Секреты литературы-7. Как писать интересно
08-01-2017 01:18
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Итак, продолжаю серию постов "Секреты литературы", потому что мне подкинули несколько тем для размышления и разбора. Первая тема, собственно, вынесена в заголовок.
Как писать интересно? Вообще вопрос непраздный, хотя и очень общий. Ибо на каждого найдется свой любитель, на вкус и на цвет товарищей нет, и то что может быть очень интересно одному, заставит другого уснуть уже на второй странице. Кому-то заранее неинтересны детективы. Кому-то - фантастика или фэнтези. Я, например, с трудом потребляю исторические книги, даже с сюжетом: ну не влекут меня давние времена, разборки между королями и убиения их друг другом. Однако я против того, чтобы отбрасывать целые жанры: я могу назвать несколько избранных книг, которые очень мне понравились, несмотря на историческую основу. Отличались они, по-моему, вот этой самой всеобщей интересностью. Поэтому попробуем выделить у "интересности" несколько признаков.
1) Легко читаемый, живой язык. Часто случается, что кто-то пишет на вроде бы очень интересную тему, но таким языком, что сразу же читать не хочется. В чем дело? Вот обычно как раз в языке. Обилие канцелярской лексики ("исходя из нижеследующего"), большое количество абстрактных существительных с суффиксами типа "ость" и "ение" (умудренность, горение), длиннющие, сложные, вязкие предложения с подчинительными конструкциями, идущие одно за одним без разбавления предложениями короткими и энергичными - все это делает текст весьма непривлекательным для чтения. Но еще нельзя забывать про такую вещь, как ритм прозы и ее звукопись. Да, проза не стихи, но когда человек читает, он проговаривает ваш текст про себя, поэтому если вы будете использовать некрасивые или странные сочетания букв и слогов ("ах, почаще б с шоколадом" "я скоро б сделал"), это тоже может повлиять на легкость языка и, следовательно, на "интересность".
2) Хорошо продуманные персонажи, в которых с первых же страниц виден определенный характер. На создание внятных и живых героев нельзя жалеть сил и времени. Нет ничего унылее произведения, где действует "симпатичный мужчина" или какая-нибудь там "очень привлекательная молодая девушка" (кстати, бывают ли девушки старые?..). Не намного лучше и произведение, в героя которого попытались впихать множество взаимоисключающих черт, и он в сознании читающего становится похож на семиголового дракона, у которого каждая голова вопит что-то свое. "Это была очень смелая, решительная, раскрепощенная, независимая и самостоятельная женщина. А еще она стеснительная, всю жизнь ждет своего единственного, боится грозы, мышей и тараканов, и ее мечта - стать домохозяйкой". Ясно, что такая демоническая домохозяйка и разговаривать будет непонятно как, то есть цельного образа не сложится. Интересность не сложится тоже.
3) Отсутствие банальностей, оригинальные сравнения, описания и образы.
Банальные сравнения и описания могут мгновенно испортить впечатление и отбить охоту читать. На них я бы советовала обратить особенное внимание. Если вам, когда вы пишете, постоянно кажется, что вы такую фразу где-то уже слышали, и при этом она не относится к поговоркам и пословицам, лучше бы ее хоть как-то переделать. "Его охватил страх", "В груди сердце замерло от счастья", "У Васи перехватило дыхание и на глаза навернулись крупные слезы" - вот это все по возможности надо свести к минимуму. Однако хотела бы предупредить: излишняя оригинальность и постоянная игра слов утяжеляют повествование и отбивают охоту читать ровно так же. Особенно этим словесным щеголянием и болезнью "Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой" страдают писатели мужского пола. Вы когда-нибудь пробовали читать подряд, страница за страницей, сборник анекдотов? Много ли вы при этом смеялись и долго ли выдержали? Вот и здесь такой же эффект. Бесконечные словесные выверты создают впечатление, что цель писателя не поговорить с читателем на интересные им обоим темы, а полюбоваться собой.
4) Живые детали, которые позволят читателю увидеть то, что вы пишете, и погрузиться в повествование.
Вот это, на мой взгляд, очень важно. Детали позволяют войти в мир книги, буквально ощутить себя там. Именно погружение - основа интересности. Деталей этих не нужно вставлять по 50 штук на страницу: они должны быть не частыми, а точными. Совет, который уже давали многие - и я, и не-я: представьте себя в той же обстановке, которую видит герой, и опишите, что бы вам бросилось в глаза (или в нос и уши), на что бы вы обратили внимание... Кислый запах? Хруст бумаги? Мягкая занавеска под рукой? Чье-то чавканье? Портрет седого мрачного деда в черном костюме, висящий на стене в тяжелой широкой раме? Все это может как работать на интересность, так и против нее: зависит от описываемой локации и того настроения (мрачного, игривого, задумчивого), которое вы хотели создать. Соблюдайте меру и естественность, обилие странных оригинальных деталей производит тот же эффект, что лишние словесные выверты.
5) И, самым последим пунктом, непосредственно сам сюжет как набор событий.
Да, именно так. Этот пункт самый последний. Иначе, знаете ли, большинство классиков вообще невозможно было бы читать, потому что сюжетная линия у них плюс-минус сводится к следующему: "герой страдает от проблем (бедности, непонятости, одиночества, подставить нужное), герой пытается искать себя, встречает любовь и страдает от нее, потом встречает еще одну любовь, более успшную, но страдает все равно, и кончается все зачастую тем, что либо герой, либо его возлюбленная, либо оба умирают (от болезней, самоубийства, родов, разочарования, неправильного образа жизни, подставить нужное). Кроме невеликих возможностей тогдашней медицины, такая сюжетная схема показывает еще одну вещь: сюжет на самом деле весьма не важен. Более того, сюжет очень многих действительно хороших книг в пересказе может выглядеть очень банальным. Именно поэтому я, например, терпеть не могу, когда у меня спрашивают "о чем твоя книга", потому что никакие мои слова не передадут цельное впечатление от прочитанного текста, где есть не только сюжет из разряда "побежали туда, а потом сюда", но и атмосфера, описания, мелкие тайны и загадки, характеры персонажей и их развитие...
Короче говоря. На сюжет, конечно, надо обращать внимание. Но не беспокойтесь, если в кратком виде он вам покажется скучным или банальным. Потому что интересность состоит не столько в сюжете, сколько в его наполнении. Да, даже в детективах. Почему мы любим Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро? Вряд ли за описание расследований, которые можно найти и у других детективщиков. За язык, за интересные образы, за харизматичных главных персонажей, за которыми ИНТЕРЕСНО НАБЛЮДАТЬ. Вот они, главные секреты интересности)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote