних и со слезной молитвой сказал: "Возвеличу Тебя, Господи, ибо поднял меня и не позволил врагам моим веселиться надо мной. Ты - Господь Бог мой, я возопил к Тебе, и Ты меня исцелил, и вывел из ада душу мою, и избавил меня от нисходящих в бездну. Пойте Господу все святые Его! Исповедайте память святынь Его! Ибо гнев в ярости Его и жизнь в Его воле".
Так же и все святые Его, колени преклонив у ног Господних, единым голосом сказали: "Пришел Избавитель веков! Исполнилось возвещенное прежде через закон и пророков. Избавил нас животворящим крестом Своим, и через крестную смерть сошел к нам, и избавил нас от адовой смерти силою Своей, Господи. Ибо начертал надпись славы Твоей на небесах, и надпись искупления воздвиг, крест Свой поставил на земле, Господи, в аду знамение победы креста Твоего, ибо смерть уже не имеет власти".
И простирая руку Свою, сотворил Господь знамение крестное на Адаме и на всех святых Своих. И, держа правую руку Адама, вышел из Ада, и все святые последовали Богу.
Тогда возопил сильно святой пророк Давид: "Поите Богу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь! Спасение мое десница Его и святая мышца Его. Сказал Господь о спасении Своем перед людьми и открыл истину Свою". И отвечали все множества святых: "Это слава всем святым Его, аминь, аллилуйя!", что означает: "Да будет так! Воспевайте Господа".
И потом сказал пророк Аввакум: "Выступят освободить людей Своих и избавить возлюбленных Своих"! И все святые отвечали: "Благословен грядущий во имя Господне, Господь Бог, давший нам Свой свет! Аминь. Аллилуйя!"
Потом же возопил пророк Михей: "Кто Бог, больший, чем Ты, Господи, искупляющий беззакония и попирающий грехи? И ныне всем владеешь и в свидетельство ярость Свою послал. Ты - милость живая, и Сам обратишься и помилуешь нас, и изгладишь все беззакония наши. И (ныне) все грехи наши вверг (в пучину морскую), и вывел нас из вечной смерти, как с клятвою обещают отцам нашим в первые дни". Отвечали все святые: "Это Бог наш. живущий во веки веков, и Он избавляет нас навек. Аминь. Аллилуйя". Так же и все пророки вознесли святые хвалы, которые они прежде поведали, и все святые (возгласили): "Аминь. Аллилуйя!", и с упованием последовали Господу.
Арабское евангелие детства Спасителя (1300)
Отвечал им идол:
- Пришел сюда тайный Бог, но воистину Бог Он. И не достоен кроме Него ни единый как Бог почитаться, ибо и впрямь Он Сын Божий. И едва распознав Его, вздрогнула эта земля, а от прихода Его - волновалась и трепетала. Да и сами мы пред величием силы Его трепещем.
И тотчас рухнул тот идол. И сбежались к руинам со всего Египта жители.
Армянское сказание об апостоле Варфоломее (точная датировка не ясна, по упоминаню о монашеских обетах явно позже 3-4 века)
Народ единогласно воззвал: "Какой-то бог явился посреди нас!" И юноши, взяв святого апостола, подняли его на руки, а другие спешили приносить жертву и дары. Святой апостол высвободился из рук их, выбежал из среды толпы, сказав громко: "Я - раб Господа Вседержителя и Сына Его Иисуса Христа, и Духа Святого, именем которого ожил мертвый тот отрок. Я послан к вам проповедовать евангелие царствия, дабы вы, приняв слово жизни, жили и обратились от суетного вашего служения, которого вы держитесь по невежеству вашему и неверию, и дабы вы познали единого истинного бога Господа нашего Иисуса Христа, сотворившего небо и землю, море и все в них находящееся."
