Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух
Марина Цветаева
Анна Павловна Павлова (12 февраля 1881, Санкт-Петербург, Российская империя — 23 января 1931, Гаага, Нидерланды) — русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века.
Она не играла, а буквально трепетала, и не танцевала – а просто летала по воздуху. Можно было наблюдать два спектакля: один – на сцене, а другой – в зрительном зале; не только мужчины, но и женщины не могли сдерживать волнения чувств от напряженности и глубины испытываемых ощущений и прерывали танцы Павловой одобрительными возгласами.
Анюта была принята в балетную школу. И она всегда считала, что именно тогда началась ее жизнь... Талантливых среди девочек в школе и балерин в театре было много. И все же… даже среди них, многих, среди Вагановой, Кшесинской, Егоровой, Рославлевой, Преображенской, Гельцер она, Павлова, была одна. Слишком, пожалуй, отрешенная от жизни и суеты (такое ощущение, что реальность для нее лишь ожидание), она преображалась в балете. Технике можно научиться – грации не приобретешь. А у нее грация была.
Анна Павлова. "Бабочка"
Это была очень тоненькая девушка, ростом немного выше среднего. У нее была чарующая улыбка и красивые чуть грустные глаза; длинные, стройные, очень красивые ноги с необыкновенно высоким подъемом; фигура изящная, хрупкая и такая воздушная, что, казалось, она вот-вот оторвется от земли и улетит. Газеты посвящали ей пышные рецензии: «Павлова – это облако, парящее над землей, Павлова – это пламя, вспыхивающее и затухающее, это осенний лист, гонимый порывом ледяного ветра…».
[показать]
Анна Павлова в балете "Сильфида"
Павлова завоевала мир. За двадцать два года гастролей она дала более девяти тысяч спектаклей, истанцовывая в год две тысячи пар балетных туфель, которые специально для нее шил знаменитый итальянский мастер Никколини. Ее называли не артисткой, а явлением природы. Ее именем – именем русского лебедя – называли сорта тюльпанов и роз.
Анна Павлова. Одетта. "Лебединое озеро"
Многие поворотные моменты биографии выдающейся балерины ХХ века неразрывно связаны с Санкт-Петербургом. Там она родилась, закончила Театральное училище, на сцене Мариинского театра зажглась ее "звезда", там она встретилась и подружилась со своим партнером и балетмейстером Михаилом Фокиным. Анне Павловой везло на встречи с выдающимися педагогами и репетиторами: Облаков, Вазем, Гердт, Соколова, Чекетти…
[показать]
Дирижер Уолтер Хайден писал: «Тайна Павловой в том, что она была подобна динамо: постоянно отдавая энергию, возобновляла ее изнутри». Perpetuum mobile? Не только. Тайной этой балерины была непомерная, нечеловеческая гордыня – та самая, которая и сделала ее великой Павловой, божественной Павловой. Без этого «сокрытого движителя» никакой талант не превратится в гений, никакая энергия не поможет. А еще двигал ею крайний индивидуализм. В конце концов она поняла, что только тот может оставаться всегда первым, кто пустился в путь один.
С 1908 года уже знаменитая Анна Павлова участвует в Русских балетных сезонах в Париже, организованных Сергеем Дягилевым. Прежде всего, вспоминается ее исполнение "Умирающего лебедя", поставленного Михаилом Фокиным. Через судьбу этого легендарного произведения прошла творческая история многих поколений балерин Мариинского театра.
Анна Павлова. "Умирающий лебедь"
Балетмейстер Фокин взял музыку "Смерть лебедя" из сюиты Сен-Санса - "Карнавал животных" и поставил его для своей бездарной жены, надеясь "поразить Париж". Но тонкий Дягилев протрезвил его. "Вы с ума сошли! - сказал он Фокину, - только Павлова! Только она в состоянии быть лебедем и умирать, как лебедь! Я не допущу у себя бутафорию."
Роль, разумеется, перешла к Павловой и сделалась её коронной ролью. Номер был поставлен замечательно, исполнение совершенно сверхъестественно. На любую сцену - огромную, среднюю или маленькую - спускался луч и следовал за исполнительницей. Спиной к публике, на пуантах, (пальцах) появлялась буквально пушинка, то есть фигурка, одетая в лебяжий пух, и, не спускаясь с них до конца номера, металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии. Силы её ослабевали, она от ходила от жизни и покидала её в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю - смерти. Невозможно описать чувство, какие вызывало это хрупкое существо.
"Смерть лебедя" Сен-Санса - неповторимое создание Анны Павловой
В час ночи с четверга на пятницу 23 января 1931 года Анна Павлова умерла. Говорят, последними ее словами были: Принесите мне мой костюм лебедя… С этим, правда, спорят, уверяют, будто говорила она что-то другое… но вряд ли. Это так на нее похоже! Ведь лебедь поет перед смертью, а она хотела перед смертью танцевать. Какая, в сущности, разница?..