• Авторизация


Восемь ступеней йоги. 30-03-2014 09:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения -Svetlanka- Оригинальное сообщение

Восемь ступеней йоги.

«Изучение восьми разделов йоги ведет к очищению тела, духа и разума;
факел знания продолжает гореть, и проницательность пробуждается»
(Патанджали Йога Сутры II,28).

Патанджали в своем трактате Йога сутры называет йогу аштангой, что буквально означает йога «восьми ступеней» (ашта – восемь, анга – конечность, ветвь, ступень). Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  1. [209x298]Яма — принципы взаимодействия с внешней средой, поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина;
  2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой, отношение к самому себе, или личная дисциплина;
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности, практика поз для физической дисциплины;
  4. Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик или дисциплина ума;
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами, воздержание, или дисциплина чувств;
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума;
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи);
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы, самореализация.

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма (совместная одновременная практика дхараны, дхьяны и самадхи).

3986017_l2 (159x150, 16Kb)Яма — социальная дисциплина.

Яма означает ограничение, или воздержание. Человек с древнейших времен является членом общества. Он не может жить в изоляции. И как член общества, он имеет определенные обязанности и привилегии. Он должен придерживаться некоторых правил, с тем чтобы обеспечить благополучие себе и другим.

  • Ахимса — ненасилие

Насилие — это отсутствие любви. Без враждебности не может быть совершен акт насилия. Только любовь способна объединить общество и упрочить связи внутри его. В сердце йогина нет ненависти, а лишь любовь ко всем. Насилие — результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия доверия. Ненасилие — это уважение к другим; это состояние сознания.

Патанджали говорит, что если кто-либо приходит в контакт с йогином, свободным от мыслей о насилии, то он вынужден отбросить всякое чувство вражды.

  • Сатья — правдивость

Говори правду, говори то, что приятно, но не говори неприятную правду или приятную ложь; так учит религиозная традиция, говорится в Махабхарате.
Согласно Даршана Упанишаде, истина — это опыт, приобретенный посредством пяти чувств.
В Йога Шастре сказано: «Когда сознание и интеллект согласны в своих суждениях, это и есть истина, это — настоящее знание».
Ученик йоги должен следовать истине в мыслях, речах и действиях.
Солгавший более ядовит, чем змея. У языка нет костей, он может извиваться как угодно, поэтому нуждается в контроле. Иначе не узнать, в какой момент он отклоняется от истины.

  • Астея — запрет на кражу и стяжательство

Подобно ветхозаветной заповеди «Не укради», астея — это допущение лишь того, что существенно для поддержания жизни. Все остальное — жадность.
Желать чужого имущества — даже в уме — такой же грех, как и воровство, Ученик, серьезно относящийся к йоге, не нуждается в богатстве, но, если оно к нему приходит, он его использует на благо других.

  • Брахмачария — умеренность в сексе

Брахмачария означает не пожизненное безбрачие, но умеренность в сексе между супругами. Калидаса описывает в Рагхувамше идеального царя — Раг I,7
Те цари, которые вели свое происхождение от солнца, собирали богатства в целях милосердия и уступали зову пола только затем, чтобы родить сына. Кама, или секс, несомненно, одна из пурушартх, или цепей в жизни, а также движущая сила человеческого существования, но её необходимо направить в правильное русло. Отношения между супругами должны быть лояльными, они должны придерживаться взаимных обязательств в отношении умеренности. Неумеренный секс ведет к пагубным последствиям.
Ничто не должно мешать чувствам сосредоточиваться на Брахмане Всевышнем, иначе ученик сойдет с пути йоги.
Тело пребывает сильным и здоровым только тогда, когда манас (ум) и прана непоколебимы. Когда ум находится в уравновешенном состоянии, дыхание и витальная энергия также приобретают устойчивость. Стабильность витальной энергии придает силу и стабильность телу. (Хатха Йога Прадипика IV,28)

  • Апариграха — нестяжательство и неприятие подарков

Париграха — это стяжательство, или накапливание имущества из жадности. Когда вирус стяжательства проникает в человека, приостановить эту болезнь невозможно. Несомненно, что некоторое количество денег необходимо для удовлетворения основных потребностей при экономической системе, основанной на товарно-денежных отношениях. Продукты, жилье, одежда оплачиваются деньгами. Но физическая необходимость не есть стяжательство. Болезнь стяжательства — это жадность, коренящаяся в психике. Даже вознося молитвы Богу, мы о многих вещах просим из эгоизма. Эти молитвы не из благодарности. Тот, кто не жаждет ненужных вещей и чрезмерных чувственных удовольствий, не задет душевной болезнью стяжательства.
Патанджали сказал, что тот, кто избавился от Я и Мое, способен видеть вещи в их истинной перспективе.

