http://magazines.russ.ru/neva/2013/7/13s.html
Наум Синдаловский
Фольклор внутренней эмиграции. 1960–1970-е годы
[показать] фото http://citaty.info/profile/profile_city/Харьков
Наум Александрович Синдаловский родился в 1935 году в Ленинграде. Исследователь петербургского городского фольклора. Автор более двадцати книг по истории Петербурга: «Легенды и мифы Санкт-Петербурга» (СПб., 1994), История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах» (СПб., 1997), «От дома к дому… От легенды к легенде. Путеводитель» (СПб., 2001) и других. Постоянный автор «Невы», лауреат премии журнала «Нева» (2009). Живет в Санкт-Петербурге.
1
Понятие «внутренняя эмиграция» как «пассивная конфронтация с государственной системой, вызванная несогласием с господствующей идеологией при невозможности или нежелании выехать на постоянное место жительства в другие страны», возникло в истории Европы сравнительно поздно. Если верить свободной интернет-энциклопедии Википедии, впервые оно появилось во второй четверти XVIII века во Франции и было сформулировано писательницей Дельфиной де Жирарден в очерке, посвященном французским аристократам времен Июльской монархии — периоду между революциями 1830 и 1848 годов. Очерк так и назывался: «Внутренняя эмиграция». В России примерно в это же время социальное явление «внутренней эмиграции» попытался осмыслить Александр Герцен. Он назвал такое духовное отделение себя от государства «внутренним отъездом», что, по сути, никак не противоречило французской дефиниции, поскольку в переводе с латинского языка, откуда это слово было заимствовано и во Франции, и в России, «эмиграция» (emigrare) и есть «переселение».
Впрочем, в России границы понятий внутренней, условной и внешней, реальной эмиграции до революции были достаточно размыты. Самыми известными эмигрантами-невозвращенцами, то есть эмигрантами в полном смысле слова, людьми, окончательно отказавшимися от своей родины, можно считать разве что князя Андрея Михайловича Курбского и Александра Ивановича Герцена, в то время как, скажем, Николая Гоголя и Ивана Тургенева таковыми можно называть с большой натяжкой. Оба они не однажды возвращались из «внешней» эмиграции, но оставались ли при этом во «внутренней», сказать с определенностью невозможно. В этом смысле к внутренним эмигрантам скорее можно отнести Михаила Юрьевича Лермонтова, который ни разу не пересекал границы родины и тем не менее смутную надежду на «внутренний отъезд» в душе своей хранил как единственную возможность, выражаясь словами Герцена, «сосредоточиться в себе, оторвать пуповину, связующую нас с родиной»:
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Обратим внимание на одно немаловажное в контексте нашего очерка обстоятельство. Хотя речь в этих широко известных четырех строках идет о географической территории России в ее исторически сложившихся к тому времени границах, стихотворение называется «Прощай, немытая Россия». Примерно такое же душевное состояние духовной отделенности от государства испытывали советские люди, выезжая ненадолго в прибалтийские республики, насильственно присоединенные в 1940 году к Советскому Союзу. Наивным Homo soveticus — совков, отученных, в отличие от Homo sapiens, мыслить самостоятельно, здесь, в относительной удаленности от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей» ненавистного КГБ, казалось, что и давление идеологического пресса слабее, и ощущение воздуха свободы острее.
Еще более невнятным стало понятие внутренней эмиграции в начале трагиче-
ского для России XX столетия. Октябрьский переворот 1917 года и последовавшая за ним многолетняя Гражданская война породили новое социальное явле-
ние — не виданный по масштабам массовый исход из страны наиболее активной или, по Гумилеву, пассионарной части российского населения. В повседневной обиходной речи советского обывателя появилось малоупотребительное до того слово «эмиграция». Большевистские идеологи постарались придать слову уничижительный характер. Эмигранты были официально объявлены врагами народа и советской власти. Под подозрение попали и родственники эмигрантов, по тем или иным причинам оставшиеся в стране.
Сначала эмиграция была относительно добровольной, если для этого оказывалась возможность, затем — насильственной. К выезду из страны принуждали путем психологического, морального, а то и физического государственного воздействия. Заключительный этап этой, как ее стали впоследствии называть, первой волны эмиграции напрямую связан с поражением Белой армии в Гражданской войне и единовременным организованным исходом из страны огромных солдатских и офицерских масс русской армии.
С тех пор в массовое сознание советского человека методично внедрялась мысль о том, что иной эмиграции, кроме как вражеской, в Советском Союзе не существует. С этим можно согласиться, если, конечно, учесть, что субъектов какой-либо эмиграции в стране победившего социализма просто не осталось физически. Все они были либо уничтожены, либо отбывали свои сроки в ГУЛАГе. К началу 1940-х годов в силу внутриполитических причин думать, а тем более говорить о возможной эмиграции было просто опасно для жизни.
Ситуация резко изменилась с окончанием Великой Отечественной войны. С одной стороны, об эмиграции заговорили в связи с судьбами советских военно-
пленных, «добровольно» возвращаемых в Советский Союз из фашистского плена Соединенными Штатами Америки и Великобританией, согласно договоренностям, достигнутым на Ялтинской конференции между странами-победительницами. Практически все они, объявленные изменниками родины, прошли через тюрьмы и лагеря ГУЛАГа. Многие из них превратились в лагерную пыль и сгинули на просторах советской Сибири. Но и те, что не поверили в сталинский рай, остались за рубежом и образовали русские общины второй волны эмиграции, получили тот же оскорбительный статус предателей.
С другой стороны, солдаты-победители, воодушевленные великой победой над злейшим врагом человечества — фашизмом, возвращаясь домой, рассчитывали на то, что в ответ на неисчислимые жертвы, понесенные в войне, в стране начнутся какие-то перемены в социальной и политической жизни, а главное, ослабнет партийное давление на все стороны человеческого существования, включая личную жизнь. Однако этого не случилось. Напротив, с завидной настойчивостью и методичностью партия постоянно напоминала о том, кто есть кто в Стране Советов. Так называемое «ленинградское дело», сфабрикованное в 1948 году, уничтожило значительную и наиболее активную часть партийного, государственного и хозяйственного аппарата Ленинграда, а пресловутые постановления 1946 и 1948 годов строго указали творческой интеллигенции на ее место в жизни страны.
Страна затаилась. Появились первые признаки внутренней эмиграции. Впервые возникло понятие свободного от партийного пригляда пространства, ограниченного размерами коммунальной кухни, заводской курилки, пивного бара. Здесь в долгих доверительных беседах обсуждались последние политические события, критиковалась власть. Заново рождался институт анекдота, приобретавшего все большую и большую политическую заостренность. Чего стоит только один анекдот о возможном переименовании линий Васильевского острова: Первая линия будет называться Ленинской, Вторая — Сталинской, Третья — Маленковской, Четвертая — Булганинской, Пятая — Хрущевской, Косая — Генеральной.
