По сказке Дж. Родари "Джельсомино в стране лжецов"
О мальчике Джельсомино, у которого был удивительный голос, способный рушить стены. Благодаря этому дару он вместе со своими друзьями и кошкой-хромоножкой свергают жестокого диктатора, пытающегося развязать войну.
Увиденный в детстве, этот фильм никого не оставлял равнодушным. Было время, когда он гремел не меньше, чем «Приключения Электроника» и чей-нибудь вопль в форточку: «Народ, «Джельсомино» показывают!», оставлял дворы наших многоэтажек пустынными, как-будто внезапно наступила постядерка.
Мои родители усаживались рядом и перебрасывались через наши с братом головы многозначительными взглядами. Ребенком, конечно, я не понимала, но повзрослев и пересматривая фильм уже со своими детьми, я не переставала удивляться: как всё-таки картину пропустили в то время? Чего только стоит упрятывание в психушку инакомыслящих! Да и вообще фильм полон аллюзий… Увы и ах, сколько же всё это будет по-прежнему актуально.
Докатились, детский фильм брежневской эпохи стал сатирой на день сегодняшний. (с) 1
И неудивительно, что было время, когда эту картину фактически крутить перестали…
При всей своей личной нежности к этому кусочку моего детства надо признать, что фильм по современным меркам по многим пунктам не выдерживает никакой критики.
Своеобразный сценарий 2 (всё-таки в книге акценты немного другие), малобюджетность, затянутость некоторых эпизодов…
Местами присутствует условность театра (ничего не имею против, но немногие из современных детей к этому готовы).
Из-за смены исполнителя главной роли (до Крупеникова снимался какой-то другой мальчик*) было упущено время, а снять надо было две серии, съемочная группа явно торопилась.
Особенно хочется «отметить» работу осветителей. А может быть это вина доблестной плёнки "Свема"?
В некоторых эпизодах главный герой выглядит юным фавненком ребенком, в других – старше реального возраста актера по меньшей мере лет на десять.
В одном случае невозможная внешность Сережи Крупеникова радует зрителя во всей красе – яркие волосы, сияющие глаза, нереальное количество веснушек; в другом – софиты превращают лицо в белесую маску и пробивают глаза насквозь, оставляя только зрачки.
это - хороший скриншот)
Что же составляет волшебство и магию картины?
Музыка и песни4, которые все знали наизусть и напевали вместе с героями, диалоги и цитаты (не утратившие актуальности даже сегодня), и, конечно, актерский состав. Это надо видеть!
Роман Карцев в роли школьного учителя
Евгения Ханаева в роли тётушки Кукурузы просто бесподобна
Роман Юрьев-Лунц в роли старьевщика:
«Сил больше нет смотреть на нашу жизнь невооружённым глазом!»
Лев Перфилов в роли доносчика Калимера Векселя:
«Я за два сольди, за два су
На папу с мамой донесу»
Басов в роли короля-пирата:
«Ложь недаром во всех королевствах уважали во все времена. Ложь прекрасна, когда полезна, и ужасна, когда вредна»
«Остальное подработают мои министры. Как можно быстрее! Реформы – для народа»
«Что значит «женщины и дети»? Мы живём в век равноправия! Расстрелять! Уравноправить! И деток тоже! Из маленьких детей потом вырастают большие противники!»
Свита короля:
«Но нас это не касается. Это законы для них, а не для нас!»
«Ваше величество, напомните им о демократии — теперь это модно!»
Эпизод, где король косплеит Гитлера:
И – знаменитая фига. (Уж извините, из песни слова не выкинешь)
О, я чуть не забыла упомянуть художника Бананито! В детстве я его побаивалась, уж больно долго он бегает с полуметровым ножом вокруг да около голоса надежды этой сказочной вселенной!
Мечта молодой мамочки: «А можно мне коляску?»
Народ в шоке (восхищении, полон недоверия - нужное подчеркнуть)
Ну, вот мы и добрались до главного героя.
Спасибо спешке съёмочной группы, спасибо отсутствию «цифры» в те годы, спасибо тому человеку, кто выбрал этого мальчишку для роли Джельсомино! Да, он - изумителен. Но разве этого никто не видит? Как он смущается прямо в кадре, как «провисает» в некоторых эпизодах, каким пустым становится его лицо, когда надо изображать из себя что-то (это особенно заметно на песнях, которые так растиражировали в сети, а ведь все песни в фильме исполняет другой 3 и актер просто открывает рот).
Почему поверили и полюбили? Потому что за образом персонажа видно хорошего парня. Настоящего.
Того, кто и в реальной жизни выберет её правду, а не медные трубы, которых он наслушался в детстве. (Для тех, кто не в курсе: Сергей Крупеников откажется от дальнейшей актерской карьеры. Окончит институт, откроет своё дело. Всю жизнь будет сторониться пиара и оберегать личную жизнь).
Растерянный, несколько раз за серию облизывающий губы (да вырезали бы это сегодня к чертовой матери!), он не выглядит героем сказки, а просто подростком. Живым и настоящим. Всамделишним.
Кадр, с которого рисовали рекламу:
«Мальчик с золотыми волосами. Это опасно!» - восклицает врач дурдома Санатория.
Цитаты:
«Что за люди?! Шагу нельзя ступить, чтобы от тебя не потребовали бы чуда!»
«Уйду! И не буду больше пугалом для этих ротозеев…»
«А чтоб вас всех!»
Актеры второго плана и массовка
Соседка (глава сельского фан-клуба Джельсомино) vs собственный благоверный
Соседку играет легендарная Мария Виноградова - одна из самых снимающихся актрис советского и постсоветского кино, ещё она озвучила около трёхсот мультфильмов. Мастер эпизодических ролей.
Безымянный парень в футболке с битлами (!):)
Красотка 70-х в кафе
Кошка-Хромоножка , по моему скромному мнению, идеальная. Вот только передвигается со странным звуком.) Озвучивает Клара Румянова
Всех животных в фильме изображают куклы, некоторые вполне милы, некоторыми впору пугать детей
Все надписи в фильме представляют собой нечитаемую (ребенком) смесь кириллицы с латиницей. Я смогла это прочитать лет в 10, не раньше (не забываем, что в старину в домашнем обиходе понятия «стоп-кадр», а тем более – «скриншот» не существовало).
http://gvedis.livejournal.com/111736.html