*****
Саврасов Алексей Кондратьевич 1830 — 1897,Москва , живописец.
Учился в МУЖВЗ в перспективном и пейзажном классе К.И. Рабуса (1844 — 1854), руководил им же в 1857—82.
С 1854 академик, постоянный участник ученических выставок МУЖВЗ, затем — выставок Московского общества любителей художеств, членом которого стал в 1860. Поддерживал тесные творческие и дружеские связи с В.Г. Перовым. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Основоположник московской школы пейзажной живописи (среди учеников — И.И. Левитан, К.А. Коровин и др.).
[700x476]
Вид на Москву от Мазилова
Уже в ранних произведениях, отличавшихся романтической напряжённостью цветового строя, стремился к реальной передаче конкретных мотивов и состояний природы («Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851, ГТГ). В 1850—60-х гг. много работал на натуре в Москве и её окрестностях, с большой достоверностью запечатлев их характерные черты («Вид Москвы с Воробьёвых гор», рисунок, 1850-е гг., «Вид села Кунцево под Москвой», рисунок, 1855, «Вид на Москву от Мазилова», 1861, все — ГТГ; «Лесистый берег реки Москвы», этюд, частное собрание). Саврасов особенно привлекали простые пейзажные мотивы, в которых он находил созвучие природы с повседневной человеческой жизнью; уголки Подмосковья приобретали в его картинах образную значительность и возвышенность («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, ГТГ). В московских пейзажах начала 1870-х гг., близких по настроению к его главному произведению «Грачи прилетели» (1871, ГТГ), изображение города сливается с поэзией природы («Сухарева башня», 1872, ГИМ; «Вид на Московский Кремль. Весна», 1873, ГРМ). Похоронен на Ваганьковском кладбище. Имя Саврасова с 1956 носит улица в посёлке Сокол.
По словам его ученика И. И. Левитана, Саврасов «создал русский пейзаж, и эта его заслуга никогда не будет забыта». Картина «Закат над болотом» написана Саврасовым в тот счастливый для художника и для русского искусства год, когда им было создано замечательное полотно «Грачи прилетели», послужившее истинным украшением Первой передвижной выставки. Таково одно из интереснейших произведений Саврасова
[700x428]
Закат над болотом».Село Болгары. 1872-1874 гг. Масло, холст. Государственный Русский музей
Первая половина семидесятых годов была для Саврасова периодом высшего расцвета его творчества. На подъеме находилось тогда и передвижничество, одним из зачинателей которого был Саврасов. В 1873 году Саврасовым было создано одно из наиболее известных его полотен «Проселок».
[542x700]
Проселок
В том же году написана и небольшая, удивительно светлая картина «Вид на Московский Кремль. Весна», которая по своему живописному и поэтическому строю более нечто сближается со знаменитой
«Грачи прилетели». Представлен городской пейзаж, центр Москвы.
Однако здесь художник не показывает ничего величественного и почти ничего типично городского, скорее он открывает черты наиболее дорогой ему сельской природы России. Идет весенний лед на Москве-реке. Невдалеке, за Каменным мостом поднимаются светлые здания, башни и храмы Кремля. А здесь, на первом плане, — заборчик, ограждающий какие-то задворки, покрытый прошлогодней травой бережок, кустики, спокойно плывущие по реке льдины. Совсем как где-нибудь в деревне. Для старой Москвы такие сочетания были типичны, и мастер хорошо уловил эту особенность своего родного города.
Пейзаж, как обычно у Саврасова, поэтичен, живопись его легка и нежна. Тончайшими оттенками светлых тонов передан мягкий, приглушенный снег апрельского солнца. Панорама Кремля естественно вписывается в строй картины. Купола и башни возвышаются своей гордой, величавой красотой, внося в общее звучание картины торжественность и значительность.