Роль политического анекдота в условиях тоталитарного государства трудно переоценить. Анекдоты щедро удобряли почву, на которой стремительно произрастала жажда общения. Утолить эту жажду в тесных замкнутых стенах кухонь и курительных закоулков становилось все труднее и труднее. Требовалась какая-то иная, публичная форма общения. И действительно, вскоре появились первые неформальные общественные молодежные движения.
Выразил свое отношение к внутренней эмиграции и городской фольклор, породив новую, весьма необычную форму микротопонимики. В значительной степени именно она определила миграционные предпочтения общества. В то время на окраинах Ленинграда развернулось массовое жилищное строительство. В короткое время возникли новые районы, многие из которых в народе были помечены аббревиатурами полных официальных названий иностранных государств. Причем наиболее благоустроенным районам присваивались прозвища процветающих капиталистических держав, а наименее ухоженным соответственно — социалистических стран. Недвусмысленность такого деления была более чем очевидной. Так, например, вокруг Муринского ручья в районе Гражданки возникли собственные «аналоги» таких государств: ДРВ — Дальше Ручья Влево (буквально — Демократическая Республика Вьетнам); ГДР — Гражданка Дальше Ручья (буквально — Германская Демократическая Республика) и ФРГ — Фешенебельный Район Гражданки (буквально — Федеративная Республика Германии).
Еще дальше пошли жители Ульянки, расположенной в непосредственной близости к аэропорту Пулково. Свой район они называют США. С одной стороны, шумно, и потому они расшифровывают эту аббревиатуру: «Слышу Шум Аэродрома». С другой — волнующее ощущение некой, пусть и условной близости с великой заокеанской державой позволяет им видеть в сокращенном имени своего района название далекого государства — Соединенных Штатов Америки (США).
Не забывают о своей виртуальной принадлежности к иным странам и государствам и другие петербургские районы. Живущие за кинотеатром «Рубеж» вкладывают особый смысл в свой адрес: живу «за рубежом»; жители района Поклонной горы считают, что они уже «за бугром». А народная топонимика наиболее удаленного от центра Петербурга Купчина ориентируется исключительно на дальние страны и континенты: Рио-де-КупчИно, Купчингаген, Нью-КупчИно и даже КНР, что можно расшифровать одновременно и как Купчинский Новый Район и как Китайская Народная Республика.
2
История современного молодежного движения в социалистическом Ленинграде восходит к знаменитой хрущевской оттепели, наступившей после XX съезда КПСС, разоблачившего и осудившего культ личности Сталина. Именно тогда ленинградская молодежь отказалась от практики своих родителей обсуждать личные и общественные дела на коммунальных кухнях и выплеснулась на улицы и перекрестки города. Тогда во множестве появились общегородские и районные центры тусовок, группировавшиеся вокруг общедоступных кафе и музыкальных клубов. Возникла новая молодежная субкультура, представителей которой, как и во всем мире, стали называть хиппи, от разговорного английского выражения «hip» или «hep», что в переводе означает «понимающий», «знающий». Впервые движение хиппи возникло в США в 1960-х годах. Ее главными лозунгами стали: «Человек должен быть свободным» и «Занимайтесь любовью, а не войной».
В Советском Союзе хиппи объединились в так называемую «Систему» — неформальное объединение последователей и адептов движения со всей огромной страны. О происхождении названия сохранилась легенда. Будто бы однажды на одной из не то ленинградских, не то московских улиц у группы юных хиппи, мирно покуривавших на асфальте, какой-то прохожий раздраженно спросил: «Кто вы такие?» — «Мы дети Солнечной системы, — нашелся кто-то из ребят и показал на небо, — а вот наше Солнце». Так будто бы и появилась «Система».
У них действительно не было никакой конкретной прописки. Они были везде. В одном из былинных зачинов хипповской «Сказки о царе Опиане, Иване Наркомане и Змее Героиныче» излагается легендарная биография типичного хиппи: «Я Иван-Наркоман, олдовый хипан, родом с Петрограду, с Эльфовского саду, на вписке зачатый, на трассе рожденный, в Сайгоне выращен, в Гастрите выкормлен, от ментов ушел, а уж тебя-то, змеюка бесхайрая, прихватчик левый, глюковина непрошеная, ежели принцессы не отдашь, кильну в момент к басмановой бабушке!» Истинный петербуржец хорошо знает адреса тусовок, обозначенных в этой «телеге».
Упомянутый «Гастрит» находился почти рядом с «Сайгоном», на Невском проспекте, 45, в помещении бывшей булочной Филиппова. Здесь в 1950-х годах было открыто первое заведение общественного питания нового типа. Оно тут же получило соответствующее прозвище: «Американка» или «Пулемет» — так непривычно быстро и рационально была организована там торговля. Но благодаря характерным особенностям неприхотливого советского общепита и последствиям, связанным с увлечением его ненавязчивыми услугами, кафе получило в народе более точную характеристику. Его стали называть «Гастрит», по аналогии с последствиями повального увлечения жареными пирожками, что предлагались тем же общепитом на каждом углу. В народе их называли: «Пуля в живот». Между тем известный петербургский филолог П. А. Клубков в свое время рассказал автору этого очерка еще одну любопытную легенду о происхождении названия «Гастрит». Клубков утверждает, что это неофициальное название было принесено в Ленинград сразу после войны демобилизованными офицерами, побывавшими в Германии. Там подобные заведения назывались die Gaststдtte, то есть ресторан, столовая, гостиница. При произношении вслух это напоминало русское слово «гастрит».
Сегодня кафе-автомата на Невском, 45 не существует. В его помещении расположился модный магазин современных товаров.
О «Сайгоне» мы поговорим особо в соответствующем месте нашего очерка.
Кроме общеизвестных кафешек, у ленинградских хиппи был еще один легендарный адрес постоянного общения. Это так называемая «Ротонда» или, как они ее называли, «Центр мироздания».
История этого любопытного адреса восходит к концу XVIII столетия. В 1780– 1790-х годах на пересечении Гороховой улицы и набережной правого берега реки Фонтанки сложился небольшой архитектурный ансамбль предмостной Семенов-
ской площади. Один из домов на площади принадлежал Яковлеву. Затем перешел к Евментьеву, по фамилии которого и вошел в списки памятников архитектуры Петербурга. Внутри дома Евментьева (набережная Фонтанки, 81) до сих пор сохранилась так называемая Ротонда — круглое в плане помещение трехэтажной парадной винтовой каменной лестницы, украшенное колоннами на первом этаже и пилястрами — на третьем.
