Что-то часто в последнее время стал везде промелькивать этот вопрос. Иногда его задают напрямую мне, видимо, как писателю и прочая, иногда просто где-то на тему наткнешься соответствующую. Где, спрашивают люди, взять вдохновения и креативности, а то что-то не придумывается, не получается и т. д. И выжидающе смотрят на меня, видимо, ожидая, что я изреку истину. А я смотрю на них. Как баран на новые ворота))
Ну просто для меня такие вопросы находятся где-то очень рядом с вопросами типа "Как выучить китайский за неделю, чтобы читать Конфуция в оригинале? Раскройте секрет!" Или: "Скажите мне такое гениальное слово, чтоб я как его услышал, сразу понял, как водить машину, сел за руль и поехал участвовать в Формуде-1"... В общем, как вы поняли, есть тут несколько аспектов, и первый, самый основной, это
1) ПОВТОРЕНИЕ, которое известно чья мать. Будь ты хоть трижды от природы талантлив, если ты не будешь постоянно учиться и многомногмного раз делать всякую плохо получающуюся фигню, в конце концов тебя вдруг обойдет тот, у кого изначально было меньше таланта, но гораздо больше старания. В творчестве способности идут только в комплексе с навыком. Ну и, конечно, на это повторение надо убить кучу времени жизни. Ни о каком китайском за неделю речи не идет.
2) ОБУЧЕНИЕ, перманентное. Нет ничего хуже, чем безграмотный писатель. Впрочем, малограмотный художник и музыкант тоже вряд ли кому-то понравятся, потому что они свой уровень развития спроецируют в творчество. Но в случае с писателем это уж совсем плохо. В общем, жизненно важно постоянно получать новые знания и впечатления, желательно как можно более разнообразные. Чтобы хорошо написать героя, надо наблюдать за людьми, уметь их понимать. Это невозможно сделать, сидя закрывшись в комнате. Не имея минимального представления о физике, химии и биологии, лучше даже не подходить к жанру фантастики: выйдет либо глупо, либо банально (про очередной постапокалипсис зомби или вампиров, например)). Крайне нежелательно писать о тех местах, в которых вы лично не были, как говорится, "от балды". Особенно если это не другая планета, а какое-то место на Земле. Не поленитесь воспользоваться гуглом, чтобы, если додумывать, то на какой-то достоверной основе, а не создавать опереточную реальность.
3) ДОВЕДЕНИЕ ДО КОНЦА. Да-да, большинству мешает не отсутствие таланта, а неумение создать законченный продукт. Кто-то - перфекционист, кто-то понял, что сразу не получается, и расстроился, кого-то вовремя не похвалили, и он бросил... Причин, конечно, масса. И, опять же, все равно что-то будет оставаться неоконченным. Но надо следить, чтобы процент этой неоконченности был меньше, чем количество хоть как-то завершенных произведений.
Да, я сказала "хоть как-то". Идеально сделанная одинокая ножка для стула гораздо бесполезнее, чем кривой и трехногий, но целый стул. Стулом можно как-то пользоваться по назначению хотя бы. Тем более, кое-как доделав первый стул, вы увидите картину в целом, поймете, где были ошибки, и следующий предмет мебели выйдет ровнее.
Пресловутый перфекционизм плох не тщательностью, а склонностью переоценивать свои силы. Надо трезво понимать, что без опыта и с наскоку никогда ничего не выйдет "как мечталось", "как в голове" и прочая. Если вы ни разу не написали связного рассказа, НЕ НАДО начинать роман (этим у нас страдала большая часть студентов, и оные романы всегда оставались недоконченными). Если вы только кое-как начали вышивать крестиком, не надо замахиваться на скатерть. Если вы впервые взяли в руки краски, не надо пытаться в точности скопировать "Девятый вал" и убиваться, что не получается. Прикиньте, что вы именно сейчас сможете сделать, так, чтобы это было нечто законченное.
4) УПОРСТВО. В процессе доведения до конца задуманного, скорее всего, будут моменты затыков, либо вообще ничего толком не будет получаться. Искушений плюнуть будет миллион, но, если вы всерьез решили заниматься творчеством, это очень нежелательно. Да, будете сидеть три, четыре, пять часов, или весь день. Или еще один денек. Или вообще недельку. Но в какой-то момент вас все-таки осенит и прорвет на что-то приличное, главное не нервничать и упорно вертеть идею в голове.
Таких ситуаций у меня, да, думаю, у любого творца было море. Пишу песню на заказ: день, два, три, четыре - сочиняется одна хрень, на седьмой день прорывает. Делаю мастеринг другой песни. Один раз не складывается, другой раз глухо, третий раз уши вянут, на двадцатый раз - бац и сложилось.
Из вспомогательных методов для вдохновения:
1) Читать интересные книги, смотреть интересные (не тупые) фильмы. Читать про научные открытия. Слушать хорошую (для вас) музыку.
2) Говорить с интересными вам (не тупыми и не мерзкими) людьми. Между прочим, я после свадьбы друга написала аж сразу две песни, хотя до этого был большой ступор.
3) Сменять обстановку, гулять, плавать и вообще шевелиться. Кровь разгонять надо. Мозги так лучше работают.
4) Глядеть по сторонам. В смысле, поехать в какое-нибудь красивое место и осматривать его. На меня лично хорошо действуют лес и море, а вообще кому что, главное, не утыкаться в своей внутренний мир, ибо без взаимодействия с миром наружным он довольно-таки глуп и беден)