Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеКОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 147 - ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ Глава XII - АВТОПОРТРЕТЫ С РИСУНКА (часть 5))
Продолжаю "копаться" в персонах, изображенных на рисунке из Венской библиотеки. Перейдя к правой стороне, отыскал очередную "порцию" художников из Нидерландов, Франции и Австрии, среди которых почему-то "затесалась" итальянка Арканджела Паладини. Остался еще один рывок, так что наберитесь терпения!
[показать]
[показать]
Антонис Схоньянс
Anthonis Schoonjans
1655, Антверпен - 13 августа 1726, Вена
[показать]
Anthoni Schoonjans detto Parrhasius Autorretrato. 1703 г. Galleria degli Uffizi, Corridoio Vasariano
[показать]
Anthoni Schoonjans Self-portrait (гравюра).
Южнонидерландский (фламандский) художник.
Родился в Антверпене, был учеником художника Эразма Квеллинуса (Erasmus Quellinus II, 1607–1678) и его сына Яна-Эразмуса Квеллинуса (Jan-Erasmus Quellinus, 1634–11 марта 1715). По совету своих учителей, которые побывали в Италии, Антонис отправился в Рим, где в 1674 году вступил в Общество художников, в основном, голландских и фламандских, которые работали в Риме. Это общество называлось «Bentvueghels», что с голландского переводится, как «Одного поля ягоды», и просуществовало в Риме с 1620 до 1720 года. Правда, в одном из источников прочел, что название Общества переводится, как «Перелётные птицы» (увы, в голландском я не силен!). В Общество Схоньянс вступил под псевдонимом «Паррхасиус» (Parrhasius). В Италии Антонис жил вместе с земляком, Карелом де Вогеларом (Carel de Vogelaer, 1653 - 8 августа 1695), который специализировался на натюрмортах. Они снимали квартиру на улице Маргутта, а в 1688-89 году переехали в центр, на улицу Корсо, недалеко от Виа ди Рипетта. Схоньянс за время своей долгой карьеры много путешествовал. Кроме родного Антверпена и Рима, художник работал в Реймсе, Лионе, Амстердаме, Гааге, Брно, Дюссельдорфе, Копенгагене и Берлине. Всюду его приглашали писать портреты и исторические аллегории. В 1695 году Схоньянс стал придворным живописцем в Вене, где и скончался в 1726 году в возрасте 71 года. Его учеником в Вене был швейцарский живописец и миниатюрист Георг Гзель (28 января 1673, Санкт-Галлен - 22 ноября 1740, Санкт-Петербург), который известен тем, что во время визита в Нидерланды в 1717 году императора Петра Великого познакомился с ним, и Петр взял его к себе на службу. Сначала Гзель был директором императорской галереи, а с 1727 года стал преподавать живопись в Императорской академии наук в Санкт-Петербурге.
Абрахам Блумарт
Abraham Bloemaert
25 декабря 1564, Горинхем, Голландия — 27 января 1651, Утрехт
[показать]
Abraham Bloemaert Autoritratto. 1550-99 гг. Galleria degli Uffizi, depositi
Нидерландский живописец, рисовальщик и гравер.
Начальное образование получил в студии отца - скульптора и архитектора Корнелиса Блумарта (Cornelis Bloemaert I, 1603 –28 сентября 1692). Затем продолжил учебу в Утрехте у Геррита Сплинтера, Йоста де Бера и Антони Блокландта. С 1581 по 1584 год молодой художник жил в Париже, где продолжал совершенствовать мастерство у Жана Бассо и Иеронимуса Франкена. В 1597 году художник стал гражданином Амстердама, а в 1611 году перебирается в Утрехт, где (предположительно) жил и работал вплоть до самой смерти. В том же 1611 году Блумарт становится мастером Гильдии Святого Луки в Утрехте, а в 1618 году его избирают старшиной (председателем) Гильдии. На этом посту Блумарт был до 1628 года. Объединив в своём творчестве традиции голландской и фламандской живописных школ, Абрахам стал широко известен, художник всех жанров живописи. Он писал полотна на религиозные, мифологические и исторические темы, портреты, жанровые сцены и пейзажи. Кроме того, был превосходным гравером и офортистом. Следует отметить, что во многих композициях Блумарта важную роль играет пейзаж. Блумарт параллельно с художниками Харлема развивал в Утрехте поздний маньеризм, окрашенный итальянским влиянием и чувствительный к караваджизму. В мастерской художника учились Ян и Андрис Боты, Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Якоб Кейп с сыном Альбертом, Вейбранд де Гест, Вутер Крабет, Николаус Кнюпфер, Ян Баттист Веникс и многие другие. У самого Блумерта было шестеро детей. Четверо его сыновей – Хендрик, Адриан, Корнелис II и Фредерик продолжили семейную династию, Хендрик стал живописцем, а остальные занимались преимущественно гравюрой. Большинство сохранившихся полотен Блумарта хранится в Музее изящного искусства Сан-Франциско, его работы находятся также в музеях Утрехта, Гааги, Амстердама, парижском Лувре, Старой Пинакотеке в Мюнхене, музее Франса Халса в Харлеме, музее Метрополитен в Нью-Йорке, музеях изящных искусств Гренобля, Нанта, Нанси, Филадельфии, Копенгагена и Вены.
Ливин Мехус
Lieven Mehus
Ливио Мехус (итал.)
Livio Mehus
1627 или 1630, Ауденарде – 7 августа 1691, Флоренция
[показать]
Livio Mehus Autoritratto. Galleria degli Uffizi, Corridoio Vasariano
Южнонидерландский (фламандский) художник и гравер эпохи барокко, активно работавший в Италии.
До 10 лет Ливин жил в своем родном городе Ауденарде, после чего вместе со своим отцом Луиджи отправился в Италию. В 1640 году Ливин с отцом поселился в Милане, где начал обучение в мастерской фламандского художника-баталиста Карло Фиамминго, настоящее имя которого было Карел Филипп Спиринк (Carel Philip Spierinck, 1600-1639). Спустя четыре года, 15-летний Мехус отправился в Рим, который в то время был столицей итальянского барокко. Во время пребывания в городке Пистойя, молодого художника приметил синьор Роккастрада из Сиены и отправил Мехуса продолжать учебу в свой родной город, где Ливин нашел покровителя в лице губернатора земель Сиены Маттиаса де Медичи, принца Тосканского. После учебы в мастерской художника Джулиано Периккиоли (Giuliano Periccioli, 1600-1646) Медичи отправил Мехуса во Флоренцию, в мастерскую Пьетро да Кортона, который в то время украшал фресками Палаццо Питти. После флорентийского «периода», во время которого художник часто работал с учеником и преемником Пьетро да Кортона, скульптором и художником Чиро Ферри (Ciro Ferri, 1634 - 13 сентября 1689), теперь уже Ливио жил и работал в Лукке, Генуе, Милане и, наконец, вернулся во Флоренцию. Затем художник на некоторое время забросил живопись, поскольку присоединился к войскам герцога Савойского в Турине и принял участие в войне между Миланом и Пьемонтом против испанской монархии. Только через три года Мехус вернулся к живописи во Флоренции, и вновь под патронажем принца Матиаса начал работать в мастерской флорентийского гравера и художника Стефано делла Белла (Stefano della Bella, 18 мая 1610 - 12 июля 1664). Мехус специализировался в живописи мифологических сцен, помогал в оформлении купола церкви Ла Паче во Флоренции. В конце 1640-х годов художник совершил путешествие по югу Италии, три года он прожил в Венеции, изучая творчество венецианских классиков Тициана и Тинторетто. В 1650 году Мехус снова приехал в Рим. Здесь он продолжал пользоваться покровительством семьи Медичи, на этот раз художнику благоволил кардинал Карло де Медичи, живший в столице. Через некоторое время художник вернулся в Тоскану, где вновь обрел покровителя, теперь в лице великого князя Фердинандо де Медичи, наследника престола Тосканы, сына великого герцога Козимо III, который собрал вокруг себя лучших художников, скульпторов и музыкантов своего времени. Мехус продолжал писать религиозные, мифологические сюжеты, аллегории и пейзажи. Историки пишут о том, что художник так и не смог создать свой индивидуальный стиль, все его творчество эклектично, поскольку в нем объединены инновации венецианцев с романтизмом Сальватора Розы, творчество генуэзских и болонских художников с фламандцами. Ливио Мехус умер во Флоренции 7 августа 1691 года. Поскольку художник часто переезжал, у него было немного учеников. Историки называют имена художника, специализировавшегося на натюрмортах, Бонавентура Ганди, а также Лоренцо Росси и Пандольфо Рески. О творчестве Мехуса написал аббат Ланци в своей книге по истории живописи. Большинство картин художника в настоящее время хранятся в частных коллекциях. Но есть его работы и в музее Прадо в Мадриде, парижском Лувре, Музее Польди Пеццоли в Милане, Музее изящных искусств в Бостоне, галерее дворца Питти и Палаццо Альберти, музее Опера-дель-Дуомо и церкви Сан-Бартоломео в Прато, а также в портретной галерее Коридор Вазари в Галерее Уффици. Автопортрет художника был выгравирован Пьетро Антонио Пацци.