  • Кшама — всепрощение

Одно из качеств йогина — умение прощать врагам, причинившим ему физические или душевные страдания; оно напоминает наставление Христа своим ученикам: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую, (но не дай ударить).

  • Дхрити — стабильность интеллекта

Стабильность интеллекта ведет к осознанию того, что «Я — Сущий».

  • Дая — сострадание

Быть сострадательным ко всем и проявлять это в мыслях, словах и действиях — неотъемлемая черта йогина.

  • Арджава — прямота

Быть простым, прямым и справедливым — это арджава.

  • Митахара — умеренность в пище

Не поддаваться вкусовым соблазнам и есть только для того, чтобы поддержать организм, а не ради вкусовых ощущений, — это умеренность.

  • Сауча — чистота

Сауча — это внешнее и внутреннее очищение тела.

[285x155]Нияма — индивидуальная дисциплина.

Правила общения с самим собой включают в себя элементы физической и умственной дисциплины.
Чистота, удовлетворенность, рвение, изучение самого себя и поклонение Богу — вот пять правил, данных нам Патанджали (Патанджали Йога Сутры II,32)
Кроме того, в других текстах выделяются еще семь правил. Это — вера, милосердие, скромность, здоровая психика, повторение священных имен, вера в священное писание и соблюдение обетов.

  • Сауча.

Чистота имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Она включает очищение пяти органов чувств и личную гигиену. Носить свою личную одежду, остерегаться заразных заболеваний — все это составляет личную гигиену. Потреблять простую и питательную пищу, а не ту, которая приятна лишь на вкус, тоже является несложным элементом внешней чистоты, без которой нельзя достичь внутренней, или чистоты сознания.

  • Сантоша — удовлетворенность.

Удовлетворенность — состояние духа, имеющее существенное значение для здоровья и развития тела и психики. Недовольство ведет к жадности и зависти, которые ненасытны. Удовлетворенность порождает умиротворенность, которая приводит к чистому счастью.

  • Тапас — строгость к себе.

Рвение или строгость к себе — это победа над всеми желаниями или чувственными удовольствиями путем практики очищения в мыслях, речах и действиях.
Поститься в благоприятные дни, испытывать братские чувства и смирение ко всем и контролировать свои чувства — это строгость к телу, или действие; не питать плохих мыслей или чувств по отношению к другим — это строгость мысли; пользоваться речью, чтоб хвалить Бога, — строгость в речах. Строгость очищает тело и сознание и ведет к господству над собственными чувствами. Йоговские асаны и контроль за дыханием ведут к очищению.

  • Свадхьяя — самопознание.

Под самопознанием подразумевают выполнение определенных предписаний и сосредоточение всех телесных, душевных и умственных сил на самореализации. В состоянии ли бодрствования, дремоты или во сне следует неотступно сосредоточиваться на единении нашей внутренней сущности с Абсолютом.

  • Ишвара пранидхана — преданность или покорность Богу.

Оставаться безучастным и все свои действия посвящать Богу — это истинная преданность. Освободившись от желаний, садхака достигает единения с Богом.
В добавление к сказанному выше Хатха Йога Прадипика и Йога Упанишада приводят следующие ниямы.

  • Астикья — вера.

Вера в существование Бога и в догматы Вед, Шастр и Пуран — это астикья. Вера объективна, а преданность — субъективна. В преданности заключена сила, поэтому вера должна поддерживаться преданностью.

  • Данам — милосердие.

Приобретать богатство лишь дозволенными средствами и раздавать его с состраданием заслуживающим — это истинное милосердие.

  • Сиддханта вакья шраванам — придерживаться установленных доктрин.

Придерживаться доктрин, устанавливающих существование Бога как реальное, абсолютное и безграничное, — одна из обязанностей йогина.

  • Хри — скромность.

Совершать предписанные Священным писанием дела, при этом воспитывая в себе смирение и сохраняя чувство скромности при их выполнении, — это хри.

  • Мати — интеллектуальная убежденность, преданность.

Последовательная вера в знание, почерпнутое из Вед и всего Священного писания, и отбрасывание противоречащих им доктрин — это мати.

  • Джапа — повторение мантр.

Джапа — это непрерывное устное или мысленное чтение мантр. Мантры произносятся с целью сосредоточения внимания на одной-единственной мысли. Это приводит к целеустремленности — экаграта.

  • Врата — соблюдение религиозных обрядов.

Исполнение актов религиозного искупления является проявлением физической и умственной дисциплины путем соблюдения враты.
Изложенные выше правила поведения применимы ко всем, следующим или не следующим по пути йоги. Они предписываются всеми религиями. Указанный ниже путь мы находим только в йоге.

[208x208]Асаны — позы.

