• Авторизация


О проведении Богослужения, Таинствах и общем устройстве Церкви. 02-04-2011 15:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Апостольские постановления (I век, по датировке конец IV)

Книга II


57. А ты, епископ, будь свят, непорочен, не бийца, не гневлив, не жесток, но домостроителен, обходителен, учителен, незлобив, тих, кроток, долготерпелив, увещателен, утешителен, как человек Божий.
Когда же соберешь Церковь Божию, то, как бы кормчий великого корабля, со всем знанием приказывай составлять собрания, повелевая диаконам, как бы матросам, чтобы назначали места братьям, как бы пловцам, со всем тщанием и степенностью. Прежде всего, здание да будет продолговато, обращено на восток, с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю. В средине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы, ибо они уподобляются матросам и надсмотрщикам над гребцами по бокам корабля; а по их распоряжению в другой части здания пусть сядет народ со всем безмолвием и благочинием, а женщины – отдельно, и они пусть сядут, соблюдая молчание.
В середине же чтец, став на некотором возвышении, пусть читает книги Моисеевы и Исуса Навина, книги Судей и Царств, книги Паралипоменон и книги о возвращении; сверх сего – книги Иова и Соломона и книги пророков.
Когда совершатся два чтения, другой кто-либо пусть поет песни Давыдовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов. После этого диакон или пресвитер пусть читает Евангелие. Во время же чтения Евангелия все пресвитеры и диаконы и весь народ пусть стоят в глубоком безмолвии; ибо написано: "молчи и слушай, Израиль"; и опять: "ты же здесь стань и слушай".
Затем пресвитеры, по одиночке, а не все вдруг, пусть увещевают народ, а после всех их – епископ, который подобен кормчему. А привратники пусть стоят при входах мужчин, охраняя их, диакониссы же при входах женщин, – наподобие тех, которые принимают пловцов на корабль; ибо и в скинии свидетельства и в храме Божием сохранялся тот же чин и порядок.
Если же кто окажется сидящим не на своем месте, то да будет укорен диаконом, как бы штурманом, и сведен на подобающее ему место. Ибо церковь подобна не только кораблю, но и овчарне. Как пастухи каждое безсловесное, разумею – козлищ и овец, размещают по роду и возрасту, и как из них каждое подобное бежит к подобному: так и в церкви молодые пусть сидят отдельно, если есть место, а если нет, то пусть стоят прямо; достигшие же возраста пусть сидят в порядке, а младенцев стоящих пусть возьмут их отцы и матери, а молодые, опять, пусть пребывают отдельно же, если есть место, а если нет, то пусть стоят позади женщин; а замужние уже и имеющие детей да будут поставлены отдельно, а девственницы и вдовицы и старицы пусть стоят или сидят впереди всех.
Попечителем же о местах да будет диакон, чтобы каждый из входящих занимал свое место и чтобы никто не сидел у входа. Подобным образом диакон пусть надзирает за народом, чтобы никто не шумел, не дремал, не смеялся и не размахивал; ибо в церкви должно стоять со вниманием, трезвенно и бодро, имея слух устремленным к слову Господню. После этого, все вместе встав и смотря на восток, по выходе оглашенных и кающихся, пусть молятся Богу, возшедшему на небеса небес на восток, воспоминая о древнем наследовании рая, находившегося на востоке, откуда изгнан первый человек после того, как нарушил заповедь, поддавшись навету змия.
После же молитвы, одни из диаконов пусть занимаются приношением евхаристическим, служа телу Господню со страхом, а другие пусть надзирают за народом, чтобы он хранил безмолвие. Диакон же, стоящий подле первосвященника, пусть говорит народу: "да никто на кого, да никто в лицемерии". Потом пусть лобызают друг друга, мужчины мужчин, а женщины женщин, целованием о Господе, но никто да не лобызает другого коварно, как Иуда предал Господа целованием. После этого диакон пусть молится о всей Церкви и о всем мире и странах его, о плодах земных, о священниках и начальниках, о первосвященнике и царе, о мире всего мира.
Потом первосвященник, испрашивая народу мир, пусть благословит его, как и Моисей заповедал священникам благословлять народ сими словами: "Да благословит тебя ЯХВЕ и сохранит тебя; да призрит на тебя ЯХВЕ светлым лицом Своим и помилует тебя; да обратит ЯХВЕ лицо Свое на тебя и даст тебе мир".
Итак, пусть епископ молится и говорит: "Спаси народ Твой, ЯХВЕ, и благослови достояние Твоё, которое Ты стяжал и приобрел честною кровию Христа Твоего и назвал царским священством и народом святым".
После этого да бывает жертва, при стоянии и безмолвном молении всего народа, а когда принесут ее, каждый чин особо пусть причащается тела Господня и драгоценной крови в порядке, с почтением и благоговением, как приходящие к телу царскому; и женщины пусть приходят с покрытыми головами, как приличествует женскому полу, а двери пусть стерегут, чтобы не взошел кто неверующий или непросвещенный.

