Этот пост пишу в качестве ответа на вопросы одной из моих друзей Мудрая_Rina (не могу вставить ссылку на пользователя, сервис хандрит)
1) Кому вы читаете/даете прочесть неоконченное?
2) Если в процессе сюжет разонравился, вы его дописываете?
Постараюсь перейти от частного к общему и ответить так, чтобы это было не только про меня, но и про моих начинающих коллег.
Итак, кому стоит давать читать произведения в процессе написания? То есть речь идет о так называемых бета-ридерах, как я понимаю. Давайте попробуем составить портрет вашего бета-читателя.
Совершенно неважно, какого он возраста, пола, национальности, является ли вашим родственником или просто приятелем, но он должен обладать рядом важнейших качеств.
1) Не иметь привычки рубить с плеча и не придерживаться полярных взглядов на мир (либо ужасно, либо прекрасно). В процессе написания ваше произведение может быть еще сыроватым, его еще предстоит перечитывать и править после завершения, и вам меньше всего нужен в читателях человек, который не понимает, что между "отвратительно" и "восхитительно" есть еще множество оттенков. В результате он либо вас обругает так, что у вас опустятся руки, либо наоборот, захвалит, и вы не поймете, где же можно было что-то поправить.
2) Не быть перфекционистом. Опять же, когда допишете и поправите, таким людям еще можно давать читать целое произведение, но пока оно сырое, вас просто достанут ненужными мелкими придирками.
3) Он должен уметь выражать свое мнение без обобщений и оскорблений. "Все сюжеты про космос - чепуха", "Что еще за убожество ты накарябал" и прочие высказывания "правды в глаза" надолго отобьют у вас охоту писать. При этом хорошо бы, чтобы он умел находить мелкие глюки и логические противоречия, которых не заметили вы. То есть конструктивная критика по мелочи - да. "Вся мерзкая правда в глаза" - нет.
4) Он должен иметь сходное с вами мировоззрение по основным вопросам. Чтение книги - это как разговор с ее автором, и вряд ли вас одобрит и поймет человек, который смотрит на жизнь совсем по-другому. Универсальных книг не существует, вы должны найти вашего читателя.
Лично я даю прочесть неоконченные повести в основном маме, мужу и лучшей подруге, которые как раз и обладают нужными качествами.
Также, если вы не прочь сразу показаться всему интернету, можно выкладывать произведения на сайтах типа Литэры, Призрачных миров и др. В основном комментаторы там ничего плохого не пишут, хотя получить от них именно констуктивную критику будет труднее. Я так делаю редко и на такие сайты не ориентируюсь, потому что это не совсем моя аудитория и я не люблю распространять свою работу совсем бесплатно, но тем, кто только начинает, это может подойти.
Дальше, насчет того, что делать, если в процессе сюжет разонравился.
На самом деле, это бывает гораздо чаще, чем хотелось бы, особенно если вы имеете дело с большой формой. Это рассказик можно проскочить на вдохновении, а вот большую повесть и, тем более, роман, вы пишете от нескольких месяцев до нескольких лет, в течение которых трудно сохранять первоначальное вдохновение. Это не должно ни смущать, ни останавливать того, кто хочет сделать писательство своей профессией. Тем не менее, у меня тоже бывали случаи, когда некоторые произведения так и остались недописанными. По опыту я теперь могу сказать, почему это происходит и как этого избежать:
1) Вы не пишете четкий план произведения (если это повесть или роман). Без плана, чисто на вдохновении, вы протопаете до первого "А как же там дальше будет" и завязнете на веки вечные. Особенно плохо, если не только плана, но и основной идеи вы заранее не продумали. Как этого избежать - прежде чем начинать писать, потратьте время на придумывание основного идейного посыла и плана. Это очень пригодится потом, когда вдохновение схлынет.
2) У вас был большой перерыв в написании, за время которого у вас сменился стиль либо жизненное мировоззрение. Особенно это относится к романам, начатым в подростковом возрасте. Прошлые свои мысли кажутся глупыми и наивными, герои - слишком резкими, странноватыми или напыщенными, и небезосновательно. В большинстве своем такие произведения остаются недописанными, но если все-таки очень хочется реанимировать, единственный способ - это наново переписать весь текст: в новом стиле, с новыми акцентами. И потом идти дальше, тоже по-новому. Попытки подделаться под старый взгляд на мир ни к чему не приводят.
3) Вы просто слишком долго погружались в одну тему, и она вам банально надоела. Это вовсе не причина бросать произведение навсегда. Просто отвлекитесь, придумайте короткий рассказик на совершенно другую тему... надо сделать паузу. Я в этих же целях обычно пишу одновременно от четырех до восьми произведений, переключаясь туда-сюда. Это позволяет оставлять взгляд свежим и сохранять вдохновение надолго.
Это вот основные причины - по другим сюжет обычно не "разонравливается". И помните: чем больше вы пишете, тем выше ваша квалификация, владение словом, и тем больше будет возможности дописать даже то, что раньше вам казалось совсем недописываемым)