• Авторизация


Апостольские постановления. Часть 4. 06-02-2011 13:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


14. Ибо совет против Господа предприняли во второй по субботе день первого месяца, называемого ксанфиком, а в третий день после субботы занимались совещанием, в четвертый же определили вознести Его на крест. Это знал и Иуда, давно уже развратившийся, но тогда и от самого диавола уязвленный сребролюбием. Он и прежде имел попечение о денежном ящике и крал принадлежащее бедным. Но Господь, по долготерпению, не отринул его. Напротив, даже тогда, когда мы ели вместе с Ним, Он, желая и его уцеломудрить и нам показать предведение Своё, сказал: "истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня". Когда каждый из нас говорил: "не я ли?", а Господь молчал, я же, один из двенадцати, любимый Им больше других и возлежавший на груди Его, встав, просил Его сказать, кто имеющий предать Его, благий Господь и в этом случае не сказал нам имени его, но указал два признака предателя, один – такой: "обмакивающий со Мною в блюдо", а другой такой: "тот, кому Я, обмакнув кусок, подам". Даже когда Иуда спрашивал: "не я ли, равви?", Господь не сказал: "да", но: "ты сказал", и, пожелав устрашить его по сему, сказал: "горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается; лучше было бы этому человеку не родиться". Выслушав это, Иуда ушел и сказал священникам: "что хотите вы дать мне? я вам предам Его", а они предложили ему тридцать серебренников, – и исполнилось Писание, говорящее: "и приняли тридцать сребренников, цену оцененного, Которого оценили от сынов Израилевых: и дали их за поле горшечника".
В пятый же день, когда мы вкушали у Господа пасху, а Иуда, обмакнув руку в блюдо, взял хлеб и вышел ночью, Господь сказал нам: "настал час, что вы разсеетесь и Меня оставите одного", и когда каждый уверял, что не оставит Его, а я, Петр, обещался умереть с Ним, Он сказал: "истинно говорю тебе: прежде нежели пропоет петух, ты трижды отречешься, что не знаешь Меня".
Преподав же нам вместообразные тайны драгоценного тела и крови Своих, когда Иуды не было с нами, Он вышел на гору масличную близ потока кедронского, где был сад. С Ним были и мы, и, по обычаю, пели. Он же, отойдя от нас недалеко, молился Отцу, говоря: "Отец, пронеси чашу мимо Меня; впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет". Сделав это в третий раз, Он, когда мы от печали погрузились в сон, подойдя к нам, сказал: "приблизился час и Сын Человеческий предается в руки грешников".
И вот является Иуда, а с ним толпа нечестивцев, и подает им он знак предательства – коварное целование, а они, поняв условный знак, схватили Господа, и, связав Его, привели в дом Каиафы первосвященника, куда часто собирались не народ, но толпа, и не священное старейшинство, но сонмище беззаконников и коварный сонм нечестивцев. Предприняв здесь против Него многое, они не опустили ни одного вида поругания, – оплевывали Его, насмехались над Ним, били Его, давали Ему пощечины, злословили Его, искушали Его, требовали у Него, вместо пророчества, угадывания, называли Его притворщиком, хульником, преступником Закона Моисеева, разрушителем Храма, уничтожителем жертв, врагом римлян, противником Кесаря. Поступив так нагло с Ним до глубокого утра, волы эти и псы отводят Его к Анне, тестю Каиафы, и там совершив над Ним подобное, когда была пятница, предали Его римскому игемону Пилату, обвиняя Его во многих и тяжких преступлениях, из коих ни одного не могли доказать. Почему игемон с негодованием сказал: "я никакой вины не нахожу против Него". Но они, приведя двух лжесвидетелей, захотели оклеветать Господа, а когда сии оказались несогласными, то обратили дело в оскорбление верховной власти, говоря: "Сей Сам называет Себя Царем и запрещает давать подати кесарю". И сделались они и обвинителями, и свидетелями, и судиями, и властителями приговора, говоря: распни, распни Его, – да исполнится написанное о Нем у пророков: "собрались на Меня свидетели неправедные, и солгала неправда сама себе"; и опять: "окружило Меня множество псов, сборище лукавых обступило Меня"; и в другом месте: "стало Мне достояние Моё как лев в дубраве, дало против Меня глас свой".
Итак, Пилат, обезславя робостию начальствование своё, сам обличил себя в злобе, услужив черни, а не праведнику, и Того, о Ком свидетельствовал, как о невинном, предав, как виновного, наказанию на кресте, хотя законами римлян положено никого не умерщвлять, не уличив. Палачи же, взяв Господа славы, пригвоздили Его к древу, распяв Его в шестом часу, а приговор о Нем получив в третьем часу. Потом дали Ему пить уксус с желчью, потом разделили одежды Его по жребию, потом распяли вместе с Ним двух злодеев по ту и другую стороны, да исполнится написанное: "дали в пищу Мне желчь, и в жажду Мне напоили Меня уксусом"; и опять: "разделили одежды Мои себе, и об одежде Моей метали жребий"; и в другом месте: "и с беззаконными вменился". После того была тьма три часа, от шестого часа до девятого, а к вечеру – опять свет, как написано: "и не день, и не ночь, и при вечере будет свет". Все это видели и распятые вместе с Ним злодеи, из коих один хулил, будто Христос не может помочь Себе по безсилию, а другой упрекал хулившего в неведении, и, обратившись к Господу, как бы просвещенный Им и знающий, Кто именно страждет, молил Его, чтобы впоследствии помянул его в царствии. Господь же, тотчас даровав ему прощение и забвение прошлого, ввел его в рай наслаждаться таинственными благами. Около девятого же часа Христос, воскликнув, сказал Отцу: "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?" и, спустя немного, воскликнул громким голосом: "Отец! прости им: ибо не знают, что делают", и, присовокупив: "в руки Твои предаю дух Мой", испустил дух.
И погребли Его до заката солнечного в новом гробе. А на рассвете первого дня после субботы, воскресши из мертвых, Он исполнил то, о чем до страданий предсказывал нам, говоря, что Сыну Человеческому должно пробыть "в сердце земли три дня и три ночи". По воскресении из мертвых Он явился сперва Марии Магдалине и Марии Иаковлевой, потом Клеопе на пути, а после того нам, ученикам Своим, бежавшим из страха от иудеев, но тайно выведывавшим о Нем. Но все это написано в Евангелии.
15. Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего.
В среду же и в пятницу Он повелел нам поститься, – в ту, потому что тогда Его предали, а в сию потому, что тогда Он пострадал; а разрешать пост повелел Он в седьмой день, как пропоет петух, в самую же субботу повелел Он поститься не потому, что должно поститься в субботу, когда закончено творение, но потому, что должно поститься в ту только субботу, в которую Создатель был еще под землею. Ибо жиды схватили Господа в самый праздник свой, чтобы исполнилось слово, которое говорит: "положили знамения свои посреди праздника своего, и не познали". Итак, должно сетовать о них, потому что они не поверили Господу, когда Он пришел, но отвергли учение Его, сами признав себя недостойными спасения.
Вы же, некогда не народ, а ныне народ святой, освобожденный от обольщения идольского, от неведения, от нечестия, некогда не помилованные, а ныне помилованные за послушание сердца вашего, – вы блаженны. Ибо вам, которые из народов, некогда не возлюбленным, а ныне возлюбленным, народу, определенному в стяжание Божие для возвещения добродетелей Его, о коих Спаситель сказал: "Я найден теми, которые не искали Меня, открылся тем, которые не вопрошали обо Мне, сказал: вот Я, – народу, не призывавшему имени Моего", – вам отворены врата жизни. Ибо Он взыскал вас тогда, когда вы не искали Его, а вы, уверовав в Него, послушались зова Его, оставили многобожное безумие и прибегли к истинному единоначалию Вседержителя Бога, чрез Исуса Христа, сделавшись полнотою числа спасаемых, тьмами тем и тысячами тысяч, как написано у Давыда.