В конце 1960–1970-х годов Ротонда превратилась в один из самых мистиче-
ских адресов социалистического Ленинграда. Здесь происходили регулярные, чуть ли не ежедневные неформальные встречи, или, как тогда говорили, тусовки ленинградской молодежи. Выбор места оказался неслучайным. Если верить глухим преданиям старины, то в этом доме, выстроенном якобы специально для сатанин-
ского храма, еще в XVIII столетии собирались петербургские масоны, о чем в прежние времена свидетельствовали непонятные символы, таинственные знаки на стенах и масонские эмблемы, просматриваемые в элементах чугунных решеток балюстрады. Впрочем, по другим легендам, вместо сатанинского храма в помещениях дома Евментьева одно время располагался известный публичный дом, куда будто бы не раз захаживал небезызвестный Григорий Распутин, живший недалеко отсюда на Гороховой, 64.
Стены Ротонды, выкрашенные ныне в грязно-зеленый традиционный советский цвет жилых парадных и подъездов, сверху донизу были заполнены граффити на самые различные темы — от милых интимных записочек и номеров домашних телефонов, адресованных любимым, до патетических обращений к неведомым силам и смиренных просьб к Богу. Считалось, что оставивший запись на стене Ротонды тем самым духовно очищался.
Винтовая лестница в Ротонде среди тусующейся молодежи называется «Лестницей дьявола». Легенды утверждают, что если прийти в Ротонду ровно в полночь с просьбой к нему, то сатана непременно откликнется. Он спустится на грешную землю по лестнице и внимательно выслушает просящего. Рассказывают, что некая девица, жившая в XIX веке, пожаловалась ему на неразделенную любовь. Наутро ее возлюбленный был найден в постели мертвым. Никаких следов насильственной смерти на его теле найдено не было.
«Лестница дьявола» заканчивается площадкой, обладающей удивительными акустическими свойствами. Отсюда слышны даже самые тихие звуки, раздающиеся на лестнице. Однако при этом нет даже намека на какое бы то не было эхо. Согласно местным поверьям, лестница ведет в никуда. Знатоки утверждают: если с закрытыми глазами попытаться по ней пройти, то добраться до конца никогда не удастся. Между тем старожилы молодежных тусовок помнят, что некогда под высоким куполом Ротонды висела загадочная длинная веревка. Веревка окружена мистическим ореолом тайны. Легенды утверждают, что на ней когда-то повесилась юная задумчивая красавица в темно-синем свитере, которая ежедневно одиноко сидела на верхней ступеньке лестницы и что-то тихо напевала. Как она входила в Ротонду или выходила оттуда, никто не знает. А однажды она в Ротонде вообще не появилась, и с тех пор ее уже никто никогда не видел. Имеет свое фольклорное название и окно на последнем этаже Ротонды. Его прозвали «Окном самоубийц». В совокупной памяти молодежи сохраняются свидетельства о неоднократных случаях гибели подростков, разочаровавшихся в жизни и выбросившихся через это окно в иной, потусторонний мир.
Впрочем, в Ротонде существует и иная возможность оказаться в другом измерении. Согласно легендам, в доме существует таинственный подвал, спускаться в который людям с неустойчивой психикой не рекомендуется. Там легко можно попасть в параллельный мир и «неизбежно сойти с ума». Войти в подвал можно и через люк, расположенный в самом центре Ротонды. Постоянные посетители Ротонды его стараются обходить. Говорят, однажды он неожиданно, без всякого физического воздействия на него треснул и раскололся. Оставшийся осколок поразил всех видом пятиугольника с двумя восходящими концами. Согласно древним поверьям, такая пентаграмма представляет сатану в виде козла на шабаше. По слухам, из подвала в сторону Витебского вокзала ведет подземный ход.
Судя по местному фольклору, в Ротонде однажды произошел удивительный случай, правда, закончившийся не столь трагически. В стене на одной из площадок винтовой лестницы некогда находилась дверь. Затем дверь замуровали. Сейчас вряд ли кто знает, что за ней находилось. Однажды в Ротонде появился молодой человек, который несколько дней долго и пристально всматривался в штукатурку, под которой были едва заметны контуры кирпичей, закрывавших дверной проем. А потом юноша на глазах изумленных очевидцев сделал шаг к стене и неожиданно растворился в ней. Отсутствовал таинственный пришелец недолго. Говорят, не более пятнадцати минут. Но когда вышел, все остолбенели. Перед ними стоял семидесятилетний старик. А штукатурка на месте бывшего дверного проема вновь приняла свой обычный вид. Как будто ничего не произошло.
Если верить газетным сообщениям, в Ротонду частенько наведывались и члены официально запрещенных религиозных сект. Если верить городскому фольклору, питерские сатанисты здесь отмечают собственные праздники: Вальпургиеву ночь с 30 апреля на 1 мая, Хэллоуин с 31 октября на 1 ноября, Сретение 15 февраля и другие. В эти дни или, если быть точным, ночи с ноля до четырех часов они справляют в Ротонде так называемую «черную мессу».
По общему мнению, Ротонда является одним из самых мистических центров Петербурга. В городском фольклоре его называют «Центром мироздания». Считается, что в Петербурге в разных концах города находятся шесть Ротонд. Если пять из них соединить диагональными линиями, то в центре их пересечения окажется Ротонда в доме на углу Фонтанки и Гороховой улицы, Ротонда, которой посвящен сюжет нашего очерка.
Мистическая атмосфера, царившая в «Ротонде», впечатляла всякого, кто впервые попадал в этот мифический «Центр мироздания». Случались здесь и легендарные события, оставившие заметный след в петербургском городском фольклоре. Вот текст одной из хипповых песен на мотив известного шлягера времен Гражданской войны:
Над Фонтанкой-рекой загорались огни.
По ментуре уставши скитаться,
Сотни юных хиппов, волосатых пиплов
На Ротонду пришли тусоваться.
Они долго стояли в ночной тишине,
Замерзали, стучали зубами.
Вдруг вдали у реки засвистели свистки,
В стрем вскипает ментура за нами.
Прикололись менты с пиплов феньки сдирать,
Завязались базары гнилые.
Лейтенант молодой вдруг поник головой:
Ухожу, видит Бог, в хиппы я.
Он упал на капот упаковки своей
И закрыл свои серые очи:
Старшина, мой родной, передай, дорогой,
Кайфоломов ментом быть не хочет.
И сказал старшина: ухожу, ухожу.
Эти люберы, внуки, мажоры.
В кобуре посмотри, там кассета Катрин,
Я вчера записал у майора.
Над Фонтанкой-рекой догорали огни.
В упаковке уставши скитаться,
Сотни лучших ментов, ныне честных хиплов
На Ротонду пришли тусоваться.
Сотни лучших ментов, ныне честных хиплов
На Ротонду пришли тусоваться.