58. А если кто, брат или сестра, придет из другой области с одобрительным письмом, то диакон пусть обследует относящееся до них, разведывая, верующие ли они, чада ли они Церкви, не осквернены ли они ересью, и, опять, замужняя ли или вдовица, и таким образом, узнав относительно их, что они истинно верующие и единомысленные в Господнем, пусть отводит каждого на подобающее ему место. А если придет из области пресвитер, то пусть общительно примут его пресвитеры, а если диакон, то – диаконы, а если епископ, то пусть сядет он с епископом, удостоившись от него равной чести. И ты, епископ, попроси его проговорить к народу поучительное слово; ибо наставление и вразумление чужестранных принимается благосклонно и весьма полезно, потому что "никакой пророк, говорит, не принимается в своем отечестве". Позволь также ему и евхаристию совершить. Если же он, как мудрый, из уважения и почтения к тебе не захочет совершить евхаристии, то принудь его по крайней мере благословить народ.
А если во время сидения взойдет другой какой муж благопристойный и славный, чужестранец ли или туземец, то ты, епископ, если говоришь тогда народу слово о Боге или слушаешь поющего или читающего, не оставляй служения слова по лицеприятию, чтобы доставить вошедшему первое место, но оставайся спокойным, не прерывая своего слова или слушания. Его пусть примут чрез диаконов братья, и если нет места, то диакон с благоразумием, но не с гневом, сведши младшего с места, пусть посадит на нем вошедшего, – справедливо также, чтобы братолюбец и сам сделал это; а если тот откажется, то сведи его против воли и поставь позади всех, чтобы и прочие научились уступать место почтеннейшим. Когда же войдет бедный или незнатный или странник, старый или молодой возрастом, а места нет, то и им пусть образует место диакон от всего сердца, имея в виду не то, чтобы угодить людям, но то, чтобы служение свое сделать благоугодным Богу. То же самое пусть делает и диаконисса, когда приходят женщины, бедные или богатые.

59. А когда ты, епископ, поучаешь, то приказывай и убедительно внушай народу, чтобы прилежно ходил в церковь каждый день утром и вечером и отнюдь не оставлял собрания, но ходил в оное постоянно, и чтобы никто удалением своим от нее не увечил Церкви и не делал тела Христова без члена; ибо не о священниках только сказано, но и каждый верный о себе должен разуметь сказанное Господом: "кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает". Не расточайте же себя вы, члены Христовы, нехождением в собрания. Имея главою Христа, по обещанию Своему присущего нам и соединившегося с нами, не нерадите о себе, не отнимайте у Спасителя Его членов, не разделяйте Его тела, не расточайте Его членов, не предпочитайте божественного слова потребностям житейским, но каждый день собирайтесь утром и вечером на пение и молитву в зданиях Господних: утром, говоря псалом шестьдесят второй, а вечером – сто сороковой. Особенно же сходитесь туда с большим тщанием в день субботний и в день воскресения Господа, то есть в день ЯХВЕ, возсылая хвалу Богу, сотворившему все чрез Исуса и пославшему Его к нам, попустившему Ему пострадать и воскресившему Его из мертвых. Ибо чем оправдается пред Богом тот, кто не ходит слушать спасительное слово о воскресении в такой день, когда и три моления совершаем стоя, в память Воскресшего в третий день, и когда бывают чтения пророков и проповедь Евангелия и приношение жертвы и дары священной снеди?

Книга III

10. Но и народу не позволяем мы совершать какое-либо из дел священнических, каковы: жертва, или крещение, или руковозложение, или благословение, малое или великое. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, потому что достоинство это дается чрез возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его сам, потерпит наказание Озии.
11. Не позволяем крестить и прочим клирикам, как то: чтецам, или певцам, или привратникам, или служителям, но – одним епископам и пресвитерам, при служении им диаконов. А кто дерзнет на это, те подпадут наказанию кореян.
Не позволяем также пресвитерам рукополагать диаконов, или диаконисс, или чтецов, или служителей, или певцов, или привратников, но – одним епископам. Таков чин и строй церковный.

16. Подобно тому ты, епископ, помазуй главу крещаемых, мужчины ли они или женщины, святым елеем, во образ духовного крещения. Потом или ты, епископ, или подчиненный тебе пресвитер, произнося над ними поименно священное призывание Отца и Сына и Святого Духа, погрузи их в воде; причем мужчину пусть воспринимает диакон, а женщину – диаконисса, чтобы преподаяние несокрушимой печати совершалось благоприлично. После этого епископ пусть помазует крещенных миром.
17. Преподается же крещение в смерть Исуса, а вода означает гроб, елей – Духа Святого, печать – крест; миро есть утверждение в исповедании веры; Отец воспоминается, как Виновник и Ниспослатель; Дух совосприемлется, как Свидетель; погружение есть соумерщвление; выгружение – совоскресение. Отец есть ЯХВЕ, Бог над всем; Христос – Единородный Бог, возлюбленный Сын, Господь славы; Дух Святой – Утешитель, Христом посылаемый и Им научаемый и о Нём проповедующий.