К неверному же Израилю Бог говорит: "Я всякий день простирал руки Мои к народу непокорному и противоречущему, ходившему путем не добрым, но вслед грехов своих, к народу, оскорблявшему Меня в лицо".
16. Смотрите, как народ израильский огорчил Господа, не поверив Ему; почему говорит Он: "огорчили Святого Духа, и Он превратился на вражду им". Народ сей, вследствие зломыслия его, объяла такая слепота, что, видя Исуса, он не поверил, что Он есть Христос Божий, рожденный от Него прежде всего, Сын Единородный, Слово Бог. Его не познал он, по неверию, ни из дел Его, ни из пророчеств, написанных о Нем. Ибо, что Он родится от Девы, об этом народ тот читал: "вот Дева в чреве зачнет и родит сына и нарекут имя ему Еммануил. Ибо отрок родился нам, Сын и дан нам, Его начальство на плече Его, и называется имя Его: Ангел великого совета, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века". А что он по чрезмерной злобе не поверит Ему, об этом говорит Господь: "кто поверил слуху нашему, и мышца ЯХВЕ кому открылась?"; и еще: "слухом услышите, и не уразумеете; и видя узрите, и не увидите: ибо одебелело сердце людей этих".
Потому отнято у народа сего разумение, что он, видев, не заметил, и, слышав, не услышал; а вам, которые из народов, дано царствие, потому что вы, не знавшие Бога, уверовав чрез проповедь, познали Его, а лучше – познаны Им чрез Исуса, Спасителя и Искупителя надеющихся на Него. Ибо, изменив прежний образ жизни, полный суетного труда, и отвергши бездушных идолов и презрев во тьме пребывающих бесов, прибегши же к истинному Свету и познав, чрез Него, одного и единого истинного Бога и Отца, вы явились наследниками царствия Его. Посему, крестившись в смерть Господа и в воскресение Его, как новорожденные младенцы, вы не должны уже делать никакого греха, ибо вы не свои, но Того, Кто искупил вас кровию Своею.
О древнем Израиле Господь сказал, по причине неверия его, что "отнимется от него царство Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его". Явно, что, дав царство вам, бывшим некогда далеко отчужденным от Него, Он от вас приемлет плоды благомыслия. Вы – посланные некогда в виноградник и не послушавшиеся, а израильтяне – послушавшиеся; но вы, раскаявшись в пререкании, работаете теперь в винограднике, а они, с недовольством получив договоры свои, не только оставили виноградник невозделанным, но и надзирателей виноградника Господня побили, одного камнями, а другого мечем, того распилили, а иного внутри во святилище умертвили между храмом и жертвенником, напоследок же и Самого Наследника, выведши за виноградник, убили: и отвергли они Его, как камень безполезный, а вы приняли Его, как камень краеугольный, почему говорит Он о вас: "народы, которых Я не знал, работали Мне, в слух уха послушали Меня".
17. Итак вы, братья, искупленные кровию Христовою, должны торжествовать дни пасхи с точностью и со всем рачением после равноденствия, чтобы воспоминания одного страдания не совершить в году дважды, но чтобы единожды Умершего воспоминать в году однажды, не наблюдая впредь, чтобы праздновать с иудеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждают и в самом времясчислении, почитая оное правильным, как во всех отношениях заблудившиеся и от истины удалившиеся.
Вы же с точностью наблюдайте возвращение равноденствия весеннего времени, бывающее в двадцать второй день двенадцатого месяца дистра, замечая до двадцать первой луны, чтобы четырнадцатый день луны не пал на другую какую седмицу и, чтобы, ошибившись, по неведению, не совершить нам Пасхи дважды в год, или чтобы не отпраздновать нам дня Воскресения Господа нашего Исуса в иной день, кроме дня ЯХВЕ.
18. Во дни пасхальные поститесь, начиная со второго, до Пятницы и Субботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье – воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества. В пятницу же и в субботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов, а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает по крайней мере субботу.
Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: "когда отнимется у них жених, тогда будут поститься в те дни", а Он в эти-то дни и был отнят у нас лжеименными иудеями и пригвожден ко кресту и сочтен наряду с беззаконниками.
19. Поэтому убеждаем вас поститься во дни те до вечера, как и мы постились, когда Он взят был от нас. В прочие же дни до пятницы каждый пусть ест в девятом часу, или вечером, или как кто сможет. В субботу же поститесь до пения петухов, а на рассвете первого дня после субботы, который есть день ЯХВЕ, оставляйте пост; с вечера до пения петухов бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте во время ночевания вашего в бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, пророков, псалмы и крестя оглашенных своих, и, прочитав Евангелие со страхом и трепетом и предложив народу беседу об относящемся ко спасению, прекращайте сетование свое и молитесь Богу, чтобы Израиль обратился и получил место покаяния и прощение нечестия.
Ибо иноплеменный судья, умыв руки, сказал: "невиновен я в крови Праведника этого, смотрите вы", а Израиль закричал: "кровь Его на нас и на детях наших"; и когда Пилат сказал: "царя ли вашего распну?" они закричали: "нет у нас царя, кроме кесаря", и опять закричали: "распни, распни Его; ибо всякий, делающий себя царем, противник кесарю, и если отпустишь его, ты не друг кесарю". Тогда Пилат игемон и Ирод царь повелели распять Его. И исполнилось слово Божие, говорящее: "зачем мятутся народы, и племена поучаются тщетному? Предстали цари земные, и князья собрались вместе на ЯХВЕ и на Месиию Его", и отвергли Возлюбленного, как "мертвеца мерзкого".
Поскольку же Он распят был в пятницу и воскрес на рассвете дня ЯХВЕ, то исполнилось Писание, говорящее: "воскресни, Боже, суди землю: ибо Ты наследуешь во всех народах"; и опять: "воскресну, говорит ЯХВЕ; положусь во спасение"; и: "ты же, ЯХВЕ, помилуй меня, и возставь мя, и воздам им". Поэтому и вы, поскольку воскрес Господь, приносите жертву свою, о которой Он постановил вам чрез нас, говоря: сие творите в Мое воспоминание, а напоследок оставьте пост, веселясь и празднуя, что залог воскресения нашего, Исус Христос, востал из мертвых. Что и да будет для вас, как закон на веки, до скончания века, доколе придет Господь, ибо для иудеев Господь еще мертв, а для христиан Он воскрес, – для тех по неверию, а для этих – по несомненной уверенности, что надежда на Него есть безсмертная и вечная жизнь.
А спустя восемь дней да будет опять у нас честным праздником этот восьмой день, в который Господь уверил меня, Фому, не верившего воскресению Его, показав мне язвы гвоздиные и рану от копия в боку.
И, опять, сосчитав от первого дня ЯХВЕ сорок дней, в пятый день от дня ЯХВЕ празднуйте праздник вознесения Господня, в который, исполнив все домостроительство и постановление, вознесся Он к пославшему Его Богу и Отцу и возсел одесную силы и ожидает, пока враги Его будут положены под ноги Его. Он при кончине века придет с силою и славою многою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его. Тогда-то воззрят на возлюбленного Сына Божия, Которого пронзили и, узнав, восплачут о себе каждое колено отдельно и жены их отдельно.
20. И теперь в десятый день месяца горпиея иудеи, собравшись, читают Плач Иеремии, где сказано: "дух пред лицом нашим, Мессия ЯХВЕ, был взят в ямы их", и Варуха, у которого написано: "Сей – Бог наш, не сравнится иной с Ним; изобрёл всякий путь премудрости, и дал её Иакову, отроку Своему, и Израилю, возлюбленному от Него; потом на земле явился, и пожил с человеками", а во время чтения стонут и, как сами воображают, оплакивают опустошение, причиненное Навуходресаром, в самом же деле безсознательно предначинают сетование, имеющее постигнуть их.
