Возвращение ночью
Глухари
Зубр
Лоси у стога
Лисица мышкует
Весеннее утро
Облава
Охота на оленя
На тетеревином току
Охота на уток
Пейзаж с костром
Поединок
Охота на медведя
Рыбная ловля
Спасаются
Спугнутый
Сумерки.1914
Утки на болоте
Владимир Леонидович Муравьев был сыном герольдмейстера Леонида
Михайловича и внуком первого графа Муравьева, получившего свой титул за подав-
ление восстания в Польше.
Владимир Муравьев отринул блестящие карьерные перспективы ради служения
искусству. Он в 1881 году бросил Пажеский корпус и записался вольноприходящим
учеником в петербургскую Академию художеств. Не испытывая нужды в средствах,
Муравьев вел жизнь гуляки и повесы, ни в чем себе не отказывая. Он с детства
обожал охоту и отдавал своему увлечению все свободное от гулянок время.
Женился он на Вере Фёдоровне Комиссаржевской, ещё состоя учеником
Академии, ещё не получив ни признания, ни более-менее нормального образования.
Муравьев В.Л. с женой Верой Комисаржевской
В жене он хотел обрести обыкновенную светскую супругу: красивую, скромную,
занимающуюся домом и детьми, пока муж ведет светскую жизнь. Однако Вера
Федоровна мыслила свой брак по-иному: она искренне собиралась служить искус-
ству в лице мужа, собиралась сопровождать его на этюдах, вдохновлять и совето-
вать, а он искренне был убежден, что женщине в искусстве, как и на охоте, не место.
Жена упрекала его в том, что он готов ради очередной гулянки бросить незакон-
ченную картину, «предать искусство ради праздности» — то, что она ненавидела
всю оставшуюся жизнь.
Своеобразным итогом расставания с Верой Федоровной стала первая картина
Муравьева на выставке. В это же время Муравьев находит себе нового куми-
ра — пейзажиста Юлия Клевера.
Владимир Муравьёв к тому времени бросил Академию художеств, поскольку
считал, что там его ничему не смогут научить, и быстро добился успеха — в том
числе и коммерческого — своими пейзажами, в которых сочетал виртуозную тех-
нику и новые сюжеты: природа Крайнего Севера, сказочные зимние пейзажи и осо-
бенно прославившие автора лесные закаты. Однако граф Муравьев писал не толь-
ко закаты «в духе Клевера», но и разработал собственную нишу — сцены охоты,
полные романтики и глубокого знания охотничьих премудростей и повадок живот-
ных. Недаром его поклонниками были в основном представители дворянской
верхушки, так же отдававшие дань этому увлечению, вплоть до царской семьи.
Творческая биография Муравьева не знала взлетов и падений, не увлекался он
и новомодными течениями. Даже после 1917 года Муравьев продолжал писать
тетеревиные тока и медвежьи охоты, лишь сменив подпись с «Графъ Муравьевъ»
на просто «Муравьев», да возводя свой род не к укротителю Польши, а к извест-
ному декабристу. Во время гражданской войны он оказался в Ростове-на-Дону, где
Климент Ворошилов, сам страстный охотник, устроил его художником в красно-
армейскую военную часть. В 1922 году он работал в Драматическом театре.
Умер Муравьев В.Л. в Ростове на Дону в 1940 году.
В лесу
Одинокий в лесу