Страсти апостола Варфоломея (5 век)
Я же ничего бренного и земного не жажду, а хочу лишь только, чтобы знал ты: пожелал родиться, подобно человеку, из лона девы Сын Божий, дабы человек, в утробе девы зачинаемый, уже в сокровеннейших недрах ее сопричастен был Богу, который создал и небо, и землю, и море, и все, чем полны они. Родившись же подобно человеку из чрева девы, через рождение человеческое восприял начало Тот, Кто никогда начала не имел, но всегда Сам началом был и всему начало дал - творению видимому и невидимому. Дева же та, от замужества клятвенно отрекаясь, первая всемогущему Богу обет девственного служения принесла. И потому говорю я "первая", что от начала веков, с тех пор, как создан был человек, такого обета ни одна Богу не давала; эта же первой средь жен так душу свою возвысила, что сказала Богу: "Господи, Тебе приношу невинность свою" - и решила, что из любви к Богу непременно останется она девой, хоть и не учили ее тому ни человек, ни писание, и примеров для подражания она не имела.
.......................
- Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова, Который ради нашего искупления послал Сына Своего единородного, Бога нашего и Господа, дабы всех нас, кои рабами греха были,6 искупил Он кровью Своей и детьми Твоими сделал; истинный Бог Он, через Которого Ты познаешься, ибо всегда тот же Ты и неизменным пребываешь: един с Сыном Отец, как и един с Духом Святым, и воистину один Бог Отец нерожденный и один Сын Его единородный, Господь наш Иисус Христос, и один Дух Святой, от Отца исходящий, податель света и наставник душ наших, и есть Он в Отце и в Сыне Твоем, Господе нашем Иисусе Христе, Который дал нам от Себя эту власть, дабы исцеляли мы немощных, слепых наделяли зрением, очищали прокаженных, паралитиков излечивали, демонов обращали в бегство и мертвых воскрешали,7 и сказал нам: "Истинно говорю вам, чего б ни попросили вы у Отца Моего во имя Моё, даст Он вам".8 И потому прошу я именем Его чтобы исцелилась вся толпа сия, дабы узнали все, что один Ты Бог на небе и на земле, и в море, даровавший спасение нам в Господе нашем Иисусе Христе, через Которого Тебе, Богу Отцу, честь и слава со Духом Святым на вечные веки веков
Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные Прохором, учеником его (не ясная датировка, скорее всего поздний апокриф) Перевод выполнен со славянского языка по старо-обрядческому изданию XIX века «Житие и деяния святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова».
Глава 2
78 Диоскорид же, припав к ноге Иоанна, сказал: что мне должно делать, чтобы и я сподобился быть Его рабом? Иоанн же сказал ему: веруй во Отца и Сына и Святого Духа, и крестись, и омой все грехи свои, и будешь Ему раб.
и иные места в главах, неоднократно.
81 Поскольку прелесть бесовская была в человеках и они служили демонам, посему Бог благий послал Сына Своего, Который и родился от Марии девы и возрос плотию как Человек, и учил людей отстать от лести врага.
Деяния и мученичество апостола Матафии (3 век)
Он несомненно пребывает в аду1 ; и там ему был уготован неугасимый огонь, нескончаемая геенна, кипящий кал, неусыпающий червь, ибо он зарезал три тысячи младенцев, желая убить младенца Исуса, Ветхого днями;
Деяния Павла (2 век)
-... Я < верую также >, <братья> мои, <что> нет другого Бога, кроме <Иисуса> Христа, Сына Того, Кто Благословен и Коему слава <вовеки веков>. Аминь
очень интересный отрывок, об исхождении Духа от Отца, против Католицизма.
- Внемлите, мужи, братия, что приключилось со мной, когда был я в Дамаске и преследовал в те времена веру Божию. Дух, что <на меня> от Отца сошел, проповедал мне Евангелие Сына Его, дабы мог я жить по нему. И нет, воистину, жизни, кроме как жизнь во Христе. Вступил я в церковь великую с Благословенным Иудою [во главе], братом Господним,1 который первым преподал мне благую любовь веры [нашей].
...............
4. Передавал же я изначально вам то, что от апостолов получил, кои прежде меня были и все время с Господом Иисусом Христом пребывали,
5. что был Господь наш Иисус Христос Марией рожден от семени Давидова, когда ниспослан был в нее Отцом с небес Дух Святой,
6. дабы мог Он прийти в сей мир и всякую плоть искупить плотью Своей и во плоти нас из мертвых поднять, и явил Он Собою пример нам в том.
7. И поскольку был человек Отцом Его сотворен,
8. пропавшим будучи, найден он был, дабы через усыновление воскреснуть.
