• Авторизация


Секреты литературы-5. Немного о создании ауры героям 12-05-2015 11:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Это скорее небольшое рассуждение, которое мне самой позволяет упорядочить мысли.

Сталкивались ли вы с проблемой "картонности" персонажа? Скорее всего, да: и если сами что-то пробовали написать, и в книжках... Довольно частый и досадный случай, когда персонаж, как говорится, всем хорош и всем вышел - и красивый, и умный, и образованный, а во время чтения его все равно так и хочется взглянуть на него в другого ракурса и проверить, не плоский ли он и не сделан ли из картонки. Короче, человек получается какой-то скучный, схематичный и неживой. И даже если добавить ему некие недостатки из разряда популярной в женских романах "жестокой усмешки" и "грозно сверкающих глаз" - все равно не оживает, а только еще больше картонится. 

Особенно грустна эта картонность на главных персонажах, потому что побочные не играют такой роли и могут не обладать особо заметным и цветистым характером. С главными же, на которых часто держится сюжет, это выходит настоящая беда. Попыток справиться с этим можно предпринимать несколько и с разных сторон, но главная задача, в общем-то, - это создать так называемую "ауру", то есть сделать что-то, чтобы несмотря на ограниченное описание, герой ОЩУЩАЛСЯ читателем как живой человек.

1) Честно говоря, самый первый и легкий путь в борьбе с картонностью - это взять и вписать на место героя  реального человека, которого вы хорошо знаете и который вам кажется на эту роль более-менее подходящим. Вы удивитесь, но сразу найдутся и нужные слова, и разрозненные черты сольются в одно целое по той причине, что вы будете четко знать, о ком пишете и чего хотите этим описанием передать.

2) Первый путь, конечно, не универсальный. Не у всех такое море подходящих знакомых. Поэтому второй, тоже неплохой путь - делать эдакого Франкенштейна, потырив у разных реальных людей несколько интересных черт характера и совместив их в одно целое. Тут главное иметь чувство меры и не сливать кучу взаимоисключающих вещей в одном человеке, чтобы он не получился "мягкий, но твердый". Особенно это актуально для главных героев, в которых часто хочется сконцентрировать достоинства со всего света))

3) Третий путь - самый сложный. Он вульгарно называется "выдумать из головы". То есть это когда вы создаете героя с нуля, не опираясь на каких-то друзей и знакомых. И вот тут, конечно, гораздо труднее добиться наличия живой ауры. Опять же, здесь я могу уже говорить исключительно о собственном опыте - думаю, путей создания героев множество, но вот примерная моя схема.

СОЗДАНИЕ ГЕРОЯ

С ЧЕГО НАЧИНАЕМ: с главного вектора образа. Самая обобщенная характеристика, вроде как вы характеризуете не очень знакомых людей: "а это такой мрачный тип" или "а, это который такой юркий, активный". или "а это такой формалист". Вектор, когда вы его определите, даст вам очень многое: например, избавит от большинства затыков при написании речи героя и от мучительных раздумий, как же он должен себя повести, чтобы это выглядело естественно. Ясно, что мрачный тип на все среагирует через призму мрачности, а юркий и активный - через юркость и активность. 

ЧЕМ ПРОДОЛЖАЕМ: Вектор нам очень поможет, но если для второстепенных персонажей его более чем достаточно, то с главным выйдет все же слишком обобщенно. Поэтому дальше очень желательно сразу придумать (а лучше и нарисовать, если умеете), как он выглядит. В этом описании постарайтесь найти как можно больше уникальных черт. "Рот нормальный, нос нормальный, глаза нормальные" - от этого не оттолкнется ни читатель, ни вы. Мне лично намного легче выращивать живость и ауру именно на "странных" чертах. Например, один из героев у меня ходил в мятых штанах, кривил рот и дергал глазом, и, несмотря на это инвалидное описание, у него к середине повести отросла такая харизма, что я сама удивилась. Единственное, если не хотите создать совсем уж скомороха, "странные" черты лучше уравновешивать некоторыми достоинствами. Глазом дергает, но умный. Ругается как сапожник, зато смелый в чрезвычайных ситуациях. Тормоз, зато как разгонится, так почти гений. Из этих контрастов, кстати, говоря, выстроится и любовно-романтическая привлекательность (если, конечно, она вам нужна по сюжету) и, уж точно, пресловутая аура. 

ЧЕМ ЗАКАНЧИВАЕМ: Теперь у нас есть общий вектор и портрет героя (желательно еще с описанием его "фишек" типа подергивания глазом или походки враскачку). И по этим деталям вы сами выведете многие особенности его личности. Дергает глазом? Видимо, человек нервный или беспокойный. Подтормаживает? Взгляд и манера речи будет соответственная. Формалист? Можно догадаться, как он с людьми разговаривает и как держится... И дальше остается только уточнить ту манеру, в которой он у вас заговорит, то есть сделать ему речевые особенности. Особенности эти будут складываться из того, что я выше написала о "фишках", но и не только. Обязательно прибавьте сюда пол, возраст, происхождение и образования. Условно говоря, человек может быть очень умным и неординарным, но происходить из дикой деревни и сморкаться в кулак. Поэтому манера его выражаться будет синтезом из диалектным словечек и нормальных слов из прочитанных им книг (умный же). Плюс сюда же - влияние общего вектора. Плюс еще сюда - совсем конкретные речевые особенности, которые вы хотите внести, типа слов-паразитов и поговорок. 

РЕЗУЛЬТАТ: Условная схема полноценного персонажа может иметь вид типа: 

"Общий вектор - остряк, дамский угодник. Особенности внешности - модник, галстуки поверх футболок, "бусики" на шее, мелированные белым волосы, намазанные гелем и поставленные дыбом, высокий рост, узкие плечи. Образование высшее: институт телевидения и радио, ведет свадьбы и корпоративы. Особенности речи: англицизмы и профессионализмы типа "промоушн", "рецепшн" и "тимбилдинг", не очень смешные пошловатые анекдоты (смеяться начинает первым)".

Думаю, по такому портрету его речь, да и поведение в произведении, смоделировать может без труда почти любой человек, не то что писатель. Чтобы создать этому персонажу более плотную "ауру", нужно еще добавить каких-то положительных особенностей, которые бы его уравновешивали. Условно говоря, в свободное от работы время этот остряк и дамский угодник ходит давать безвозмездные представления по детским больницам. Или отдает большую часть денег стареньким родителям. Или в решительный момент способен повести себя геройски вплоть до жертвы своей жизнью... Тут все в ваших руках. 

А вообще, чем хуже - тем лучше. Высший пилотаж - выписать толстого лысого типа средних лет с кучей дурацких фобий и суметь намертво влюбить в него читателя. И это вполне возможно. См. Эркюль Пуаро)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Секреты литературы-5. Немного о создании ауры героям | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»