Аса́на (а́сана) — (санскрит आसन/āsana/aasana) — согласно Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно».

Под словом «асана» подразумевается принятие телом определенной позы с мыслью (bhavana — «воображение»), что Бог — внутри нас. Асана должна быть устойчивой, с тем чтобы не погасить божественный огонь внутри нас. Овладение асанами, приходит тогда, когда прекращается усилие и наступает стабильность. Стабильность приводит к состоянию блаженства. Асана, выдерживаемая в таком состоянии, выполняется уже не физическим или физиологическим телом, а внутренней самостью. В этом состоянии тело становится нам подвластным, двойственность исчезает и упражняющийся достигает единства тела, духа и души.

Великий Патанджали говорит об асанах следующее: «Поза придает устойчивость телу и уравновешивает ум».(Патанджали Йога Сутры II,24)
В Хатха Йоге Прадипика, где речь идет об асанах, утверждается: «Практика асан придает устойчивость телу, освобождает от болезни и придает легкость всему существу».(Хатха Йога Прадипика I,17)
Комментируя эту шлоку, Брахмананда утверждает, что практика асан укрепляет тело, устраняет колебания разума, придавая сознанию устойчивость.
Можно сказать, что Хатха Йога Прадипика разрабатывает асаны и постепенно ведет к самореализации, тогда как Йога Сутра Патанджали точно и подробно описывает асаны в контексте о достижении самореализации. Обе утверждают, что начинать следует с физического и постепенно переходить к духовному.
Тело и дух взаимосвязаны и взаимозависимы. Любое нарушение в теле вызывает нарушение духа, и наоборот. В йоге тело и дух воспитываются посредством неуклонного процесса практики асан, чтобы предотвратить любое нарушение в их функционировании. Такая практика дает здоровье, уравновешенность, подвижность и иммунитет от болезней.

[258x183]Пранаяма — контроль над дыханием.

Праная́ма (санскрит प्राणायाम , Prāṇāyāma, букв.: «контроль или остановка дыхания») — это управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений в йоге. Термин «пранаяма» состоит из двух санскритских слов — прана и яма. Термин прана обозначает собой «дыхание, жизнь, жизненная энергия». Термин яма в переводе означает «остановка, контроль, управление». Поэтому пранаяму часто определяют как технику сознательного управления дыханием, которая включает в себя систему дыхательных упражнений.

Пранаяма — это контроль над дыханием, конечным результатом которого является успокоение нервной системы и ума. Тело и ум становятся толерантными. Польза пранаямы описывается следующим образом: «Управление дыханием, выполняемое должным образом, искореняет все болезни». (Хатха Йога Прадипика II,16)
При надлежащем контроле над дыханием пульс становится устойчивым и регулярным, тело приобретает гибкость, а цвет лица становится лучезарным. Патанджали так описывает эффект пранаямы: «Практика контроля над дыханием ведет к очищению сознания. Пранаяма растворяет оболочку, скрывающую внутренний свет Подобное состояние сознания способствует сосредоточению.» (Патанджали Йога Сутры II,52,53)
Контроль за дыханием включает три важные функции: выдох, вдох и задержка.
Практика пранаямы приносит упражняющемуся двойную пользу, заключающуюся в джапа садхане и бхакти садхане. Джапа садхана — это практика повторения мантры или священного слога «Хамсах». Эта молитва бессознательно повторяется в течение всей жизни. Ее называют «Аджапахамса видья», или знание неосознанной молитвы.
В бхакти садхана упражняющийся вместе с вдохом впитывает космическую энергию, соединяет космическую энергию с индивидуальным эго посредством задержки после вдоха, а посредством выдоха подчиняет свое эго и сливается с универсальным духом.

[167x225]Пратьяхара — дисциплина чувств.

Пратьяхара (санскр. प्रत्याहार, «отбрасывание, отрешение») — техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Удержание состояния «Здесь и сейчас»; также — название пятой ступени раджа-йоги. Одно из значений — искусство видеть Бога во всём.

В процессе мировосприятия (мироощущения) наши пять органов чувств приходят в соприкосновение с внешним миром. Эту экстравертированность органов чувств, вызванную их обращенностью к мирским объектам, следует ограничить и направить внутрь, к истоку всего сущего. Процесс удерживания чувств в себе или их ограничение называется пратьяхарой.
Процесс приобретения самопознания выглядит следующим образом: предмет, орган чувства, дух и душа — все вместе соединяются и образуют познание. Любое нарушение этого соединения подобно разрыву в цепи. Если одно звено сломано, происходит разрыв. Общеизвестно, что, если ум занят чем-то посторонним, происходящее перед нашими глазами не производит на нас впечатления; мы называем это рассеянностью или задумчивостью. Однако это состояние неравноценно пратьяхаре. В состоянии задумчивости ум занят какой-то мыслью, и органы чувств оторваны от внешних объектов, в то время как в пратьяхаре сознание преднамеренно отворачивается от органов чувств, так что они теряют контакт с внешними объектами. Этот контроль над сознанием, предохраняющий его от рассеяния по объектам внешнего мира, называется пратьяхарой. Когда рассеянный дух полностью контролируется, органы чувств также находятся под контролем. Владение органами чувств и обращение их внутрь и есть пратьяхара.

