
Какая светлая зима. Зима надежд, зима
удачи.
Уже декабрь, а это значит что волшебство придет в дома.
Давайте радовать себя , придумывать родным сюрпризы.
Любимых выполнять капризы сейчас и после декабря.
Никиреев Станислав
Мало кто знает, что песенка «В лесу родилась ёлочка» совсем не народная. Её текст сочинила в 1903 году Раиса Адамовна Кудашева - учитель, библиотекарь и поэт. Тогда ей было 25 лет.Историю этой песни и поиска ее авторов мне довелось услышать впервые более сорока лет назад от Александра Вячеславовича Шилова — талантливого исследователя и популяризатора песен, первооткрывателя их авторов, чьи имена долгое время считались неизвестными.
Бережно храню я подаренный Шиловым журнал «Советская музыка» № 6 за 1956 год, в котором опубликована подборка коротеньких его песенных рассказов под рубрикой «Забытые авторы народных песен».
В одном из них речь как раз и шла о песенке «В лесу родилась елочка», о котором одобрительно отзывались Рахманинов, Танеев, Скрябин.
В 1903 году выпускавшийся в Москве детский журнал «Малютка» опубликовал в своей второй книжке стихотворение «Елка». Стихи эти привлекли внимание музыканта — любителя Леонида Карловича Бекмана .
Агроном по специальности, окончивший в 1900 году естественный факультет Московского университета, а затем Петровскую сельскохозяйственную академию, он обладал незаурядными музыкальными способностями, играл на фортепьяно по слуху, импровизировал на темы любимых произведений, прекрасно пел.
В феврале 1903 года состоялась свадьба Леонида Бекмана и Елены Щербины — приемной дочери Евгения Николаевича Щербины — директора гостиницы «Славянский базар». Выйдя замуж, Елена присоединила к фамилии мужа фамилию своего отчима.
Талантливая пианистка, закончившая с золотой медалью консерваторию, она впоследствии преподавала в ней, стала Заслуженной артисткой России.
Вот что рассказывала Елена Александровна Бекман-Щербина многие годы спустя о событиях, связанных с рождением «Елочки» в книге «Мои воспоминания»: «17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то-есть тоже 17 октября.
Верочка была в полном восторге. Остальные были немного разочарованы, так как все ожидали мальчика, кроме меня, не любившей мальчишек.
Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась елочка, в лесу она росла».
Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, и, чтобы не забыть песенку, я ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки, а чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать целый сборник с рисунками-силуэтами, наподобие известных в то время рисунков Елизаветы Бем. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья». 
Песенки имели большой успех. А «Елочку» до сих пор поет вся детвора, и мало кто знает, что эту, ставшую почти народной, песню сочинил не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном».
С ровесницей «Елочки» — Ольгой Леонидовной Скребковой , той самой Оленькой, чье появление на свет было ознаменовано сочинением песни, музыку к которой придумал ее отец, мне посчастливилось встретиться, познакомиться и побеседовать.Было это где-то в середине 80-х годов.
Я готовил тогда рассказ об истории «Елочки» для рубрики «Любимая песня» в газете «Советская Россия». С волнением листал я страницы первого издания «Верочкиных песенок» и «Оленьки-певуньи».
С какой же любовью созданы эти книжки! Нельзя было не залюбоваться иллюстрациями к ним, сделанными тогдашним студентом Строгановского училища Константином Богдановичем, о судьбе которого мне пока ничего неизвестно. И я очень рассчитываю, что откликнутся летописцы Строгановки, отметившей недавно свой юбилей, и помогут в поиске сведений об этом талантливом графике. Что касается Ольги Леонидовны и ее старшей сестры Веры Леонидовны Сухаревской (1903—1977), то они достойно продолжили семейные музыкальные традиции.
Обе успешно окончили Училище Гнесиных и Московскую консерваторию. Профессиональные музыканты есть и среди их детей, внуков и правнуков. А вот об авторе стихов этой песни известно совсем немногое.
В сборниках «Верочкины песенки» и «Оленька-певунья» чета Бекманов, сочинившая их, не привела ни одной фамилии тех, кому принадлежат слова включенных в них песен, в том числе и «Елочки», ограничившись лишь ссылкой на то, что тексты эти «заимствованы». Но возникает вопрос: «Откуда и чьи?».
Я задавал его в свое время Ольге Леонидовне Скребковой, а теперь — ее племяннице, внучке Леонида Карловича Бекмана и хранительнице его архива Ольге Юрьевне Сердобольской. Однако ответа, увы, так и не получил.Многие годы имя автора слов «Елочки» не было известно.
Только в 1941 году выяснилось, что стихи эти принадлежат Раисе Адамовне Кудашевой (урожденной Гедройц).Родилась она в 1878 году в Москве, в семье служащего московского почтамта. Первое ее стихотворение (под псевдонимом «А.Э.») было опубликовано в журнале «Малютка» в 1897 году, когда ей было 18 лет.
