• Авторизация


А.Ф.Пантелеева о поэзии Н.Карташевой. 13-09-2013 08:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[429x568]
От иных стихотворений Нины Карташевой теряешься: как о них писать?
А как наловить полное лукошко солнечных зайчиков? Или впрок заготовить пучки солнечных лучей?
У кого помощи – то искать, если ты неискусен?
Конечно, у Того, у Кого ищёт помощи сама поэтесса, что умеет принимать дары от Самого Господа.
Пишет: «Бог дал мне характер лёгкий» Однако надо ещё уметь даром воспользоваться: нужно вести себя соответственно: «И нет ни к кому упрёков, //Вся память моя светла,// Хотя жизнь была нелёгкой, // да я легко прожила». Такой вот секрет.
У Нины Карташевой их много.
Вот поэтесса нам сообщает: «Росла, как все, в крапиве, под забором». И заброшенность, и бедность, и беды, много всего, от чего можно просто сгинуть, но Нина Карташева знает, ЧТО спасительно, к чему свои стопы направить и взоры устремить, на что решиться: «… тянуться к Свету». Всегда выбирать Свет. И вот: «Цветёт в бурьяне нежное растенье, // Самой себе на удивленье».
А что же стоит за очень красиво выраженным «кредо» поэтессы Нины Карташевой? Вот оно: «Моя поэзия – судьба, а не профессия, // моя религия – Христос – не чужебесие, //
Моё Отечество – Святая Русь Державная. Всё остальное для меня не главное».
Да это же, дорогие мои, настоящий «рецепт» истинного счастья! Постигай жизнь во Христе и не затащит тебя куда ни попадя, не застрянешь в духовном невежестве, оградит тебя Свет Христов: молитва, красота духовной жизни и культуры: ведь всё настоящее искусство духовно. Недаром же А. С. Пушкин сказал, что культуру подлинную нам сохранили монастыри. Хоть немного думающий человек может понять, что есть храмовое зодчество, архитектура; есть храмовая живопись, церковное пение, богатейшее прикладное искусство.
А если вникнуть в понятие «Русь Святая», с кем повстречаемся? Со святыми и преподобными и путь откроется: с преподобным – преподобным будеши, с нечестивым развратишися». Наверное, только ленивому уму это надо непременно «перевести». Впрочем, можно и перевести: народная мудрость гласит: «с кем поведёшься, от того и наберёшься».
Человек идёт креститься – Ангела-Хранителя обретает, молитву к нему. Решает человек в церкви твёрдо стать, веру глубже познать – вскоре духовного отца обретёт, общину, семью духовную, где все братья и сёстры, ибо у них есть общий Отец Небесный. Числа нет спасительным обретениям воцерковляющегося человека: «раскроются духовный взор, духовный слух, духовный глас дойдёт до оживившейся души», откроется духовный смысл и значение культуры, ибо «культуры нет, коли культуры не в народе», - делится с нами поэтесса. Если раскрыть, то есть рассмотреть, что главное для Нины Карташевой, то увидим – она не только определяет путь всяческого духовного возрастания человека, но воистину она даёт секрет счастья: ведь вне Бога счастья просто не бывает.
Поставим вместо слова «поэзия» любое избранное человеком дело и подумаем, что нужно для того, чтобы оно стало судьбой? Знание дела, мастерство, чтобы оно приносило радость, чтоб пироги не пекли сапожники и наоборот. То есть, бывает, по наблюдению Нины Карташевой, что «законы стряпчие готовят, законы Божии поправ». И это грозит бедой, плодятся кругом «и трусость, и обман»
И кто, как не Господь укажет нам, что делать в таких обстоятельствах: «Смиряться надо перед Богом, но не смиряться перед злом», утверждает поэтесса, чтущая заповеди Божии. Со Христом человек не станет ни рабом денег, ни обстоятельств, ибо Господь всегда готов нам помочь, если мы ведём себя как Его чада: «Не были русские люди рабами, кроме Христа, никому, и не будем».
