• Авторизация


Марина Захарчук. Православный женский день. Живое Слово. 13-05-2014 09:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[482x482]

Когда люди, далёкие от Церкви, общаются с православными, у них возникает масса вопросов обо всех сторонах церковной жизни. И один из наиболее частых – о роли, месте и предназначении женщины в православном понимании.

Воображению ваших собеседников жизнь женщины в православной семье видится картинкой из \"Домостроя\" (о котором, в свою очередь, они слышали в школе как о пособии для мужей по усмирению жён и детей; на самом же деле это очень интересная, мудрая и во многом поучительная даже для современных людей книга).

– Правда ли, что женщина в православии – источник зла и вообще существо второго сорта? – спросили на встрече с молодёжью одного из архиереев Русской Православной Церкви.

Ответ владыки поразил собравшихся.

– Женщина, – сказал он, – \"честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим\", если она подражает евангельским жёнам и живет по христианским законам.

Евангельские жёны… Их образы вплетаются в благовествование о земной жизни Спасителя тонким, почти незримым узором. Но без этих образов, без этих скромных женщин невозможно само Евангелие. Священ­ное Писание подчёркивает высочайшее предназначение женщины. В книге Бытия рассказывается, что сразу после грехопадения прародителей Бог дал откровение тайны спасения человека от греха и смерти: \"Семя жены сотрёт главу змия\" (Быт. З, I5). Исполнением этого пророчества откры­вается Евангелие. Жизнь женщины, её предназначение отныне озарены сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа. И не случайно именно женщины – самые благодарные, самые внимательные слушатели евангель­ской проповеди Спасителя.

В третье воскресенье по Пасхе Церковь чтит память жён-мироно­сиц. Евангельское повествование о том, как рано утром, в первый день недели, женщины, поверившие в Иисуса Христа и принявшие Его учение, первыми пришли к пещере, в которой было положено снятое с креста тело Спасителя, и услышали от ангела радостную весть, – знает каждый христианин. \"Что вы ищете живого с мёртвыми? Его нет здесь. Он вос­крес!\" – восклицает ангел, и женщины спешат обратно, чтобы сообщить апостолам великую радость. По дороге они встречают воскресшего Гос­пода, Который поручает им сообщить ученикам, что скоро Он снова при­дёт к ним. Православный календарь называет в этот день имена женщин, сопутствовавших Христу во время Его земной жизни: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, сёстры Марфа и Мария, Сусанна… Они были первыми женщинами-благовестницами евангельского учения. Позже к ним присоединились святые равноапостольные просветительницы своих народов Елена, Фекла, Нина, Людмила, Ольга. За двадцать столетий Церковь Христова украсилась множеством святых подвижниц, безраздельно посвятивших себя служению Богу и людям. Мученицы Екатерина, Татиана, Параскева, Варвара, Марина, Анастасия; преподобномученицы Евдокия, Евгения, великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара; преподобные Пелагея, Феврония, Евфросиния, Мария Египетская; блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская... И еще очень много про­славленных и тайных подвижниц благочестия.

Неделя жён-мироносиц считается в нашей Церкви православным женским днём. Именно этот день, а отнюдь не 8 марта, был любим и почи­таем русскими женщинами в дореволюционной России. А 8 марта стали отмечать как государственный праздник лишь после Октября. Установлен­ный по инициативе революционерки Клары Цеткин, он на самом деле ни­когда не был международным и отмечался почти исключительно в СССР. Это классический пример того, как народ, утративший свои святыни, поклонился ложным богам. День 8 марта правильнее было бы назвать днём женщины-революционерки. А любая революция чужда христианству; та же, которая произошла в нашей стране, стала для Церкви и народа русской Голгофой. Эмансипация, ворвавшаяся вместе с прочими револю­ционными преобразованиями в нашу жизнь, стала не торжеством справедливости, как мечталось, а трагедией женщины. Она получила вроде бы равные с мужчиной права, но не освободилась при этом от своих обя­занностей – рожать и воспитывать детей, заботиться о порядке и уюте в доме, словом, быть хранительницей семейного очага, который сохра­нять ровным и тёплым ей становится всё труднее: ведь теперь она тянет воз прежде сугубо мужских обязанностей, в который добровольно впряглась (а мужчины охотно подвинулись, а то и вовсе уступили женщине своё место). Как горько констатировал поэт – в наше время \"мужчины стали чем-то вроде баб, а женщины – почти что мужиками\". И как всег­да, там, где нарушается гармония установленного Богом порядка, возникает хаос и разрушение. Хронически уставшие женщины задавлены своей отвоёванной в революциях эмансипированностью, у них нет сил и време­ни для самого главного – своей семьи. А ведь женщина была создана Богом помощницей мужу, и главным её предназначением названо рождение и воспитание детей, которыми она, по слову Апостола, спасается. Это не значит, что женщина должна замкнуться в четырёх стенах и ограни­читься лишь домашним хозяйством. Но всё остальное, чем занимается женщина, не должно быть в ущерб её главному, установленному Богом предназначению. В незаслуженно забытом и превращённом в пугало для наших современников \"Домострое\" есть глава, называющаяся \"Похвала мужьям\". Думаете, она о мужчине? Нет, это гимн женщине-жене, и мне хочется привести его здесь целиком.

\"Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня мно­гоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь.

Собрав шерсть и лён, всё, что нужно, исполнит руками своими, будет, словно корабль торговый: отовсюду вбирает в себя все богат­ства. И встанет средь ночи, и даст пищу дому и дело служанкам. От плодов своих рук приумножит богатство. Препоясав туго чресла свои, руки свои утвердит на дело. И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник её всю ночь: руки свои простирает на труд, ут­верждает персты на веретене. Милость свою обращает на убогого, и плоды трудов подаёт нищим – не беспокоится о доме своём её муж; са­мые разные одежды нарядные приготовит и мужу своему, и себе, и детям, и домочадцам своим. И потому, когда муж её будет в собрании вельмож или воссядет со знакомыми, которые всегда почитают его, он, мудро беседуя, знает, как поступать хорошо, ибо никто без труда не увен­чан. Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится – добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена – благая награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благослов­лена Богом, а во-вторых, хвалят её и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая – венец своему мужу, если обрёл муж такую жену хорошую – только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире. За жену хорошую мужу честь и хвала. Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочес­тивая царица Феодора\".

У нас, женщин-христианок, есть право, за которое тоже приходит­ся бороться – прежде всего, с собственными страстями и пороками. Это наше право на Царство Небесное, в котором не будет различия мужского и женского пола. Но это право нужно заслужить жизнью. И у нас есть свой православный женский день – неделя святых жён-мироносиц. В этот день мы пойдём в храм и, вспомнив своих небесных покровительниц – святых мучениц, преподобных и праведных жён, порадуемся о них, во­шедших в Небесное Царство, и попросим их помочь нам хоть чуточку походить на них.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Марина Захарчук. Православный женский день. Живое Слово. | Akylovskaya - Журнал "Сретенье" | Лента друзей Akylovskaya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»