9. И потому послал сперва Всемогущий Бог, сотворивший небо и землю, пророков евреям, дабы избавились те от грехов своих;
10. и потому положил Он спасти Дом Израилев, что посылал Он частицу Духа Христова пророкам, кои во многие времена возвещали безупречное почитание Бога
11. Но поскольку возжелал князь неправедный сам Богом быть, налагал он руки на них и истреблял пророков, и потому страстями опутана всякая плоть людская
12. Но справедлив Бог Всемогущий, не отрекается Он от творений своих,
13. и послал <в огне>1Он Духа <Святого> в Марию Галилеянку,
14. веровавшую всем сердцем своим, и приняла она Духа Святого во чреве своем, дабы Иисусу в сей мир явиться
15. с тем, чтобы сокрушен был лукавый тою же плотью, через которую власть он обрел, и убедился, что не Бог он вовсе.
16. И потому собственным телом Своим спас Иисус Христос всякую плоть <и привел через веру ее в жизнь вечную>,
17. дабы храм праведности мог явить Он телом Своим,
18. коим искуплены мы.
Деяния Филиппа (2 век)
И потому обратитесь к Сыну Бога живого, в чьих руках души ваши и дух ваш. Ибо первый Он Бог и ни единого нет кроме.
...............
"Слава Тебе, Бог Филиппа Иисус Мессия! Не воздал Ты нам за нечестья наши и не поступил с нами по грехам нашим. Не знали Тебя мы, Господи, Ты же по милосердию Своему послал избавителя нам. Слава милости Твоей, обильно на нас излившейся, во веки веков! Аминь".
...............
- Именем Господа нашего Иисуса Мессии, Бога Сильного, меня против тебя пославшего, повелеваю тебе я: встань, забирай трон свой, собери легионы свои и ступайте вон все из этого города, ведь три тысячи семьсот девяносто пять лет веселились вы здесь и куражились.
...............
А все, кто слышал и видел [это], исповедались и молились и кланялись низко, приговаривая:
- Истинный Бог и Сущий Господь наш Иисус Мессия и с Ним Отец Его и Дух Его Святой. Честь Им и слава, хвала и почет от всех поколений всегда и навеки. Аминь и Аминь".
Деяния Иуды Фомы апостола (6 век)
Иисус, Сын совершенный, милосердия совершенного. Ты стал Христом и облекся человеком первый.
.............
И Ты явил славу Божественности Твоей в страдании Твоем с человечностью нашей, когда Ты лишил Дьявола мощи его и воззвал гласом Твоим к мертвым, и они ожили.
Мученичество Павла (3 век)
Сердечно радуясь и горя пламенем веры, ему Патрокл отвечает:
- Господь Иисус Христос, царь всех времен. Нерон, вздрогнув при имени истинного Бога, спросил юношу:
- Значит, дано ему царить в веках и разрушить все царства мира?
..........
Мы же отнюдь не какому-нибудь земному, как считаете вы, царю служим, но Богу Живому, Царю небес и всех веков, который придет как судия и станет чрез огнь судить этот мир за происходящие в нем беззакония. Счастлив будет всяк, уверовавший в него, ибо обретет жизнь вечную и жив будет во веки веков. И несчастен тот, и несчастнее его нет, кто, презрев щедроты милосердия и великодушия Его, не обратится к Нему, ибо сгинет навеки.
Потому-то и сошел с небес на землю Тот, Кто небо и землю сотворил, и для того создан человек Тем, Кто создал его, дабы, оставив беззакония свои, отвернувшись от бессловесных и бесполезных статуй, которым он так нечестиво вместо Бога поклоняется, служил бы Тому, Кто создал его, перед Кем трепещут ангелы, и Кому все силы небесные поклоняются.
...........
Уразумейте, мужи любезные, что имя божества на многие отнюдь не делится,1 ибо один Бог, от Которого всё, и один Господь Иисус Христос, чрез Которого всё,2 и один Дух Святой, в Коем совокупность всего существует, и повинуется Ему все воистину истинное, и нет разделения в Божестве, ибо не имеет Оно множественности.
Страсти апостолов Петра и Павла (большие) (3-6 век)
22. Когда же письмо прочитано было, сказал Нерон: ... - Ответь мне, Петр, бьтло ли все это совершено им? Молвил Петр:
- Да, все так, славный император, не лгу я тебе! ^Симон этот исполнен лжи и в обмане погряз, и хоть мнит он себя чуть ли не богом, - человек всего-навсего. Во Христе же единство полное Бога и человека2 явлено, и осеняет Его та сила непостижимая, которой через человеческую природу надлежало на помощь людям прийти. Однако жив Симоне этом тоже две сущности - человека и дьявола, алчущего с помощью человека людей в сети завлечь.
