Оригинал взят у
[показать] avdolls в Список устаревших названий цветов и оттенков. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И.
В Википедии есть список архаичных названий цветов. Но это список названий, видимо употреблявшихся к разным вещам. Я попробую на его основе сделать свой вариант, более применимый именно к одежде и с более интересными нам картинками. Многие цвета очень близки, и если учесть, что названия цветов применяются всегда довольно вольно, иногда прямо с натяжкой, просто к группе близких цветов, то возможно в разное время один и тот же цвет (или почти один и тот же) назывался просто более модным в это время словом. Многие цвета тканей сложно показать на фото, потому что важен эффект перелива
Устаревшие названия цветов и оттенков (А-И).
А
-
Авантюрин — багровый, темный красно-коричневый, больше даже коричневый, чем красный.
-
Аврора — устрично-розовый, скорее бежевый чуть розоватый.
-
Аврорный — от имени Авроры — богини утренней зари в римской мифологии. Светлый оранжево-розовый или жёлтый с красноватым отливом. Можно еще сказать - сочный, желтоватый вариант кораллового.
-
Алебастровый (алавастровый) — бледно-жёлтый с матовым чуть сероватым оттенком. Чаще этот цвет употребляют, когда говорят о цвете лица.
-
Аделаида — красный оттенок лилового. По другим источникам, тёмно-синий. В 40—50-х годах XIX в. употреблялось в прессе и литературе: встречается у Тургенева («цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида») и Достоевского («Так этот галстух аделаидина цвета? — Аделаидина-с. — А аграфенина цвета нет?»)[1].
-
Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
-
Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил. Теплый коричневато-красный.
-
Альмандиновый — тёмно-вишнёвый, от названия разновидности граната — альмандина.
-
Акажу — цвет «красного дерева», от франц. аcajou — махагони. Красновато-коричневый.
-
Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» — красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
-
Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белёсый, грязновато-белый. Современный вариант - цвет белой шерсти.
-
Арлекин, арлекиновый — разноцветный, пёстрый (в начале XIX в. так называлась ткань из разноцветных треугольников).
-
Аполлон — ярко-золотой.
Б
-
Багдад — розоватый, цвета кирпичной пыли.
-
Бакановый (баканный) — от «бакан» — багряная краска, добываемая из червеца (кошенили); поддельная — из марены и др. Очень насыщенный темно-красный.
-
Багор (багр, багрец, багрецовый) — густо-красный с синеватым оттенком. Багряница — пряжа, окрашенная в багряный цвет. (фото Ильмиры Степановой)
-
Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
-
Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале XIX в. с появлением нового сорта роз. (Существует ещё цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый — «нимфа спокойна».) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский — «ляжкой испуганной Машки»[1]. Телесный с теплым лососевым оттенком, очень похож на устричный, только устричный холднее.
-
Берилловый — по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
-
Биллиардного сукна — ядовито–зелёный.
-
Бисквитный — нежный серовато-зелёный.
-
Бисмарк — коричневый. Его оттенки — «Бисмарк malade» (больной), «Бисмарк en colere» (сердитый), «Бисмарк glace» (сдержанный), «Бисмарк scintillant» (блестящий), «Бисмарк content» (весёлый). Рыжевато-коричневый.
-
Бисмарк-фуриозо («рассерженный») — коричневый с красный отливом.
-
Бисной — седой, серебристый.
-
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc — белый), — кремовый оттенок белого. У Даля — тельный, телесный цвет[1]. (фото Girl’s Dress 1885 The Metropolitan Museum of Art)
-
Блё-д-амур — голубовато-серый (от фр. bleu d’amour — «любовный синий»), встречается у Тургенева в «Записках охотника».
-
Блё-раймондовый — оттенок синего цвета (от фр. bleu «синий» + имя Raymond). Темно-синий, почти черный, с фиолетовым оттенком. (фото Саюри Синн)
-
Блокитный — сине-голубой. По-украински «блакитний» (читается: блакы́тный) — именно голубой. Яркий васильково-синий.
-
Блондовый — то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Светлый с золотистым отливом, по названию кружев «блонд». То же, что и цвет шампанского.
-
Болкатый — чёрный, тёмный.
-
Бордоского вина — красно-фиолетовый.