Невероятно интересно читать строки поэтессы, когда она пишет о семейной жизни, о церковных обычаях. Столько в этих строках доброго юмора, игры! Вот речь об удачно сложившейся семье, где «всё пережито – радости, невзгоды, \\\\ всё так же чист венчальный мой покров», но «пусть есть и недостатки, не перечу. \\\\ Я тоже не безгрешный идеал\\\\ Прекрасный муж? Конечно, нет! – Отвечу: \\\\ какой уж есть, какого Бог мне дал»…
Случается, что воцерковлённый человек попадает в несколько нелепое положение, если не учтёт характер другого человека. Да и не в характере дело. Допустим, хороший знакомый, но… « Ведь я христосуюсь с тобой, а ты целуешься! \\\\ Какой нахал! Пожалуйста, не смей. Ах, ты обрядами не интересуешься? \\\\Какой и вправду хитрый лицедей!»
И что делать с таким человеком? Не драться же с ним, когда «окончен пост. Идёт Седмица Светлая, \\\\ и радовать друг друга Бог велит. \\\\ Я не сержусь»… Используя ситуацию: «Вот нам с тобой призыв, верней, призвание - \\\\ войти туда, где бьют колокола» - переиграли, перевернули его нахальство.
Человек всегда стоит перед выбором, верующий – не исключение. Вот поэтесса о предпочтениях: «Нет, я люблю не битву, а уют \\\\ детей, наряды, музыку, природу».
А если за уют потребуется плата, которую душа верующая принять не может и не должна? Ибо Божья!
«Но за уют я не пойду в полон. \\\\ Напрасно ворон надо мною кружит. \\\\ Как испокон, я встала у икон, \\\\ сняла кольцо, чтоб ты купил оружье».
Нина Карташева очень глубоко понимает несчастье бездуховности, опасность её, понимает причины её, - десятилетия безбожия: Выросли без материнской заботы. \\\\ Слепы и глухи, и наги духовно» \\\\ и нет иного выхода, как уразуметь, обрести самим путь свой: «Братья и сёстры, время молиться, \\\\ чтоб исцелиться и освободиться». Необходимо понять «…о чём мы рыдаем и плачем? \\\\ Утомлённые солнцем, унесённые ветром \\\\ побеждённые веком! \\\\ Слишком мало мы верим, поэтому мало и значим».
Кто-то уже возмутился: как это мы мало значим? Много надо разума. Молитв, Божией помощи, чтобы правде в глаза заглянуть, понять, что мы на краю полыхающей бездны « мы отвергли любовь \\\\ и Господь нас, отвергших, не знает. \\\\ Мы давно безнадёжны и столь же равно безполезны. \\\\ Пустота в наших душах заблудших зияет. \\\\ Не умеем любить, ненавидеть - и то разучились. \\\\ Измельчали для подвига. \\\\ Духа дары растеряли. // Как мы смеем надеяться, злые, на Божию милость? // Мы не Русью Святой, мы даже Россией не стали». Иногда поэтесса сомневается, что народ способен очнуться: «Устала душа народная, \\\\ приученная терпеть. \\\\ Лжёт снова власть подколодная…\\\\
Сама поэтесса, как всякий православный молится «о властех и воинстве», как положено, но ведь нельзя же закрыть глаза на то, что «повсюду нажива и срам». И нередко кажется, что «Только Силы небесные \\\\ остались на помощь нам».
Господи! Вразуми наши власти, чтобы они увидели готовность народа поддержать
Все шаги, Богу и народу не противные!
Как, например, понимать рейтинги российских миллионеров и миллиардеров? Кто их составляет? Неужели они сами не могут вмешаться, чтобы их не позорили СМИ как выживших из ума и сжегших совесть без остатка – хвалящихся перед нищим народом.
Это уже чисто автора статьи «отступление лирическое», Нина Васильевна здесь ни при чём. Хотя и ей, как скажем, людям с двойным гражданством иногда казалось, что с неё хватит: «Я поцелую землю на прощанье. \\\\ Взойду по трапу. Жутко оглянусь \\\\ на это оскуденье, обнищанье, \\\\ на этот Свет, моя Святая Русь».