И спустя десять дней после вознесения, то есть в пятидесятый день от первого дня ЯХВЕ, да будет у вас великий праздник; ибо в этот день в третьем часу Господь Исус послал на нас дар Святого Духа, и мы исполнились действенности Его и заговорили новыми языками, как Он подавал нам, и проповедали как иудеям, так и народам, что Он есть Мессия Бога, определенный от Него Судия живых и мертвых. О Нём-то свидетельствуя, Моисей говорил: "принял ЯХВЕ огонь от ЯХВЕ и излил дождем". Его-то видел Иаков, как человека, и сказал: "я видел Бога лицом к лицу, и спаслась душа моя". Его-то приняв, как странника, Авраам исповедал Судьею и Господом своим. Его-то видел Моисей в купине. О Нём-то сказал он во Второзаконии: "пророка вам воздвигнет ЯХВЕ Бог от среды братьев ваших как меня: Его послушайте во всем, что будет говорить к вам; будет же: всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится от народа своего". Его-то видел Исус Навин начальником воинства ЯХВЕ вооруженным, помогавшим Израилю при осаде Иерихона, и Ему поклонился, падши, как раб господину. Его-то созерцая Помазанником Бога, Самуил назвал помазанниками священников и царей. Его-то видя, Давыд воспел о Нём песнь, говоря: "песнь о Возлюбленном", и, присовокупляя о лице Его, сказал: "препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный, добротою Твоею и красотою Твоею, и напрягись и поспеши и царствуй ради истины и кротости и правды; и наставит Тебя дивно десница Твоя. Стрелы Твои изощрены, Сильный: народы под Тобою падут в сердце врагов царя. Поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более причастников Твоих". О Нём-то и Соломон говорил от лица Его: "ЯХВЕ создал Меня началом путей Своих в делах Своих; прежде веков основал Меня, в начале, прежде, нежели сотворить землю, прежде, нежели водрузиться горам, прежде же всех холмов рождает Меня"; и опять: "Премудрость создала Себе дом". О Нём-то и Исайя говорил: "выйдет Жезл из корня Иессеева, и Цвет от корня его выйдет. И будет корень Иессеев, и возстающий господствовать народами: на Того народы надеяться будут"; а Захария: "вот Царь твой грядет праведный и спасающий, Он кроток, и садится на ослицу и жеребца, сына подъяремной". Его-то Даниил называет Сыном Человеческим, идущим к Отцу и приемлющим от Него всякий суд и честь, и Камнем, отторгшимся от горы без содействия рук и возросшим в большую гору и наполнившим всю землю, сокрушающим многоначалие различных народов и почитание многих богов, проповедующим же Единого Бога и избирающим единоначалие римлян. О Нём-то и Иеремия говорил, пророчествуя: "дух пред лицом нашим Мессия ЯХВЕ был взят в ямы их, о Котором мы говорили: в тени Его поживем среди народов". Но и Иезекииль и прочие пророки повсюду говорят, что Он есть Мессия, ЯХВЕ, Царь, Судья, Законодатель, Ангел Отца, Единородный Бог. Его-то мы и проповедуем вам и благовествуем, – Бога Слова, Творца всего. В Него-то веруя, вы будете живы, а не веруя, будете наказаны; ибо "не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём".
Отпраздновав пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь; ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления. Ибо и Моисей и Илия постились сорок дней, и Даниил три седмицы дней хлеба лакомого не ел, и мяса и вина не принимал в уста свои. И блаженная Анна, испрашивая себе Самуила, говорит: "вина и сикера я не пила, а изливаю сердце свое пред ЯХВЕ". И ниневитяне, постившись три дня и три ночи, избежали угрожающего гнева. Постом и Есфирь и Мардохей и Иудифь избежали возстания нечестивых Олоферна и Амана. И Давыд говорит: "колени мои изнемогли от поста, и плоть моя изменилась из-за елея". И вы, когда поститесь, испрашивайте себе у Бога просимое вами.
После же этой седмицы пощения повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим.
Во всякую же субботу, исключая одной, и во всякий день ЯХВЕ, составляя собрания, радуйтесь; ибо постящийся в день ЯХВЕ, как день воскресения, или печалящийся в пятидесятницу или вообще в день праздника Господня, повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать.


Книга шестая
1. Больше всего берегитесь, епископы, страшных, опасных и беззаконных ересей. Бегайте их, как огня, жгущего приближающихся к нему. Бегайте также и расколов. Ибо беззаконно склонять ум к нечестивым ересям; беззаконно и отделяться от единомысленных по любоначалию.
Еще в древности некоторые, дерзнувшие покуситься на это, не избежали наказания. Так, Дафан и Авирон, возставшие против Моисея, поглощены землею. Так и Корей и двести пятьдесят сообщников его, возмутившиеся против Аарона, сделались пищею огня. Так и Мариамь, укорявшая Моисея, говоря: "Моисей взял себе в жену хушитянку", выгнана из стана на семь дней. Кроме того, и Азария или Озия, царь Иудейский, посягнувший на священство и захотевший воскурить фимиам, чего не следовало ему делать, когда первосвященник Азария и восемьдесят священников возбранили ему это, а он не послушался, – поражен проказою на челе и поспешил выйти, потому что обличил его ЯХВЕ.
2. Итак, заметим, возлюбленные, какова слава мятежникам и какой приговор о них. Если возстающий против царей достоин наказания, хотя бы он был сын, хотя бы друг; то во сколько более достоин наказания тот, кто возстает против священников? Ибо во сколько выше священство царства, как подвизающееся о душе, востолько тягостнее накажется тот, кто ему дерзнет сопротивляться, нежели царству. И ни тот, ни другой не останутся ненаказанными.
Так, не остались ненаказанными ни Авессалом и Авед-Адан, ни Корей и Дафан, когда вступили в соперничество, первые с Давыдом о царстве, а последние с Моисеем о первенстве, и поносили – Авессалом Давыда, отца своего, как неправедного судию, говоря каждому: "слова твои хороши, но выслушать тебя и оправдать тебя некому; если бы меня сделали начальником", а Авед-Адан: "нет мне части в Давыде, ни участка в сыне Иессеевом": явно, что они не терпели состоять под начальством Давыда, о котором сказал Бог: "нашел Я мужа по сердцу Своему, Давыда, сына Иессеева, который исполнит все желания Мои", а Дафан и Авирон и кореяне говорили Моисею: "разве мало того, что ты вывел нас из земли Египетской, из земли, текущей молоком и медом? зачем еще ослепил ты глаза наши? и ты еще начальствуешь над нами?" – И собрали против него большое собрание, а кореяне говорили: "неужели только с Моисеем говорил Бог?", зачем он одному Аарону дал первосвященство? "Не всё ли общество ЯХВЕ свято? почему же один Аарон священствует?" А прежде них некто другой говорил: "кто поставил тебя начальником и судьею над нами?"
3. И возстали они на Моисея, раба Божия, кротчайшего из всех и верного, и обезчестили, неблагодарнейшие, столь великого мужа, законодателя, стража, первосвященника и царя, таинника божественных дел, подобно Творцу обнаружившего действенность Творца, кротчайшего, нималейше не надменного, терпеливого, человеколюбивейшего, который праведностью своею избавил их от многих опасностей и освободил их от различных смертей, сделал для народа столько знамений и чудес божественных, который совершил столько славных и чудных дел в благодеяние ему: навел на египтян десять казней, разделил море Суф и поставил воды по правую и по левую стороны наподобие стены, и провел народ по морю, как по сухой пустыне, и погрузил фараона и египтян и всех бывших вместе с ними, который древом усладил для народа источник и из твердой скалы извел ему жаждавшему воду, дал ему с неба манну, а из воздуха мясную пищу, который доставил ему столп огненный для освещения и путеводства во время ночи и столп облачный для осенения от зноя солнечного во время дня, который дал ему Закон Божий, устами и руками и письмом Божиим начертанный на скрижалях каменных, совершенного числа десятословие, с которым беседовал Бог лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим, и о котором сказал Он: "не востало пророка как Моисей". Вот против кого возстали кореяне и рувинцы и бросали камни в Моисея, когда он молился и говорил: "не внимай на жертву их"! Но явившаяся слава Божия одних низвергла в землю, а других сожгла огнем, и таким образом земля, разверзши уста свои, поглотила предводителей заблуждения раскольнического, говоривших: "поставим себе начальника", и шатры их и имущество их, и сошли они в преисподнюю живые, а кореян погубил Бог огнем.
