Что и говорить, любят историки, искусствоведы, биографы приукрасить событиями и разными фактами жизнь великих мира сего, работая над их жизнеописаниями. Исключением не стал и Тициан Вечеллио. Особенно уж не поскупились исследователи, приукрашивая страницы связанные с личной жизнью известнейшего живописца, хотя она и так была достаточно яркой.
Веселый и неутомимый Тициан всю жизнь прожил в Венеции – городе радости, кутежей, купцов и куртизанок. И во всех своих полотнах он, как и его соотечественники-художники, воспевал особенный, местный тип женской красоты. Правда, у Тициана это получалось лучше всех.

"Венера перед зеркалом" – это как бы завершающий итог всего, что было создано Тицианом, когда он обращался к теме цветущей женской красоты. "Почти осязательно передает он женское тело с его нежной, упругой плотью, с тонкой кожей, под которой пульсирует кровь. Эта красавица олицетворяет все соблазны и чары женщины, она окружена дорогими тканями, которые переданы с небывалым искусством и изяществом".
"Венецианская красавица" всегда полновата (по современным меркам - неприлично толста, хотя до "рубенсовских" толстушек и не дотягивает). У нее белоснежная кожа, что сразу выделяет ее среди смуглых итальянок, живущих в солнечной стране. А еще у нее особенный золотисто-рыжеватый оттенок волос. Его даже называют "тициановским" – в честь мастера. Однако цвет этот неестественный – чтобы добиться его, венецианки мазали волосы различными веществами, например, смесью лимона и шафрана (а то, сплетничают, и лошадиной мочой), и на долгие часы выставляли голову под палящие лучи солнца, чтобы волосы выгорели. Таково и большинство дам на полотнах Тициана.
Тициан по своей природе был «высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным профилем», имевшим богатырское телосложение и несокрушимое здоровье. С юных лет живя в Венеции, которая славилась, кутежами, праздничной атмосферой маскарадов, купцами и куртизанками, он насквозь пропитался атмосферой этого удивительного города.
По легендам, его жизнь была наполнена множеством любовных историй, в основном с натурщицами – прелестными рыжеволосыми венецианками. Да и публичные дома Тициан не обходил стороной.
А в то время быть моделью для великого мастера считалось большой честью. Женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз до куртизанок, которыми кишила Венеция, имели за счастье быть увековеченными на портретах гениального живописца. А он, как и многие художники того времени, не любил изображать худых женщин, его страстью была дородность и пышные формы.
В большинстве своем на своих полотнах Тициан изображал особый венецианский тип женской красоты: пышнотелых рыжеволосых красавиц с белоснежной кожей, которые в отличии от смуглых итальянок были просто изумительны. К стати, оттенок волос венецианок, который так любил изображать живописец, так и называют "тициановским".
Тициан питал страсть к таким женщинам, поэтому большое множество сюжетных картин, написанных им, наполнены образами венецианок. Одним из таких полотен было удивительное его творение - «Любовь небесная и Любовь земная». На нем, как утверждают искусствоведы, изображена одна и та же модель в двух образах, в которую Тициан был страстно влюблен в те годы. А звали ее - Виоланта.
Виоланта
Любовная история Тициана и молоденькой дочери художника Пальма Негретти, по прозвищу Иль Веккио длилась некоторое время. В Венеции сплетничали по этому поводу, но скандала эта история не вызвала. Венеция того периода привыкла и не к таким историям.