[243x181]Дхарана — сосредоточенность.

Дха́рана (санскр. धारणा dhāraṇā) — санскритский термин, используемый для обозначения шестой ступени в восьмиступенчатой аштанга или раджа-йоге, изложенной Патанджали в «Йога-сутрах». С санскрита термин дхарана можно перевести как «концентрация ума с задержкой дыхания», или как «действие, направленное на поддержание, сохранение, удерживание (в памяти)», или же как «твёрдость», «стойкость», «уверенность». Этот термин родственнен глагольному корню дхри — «держать», «нести», «поддерживать».

Дхарана — это полная концентрация ума на каком-то объекте или мысли. На предыдущей ступени, пратьяхаре, индивид учится контролировать свои чувства, удаляя их от объектов чувственного восприятия. На стадии дхараны достигается повышенное, но ещё несовершенное сосредоточение ума на одном объекте (экаграта или экаграта-читта). Дхарана — это стадия глубокой медитации, когда поток мыслей останавливается и уделяется внимание только одному объекту. Уже на конечной стадии самадхи, медитация становится настолько глубокой, что в уме медитирующего остаётся только объект концентрации, возникает единство воспринимающего и воспринимаемого.

Патанджали определил сосредоточенность как фокусирование (обращение) всех чувств на индивидуальной душе. Шандилья Упанишада описывает пять способов достижения сосредоточения: концентрация сознания на индивидуальном Я; развитие внутреннего видения; контролирование состояния пяти элементов в организме; постоянная память о Брахмане и мысль об Шта Девате — личном божестве.
Под действием пяти тонких элементов — обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха — дух постоянно блуждает в разных направлениях. Восприятие этих тонких элементов осуществляется органами чувств: носом, языком, глазами, кожей и ушами. Ученик должен научиться удерживать дух от блуждания и направить его внутрь, на собственную самость. Состояние, при котором дух, интеллект и Я сосредоточены на самости, и есть дхарана. После того как ученик овладел этим умением, он готов к следующей ступени — дхьяне, или медитации.

[240x180]Дхьяна — медитация.

Дхья́на (санскр. ध्यान, dhyāna, «созерцание», «видение умом», «интуитивное видение», «медитация», «сосредоточение», «размышление») — созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания», «строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях Индии, буддизме, индуизме и джайнизме». Во всех индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.

Когда ученик поддерживает и удерживает фокус внимания непрерывно во время концентрации, будучи при этом не связанным ни временем, ни пространством, то он переходит в состояние медитации, или дхьяны. В подобном состоянии глубокой сосредоточенности и стабильного протекания медитации тело, дыхание, сознание, интеллект и эго сливаются в единое состояние бытия. Медитация — это слияние индивидуальной души с универсальной.
Чем глубже река, тем спокойнее текут ее воды. Точно так же, чем глубже концентрация ума, тем спокойнее состояние медитирующего.

[275x152]Самадхи — самореализация.

Сама́дхи (санскр. समाधि, samādhi, «целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность») — в индуистской и буддийской медитативных практиках — состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления (целостное и полное осознание природы реальности), достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим абсолютом как макрокосмом. Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к нирване (свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни); освобождение от страдания, от круга рождений (сансары); состояние сознания, в котором элементы потока сознания (дхармы) пребывают в покое).

Подобно реке, которая, вливаясь в океан, теряет свою идентичность, индивидуальная душа сливается с Абсолютом. На этой стадии внешняя и внутренняя сущность ученика погружена в медитацию. Медитирующий, акт медитации и ее объект теряют свои отличительные черты и сливаются в единое видение всей Вселенной. Медитирующий испытывает высшее блаженство, свободное от удовольствий, боли и страданий.
«В самадхи собственная сущность приносится на костер Брахмана, она возносится и превращается в Высшую Сущность, становясь с ней одним целым». (Бхагавад Гита IV,24)
Стрелок (ученик), вооруженный луком дхьяны (медитации) и стрелой читты (духа), выбрав целью собственную самость, внимательно посылает стрелу и без промаха достигает цели (осуществления). В этом состоянии дифференциация [вещей в мире] отсутствует.

www.lanayoga.wordpress.com

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Восемь ступеней йоги. | танюсинький - Дневник танюсинький | Лента друзей танюсинький / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»