4. Если Бог немедленно навел наказание на произведших раскол по любоначалию, то во сколько более накажет Он предводительствующих нечестивыми ересями? Не жесточайшее ли наведет Он наказание на тех, которые хулят Его промысл или творчество?
Но вы, братья, наученные из Писания, берегитесь производить разделения как относительно мысли, так и относительно единства вашего; ибо зачинщики беззаконного мудрования становятся стражами погибели для народов. Подобным образом и вы, народ, не приближайтесь к тем, которые преподают учения, противные воле Божией, и не будьте общниками нечестия их; ибо Бог говорит: "отделитесь от общества мужей этих, чтобы не погибнуть с ними", и опять: "выйдете из среды их, и отделитесь, говорит ЯХВЕ, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас".
5. Воистину должно бегать тех, кто хулит Бога. Ибо, тогда как большинство нечестивых страждет неведением Бога, эти недугуют зломыслием, как богоборцы; ибо от злобы еретиков, как говорит пророк Иеремия, "вышел разврат на всю землю".
Господь Бог отверг уже лукавую синагогу и отринул дом, как говорит в одном месте Иеремия: "Я оставил дом Мой, оставил достояние Моё"; и опять Исайя: "оставлю виноградник Мой, и более не обрежется, ни окопается, и взойдет на нём, как на прогалине, терние, и облакам заповедаю, чтобы не изливали на него дождя". Он оставил народ Свой, "как хижину в винограднике и как шалаш в огороде, и как город сохраненный", и, отняв от него Духа Святого и дождь пророческий, исполнил благодати духовной Церковь Свою, как реку египетскую во дни новые, и превознес её, как дом на горе или как гору превысокую, как гору холмистую и гору плодоносную, "на которой благоволил Бог обитать и на которой ЯХВЕ будет жить во век", как у Иеремии говорит: "престол славы возвышенный – место освящения нашего"; и у Исайи говорит: "и будет в последние дни явлена гора ЯХВЕ и дом Божий наверху гор, и возвысится превыше холмов".
Бог, говорим, и народ Свой оставил и храм покинул пустым, раздрав завесу храма, и взяв от народа Духа Святого, ибо "вот, говорит, оставляется вам дом ваш пуст", дал духовную благодать вам, которые из народов, как говорит чрез Иоиля: "и будет после этого, говорит Бог, и изолью от Духа Моего на всякую плоть, и прорекут сыны ваши, и дочери ваши видения увидят, и старцы ваши узрят сны", ибо, отняв от народа иудейского всю силу и действенность слова и известное посещение, Бог перенес их на вас, которые из народов. Поэтому диавол, завидуя святой Церкви Божией, устремился на вас и между вами произвел бедствия, гонения, нестроения, хуления, расколы, ереси. Тот народ он покорил себе чрез христоубийство, а вас, оставивших суету его, различно искушает иначе, как и блаженного Иова. Он немного противился и великому первосвященнику Исусу, сыну Иоседека, и нас часто просил разводянить, чтобы оскудела вера наша; но Господь и Учитель наш, подвергши его суду, сказал ему: "да запретит тебе, диавол, ЯХВЕ, и да запретит тебе ЯХВЕ, избравший Иеросалим; не головня ли он, выхваченная из огня?" Кто тогда сказал стоявшим пред первосвященником: "снимите с него измаранные одежды" и присовокупил: "вот Я снял с тебя беззакония твои", Тот и ныне скажет, как сказал некогда в собрании нашем: "Я молился, чтобы не оскудела вера ваша".
6. Итак, и иудейский народ имел злые ереси. От него произошли и саддукеи, не исповедующие воскресения мертвых, и фарисеи, приписывающие дела согрешающих случаю и судьбе, и мавсофеи, отвергающие промысел, говорящие, что существующее составилось из случайного движения, и уничтожающие безсмертие души, и имеробаптисты, которые каждый день крестятся, а без того и не ядят, даже не употребляют одров и блюд или чаш, стаканов и седалищ, если не очистят их водою. От них и теперь в наше время появившиеся евиониты, желающие, чтобы Сын Божий был простой человек, утверждающие, что Он родился от Иосифа и Марии естественным образом.
Отделившиеся же от всех них и сохраняющие отцовские обычаи суть ессеи.
Но это было в прежнем народе. Ныне же лукавый, умный делать зло, а что есть добро совершенно неведущий, отторгши некоторых от нас, породил и между ними ереси и расколы.
7. Начало новых ересей было так. Диавол, вошедши в некоего Симона, самарянина, из так называемого местечка Гитта, по ремеслу волхва, сделал его слугою своей развращенной воли. Когда Филипп, соапостол наш, по дару Господа и действенности Духа Его, совершал в Самарии силы врачеваний, так что изумленные самаряне уверовали в Бога всего и Господа Исуса и крестились во имя Его, когда уже и сам Симон, увидев, что знамения и чудеса совершаются без всякого волшебного чародейства, и, изумившись, уверовал, крестился и пребывал в посте и молитве: мы, услышав о благодати Божией, явленной самарянам чрез Филиппа, пришли к ним, и, много благопоспешествовав словом учения и возложив руки на всех крестившихся, чрез молитвы даровали им причастие Духа.
Видя, что чрез возложение рук наших дается верующим Дух Святой, Симон, взяв деньги, принес их к нам и сказал: "дайте и мне власть эту, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого"; диаволу хотелось ослепить нас принятием денег и таким образом отщетить от дара Божия, как лишил он Адама обещанного безсмертия чрез вкушение от древа, если бы мы согласились променять Симону безценный дар Духа на деньги.
Когда все мы смутились этим, я, Петр, усмотрев в Симоне злодейственного змия, сказал ему: "Сребро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил получить дар Божий за деньги. Нет тебе части в слове сем, ни жребия в вере этой; ибо сердце твоё неправо пред Богом. Итак, покайся в этом грехе твоём, и молись Господу; может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды". Тогда Симон, устрашившись, сказал: "Прошу, помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничего из сказанного вами".
8. Когда же мы пошли проповедывать слово жизни между народами, тогда диавол произвел в народе, чтобы после нас послали, на осквернение слова, лжеапостолов. Прежде всех послан был некто Клеовий, который и соединился с Симоном; оба же они учились у некоего Досифея, которого и лишили начальства, превзошедши его в славе. Потом явились и другие виновники других нелепых учений. Из них учат – одни, что много богов, другие, что три бога, совершенно различные, безначальные, всегда существующие вместе, а иные, что богов безчисленное множество, и что все они неведомы; и одни отвергают брак, предполагая, что он не есть дело Божие, другие гнушаются некоторыми снедями, иные же безстыдно любодействуют.
Далее, Симон, встретившись со мною, Петром, сначала в Кесарии стратоновой, где верный оный Корнилий, язычник, уверовал чрез меня в Господа Исуса, покушался низвратить слово Божие. Со мною были тогда священные чада: Закхей, прежде мытарь, и Варнава, Никита и Акила, братья Климента, епископа и гражданина римского, наученного и Павлом, соапостолом и сотрудником нашим в благовествовании. Беседуя при них с Симоном о пророке и о единоначалии Божием три раза, я силою Господа победил Симона, и, заставив его умолкнуть, вынудил его бежать в Италию.
9. Он же, быв в Риме, сильно опустошил Церковь, совращая и присоединяя к себе многих, а язычников изумляя волшебством и бесовскою силою.
Так введена в Риме первая безбожнейшая ересь симониан! Но диавол действовал и чрез прочих лжеапостолов.
