Друзья песни выкладывают, мне вроде как надо относительно срочно написать ноты двух песням, поэтому я решила, пока раскачиваюсь и настраиваюсь, поговорить о музыке вообще и пении в частности.
Сама я певица, так сказать, по долгу службы: надо же как-то свои песни показывать. Петь мне нравится, пела я лет с трех, но специальных усилий, чтобы научиться этому, не предпринимала. Поэтому я могу петь по-эстрадному, но, конечно, не умею по-оперному, с сильной опорой на диафрагму. Но среди моих знакомых много певцов, и потом, я хожу на какие-то небольшие концерты-фестивали, или слушаю присланные записи...
И вот что я с удивлением поняла. По-видимости, никакие многочисленные уроки пения не сделают человека не то что хорошим,а даже выносимым исполнителем, если у него нет изначально двух вещей: вкуса и ушей. И тут я не имею в виду музыкальный слух. неееет... Итак, что и кто приводят меня в ужас, когда я слушаю некоторые записи?
1) Обилие мелизмов ни к селу ни к городу и прочее манерничанье. Мелизм - это, знаете, как будто ты извиваешься, как гусеница, только голосом. Типа "Ты не тако-уо-уоЙ". Кроме мелизмов, певец может издавать и другие омерзительные звуки своей утробой, но вот это извивание - на первом месте по ужасу. Потому что, видимо, раз научившись делать мелизм, певец на радостях сует его куда попало, невзирая на содержание песни, и выходит что-то типа "Нас извлекут из-под облоу-о-умкоув!"
2) Луженая глотка. Удручающий подвид певцов, придерживающийся завета Дениски Кораблева из детского фильма: "Я хорошо пою. ГРОМКО!" И никак их не убедить в том, что в некоторых песнях нельзя орать вообще. Они же пришли показать, что они могут! Как это - такую голосину - и не продемонстрировать?? Непорядочек... Ну и демонстрируют, с первой ноты до последней. Песни в их исполнении могут понравиться тем, кто любит сидеть возле включенного перфоратора. Ну и им самим, потому что от таких воплей они сами, скорее всего, давно глухие.
3) Жертва педагога №1: Ыкающая. Вообще человека, которого с помощью не очень большого количества занятий чему-то научил педагог, обычно прекрасно видно по очень несвободной манере исполнения и странной интонации. Чувствуется, что он все время думает: "Главное - это ноту взять, а там хоть трава не расти". То, что набор нот и песня - это разные вещи, он еще (или уже, зависит от его личности) не понимает. Так вот, один из подвидов таких жертв - это Ыкающая. Что это значит? Что педагог попытался такому человеку поставить более глубокий звук, чтобы тот не орал глоткой, и, видимо, на свою беду сказал ему приподнять небо. И вот человек приподнял... И забыл опустить навсегда. И теперь любая гласная буква в песне им пропевается не как У, О, И или А а какой-то род буквы Ы. "Чтыыы-ы дынь грыдущый мны гытЫ-Ы-Ывыт?" Нет, иногда там мелькают тени других букв, но в целом ощущение, что Ыкающий одновременно и поет, и пытается есть горячую картошку, не проходит. Слушать это можно спокойно, только если у вас вообще нет ушей.
4) Жертва педагога №2: Нотопоклонник. К сожалению, я не про тех, кто любит пользоваться нотами. Я про тех, кого педагог научил, что брать любую ноту надо сразу, без подъезда к ней, и потом держать ровно. Что в этом плохого? Сейчас объясню.
Все мы иногда пофальшивливаем (профессионалы застенчиво называют это "неверно интонирует"), и оперных певцов при пении вживую эта беда касается иногда в не меньшей степени, чем эстрадных (лично слушала фальшивящего Садко в Мариинке). Ну так что делает певец, когда он стоит на сцене, берет ноту и вдруг понимает, что слегка так лажанул? Певец профессиональный, что оперник, что эстрадник, обычно сразу нежно притушит звук, стараясь окунуться в аккомпанемент, после чего сделает голосом плавный доезд до нужной ноты. Поскольку мы не говорим о вопиющей фальши с расстоянием в несколько нот, а скорее в десятую долю тона, большинство слушателей, если они не музыканты, вообще ничего не заметят.
...Но не таков нотопоклонник. Его же научили, что ноту надо брать резко и держать всегда? Значит, он и будет держать ее ВСЕГДА! Невзирая на объективные обстоятельства. Поэтому когда Нотопоклонник лажает, протягивая какое-нибудь там "Э-э-э-э", он не сбавляет громкость, нет! Он не пытается доползти до нужного тона, - еще чего! Он продолжает С ТОЙ ЖЕ ГРОМКОСТЬЮ (обычно большой), с той же интонацией и ровностью звука, тянуть свое "Э-э-э-э", не обращая внимания на аккомпанемент и заставляя уши зрителей сворачиваться в трубочки.
5) Аритмик. ААААААА! ...Ритмик. Дело в том, что это один из самых невыносимых подвидов певцов для меня. Певец, плохо чувствующий ритм и плохо умеющий его держать, способен запороть любую песню и довести до бешенства всех, кто его слушает. Тут и объяснять ничего не надо, только надеяться, что чувство ритма развивается (хотя, судя по опыту, - нет).
А в общем и целом знаете, что объединяет людей, которые так вот поют? То самое отсутствие вкуса и ушей. Они не слушают, о чем поют! Они плевать хотели на содержание и настроение песни! Им главное показать: себя, громкость, манеру, мелизм, умение вибрировать, умение долго тянуть... Все, что угодно, но не песню. Не ее. И вот этот вот вкус, видимо, человеку надо самому развивать, без участие педагогов, потому что педагог научит голой технике - и эта техника будет торчать из бездумного певца, как противотанковый еж. Бррр.
Чтобы вы поняли, хотя бы частично, о чем я говорю, послушайте, например, ВОТ ЭТО:
https://www.youtube.com/watch?v=kGj0ata0QQM (хоть я и не любитель антирекламы, это ведь та же реклама, только наоборот, но зато наглядно). В минуту жизни трудную я часто напеваю слова из этой бессмертной песни "У-у-ужас круго-ом", стараясь сохранять интонацию певицы)).