В начале 1990-х годов движение хиппи потеряло свою привлекательность среди молодежи. Не в последнюю очередь и потому, что государство перестало преследовать неформалов. Неформальные тусовки вышли за пределы тесных кафешек и переродились в формальные дискотеки и места обыкновенных массовых встреч у выходов из метро. Большинство таких мест имеют фольклорные названия. Вот только некоторые из них. Дискотеки: «Минотавр» (2-й Муринский проспект), «Нора» (Лиговский проспект), «Фронт» (у станции метро «Выборгская»), «Планетарий» (у станции метро «Горьковская»), «Конюшня» (Конюшенная улица), «Лажа» (проспект Большевиков). Места тусовок: «Артель» (Артиллерийская улица), «Барабашки» (Лиговский проспект), «Рубильник» (улица Рубинштейна), «Колыма» (Коломенская улица), «Толпа» (Озерки), «Галера» (у входа в Гостиный двор), «Климат» (выход станции метро «Канал Грибоедова»), «Зеркала» (зеркальные витрины магазина на углу Невского и Литейного проспектов).
3
Профессиональные творческие союзы в Советской России вели свое начало с 1930-х годов, когда политически и идеологически окрепшая большевистская власть распустила все стихийно возникшие после революции организованные группы творческой интеллигенции. На их основе были созданы профессиональные объединения архитекторов, писателей, художников, композиторов, театральных деятелей, со строгой иерархической системой управления, подчиненной единому партийному центру.
Творческая организация ленинградских художников и искусствоведов была создана в 1932 году как отделение Всероссийского союза художников и была широко известна по аббревиатуре ЛОСХ (Ленинградское Отделение союза Художников). В конце 1960-х годов в ЛОСХе насчитывалось более двух тысяч членов. Многие стремились получить членство в этой организации исключительно ради получения элементарных возможностей для творчества. Союз художников занимался распределением абсолютно всех материальных благ, начиная с красок, кистей и бумаги отечественного производства и кончая мастерскими в чердачных или подвальных этажах коммунальных домов. Кроме того, быть принятым в Союз художников предполагало автоматическое признание профессиональной пригодности. Отказаться в советское время от членства в ЛОСХе было равносильно отказу от творчества. В огромной степени от этого зависело участие в художественных вы-
ставках и издательских проектах, творческие командировки и реализация готовых произведений.
В то же время Союз художников был насквозь политизированной структурой, вся деятельность которой целиком зависела от идеологических отделов КПСС. Она на корню душила всякое инакомыслие, не признавала никакого иного направления в искусстве, кроме пресловутого соцреализма, и обладала абсолютной монополией на критику в средствах массовой информации. В этих условиях ей трудно было избежать соответствующего отношения к себе со стороны творческой интеллигенции. В народе ЛОСХ называли «Управой маляров», а о его членах говорили: «Ни один из членов ЛОСХа не достоин члена Босха» или «Лучше один член Босха, чем сто членов ЛОСХа».
Одними из первых художников, которые вышли из-под тотального надзора ЛОСХа и организовались в самостоятельную независимую группу, были «Митьки» — наиболее яркие представители ленинградского андеграунда 1970–1980-х годов. Формально коллектив «Митьков» возник в 1985 году. Название произошло от уменьшительного имени их идейного лидера и организатора, или, как говорят они сами, классического, канонического митька — Мити (Димы, Дмитрия) Шагина. Он в то время работал в котельной, и к нему в гости захаживали его друзья — непризнанные поэты, непонятые художники, все те, кого впоследствии метко назовут «поколением дворников и сторожей».
Диапазон художественных поисков «Митьков» настолько широк, что не укладывается в рамки узких определений. Он простирается от эстетически изощренных пастельных архитектурных пейзажей Олега Фронтинского до лубочных народных картинок Александра Флоренского и художественных аппликаций Ольги Флоренской. Скорее, это не столько творческие, сколько идеологические единомышленники. Тем более что в «Митьках» числятся не только художники, но и музыканты, и исполнители, и Бог знает кто еще. Да и лозунг, рожденный в митьковской среде и давно уже ставший петербургской поговоркой, звучит довольно убедительно: «Митьки никого не хотят победить». Впоследствии было придумано продолжение этой крылатой фразы: «…но завоюют весь мир».
Между тем истоки их творчества глубоко народны. Сами «Митьки» этим обстоятельством дорожат и всячески стараются это подчеркнуть. На одной литографии, изданной ими, опубликована митьковская частушка:
Не ходите вдоль реки,
Там купаются митьки.
Они творческие люди,
Девок мацают за груди.
Частушка явно авторская, но хорошо стилизована, а главное, отражает суть митьковского мировоззрения, которое сочетает в себе и минуты отдыха, и часы творчества. Иногда они, что называется, переигрывают. И тогда это не проходит мимо внимания городского фольклора. Так, например, идиома «митьковствовать» уже попала в словари молодежного сленга в значении подражать петербургским интеллигентам, которые сначала вышли из народа, а потом начинают искать дорогу назад. В арсенале городского фольклора есть и еще более интересное приобретение: «замитьковать». Это означает найти или приобрести спиртное с тем, чтобы, «не откладывая надолго, выпить его в более узком кругу» — намек на «вредные привычки», которые были свойственны митькам в раннюю пору их существования и с которыми они окончательно расстались, как это утверждают они сами.
Многие художники группы «Митьки» входили в неофициальное художественное движение, находившееся в 1970–1980-х годах вне рамок официального Союза художников и известное как «ГазаНевская культура». Этот широко распространенный в настоящее время термин имеет фольклорное происхождение, хотя с некоторых пор и приобрел едва ли не официальный статус. В свое время этим понятием обозначалась неофициальная, или «вторая», альтернативная художественная культура Ленинграда. Впоследствии она получила наукообразное название культуры андеграунда, хотя устами официально признанных художников того времени и партийных чиновников от культуры продолжало называться пренебрежительным словом: «газаневщина».
Этимология названия «ГазаНевская культура» восходит к двум кратковременным художественным выставкам, которые удалось развернуть неофициальным художникам Ленинграда в 1974 и 1975 годах. Одна из них прошла во Дворце культуры «Невский» на проспекте Обуховской Обороны. В народе этот центр культурного отдыха ленинградцев известен как «Нева» или «Сарай». В выставке приняли участие около пятидесяти ленинградских художников, Другая выставка состоялась во Дворце культуры имени И. И. Газа, или «Газике», как его называли ленин-
градцы, на проспекте Стачек. Эта выставка собрала уже более девяноста неофициальных живописцев и графиков Ленинграда. Обе экспозиции, информация о которых была ограничена во времени и скудна по содержанию, привлекли такое количество посетителей, что это вызвало у ленинградских властей неописуемый ужас. И та и другая выставки были закрыты задолго до окончания намеченного срока. Но именно они открыли шлюзы запрещенной по идеологическим соображениям ленинградской художественной культуре, закрыть которые официальным властям не удавалось уже никогда.