Не улетит она. Сойдёт обратно – ибо видит Свет. Предпочтёт иное: «Пусть будет мне, как всем здесь, тяжело, \\\\ пусть будет мне страдать с тобой отрадно \\\\ в беде, трудах. Постах». Да не станет никто из людей верующих таиться, поделятся своей радостью и об Источнике её да не умолчат. Страшно этой радости не знать, благодати. Света Святой Руси не видеть! И выхода-то нет иного у человека, как веру обрести, но \\\\ по выгоде в нас не бывает веры. \\\\ И Храм Христа на лжи не основать. \\\\ - Но жизнь одна, - вздыхают лицемеры. \\\\ И смерть одна. Её не миновать. \\\\ Материальный мир красив, но груб, \\\\ хоть жизнь сама хрупка необычайно. \\\\ Что тело без души? Холодный труп. \\\\ А что душа без тела? Божья тайна».
Есть ли какой-то выход у новых русских, «новых православных», которые верят, что «за деньги всё, и чувства, и искусство, \\\\ рабочих труд, как в рабстве – задарма.\\\\
Лучше всего, разумнее всего, спасительнее, по мнению Нины Карташевой, сделать вот что: « Поверьте русским православным старым: \\\\ не скроешься от Божеских очей, \\\\ продали то, что получили даром. \\\\ Но Бог изгнал из храма торгашей».
Душа поэтессы открыта для всех, кто нуждается в её поддержке, она гражданка Святой Руси и Небесной – в будущем веке. Чувствуют люди мира, что надеяться по-настоящему можно только на Россию, именно по этой причине. Как сильно выразила Нина Карташева сочувствие Сербии в 1999г., когда вот что творилось: «Орда потешается дикая, как ей от хозяев приказано. \\\\ Россия, родная, великая, сама по рукам крепко связана, \\\\смерть падает с неба белёсого на православное Косово. \\\\ Молюсь преподобному Сергию: \\\\ Пошли своих отроков в Сербию!» Так что православные могут и на расстоянии помочь силой Божией, молитвой к Нему, к святым Его.
Поэтический мир Нины Карташевой светел, не боится мрака, хотя всё видит, обо всём судит. Её радует то, что не может не обрадовать нормального человека: «И русские красавицы встречаются, \\\\ и есть красавцы, как бывало ранее, \\\\ и верится, что красота умножится \\\\ и убелится чистотою праведной, \\\\ и верится: Святая Русь продолжится».
А стихи о природе надо читать своими глазами: они у поэтессы получаются такими чудными, как акафист «Слава Богу за всё»! Приведу только несколько строк: «Я в невесомом снежном серебре дышать от восхищенья перестану»…
Такой же силой обладает музыка. От церковного хора и колоколов может случиться даже, что «заговорят по-славянски иконы».
Укрепимся, православные! У нас такая сила! Поэтесса Нина Карташева утверждает: «…убитая Русь встанет в Боге Святая.\\\\ Так и Великая. Так и Державная. Знаю! \\\\ И потому никогда не солгу перед нею, \\\\ даже упав, я подняться сумею».
Истинно верующий человек – счастливый человек! Ещё бы – Царские дети и Матерь Богородица, перед Богом ходатайствующая! Так мудры родители, что приучают детей молиться. Поэтесса и сама их учит: чтобы с утра «о всех, кого любим на свете, Господу помолились,\\\\ Боже, спаси Россию! \\\\ Боже, спаси Россию - \\\\ молитвами мира нетленного \\\\ царевича Алексия, отрока убиенного! \\\\ Боже, великий и сильный! В путях Твоих правда ходит: \\\\ Пусть власти стоят за Россию \\\\ и думают о народе. \\\\ Пусть русские любят друг друга, в беде не бросают брата, \\\\ пошли нам Святого Духа, да будет Россия свята!».
Откуда взялась у нас такая поэтесса?
Родилась она в древнем городке Верхотурье Свердловской области. По отцу – потомственная княжна из рода княжеского Оболенских. По матери - потомственная крестьянка.
В этот городок была сослана бабушка Нины – Нина Ипполитовна Оболенская-Кейкунатова. Туда же была сослана семья зажиточных крестьян Егоровых из островского уезда Псковской области. Там и встретились вернувшийся с войны к матери - с двумя орденами Славы и пулей в лёгком – рядовой Красной Армии князь Василий Оболенский и красивая русская девушка Галя Егорова. От их брака и родилась «барышня-крестьянка», как шутят друзья Нины, в честь бабушки так наречённой. Мать Нины рано умерла и воспитывала её бабушка; отыскала ссыльного профессора Вячеслава Фёдоровича Шахова, который давал девочке уроки музыки на фортепьяно. Потом бабушка отвезла Нину поступать в Ленинград в музыкально-педагогическое училище, которое она и закончила успешно. Воспитывала её бабушка, монахиня в миру, строго до самого замужества, до коего, по милости Божией, дожила. Стихи Нина писала с детства.
