• Авторизация


Семеро обманщиков: кто из старых мастеров имитировал реальность? 07-04-2022 03:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ольга-В Оригинальное сообщение

Семеро обманщиков: кто из старых мастеров имитировал реальность?
 

Тромплей, или обманка — это прием, с помощью которого художники показывают «фокус»: создают на плоскости объемную реальность.

Такие картины рвутся наружу — или же, напротив, вам самим интересно в них залезть. Знакомый и модный обман: стрит-арт… скетчинг… Между тем искусство это — весьма не новое.

336553

Самюэл ван Хогстратен: во что горазд ученик Рембрандта?



194833@2x

Перо, гребень и ножницы. Натюрморт с оптической иллюзией Самюэл ван Хогстратен 1667
 
Старший из семерых детей в семье Хогстратен рисовать любил с малых лет. Сначала брал уроки у отца, затем — у Рембрандта. У него в мастерской Самюэл познакомился с коллегой, который увлек его оптическими иллюзиями — с Карелом Фабрициусом. Так художник полюбил тромплей.

Петрус Кристус (1410-1475): портрет - это серьезно
 
Portrait of a Carthusian MET DT26
«Тромплейная часть» картины — деревянная рамка, которая на самом деле нарисована.
 
В Брюгге мастер не залегал на дно, а усердно работал. Ученик Яна ван Эйка не раз помогал старому мастеру с заказами и получил его мастерскую в наследство. Помимо главного наставника, на стиль Кристуса повлияли Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен.
 
800px Petrus Christus 003
Ювелир в своей лавке (святой Элигий) Петрус Кристус 1449
 
Корнелис Норбертус Гисбрехтс (ок. 1630 - 1683): придворный "обманщик" короля
 
341990@2x
Тромплей с мандолиной, нотной тетрадью и др. предметами Корнелис Норбертус Гисбрехтс XVII век
 
Фламандский художник родом из Антверпена любил натюрморты, обманки и поражал королей умением рисовать полотна, максимально похожие на реальность. Корнелис был придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.
 
На фото: «Тромплей. Оборотная сторона картины в раме» (1668−1672 гг., Копенгаген, Государственный музей искусств). В такую работу Пиноккио точно постарался бы сунуть свой нос.
 
Trompe l'oeil med ateliervæg og vanitas stilleben
Тромплёй Vanitas Корнелис Норбертус Гисбрехтс 1668
 
Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825): не кошмаром единым
 
Бывший пастор, который стал выдающихся художником — каких работ можно ожидать от такого человека? Только экстраординарных и манящих.
 
Репродукция картины Фюссли «Ночные кошмары» висела у кабинета Фрейда. Мастер любил все мистическое, мрачное и был не прочь наблюдать за играми разума — немудрено, что его картины нравились отцу психоанализа.
 

236063528 (509x700, 264Kb)Обманка Иоганн Генрих Фюссли

Обманки особенно хороши вживую: важно смотреть на них с правильной точки

 

Фюссли дружил с поэтом и художником Уильямом Блейком, не боялся заглядывать в глаза человеческим страхам и вообще считался главным новатором в живописи своей эпохи. Но в то же время уважал основательный, классический подход: хорошо знал историю искусств, мифологию, изучал античность и заимствовал из прошлых эпох строгость форм.
 
Пер Боррель дель Касо (1835 - 1910): cпасаясь от критики
 
Каталонский художник родился на севере Испании, неподалеку от Пиренеев. Любил пейзажи и религиозную тематику, но также удивлял зрителя и новаторскими штучками. Он дважды имел возможность стать главой крупной школы живописи в Барселоне, но вместо этого создал собственную Академию искусств.
На фото — актуальная картина о том, как надо поступать с мнением тех, кто вечно всем недоволен:
 

6YN3QE6 (545x700, 439Kb)

«Бегство от критики» (1874 г., коллекция банка Испании, Мадрид)


Хуан Санчес Котан: живенько!

Один из основателей испанского реализма, человек с мурчащей фамилией Котан много лет писал в Толедо натюрморты и портреты, а затем бросил все и стал послушником в монастыре. Усталость от мирской суеты привела художника туда, где у него появилось много времени на совершенствование мастерства. Нет, ну каков огурец, а?!

J.Sanchez-Cotàn-1602 (700x569, 283Kb)Натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцами Хуан Санчес Котан 1602


Гелий Коржев (1925-1012): так и тянет выпить чаю

Гелий Коржев — представитель «сурового стиля». Это направление советского реализма, характерное для стыка 50-х и 60-х. «Суровые ребята» стремились на холсте передать брутальность новых героев и новой жизни. В основном их персонажи похожи на Гошу из фильма «Москва слезам не верит»: резкие, где-то даже навязчивые, но подкупающие напором. В этом ряду экспрессивные, драматичные работы Коржева стоят особняком — достаточно окинуть взглядом хотя бы фото c ретроспективы его работ, которая прошла недавно в Третьяковской галерее.
 

 

А мы сейчас обращаем внимание на то, что Коржев писал еще и необычные натюрморты.

728x703_1_a27683c20d8aac207e6d303ca25c3b51@1858x1794_0xac120003_16571877981593768556 (700x675, 416Kb)


Федор Толстой (1783−1873): все для королев

Граф Толстой зарабатывал на творческие эксперименты «утилитарными», но впечатляющими обманками и натюрмортами. Акварель «Ягоды красной и белой смородины» (1818 г.) художник повторял так часто, что сам шутил: «Моя семья питается одной смородиной!». Говорят, его работы заказывала сама императрица Мария Федоровна (жена Александра III).
 
Граф прославился не только талантом, но и своенравностью, необычными манерами и страстью к путешествиям.

img-izocenter-fedor-tolstoj-vetka-vinograda (700x520, 397Kb)Ветка винограда 1814 г


И напоследок: кто все затеял?

Легенда гласит: в VI веке до нашей эры древнегреческие художники Зевксис и Паррасий поспорили, кто лучше распишет стену храма. Художники устроили конкурс на лучшее полотно. В час презентации Зевекис снял с работы завесу — а там виноград настолько реалистичный, что птицы принялись его клевать.
 — Твоя очередь, снимай покрывало! — бросил сопернику довольный художник.

 

 — Не могу — ответил Паррасий, — покрывало тоже нарисовано!
 
Так состоялась презентация первых тромплеев. Позже художники начали использовать этот прием, чтобы визуально расширить пространство: рисовали на стенах ниши, окна и другие детали.


Gerrit_Dou_-_Self-Portrait (525x700, 358Kb)Геррит Доу. «Автопортрет»

Dou (570x700, 302Kb)В лавке у торговки домашней птицы Геррит (Герард) До1670,

https://artchive.ru

 

Серия сообщений "**жанры и стили в искусстве":
Часть 1 - Минимал-арт.
Часть 2 - Сюрреалиизм.
...
Часть 17 - Сказочно-былинный жанр.
Часть 18 - Сентиментализм в живописи.
Часть 19 - Семеро обманщиков: кто из старых мастеров имитировал реальность?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Семеро обманщиков: кто из старых мастеров имитировал реальность? | Эстэри - | Лента друзей Эстэри / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»