Известно, что он любил дочь художника Пальма иль Веккио (1480 ? — Венеция, 1528), которую звали Виоланта. Девушка не отличалась особой скромностью и охотно соглашалась позировать – причем не только Тициану. С нее то живописец и напишет множество своих портретов. Ее облик можно увидеть на многих сюжетных полотнах мастера.
К сожалению, точных сведений о дочери этого художника нет (в документах указано, что дом его вела племянница Маргарита).
Везде написано молодой влюбленный Тициан, но на самом деле оба художника, и Тициан, и отец девушки были практически одного возраста. Картины с изображением похожих девушек написаны около 1515 года, когда отцу Виоланты (как и любовнику) 35 лет, отсюда предполагаемый возраст Виоланты 16 -17 лет?
На картинах Тициана есть указание на любимую Виоланту — он зашифровал свою любовь — помимо основного сюжета на некоторых картинах есть цветочек Виолы (Анютины глазки), который имеет прямое отношение к имени любимой девушки — Виоланта.
За небольшой промежуток времени написаны картины Флора, Саломея, Виоланте, Молодая женщина в черном, Женщина с зеркалом, Тщеславие. Вероятно, что одна и та же женщина была моделью для художников.Мастерские и ученики могли затем использовать подготовительные рисунки и картоны с набросками мастера для других работ, и в некоторых Мадоннах Тициана также есть сходство с этой молодой девушкой.
Вот какой необычный автопортрет сделал здесь Тициан. Очертания скул, носа, висков и лба совпадают с поздними автопортретами художника, также волосы и борода не слишком изменились во время жизни.
Так в изображении библейской истории художником заложен ещё и скрытый смысл, связанный с его личной жизнью.
Саломея для Тициана — его волюбленная Виоланта, он нам на это намекает. В вырезе платья героини картины справа можно рассмотреть невзрачный цветочек — Виолу (анютины глазки), указывающий на имя девушки, которую любил художник. А перед ней на серебрянном блюде — голова художника.
Поговаривают, что прекрасная рыжеволосая красавица была одной из троих дочерей венецианского живописца Пальмы Старшего, которая якобы позировала и отцу. Однако это не подтвержденный факт. Вполне возможно, что Виоланта была всего лишь популярной венецианской натурщицей, черты которой казались художникам обаятельными и даже прекрасными.
Да и страсть Тициана к юной девушке, которая вдвое была его моложе - всего лишь небольшое любовное приключение. Сейчас многие склоняются к тому, что Виоланта – просто выдумка, которую сочинили уже после смерти Тициана, чтобы расцветить его биографию. Ведь в жизни каждого великого человека должна быть захватывающая история любви!
Однако тут не все просто. У Рафаэля была Форнарина, которая изменяла ему направо и налево с его молодыми бедными учениками и старыми богатыми заказчиками. А он страдал. Или Данте Габриэль Россетти с его трагической тягой к Элизабет Сиддал.
И так как в Венеции насчитывалось в ту эпоху более 11 тысяч куртизанок, вполне было закономерным, что пышущий здоровьем Тициан частенько прибегал к услугам жриц любви.
Чечилия - первая жена Тициана... и возможно единственная.
Существование этой женщины в жизни гения подтверждено не только юридическими документами, но и их общими детьми которых она родила художнику. Весьма любопытен тот факт, что спутницу жизни любимец женщин выбрал не из избалованных ухоженных венецианок, а привез из тех мест откуда сам был родом - северной Италии.

Венера Урбинская. 1538
Она была из простых – дочь брадобрея. Лет пять работала его экономкой – вела дом, а заодно и рожала ему детей. Мальчиков было двое – Помпонио и Орацио. (Тициан, видимо, не очень стеснялся: известно, что еще какая-то служанка родила ему дочь Эмилию). Однажды Чечилия крайне тяжело заболела – врачи говорили, что надежды нет. Тициан был в ужасе от перспективы потерять любимую. И вызвал священника, чтобы обвенчаться с ней на смертном одре. Заодно это позволяло узаконить их обоих внебрачных сыновей. К счастью, Чечилия все-таки выздоровела. Она прожила еще пять лет и родила дочь. Ее смерть в 1530 году стала большой потерей для Тициана – он вспоминал супругу до конца жизни.