Мартин де Вос
Marten de Vos
ок. 1531-1532, Антверпен — 4 декабря 1603
[показать]
Marten De Vos (attribuito) Autoritratto. sec. XVI Galleria degli Uffizi, depositi
[показать]
Marten De Vos (attribuito) Autoritratto (гравюра).
Южнонидерландский (фламандский) живописец, рисовальщик и график конца XVI века, один из ведущих художников Антверпена.
Начальное образование получил в мастерской отца – художника Петера де Воса (Peter de Vos, 1490 - 1567), затем учился в Антверпене у художника-маньериста Франса Флориса (Frans Floris, 1516-1570). В 1552 году Мартин познакомился с известным голландским живописцем Питером Брейгелем Старшим по прозвищу «Мужицкий» (Pieter Bruegel de Oude, 1525-1569), и в этом же году они вместе отправились в Италию. Де Вос в Италии прожил шесть лет, он посетил Флоренцию, Рим, где написал картину «Непорочное зачатие» для церкви Святого Франческо, и Венецию, где, судя по источникам, работал помощником в мастерской Тинторетто. Историки пишут, что в работах де Воса просматривается четкая линия венецианской школы живописи и влияние творчества Тинторетто. В 1558 году Мартин вернулся в Антверпен и в том же году был принят мастером в антверпенскую Гильдию Святого Луки. Большое влияние на дальнейшее творчество художника оказал Питер Арстен. В 1560 году Мартин де Вос женился на Джоанне Ле Боук, у них было восемь детей, один из которых тоже стал художником. Живописи посвятил жизнь и племянник Мартина – Виллем де Вос. После иконоборческих погромов в 1566 году, большая часть работ художника в церквях Антверпена была уничтожена. Де Вос был одним из нескольких живописцев, которые после этих погромов занимались реставрацией церковных алтарей в Антверпене. Известными работами художника стали картина «Святой Лука, рисующий Богородицу» (1602), написанная для часовни Гильдии Святого Луки, и «Брак в Кане Галилейской» (1597), написанный для Гильдии торговцев вином. Позже эта работа была помещена в Музей Гильдий Антверпена. В 1572 году Мартин де Вос был выбран деканом антверпенской Гильдии Святого Луки. Художник также стал основателем Общества католиков-романистов, в которое входили известные художники и гуманисты того времени, побывавшие в Италии. Де Вос был весьма разносторонним и плодовитым художником, он писал портреты и бытовые сцены, библейские и мифологические сюжеты. За период с 1580 по 1585 год, когда в Антверпене у власти были кальвинисты, художник создал более 1600 работ. Картины де Воса находятся во многих известных музеях мира, таких как: Лувр в Париже, Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе и Антверпене, Амстердамский государственный музей, Галерея Лихтенштейн в Вене, Музей Маурица в Гааге, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Институт искусства Курто в Лондоне, Музей изящных искусств и археологии Шалон-ан-Шампань, Музеи изящных искусств в Генте, Руане, Севилье, Сан-Франциско и Детройте. Работы художника расположены в Соборе Антверпенской Богоматери, Соборе Богоматери в Турне и Шверинском замке. Де Восу также приписывают создание овального образа Архангела Рафаила и Молодого Тобиаса в Кафедральном соборе Мехико.
Бартоломеус ван дер Хельст
Bartholomeus van der Helst
ок. 1613, Харлем — похоронен 16 декабря 1670, Амстердам
[показать]
Bartholomeus van der Helst Autorretrato. 1667 г. Galleria degli Uffizi, Corridoio Vasariano
[показать]
Bartholomeus van der Helst Autorretrato (detail). 1667 г. Galleria degli Uffizi, Corridoio Vasariano
Нидерландский живописец - портретист и гравёр.