10. А целью у всех их было равно одно и тоже безбожие – хулить Бога Вседержителя, утверждая, что Он неведом и не есть Отец Христа, ни Творец мира, но неизглаголанный, неизреченный, неименуемый, саморожденный, что законом и пророками не должно пользоваться, что промысла нет, что воскресению не должно верить, что суда и мздовоздаяния не будет, что душа не безсмертна, что должно наслаждаться одним удовольствием и уклоняться во всякое служение без разбору.
И одни говорят, что богов много, другие, что есть три безначальных, иные, что есть два нерожденных, а еще иные, что есть безчисленные эоны. И одни из них учат безженству и неупотреблению мяса и вина, говоря, что и супружество и рождение детей и принятие снедей гнусно, чтобы мнимым воздержанием своим привлечь на сторону своего лукавого учения. Некоторые же из них узаконяют не употреблять мяс не потому, что они – мяса животных безсловесных, но потому, что они – мяса животных, имеющих разумную душу, так что те, которые дерзают закалать их, подвергнутся будто бы наказанию человекоубийства. Другие же из них, сказуя, что должно воздерживаться только от свиного мяса, а что признано в Законе чистым, то надобно есть, говорили, что должно обрезываться по Закону, а в Исуса веровать, как в праведного мужа и пророка. Иные же учили любодействовать безстудно и злоупотреблять плотию и совершать всякое беззаконие, потому что этим только способом душа избежит мирских начальников. Все же они суть орудия диавола и сыны гнева.
11. А мы, чада Божии и сыны мира, проповедующие священное и правое учение благочестия, возвещаем, что один только Бог, Господь Закона и пророков, Творец всего, Отец Христа; что Он не Сам Себя произвел или не Сам Себя родил, как они думают, но есть Вечный и Безначальный и обитающий в неприступном свете; что Он не второй или третий или один из многих, но вечно Единый; не неведомый или неизреченный, но возвещенный чрез Закон и пророков, Вседержавный, Всеначальствующий, Всевластный; что Он – Бог и Отец Единородного и Рожденного прежде всякой твари, Единый Бог, Отец Единого Сына, а не многих, Единого Утешителя чрез Христа, Творец других чинов, единый Создатель различного творения Христом, Промыслитель и Законодатель Им же, виновник воскресения и суда и мздовоздаяния, бывающих Им; что Этот самый Сын благоизволил соделаться человеком, пожил без греха, пострадал, воскрес из мертвых и вознесся к Пославшему Его.
Мы говорим также, что всякое творение Божие хорошо, и ничем не должно гнушаться; что все, чем мы правильно пользуемся для поддержания себя, прекрасно; ибо, по Писанию, "всё хорошо весьма".
Мы веруем, что законный брак и рождение детей честны и нескверны; ибо различие полов образовано в Адаме и Еве для размножения рода человеческого. Душу нашу исповедуем мы безтелесною и безсмертною, как разумную и самовластную. Всяким смешением противузаконным и делаемым некоторыми против естества мы гнушаемся, как беззаконным и нечестивым.
Исповедуем также, что воскресение как праведных, так и неправедных, и мздовоздаяние будет.
Христа исповедуем не простым человеком, но Богом Словом и человеком, посредником между Богом и людьми, Первосвященником Отца.
Но вместе с иудеями мы не обрезываемся, зная, что пришел "Тот, кому отложено было" и ради Кого сохранились роды, чаяние народов, – Исус Христос, возсиявший от Иуды, Сын от леторасли, цвет от Иессея, чья власть на плечах.
12. Так как ересь та показалась тогда весьма обольстительной, и вся Церковь находилась в опасности; то мы, двенадцать (ибо вместо предателя причислен к нам в апостолы Маттафия, получивший жребий Иуды, как сказано: "достоинство его да примет иной"), сошедшись в Иеросалим, наблюдали вместе с Иаковом, братом Господним, что будет. И благоугодно было ему и пресвитерам проговорить к народу слово учения. Ибо некоторые, пришедшие в Антиохию из Иудеи, учили тамошних братьев, говоря: "если не обрежетесь по обряду Моисея и не станете исполнять других заповеданных им постановлений, то не можете спастись". Когда же произошло разногласие и немалое состязание, антиохийские братья, узнав, что все мы собрались для разсуждения об этом, прислали к нам верующих и искусных в писании мужей – узнать об этом разсуждении. А они, по прибытии в Иеросалим, возвестили нам о состязании и в антиохийской церкви, – о том, то есть, что некоторые говорили, что должно обрезываться и исполнять другие очищения.
Когда одни говорили одно, а другие другое, я, Петр, встав, сказал им: "Мужи братья! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из вас меня, чтобы из уст моих услышали народы слово Евангелия и уверовали. И сердцеведец Бог дал им свидетельство. Корнилию, бывшему сотником империи римской, явился ангел ЯХВЕ и сказал ему обо мне, чтобы призвал меня и выслушал из уст моих слово жизни; а он вызвал меня из Иоппии в Кесарию стратонову. Когда же я намеревался пойти к нему, мне захотелось принять пищи. Между тем как приготовляли ее, я в столовой молился. И вижу отверстое небо и некоторый сосуд, как бы светлое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю. В нем находились всякие четвероногие, пресмыкающиеся по земле и летающие под небом. И был голос ко мне с неба: "встань, Петр, заколи и ешь". Тогда в другой раз был голос, говорящий: "что Бог очистил, того ты не почитай нечистым". Это было трижды. Потом сосуд поднялся на небо. Когда же я недоумевал, что бы значило видение сие, Дух сказал мне: "вот, мужи ищут тебя; встань и иди с ними, нимало не сомневаясь, ибо Я послал их". Это были посланные сотником. Разсуждая про себя, я уразумел написанное слово Господне: "всякий, кто призовет имя ЯХВЕ, спасется"; и опять: "вспомнят и обратятся к ЯХВЕ все концы земли, и поклонятся пред Ним все племена народов, ибо ЯХВЕ есть царство и Он владеет народами". И размышляя, как везде говорится о призвании народов, я, встав, пошел с посланными и пришел в дом мужа того. И когда я возвещал еще слово, на него и на бывших с ним сошел Дух Святой, также, как и на нас в начале, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. И я познал, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему, а верующие из обрезанных пришли при этом в изумление. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на шею учеников тяжкое иго, которого не могли понести ни мы, ни отцы наши? Но мы веруем, что благодатию Господа спасемся также, как и они; ибо Господь разрешил нас от уз и облегчил бремя наше, и тяжкое иго снял с нас кротостью".
Когда я сказал это, всё собрание умолкло. Начал же речь Иаков, брат Господа, и сказал: "Мужи братья! Послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на народы, чтобы составить из них народ во имя Своё. И с этим согласны слова пророков, как написано: "потом обращусь и возсоздам скинию Давыдову падшую, и то, что в ней разрушено, возсоздам, и исправлю её, чтобы взыскали ЯХВЕ прочие человеки, и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит ЯХВЕ, творящий это". Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я разсудил не затруднять обращающихся к Богу из народов, но только написать им, чтобы воздерживались от скверн народов, от идоложертвенного, крови, удавленины и блуда, что законоположено было и древними, жившими до закона по природе Еносом, Енохом, Ноем, Мелхиседеком, Иовом и всеми подобными им".
Тогда разсудили мы, апостолы, и епископ Иаков и пресвитеры со всею Церковью, избрав из среды себя мужей, послать их с Варнавою и Павлом, апостолом народов, тарсянином: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу – мужей, начальствующих между братьями, написав и вручив им следующее:
"Апостолы, пресвитеры и братья находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из народов: радуйтесь!
Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас речами своими и поколебали ваши души, чего мы не поручали им; то мы, собравшись, единодушно разсудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, – человеками, предавшими души свои за Господа нашего Исуса Христа, чрез которых вы писали. Итак, мы послали с ними Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда. Соблюдая себя от этого, вы хорошо сделаете. Будьте здравы".
Такое письмо послали мы, а сами довольно дней пребывали в Иеросалиме, разсуждая вместе об относящемся к общей пользе и исправлению.
