Интерес к вещам, окружающим человека, прослеживается и в итальянской живописи. В портретах Дж.Б. Морони, А. Бронзино, Л. Лотто предмет, будь то книги, глобус, циркуль, мандолина или флейта, имеет не только декоративное, но и символическое значение. Однако появление натюрморта как жанра связано с именем Микеланджело да Караваджо, исполнившего в 1596 году свою знаменитую “Корзину с фруктами” (Галерея Амброзиана, Милан).
В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. В таком жанре, как натюрморт, сложились определенные темы, сформировались свои методы и приемы. Художники писали композиции с букетами цветов, фруктами и овощами, мясными и овощными лавками, кухнями, битой дичью, морскими дарами. Создавались натюрморты с роскошными восточными коврами, изящными фарфоровыми вазами, картины с атрибутами профессий ученого, музыканта, где главное место занимали книги, глобусы, колбы и реторты, нотные тетради, музыкальные инструменты и т.п.
Искусство натюрморта развивалось и в таких странах как Австрия, Франция, Испания, Великобритания, Швейцария и др. Для каждой страны были свойственны как характерные только для этой страны черты, так и общепринятая манера. Приведу несколько картин в жанре натюрморта для каждой из указанных стран.
Отдельно хочу выделить натюрморты типа vanitas (“суета cует”) с песочными часами и черепом. Цель таких композиций — напомнить зрителю о бренности земного бытия, заставить задуматься о своем месте в жизни..
Harmen Steenwyck. Vanitas
Withoos Matthias, Суета сует,Vanity of Vanities
Юриан Ван Стрек, Суета сует, Vanitas vanitatis, ГМИИ им А.С.Пушкина
Следующий заключительный пост будет посвящен натюрморту России