Польша - это просто заповедник сюрреализма. Ещё никто не знал, что такое сюр, а польские художники вовсю в нём развлекались:
[600x493] Edward Okun (1872-1945). Война и мы (1923)
[600x635] Jozef Mehoffer (1889-1946). Зачарованный сад (1903)
Правда, они тогда думали, это модерн. Но потом пришли Дали и Магритты, и разъяснили. К числу привычных нам имён "старых великих сюрреалистов" принято относить одно имя, которое нам странно слышать. Это Йозеф (Яцек) Мальчевский (переход на заметку о нем нажатием на имени)
[700x560]
Jozef Malchewsky. Христос и самаритянка
Сюр Мальчевского кому-то напоминает сюр Булгакова в "Мастере". Конечно, мы не замечали его - у ближайших социалистических "приятелей"... У нас всегда очки были "на даль". Даже если поляки впадали в какую-нибудь иную ересь, например, в экспрессионизм, у них всё равно выходил сюр:
[699x595]
Stanislaw Ignacy Witkiewicz (1885_1939). Искушение св.Антония (1921) Пожалуй, одно из самых беспардонных искушений св. Антония, которые я знаю. Естественно, такие мощные традиции угаснуть не могли. И вот, довольно много лет назад, я выписывал (было разрешено!!!!!) польский журнал "Project". И было там множество сюра, который крайне плохо вписывался в рамки соцреализма. Его даже соцсюром было не назвать. И пришёл мне очередной красавец с вот такой ОБЛОЖИЩЩЕЙ:
[401x482] Zdzislaw Beksinski (1929-2005)
Так что с Здиславом Бекшиньски (и тут еще о нем заметка )я знаком ещё с детства. Бекшиньски подхватил эстафету, и нёс её, рисуя смерть, ужас и разрушение. Недавно, говорят, погиб - от многочисленных колотых ран. Но без следов борьбы и сопротивления... 70-90-е годы были для Польши ещё более странными, чем обычно. И сюр цвёл махровым цветом. Рисовали где-то так (хотя всего, что было, не описать):
[432x350]
[648x374]
Henryk Fantazos Интересно, когда ещё мировая живопись порадует нас цыганами-водолазами, наяривающих на аккордеонах?
На эти же годы пришёлся знаменитый расцвет польского плаката. Это голый, рафинированный сюр:
[283x450]
Rafal Olbinski
Олбински - очень известный польский художник и иллюстратор. Живёт и работает в США. Лауреат Международного Оскара за самую запомнившуюся эмблему Prix Savignac, 1994. Его иллюстрации часто используют такие издания как: Newsweek, Time, Business Week, Atlantic Monthly, Playboy, Omni, The New York Times, New Yorker. "Наше воображение - это волшебный мир, который нам навсегда суждено воссоздавать."
Не могу упомянуть чрезвычайно плодовитого Войцех Сюдмак (Wojciech Siudmak)
[367x467]
Наливайко и Куковски мне представлялись более занимательными:
[382x520]
[300x417]
[534x699]
...причём, в этой картине он ещё скромный польский сюрреалист. В мировом масштабе он разбушевался уже к нашему времени:
[700x601]
[700x446]
Апофеозом стал Яцек Йерка (р.1952):
[200x245] Это любимый художник очень многих, в том числе и мой.
[показать]
[600x481]
[600x491]
[436x535]
Jacek Yerka
Из прочих,и молодых художников, по пути упомяну:
Янна Хробак (Joanna Chrobak):
[500x351]
[500x385]
[500x453]
...и что-то рассмешили меня своим "Велокроссом" Бронислав Хромы (Bronislaw Chromy):
[500x325]
...и своим сюрреальным котярой - Эва Пелло (Ewa Pello):
[417x595]
[400x285]
Но дело в том, что растёт у них и смена великим. И вот таковой я считаю Иоанну Сьерко-Филлипински (Joanna Sierko-Filipowska). Тут можно долго расписывать, как идут к рыжим волосам сияющие бирюзой крылья, но вы просто посмотрите...
[700x525]
Добавлю от себя еще нескольких своеобразных художников
GRZEGORZ KMIN родился в 1972 году в польском городе Лодзь. Современный польский художник-сюрреалист. Отчётливо видно влияние великого Бексинского. Разрушенный, истошно вопящий от боли мир и не замечающий собственного уродства. Его работы довольно жесткие, страшные я бы даже сказала, но кому то наверно и понравится. Самую простые и добрые две выставляю
[показать]Сайт художника Grzegorz Kmin www.aspius-art.pl
Польский дизайнер Адам Мартинакис (Adam Martinakis), который сейчас живет в Греции и преподает в колледже в Афинах, занимается компьютерной двухмерной и трехмерной графикой. Особо выделяются его работы, где в 3D он создает сюрреалистичную депрессивную антиутопию, в которой части человеческих тел являются лишь элементами окружающего пространства.
[721x721]
источник