4
История Союза советских писателей уходит в первые десятилетия советской власти. Головокружительные успехи массовой коллективизации сельского хозяйства, достигнутые Советским Союзом в начале 1930-х годов, подвигли Сталина на внедрение таких же принципов коллективной организации труда в творческих профессиях. Как и в случае с художниками, одна за другой закрывалась деятельность разрозненных неофициальных литературных групп, кружков и объединений, а всех свободных поэтов, писателей и критиков приглашали «добровольно» вступить в единый творческий союз. Они должны были подчиниться единому уставу, общей дисциплине, одному начальнику и нести коллективную ответственность за все, что происходит в их среде. Так было легче руководить и проще контролировать. Взамен им были обещаны социальные привилегии и забота партии и правительства о творческом благополучии. Издание книг, творческие командировки, лечение, дома отдыха, дачи, премии, продовольственные наборы и прочие социальные блага предоставлялись только членам союза.
Таким объединением стал созданный в 1934 году в Москве Союз советских писателей с отделениями во всех крупных городах и столицах союзных республик. В распоряжение Ленинградского отделения был отдан особняк Шереметева, который вскоре назвали Домом писателей имени В. В. Маяковского. Гипсовый бюст пролетарского поэта встречал посетителей в вестибюле. Говорят, ему не однажды отламывали голову, но каждый раз ее вновь водружали на могучие плечи трибуна революции. В кулуарах Дома писателей любили рассказывать легенду о бывшей хозяйке особняка, выжившей из ума старухе Шереметевой. Будто бы она, большая любительница бездомных кошек, умирая, завещала особняк своей последней питомице, которая долгие годы встречала посетителей Дома писателей с гордым достоинством хозяйки. Среди писателей эту местную мурлыкающую достопримечательность прозвали Графинюшкой и чуть ли не целовали ей лапку.
Нравственная атмосфера среди писателей была душной. Творческая критика на заседаниях секций в основном сводились к проработкам, а по сути, к травле писателей. Доставалось всем, но особенно неординарным, талантливым и одаренным. Блестящих писателей-фантастов братьев Аркадия и Бориса Стругацких с легкой руки известного острослова Михаила Светлова даже прозвали Братьями Ругацкими, так часто под видом дружеских обсуждений произведений их унижали и втаптывали в грязь. Поводом для проработок могли послужить самые невинные строчки, показавшиеся бдительным идеологическим стражам предосудительными. Сохранился анекдот о том, как это происходило. Однажды на заседании секции поэзии подвергли критике даровитого поэта Геннадия Григорьева за то, что он в одном из своих стихотворений позволил себе сказать: «Пусть Саша гуляет вдоль Мойки, / Мы Сашу с собой не берем». — «Разве можно так о Пушкине», — с обидой за «наше все», возмутился председатель секции Семен Ботвинник. «Нет, нет, — возразил с места Александр Кушнер, — это не про Пушкина, это про меня!» Рассказывают, будто Геннадий Григорьев после этого приходил на собрания союза в противогазе, всем своим видом демонстрируя, что здесь «дурно пахнет».
Здесь действительно происходили самые позорные события в жизни ленинградского писательского сообщества. Здесь бурно приветствовали бесчеловечные погромные постановления партии 1946 и 1948 годов. Здесь единогласно голосовали за лишение членства в Союзе писателей Анны Ахматовой и Михаила Зощенко, осуждали Бориса Пастернака и Александра Солженицына за их принципиальную позицию по отношению к советской власти. Здесь клеймили Иосифа Бродского, позорно обвиненного в тунеядстве. Здесь подвергали невиданному остракизму писателей, как самостоятельно, по собственной инициативе уезжавших за границу на постоянное место жительства, так и насильно изгнанных из страны.
У ленинградской общественности большой счет к Союзу советских писателей. Если верить ленинградскому городскому фольклору, между Домом писателей на Воинова и печально знаменитым Большим домом на Литейном существовал подземный ход. Сотрудники в чекистских погонах с Литейного и сотрудники в штатском из Дома писателей регулярно пользовались им для решения неотложных вопросов сохранения в стерильной чистоте и девственной неприкосновенности советской идеологической системы. Что можно было ожидать от такого «творческого союза», хорошо известно.
Безжалостному остракизму подвергались в городском фольклоре и руководители союза, которые считали его своей вотчиной, отданной им на кормление, и беззастенчиво пользовались всеми возможными привилегиями, включая массовые многотиражные издания своих собственных произведений. Одним из таких руководителей был широко известный в свое время поэт Александр Прокофьев.
Прокофьев родился в селе Кобона Волховского района Ленинградской области. Впервые в Петроград приехал в 1922 году. Печататься начал с 1927 года. Все его стихи и поэмы пронизаны образами народного творчества, фольклора. Многие свои произведения Прокофьев посвятил Ленинграду. Дважды — в 1945–1948 и 1955–1965 годах избирался первым секретарем Ленинградского отделения Союза писателей. Он был неплохим поэтом.
Однако в служебной биографии Прокофьева есть немало позорных страниц. На его счету не одна поломанная судьба. В 1946 году на совещании редакторов литературных журналов в ЦК КПСС среди прочих был вызван и Прокофьев. Присутствовал Сталин. Зашел разговор об Ахматовой. «Зачем вытащили эту старуху?» — спросил вождь. И хотя вопрос был адресован не ему, Прокофьев не удержался. «Ее не переделаешь», — с досадой сказал он, будто бы оправдываясь за свою собственную оплошность.
Прокофьев стал одним из главных вдохновителей позорного суда над Иосифом Бродским в 1964 году. Будто бы Прокофьеву подбросили какую-то эпиграмму в его адрес. Эпиграмма была безымянной, но услужливые лизоблюды подсунули своему литературному начальнику фамилию Бродского. Этого было достаточно, чтобы делу о тунеядце Бродском дали зеленый свет. Как выяснилось впоследствии, автором эпиграммы был другой достаточно известный поэт, но судьба будущего лауреата Нобелевской премии к тому времени была уже решена.
О роли поэта Прокофьева, или Прокопа, как называли его среди писателей, в культурной жизни Ленинграда можно судить по анекдоту: в книжном магазине: «Скажите, у вас есть стихи Г. Горбовского?» — «Нет, но есть А. Прокофьева». — Простите, а В. Шефнера?» — «Нет. Возьмите А. Прокофьева». — «А М. Борисовой?» — «Нет. Но есть А. Прокофьева». — «А когда они будут?» — «Спросите у А. Прокофьева».
Впрочем, даже хорошо отлаженная государственная машина нет-нет, а давала досадные сбои. В декабре 1981 года как гром среди ясного неба прозвучало имя писателя Виктора Голявкина. В истории ленинградской культуры Голявкин мог бы и затеряться, если бы не легендарные события, невольным виновником которых он стал. История эта вошла в копилку городского фольклора благодаря скандальному 12-му номеру журнала «Аврора». В народе этот номер получил название: «Второй залп “Авроры”». Славу журналу принес опубликованный в номере сатирический монолог-юмореска Виктора Голявкина «Юбилейная речь». Монолог начинался словами: «Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер. Ведь он написал столько книг!» Монолог продолжался печальными и одновременно восторженными словами лирического героя: «Но он, безусловно, умрет, как пить дать. Ему поставят огромный памятник, а его именем назовут ипподром — он так любил лошадей».
Монолог был принят в печать и уже сверстан, когда в редакцию пришло срочное сообщение из ТАССа — всесильного в то время государственного Телеграфного агентства Советского Союза. Агентство напоминало главному редактору, что в декабре советская общественность должна достойным образом отметить 75-летие Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. К подобным указаниям сверху в редакции привыкли и отнеслись к этому спокойно. Опытные редакторы нашли подходящий портрет юбиляра и цитату из его недавней речи. Портрет «верного ленинца» поместили на обложке журнала и сочли, что свой партийный долг выполнили сполна.
Однако не тут-то было. Едва декабрьский номер журнала появился в продаже, как разразился невиданный скандал. По городу разнеслась весть, что журнал затеял политическую провокацию, подготовленную чуть ли не самим первым секретарем Ленинградского обкома партии Григорием Васильевичем Романовым, который стремится сместить Брежнева со своего поста и занять его место. Иначе как можно объяснить тот факт, что портрет по случаю 75-летия генсека появился на первой странице журнала, а издевательская «Юбилейная речь», полная грязных намеков и двусмысленностей какого-то Голявкина, — на 75-й странице того же номера? Можно ли оправдать эту чудовищную связь случайным совпадением? Тем более что этих совпадений подозрительно много. Чего стоит одна писательская профессия «юбиляра»? Еще у всех в памяти было недавнее вручение Брежневу писательского билета № 1 по случаю выхода из печати его мемуаров, благодаря чему он стал первым писателем страны. Не говоря уже об откровенном намеке на любовь к лошадям. Всем было известно увлечение Леонида Ильича — коллекционирование легковых автомобилей. Заговорили даже о происках КГБ, который будто бы готовит акцию по свержению Брежнева.
С большим трудом, не без личного вмешательства первого секретаря Ленинградского обкома партии, скандал удалось замять. А ироничный ленинградский писатель Виктор Голявкин, который вряд ли пользовался эзоповым языком и писал свой знаменитый монолог скорее с оглядкой на самого себя, чем на первое лицо государства, приобрел не виданную по тем временам популярность и поистине всенародную славу.
Не лучше обстояли дела и в других профессиональных объединениях. На этом фоне становится понятным, почему думающая творческая молодежь искала другие пути общения друг с другом.
В этой связи заметным явлением в культурной жизни Ленинграда выглядят многочисленные литературные объединения, появившиеся в конце 1950-х годов в Ленинграде. Литературные объединения, широко известные в мире культуры по аббревиатуре ЛИТО, превратились не только в одну из самых распространенных форм вневузовской литературной учебы, но и в своеобразные молодежные творческие клубы, прообразом которых с известной долей условности можно считать дореволюционные литературные салоны. Литературные объединения предоставляли возможность знакомиться с новыми людьми, общаться, обмениваться информацией.
Первым ЛИТО, появившемся в послевоенном Ленинграде, считается литературная студия при Дворце пионеров имени Жданова. Студией, или «Лицеем», как называли ее, вкладывая в это особый, «пушкинский» смысл, сами студийцы, руководили Давид Яковлевич Дар и Глеб Сергеевич Семенов. Среди студийцев были такие ставшие впоследствии известными поэты, как Нина Королева, Лев Куклин, Владимир Британишский, Александр Городницкий. До сих пор в литературных кругах Петербурга их называют поэтами «первого ГЛЕБ-гвардии СЕМЕНОВского разлива».
Особенно яркий расцвет такая форма общественной жизни получила во времена так называемой хрущевской оттепели. Многочисленные литературные, поэтические объединения успешно функционировали при редакциях практически всех крупных городских журналов и газет, при дворцах и домах культуры, в институтах, на заводах и фабриках. Наиболее заметным в Ленинграде было ЛИТО в Горном институте, которым руководил ленинградский поэт Глеб Сергеевич Семенов. Занятия его объединения по аналогии с фольклорным названием студии при Дворце пионеров в Ленинграде назывались «Собраниями ГЛЕБ-гвардии СЕМЕНОВского полка». Со слов Владимира Британишского известна легенда о том, как появилось это крылатое выражение. В ту пору в Горном институте учился один из членов семеновского ЛИТО Александр Городницкий. Будто бы однажды, встретив его в горняцкой форме, Семенов воскликнул: «А ты, брат, выглядишь как поручик!» — «Глеб-гвардии Семеновского полка!» — с готовностью отозвался начинающий поэт и весело щелкнул каблуками.
Пользовались популярностью среди литературной молодежи встречи «литовцев» или, как они сами себя называли, «гопников» в ЛИТО при газете «Смена». Самоназвание не было случайным. Руководил занятиями поэт Герман Борисович Гоппе. Хорошо зарекомендовали себя поэтические собрания во Дворце культуры имени Ленсовета, во главе которых стояла Елена Рывина; занятия при Союзе писателей у Вадима Шефнера; в редакции газеты «На страже Родины» у Всеволода Азарова и многие другие.
Закат ленинградских литературных объединений пришелся на конец хрущевской оттепели, наступивший в 1956 году. По одной из версий, это случилось, когда по распоряжению КГБ был уничтожен второй репринтный сборник стихов поэтов Горного института. Как вспоминал об этом в 1992 году Александр Городницкий, сделано это было в лучших традициях средневековой инквизиции:
Наш студенческий сборник сожгли в институтском дворе,
В допотопной котельной, согласно решенью парткома.
По другой версии, горняцкое ЛИТО было разогнано из-за стихотворения Лидии Гладкой, посвященного венгерским событиям 1956 года:
Там красная кровь — на черный асфальт,
Та русское «Стой!» — как немецкое «Halt!»
«Каховку» поют на чужом языке,
И наш умирает на нашем штыке.
Незаметно стали закрываться и другие литературные объединения. Дольше всех продержались заводские и фабричные ЛИТО. Но они составляли наиболее ортодоксальную, официальную часть молодой поэзии Ленинграда и никакой опасности для власть имущих не представляли.