Учение Симона Кифы в Риме городе (3-4 век)
И поскольку Он - Бог, вместе с исцелением Своим Он также грехи прощал, ибо целительство Его явное бы-ло свидетельством прощения Его тайного, что оно истинно было и верно. Ибо этого Иисуса проповедовали пророки в откровениях своих, поскольку они ожидали узреть Его и услышать слова Его: что Он (тот), кто был с Отцом Его от века и от вечности, - Бог, который был сокрыт в вышине и явлен в глубине. Сын славный, который от Родителя Своего, и прославлен вместе с Отцом Своим и с Духом Божественности, и власть которого страшна могуществом Его. И Он был распят телом, которое получил, и поднялся к Отцу Своему, что видели я и товарищи мои, и вновь Он придет во славе собственной Своей, и со всеми ангелами святыми, что мы услышали от Него, как Он сказал нам1.
...........
Он сказал нам: "Пошлю Я вам Дух, Утешитель, дабы он обучил вас всех тому, чего не знаете вы". Ибо благодаря дару Его говорим мы то, что слышите вы. И далее через него мы приносим помощь больным и исцеление страждущим, так что, услышав слово, и с помощью силы его, вы уверуете в Христа, что Он - Бог, Сын Божий, и отступитесь от служения языческого, и будете поклоняться Ему и Отцу Его, и славить Его, Дух Божественности Его. Ибо когда славим Отца мы, также Сына Его вместе с Ним славим мы, и когда Сына почитаем мы, также Отца с Ним почитаем мы, и когда Дух мы исповедуем, мы также Отца и Сына исповедуем, ибо во имя Отца, и Сына, и Святого Духа было приказано нам крестить тех, кто уверует, дабы они жили вечно.
и целиком весь этот апокриф, как сирийское учительство о Боге, в целом монофизитское пожалуй, так как говорится смешал природы
История о кончине святого Иоханнана, апостола и евангелиста (сирийский, датировка ранняя, но не чёткая)
Бог Иисус, Отец тех, кто над небом, и Господь небесных, и Бог небесных, 'также закон тех, кто в эфире, путь воздушных и охрана тех, кто на земле, страх земных и мир тех, кто Его.
Первое послание Климента Епископа римского к девственникам (не явная датировка, но приписывается Клименту римскому (лат. Clemens Romanus I, ум. 97, или 99, или 101))
Глава 6
Утроба девства святого носила Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, и в тело, которое носил Господь наш и в котором совершил борьбу в этом мире, Он облекся от святой Девы.
Второе послание Климента Епископа римского к Коринфянам, 1-2 век.
Глава 9
1 Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет.
2 Знайте: в чем вы спасены, в чем прозрели, если не во плоти?
3 Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий.
4 Ибо как призваны во плоти, так и на суд придете во плоти же.
5 Единый Христос Господь, спасший нас, хотя прежде был Духом, сделался плотию, и, таким образом, призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти.
6 Итак будем любить друг друга, чтобы всем войти в царство Божие.
7 Пока имеем время для врачевания, предадим себя врачующему Богу, давая Ему плату.
8 Какую? – Покаяние от искреннего сердца.
9 Ибо Он наперед знает все, и видит все, что есть в нашем сердце.
10 Дадим Ему хвалу не только от уст, но и от сердца, чтобы Он принял нас, как сынов.
11 Ибо Господь сказал: "братья Мои суть те, которые исполняют волю Отца Моего".
Послание апостола Варнавы, 1-2 век (130 год.).
Глава 5
Для того Господь предал тело Свое на смерть, чтобы мы получили отпущение грехов и освятились, - именно чрез окропление кровию Его. О нем написано иное для народа иудейского, а иное для нас.
.........
