• Авторизация


Светотени Рембрандта ван Рейна (Rembrandt van Rijn). 31-08-2013 17:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Алевтина_Князева Оригинальное сообщение

Светотени Рембрандта ван Рейна (Rembrandt van Rijn)

 

[показать]

 Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн, родился 15 июля 1606 г. в Лейдене.

Во время появления Рембрандта на свет дела его отца находились в цветущем положении, что позволило ему дать своему четвертому сыну более тщательное образование, чем то, какое получили старине сыновья, сделавшиеся ремесленниками. Рембрандт поступил в латинскую школу, с тем, чтобы впоследствии перейти в лейденский университет. Но школьные занятия не удовлетворяли Рембрандта; он учился плохо, и в конце концов Гармен ван Рейн должен был уступить желанию своего сына сделаться живописцем.

 Первым учителем, к которому отец отдал Рембрандта, был Якоб ван Сваненбюрх, весьма посредственный живописец, но, как человек, побывавший и работавший в Италии, пользовавшийся у своих соотечественников большим уважением. Пробыв в мастерской этого художника около трех лет, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученье к Питеру Ластману, ученику Адама Эльсгеймера. Этот наставник оказал на Рембрандта довольно значительное влияние и, по-видимому, научил его также гравировальному искусству.

Полность биографию можете прочитать тут: «Брокгауз и Ефрон»

Винсент Ван Гог о Рембрандте

"Синдики цеха суконщиков" - превосходны, это прекраснейшее творение Рембрандта, и все же что за интимная, бесконечно симпатичная картина, написанная d'une main de feu (огненной рукой) «Еврейская невеста», которую не оценивают столь же восторженно. Видишь ли, в Синдиках... Рембрандт верен натуре, хотя даже при этой верности он, как всегда, парит высоко, в небесах, в бесконечности; однако Рембрандт умел делать и кое-что иное, когда ему не надо было придерживаться буквальной точности, необходимой, например, в портрете, и он мог быть поэтом, т.е. творцом. Таков он в «Еврейской невесте». Как прав был Делакруа, как он понял эту картину! Какое высокое чувство, неизмеримая глубина. Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать. Эти слова подходят прекрасно к этой картине. Но, возвращаясь к Франсу Халсу и его картинам, можно сказать, что он в них твердо стоит на земле; Рембрандт же проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке. Вот почему Рембрандта и называют так: волшебником. И это не простое ремесло."

[700x437]"Синдики цеха суконщиков". Рембрант.


"Вчера я увидел большую фотографию с картины Рембрандта, которую я не знал и которая меня очень сильно впечатлила: голова женщины, свет касается ее груди, подбородка и кончика носа. Лоб и глаза в тени большой шляпы, поля которой, кажется красноватого цвета. И вполне возможно, что красный или желтый цвет - оттенок ее декольтированного платья. Фон темен. И выражение лица - загадочная улыбка, как у самого Рембрандта в его автопортрете, где он на коленях перед Саскией со стаканом вина в руке. Сейчас Рембрандт и Халс полностью завладели моим разумом, не потому что я насмотрелся вволю их картин, но из-за того, что я в них открыл, особенно те качества человека, которые побуждают меня подумать о его эпохе. Я продолжаю участвовать в народных гуляниях, дабы улавливать лица женщин, солдат или матросов. Платишь за вход 20 или 30 сантимов, выпиваешь стаканчик пива, больше ничего не пьют, и забавляешься весь вечер, восхищаясь воодушевлением этих людей. Работать больше с моделью - вот то, что я должен делать, это единственное средство преуспеть... Я думаю, ты в полной мере понял всю важность «быть правдивым» из всего того, что я тебе говорил, это зерно моей мысли. Справедливости ради, это мой собственный принцип, я хочу, чтобы мои изображения были людьми - крестьянами, когда я рисую крестьян, и шлюхами, когда я рисую шлюх. Вот почему так неимоверно потрясла меня голова шлюхи кисти Рембрандта. Ибо он схватил загадочную улыбку и сделал ее бесконечно красивой и вместе с тем серьезной, так, что только он один, волшебник из волшебников, мог запечатлеть. Это ново для меня, и я хочу так рисовать."

Рембрандт умер в крайней бедности, в первых числах октября 1669 г.

В противоположность близорукому суду современников этого мастера, приговор потомства поставил его на высокое место в истории искусства. Рембрандт - самый характерный представитель голландской школы живописи; в его творчество наиболее полно и всесторонне отразились тенденции этой школы, и благодаря необычайному гению, которым наделила его природа, произведения его являются как бы синтезом всей северной живописи.


[показать] Даная. Рембрант.

По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Рембрандт не отрешается от действительности, представляет себе греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок (как напр. в эрмитажной "Данае").


[показать] Похищение Ганимеда. Рембрант.

Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр. "Ганимед" дрезденского музея). Что касается до картин Рембрандта на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как напр. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых ("Снятие со Креста" в эрмит. гал., 1634; "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск. муз., 1648: гравюра "Христос исцеляет больных"; "Поклонение волхвов", в букингемск. дв., 1657, и др.).


[показать]

Портреты Рембрандта, в свою очередь, также реалистичны в высшей степени, не только точно передают внешние черты, но и выражают внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственный облик, их национальность, род их деятельности. Последний особенно ярко подчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с профессией представленного персонажа (Эрмитаж. "Каллиграф", гаагский "Урок анатомии", амстердамская "Гильдия ткачей").


[625x469] Урок анатомии доктора Тульпа. Рембрант.

Независимо от присущей рембрандтовским работам жизненности и совершенно особенных, только одному этому мастеру свойственных технических приемов, о которых будет сказано ниже, произведения Рембрандта отличаются гениальной композицией. В его картинах и гравюрах, все имеющее существенное значение выдвигается, тем или иным способом, на первый план, и главные действующие лица характеризуются так тонко, что у зрителя не остается никаких недоумений относительно содержания изображаемой сцены.

Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда гонится за его правильностью, иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление; зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Главная отличительная особенность рембрандтовского колорита - отсутствие красочности - замечается как в ранних, так и в позднейших его работах; ни в одной из его картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы фламандской школы - Рубенса.


[показать]

Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В его картинах изображенное представляется как бы окутанным воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Ставя себе задачей преодолевать трудности передачи того или другого светового эффекта, Рембрандт нередко воспроизводить освещение настолько фантастическое и искусственное, что дает ученым повод спорить о том, при каком свете - дневном или ночном - происходить та или другая изображенная им сцена (например, известная картина амстердамского музея: "Ночной дозор"). Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. в "Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.


[803x688]

Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно, иногда только намеками. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. В своих первых, по времени, работах Рембрандт старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (напр. "Св. Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности.

 


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Светотени Рембрандта ван Рейна (Rembrandt van Rijn). | Curious_mouse - Дневник Curious_mouse | Лента друзей Curious_mouse / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»