[382x600]
Просека в сосновом бору. 1883 г.Масло, холст. Государственный Русский музей
Почти все творчество крупнейшего русского пейзажиста А. К. Саврасова было посвящено поэтизации русской сельской природы. Эта задача лежит и в основе содержания тонкой, удивительно свежей картины «Радуга». Небольшая бедная деревенька над зеленым косогором здесь — неотъемлемая часть пейзажного образа. Глубокая внутренняя связь жизни природы и человека выражена в картине особенно ясно и убедительно. Зеленые откосы, ольховые и ракитовые кусты трудно представить себе без изб, банек, глинистых тропинок, без идущей от реки крестьянки с коромыслом, без всех признаков повседневной деятельности человека, которая естественно и просто как бы сливается с жизнью рек, лесов и лугов. Образ природы — ясен и свеж. Ярко светится только что омытая ливнем зелень, прозрачен воздух. И хотя на горизонте, над деревней еще клубятся тучи, на них уже вспыхнула веселая радуга, написанная Саврасовым так чисто и прозрачно, как ни у кого из художников, бравшихся прежде за подобный сюжет.
Радуга. Масло, холст. 45х56,5 см. Государственный Русский музей
Радуга кажется будто сотканной из самого света, и поэтому она так легко вознеслась над миром. Наиболее полно выражая собой состояние природы после ливня, радуга в то же время олицетворяет светлые чувства внимающего природе человека.
Ранняя весна. Половодье. 1868 г. Масло, холст.66,5х97,5 см. Государственный Русский музей
[350x450]
В лесу. Масло, холст. 138,5х110 см. Государственный Русский музей
В лесу. ( на первой передвижной выставке картина была экспонирована под названием "Дорога в лесу"
[461x600]
Грачи прилетели
Эстетствующая критика, боровшаяся против передвижников на рубеже XIX— XX веков, сумела посеять ложное убеждение, что якобы этот художник вошел в историю русского изобразительного искусства, как «мастер одной картины* («Грачи прилетели»). Между тем, живописец создал обширный цикл полотен, посвященных национальному пейзажу. Саврасов приобрел известность задолго до написания прославленных «Грачей». В 1854 году он получил звание академика. Тогда же его пригласили преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и именно ему довелось сделаться первым учителем таких пейзажистов, как Л.Л.Каменев, И. И. Левитан, С. И. Светославский и К. А. Коровин. Квартира мастера служила в 1860-х годах одним из культурных очагов, где собирались В. Г. Перов, В. В. Пукирев, П. М. Третьяков и другие.
[700x413]
Море
Вид в окресностях Ораниенбаума
Живописец выступил в роли члена-учредителя Товарищества. На первую передвижную выставку он представил четыре полотна. Одно из них — «Дорога в лесу». Художник обнаруживает в нем стремление прославить красоту русской природы, как важный фактор развития национального самосознания. Произведение словно зовет зрителя полюбоваться стройной грациозностью русских сосен, как бы вдохнуть освежающий аромат русского бора. Полотно задумано и осуществлено в лирическом плане. Художник не развивает рассказа о мощи и красоте деревьев, он стремится раскрыть те теплые, сердечные чувства, которые вызывает у каждого русского человека, его интимное общение с родной природой.
[241x320]
Ранняя весна. (Один из вариантов картины "Грачи прилетели"). Масло, холст. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.
[700x453]
Зимняя дорога. 1870-е гг. Масло, холст. 47,5х71 см. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.
[627x451]
Закат. 1862 г. Масло, холст. 58,5х81 см. Государственный художественный музей Белорусской ССР. Минск.
[360x500]
Избушка в лесу
[400x290]
Зимний пейзаж
[700x447]
Осенний пейзаж на реке в лунную ночь
[700x472]
Дали
[700x456]
Зимний пейзаж
[459x600]
Сухаревский замок - башня
[700x406]
Лунная ночь
[700x480]
Рожь
[700x457]
Волга ниже Ярославля 1871г.
[465x600]
Летний пейзаж
[469x600]
Поле
[700x439]
Морское побережье в окресностях Ораниенбаума
[700x521]
Зимний пейзаж 1880 -1890
[700x539]
Плоты
[512x600]
Летом
[700x546]
Половодье 1894 г.
[700x534]
Зима
[494x600]
Лосиный остров
Ахатинка