|
В ночь на 19 января православные христиане отмечают один из главных церковных праздников — Крещение Господне. Его также называют Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица — Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошёл на Сына в виде голубя. Христос даровал падшему в грехе человеку возможность получить благодать Духа Святого после обряда Крещения. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.
История праздникаКрещение (Богоявление) — один из самых первых христианских праздников (письменные сообщения о нем восходят к II веку). Он старше Рождества Христова, которое праздновали вместе с ним до четвертого века. В IV веке в Риме стали праздновать Рождество в день непобедимого солнца 25 декабря. Но древнее совмещение праздиков осталось в некоторых восточных церквях: армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января, в день Богоявления. Традиция праздновать 6 января «старое» Рождество сохранилась и на Шетландских островах (где летом белые ночи, а зимой — сполохи). И по-прежнему, и Рождеству, и Богоявлению предшествует сочельник. Традиции празднования18 января праздник предваряет Крещенский Сочельник. В этот день православные держат строгий пост до вечерней звезды (или до принесенной из храма освященной воды), а потом семья собирается за постным столом с непременным сочивом из разваренного зерна, миндального или орехового «молока» и меда. В некоторых местах этот вечер называли «Голодной кутьей». В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на великое освящение воды, а потом на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, наваристые борщи, холодцы, колбасы и запеченную свинину. В некоторых местностях угощались «квадратными» блинами — «чтобы водились деньги». ИорданьНа праздник Богоявления (Крещения) освящают воду. Вода — источник жизни человеческой, ее освящение означает в православии освящение жизни. Во всем мире, где есть возможность, святить воду выходят на реку, на море или на озеро, а если нет возможности, воду освящают в храме, и так — всюду и везде освящается вода. На замёрзших водоёмах воду освящают в особых прорубях, которые называют «иордань» в воспоминание крещения Христа в Иордане. Есть традиция купания в этих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Ее хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают ее в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься. Что сделать в Крещенский сочельник?Русская Православная Церковь отмечает Крещенский Сочельник 18 января. В народе праздник получил множество названий: «Крещенский сочельник», «Крещенский вечер», «Голодная кутья» или «Голодный святой вечер», «Свечки» (потому что после вечерни ставили к водосвятной чаше свечи, перевитые лентами или цветными нитками). Название праздника связано с традицией в этот день делать сочиво — кутью из зёрен пшеницы, ячменя или риса. В чём особенность крещенской воды?Освящение воды — это призывание на неё благодати Святого Духа. Человек верующий пьёт святую воду не для утоления жажды, а ради усвоения её благодатных свойств, для избавления от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение крещенской водой призваны изгонять вражеские силы.Греческое слово, означающее крещение (ваптисис), на русский переводится как «погружение в воду». Слово «крещение» появилось при славянском переводе Евангелий (само таинство Крещения пришло в славянский мир раньше) как неразрывно связанное в представлении людей с принятием Христа. Крещенскую воду ещё называют Великой агиасмой. Слово вошло в славянский литургический язык из греческого, на котором agiasma означает «святыня». Верующие — из благоговения к святыне — принимают Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пьют её, не колеблясь, в любое время. Великую агиасму принимают для поддержания сил и утешения в случае канонических или иных препятствий к причащению Святых Таин. В чём отличие «богоявленной» воды от «крещенской»?Исторически сложилось, что Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня. Крестным ходом идут освящать живую воду — источники, озёра, реки, заранее рубят во льду прорубь — «иордань» — украшают её, возводят часовни изо льда. В древности чаще, а сейчас реже освящение воды совершают ночью. Верующие принимают агиасму натощак. Считается, что она способна исцелить от болезней, придать сил и утешения. Воду, освящённую накануне праздника, в народе называют богоявленной и богоявленской, а освящённую в день праздника — крещенской. Однако всю воду освящают по одному и тому же чину, разницы между ними нет никакой.Крещенскую воду раздают в храме после водоосвящения 18 января и весь день 19 января. Она, как правило, есть в любой день года, и за ней всегда можно прийти. Как правильно хранить и использовать крещенскую воду?У верующих людей есть благочестивый обычай — утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, который берут в храме на службе в субботу – воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, можно молиться дома и кропить водой своё жилище. Крещенскую воду не дают пить животным, но из церковной практики известно, что во время мора животных иногда окропляли и поили святой водой. Основания для подобного дерзновения должны были быть крайне серьёзными. Крещенскую воду принято выливать только в особое, не попираемое ногами место, поэтому в ней, как правило, не купают (например, детей), а ею умывают и окропляют. При благоговейном отношении святая вода остаётся свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить её следует в отдельном месте, лучше рядом с иконами. Особенное свойство крещенской воды — то, что она, добавленная даже в небольшом количестве к обычной, сообщает ей благодатные свойства, поэтому в случае нехватки святой воды её разбавляют простой. Становится ли вся вода в Крещение священной?Многие считают, что абсолютно вся вода в день Крещения становится святой. Священнослужители поясняют, что освящается только та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин. Так освящаются воды в естественных водоёмах, где во льду прорубается крестообразная прорубь — иордань. С ней тоже связано немало мифов. Мнение, что при погружении в освящённую воду отпускаются все грехи, ошибочно. Священники напоминают, для того, чтобы получить прощение, необходимо искренне раскаяться и исповедаться.