Родился в семье трактирщика. Живописи учился в Харлеме, но неизвестно – у кого. В связи с женитьбой в 1636 году переехал в Амстердам, прожил там всю жизнь и никогда не выезжал из Голландии. Считается, что в Амстердаме Хельст учился у художника Николаса Элиассона Пикеноя (Nicolaes Eliaszoon Pickenoy, 10 января 1588 – 1653 или 1656). 1637 годом датируется первая известная картина Хельста — портрет четырёх членов попечительского совета Валлонского детского приюта. Эта работа стилистически близка картинам Пикеноя. После этой работы у Хельста появились ответственные заказы, основными его клиентами стали представители городской верхушки, он писал празднества стрелков, присуждение призов, фигуры управителей и попечителей богоугодных заведений, синдиков городских корпораций. В 1642 году, например, Хельст написал семейный портрет бургомистра Амстердама Андриса Бикера. Надо отметить, что художник жил в Амстердаме в одно время с Рембрандтом. Историки выдвигают версию, что Бартоломеус даже учился у него, поскольку в портретах Хельста видны некоторые приёмы портретного стиля Рембрандта. Но это только догадки. Тем не менее, известную картину ван дер Хельста – огромный групповой портрет «Банкет Гражданской гвардии Амстердама по случаю подписания Мюнстерского договора» (1648) часто сравнивают с «Ночным дозором» Рембрандта. Этой картиной Хельста восторгался Джошуа Рейнольдс, посетивший Амстердам в 1781 году. 25 июня 2006 года этот групповой портрет Хельста пытался сжечь прямо в музее психически больной Ханс Иоахим Больман. К счастью, особо пострадали только слои лака и рама, хотя были испорчены и некоторые части холста. Впрочем, в историю живописи ван дер Хельст вошел, в первую очередь, как портретист, хотя писал картины и на исторические, библейские и мифологические темы. В течение 1640-х годов художник стал самым популярным портретистом в Амстердаме, затмив на время даже славу Рембрандта, поскольку умел угождать требованиям заказчиков, приукрашивал портретируемых и подробно выписывал детали. Даже некоторые из учеников Рембрандта, в том числе Фердинанд Бол и Говарт Флинк, пытались подражать не стилю учителя, а утончённым портретам Хельста. В 1654 году Хельст стал одним из основателей Гильдии Святого Луки в Амстердаме. Окружённый почётом и богатством, последние годы жизни художник занимался образованием своего сына, Лодевейка ван дер Хельста, который оказался довольно посредственным живописцем. Ван дер Хельст умер в Амстердаме в 1670 году. После смерти художника, как отмечают историки – в связи со спадом голландской экономики, его вдова в 1671 году через рекламное объявление в одной из газет Харлема предложила продать не только все работы ванн дер Хельста, но и картины из его коллекции, написанные Франсом Флорисом, Симоном де Восом, Хендриком Голциусом, Адрианом Брауэром, Питером Ластманом, Виллемом ван де Вельде и другими известными живописцами.
Виллем Дрост
Willem Drost
крещён 19 апреля 1633, Амстердам — похоронен 15 или 25 февраля 1659, Венеция
[показать]
Willem Drost Autoportrait. 1655-63 гг. Galleria degli Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Голландский живописец, график и гравер эпохи барокко, ученик Рембрандта.