13. А спустя довольно времени мы посетили братьев, утвердили их учением благочестия и убедили их бегать тех, которые под именем Христовым и Моисеевым воюют со Христом и Моисеем, и в овечьей коже скрывают волка. Это – лжехристы, лжепророки, лжеапостолы, обольстители, растлители, добычи лисиц и опустошители низменных виноградников, чрез которых во многих охладеет любовь, а претерпевший до конца непоколебимо спасется; о которых, в предостережение наше от них, Господь объявил, говоря: "придут к вам люди в овечьей одежде, а внутри они суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Берегитесь их. Ибо возстанут лжехристы и лжепророки и прельстят многих".
14. Из-за них-то собравшись теперь вместе мы, Петр и Андрей, Иоанн, сын Зеведеев, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, и Симон Кананит и Маттафия, причисленный к нам вместо Иуды; также Иаков, брат Господа и епископ Иеросалимский, и Павел, учитель народов, избранный сосуд, собравшись все вместе, написали вам это соборное учение для утверждения вас, которым вверено повсюдное епископство.
В нем объявляем вам, что Бог Вседержитель только един, и кроме Него нет другого; что Его одного должно почитать и Ему одному покланяться чрез Исуса Христа, Господа нашего, во Всесвятом Духе; что священными писаниями, законом и пророками должно пользоваться; что родителей должно почитать; что всякого постыдного деяния должно бегать; что воскресению должно верить; что суда и мздовоздаяния должно ожидать; что всякими творениями должно пользоваться с благодарением, как делами Божиими и ничего не имеющими в себе дурного; что вступать в супружество законное должно, ибо такой брак безукоризнен, потому что "от ЯХВЕ сочетается жена мужу", и Господь говорит: "сотворивший в начале, мужа и жену сотворил их", и сказал: "посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут оба одной плотью".
Посему после брака непозволительно изгонять безукоризненную; ибо "сохрани, говорит, духом твоим, и жены юности твоей не оставляй, ибо она – общница жизни твоей и остаток духа твоего, ибо Я сотворил её, а не иной"; ибо Господь говорит: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает"; ибо жена есть общница жизни, соединенная Богом в одно тело из двух, а кто снова разделяет одно на двое, тот враг творчества Божия и противник Его промысла. Равным образом и кто удерживает растленную, тот нарушает закон естества; поскольку "держащий прелюбодейку безумен и нечестив": посему "отсеки её, говорит, от плоти твоей"; ибо она не помощница, но наветница, склонившая помысел свой к другому. Сообщаем также, что и обрезывать плоть не должно, но что для верующих достаточно обрезания в сердце по духу; ибо "обрежьтесь, говорит, Богу вашему и обрежьте необрезанное сердце ваше".
15. Равным образом и крещением должно довольствоваться только одним, даваемым в смерть Господню, – не тем, которое дают безславные еретики, но тем, которое дают непорочные священники во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Крещения, даваемого нечестивыми, вы не принимайте. Но и крещения, даваемого верными, не уничтожайте вторичным крещением. Как один Бог, один Христос и один Утешитель, одна также и смерть Господа по телу: так и крещение, даваемое в оную, да будет одно. А кто принимает осквернение от нечестивых, те сделаются общниками их осуждения; ибо они – не священники, потому что Бог говорит к ним: "поскольку ты отверг боговедение, то и Я отвергну тебя, чтобы ты не был священником Моим"; а крещенные ими не освящаются, но оскверняются, получая не прощение грехов, но узы нечестия.
Те же, которые стараются крестить освященных в другой раз, снова распинают Господа, в другой раз умерщвляют Его, осмеивают божественное, издеваются над священным, оскорбляют Духа Святого, безчестят оную святую кровь, как обыкновенную, нечествуют на Пославшего, на Пострадавшего, на Свидетельствовавшего.
Но и тот, кто не желает креститься из презрения, осужден будет, как неверующий, и поруган будет, как неблагодарный и безсмысленный; ибо Господь говорит: "если кто не крестится от воды и Духа, то не войдет в царствие небесное"; и опять: "кто уверует и будет крещен, тот спасется; а кто не уверует, тот осужден будет".
А кто говорит: "когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения", тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо "не отлагай, говорит, обратиться к ЯХВЕ, ибо не знаешь, что породит приходящий день".
А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием; ибо "пустите, говорит, детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им".
16. Все это написали мы вам, чтобы вы знали, какова мысль наша, и не принимали книг, утвержденных нечестивыми надписанием имен наших. Ибо вы должны обращать внимание не на имена апостолов, но на существо дел и неизвращенную мысль. Ибо мы знаем, что Симон и Клеовий и последователи их, сочинив ядовитые книги от имени Христа и учеников Его, повсюду носят их на обольщение вас, возлюбивщих Христа и нас, рабов Его. И у древних некоторые написали апокрифические книги, тлетворные и враждебные истине. Такие же книги и теперь выдумали безславные люди, оклеветывающие творчество, брак, промысл, чадородие, Закон, пророков, надписывая на них некоторые варварские имена, – имена, как говорят люди те, ангелов, а правду сказать – бесов, вдохновляющих их. Бегайте учения их, чтобы не сделаться вам причастными наказанию тех, которые написали их на обольщение и погибель верных и непорочных учеников Господа Исуса.
17. Мы сказали, что в епископа, пресвитера и диакона должно поставлять однобрачных, в живых ли будут жены их или уже умерли. Но после рукоположения непозволительно им ни вступать в брак, если они не женаты, ни сочетаться с другими, если они женаты: они должны довольствоваться тою женою, которую имели, когда пришли к рукоположению.
Повелеваем также, чтобы однобрачные же были и служители, и певцы, и чтецы, и привратники; а если они поступили в клир до женитьбы, то позволяется им жениться, если имеют к тому желание, чтобы в случае согрешения не подверглись они наказанию.
Но ни одному из находящихся в клире не позволяем мы брать или блудницу, или служанку, или вдову, или отверженную, как и Закон говорит.
Диакониссою же должна быть дева непорочная; а если не так, то по крайней мере вдова однобрачная, верующая и почтенная.
18. А кающихся принимайте, ибо такова воля Божия о Христе.
Оглашенных, по наставлении в начатках веры, крестите.
Безбожных еретиков, которые не раскаеваются, отделяйте от верующих и открыто выгоняйте из церкви Божией, а верующим объявляйте, чтобы всячески удерживались от них и не имели с ними общения ни в разговорах, ни в молитвах. Ибо они – противники и злоумышленники Церкви, развратители стада, сквернители наследия, считающие себя умными, но во всех отношениях дурные.
О них-то сказал мудрый Соломон, что, будучи нечестивыми, притворяются благочестивыми. "Есть, говорит он, пути, которые кажутся некоторым быть правыми, концы же их смотрят во дно адово". Они-то те, о которых с горестью и строгостью объявил Господь, говоря, что они лжехристы и лжеучители. Они – хулители Духа благодати и презрители дара Его после благодати, которым не простится ни в сем веке, ни в будущем, нечестивейшие жидов и безбожнейшие еллинов. Они хулят ЯХВЕ, Бога над всем, попирают Сына Его, пренебрегают учением Духа, отметают божественные слова, или лицемерно выдают себя принимающими оные, на оскорбление Бога и обольщение приходящих к ним. Они позорят священные писания, не знают, в чем состоит оправдание, опустошают Церковь Божию, как малые лисицы виноградник.
Молим вас бегать их, чтобы не запутать вам в сетях души свои, ибо "ходящий с премудрыми премудр будет, ходящий же с безумными будет познан". Ибо не должно ни с вором соглашаться, ни с прелюбодеем иметь участие, как и праведный Давыд говорит: "ЯХВЕ! ненавидящих Тебя я возненавидел, и о врагах твоих истомился, совершенною ненавистью я возненавидел их: они стали мне врагами". И Бог порицает Иосафата за дружбу и союз с Ахаавом и Охозией, говоря чрез пророка Ииуя: "с нечестивым ли дружишь, или ненавидимому от ЯХВЕ даешь помощь? Поэтому был на тебя внезапно гнев ЯХВЕ; и за то только, что сердце твоё нашлось совершено к ЯХВЕ, пощадил тебя ЯХВЕ, но сокрушил дела твои и сокрушились корабли твои".