20. А рукополагаться повелеваем епископу от трех или, по крайней мере, от двух епископов; поставляться же вам одним епископом не позволяем, ибо свидетельство двоих или троих тверже и несомненно.
А пресвитеру и диакону, также и прочим клирикам повелеваем рукополагаться одним епископом, так притом, чтобы ни пресвитер, ни диакон не рукополагали клириков из народа, но чтобы пресвитер только учил, возносил, крестил, благословлял народ, а диакон чтобы прислуживал епископу и пресвитерам, то есть исправлял должность диаконскую, но отнюдь чтобы не совершал и прочего.


Книга VI

15. Равным образом и крещением должно довольствоваться только одним, даваемым в смерть Господню, – не тем, которое дают безславные еретики, но тем, которое дают непорочные священники во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Крещения, даваемого нечестивыми, вы не принимайте. Но и крещения, даваемого верными, не уничтожайте вторичным крещением. Как один Бог, один Христос и один Утешитель, одна также и смерть Господа по телу: так и крещение, даваемое в оную, да будет одно. А кто принимает осквернение от нечестивых, те сделаются общниками их осуждения; ибо они – не священники, потому что Бог говорит к ним: "поскольку ты отверг боговедение, то и Я отвергну тебя, чтобы ты не был священником Моим"; а крещенные ими не освящаются, но оскверняются, получая не прощение грехов, но узы нечестия.
Те же, которые стараются крестить освященных в другой раз, снова распинают Господа, в другой раз умерщвляют Его, осмеивают божественное, издеваются над священным, оскорбляют Духа Святого, безчестят оную святую кровь, как обыкновенную, нечествуют на Пославшего, на Пострадавшего, на Свидетельствовавшего.
Но и тот, кто не желает креститься из презрения, осужден будет, как неверующий, и поруган будет, как неблагодарный и безсмысленный; ибо Господь говорит: "если кто не крестится от воды и Духа, то не войдет в царствие небесное"; и опять: "кто уверует и будет крещен, тот спасется; а кто не уверует, тот осужден будет".
А кто говорит: "когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения", тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо "не отлагай, говорит, обратиться к ЯХВЕ, ибо не знаешь, что породит приходящий день".
А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием; ибо "пустите, говорит, детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им".

17. Мы сказали, что в епископа, пресвитера и диакона должно поставлять однобрачных, в живых ли будут жены их или уже умерли. Но после рукоположения непозволительно им ни вступать в брак, если они не женаты, ни сочетаться с другими, если они женаты: они должны довольствоваться тою женою, которую имели, когда пришли к рукоположению.
Повелеваем также, чтобы однобрачные же были и служители, и певцы, и чтецы, и привратники; а если они поступили в клир до женитьбы, то позволяется им жениться, если имеют к тому желание, чтобы в случае согрешения не подверглись они наказанию.
Но ни одному из находящихся в клире не позволяем мы брать или блудницу, или служанку, или вдову, или отверженную, как и Закон говорит.
Диакониссою же должна быть дева непорочная; а если не так, то по крайней мере вдова однобрачная, верующая и почтенная.


Книга VII

22. О крещении же, епископ или пресвитер, хотя мы и прежде постановили уже, однако и теперь говорим, чтобы ты крестил так, как постановил нам Господь, говоря: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам", – Отца пославшего, Христа пришедшего, Утешителя свидетельствовавшего. Но прежде помажь святым елеем, потом погрузи в воде, и напоследок запечатлей миром, чтобы помазание было причастием Святого Духа, вода – знаком смерти, а миро – печатью заветов.
Если же нет ни елея, ни мvра, достаточно воды и для помазания, и для печати, и для исповедания умершего или соумирающего.
А до крещения пусть крещаемый попостится; ибо и Господь, прежде крестившийся от Иоанна, а потом поселившийся в пустыне, постился сорок дней и сорок ночей. А крестился Он и постился не потому, что Сам, по естеству чистый и святой, имел нужду в омовении скверн или в посте или в очищении, но для того, чтобы и пред Иоанном засвидетельствовать истину, и нам дать образец. Господь крестился не в страдание Свое или смерть, или воскресение, ибо ничего этого не было еще, но для другого учреждения, почему и постится Он после крещения по власти, как Господь Иоаннов; а кто освящается в смерть Его, тот должен прежде поститься, и тогда креститься, – ибо несправедливо, чтобы спогребающийся и совоскресающий печалился при самом воскресении, – ибо не человек есть господин постановления Спасителева, поскольку Сей есть Владыка, а он – подчиненный.