Каким же образом Он подвергся страданиям от людей, внимайте. Пророки, получившие от Него дар, уже предсказали о Нем. И поелику, чтобы упразднить смерть и показать воскресение из мертвых, Ему надлежало явиться во плоти; то Он подвергся этому для того, чтобы исполнить обещание, данное отцам и, [4] приготовляя для Себя новый народ, в продолжение земной Своей жизни показать, что Он, воскресив мертвых, будет судить их. К тому же, Он Сам проповедовал, уча израильский народ и творя столь великие чудеса и знамения, и явил к нему особенную Свою любовь.
Но когда избрал Он собственных апостолов для проповедания Евангелия Своего, - людей крайне грешных, дабы показать, что пришел не праведников, а грешников призвать на покаяние (Мф. 9:13), тогда Он открыл Себя Сыном Божиим. А если бы Он не пришел во плоти, то как бы люди могли остаться живыми, взирая на Него, когда и те, которые смотрят на солнце, имеющее некогда уничтожиться, - на дело рук Его, не могут прямо смотреть на его лучи? Итак, Сын Божий для того пришел во плоти, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Для того Он и пострадал. Ибо Бог говорить, что «рана плоти Его «происходит от них»[5] (Ис. 53:8); и [у другого пророка][6]: «когда поражу пастыря; тогда рассеются овцы стада» (Зах.13:6). Сам Он восхотел пострадать известным образом; так как Ему должно было пострадать на древе. Ибо пророчествовавши о Нем говорить: «пощади душу мою от меча (Пс. 21:21), пригвозди плоть мою (Пс. 118:120), потому что сонмы злых восстали на меня» (Пс. 21:17). Еще сказано: «вот я отдал хребет мой на бичевание и ланиты мои на поражение, лицо же мое положил, как твердый камень» (Ис. 50:6-7).
.........
Глава 12
Далее, что говорить Моисей Иисусу сыну Навину, которому он дал как пророку, такое имя (Чис. 13:17) для того только, чтобы весь народ понимал, что Отец о Сыне Своем Иисусе все открывает сыну Навину? Давши ему такое имя, когда посылал его соглядатаем земли Ханаанской, он сказал ему: «возьми книгу в руки свои, и напиши то, что говорить Господь, то есть, что Сын Божий в последние дни истребит с корнем весь дом Амалика» (Исх. 17:14). Вот опять Иисус, не сын человеческий, но Сын Божий, Который явился в прообразе и во плоти.
Но так как могут сказать, что Христос есть Сын Давида, то опасаясь этого и зная заблуждение грешников, сам Давид говорит: «Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, доколе Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1; Мф. 22:43-45). И Исаия равным образом говорит: «сказал Господь Христу моему Господу[13], Которого я удержал за десницу Его, чтобы повиновались Ему народы, и крепость царей разрушу» (Ис. 45:1). Видишь, как Давид[14] называет Иисуса Господом и Сыном Божиим.
Послание двенадцати Апостолов, манускрипты (по предположениям 160 год.) манускрипты датируются 4-5 веком.
3 Вот что мы знаем: наш Господь и Искупитель Иcус Христос есть Бог, Сын Божий, Который был послан ЯХВЕ, Богом всего мира, Создателем и Творцом его, Который именуется всеми именами и превосходит высотою всякую власть, Господь господствующих, Царь царей, Правитель правящих, Единый на небесах, возседающий на херувах и серафах одесную престола Отца; Кто Своим Словом сотворил небеса и образовал землю и то, что на ней: день и ночь, солнце и луну, и поставил пределы морю, которые оно не прейдет; также и бездны и источники, чтобы им выходить на поверхность и течь по земле: день и ночь, солнце и луну установил Он, и звезды на небе; и Который разделил свет и тьму; Который призвал ад и в мгновение ока повелел зимою быть дождю, снегу, граду и льду, и дням в свои времена года; Который повелел земле трястись и вновь утвердил её; Который сотворил человека по образу Своему, по Своему подобию, и возвестил об этом через праотцов и пророков[2], Которого проповедали апостолы и Которого осязали Его ученики. В Бога, Господа, Сына Божия мы веруем, что Он есть Слово, ставшее плотью; что от святой девы Марии Он принял тело, рожденное от Святого Духа, не по желанию[3] плоти, но по воле Божьей; что Он был обернут в пелены в Вифлееме и явил Себя, и возрастал, и достиг зрелости, когда и мы узрели Его.
........
авно в Отца ЯХВЕ Всемогущего и в Иcуса Христа, нашего Искупителя, в Святого Духа Утешителя, в святую Церковь и в отпущение грехов.