Короткая эпоха литературных объединений возродила в Ленинграде необыкновенно популярную в 1920-х годах, но давно уже подзабытую форму непосредственных встреч поэтов со своими читателями в публичных общественных местах. Появилось первое в Ленинграде знаменитое в 60-е годы поэтическое кафе на Полтавской улице. В то время это была обыкновенная безымянная городская общепитовская столовая, которая по вечерам преображалась. Ее заполняла ленинградская творческая и студенческая молодежь. Поочередно здесь выступали члены самых разных городских литобъединений. Никаких предварительных согласований на этот счет не требовалось. Хотя всем было ясно, что среди посетителей под видом любителей поэзии находились и сотрудники Большого дома. В памяти ленинградцев эта столовая так и осталось под неофициальным названием «Кафе поэтов».
5
Подлинным центром внутренней эмиграции творческой молодежи Ленинграда в 1960-х годах стало кафе на пересечении Невского и Владимирского проспектов. Как это обычно бывает, выбор места встреч и на этот раз оказался далеко не случайным. В ленинградском городском фольклоре этот знаменитый перекресток давно имеет собственный почетный микротопоним: «На углу всех улиц». Здесь студенческая молодежь всегда любила назначать свидания, организовывать встречи, ожидать друзей и подружек. Наряду с другим широко известным перекрестком на углу Садовой улицы и Невского проспекта, который в фольклоре назывался «Центром», угол Невского и Владимирского проспектов в молодежной среде считался одним из своеобразных городских символов.
История кафе началась в 1880 году, когда на угловом участке № 49 по Невскому проспекту по проекту архитектора П. Ю. Сюзора строится гостиница, которая вскоре после открытия Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой стала официально называться «Москва». При гостинице работал модный ресторан. Позже гостиницу закрыли, перепланировав всю площадь под ресторан. За рестораном сохранилось название «Москва».
В нижних этажах ресторана появилось безымянное кафе, которое тут же в народе получило говорящее прозвище «Подмосковье». Иногда его называли по имени некой продавщицы: «У Веры». Затем, если верить фольклору, стены кафе расписал художник Евгений Михнов. На белых кафельных плитках заведения появились огромные «пародийные петухи». Среди постоянных посетителей кафе родилось новое название: «Петушки». Эти-то «Петушки» и облюбовала ленинградская неформальная молодежь для своих постоянных встреч. В общение они привнесли свои обычаи и традиции, свои непривычные для непосвященных правила поведения, собственный, раздражающий взрослых молодежный сленг. Атмосфера в кафе резко противоречила обязательным рекомендациям властей по проведению культурного досуга и отдыха комсомольцев и молодежи.
Вскоре у кафе появилось новое неформальное название «Сайгон» с его многочисленными вариантами и модификациями: «Сайг», «Сайгак» и так далее. Согласно общему, широко распространенному мнению, схема создания таких омонимов была традиционно простой. В названии, как это было часто принято в городском фольклоре, фиксировалась одна из горячих точек планеты. В то время шла американо-вьетнамская война, и симпатии молодежи были, конечно, на стороне вьетнамцев.
Сохранилась в фольклоре и легендарная версия этимологии «Сайгона». Об этом до сих пор с удовольствием рассказывают бывшие посетители кафе. Вот как об этом повествует легенда. Правила поведения в тогдашних общепитовских заведениях запрещали курение внутри помещения. Ребята выходили в тесный коридорчик, который сразу же наполнялся густыми облаками дыма, сквозь который не всегда можно было не только видеть, но и слышать. Однажды к ним подошел милиционер. «Что вы тут курите. Безобразие! Какой-то «Сайгон» устроили». Слово было найдено, а как известно, «в начале было слово…» Так в ленинградской топонимике появилось одно из самых знаменитых и популярных названий — «Сайгон». Иногда пользовались собирательным именем, которым называли все молодежное сообщество, тусующееся вокруг «Сайгона»: «Страны Сайгонии» или просто «Сайгонии». Соответственно, постоянные посетители «Сайгона» стали «сайгонщиками» или «сайгонавтами», как они любят себя называть до сих пор. Среди них были известные в будущем диссиденты и политики, поэты и художники, актеры, писатели, журналисты, общественные деятели — все те, кого в начале 1990-х годов окрестят, кто с ненавистью, а кто с благодарностью, шестидесятниками.
Говорят, органы госбезопасности всячески старались сохранить «Сайгон» в том виде, как он сложился. Так будто бы было легче контролировать молодежные движения. Можно предположить, что среди постоянных посетителей кафе было немало обыкновенных доносителей. «Сайгонщики» это хорошо понимали. Однажды, после очередного ремонта, в «Сайгоне» появилась стена, сплошь декорированная зеркалами. «Сайгонщики» были уверены, что за ними спрятана специальная аппаратура, с помощью которой все «снимается и записывается».
Интерес ленинградской общественности к «Сайгону» был всегда велик. Это легко подтверждается городским фольклором, его уникальной фразеологией, которая теперь уже, надо полагать, навсегда останется в словарях городской обиходной речи петербуржцев. Хорошо известна формула братской общности, ничуть не меньшая по значению, чем поговорка «В одном полку служили»: «На одном подоконнике в “Сайге” сидели». Надо напомнить, что широкие низкие подоконники «Сайгона» и в самом деле использовались чаще, чем общепитовские высокие столы. На подоконниках пили кофе и вели умные беседы, ожидали товарищей и просто отдыхали. Уникальной формуле общности вторит столь же уникальная клятва, в надежности которой сомневаться было не принято: «Век “Сайгона” не видать!» В последнее время появилась формула, еще более расширившая и углубившая значение «Сайгона» в глазах современных петербуржцев: «Вышли мы все из „Сайгона”».
Но если ленинградцы к «Сайгону» относились традиционно терпимо и снисходительно, как к любому проявлению молодежной авангардной культуры в Ле-
нинграде, то московские неонацисты, лжепатриоты и прочие политические маргиналы из бывших комсомольцев на дух не переносили атмосферу неповторимого питерского «Сайгона». В конце 1980-х годов, если верить фольклору, они объединились вокруг идеи разгромить «Сайгон» и примерно наказать «сайгонщиков». Говорят, в 1987 году на Ленинград двинулись несколько поездов, набитых «люберами». И хотя милиция об этом была заранее осведомлена и еще где-то под Тосно все москвичи были высажены из поездов и отправлены обратно в Первопрестольную, на Московском вокзале, как утверждает фольклор, собралось огромное количество ленинградских гопников, бомжей и прочего сброда. Их единственной целью было отражение нападения Москвы на Ленинград, с тем чтобы защитить честь своих интеллектуальных собратьев.
Сохранилась легенда, что одной группе «люберов» все-таки удалось добраться до Ленинграда. Высадившись на Московском вокзале, они бросились искать тот самый ненавистный «Сайгон». На глаза им попался пивной бар «Хмель». Увидев у входа толпу желающих опрокинуть кружечку пива мужиков и решив, что это и есть «Сайгон», москвичи ворвались в пивную, преисполненные решимости восстановить в Ленинграде социалистический порядок. И тут, согласно легендам, началось самое невероятное. Против москвичей объединились не только завсегдатаи пивного бара, но и окрестная молодежь, и местные стражи порядка. «Люберы», получив сполна все, что они обещали другим, побитые и осмеянные, едва добрались до Московского вокзала и спешно покинули Ленинград. И вправду, не зря говорят, что «В Питере такие крутняки!»