Книга VIII

16. О рукоположении же пресвитеров постановляю вам, епископам, я, возлюбленный Господом.
Рукополагая пресвитера, ты, епископ, сам возложи на голову его руку, в предстоянии тебе пресвитерства и диаконов, и, молясь, говори:
ЯХВЕ Вседержитель, Бог наш, Христом всё создавший и Им во всём промышляющий прилично. Ибо Ему – и сила различная творить, Ему – и сила по-разному промышлять. Ибо поэтому Ты промышляешь, Боже, о безсмертных одною стражею, о смертных же – преемством, о душе – попечением законов, о теле – исполнением нужды. Итак, Сам и ныне призри на святую Твою Церковь и умножь её, и исполни предстоящих в ней, и дай силу для того, чтобы трудиться им словом и делом к созиданию народа Твоего. Сам и ныне призри на раба Твоего сего, гласом и судом всего клира для пресвитерства отданного, и исполни его благодатью Духа и совета, чтобы заступать и управлять народом Твоим с чистым сердцем, тем же образом, каким призрел Ты на народ Твой избранный, и повелел Моисею избрать старейшин, которых Ты исполнил Духа. И ныне, ЯХВЕ, подай, неоскудным сохраняя в нас, Дух благодати Твоей, чтобы, будучи исполнен действий целительных и слова поучительного, он наставлял в кротости народ Твой и поработал Тебе искренне с чистой мыслью и желанием души, и совершал о народе непорочные священнодействия, Христом Твоим, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь.
17. А о рукоположении диаконов постановляю я, Филипп.
Диакона поставляй, епископ, возложив на него руки, в предстоянии Тебе всего пресвитерства и диаконов, и, молясь, скажи:
18. Бог Вседержитель, истинный и нелживый, богатый среди всех призывающих Тебя в истине, страшный в замыслах, мудрый мыслию, сильный и великий. Услышь молитву нашу, ЯХВЕ, и внемли молению нашему, и яви лицо Твоё на раба Твоего сего, избранного Тебе на диаконство, и исполни его Духа Святого и силы, как Ты исполнил Стефана мученика и подражателя страстям Христа Твоего, и сподобь его благоугодно служить врученным ему служением непревратно, непорочно, незазорно, большей сподобиться степени, по ходатайству Единородного Сына Твоего, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь.
19. А о диакониссе постановляю я, Варфоломей.
Ты, епископ, возложи на нее руки, в предстоянии пресвитерства, диаконов и диаконисс, и скажи:
20. Бог Вечный, Отец Господа нашего Исуса Христа, мужа и жены Создатель, исполнивший Духом Мариамь и Деворру, и Анну и Олдану, не отказавший Единородному Сыну Твоему родиться от жены, и в скинии свидетельства и в храме избравший жен стражами святых ворот Твоих. Сам и ныне призри на рабу Твою сию, избранную для служения, и дай ей Духа Святого, и очисти её от всякой скверны плоти и духа для того, чтобы достойно совершать врученное ей дело во славу Твою и похвалу Христа Твоего, с Которым Тебе слава и поклонение, и Святому Духу во веки. Аминь.
21. А о иподиаконах постановляю вам, епископам, я, Фома.
Рукополагая иподиакона, ты, епископ, возложи на него руки и скажи:
Владыка, Бог неба и земли и всего, что в них Создатель, явивший в скинии свидетельства стражей, блюстителей святых Твоих сосудов. Сам и ныне призри на раба Твоего сего, избранного иподиакона, и дай ему Духа Святого для того, чтобы достойно прикасаться служебных Твоих сосудов и творить волю Твою всегда, Христом Твоим, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь.
22. А о чтецах постановляю я, Матфей, я же и Левий, некогда мытарь.
Чтеца производи, возлагая на него руку, и, молясь к Богу, говори:
Бог Вечный, многий в милости и щедротах, состав мира чрез соделанное явно сотворивший и число избранных Твоих сохраняющий! Сам и ныне призри на раба Твоего, которому вручается читать святые писания Твои народу Твоему, и дай ему Духа Святого, Духа пророческого. Ездру, раба Твоего, на чтение законов Твоих народу Твоему умудривший, и ныне, призываемый нами, умудри раба Твоего, и дай ему, врученное ему дело совершая неосужденно, достойным явиться большей степени, Христом, с Которым Тебе слава и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь.
23. А я, Иаков Алфеев, постановляю об исповедниках.
Исповедник не рукополагается, ибо исповедание есть дело воли и терпения; но он достоин великой чести пресвитерства, как исповедавший имя Бога и Христа Его пред народами и царями. Если же нужно, чтобы он был епископом, то рукополагается. А если какой исповедник, не рукоположенный, похитит себе таковое достоинство как бы за исповедание, то да будет он извержен и отринут, ибо он не исповедник, потому что отринул постановление Христово, и есть хуже неверного.
24. Я же постановляю о девственницах.
Девственница не рукополагается, потому что не имеем повеления Господня; ибо славный подвиг сей есть дело воли, не в охуждение брака, но для упражнения в благочестии.
25. И я Левий, прозванный Фаддеем, постановляю о вдовицах сие:
Вдовица не рукополагается, но если она издавна потеряла мужа и жила целомудренно и безукоризненно и отлично занималась домашним, как честнейшая Иудифь и Анна, то да примется в сонм вдовиц. Если же она потеряла супруга недавно, то пусть не доверяют ей, но считают ее на время юною; ибо страсти нередко и состареваются с людьми, если не обуздываем их с большим усилием.
26. Я же постановляю о заклинателе.
Заклинатель не рукополагается; ибо славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией чрез Христа наитием Святого Духа; потому что получивший дарование исцелений показуется чрез откровение от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем. Если же нужно, чтобы он был епископом или пресвитером или диаконом, то рукополагается.
27. А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ.
Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он, и рукоположивший его. А если рукоположиться ему одним епископом заставит необходимость, по невозможности присутствовать большему числу епископов, во время гонения или по другой подобной причине, то да представит он согласие на то большего числа епископов.
28. Я же постановляю о правилах.
Епископ благословляет, не благословляется, возлагает руку, рукополагает, приносит, благословение получает от епископов, но отнюдь не от пресвитеров. Епископ извергает всякого клирика, достойного извержения, исключая епископа; ибо сего не может он извергнуть один.