-
Бристольский голубой — ярко-голубой. (фото The Metropolitan Museum of Art)
-
Броный — бело-серый. (фото The Metropolitan Museum of Art)
-
Бронзовый[1]
-
Брусничный — когда-то означал зелёный (по цвету листа брусники), а сейчас это один их оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. густо-розовый, цвета созревающей брусники [2].
-
Буланый — серо-бежевый.
-
Бурнастый — то же, что бурый.
-
Бусый — тёмный голубо-серый или серо-голубой.

В
-
Вайдовый — синий. Вайда использовалась вместо индиго.
-
Весёлая вдова — сочный оттенок розового.
-
Вердепёшевый — жёлтый или розовый оттенок зелёного (похож на зелёный персик)[1].
-
Вердепомовый (от фр. vert-de-pomme) — светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
-
Вердигри (от фр. vert-de-gris) — зелёно-серый.
-
Вердрагоновый (от фр. vert dragon) — оттенок тёмно-зелёного. (фото И. Степановой)
-
Вермильон (от фр. vermillon) — ярко-красный, цвета алой киновари.
-
Влюблённой жабы — зеленовато-серый.
-
Вороний глаз — чёрный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
-
Ворон, воронов — цвета воронова крыла (блестяще-чёрный). Вороной — чёрный.
-
Вощаный — цвет воска, от жёлто-серого до янтарно-жёлтого.(фото И. Степановой)
-
Выдровый — грязновато-зелёный.
Г
-
Гавана — серый с оттенком коричневого или наоборот.
-
Гвоздичный — серый.
-
Гелиотроповый — цвета гелиотропа, тёмно-зелёный с пятнами красного или жёлтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
-
Гиацинтовый — цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
-
Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
-
Голубиной шейки — темный оттенок серого.
-
Гороховый — теплый серый или грязно-жёлтый[1].
-
Гортензия — нежно-розовый. (фото И. Степановой)
-
Гри-де-лень — розовато-серый (от фр. gris de lin), встречается у Тургенева в «Записках охотника».
-
Гридеперлевый (фр. gris de perle) — жемчужный оттенок серого[1].
-
Гуляфный — красный, цвета спелых ягод шиповника. Но встречалось и определение этого цвета как «розового».
-
Гусиного помёта (мердуа) — жёлто-зелёный с коричневым отливом. Я бы сказала, что это желто-горчичный. На фото Ильмиры Степановой - платье Эрнестины Жюмо. Конечно оно поблёкло от времени, я думаю изначально оно было куда ярче, возможно цвет тогда назывался "аполлон". Вот такая трансформация, да: из цвета "аполлон" в цвет "гусиного помета". :) Но будем его называть лучше "мердуа".:)


Д
-
Двуличневый — с переливом, как бы двух цветов с одной стороны. На фото для примера тафта переливается вишневым и темно-серым. Сейчас такой эффект называют шан-жан или хамелеон.
-
Дети Эдуарда — оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?) Предроложу, что это современный пудровый розовый.
-
Джало санто — жёлтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера. Оранжевато-желтый, как ягоды облепихи.
-
Дикий, дикенький — светло-серый с желтоватым оттенком, цвет небелёного холста[1].
-
Драконьей зелени — очень тёмный зелёный.
-
Дроковый — жёлтый, цвет краски из цветка дрока. Холодный желтый, с лимонным оттенком.
-
Дымный — устаревшая форма слова «дымчатый».
Е
Ж
-
Жандарм — оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы. (на фото картина Johann Julius Exner (Danish, 1825-1910) «Ud paa visit» где изображена, видимо, жена жандарма в такой же форме того же цвета)
-
Железный — примерно то же, что нынешнее «стальной».
-
Жжёного кофе — сложный оттенок коричневого.
-
Жирафовый — жёлто-коричневый.
-
Жонкилевый — цвет нарцисса.
З
-
Зекрый — тёмный, светло-синий, сизый.
-
Змеиной кожи — см. нильской воды[3].
И
-
Инкарнатный — цвет сырой говядины (от лат. сarneus — мясной).
-
Испуганной мыши — нежно-серый цвет.
-
Иудина дерева — ярко-розовы, (у иудина дерева, или багряника, цветы ярко-розовые.(фото И. Степановой)