Как правильно окунуться в прорубь, чтобы не повредить здоровью?Обычай окунания в прорубь не имеет прямого отношения к самому празднику Крещения Господня, не является обязательным и не очищает человека от грехов. И окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещёным, однако обычай принят как часть народного празднования.Погружение в ледяную воду требует особой осторожности. Окунаться лучше в специально отведённых местах, позаботившись об укреплении льда, деревянных настилах, поручнях, тёплых местах для переодевания. Часто на случай непредвиденных ситуаций рядом дежурят врачи и спасатели. Подходить к крещенскому окунанию нужно с рассуждением. Об этом предупреждают и медики, и священнослужители. Ведь для организма нахождение в ледяной воде — огромный стресс. За ним могут последовать проблемы со здоровьем — сильный спазм кожных сосудов приводит к увеличению притока крови к внутренним органам (сердцу, лёгким, желудку, печени, головному мозгу), что чревато обострением хронических заболеваний. источник http://www.aif.ru/dontknows/file/Kreshchenie_Gospodne_traditcii_i_obychai_prazdnika
Молитва на Богоявление Господне “Сего ради любит Мя Отец, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю”,и тако во всесветлый день сей, Ты, Господи, положил еси начало искупления нашего от грехопадения прародительскаго. Сего ради вся силы небесныя радуются и вся тварь веселится, чающе свобождение свое от работы истления, глаголюще: Прииде просвещение, благодать явися, избавление наста, мир просветися и людие радостию исполняются. Да веселится ныне небо и земля и мир весь да играет; реки да плещут; источницы и озера, бездны и моря да срадуются, яко Божественным Крещением освятися днесь естество их. Да радуются днесь и человеков собори, яко естество их взыде ныне паки к первому благородию и вси с радостию да поют: Богоявления время. Приидите мысленно на Иордан, видение велие в нем узрим: Христос ко Крещению грядет. Христос ко Иордану приходит. Христос наши в воде погребает грехи. Христос овча похищеннаго и заблуждшаго приходит искати и обрет е вводит в рай. Сего Божественнаго таинства воспоминание празднующе, усердно молимся Тебе, Человеколюбче Господи: сподоби нам жаждущим по гласу Твоему приити к Тебе, Источнику присноживотныя воды, да почерпем воду благодати Твоея и оставления грехов наших и да отвергшеся нечестия и мирских похотей; целомудренно и девственно, и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы Твоея, Великаго Бога и Спаса нашего, да не от дел наших спасеши нас, но по Твоей милости и по обновлению Святаго Духа Твоего банею пакибытия, Егоже обильно излиял еси, да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем вечныя жизни во Царствии Твоем, идеже со всеми святыми сподоби нам прославити всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тропарь Крещению Господню Тропарь, глас 4 (Предпразднеству)
Готовися, Завулоне, и красуйся, Неффалиме, Иордане реко, Тропарь, глас 4 (Предпразднеству, навечерие)
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илии, Тропарь, глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Кондак, глас 4
Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: Величание праздника Богоявления
Величаем Тя, Жизнодавче Христе,
|
|
|