• Авторизация


Секреты литературы-7. Как писать интересно 08-01-2017 01:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Итак, продолжаю серию постов "Секреты литературы", потому что мне подкинули несколько тем для размышления и разбора. Первая тема, собственно, вынесена в заголовок.

Как писать интересно? Вообще вопрос непраздный, хотя и очень общий. Ибо на каждого найдется свой любитель, на вкус и на цвет товарищей нет, и то что может быть очень интересно одному, заставит другого уснуть уже на второй странице. Кому-то заранее неинтересны детективы. Кому-то - фантастика или фэнтези. Я, например, с трудом потребляю исторические книги, даже с сюжетом: ну не влекут меня давние времена, разборки между королями и убиения их друг другом. Однако я против того, чтобы отбрасывать целые жанры: я могу назвать несколько избранных книг, которые очень мне понравились, несмотря на историческую основу. Отличались они, по-моему, вот этой самой всеобщей интересностью. Поэтому попробуем выделить у "интересности" несколько признаков.

1) Легко читаемый, живой язык. Часто случается, что кто-то пишет на вроде бы очень интересную тему, но таким языком, что сразу же читать не хочется. В чем дело? Вот обычно как раз в языке. Обилие канцелярской лексики ("исходя из нижеследующего"), большое количество абстрактных существительных с суффиксами типа "ость" и "ение" (умудренность, горение), длиннющие, сложные, вязкие предложения с подчинительными конструкциями, идущие одно за одним без разбавления предложениями короткими и энергичными - все это делает текст весьма непривлекательным для чтения. Но еще нельзя забывать про такую вещь, как ритм прозы и ее звукопись. Да, проза не стихи, но когда человек читает, он проговаривает ваш текст про себя, поэтому если вы будете использовать некрасивые или странные сочетания букв и слогов ("ах, почаще б с шоколадом" "я скоро б сделал"), это тоже может повлиять на легкость языка и, следовательно, на "интересность".

2) Хорошо продуманные персонажи, в которых с первых же страниц виден определенный характер. На создание внятных и живых героев нельзя жалеть сил и времени. Нет ничего унылее произведения, где действует "симпатичный мужчина" или какая-нибудь там "очень привлекательная молодая девушка" (кстати, бывают ли девушки старые?..). Не намного лучше и произведение, в героя которого попытались впихать множество взаимоисключающих черт, и он в сознании читающего становится похож на семиголового дракона, у которого каждая голова вопит что-то свое. "Это была очень смелая, решительная, раскрепощенная, независимая и самостоятельная женщина. А еще она стеснительная, всю жизнь ждет своего единственного, боится грозы, мышей и тараканов, и ее мечта - стать домохозяйкой". Ясно, что такая демоническая домохозяйка и разговаривать будет непонятно как, то есть цельного образа не сложится. Интересность не сложится тоже.

3) Отсутствие банальностей, оригинальные сравнения, описания и образы.
Банальные сравнения и описания могут мгновенно испортить впечатление и отбить охоту читать. На них я бы советовала обратить особенное внимание. Если вам, когда вы пишете, постоянно кажется, что вы такую фразу где-то уже слышали, и при этом она не относится к поговоркам и пословицам, лучше бы ее хоть как-то переделать. "Его охватил страх", "В груди сердце замерло от счастья", "У Васи перехватило дыхание и на глаза навернулись крупные слезы" - вот это все по возможности надо свести к минимуму. Однако хотела бы предупредить: излишняя оригинальность и постоянная игра слов утяжеляют повествование и отбивают охоту читать ровно так же. Особенно этим словесным щеголянием и болезнью "Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой" страдают писатели мужского пола. Вы когда-нибудь пробовали читать подряд, страница за страницей, сборник анекдотов? Много ли вы при этом смеялись и долго ли выдержали? Вот и здесь такой же эффект. Бесконечные словесные выверты создают впечатление, что цель писателя не поговорить с читателем на интересные им обоим темы, а полюбоваться собой.

