[426x700]
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод.
Сказать вам откровенно
Из годовых времён я рад лишь ей одной
В ней много доброго...
А.С. Пушкин
И беззаветно жить бы мне отныне,
Самозабвенно воздухом дыша,
Чтоб сердце стало крепче этой сини
И чище этой осени душа.
Мария Петровых
Когда с осеннею прохладой
Приходит вечер – ранний гость,
Грустить не хочется, а надо –
Раз осень! – так уж повелось…
Анатолий Третьяков.
Об осени писали, пожалуй, все истинные поэты. Но ни у кого, ручаюсь, нет о ней такого количества стихотворений, как у Виктора Теплицкого. Не знаю - все ли нашла, но тридцать три насчитала. Тридцать три! Это само по себе зацепило, захотелось побыть в его осени. Что такое там увиделось? Для него это - пора благословенная, когда «ангелы уносят молитвы чистой лепестки», и «величественно даль святая зовёт к себе»; рождаются мысли о вечности: «Время тает от дуновения ветров».
Сия пора года, однако, переменчива и мгновенно может навеять чувство тревоги за жизнь любимой, хотя оно и смягчается надеждой: « ... не рассечь, что Небо связало».
Осень у В. Теплицкого - воистину личность, и отношения у них личностные... Она может даже в дом поэта прокрасться, книги уронить, постель листьями забросать и даже гулять меж страниц.
«Она добавляет целебной заварки в пыльную чашку усталого лета».
Поэт и вообще-то остро чувствует красоту природы сибирской и в частности - Саян, пленником которых «ощутил себя, пленником чудес простора, таких, что» «... Не воспеть ни рыбьим языком, ни птичьим», а если рискнуть поведать человечьим, то захлебнёшься междометиями, ибо « Енисей связал гортань».
Осень уж совершенно покорила В. Теплицкого.
Он даже пробует взглянуть на неё критически, пытаясь разгадать секрет её власти над ним: вот листва «хоть необычна и красива, но мертва». И нет тепла. « И парк стоит такой усталый; И хотя можно собрать удивительный гербарий, «но только грусть»... не отступает она, как ни отстраняйся, как ни отделывайся от неё - « зовёт куда-то, манит-манит». Может быть, способствует этому тонкий слух поэта: «В падении листьев слышится вечность, В качании веток - потустороннее», и яснее осознаются собственные « рассечённость, скоротечность, обречённость и слепая беспечность».
Человеку, однако, свойственно искать утешения, и «... ветер уносит всё постороннее».
Осень у В. Теплицкого «вне времени», и расставание с ней только внешнее, она всегда у него в глубине души, которая остро ощущает неудержимый бег вечности, и так хочется всё же попытаться её - вечность - запечатлеть:
« Б Ы Т Ь предназначено сферам искусства, в которых душе так светло и так грустно». Вот, даже ветер может тронуть клавиши осени и заставить чудно звучать.
Удивителен язык стихов об осени: выразительный, разнообразный, иногда совмещающий, кажется, несовместимое: предельная чёткость, даже афористичность не рушат атмосферу тайны и глубины.
Поэту « осень - в утешенье»,
Он «ждал её, скучая», « Душа трепещет в умиленье и ловит « Неуловимый отзвук Рая». При такой любви к осени можно принять и грусть её, и грязь, и сырость, и полночь холодную.
Ясно уже, что именно осень, даже дождевая, приносит поэту вдохновение. Недаром же «Снова дождь мне пишет письмо», видно пытаясь смягчить неизбежную разлуку с осенью, которая, по мнению поэта, дана для смирения», и надежда встретиться остаётся: « Буду ждать, как ждут корабля, уходящего в город чужой».
Как же иначе, если обещано, и поэт уверен: «Я знаю, что снова обет не нарушу - Я снова открою ночью тетрадку и времени дам привычную взятку, И напишу снова песню про осень». И пишет, так и не расстелив на ночь кровати:
« Подкинет осень дождевая В пустое сердце дров сухих, и снова, душу раздирая, новорождённый лезет стих».
Именно осенью.
Чаще всего думается о мимолётности жизни, о чём-то вневременном. И где-то в душе поэта, что он не только «Готов бродить с утра до ночи, Считать опавшие листы», но и любимую хочет видеть рядом с собой во время осени странствий: «И взявшись за руки, как дети, вернуться затемно домой, неся заветный наш букетик, который ни за что на свете не растеряем мы с тобой».
Особым признанием в любви воспринимается обращение к любимой: «Ты - моя осень».
Именно осенью поэту открывается и путь к себе подлинному: «Я слышал ясно - где - то Бог во мне. Он так сказал и значит - верно. Рассвет настанет непременно в неизмеримой глубине».
Неблагодарное это дело - « разымать на части» поэзию, тем более, что стихи В. Теплицкого об осени воспринимаются как единое целое - воистину осенняя соната.
[580x437]
[650x488]