А в 1903-м, под тем же псевдонимом и там же, она опубликовала стихотворение «Елка», на которое как раз и обратил внимание Леонид Бекман. Он выбрал из него только те строфы, которые мы с вами сегодня поем. Чем же объяснить тот факт, что свои стихи Раиса Адамовна публиковала под псевдонимами?
Дело в том, что поначалу увлечение девушки поэтическим творчеством не одобряли ее родители — Адам Осипович и Софья Семеновна, а потом и супруг — овдовевший князь Кудашев, в доме которого она была гувернанткой.
Выйдя за него замуж, она лишь сменила псевдоним на «Р.К.», подписывая им публикации своих стихов, сказок, рассказов. К 1917 году Раиса Адамовна осталась вдовой. Революционная власть дом ее реквизировала, и сорокалетняя княгиня и ее младшая сестра, владевшие тремя иностранными языками, чтобы не умереть с голоду, с трудом устроились на работу в одну из московских библиотек, где не очень интересовались их дворянским происхождением.
Так вдвоем с сестрой — Марией Адамовной — они и жили. Поначалу — на Озерковской набережной, в квартире № 1 дома 48/ 50, а в послевоенные годы — в 7-й квартире дома № 4/6 по Мажорову переулку.
Переулок этот и сейчас так называется, и дом сохранился. При советской власти Раиса Адамовна как-то попросилась в Союз писателей, которым тогда правил Фадеев. Когда она пришла к нему в кабинет, он спросил, какие у неё есть изданные книги, а она ответила, что, в общем, никаких, но очень хочется в союз, потому что паёк и т.п., а на жизнь бедной женщине зарабатывать тяжело.
Фадеев спрашивает строго: «Ну Вы вообще что-нибудь хоть написали?».«Да так, – отвечает Раиса Кудашева, – один стишок…» И начинает читать: «В лесу родилась ёлочка». «Так это вы написали?» – закричал Фадеев.
И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочитал эти стихи и плакал, когда дошел до последних строчек: «Срубил он нашу елочку под самый корешок», а после принял ее в Союз писателей.
О том, что ее стихотворение «Елка» положено на музыку и распевается детворой, Раиса Адамовна узнала много лет спустя после его написания и очень порадовалась этому. Но когда услышала «Елочку» по радио, и при этом было объявлено, что и музыка, и слова ее принадлежат Леониду Бекману, возмутилась и решила отстоять свое авторство. Ей потребовалось немало времени, чтобы это доказать, свидетельство чему — материалы из архива Шилова — письма, открытки, которые она ему присылала. Некоторые из них Александр Вячеславович мне передал и предложил познакомиться с автором «Елочки».
"Я не хотела быть известной, но и не писать не могла", - так, уже в 50-х годах, объяснила свою застенчивость Раиса Кудашева, всю жизнь скрывавшаяся под литературными псевдонимами. О бывшей княгине Александр Фадеева однажды сказал: "Ее стихи имеют такую популярность, которая нашим поэтам и не снилась".
Сама Раиса Адамовна долго и не подозревала, что ее стихотворение положено на музыку, пока не услышала ее случайно в поезде, где маленькую девочку попросили "спеть что-нибудь для пассажиров".
Сегодня нам трудно себе представить, что когда-то не было этой песенки, но еще труднее понять, почему так долго никто не знал, а может, просто не интересовался авторством этих простых и милых стихов и этой незатейливой мелодии. «С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она была похожа на добрую бабушку из сказки», — так описывал встречу с автором всенародно известной песни корреспондент «Огонька» Борис Алексеев в январском номере этого журнала за 1958 год.
Мне она именно такой тоже запомнилась. Было это в июле 1964 года, когда я сдавал вступительные экзамены в академию. Я был счастлив и рад увидеть и послушать рассказ этой удивительно скромной и доброй женщины.
Но встреча эта оказалась единственной. В ноябре того же 1964 года Раисы Адамовны не стало. Недавно я отыскал дом, где она жила.
В упомянутой мною квартире давно уже живут другие люди. Но есть в этом доме те, кто помнит Раису Адамовну. Они обещали мне помочь в поисках, связанных с ее биографией, которые я обязательно продолжу.
И очень надеюсь на помощь и участие в них читателей нашей рубрики. О результатах обязательно расскажу в ее будущих выпусках. А в заключение напомню слова этой нестареющей, кажется, вечно существовавшей песенки про новогоднюю елочку. Как драгоценная реликвия, передается она от поколения к поколению вот уже целое столетие. Юрий Евгеньевич Бирюков
из интернета
Серия сообщений "Винтаж (н. год в интерьере)":
Часть 1 - Винтажное и просто красивое.
Часть 2 - Новогодние аксессуары: "Кухонные полотенца" (МК от Ulla, Финляндия)
...
Часть 14 - Традиции Рождества.
Часть 15 - Новогодние интерьеры.
Часть 16 - Новогодние интерьеры.
Часть 17 - Новый год в интерьере.
Часть 18 - Новогодние интерьеры.
...
Часть 40 - Новогодние интерьеры.
Часть 41 - Новогодние интерьеры.
Часть 42 - Новогодние интерьеры.