4) Живые детали, которые позволят читателю увидеть то, что вы пишете, и погрузиться в повествование.
Вот это, на мой взгляд, очень важно. Детали позволяют войти в мир книги, буквально ощутить себя там. Именно погружение - основа интересности. Деталей этих не нужно вставлять по 50 штук на страницу: они должны быть не частыми, а точными. Совет, который уже давали многие - и я, и не-я: представьте себя в той же обстановке, которую видит герой, и опишите, что бы вам бросилось в глаза (или в нос и уши), на что бы вы обратили внимание... Кислый запах? Хруст бумаги? Мягкая занавеска под рукой? Чье-то чавканье? Портрет седого мрачного деда в черном костюме, висящий на стене в тяжелой широкой раме? Все это может как работать на интересность, так и против нее: зависит от описываемой локации и того настроения (мрачного, игривого, задумчивого), которое вы хотели создать. Соблюдайте меру и естественность, обилие странных оригинальных деталей производит тот же эффект, что лишние словесные выверты.

5) И, самым последим пунктом, непосредственно сам сюжет как набор событий.
Да, именно так. Этот пункт самый последний. Иначе, знаете ли, большинство классиков вообще невозможно было бы читать, потому что сюжетная линия у них плюс-минус сводится к следующему: "герой страдает от проблем (бедности, непонятости, одиночества, подставить нужное), герой пытается искать себя, встречает любовь и страдает от нее, потом встречает еще одну любовь, более успшную, но страдает все равно, и кончается все зачастую тем, что либо герой, либо его возлюбленная, либо оба умирают (от болезней, самоубийства, родов, разочарования, неправильного образа жизни, подставить нужное). Кроме невеликих возможностей тогдашней медицины, такая сюжетная схема показывает еще одну вещь: сюжет на самом деле весьма не важен. Более того, сюжет очень многих действительно хороших книг в пересказе может выглядеть очень банальным. Именно поэтому я, например, терпеть не могу, когда у меня спрашивают "о чем твоя книга", потому что никакие мои слова не передадут цельное впечатление от прочитанного текста, где есть не только сюжет из разряда "побежали туда, а потом сюда", но и атмосфера, описания, мелкие тайны и загадки, характеры персонажей и их развитие...
Короче говоря. На сюжет, конечно, надо обращать внимание. Но не беспокойтесь, если в кратком виде он вам покажется скучным или банальным. Потому что интересность состоит не столько в сюжете, сколько в его наполнении. Да, даже в детективах. Почему мы любим Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро? Вряд ли за описание расследований, которые можно найти и у других детективщиков. За язык, за интересные образы, за харизматичных главных персонажей, за которыми ИНТЕРЕСНО НАБЛЮДАТЬ. Вот они, главные секреты интересности)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
Дзёшико 11-01-2017-03:14 удалить
Хорошие советы)

