Исчезающий Иркутск. Доходный дом Агафонова на Троицкой
https://ircity.ru/articles/44207/
В конце прошлого года мы рассказывали историю о деревянной усадьбе архитектора Кузнецова. С ним по соседству стоит ещё один памятник — доходный дом Агафонова. Если его сосед прячется от дороги во дворе, то дом Агафонова встречает прохожих прямо у тротуара. Его легко заметить — особняк держит взгляд своим серо-голубым цветом, крупным брусом и белой резьбой, которая гирляндой украшает его по всему периметру. Высокие окна вот-вот достанут земли, на подоконнике лежат отломанные деревянные части фасада. У каждого окна вверху есть уголок с узором и деревянные «кисточки» внизу.
Окна этого памятника в прошлом году участвовали в конкурсе на самый красивый наличник в городе. Тогда они набрали больше всего просмотров иполучили знак «Наличник Иркутска 2019».
Об истории особняка нам удалось узнать немного. Дом был построен в конце XIX — начала XX веков. В реестре вновь выявленных памятников архитектуры Иркутской области он отмечен как доходный дом Василия Анисимовича Агафонова. Об Агафонове известен только год его смерти — 1901-й. Также в старых газетах можно найти разные объявления жильцов.
В 1921 году было два объявления о продаже дома. После чего каких-либоупоминаний о памятнике нет. Жительница соседней усадьбы Кузнецова Рита Исаевна рассказывала нам, что в доме с самого детства живёт её подруга Рита Алексеевна и дала номер её домашнего телефона. На наш звонок ответила девушка и сообщила, что Рита Алексеевна убирает двор и могла выйти до соседей. Нужно подождать. Через несколько минут мы увидели, как к нам приближается женщина с деревянной тележкой. Поздоровавшись, мы напросились посмотреть на памятник с внутренней стороны.
С шумной улицы мы попали в тихий двор. Здесь очень чисто и аккуратно, убран снег. Есть старая беседка, несколько подсобных помещений и собачья будка. Сам дом в форме буквы «т». На каждый этаж — свой вход. На первый можно зайти через деревянную дверь. На второй — по лестнице с потайной дверью с квадратными узорами.
— Сколько вы здесь живёте? — спрашиваю я Риту Алексеевну.
— Всю жизнь. Это уже 80 лет. Этот дом для меня всё. Вся жизнь с ним связана. Мой отец уходил на фронт в 41-м году с этого дома. Раньше там жили семь семей. Как наша семья получила здесь квартиру, я не помню. Но знаю, что моя мама и моя бабушка здесь жили. У мамы было шесть детей, все жили здесь. Потом разъехались по городам, а я преданна этому дому. Сейчас мы занимаем весь второй этаж.
— А на первом этаже сколько квартир?
— Там живут две семьи. Раньше там жили пьяницы, все квартиры были их. Потом продали. Если бы мы знали, то выкупили бы, чтобы дом полностью был наш.
— А этот пристрой вы сами сделали? — спросил Риту Алексеевну историк Петров.
— Да, это зять сделал, потому что дом развалился, где-то лет 15 назад. Вообще дом благоустроенный, только отопления нет — печное. У нас сохранился деревянный пол. Доски такие огромные, мы его не меняем. Лепнина осталась — воротничок вокруг люстры и узоры по углам комнат. Я бы вас пригласила, да у меня дети отдыхают.
— А кто ваши соседи сейчас?
— Внизу две семьи: Лебедевы — создатели иркутской школы тенниса. А с другой стороны дома, где отдельный вход, — неблагополучные живут.
— Как-то власти помогают вам сохранять дом? — спросил Петров.
— Нет. Капитального ремонта не было. Мы всё сами делаем. За капремонт я принципиально не плачу. Уже там долг накопился, ну и пусть подают в суд. У нас лестница сломалась — сами сделали, когда обвалилась часть дома — тоже сами сделали за свой счёт. Всё-всё сами. Никто к нам не ходит никакие структуры. Как приватизировали в 1995 году, так и тишина. Конечно, всё это старое, нужен капитальный ремонт. Всё гниёт, всё разваливается. Надеются только на стариков. А если привести его в прежнее состояние, то он ещё 100 лет простоит. Но я всё равно люблю этот дом. Никуда не хочу. И умирать здесь буду.
Мы были под впечатлением от такой любви к дому, которую женщина сохраняет вот уже 80 лет. Рита Алексеевна намекнула нам, что ей надо возвращаться к уборке, и мы попрощались, оставив женщину наедине с её историей.