Монастырь Симонопетр основан в XIII веке св. Симоном, спасавшимся здесь в пещере, которая и теперь сохраняется в своем первобытном виде; основан монастырь при содействии и пособиях Иоанна Углеша, деспота сербского, признательного св. Симону за исцеление его дочери.Устроение монастыря этого дивно; только чудесные знамения могли побудить отшельника и мастеров, долго не решавшихся, воздвигнуть громадное здание на таком отвесном камне, над пропастью.
Дионисиат
Монастырь был основан около 1370 года святым Дионисием из Кастории. Дионисий начал строительство сам, но видя, что его собственных средств не достаточно для завершения работы, попросил помощи у императора Алексея III Комнина.Личность святого Дионисия произвела такое впечатление на императора, что он назвал его "ангелом, посланным Богом с благовестью о спасении" и охотно даровал ему просимое. В связи с этим благодеянием Дионисиат часто называли "монастырем великого Комнина".
Каракал
Существует две версии о происхождении имени обители. Согласно одной, первые постройки там были возведены Римским императором Каракаллой (198 - 217). Будучи язычником,простроившим множество храмов Исиды, возможно он построил лишь портовую башню в гавани. По другой версии, предложенной позднее, обитель была сначала маленькой монашеской общиной, но к началу XI века выросла до размеров крупного монастыря усилиями инока по имени Каракал. Как и многие другие монастыри, Каракал принимал участие в борьбе за освобождение Греции от турецкого ига. Афон и северная Греция оставались под властью турок до начала XX века.
Ксиропотам
Хотя на том месте, где сейчас стоит монастырь Ксиропотам, были и более ранние монашеские поселения, ранние монастырские предания называют основательницей монастыря святую императрицу Пульхерию (450-457), дочь императора Аркадия. Монастырь получил свое название от имен святого Павла Ксиропотама, отшельника царских кровей. По его ходатайству император Роман восстановил монастырь императрицы Пульхерии. Над дверью здешнего храма и поныне сохранилась надпись на греческом языке: «Царевна Пульхерия, дочь Аркадия, первая построила этот святой монастырь; вторым строителем был Роман вместе с иноками из Симонопетра».
Зограф монастырь болгарский, общежительный; братство многочисленно и почти все болгары. Он основан в начале одиннадцатого века тремя родными братьями, родом из Охриды в Древней Болгарии, в 1502 г. возобновлён воеводою молдовлахийским Стсфаном, вследствие явления ему и повеления о том св. великомуч. Георгия.
 [показать]
 [показать]
 [показать]Ивер основан в исходе десятого века царственными иноками- св. Иоанном, св. Евфимием и родственником их св. Георгием, происходившими из грузинской династии рода Багратионов.Соборный храм посвящён в честь Успения Божией Матери. Здесь в отдельном храме при вратах монастырских находится знаменитая чудотворная икона Божией Матери, называемая Портаитисса (Вратарница) Иверская.На берегу моря, близ монастыря, обозначено место несколькими келиями и церковью Богоматери, где Ее икона была принята с моря отшельником иноком Гавриилом. Близ Ивера находится келия с церковью св. Иоанна Богослова.Здесь живут около сорока грузинских иноков. Богослужение совершается на грузинском языке.
Это самый старый и самый большой скит на Афоне, насчитывает 50 келий и калив, где обитают 85 монахов.Главный собор, посвященный св. праведной Анне, был построен патриархом Дионисием Вардалисом.
До XVII века управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Протом (Πρώτος).
Хиландар
По одной версии название монастыря связано с именем основателя здешней монашеской общины, т.к. в одном документе X века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар». По мнению других, обитель называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте – «шаланда») Свою новую историю монастырь ведет от сербских правителей XII века Стефана Немани и его сына Растко. Оба они отказались от престола, ушли на Афон и приняли монашество - вначале сын, ставший затем великим сербским святителем Саввой, а затем и отец, появившийся в образе простого инока Симеона в Ватопедском монастыре. В 1198 году Ватопед отдал отцу и сыну лавру Хиландар, лежащую тогда в руинах. Дар был скреплен указом императора Алексия III,подтверждавшим, что монастырь навеки переходит во владение сербов.