Аллегория (возможно, Альфонсо д'Эсте и Лаура Дианти)
Увы, мы не знаем, как она выглядела – была ли полновата? Научилась ли красить волосы по-венециански? Зная вкусы Тициана – наверняка. Писал ли когда-нибудь мастер ее изображения? Бесспорно. И, возможно, именно она позировала обнаженной.
Поговаривали, что в это время одна из прислуги так же родила от Тициана дочь - Эмилию.
Все так может и продолжалось бы, если б не приключившаяся беда: Чечилия крайне тяжело заболела, и врачи не давали никакой надежды на ее выздоровление. Тициана привела в шок только одна мысль, что он может потерять любимую женщину и мать своих детей. Он тут же вызвал священника, для совершения обряда венчания. Таким образом были узаконены их отношения и внебрачно рожденные сыновья. К тому же и самой Чечилии удалось выкарабкаться из лап смерти. Бог отмерил ей еще пять лет жизни и подарил семейству Тицианов дочь.

Смерть Чечилии и их малышки в 1530 году стала невосполнимой утратой для художника. Тициан настолько был потрясен этой утратой, что не смог жить в доме, где прошли самые счастливые годы его жизни. Он покидает уютно обжитое жилище и мастерскую и с сыновьями переезжает в новый дом.
К сожалению, увы, мы не знаем, как выглядела эта женщина, так покорившая сердце гения. Свидетельств, конкретно определяющих личность Чечилии, до наших дней не сохранилось. Скорее всего она наверняка была пышнотела и научилась красить волосы в рыжий цвет, как любил Тициан. И вполне возможно, именно она позировала обнаженной для многих сюжетных полотен живописца.
Лавиния
Когда Чечилия и ее маленькая дочь умерли, Тициан и оба мальчика остались без женского присмотра. Через некоторое время художник снова женился. О его второй жене неизвестно вообще ничего, даже имени. Друзья Тициана – поэты, музыканты и живописцы никогда не упоминали ее в своей переписке. Видимо, она не появлялась на пирах и вечеринках, вела дом, жила скромно. А некоторые исследователи говорят, что у Тициана вообще была только одна жена, Чечилия. В общем, одна из этих дам родила ему вторую законную дочь, которая прожила долгую жизнь. Тициан очень любил ее рисовать – возможно, она напоминала ему красотой свою мать.

«Красавица». La Bella; также — «Портрет женщины».
Однако, о его второй супруге неизвестно вообще ничего, даже ее имя кануло в небытие. Близкие и друзья Тициана никогда не упоминали о ней. История весьма темная. Поэтому современные исследователи утверждают, что второй жены и вовсе не было.
. Тициан долго и тщательно искал хорошего мужа для дочери, шесть лет отказывал многим женихам, добивавшихся ее руки, и наконец выдал ее замуж за дворянина, обеспечив очень хорошим приданым.
Джулия Фестина
Была в жизни мастера и неизменная натурщица, позировавшая мастеру в течение многих лет для одного и того же образа. В "Кающейся Марии Магдалине" Тициан главной героиней также изобразит красавицу венецианку - Джулию Фестину.
Картина с изображением образа Марии была заказана Тициану в средине 1560-х годов. Когда же творение было готово, заказчик герцог Гонзага, увидев его, пришел в такое восхищение, что сразу же заказал и копию. После этого Тициан с интервалом в годы еще напишет несколько копий, лишь изменяя то наклон головы, то положение рук женщины, а также пейзажный фон полотна. Неизменной оставалась лишь натурщица - Джулия. Согласно преданию, именно одну из этих картин держал в своих руках умирающий Тициан. И как знать, какую роль сыграла именно эта женщина в жизни мастера.
Образы женщин, создаваемые гениальным живописцем, не только очаровательны, но и соблазнительны прелестью и зрелостью форм, красотой лиц, пышными прядями рыжих волос,а и покоряли, да и до сих пор покоряют мужчин. Женские портреты прославили живописца в веках.
Девушка в меху
Почти столетний жизненный путь великого Тициана Вечеллио, наполненный плодотворным трудом, дружбой со знаменитыми людьми, заботой о своих близких, воистину достоин нашего внимания и восхищения.