18 апреля 1870 года 744 участниками Первого Ватиканского собора после ожесточённых прений по догмату о папской вероучительной непогрешимости (Infallibilitas) соответствующее определение было принято в следующей формулировке:
[300x450]«… определяем, что Римский епископ, когда говорит с кафедры, то есть когда, выполняя обязанности пастыря и учителя всех христиан, своей высшей апостольской властью определяет, какого учения в вопросах веры или нравственного поведения должна держаться вся Церковь, — в силу божеского содействия, обещанного ему в св. Петре, обладает тою же непогрешимостью, какою по воле божественного Искупителя должна обладать Церковь Его, когда определяет учение, относящееся к вере или нравственному поведению, а посему таковые Римского епископа определения являются неподлежащими отмене сами по себе, а не по решению Церкви. Кто же, — да не допустит Бог! — дерзнет против сего нашего определения возражать, да будет анафема.»
Поражает дерзновение самой мысли о догмате непогрешимости.
Если более развить исследование, то вырисовывается ситуация, что он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться в случае касающееся веры или нравственности.
Согласно данному догмату, вероучительная «безошибочность папы является даром Святого Духа, данным папе, как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не из-за его личных качеств, однако как и любой другой христианин, папа не ограждён от совершения грехов и нуждается в покаянии и исповеди. Вопрос только в том: «Кому?»
Зита Тарасова