Коллекция скульптур Летнего сада в Санкт-Петербурге была создана по инициативе Петра I. Император стремился превзойти Версальское собрание скульптуры короля Франции и рассматривал произведения изящных искусств как средство образования подданных и продвижения новых идей.
Это коллекция из 92 мраморных скульптур: 5 скульптурных групп, 38 статуй, 48 бюстов и 1 гермы. В число скульптурных произведений Летнего сада также входят 29 терракотовых рельефов, которые украшают фасад Летнего дворца Петра I.
По тематике скульптуры Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Среди них имеются отдельные небольшие серии, связанные единством содержания.





Аполлон — сын Зевса, входит в число 12 главных богов Олимпа. Древние греки считали его богом Солнца и искусств, в основном, музыкальных.




















В 1707–1716 годах по распоряжению Петра I в качестве военных трофеев Северной войны из окрестностей Львова и Варшавы, а затем из Италии привозили мраморные скульптуры: бюсты и статуи, изображающие античных богов и богинь, героев древности, а также аллегорические фигуры.
С 1716 года приобретением скульптур в Италии для Санкт-Петербурга занимались С. Л. Рагузинский и Ю. И. Кологривов. Помимо знаменитой «Венеры Таврической» Рагузинский вывез из Италии более двадцати скульптур, некоторые из них заказал П. Баратта и его помощникам.
Последним заказом Рагузинского для Летнего сада (1723) стала серия скульптур во славу победы России в Северной войне, которые были доставлены в Петербург в 1726 году. Впоследствии две скульптуры из этой серии — «Воинская доблесть» и «Слава» — по приказу Елизаветы Петровны были отправлены в Царское Село.





В 1732 году собрание Летнего сада пополнилось статуями из сада при дворце А. Д. Меншикова на Васильевском острове.
После смерти Петра интерес к садовой скульптуре в России угас, и возродился только с воцарением его дочери, Елизаветы Петровны.
С 2012 года в Летнем саду находятся копии скульптур, выполненные из искусственного мрамора. В общей сложности были изготовлены 90 копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и подставки под бюсты.




«Аллегория красоты» — скульптура, установленная в Летнем саду в Санкт-Петербурге.
Создана итальянским мастером Дж. Зорзони около 1719 года.
Изображает фигуру молодой женщины, шея которой украшена бусами, а в ногах сидит чудовище.
Подпорка для женской фигуры выполнена в виде дракона, который охраняет красоту и чистоту.
Символы чистоты — жемчуг на шее девушки и лилии в её волосах.
На постаменте статуи есть надпись «la bellezza», что в переводе с итальянского означает «красота».

Венера Таврическая
Античная мраморная статуя, изображающая богиню красоты и любви Венеры перед или после купания. Относится к типу «Венеры Стыдливой», или Целомудренной и восходит к прославленному древнегреческому оригиналу Афродиты Книдской, произведению скульптора Праксителя. Датировки статуи спорны. Одни исследователи считают её оригинальным римским произведением III в. до н. э., другие - повторением греческого бронзового оригинала скульптором неоаттической школы середины II в. до н. э. или даже II в. н. э. Основанием для столь «широкой датировки» являются маньеристичные пропорции, свидетельствующие о вторичности произведения: маленькая голова, слишком короткий торс, геометризация форм груди и чувственная полнота бёдер.


Скульптура «Сатурн» (SATURNO), выполненная в начале XVIII века из мрамора по заказу архитектора Г.-И. Маттарнови для парапета Грота в Летнем саду.
Автор: Ф. Кабианка (Италия).
Сюжет: Сатурн изображён пожирающим своего ребёнка. Такая композиция связана с мифологией этого божества: боясь предсказания Геи, по которому один из его детей должен свергнуть его, он поедал их после рождения.

Минерва — италийская богиня мудрости, ремёсел и справедливой войны, в древнегреческой мифологии ей соответствует Афина Паллада.
Минерва представлена в виде молодой женщины в шлеме с пышным оперением.
В руках она держит зачехлённое копьё — знак миролюбия, однако к её платью прикреплена небольшая маска зловещей Горгоны, что говорит о готовности дать отпор.
В ногах у богини сидит сова — символ мудрости.
Дата создания: начало XVIII века, неизвестный скульптор, мрамор.



























На этом всё.