Когда
судно отслуживало свой срок, носовую фигуру снимали, и она украшала
стены зданий, колонны, дома хозяина или капитана. Впоследствии носовые
фигуры попадали в морские музеи.
Сейчас ее называют "галеонной фигурой" по имени кораблей, но в морской терминологии ее называют
"гальюнной"
фигурой, поскольку она устанавливается на гальюн (свес в носовой части
парусного судна). На этом же свесе устанавливались отхожие места для
экипажа, поэтому в настоящее время гальюном называют туалеты на
кораблях.
История
Плававшие
на примитивных суденышках, бессильные перед стихией водных просторов
мореплаватели старались всячески задобрить богов и духов, которые, как
им представлялось, могли укрощать силы ветра и волн, оберегать от
несчастий, способствовать успеху плавания.
Духи охраняли судно от
несчастий, мелей, штормов, и опасных ветров. Если корабль затонул, они
сопровождали души моряков в страну мертвых.
Древние египтяне
часто отдавали предпочтение священным птицам, чье изображение должно
было защищать судно и его команду в море от возможных неприятностей.
Финикийцы обычно устанавливали на носу резную деревянную голову лошади,
что символизировало быстроходность их кораблей, а греки и римляне -
разъяренного кабана или дракона, дабы запугать потенциального
неприятеля. Голова дракона являлась обязательной принадлежностью
быстроходных дракаров у викингов.
Украшения в обличье богов характерны для Древней Греции, причем отдавали предпочтение богине победы Нике.
Также
в убранстве кораблей часто обнаруживаются мифологические персонажи.
Преимущественно это были древнеримские боги, покровители мореплавания и
торговли, Нептун и Меркурий.
Уходя
в море, моряки всегда совершали жертвоприношения, а чтобы показать,
что своих покровителей никогда не забывают, на судах стали
устанавливать в виде украшения культовые предметы и изображения богов.
Чаще
всего на первых порах это были изображения мифических животных. Жители
Норвегии, например, для своих дракаров вырезали из дерева фигуры в
виде головы дракона, располагавшиеся на носу судна. Славяне украшали
свои ладьи головами баранов или козлов, а другие народы украшения на
носу судна предпочитали делать в виде птиц, например павлинов.
Многие
носовые фигуры олицетворяли в прямой, аллегорической или символической
форме название судна, с целью показать имя корабля людям, которые в
большинстве своем- не умели читать.
В этом случае использовались
самые разнообразные фигуры: от древнеримских императоров и героев до
экзотических (по тем временам) народов - индейцев, мавров и т.д.
Встречались фигуры монахов, святых, женщин и дев разных видов.
С
середины XVI века испано-португальские корабельные мастера начали
устанавливать на галеонах — больших трехмачтовых парусных судах,
приспособленных для перевозки ценных грузов, — весьма совершенные в
художественном отношении скульптуры.
Со второй половины
XVI века и особенно в XVII веке богатый скульптурный декор становится
обычным атрибутом всех парусных кораблей.
В расцвете барокко, некоторые корабли имели исполинские фигуры, весящие несколько тонн.
Изначально
проектные модели носовых фигур выполнялись скульптором из дерева и
воска в небольшом масштабе и лишь после получения одобрения комиссии и
короля они вырезались из дерева в натуральную величину.