Есть нечто символическое в появлении Нины Васильевны в Красноярске. Группу - двух великолепных музыкантов братьев Клепаловых и прекрасную певицу Татьяну Петрову с поэтессой Ниной Карташевой привёз из Москвы не кто-нибудь, а претендент на пост президента России Пётр Романов. Встреча в краевой научной библиотеке незабываема. Поэзия Нины Васильевны меня так поразила, так покорила, что я никогда не переставала о ней молиться.
Есть ещё нечто вроде мистики: кто читал затесь – небольшой рассказ В.П.Астафьева «Блажь», тот поймёт, о чём тут речь. Писатель рассказывает о том, что у него, как у всех, много читающих мальчишек, в детстве, а потом в юности, был свой идеал.
Своя «принцесса» была и у него. Когда он увидел фильм о французском сопротивлении фашистам, то понял, что это ОНА, княгиня Оболенская. Всю жизнь он носил её образ в душе. Родители её были вынуждены эмигрировать во Францию, она была ещё маленькой. Выросла там, но русский язык знала. Любила Россию, что видно из её поступка. Была она организатором Сопротивления, но, если бы в фашистской тюрьме под Берлином она на тюремной бумажке написала бы, что не имеет никакого отношения к России, осталась бы жива. Не захотела отречься. И ей, на 33-ем году жизни, отсекли голову. Не буду пересказывать текст - желающие прочтут - скажу только, что уже в возрасте, с больными ногами, Виктор Петрович побывал на могиле Ивана Алексеевича Бунина, на кладбище Сент-Женевьев де Буа: знал он, что на этом кладбище похоронены и участники Сопротивления. Но привёзший его туда Кирилл Привалов, корреспондент Литературной газеты, точно не знал, где похоронены. А кладбище, если кто в кино видел, и со здоровыми ногами не обойти.
Набродившись до упаду, Виктор Петрович присел на скамейку и… «упёрся взглядом в ту, что была против меня: с фотографии, чуть большей нашей паспортной, смотрела на меня открыто и прямо красавица, причёсанная по-русски – гладко, на пробор. Глаза её были доверительно распахнуты, глаза как бы вопрошали: «Ну, узнаёшь?»
Я, конечно, сразу узнал её, и сердце во мне, как и полагается в такую тожественную минуту, дрогнуло, куда-то покатилось так быстро, что меня маленько и шатнуло даже со скамейки». Это была Вера Аполлоновна Оболенская, урождённая Макарова. На мраморной плитке и на карточке княгини легла сыпь от пыли, или от сыпких капелек дождя. Я ладонью отирал от пыли пластинку, как бы издолбленную птичьими клювами, неосознанно надеясь, что она через руку мою в глубокой земле почувствует тепло своей российской земли, такой далёкой, такой недосягаемой и единственной».
Посвящённый во всю эту историю, Кирилл надолго замолчал, но «нет-нет и взглядывал на меня со скрытой значительностью, ровно прикидывал: могла ли почувствовать русская княгиня, знатный человек, героиня Сопротивления, такого вот сибирского лаптя с побитыми в походах порченными застарелой болезнью ногами, далее окопного солдата, так и не выбившегося ни в какие чины? Да ещё на таком безпредельном земном расстоянии и пространстве чувствовать. Но вопрос этот задал Сам Господь, Сам же на него и ответил».
Думаю, что это будет интересно Нине Васильевне Оболенской-Карташевой, которая признавалась: «В.П.Астафьева я люблю за русскую душу и правду. Нынче уже так не пишут, и так природу и человека не чувствуют», велела передавать поклон Красноярску, «земле великого Сурикова и Астафьева».
А.Ф.Пантелеева, 11 сентября 2013г.
[192x262]
[500x382]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник А.Ф.Пантелеева о поэзии Н.Карташевой. | Akylovskaya - Журнал "Сретенье" | Лента друзей Akylovskaya / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»