О жизни художника известно немного, поскольку он умер очень рано. Около 1650 года Виллем стал учеником Рембрандта. В мастерской учителя Дрост писал исторические сцены, библейские композиции и портреты. Еще будучи учеником, в 1654 году он написал картину «Вирсавия», вдохновившись работой Рембрандта, сделанной в том же году. Сейчас обе «Вирсавии» - учителя и его ученика, находятся в парижском Лувре. Историки пишут, что Рембрандту приписывают больше двух тысяч картин и гравюр, большинство из которых не подписаны. Среди этих работ, из-за почти копийной схожести с манерой учителя, некоторые картины ученые повторно приписывают его ученикам. Есть среди них картины, атрибутированные, как работы молодого Дроста. В середине 1650-х годов молодой художник отправляется в Италию. Он посещает Рим, где подружился и сотрудничал с немецким историческим живописцем и графиком эпохи барокко, представителем караваджизма Иоганном Карлом Лотом (Johann Karl Loth, 8 августа 1632, Мюнхен - 6 ноября 1698, Венеция), а также с голландским художником из Утрехта Яном ван дер Меером, который приехал в Италию в 1653 году. Через несколько лет Дрост вместе с Лотом переехал в Венецию, где и умер скоропостижно в 1659 году. Причина смерти художника неизвестна, ему было всего 26 лет. Известно о чуть более 20 картинах Дроста. В 1650 году он написал «Автопортрет в образе Иоанна Богослова», спустя еще два года – автопортрет, который находится в Галерее Уффици. Картины Дроста хранятся также в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Национальной галерее искусства в Вашингтоне, парижском Лувре, санкт-петербургском Эрмитаже, Дрезденской галерее, Национальной галерее Лондона, Музее Бредиуса в Гааге, Национальной галерее Ирландии в Дублине и др.
Симон Вуэ
Simon Vouet
9 января 1590, Париж — 30 июня 1649, там же
[показать]
Simon Vouet Autorretrato. 1614 г. Galleria degli Uffizi, depositi
Французский живописец-монументалист, портретист и декоратор.
Родился в семье художника Лорана Вуэ и его жены Мари Букийон. Детство Симона прошло в эпоху религиозных войн во Франции, когда Париж периодически был осаждённым. Отец работал в Лувре и участвовал в создании Королевской площади. Генрих IV называл Вуэ-старшего «художником королевских конюшен», он выполнял много декоративных работ, а Симон помогал отцу. Возможно, вместе с отцом Симон в четырнадцать лет посетил Англию, где написал в Лондоне первый заказной портрет, причем знатной дамы. В 1611 году Вуэ сопровождал французского посла Санси в Константинополь и во время этой поездки написал по памяти портрет турецкого султана Ахмеда I. Возвращаясь с Востока, художник в ноябре 1612 года заехал в Италию, где «задержался» на пятнадцать лет. Приплыв на галере в Венецию, он изучал живопись Тициана, Веронезе и Тинторетто, а начале 1614 года Симон переехал в Рим.Там Вуэ нашел покровителей в лице знатных семей кардинала Барберини (который в 1623 году будет выбран Папой под именем Урбана VIII) и Дориа, по заказам которых работал в столице и в Генуе. Изучение итальянской живописи оказало огромное влияние на формирование его стиля. Историки называют итальянский период «тёмным периодом» в творчестве Вуэ, поскольку художник находился под влиянием караваджизма. Вуэ выполнил росписи в церкви Сан-Лоренцо ин Лючино и в соборе Святого Петра в Риме, писал картины на религиозные сюжеты, аллегории и портреты. Автопортрет, написанный в 1627 году, хранится в Галерее Уффици. В 1624 году Вуэ становится членом Академии Святого Луки в Риме, в 1626 году - женится на молодой римлянке Виржинии да Веццо (1606-1638), которая была его моделью, ученицей и матерью его десяти детей. В 1627 году король Людовик XIII через своего посла в Риме пригласил Вуэ вернуться во Францию. Художник вернулся в Париж, получил квартиру и мастерскую в Лувре и всю оставшуюся жизнь прожил на родине, работая над украшением церквей и дворцов. В 1630 году Вуэ назначается «первым живописцем короля» и руководителем мастерской королевских шпалер. Художник выполнил для короля декоративные композиции в замке Сен-Жермен ан Лэ и в замке Фонтенбло, для кардинала Ришелье в его дворце (1632), позже названным Пале-Рояль. Эти росписи и декоративные работы, считающиеся одними из лучших его произведений, не дошли до нашего времени, сохранились лишь фрагменты. В 1638 году во время родов умирает жена художника, через время Вуэ женился вторично на молодой вдове Радегонде Беранже. В 1640 году Людовик XIII возвращает из Италии на родину еще одного великого француза – художника Никола Пуссена. Брошенная королем знаменитая фраза: «Ну, теперь Вуэ попался!» положила начало серии памфлетов прихлебателей Вуэ против Пуссена, хотя сам Симон был с Николой в дружеских отношениях. Тем не менее, именно слава Вуэ померкла на фоне этих пасквилей, хотя у художника по-прежнему было много заказов, он активно писал картины на мифологические и религиозные сюжеты. Но историки пишут, что именно в поздний период из-за множества заказов Вуэ часто впадал в схематизм, и это стало сказываться на качестве живописи. Кроме того, активное участие в исполнении заказов стали принимать ученики его мастерской, которые работали в разных стилях. Умер Вуэ 30 июня 1649 года вновь в осаждённом Париже. Теперь это была гражданская война, которую начала политическая оппозиция, так называемая, Фронда, пытаясь ограничить абсолютную власть короля и его первого министра. Со временем слава Вуэ померкла, и в XIX веке он был почти забыт. Интересно, что большая выставка, вернувшая художнику славу и достойное место в истории мировой живописи, состоялась в Париже только в ноябре 1990 года, к 400-летию со дня его рождения.