......
Я – Тот, Кто говорил вам о Моей плоти, и о Моей смерти, и о Моем воскресении. Но чтобы вы знали, что это – Я, ты, Петр, вложи палец в отверстие от гвоздя в Моих руках, и ты тоже, Фома, вложи палец в рану от копья в Моём боку; а ты, Андрей, взгляни на Мои ноги и посмотри, ступают ли они по земле, ибо написано у пророка: "Дьявольский призрак не оставляет отпечатков следов на земле".
........
Я явился Марии и говорил с нею. Её сердце приняло Меня, и она уверовала [и возрадовалась][16], и Я создал Себе образ и вошел в её тело. Я стал плотью, ибо Я один был служителем у Себя при Марии[17] в видимом обличье ангела. Ибо так Мне надлежало[18] сделать. После этого Я возвратился к Отцу[19].
...........
Но Он ответил нам: "Я весь в Отце и Отец во Мне из-за[25] подобия образа и силы и полноты света и меры, и голоса. Я – Слово, Я сделался в Нем неким, так сказать, [движением][26] мысли, исполненным в подобии; Я из Его подобия и образа, из Его силы и полноты, и из Его света. Я – Его цельное Слово".[27]
........
Снова мы спросили Его: "В каком образе? В облике ли ангелов или во плоти?" И Он отвечал и сказал нам: "Вот, Я облекся в вашу плоть, в которой Я родился и был распят, и вновь возстал через Отца Моего, ЯХВЕ на небе, чтобы исполнилось пророчество пророка Давыда, которое возвещает обо Мне и Моей смерти и воскресении, говоря:
.......
Я Сам, Нерожденный и, однако, Рожденный по человечеству, не имеющий плоти и всё же – рожденная плоть[38]: ибо ради того Я пришел, чтобы[39] вам возстать из мертвых в вашей плоти во втором рождении, в одеянии, которое не истлеет, вместе со всеми, кто надеется и верит в Пославшего Меня: ибо такова воля Моего Отца, чтобы Я дал вам и тем, кому Мне будет угодно, надежду Царства".
........
Я радуюсь вместе с Моим Отцом, сущим во Мне, потому что вы задаете Мне вопросы;
........
Сохранивший тогда Мои заповеди, будет сыном Света, то есть Отца, сущего во Мне. Но потому, что они извращают Мои слова, Я пришел с небес. Я – Слово: Я стал плотью и изнемог[58] и учил, говоря: "Обременные спасутся, а заблудившиеся заблудились навек. Они будут наказаны и измучены плотью и душею".
Третье послание апостола Павла к Коринфянам, 2 век судя нацеленности против гностиков.
4 Передавал же я изначально вам то, что от апостолов получил, кои прежде меня были и все время с Господом Иесуа Христом пребывали:
5 что был Господь наш Иесуа Христос Марией рожден от семени Давыдова, когда ниспослан был в Нее Отцом с небес Дух Святой,
6 дабы мог Он прийти в сей мир и всякую плоть искупить плотью Своей и во плоти нас из мертвых поднять, и явил Он Собою пример нам в том.
7 И поскольку был человек Отцом Его сотворен,
8 пропавшим будучи, найден он был, дабы чрез усыновление воскреснуть.
9 И потому послал сперва Всемогущий Бог, сотворивший небо и землю, пророков евреям, дабы избавились те от грехов своих;
10 и потому положил Он спасти дом Израилев, что посылал Он частицу Духа Христова пророкам, кои во многие времена возвещали безупречное почитание Бога.
11 Но поскольку возжелал князь неправедный сам Богом быть, налагал он руки на них и истреблял пророков, и потому страстями опутана всякая плоть людская.
12 Но справедлив Бог Всемогущий, не отрекается Он от творений своих,
13 и послал в огне Он Духа в Марию Галилеянку,
14 веровавшую всем сердцем своим, и приняла Она Духа Святого во чреве Своем, дабы Иесуа в сей мир явиться
15 с тем, чтобы сокрушен был лукавый тою же плотью, через которую власть он обрел, и убедился, что не Бог он вовсе.
16 И потому собственным телом Своим спас Иесуа Христос всякую плоть и привел через веру ее в жизнь вечную,
17 дабы храм праведности мог явить Он телом Своим,
18 коим искуплены мы.