Пресвитер благословляет, не благословляется, благословения принимает от епископа и сопресвитера, также дает их сопресвитеру, возлагает руку, не рукополагает, не извергает, но отлучает низших, если они повинны такому наказанию.
Диакон не благословляет, не дает благословения, а получает его от епископа и пресвитера, не крестит, не приносит, но когда принесет епископ или пресвитер, преподает народу, не как священник, но как служащий священникам. Из прочих же клириков никому не позволительно делать дело диакона.
Диаконисса не благословляет, но и ничего не совершает из того, что делают пресвитеры или диаконы: она стережет двери и служит пресвитерам при крещении женщин, для благоприличия.
Диакон отлучает иподиакона, чтеца, певца, диакониссу, если потребуется это в отсутствие пресвитера. Но иподиакону не позволительно отлучать ни чтеца, ни певца, ни диакониссу, ни клирика, ни верного, ибо они суть служители диаконов.
29. А о воде и елее постановляю я, Маттафия.
Воду и елей пусть благословляет епископ, а если он в отсутствии, пусть благословляет пресвитер в предстоянии диакона. Когда же епископ налицо, то пусть присутствуют пресвитер и диакон.
А говорит он пусть так:
ЯХВЕ Саваоф, Бог сил, Творец вод и Податель елея, щедрый и человеколюбивый, давший воду для пития и очищения, и елей, чтобы веселить лицо для радости веселья. Сам и ныне Христом освяти воду эту и елей во имя принесшего (или принесшей), и дай силу, здоровье соделывающую, болезни изгоняющую, бесов прогоняющую, всякий навет гонящую, Христом, надеждой нашей, с Которым Тебе слава, честь и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь.
30. Я же повелеваю еще о начатках и десятинах.
Всякий начаток приносить епископу и пресвитерам и диаконам на пропитание их, а всякую десятину приносить на пропитание прочих клириков и девственниц и вдовиц и угнетаемых бедностью; ибо начатки принадлежат священникам и служащим им диаконам.
31. Я же постановляю об остатках.
Благословения, составляющие избыток в тайнах, диаконы, по мысли епископа или пресвитеров, пусть разделяют клиру: епископу четыре части, пресвитеру три части, диакону две части, а прочим, иподиаконам или чтецам или певцам или диакониссам, одну часть. Ибо чествовать каждого по достоинству его есть дело прекрасное и угодное пред Богом, потому что Церковь есть училище не безчиния, но благочиния.
32. И я, Павел, наименьший из апостолов, постановляю вам, епископам и пресвитерам, о правилах сие:
Кто впервые приходит к тайне благочестия, тех пусть приводят диаконы к епископу или пресвитерам, и пусть изследуют причины, почему пришли они к слову Господню, а приведшие пусть свидетельствуют о них, точно изследовав касающееся их. Пусть изследуют также и поведение и жизнь их, и рабы ли они или свободные.
И если кто будет раб верующего, то пусть спросят господина его, свидетельствует ли о нем, и если не свидетельствует, да будет отринут, пока явится господину достойным, а если свидетельствует о нем, да будет принят.
Если же он слуга язычника, то да учится благоугождать господину, чтобы не хулилось слово Божие.
Опять, если имеет он жену или жена мужа, то да учатся довольствоваться самими собою, а если они не брачные, то да учатся не любодействовать, но жениться по закону.
А если господин его, верующий и знающий, что он любодействует, не дает ему жены или жене мужа, то да будет отлучен.
Кто имеет беса, тот благочестию да учится, но в общение да не принимается, доколе очистится; если же настоит смерть, да будет принят.
Кто содержит блудниц, тот или пусть перестанет сводничать, или да будет отринут.
Если приходит блудница, то или пусть перестанет блудодействовать, или да будет отринута.
Если приходит делатель идолов, то или да перестанет делать их, или да будет отринут.
Если приходит кто из актеров, мужчина или женщина, или возница, или мечебоец, или ристалищный бегун, или начальник игрищ, или участвующий в олимпийских играх, или игрок на свирели, или игрок на гуслях, или игрок на скрипке, или плясун, или корчемник; то или пусть перестанут заниматься этим, или да будут отринуты.
Если приходит воин, то пусть учится не обижать, не клеветать, но довольствоваться даваемым жалованьем; если повинуется, да будет принят, а если прекословит, да будет отринут.
Гнусный плотоугодник, распутный, любострастный, волшебник, ворожея, гадатель по звездам, вещун, ядущий магические мяса, нищий бродяга, шарлатан, делающий привески, окачивающий людей заговоренною водою, прорицающий по полету птиц, объяснитель знаков, толкователь по биению сердца, подмечающий при встрече взгляды или походки, гадающий по курам или ласточкам или голосам или подслушиваниям, да испытываются в течение года, ибо нельзя скоро отстать от злобы; кто перестанет заниматься этим, те да будут приняты, а кто не повинуется, те да будут отринуты.
Раба, наложница какого-нибудь неверующего, совокупляющаяся с ним одним, да будет принята, а если она и с другими распутничает, да будет отринута.
Если верующий имеет наложницею рабу, то пусть перестанет иметь ее наложницею и женится по закону, если же свободную, то пусть женится на ней по закону, а если не так, да будет отринут.
Кто следует еллинским обычаям или жидовским басням, тот или пусть отстанет от сего, или да будет отринут.
Кто предан бывающему на зрелище неистовству, или ловлям, или скачкам на лошадях, или боям на играх, тот или да отстанет от того, или да будет отринут.
Желающий огласиться пусть оглашается три года; но если кто прилежен и имеет благорасположение к делу, да будет принят; ибо ценится не время, но поведение.
Учитель, хотя бы и из народа, если он искусен в слове Божием и чист по поведению, пусть учит; ибо "все будут научены Богом".
Всякий верующий или верующая, встав поутру от сна, прежде нежели начнет делать дело, пусть умоется и помолится; а если будет какое слово поучения, то слово благочестия да предпочтет делу.
Верующий или верующая, как и в предыдущем постановили мы и в посланиях научили, пусть держат себя к слугам милостиво.