 [показать]
 [показать]
 [показать]Ксенофонт основан в десятом столетии неким Ксенофонтом, от которого получил и своё название; а возобновлён в 1545 г. влахийскими боярами Лукою, Радулом и Матфеем Бассараб. По основании он занят был славянами, а потом перешёл во владение греков.
Григориат
Годом основания обители принято считать1345. Первоначальный устав, которым братия пользуются и поныне, составлен преподобным Григорием Синаитом. Об истории монастыря до начала XVI века мало что известно. В эпоху пиратских набегов и грабительских налетов каталонских наемников большинство записей и архивов пропало.
	Монастырь Пантократор основан в 1361 году императором Алексием Стратопедархом и его братом Иоанном Примикирием. После захвата и раззорения турками возобновлён молдавским господарем Станлом в 1536 году. Соборный храм (14 в), сложенный из белого мрамора, освящен в честь Преображения Господня. В монастыре хранится чудотворная икона "Геронтисса", т.е "Старица". Богородица изображена в полный рост в преклонном возрасте без Богомладенца. На массивной серебряной ризе, изготовленной в дореволюционной России, изображен сосуд с изливающимся елеем в память о чудесном наполнении закромов монастыря по молитвам братии.
	Подлинный сосуд и поныне бережно сохраняется в память о этом событии. 
 [показать]
	Ватопед - один из самых древних, богатых и обширных монастырей на Святой Горе, ныне второй по чести после Лавры прп. Афанасия. По преданию, Ватопед был основан равноапостольным царем Константином в первой половине 4 в., в том же столетии разорен богоотступником Юлианом, а в конце века восстановлен византийским императором Феодосием Великим как благодарение за спасение от потопления его сына Аркадия. "Вато педи" - "с греческого "отрок в кустах". В прибрежных кустах был найден чудом спасшийся императорский сын.
	Среди многочисленных святынь монастыря - пояс Богородицы, глава Иоанна Златоуста, образ Богоматери, помогающий онкобольным укрепиться духовно, Богоматерь "Закланная", Елеоточивая и др.
 [показать]
 [показать]
 [показать]
 [показать]Монастырь основан в IX веке преподобным Павлом Ксиропотамским, происходившим из царского рода. Монастырь этот был некоторое время славянским. Показывают желающим пещеру, где постнически проводил св. Павел дни свои в удалении от всех при самом море.Соборный храм посвящён Сретению Господню, а главный древний храм во имя св. Георгия Победоносца.
Русский монастырь св. великомученника и целителя Пантелеимона, или Русик. Главный собор монастыря посвящён имени святого великомученика и целителя Пантелеимона
Основанием для него послужила уединенная келья во имя прп. Антония Великого, устроенная на земле Ватопедского монастыря константинопольским патриархом Афанасием Пателларием, прибывшим на Афон на покой в 1652 г. Спустя 100 лет вселенский патриарх Серафим приобрел келью Афанасия и воздвиг красивый трехэтажный дом с двумя храмами - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Апостола Андрея Первозванного и прп. Антония Великого. Келья за свой красивый вид получила название Серай (красивый дворец). В дальнейшем келья опустела.В 1841 г. русские схииеромонахи Виссарион и Варсонофий приобрели Серайскую келью.В восьмидесятые годы хх века умер последний русский монах, скит был заброшен по невозможности приезда новых насельников из России. В начале нового века в скиту поселилась греческая братия.Ныне скит греческий.
Женский монастырь прп. Патапия Фивского расположен в 14 от города Лутраки на высоте 700 метров на уровнем моря с восхитительным видом на Коринфский перешеек, Коринфский канал и заливы двух морей.Построен в 1952 году.Пещерная церковь, в которой в 1904 году были найдены мощи святого.Прекрасные фрески в византийском стиле святых Патапия,Ипомония и Никона.
	Монастырь святого Николая Анапафсоса расположен на вершине скалы. Вызывает восхищение форма зданий, повторяющих очертания скального массива. Помещения монастыря из-за недостатка площади выстроены в разных уровнях, что создает ощущение лабиринта. На первом уровне расположена небольшая церквушка, посвященная святому Антонию. Ее небольшой алтарь имеет площадь всего 4 квадратных метра. На втором уровне находится собор святого Николая, украшенный знаменитыми настенными росписями. Он узкий и длинный с низким куполом, без окон, с алтарем, вынужденно развернутым к северу. На третьем уровне находится старая трапезная, маленькая церковь святого Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов. Фрески монастыря единственные в Метеоре и на Афоне, которые имеют подпись автора. Художник Феофан Стрелидзас или Батас родился около 1500 года и умер в 1559 году на Крите, в 1527 году он расписал собор святого Николая. После этого им были расписаны соборы монастырей Великой Лавры и Крестоникитинского на Афоне. Художника часто называют самым выдающимся иконописцем критской школы.
	Название Анапафсос (Успокоитель) объясняют тем, что, вероятно, это была фамилия одного из основателей монастыря Никанора. Другое объяснение связано с месторасположением монастыря и его воздействием на человека. 
Монастырь святого Стефана был основан в 14 веке Антонием Кантакузином и Филофеем Сиатинским. Он расположен в южной части метеорских скал и является наиболее доступным для посетителей по мосту длиной 8 метров. Маленькая церквушка святого Стефана построена в восточной части монастыря в 15 веке. В 1798 году была построена главная церковь монастыря, посвященная святому Харалампию, и с тех пор монастырь упоминали как монастырь святых Стефана и Харалампия. В 1960 году мужской монастырь почти опустел и в 1961 году был преобразован в женский и сейчас процветает.
 [показать]
 [показать]
 [показать]Шесть гектаров – такова площадь вершины отвесной скалы, на которой был построен монастырь Преображения Спасителя, известный также под названием «Великий Метеор». Он находится на высоте 613 метров над уровнем моря и 400 метров над центром соседнего городка Каламбака. Его называли когда-то «Платис Литос» (Широкий камень), но его основатель Афанасий, впоследствии святой Афанасий Метеорский, переименовал его в «Метеорон» (висящий в воздухе) из-за того, что он располагался на самой высокой из всех скал вокруг. Главный собор монастыря Преображения был построен в 1388 году и восстановлен и вновь расписан в 1484 году. Собор построен по подобию афонских, крестообразный в плане с двенадцатигранным куполом и абсидами по бокам. Длина (без алтаря) 32 метра, высота купола 24 метра. В северной части придела располагается захоронение основателей монастыря Афанасия и серба Иоасафа. Украшениями собора являются деревянный резной иконостас с позолотой 1791 года, украшенный фигурками животных и растений, а также деревянный резной трон митрополита, украшенный перламутровой инкрустацией. Прекрасны также фрески неизвестного художника.
Монастырь Филофей – один из старейших на Святой Горе. Его летопись повествует, что в 973 году «на месте, где теперь стоит соборный храм, существовало прежде идольское капище». Недалеко, на границе филофеевских, лаврских и иверских владений находился древнегреческий город Клеонэ. Монастырь был основан современником и ближайшим сподвижником прп. Афанасия Афонского св. Филофеем. В честь него и названа обитель.
Монастырь Ставроникита, пожалуй, самый скромный своими размерами монастырь на Святой Горе. Он посвящён Святителю Николаю и построен на скале на берегу моря.Первоначально монастырь был посвящён Пресвятой Богородице. В XIII веке обитель пришла в запустение и была преобразована в келью. Её возрождение связано с именем Константинопольского патриарха Иеремии I. В 1536 он вернул Ставрониките статус обители. В благодарность за его помощь братия изобразила патриарха на западной стене кафоликона. На фреске он изображён с небольшой копией построенного им собора Святителя Николая.
Из святынь, пребывающих в обители, отметим: часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Иоанна Предтечи, первомч. архидиак. Стефана, прав. Анны, Свт. Николая Чудотворца, св. Фоки, мучеников, в Никомидии пострадавших, свтт. Амвросия Медиоланского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, вмчч. Артемия и Пантелеимона, свв. бессрр. Космы и Дамиана, мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, мчч. Елевферия и Трифона, мц. Параскевы, прп. Феодора Стратилата и миро от Святителя Николая.
Ильинский скит считается одним из самых красивых на Афоне. Престол освящён в честь Ильи Пророка, а два предела посвящены Апостолу Андрею и Святой Александре. В кафоликоне находится кресло, подаренное обители последним российским императором Николаем II. Большое впечатление производит резной деревянный позолоченный иконостас и проскинитарии (говорят, что на их покрытие ушло две тоны золота). Мощевик с частицами пелен Господа нашего Иисуса Христа и мощами многих святых .В Ильинском скиту много святынь: Чудотворная Тихвинская икона, заплакавшая в день начала Крымской войны, образ Богородицы «Млекопитательница», частицы пелен нашего Господа и Спасителя, мощи многих Святых.
 [показать]Святой монастырь Эсфигмен (греч. Μονή Εσφιγμένου) находится на восточном побережье Афона, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках.
Афон предсталяет собой полуостров, в юго-восточной части которого пирамидой возвышается величественная Гора, именуемая Святой. Высота её достигает двух тысяч тридцати трёх метров. Из-за этой горы и весь полуостров, начиная с одиннадцатого века, стал официально именоваться Святой Горой.
Полуостров Афон, омываемый водами Эгейского моря, имеет длину пятьдесят семь километров, ширину от восьми до десяти километров, общая же его площадь – триста тридцать три квадратных километра. Святая Гора является автономной областью, входящей в состав Греческого государства, духовно же она подчиняется Константинопольскому патриарху.
Христианская история Афона начинается с того момента, как на эту землю ступила Богородица, когда Её корабль после шторма оказался у берегов Святой Горы. С тех пор место это стало уделом Матери Божией, наряду с Иверией, которая является Её первым уделом.
Женщины, как известно, не могут посещать Афон. Древнее предание гласит, что в пятом веке святогорские обители захотела посетить дочь императора Феодосия Великого принцесса Галла Плакидия, но сделать это ей воспрепятствовал голос Божией Матери, повелевший не смущать Её избранных. С тех пор Афон стал недосягаем для представительниц женского пола, монахи не держат даже самок домашних животных. Позже запрет этот был закреплён императорскими указами, а затем и конституцией Греции.
История афонского монашества начинается в седьмом веке с приходом первых иноков, которые искали здесь тишину и уединение. Первым из известных нам подвижников был преподобный Пётр Афонский.
В настоящее время на Святой Горе насчитывается двадцать монастырей (число их, согласно уставу, не может изменяться), семнадцать из которых – греческие (Великая Лавра, Ватопед (кипрский), Ивирон, Кутлумуш, св. Павла, Дионисиат, Ксенофонт, Пантократор, Симонопетр, Филофей), один русский (св. Пантелеимона), один сербский (Хиландарь), один болгарский (Зограф). К тому же на Афоне имеются четырнадцать скитов, большое количество келий, калив и пустынек. Сегодня здесь подвизается около двухтысяч трёхсот иноков. (Святогорские монахи без крайней нужды не покидают пределов Афона, разве что по болезни или по другой острой необходимости, да и то, после письменного на то разрешения.)
На Святой Горе сохраняется старый стиль, который на тринадцать дней позже нового и византийское времяисчисление, которое на четыре-шесть часов впереди греческого и меняется в зависимости от времени года. (Заход солнца соответствует полуночи по византийскому времени.) День монаха в обители условно делится на три части – по восемь часов он посвящает труду, молитве и отдыху.
Управляет делами Святой Горы Священный Кинот, состоящий из ежегодно переизбираемых представителей всех двадцати обителей. На Афоне есть даже свой гражданский глава – префект, подчиняющийся министерству иностранных дел Греции и отвечающий за взаимоотношения Святой Горы с внешним миром.