Чего я хочу сказать. Вот я сама писатель. Конечно, я верю в силу воздействия печатного слова. И не так давно мне писали люди, которые говорили, что мои книги, прочитанные в детстве повлияли на выбор их жизненного пути. Но, обратите внимание, повлияли, а не ПРЕДОПРЕДЕЛИЛИ его.
А теперь речь пойдет о литературе для детей. Есть такая категория людей, которая искренне считает, что, прочитав книжку, можно ею испортить или улучшить маленького ребенка. Такие трясутся при виде Ивана-Дурака в сказке: "как же так? Он же обманщик и пройдоха, а обманывать же нехорошо!" Такие видят смысл сказки о Голом Короле в том, что портные короля обманули,а их не наказали. "А ведь обманщики должны быть наказаны! Это же нехорошо!" Они вместо того, чтобы радоваться ловкости Кота-в-сапогах, искренне переживают, какие же моральные устои привьет такая безнравственная сказка несчастному ребеночку. Так и представляется: прочел ребенок про кота в сапогах - и ррраз! Стал вруном и обманщиком. А потом прочел, скажем, про Оловянного солдатика и - рраз! Стал стойким и героическим. А потом прочел про Синюю Бороду - и вот уже перед нами будущий маньяк. Такие люди одержимы особой книжной формой паранойи - они из любого безобидного текста способны сделать страшного врага.
Таких двумерных и линейных родителей хочется, честно говоря, немножечко приложить тяжелой книгой сказок по квадратной голове. А потом спросить: "Можете ли вы, уважаемые родители, назвать конкретную строчку или даже конкретную сказку, из-за которой вы сейчас, скажем, струсили? Или кого-то обманули? Или на кого-то насплетничали? Нет? Странно..."
Интересно, почему таким родителям не приходит в голову, что моральную базу ребенку формирует ВСЕ его окружение, и, в первую очередь, они сами, то есть родители. Сколько бы мама и папа не читали ребенку правильных сказок про то, что обманывать нехорошо, но если ребенок видит, как при этом родители постоянно врут друг другу и знакомым, из него вырастет хороший такой лицемер, который говорит правильные слова, а делает, как ему удобнее. Если вы забросали ребенка книжками по этикету, а сами вытираете ботинки об занавески и сморкаетесь в скатерть, он из всех этих книг не вынесет НИЧЕГО.
Да, книжное слово может воздействовать и воздействует на людей. Но оно, как семена, должно упасть на благодатную почву, а не в пустыню. В пустыне оно загнется. Никому бы не советовала переоценивать воспитательное значение литературы, по крайней мере до того, как он оборотится на себя.
Исходное сообщение Старый_Мерлин Литературу не переоценишь, и конечно, семена должны падать в благодатную почву. О себе могу точно сказать, что литература многим сформировала мировоззрение. Но, для тех, кто прочитает за всю жизнь всего три книжки - ту, эту, и зелёную, не стоит беспокоится.Да-да, конечно, литература может мировоззрение сформировать, но чаще всего она проигрывает неравный бой с семьей ребенка. Вот если он будет меньше по времени общаться с родителями, чем читать книги, тогда да. И то это мировоззрение должно формироваться в течение многих лет, а не с одной сказки)