Деяния и мученичество апостола Матафии (3 совокупных апокрифа, наряду с Деяниями Андреяи Маттафии и Деяниями Петра и Андрея), предположительно 3 век.
И в тот же час Матафия поставил царя пресвитером, и ему было тридцать семь лет; и сына царя – дьяконом, в семнадцать лет; и жену царя он поставил женою пресвитера; и жену его сына он поставил диакониссою, и ей было также семнадцать лет.


Первое послание Климента Епископа римского к Коринфянам, 1 век.
Глава 42

1 Апостолы были посланы проповедывать благовестие нам от Господа Иесуа Христа, Иесуа Христос – от Бога.
2 Христос был послан от Бога, а апостолы – от Христа; то и другое было в порядке по воле Божией.
3 Итак принявши повеление, совершенно убежденные чрез воскресение Господа нашего Иесуа Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотой Духа Святого пошли благовествовать наступающее царство Божие.
4 Проповедуя по странам и городам, они первенцев, по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих.
5 И это не новое установление; ибо много веков прежде было писано о епископах и диаконах.
6 Так говорит Писание: "поставлю епископов их в правде и диаконов в вере".

Глава 44

1 И апостолы наши знали чрез Господа нашего Иесуа Христа, что будет раздор о епископском достоинстве.
2 По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных, и потом присовокупили закон, чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение.
3 Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и безпорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение.
4 И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства.
5 Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрешились от тела после многоплодной и совершенной жизни:
6 им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места.
7 Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения безукоризненно ими проходимого.