Бегайте, говорим, общения с еретиками и будьте чужды мира с ними. О них пророк объявил, говоря: "нет радости нечестивым, говорит ЯХВЕ". Они – потаенные волки, "псы немые, не могущие лаять". Теперь их немного, но с течением времени и с приближением кончины мира они размножатся и будут тягостнейшими. О них-то сказал Господь: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"; и: "по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь, и придут лжехристы и лжепророки и дадут знамения на небе, чтобы прельстить, если возможно и избранных". От обольщения их освободит нас Бог чрез Исуса Христа, надежду нашу!
Ибо и мы, обходя народы и утверждая Церкви, одних, близких уже к смерти от обольщения, возстановили, соделав здоровыми посредством многого вразумления и врачебного научения, а других, страдавших неизлечимо, выгнали из стада, чтобы не передали шелудивой болезни своей и здоровым агнцам, но чтобы сии сохранились для Господа Бога чистыми, целыми, здоровыми и непорочными.
Так поступили мы в городах повсюду во всей вселенной мира, а вам, епископам и прочим священникам, достойно и праведно оставили это кафолическое учение, чтобы оно служило памятником утверждения поверивших Богу, и послали оное чрез сослужителя нашего Климента, вернейшее и единодушное чадо наше о Господе, вместе с Варнавою и вожделеннейшим сыном Тимофеем и истинным сыном Марком, с которыми делаем вам известными и Тита, Луку, Иасона, Лукия и Сосипатра.
Чрез них и молим вас о Господе удерживаться от древнего образа жизни, суетных уз, отделений, наблюдений, различения снедей, каждодневных омовений, потому что древнее прошло, и теперь всё стало новое.
19. Ибо вы познали Бога чрез Исуса Христа и всё Его домостроительство от начала бывшее, – как Он дал Закон, в помощь естественному, простой, чистый, спасительный, святой, на котором и имя Свое положил, совершенный, не имеющий никакого недостатка, в десяти заповедях полный, непорочный, обращающий души, о котором, когда евреи забыли его, напоминает Он чрез пророка Малахию, говоря: "вспомните закон Моисея, мужа Божия, который заповедал вам повеления и оправдания". Закон этот столь свят и праведен, что некогда и Спаситель, исцелив одного прокаженного и опять девять других, сказал первому: "пойди, покажи себя первосвященнику, и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им"; и девяти опять: "пойдите, покажитесь священникам".
Ибо Он не нарушил Закон, как думает Симон, но исполнил, ибо говорит: "ни одна йота или ни одна черта не прейдет от Закона, пока не исполнится всё"; "ибо Я, говорит Он, пришел не нарушить Закон, но исполнить". И Моисей, законодатель и вместе первосвященник, пророк и царь, и Илия, ревнитель пророков, свидетели вочеловечения и страданий Господа, присутствовали при преображении Его на горе, как друзья и домашние Христовы, а не как враги и чужие. Из этого открывается, что и Закон хорош и свят, и пророки.
20. А Закон есть десятословие, которое законоположил Бог народу израильскому громким голосом, прежде нежели сделал он тельца Аписа Египетского. Закон сей справедлив, потому что и Законом называется он, что производит суды по естеству справедливо. Его охуждают Симон и его последователи, воображая, что не будут осуждены им и избежат наказания. Закон этот благ, праведен. Он не приневоливает, ибо говорит: "если сделаешь Мне алтарь, из земли сделай его Мне". Не сказал он: "сделай", но "если сделаешь", – не наложил необходимости, но предоставил воле, как свободной.
Бог, по естеству ни в чем не имеющий нужды, не нуждается в жертвах. Но поскольку Он знал, как еще прежде боголюбезный Авель, Ной и Авраам и потомки их, не по неведению, но по возбуждению естественного закона добровольно приносили жертву Богу от благодарной мысли: то и теперь позволяет евреям приносить ее, не повелевая, но – если захотят, позволяя, и, если будут приносить от правой мысли, благоволя к жертвам их. Поэтому говорит: "если хочешь приносить жертвы Мне, не имеющему нужды, ибо Я ни в чем не нуждаюсь, потому что Моя вселенная и что наполняет её, то приноси".
Но народ забыл потом об этом, и вместо Бога назвал богом тельца и ему приписал причину изшествия своего из Египта, говоря: "вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской!" Обоготворив подобие тельца, ядущего сено, народ отрекся от Бога, Который чрез Моисея призрел его в скорби, соделал знамения на руке и жезле, поразил египтян десятью казнями, разделил море Суф на разделение вод, провел его посреди воды, как коня по равнине, потопил врагов и злоумышленников его, усладил горький источник в Мерре, извел из твердой скалы воду для напоения, осенил его столпом облачным от чрезмерного зноя и столпом огненным светил и показывал ему, не знавшему куда идти, путь, дал ему в пищу манну с неба, а из моря дал ему перепелов, даровал ему Закон на горе, удостоил его слышать глас Его. Вот Кого отрекся народ, сказав Аарону: "сделай нам богов, которые бы шли пред нами", и сделал из расплавленного металла тельца и принес жертву идолу.
Тогда-то Бог, прогневавшись за то, что народ явился к Нему неблагодарным, связал его неразрешимыми узами, тяжким бременем и жестокою цепью, и не сказал уже: "если сделаешь", но: "сделай алтарь" и приноси жертву непрестанно. "Ты забывчив и неблагодарен, посему приноси всесожжения постоянно, чтобы вспоминать обо Мне. Поскольку ты худо воспользовался свободою, то Я впредь налагаю на тебя необходимость, и воспрещаю тебе такие-то снеди, и объявляю тебе различия животных, чистых и нечистых, хотя всякое животное совершенно хорошо, как сотворенное Мною, и предписываю тебе такие-то отделения, очищения, постоянные омовения, окропления, такие-то чистоты, различные празднества, и если в чем из этого не послушаешься, определяю наказание, как слуге непокорному, чтобы ты, теснимый и гнетомый цепью, оставил заблуждение многобожия и, забыв: "вот боги твои, Израиль", помнил: "слушай, Израиль! ЯХВЕ, Бог твой, ЯХВЕ един есть", и обратился к тому закону, вложенному Мною в естество всех людей, который внушает, что один только Бог на небе и на земле, что Его только должно любить всем сердцем и всею крепостию и всем помышлением, что кроме Него не должно бояться другого, и что имени других богов не должно ни на мысль не принимать, ни устами и языком не произносить". За жестокосердие связал Он его, чтобы он чрез приношение жертв, чрез празднества, чрез чистоты и такие-то наблюдения приходил к познанию Бога, предписавшего ему это.
21. А у вас, уверовавших во Единого Бога не по необходимости, но послушавшихся Призвавшего по здравой мысли, и очи блаженны, что видят, и уши у вас блаженны, что слышат; ибо вы разрешены от уз и освобождены от рабства. "Я уже не называю вас, говорит, рабами, но друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего", а ему, не захотевшему ни видеть, ни слышать, не потому, что нет у него членов для этого, но потому, что он чрезмерно злобен, "Я дал определения недобрые и постановления, от которых он не мог быть жив". Но недобрые – по его представлению, как и нездоровым враждебными кажутся прижигания, ножи и лекарства, а неисполнимые – по причине его преслушания, почему они и причиняют ему смерть, когда не исполняются.