А вот что делать, когда без словесных вывертов не выходит писать (ибо я так и в жизни разговариваю))? Хотя, в основном все говорят, что им интересно читать, а про выверты именно авторы знакомые мне указывали).
Я не могу с собой бороться, сдалась на милость тех, кто таки прочитает, и пишу, что могу. Думаю, когда все будет написано, можно будет уже редактировать и пересматривать...
Как-то так)
Divcot 11-01-2017-14:51 удалить
Дзёшико, мне трудно сказать, выверты вывертам рознь. Надо видеть текст. Я сама в определенных жанрах (типа детектива) тоже пишу с многими вывертами. Тут просто надо чувствовать границу, когда диалог с читателем переходит в любование своим умом и крутостью, и постоянно ее держать.
Дзёшико 11-01-2017-15:26 удалить
Divcot, это так)
Если хочешь, покажу, что пишу. Мне будет полезно узнать твое мнение))
Divcot 11-01-2017-15:37 удалить
Дзёшико, да, я не против) Но в любом случае надо помнить, что я не истина в последней инстанции, у меня свой стиль и свои вкусы. Поэтому скорее всего я не скажу ничего из разряда нравится-не нравится, потому что опасаюсь давать оценки коллегам. Я могу сказать с точки зрения чисто формального качества текста. То есть сюжет, стройность композиции, логика, образы персонажей, стилистические ошибки (если есть).
Дзёшико 11-01-2017-15:44 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Divcot, ну, это точно будет полезно)
Но если действительно понравится, то, думаю, можно говорить, субъективное ведь играет роль не малую.
Тут только начало, я пишу и выкладываю по ходу пьессы: https://lit-era.com/book/missiya-na-drugoi-planete-moi-priklyucheniya-b7184
Divcot 11-01-2017-20:42 удалить
Дзёшико, почитала. Постараюсь вкратце написать)
1) Сюжетостроение. С этой точки зрения все сбалансированно. Провисаний темпа повествования нет, сам темп соответствует описываемым темам, логических сбивов - тоже, хочется узнать, что будет дальше, а это очень важно. По композиции ничего не могу сказать, пока нет целого произведения.
2) Образы героев. Тут хорошо, что у каждого из них в основном хотя бы намечен собственный характер. Не очень хорошо, что этот характер совсем слабо отражается на манере речи, ведь разные люди зачастую и говорят сильно по-разному: с другим построением предложения, словами-паразитами и т. д. Еще есть два минуса: а) Мама героини описана как вполне живой и приятный человек, а разговаривает, как грустное клише из фильмов ("о, дорогая" и т. д.). Конечно, персонаж она второстепенный, но если сделать ее речь разнообразнее, будет намного приятнее. б) Сама героиня "двоится". Ей по мыслям и манере рассуждать то нужные 17-18, а то вдруг - около 30, то есть, видимо, иногда просвечивают "авторские уши", что бывает в повествовании от первого лица. Но что хорошо: где-то к главе третьей уши торчат уже поменьше, стиль выравнивается. Но я бы за этим обязательно проследила. Все-таки если героиня и правда неопытная малолетка, надо стараться этого и держаться.
3) Язык. Вот совершенно не заметила никаких сложных наворотов, ничего такого, что нужно убирать или сильно править. Из недостатков языка - некоторая неровность (которая исправляется вычиткой) и изобилие официальных фраз и канцеляритов, особенно в первых главах. Дальше, опять же, подравнивается.
Резюме: постараться бы поправить излишнюю сухость и официальность в первых 1-2 главах, "разнести" героев не только по внешности, но и по манере выражаться. С сюжетом и темпом повествования все хорошо)
11-01-2017-23:03 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Moe resume: Ya by takoe chitat' ne kyupil(znaem, znaem znachenie amerkanskoy razgovornoy frazy "I buy it" ili "I don't buy it) podobyi i variatziy takogo beskonechnoe more, tratit' na eto vremya - koschunstvo. In short, it is not my kind of reading :)))

Dame=)
Дзёшико 11-01-2017-23:54 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Divcot, спасибо большое за советы, я постараюсь прислушаться и поправить)
В очередной раз с тобой соглашусь. Я хоть и забила на книги, но, как ты знаешь, я без ума от кино. Я обожаю индийское и иранское кино. Вот там тоже бывает, что сюжет прост и примитивен, а образы героев, те чувства, которые они пытались вызвать у зрителей. Вот это важно, ценно, интересно. Я тоже ненавижу, когда меня спрашивают, о чем фильм. Что ответить? Пересказать сюжет коротко? Объяснить, что фильм о предательстве, ненависти и т.д.? Вот из недавнего смотрела иранский фильм о разводе супружеской пары, проблемах, которые возникли у самих участников развода и людей, оказавшихся втянутыми в их семейные дрязги. Звучит не очень, да? К просмотру не подталкивает?
А фильм этот об эгоизме, о долге перед родителями, о муках выбора сына - сдать спецучреждение больного отца или заботиться о нем до конца, о самом страшном страхе ребенка - развод и раздельное проживание любимых родителей, невозможность выбора, с кем из них жить, это история самопожертвования очень набожной женщины ради жадного придурка-мужа. Но это тоже все неточно и примерно. Фильм о бОльшем. Вот что ответить? Я обычно отвечаю О ЖИЗНИ.


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Секреты литературы-7. Как писать интересно | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»