Второе послание Климента Епископа римского к Коринфянам, 1-2 век.
Глава 14

1 Посему, братья, исполняя волю Отца нашего Бога, будем церковью изначальной, духовной, созданной прежде солнца и луны;
2 если же не будем исполнять волю Господа, то будем, как сказано в Писании: "дом Мой стал вертепом разбойников".
3 Поэтому предпочтем принадлежать к Церкви жизни, дабы спастись нам.
4 Я не думаю, чтобы вы не знали, что Церковь живая есть Тело Христово (ибо говорит Писание: "Сотворил Бог человека, мужа и жену"; муж есть Христос, жена – Церковь)
5 и что Церковь, по свидетельству книг и апостолов, не ныне только существует, но издревле.
6 Ибо была она духовною, как и Иесуа наш, явилась же в последние дни , чтобы спасти нас.
7 Будучи же духовной, Церковь явилась во плоти Христовой, ясно показывая нам, что если кто-нибудь из нас сохранит Ее во плоти и не повредит, воспримет Ее в Духе Святом.
8 Ведь плоть эта есть отпечаток Духа, и никто, повредив отпечаток, не будет иметь части в подлиннике.
9 Ведь сказано, братия: "Сохраните плоть, дабы иметь часть в Духе".
10 Если же мы говорим, что плоть есть Церковь, а Дух – Христос, то значит, посрамивший плоть посрамил и Церковь.
11 Такой не будет иметь части в Духе, который есть Христос.
12 Плоть эта может получить столь великую часть в жизни и нетлении, когда прилепится к ней Дух Святой, что никто не может ни изречь, ни вымолвить, что уготовал Господь избранным Своим .



Послание Климента Епископа римского к апостолу Иакову, 68 год н.э..

Климент Иакову, господину и епископу епископов, правящему святою Иеросалимскою Церковью евреев[1], и всеми, которые везде прекрасно основаны Божиим провидением, с пресвитерами и диаконами, и всеми прочими братьями, – да будет мир вечно.
...........
VII. Пресвитерам же надлежит делать вот что. Прежде всего они пусть молодыми вступают в брак, избегая жгучих в юности сетей вожделения. Но и в старости пусть не отвергают попечение о браке, ибо в иных вожделение сильно и тогда, когда они состарятся. Чтобы блуд, взяв отсюда повод свирепствовать против вас, не навлек на вас недуг, молитесь и взыскивайте, да не возгорится в вас тайный огонь блуда. Ибо весьма велик грех блуда, – настолько, что за него воздается вторая по тяжести кара; первая же надлежит тем, кто впадает в заблуждение, даже если и живет пристойно. Посему вы, как пресвитеры Церкви, приучайте невесту Христову к целомудрию. Невестой же я называю состав[4] Церкви. Ибо если Жених-Царь обретет её целомудренной, она стяжает величайшую честь; вы же вкусите великую радость, как приглашенные на пир. Если же она будет застигнута в грехе, то будет отвергнута; вы же понесете кару, если этот грех совершится по вашей небрежности.
............
Х. Братья, имеющие тяжбы, не должны судиться у мирских властей, но всячески примиряться пресвитерами Церкви, оказывая им скорое повиновение.
............
XII. Далее, диаконы в Церкви для епископа – глаза, искусно всё проницающие[8]; изследующие дела каждого человека в Церкви, кто близок ко греху, кто, предупрежденный увещеванием настоятеля, не совершает греха. Пусть они исправляют тех, кто пренебрегает Церковью, чтобы те не отставали от слушания речей в собрании, на которых они могут словом истины очиститься от душевных тягот, иногда приходящих от мирских дел и неправедных бесед; если же они долгое время останутся без учения, они сделаются пищею[9] огня. Также и о телесно больных пусть осведомляются диаконы и внушают невежественному народу являться к таковым и навещать их; и по решению настоятеля пусть они подают им необходимое. И даже если они это будут делать тайно, не погрешат. Это и подобное этому пусть будет предметом заботы диаконов.
...............
XIV. Ибо Церковь во всем[12] подобна большому кораблю, который в великую бурю перевозит мужей из различных мест, желающих поселиться в едином городе благого царства. Кораблем же да будет для вас Господь Бог; и подобиями будут: кормчий – Христа, вперед смотрящий – епископа, моряки – пресвитеров, надсмотрщики над веслами – диаконов, лоцманы – учителей, гребцов – всё сообщество братьев, море – мира, встречный ветер – искушений, гонения же и опасности и скорби всякого рода – высоких волн, приходящие с материка бури и ветры – слов обольстителей и лжепророков, а мысы и мели – неким судьям, возвышенным должностью и жестоко угрожающим; дикие места, омываемые морями с двух сторон – тех слабых разумом людей, которые сомневаются в обетованиях истины; пусть лицемеры считаюся подобными пиратам; но только грехи почитайте за огромную бездну и тартар Харибды[13], кровавое и смертоносное разрушение и истребление. И чтобы вам, безопасно плавая при благоприятном ветре, придти в гавань ожидаемого города, молитесь молитвами, достойными того, чтобы им внять: такие молитвы идут от добрых дел.
.................
XV. Итак, да пребудут плавающие в покое, сидят на своих собственных местах, чтобы не нарушать порядка и не причинить качку, опасно накренив корабль[14]. Лоцманы пусть наставляют в милосердии. Диаконы пусть не пренебрегают ничем из вверенного им. Пресвитеры, как моряки, пусть тщательно готовят то, что необходимо каждому. Епископ, как вперед смотрящий, пусть бдительно помышляет лишь об учении кормчего. Христа и кормчего любите и ему одному верьте во всём, что он говорит. Все же пусть молят Бога о благоприятном плавании. Плавающие пусть будут готовы ко всяким скорбям, переходя великое и возмущающееся море, то есть мир: иногда уязвляясь, терпя гонения, разсеяние, голод, жажду, наготу, притеснения; иногда же, вновь объединившись, собранные, спокойные, но испытывая тошноту, головокружения, рвоту, то есть открывая свои проступки как смертную желчь, грехи, говорю я, рожденные горечью, и зло, накопившееся от безпорядочных похотей, через исповедь словно изблёвывая, облегчаясь от недуга, взирая на спасительное лечение, происходящее от прилежания.