22. Итак, блаженны вы, разрешенные от проклятия. Ибо пришедший Христос, Сын Божий, подтвердил и исполнил Закон, а введенное отменил, хотя и не всё, но только тягчайшее, иное утвердив, а иное упразднив. Но самовластие человеческое Он опять оставил свободным, не на временную уже смерть осуждая людей, но в другом состоянии требуя от него отчета, почему говорит: "если кто хочет идти за Мною, пусть идет"; и опять: "не хотите ли и вы отойти?" Он еще до пришествия Своего отвращался жертв народа израильского, который часто согрешал против Него и думал умилостивить Его жертвами, а не покаянием. Так, Он говорит: "зачем Мне кадило от Савы приносите, и кинамон от земли дальней? Всесожжения ваши неприятны, и жертвы ваши не услаждают Меня"; и еще: "всесожжения ваши соберите с жертвами вашими, и ешьте мясо: ибо Я не заповедал вам, когда вывел вас из земли Египетской, о всесожжениях и жертвах". И чрез Исайю Он говорит: "что Мне множество жертв ваших? – говорит ЯХВЕ. Я исполнен всесожжений овнов и тука агнцев, и крови юнцов и козлов не хочу. Не приходите являться Мне: ибо кто взыскал этого от рук ваших? Ходить по двору Моему не продолжайте больше: если принесете Мне семидал – напрасно: кадило – мерзость Мне. Новомесячий ваших и суббот ваших и дня великого не потерплю: поста, и суббот, и праздников ваших ненавидит душа Моя: стали Мне в сытость". И чрез другого говорит Он: "убери от Меня глас песней твоих, и песни органов твоих не послушаю". И Самуил говорит Саулу, думающему, что он принес жертву: "послушание доброе лучше жертвы, и покорство лучше тука овна; ибо вот не хочет ЯХВЕ жертвы, разве послушать Его". И чрез Давыда говорит Он: "не приму от дома твоего тельцов, ни от стад твоих козлов. Если буду голоден, не скажу тебе: ибо Моя вселенная и исполнение её. Разве Я ем мясо юнцов, или пью кровь козлов? Пожертвуй Богу жертву хваления, и воздай Вышнему молитвы твои". Во всех вообще писаниях Он подобным образом отвергает жертвы народа, потому что он грешил против Него; ибо "жертвы нечестивых – мерзость ЯХВЕ; ибо беззаконно приносят их"; и опять: "жертвы их – как хлеб несчастья их, все вкушающие их осквернятся".
Если же Он еще до пришествия Своего искал более чистого сердца и сокрушенного духа, нежели жертв, то тем более упразднил Он таковые, разумеем – кровавые, по пришествии Своем. А упразднил Он их потому, что сначала исполнил их; ибо Он и обрезан был, и окроплен, и жертвы и всесожжения приносил, и другие обряды исполнил, и Сам был Законодателем, полнотою Закона, не уничтожителем закона естественного, но упразднителем того, что введено в него чрез Второзаконие, хотя и не всего.
23. Да, естественный закон Он не уничтожил, но утвердил. Ибо Кто в Законе сказал: "ЯХВЕ, Бог твой, – ЯХВЕ един есть", Тот в Евангелии говорит: "да знают Тебя, единого, истинного Бога". Кто сказал: "возлюби ближнего своего как самого себя", Тот в Евангелии говорит, возобновляя то: "заповедь новую даю вам: да любите друг друга". Кто тогда запретил человекоубийство, Тот ныне запрещает опрометчивый гнев. Кто тогда запретил прелюбодеяние, Тот ныне запрещает и незаконное пожелание. Кто тогда запретил воровство, Тот ныне блаженнейшим назвал того, кто от своих трудов снабжает нуждающихся. Кто тогда заповедал ненависть ко врагам своим, Тот ныне заповедует любовь и к ним. Кто тогда заповедал месть, Тот ныне заповедует незлобие, – не потому, будто законная месть несправедлива, но потому, что незлобие лучше.
Но и этими законами Он хотел пресечь не естественные немощи, но их неумеренность. Кто повелел почитать родителей, Тот Сам повиновался им. Кто издал закон о неделании в субботу, чтобы поучаться в Законе, Тот ныне повелел, чтобы мы, каждый день размышляя о законе творчества и промышления, благодарили Бога. Обрезание Он упразднил, исполнив его на Себе; ибо Сам был Тем, "Кому отложено было, чаянием народов". Кто узаконил клястся не во лжи и воспретил нарушать клятву, Тот объявил, чтобы не клялись вовсе. Омовение, жертву, священство и богослужение местное Он преобразовал: вместо омовения каждодневного, дал одно только крещение, в смерть Его; вместо одного колена повелел избирать в священство наилучших из всякого народа и разсматривать не пороки на теле, но веру и жизнь; вместо жертвы кровавой установил жертву разумную, безкровную и таинственную, совершаемую в смерть Его ради образов, жертву тела и крови Своей, а вместо богослужения местного повелел и признал справедливым прославлять Его "от востока до запада на всяком месте владычества Его".
Посему Он не Закон снял с нас, но узы. Ибо о Законе Моисей говорит: "поучайся в слове, которое Я заповедаю тебе, сидя в доме, и вставая, и идя путем"; и Давыд говорит: "в законе ЯХВЕ воля его, и в законе Его учиться день и ночь". Ибо везде Он хочет, чтобы мы повиновались Закону, а не преступали Закон; ибо говорит: "блаженны непорочные в пути, ходящие в законе ЯХВЕ; блаженны испытывающие свидетельства его, всем сердцем ищущие его"; и опять: "блаженны мы, Израиль, ибо угодное Богу нам понятно". И Господь говорит: "если это знаете, блаженны вы, когда исполняете это".
24. Впрочем, не чрез нас только хочет Господь являть закон оправдания. Ему благоугодно, чтобы Он видим был и блистал и чрез римлян. Ибо и они, уверовав в Господа Исуса, оставили многобожие и несправедливость, и добрых принимают, а дурных наказывают, иудеев же имеют данниками своими и не позволяют им пользоваться своими правами;
25. поскольку они добровольно привлекли на себя рабство, сказав: "нет у нас царя, кроме кесаря"; и: "если не убьем Мессию, говорит, все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют нами и местом и народом нашим". Они невольно прорекли; ибо во Христа уверовали народы, а они лишены римлянами власти и служения по закону, не имеют даже права убивать, кого бы захотели, и приносить жертвы, когда бы захотели; почему и прокляты они, как не могущие исполнять постановленного; "ибо проклят, говорит, кто не пребудет во всём написанном в книге Закона, чтобы творить это", а исполнять все предписания Закона невозможно им, разсеянным между народами, потому что божественный Моисей запрещает им как алтарь ставить вне Иеросалима, так и Закон читать вне пределов Иудеи.
Итак, мы, последующие Христу, наследуем благословения; присоединимся к Закону и пророкам чрез Евангелие; будем бегать как многобожников, так и христоубийц и пророкоубийц, равно как и безславных и безбожных еретиков; повиноваться Христу, как царю, как имеющему власть переменять различные постановления, и как законодателю, имеющему премудрость постановлять различно, сохраняя естественное неизменным повсюду.
26. Итак, удерживайтесь, епископы и народ, от всех еретиков, охуждающих Закон и пророков. Ибо они, враждуя против Бога Вседержителя, не веруют, и не исповедуют, что Христос есть Сын Божий; ибо рождение Его по плоти отвергают, креста Его стыдятся, страдание и смерть Его безславят, воскресения Его не признают, Его рождение предвечное отметают. Некоторые же из них иначе нечествуют, воображая, что Господь есть простой человек, думая, что он состоит только из души и тела. Иные же из них, опять, охуждают некоторые снеди, – брак и чадородие называют злом и выдумкой диавола, и, по лукавству своему, не хотят, потому что нечестивы, воскреснуть из мертвых, почему и воскресения не признают, говоря: "мы чистые и святые, есть и пить мы не хотим", и воображая, что воскреснут из мертвых подобными безплотным духам. Все они осуждены будут на веки на вечный огонь. Бегайте от них, чтобы не погибнуть вам вместе с нечестиями их.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Апостольские постановления. Часть 4. | sergeydn82 - Дневник sergeydn82 | Лента друзей sergeydn82 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»