Арканджела Паладини
Arcangela Paladini
примерно 1599, Пиза – 1622, Флоренция
[показать]
Arcangela Paladini Autorretrato. 1621 г. Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence
Итальянская художница, вокалистка и поэтесса.
Она была дочерью флорентийского художника - портретиста Филиппо Паладини (Filippo Paladini, 1544-1616), у которого и брала первые уроки рисования. Позже девушка была ученицей живописца Алессандро Аллори (Alessandro Allori, 1535-1607). Таланты Паладини не ограничивались живописью, она хорошо пела, преуспела в музыке, писала стихи и вышивала. Есть сведения, что художница работала при дворе Маддалены Австрийской. Паладини умерла в возрасте чуть более 20 лет, в 1622 году. Ее автопортрет была помещен в галерею художников Флоренции в Уффици.
Хосе или Хусепе де Рибера
José de Ribera
по прозвищу Спаньолетто
Lo Spagnoletto — «маленький испанец»
12 января или 17 февраля 1591, Хатива близ Валенсии – 1652
[показать]
Jusepe de Ribera detto lo Spagnoletto Autoritratto. 1630 г. Galleria degli Uffizi, depositi
[показать]
Gaetano Cambiagi, Giovanni Battista Cecchi, Luigi Bastianelli Incisione (гравюра) dopo autoritratto di José de Ribera.1774 г.
Испанский живописец и гравер, яркий представитель караваджизма, один из самых крупных художников эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе.
Рибера родился в Валенсии в семье испанского офицера, учился живописи у валенсианского художника Франсиско Рибальты (Francisco Ribalta, 1564 - 1628). Примерно в 1605 году, в 14-летнем возрасте Хосе по совету учителя уехал в Италию. Правда, есть сведения, что в Италию Хосе уехал навсегда примерно в 1613 году, когда ему было чуть больше двадцати лет, что более вероятно. Молодой художник кочевал по итальянским городам, изучал картины старых мастеров в Падуе и Парме. В Риме испанец увлекся картинами Караваджо, но, в конечном итоге, обосновался в Неаполе. О жизни Риберы в Неаполе сложено немало историй и легенд, связанных с его непростым характером, поскольку художника считали независимым, гордым, вспыльчивым и страстным человеком. Одна из историй гласит, что, появившись в Неаполе, художник выставил на балконе одну из своих картин, которая вызвала огромное скопление народа. Проезжавший мимо испанский вице-король герцог Осуна заинтересовался работой, а, узнав, что ее автор - испанец, тут же сделал его своим придворным живописцем. Отмечу, что в 1442 году Неаполитанское королевство было присоединено к Испании, и Неаполь в то время был столицей государства, подчинённого испанскому королю. Впервые о нахождении Риберы в Неаполе сообщается в 1616 году, когда он женился на местной жительнице. Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо, он работал по заказам местного духовенства и самого герцога Осуна, большинство заказчиков увозило картины художника с собой в Испанию, где его ценили и даже копировали. Итальянцы прозвали художника «Спаньолетто» - маленький испанец, скорей всего, за его небольшой рост. После смены власти герцога, в течение 1620-1629 годов, художник оставался практически невостребованным, как живописец, но продолжал много работать в жанре офорта. Во второй половине 1620-х годов к Рибере пришла известность, в 1626 году он был избран членом Римской академии Святого Луки, а в 1629 году новый вице-король герцог де Алькала вернул Рибере звание придворного живописца. После того, как мастерскую Риберы посетил великий Веласкес, его заказчиком стал сам король Филипп IV. В частности, для Филиппа IV в 1639 году была написана картина «Мученичество Святого Филиппа» (Музей Прадо). Для творчества Риберы 1630 годов характерны многочисленные сцены мученичества, в которых художник подчеркивал победу воли над физическим страданием, и образы аскетов-отшельников, отказавшихся от мирских благ. Натуралистичность полотен Риберы делала его героем легенд и сплетен, говорили, что многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. Ярко этот опыт отражен в его ранних графических работах. Для монастыря Сан-Мартино художник создает цикл монументальных полотен — «12 пророков», в которых представляет не идеальные образы, а изображает конкретных одухотворенных людей. Был Рибера и замечательным портретистом. А еще историки пишут, что наряду с Веласкесом Рибера был единственным испанским живописцем той эпохи, который писал картины на античные сюжеты. Поздние годы жизни художника были омрачены болезнью и забвением. Рибера жил в своем доме в предместье Неаполя всеми забытый, больной и нуждающийся. Еще в 1625 году он в разговоре с земляком, художником Хусепе Мартинесом, посетившим Неаполь, сказал, что навряд ли вернется на родину, поскольку «Испания - добрая мать для иностранцев и жесточайшая мачеха для своих собственных уроженцев». 2 сентября 1652 года художник умер. Но даже смерть художника овеяна легендами, одна из которых гласит, что Рибера ночью скрылся из дома, отправившись на поиски внучки, и пропал. А предыстория этого исчезновения такова. В 1647 году в Неаполе вспыхнуло антииспанское восстание Мазаньелло, и для его подавления прибыл испанский флот во главе с внебрачным сыном Филиппа IV, молодым принцем Хуаном Австрийским. Одна из трех дочерей Риберы – Мария Роза, была соблазнена Хуаном и бежала с ним в Палермо. Родившаяся от этой связи внучка живописца и испанского короля, которую назвали Маргарита, в шестилетнем возрасте была отдана в мадридский монастырь и затем пострижена в монахини. Историки пишут, что моделью для многих женских образов на картинах Риберы служила именно Мария Роза. Называются, в частности, «Святая Инесса» (Дрезден) и «Кающаяся Мария Магдалина» (1645, Мадрид). Остается добавить, что большинство произведений Риберы хранятся в мадридском музее Прадо и в неаполитанских церквях.
Мартин ван Мейтенс Младший
Martin van Meytens Younger
24 июня 1695, Стокгольм — 23 марта 1770, Вена
[показать]
Martin van Meytens il giovane Autoritratto. 1720-25 гг. Galleria degli Uffizi, depositi
[показать]
Martin van Meytens il giovane Autoritratto (гравюра).
Австрийский художник - портретист эпохи барокко голландского происхождения.
Родился в семье голландского художника Мартина Ван Майтенса Старшего, который приехал работать из Гааги в Швецию. Первые уроки живописи получил в мастерской отца. Для совершенствования мастерства Мейтенс - младший объездил ряд столиц европейских государств: в 1714 году он посетил Лондон, в 1717 - Париж, в 1721 - Вену. Затем молодой художник поселился в Италии, где жил и работал в течение шести лет (1723-29). Здесь во Флоренции, Риме, Милане и Турине очень быстро стали пользоваться популярностью его небольшие по размеру портретные миниатюры на эмали. После посещения своей семьи и работы в течение короткого времени в Швеции, в 1730 году Мартин вернулся в Австрию и поселился в Вене. Кстати, лишь около 1730 года художник стал писать картины масляными красками. В Австрии Мейтенс также быстро стал популярным портретным живописцем венской аристократии и королевского двора. Уже спустя два года, в 1732 году, он был назначен придворным живописцем короля, а в 1759 году стал директором венской Академии изобразительных искусств. Мейтенс создал большое количество парадных портретов во французском стиле и больших семейных портретов аристократических династий. Художник иллюстрировал все государственные исторические события и церемонии, например, такие как, коронация императора Иосифа II. Влияние Мартина ван Мейтенса было широко распространено по всей Австро-Венгерской империи. Он воспитал большое количество учеников, которые помогали художнику при создании монументальных многофигурных картин и даже портретов, часто выписывая детали интерьера, пейзаж или сцены сражения. Умер Мейтенс в 1770 году в Вене в возрасте 75 лет.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...