XVI. Каждый же из вас пусть знает, что епископ трудится больше вас всех; ибо любой из вас терпит свои невзгоды, он же – свои и каждого. Поэтому, о Климент, так управляй и будь по силам помощником каждому, ведь на тебя возложено бремя заботы обо всех. Оттого, что ты принимаешь это правление, я знаю, что я стяжаю, а не раздаю благодать; но доверься[15] и покажи себя сильным, поскольку ты знаешь, что Бог тебе, стучащему во врата покоя, подаст величайшее благо, прочную милость, ибо ты взял на себя большой труд ради всеобщего спасения. Поэтому, если и многие из братьев возненавидят тебя за высшую праведность, их ненависть никак не повредит тебе, дружба же праведного Бога принесет тебе многое. Итак постарайся отгонять славу, рожденную неправедностью, и, следуя через праведное восхищение полезной славе, исходящей от Христа".

XVII. Произнеся это и многое другое, он, глядя на собравшихся, сказал еще: "А вы же, возлюбленные мои братья и сослужители, во всём будьте согласны с предстоятелем истины, зная, что тот, кто его печалит, не принимает Христа, Чей престол он занимает; а кто не принимает Христа, причтется к отверженным Отцом и потому извергнутым из благого царства. Ради этой причины стремитесь быть на каждом собрании, чтобы, подобно беглецам от малодушия вождя[16], не принять позор греха. Поэтому прежде всего помышляйте всё делать для него, сознавая, что из-за каждого из вас враг дьявол ведет с ним более тяжкую войну. Вы же дерзайте быть стойкими в любви и во многой благожелательности к нему, и повинуйтесь ему, чтобы и ему вознестись, и вы смогли стяжать спасение.

XVIII. Более того, вы сами должны понимать и некоторые вещи, которые он не может сказать открыто из-за козней. Например, если он будет в негодовании на кого-нибудь, не ждите, что он сам выскажет это; не спорьте с ним, но с разсудительностью исполняйте его волю, ненавидя тех, кого он ненавидит, и не разговаривайте с теми, с кем он не разговаривает, чтобы любой, кто стремится стяжать дружбу со всеми, спасся, примирившись с тем, чьему слову он обязан послушанием. Если же кто сохранит дружбу с теми, кого епископ ненавидит и будет разговаривать с теми, к кому епископ не обращает слова, – сам заодно с теми, кто желает уничтожить Церковь: телесно пребывая с нами, мыслями не будучи с вами, он – ваш противник; ведь гораздо хуже явных врагов извне тот, кто при внешней дружбе разсеивает находящихся внутри".

XIX. И сказав это перед всеми и возложив на меня руки, принудил меня, покрасневшего, возсесть на его престол. Когда я сел, тотчас же он сказал мне: "Прошу тебя перед лицом всех братьев о том, чтобы ты, после того, как я, следуя неизбежности, покину эту жизнь, послал послание к Иакову, описав ему вкратце и самые помышления твоего детства, и то, как от начала доныне ты был моим спутником, внимая словам моей проповеди по городам, и моим делам, а после этого не постыдись изложить обстоятельства моей смерти[17]. Ибо он не сильно опечалится этим, зная, что я благочестиво исполнил то, что всякому необходимо претерпеть; но он весьма будет утешен, узнав, что после меня престол не принял муж непросвещенный, не ведающий живоносных слов, и не знающий правила учительства в Церкви. Ибо слово невежды и соблазнителя губит души слушающих простецов.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О проведении Богослужения, Таинствах и общем устройстве Церкви. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»