............
31 Тем более воскресит Он вас, уверовавших во Христа Иесуа, подобно тому, как и Сам Он воскрес.
32 И если труп ожил, сынами Израилевыми на кости пророка Елисея сброшенный, то вы тем более воскреснете, ибо брошены вы на тело и кости и дух Господни, и восстанете в сей же день целыми во плоти своей.
33 Подобно и об Илии пророке известно, что он сына вдовы от смерти воскресил; тем более вас Господь Иесуа во гласе трубы, во мгновение ока, воскресит, ибо Он образ показал нам в Своем теле.
Послание Дионисия Ареопагита к Тимофею, 1 век.
2 Троица пресущественная, пребожественная и преблагая, руководящая премудростью христиан, направь нас к таинственных слов пренепознаваемой пресветлой и высочайшей вершине,
3 где простые, абсолютные и неизменные таинства богословия, окутанные пресветлым сумраком сокровенно-таинственного молчания, в глубочайшей тьме пресветейшим образом сияют и совершенно таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы. Молюсь, чтобы было мне так
............
Глава 3
1 В Богословских очерках мы раскрыли, что принадлежит собственно катафатическому богословию: почему божественная и благая Природа называется единственной, почему тройственной,
2 что в ней именуется Отцовством и Сыновством, прояснению чего служит богословие Духа, как от невещественного и неделимого Блага происходят в сердце благостные светы и пребывают в нем, в самих себе и друг в друге неотрывными от совечного их возникновению Пребывалища;
Послание Дионисия Ареопагита к Титу, 1 век.
3 Например, сверхсущностное Богорождение приписывается Божиему чреву, телесно рождающему Бога;
4 Рождаемое Слово усвояется человеческому сердцу, как бы отрыгающему Его;
5 дыхание Духа выражается через дыхание уст;
6 богородительное лоно, содержащее в себе Сына Божия, представляется телообразно;
7 а иногда употребляются символы: насаждения, древа, плода, цвета, корня, источника, дающего воду или разливающего свет.
8 Таковы и прочие описания сверхъестественных предметов богословия.
Послания Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту, 1 век
2 В отношении к человечеству Христову, я думаю, слово Божие показывает этим и то, что Сверхсущностный, будучи доселе сокрыт, явился нам в существе человеческом.
3 Но сокровенным Он остается и после явления, или, скажу еще более, и в самом явлении,
4 ибо сокровенно это таинство Иесуа и само по себе никаким словом, ни разумом не изъяснимо, но остается неизреченным даже тогда, когда изрекается, и непостижимым, когда уразумевается.
Четвертое послание Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту
1 Каким образом, говоришь ты, Иесуа, Который выше всех, причисляется по существу к прочим человекам?
2 Конечно, здесь Он называется человеком не как Творец человеков, но как истинный человек, имеющий полное естество человеческое.
3 Впрочем, мы не ограничиваем Иесуа человечеством, ибо Он не человек только (иначе Он не был бы сверхсущностным, если бы был только человеком),
4 однако, Он истинный человек, который из несравненной любви к человекам, будучи сверхсущностным, принял сущность от человеков по образу человеческому и сверхчеловеческому.
5 Но, тем не менее, Он преисполнен сверхсущности, будучи всегда сверхсущностен, конечно, по преизбытку ее, и, приняв истинную сущность, стал в сущности выше сущности и совершал действия человеческие сверхчеловечески.
6 Доказательством этому служит сверхъестественное зачатие Девы и вода, которая, несмотря на свою текучесть, держала тяжесть стоп, из вещества и земли образованных, и не разступилась под ними, но сверхъестественной силой удержалась от разлития.
7 Можно представить и другие примеры, которых весьма много. Кто будет взирать на них в божественном свете, тот уразумеет непостижимым для ума образом, что и то, что утверждается о человечестве Иесуа, имеет силу преимущественного отрицания.
8 Ибо, скажем короче, Он и не был человек, не потому, что не был таковым, но поскольку был выше человеков, родившись от человеков и стал истинным человеком непостижимым для человека образом.
9 И совершал действия божественные не как Бог и человеческие не как человек, но как вочеловечившийся Бог действовал, пребывая с нами, неким новым богомужным действием.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote