[438x600]
ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!
Всех вас, дорогие мои, сердечно поздравляем с сегодняшним необыкновенным, удивительным праздником! Этому празднику нельзя и даже грешно не удивляться. Мы знаем, что к этому времени, если не считать ветхозаветных Илью, Еноха и Моисея, как первого представителя от умерших, на Небушке пока ещё нет ни одного человека. А что делается на земле? На земле сенсация, о которой мы сегодня поем: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: «Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение».
Как же, милые, нам сегодня не радоваться, когда именно о нас, о нашем спасении благоволит Господь и предпосылает в Пречистой Отроковице Свое предображение, что является для человеков «спасения проповедание», в Которой Христос Спаситель всем предвозвещается. Через Неё, Пречистую, придёт всем спасение. Кто об этом мог знать хоть на земле, хоть на небе? Никто, кроме Самого Господа - во Святой Троице, в Предвечном Совете. Силы Небесные ничего не знали. Знал только Один Бог.
Но вот мы слышим, что празднику этому радуются и Ангельские Силы: «Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая святых».
Чему радуются, чему удивляются? Они и представить не могли цели и смысла вхождения Отроковицы. Но видели, что на Ней почивает Божия благодать и удивлялись, что введена Она была самим первосвященником даже во Святая святых, куда он сам входил только раз в год.
И мы с вами, зная теперь всю предысторию нашего спасения, радуемся и удивляемся тому, что только Она получила от Бога такую великую и безподобную благодать - быть Матерью Самого Бога. Почему Она и ублажается теперь и земной, и небесной Церковью как «Славнейшая без сравнения Серафим и Честнейшая Херувим». Такая Благодать Ей дарована от Бога за Ея великие духовные подвиги.
Спросите, мол, какие духовные подвиги могут быть у трёхлетнего ребёнка? Самым первым Ея подвигом, было Введение Ея во храм, что ныне Церковью и празднуется.
Да, это родители дали обет Богу посвятить Ему своё Чадо. Но всегда пребывать в Его храме, в благодати Божией, это решение, это согласие было только лично Богородицы. Сколько-то Она знала по научению родителей, а больше по Своему совершенству и по благодати Божией, что должна быть всегда с Богом. И трёхлетний ребёнок принял в себя преподаваемое родителями, вырастил в себе желаемое и всем своим детским существом ожидал исполнения. Наконец, пришло нужное время. Она Сама торжественно идёт до храма три километра пешком, с лёгкостью поднимается, проходит пятнадцать трудных ступеней храмового крыльца; с первосвященником, незнакомым для Неё человеком, уходит в глубину храма во Святая Святых и остается там навсегда. Это подвиг лично Матери Божией.
В Писании мы встречаем такие примеры.
Некогда ко Христу подошёл один юноша и спросил Его: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус ответил: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»… Юноша говорит Ему: «Всё это сохранил я от юности моей; чего ещё не достаёт мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё, и раздай нищим;…и приходи, и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отправился с печалью; потому что у него было большое имение (Мф.19.16-17, 20-22)».
На этот путь совершенства встали ученики Христа. Ради Него они отреклись от мира и всецело отдались Господу, чтобы Одному Ему принадлежать и ради Него только жить на земле. Но, дорогие мои, они это сделали в зрелом возрасте. А Она отреклась от мира и всех его радостей, будучи трёхлетним ребёнком.
Этот подвиг Ея был ничем иным, как иночеством, явлением изумительным не только для людей, но и для ангелов, и которого в Ветхом Завете среди женского пола совсем не существовало. Вот почему в ответ на размышления известного в России великого подвижника Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения: кто была первой инокиней, ему явилась Пречистая Божия Матерь и сказала: «Я была первой монахиней».
Как свидетельствует слово Божие и церковное предание, Пречистой Деве Марии был присущ и другой великий подвиг – подвиг христианского несения скорбей. Как много их было в Ея жизни, и как рано они у Неё начались!
Еще не родился Господь, а сердце Пречистой Девы Марии было поражено страшной скорбью. Когда Она зачала нашего Спасителя от Святаго Духа, праведный Иосиф стал помышлять, что Дева Мария непраздна от соединения с кем-либо из людей - «бракоокрадована» - и, жалея, хотел тайно отпустить Деву Марию из своего дома.
Представить только, как трудно было Самой Пречистой Деве Марии оспаривать Свою невинность и Свою ангельскую чистоту. И Она, несомненно, тяжко страдала от этого подозрения Своего Обручника. Тут потребовалось особое Божественное вмешательство, чтобы освободить Пречистую Деву от этого весьма тяжкого и скорбного обвинения. Ангел Божий явился во сне Иосифу и сказал ему: «Иосифе, сыне Давидов, не убойся приятии Мариам жены твоея; рождшее бо ся в ней от Духа есть Свята. Родит же Сына, и наречеши имя Ему Иисус; Той бо спасет люди Своя от грех их».
Как только родился Господь, у Пречистой Девы Марии появилась новая тяжелая скорбь: царь Ирод послал в Вифлеем убийц, чтобы погубить родившегося Христа. Деве Марии с Божественным Младенцем и праведным Иосифом пришлось бежать в Египет. Как свидетельствует церковное предание, во время этого бегства на святую семью напали разбойники, и она чуть было не погибла.
Скорбна была жизнь Пречистой Девы Марии и при воспитании Христа, ибо Ей приходилось все делать Самой по домашнему хозяйству, даже зарабатывать насущный хлеб для пропитания и Своего Божественного Младенца, и для Себя. Церковное предание говорит, что Она весьма искусно ткала золотом по шерстяной материи и шила церковные одежды. И мы знаем, что при распятии Христа воины не разодрали Его верхней одежды, так необыкновенно художественно она была выткана Пречистыми руками Его Матери.
Но особенно тяжёлые скорби начались для Неё, когда Господь вступил на общественное служение, когда книжники и фарисеи не раз пытались в своей ужасной злобе убить Его. Эти скорби Божией Матери дошли до самых крайних пределов на Голгофе у подножия Креста Господня, когда исполнилось над Ней во всей силе пророчество праведного Симеона о прохождении оружия через Ея сердце. Удивительно, но и после Своей кончины, принявшая блаженство и безподобную славу на небесах, Пречистая Божия Матерь не может освободиться от скорби: Она скорбит о нас, о наших грехах, почему святой Андрей, Христа ради юродивый, видел Пречистую Богородицу в Константинопольском Влахернском храме, как Она обливаясь слезами, осеняла молящихся Своим омофором.
Но больше всех подвигов, давших Пречистой Деве Марии благодать быть Матерью Самого Бога, был подвиг Ея изумительного смирения. Она Сама сказала об этом при свидании с праведной Елисаветой: «Яко призре на смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя вси роди». В силу этого смирения, как свидетельствует церковное предание, Матерь Божия просила апостолов не восхвалять Ея и как можно меньше говорить о Ней. Поэтому так мало сообщается о Божией Матери в Евангелии.
Всесильными молитвами Девы Марии да сподобит нас всех Господь в полной мере, после нашей смерти, достигнуть будущей вечной и блаженной жизни. Аминь.