Считается, что кафе «Сайгон», как место обитания «непризнанной и гонимой в годы застоя творческой интеллигенции», было открыто 1 сентября 1964 года. За-
крыли его в марте 1989 года. В 2001 году бывшая гостиница «Москва» вновь обрела свой первоначальный статус. Теперь у нее другое название: «Radisson SAS Royal hotel», или просто «Редисон». В современном петербургском городском фольклоре гостиница известна под именем «Редиска». Попытки возродить старый «Сайгон» в других кафе с присвоением им того же названия в разных районах города успехом не увенчались. Новые социально-политические условия жизни в новой России требовали других форм общественного общежития.
6
Постоянными посетителями «Сайгона» были широко известные ныне деятели культуры: Иосиф Бродский, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Шевчук, Евгений Михнов, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Сергей Довлатов, Константин Кинчев, Михаил Шемякин, Евгений Рейн, Дмитрий Шагин, Сергей Курехин и другие. Многие из них были «дворниками и кочегарами с высшим образованием и кандидатскими степенями», которые за внутреннюю свободу готовы были отказаться от успешного продвижения по службе, сытого благополучия, простого благосостояния и тихой, спокойной жизни. Они разорвали связь с господствующей партийной идеологией, отказались от общепринятых ценностей и художественных традиций. Они были диссидентами, бунтарями, последовательными сторонниками альтернативного или подпольного в то время искусства, получившего тогда же название: андеграунд. Термин родился на Западе и применялся исключительно к оппозиционным движениям в странах с тоталитарными, диктаторскими режимами. В буквальном переводе с английского языка «underground» и означает «подполье».
Все они были бесспорными мастерами в избранной ими творческой профессии. Однако только некоторые стали признанными лидерами современного искусства: Бродский и Довлатов — в литературе, Шемякин в живописи, Гребенщиков и Цой — в музыке. Не случайно именно они еще при жизни стали объектами городского фольклора, его героями и персонажами. Фольклор избирателен. Он далеко не всякого одаривает своим вниманием. И если фольклор оставил свою несмываемую мету в чьей-либо биографии, то можно быть уверенным, что избранный объект того стоит.
Михаил Шемякин стал широко известен после знаменитой так называемой «Такелажной» выставки, прошедшей 30–31 марта 1964 года в Эрмитаже, где художник одно время работал грузчиком. Выставка была немедленно закрыта, а ее организаторы — примерно наказаны. Сохранились и другие свидетельства «вызывающего», как тогда говорили в официальных кругах, поведения художника. Так в один из солнечных летних дней Шемякин организовал в Михайловском саду художественную инсталляцию. Молодые люди на глазах изумленных посетителей сада изобразили живую картину, полностью повторяющую композицию известного полотна французского художника Эдуарда Мане «Завтрак на траве», с обнаженной дамой, полностью и строго одетыми мужчинами и прочими живописными деталями парижской жизни 60-х годов XIX века. В свое время во Франции картина Мане вызвала нешуточный скандал и была снята с выставки.
Шемякин родился в Москве. По отцовской линии он был потомком кабардин-
ских князей Кардановых. По материнской — русским дворянином, его матерью была актриса Юлия Предтеченская. При рождении мальчик назвали Файзуллой. Файзулла рано лишился отца, а когда вырос, взял имя и фамилию своего отчима — офицера Белой гвардии Михаила Петровича Шемякина. Его биография полна и другими скандальными подробностями. В детстве Шемякина выгнали из школы за «неадекватность поведения», в юности он лечился в психиатрической клинике, а одно время служил послушником в православном монастыре. В 1957 году Шемякин поступил в Среднюю художественную школу при Институте живописи,
скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Однако и художественную школу окончить не удалось. Его снова отчислили. С формулировкой: «за эстетическое развращение однокурсников».
В 1960-х годах Шемякин некоторое время находился в известной ленинград-
ской психиатрической больнице, где проходил очередной курс принудительного лечения. На этот раз его пытались вылечить от «модернизма» клиническими методами, в то время широко применяемыми КГБ. Находясь в психушке, Шемякин продолжал работать. К подписи под картинами, написанными в больнице, добавлял три знаменитые буквы: СПБ. Однако по Шемякину это было не только сокращенное обозначение города: Санкт-Петербург, но и придуманная им вызывающая аббревиатура, которая расшифровывалась: СпецПсихБольница.
В 1971 году Шемякин был выслан из Советского Союза. Некоторое время он жил во Франции. В настоящее время проживает в США. С началом перестройки принимает активное участие в художественной и общественной жизни Петербурга. Преподнес в дар городу многие свои скульптурные произведения. Шемякинский памятник Петру I установлен в Петропавловской крепости. Необычный образ Петра, созданный художником, до сих пор вызывает споры в художественной и общественной среде. Памятник жертвам сталинского террора работы Шемякина установлен на набережной Робеспьера, напротив тюрьмы «Кресты» и вблизи от ленинградского символа сталинских репрессий — Большого дома.
Любопытный скульптурный ансамбль под названием «Памятник первостроителям и архитекторам Петербурга» работы Шемякина некоторое время стоял на территории бывшего Сампсониевского иноверческого кладбища — первого общегородского погоста, на котором были погребены первые петербургские зодчие Доменико Трезини и Жан Батист Леблон. Рядом с кладбищем, в ограде собора покоится прах руководителя «Комиссии о санкт-петербургском строении» П. М. Еропкина и архитектора А. Ф. Кокоринова. Судьба памятника оказалась печальной. Очень скоро он был безжалостно разграблен современными вандалами и в конце концов уничтожен. Ныне восстановлен, правда, к сожалению, далеко не в полном автор-
ском объеме.
Были у Шемякина и другие планы «шемякинизации» Петербурга, как об этом с добродушной иронией говаривал однажды друг художника, первый мэр Петербурга Анатолий Александрович Собчак. Однако у Шемякина, как не раз прозрачно намекал на это он сам, в Петербурге оказались если уж и не откровенные враги, то явные недоброжелатели, и акции по установке в городе его скульптурных произведений пока прекратились.
Тем не менее Шемякин часто бывает в родном городе, и его характерную фигуру с загадочным выражением лица, офицерской выправкой, всегда облаченную в стилизованную полувоенную форму с обязательным головным убором полуармейского полевого образца, можно часто увидеть на улицах Петербурга. Шемякин никогда не расстается с этой изобретенной им самим формой, находится ли он в телевизионной студии, гостиничном номере или на официальном приеме. Говорят, что этот запоминающийся облик художник придумал себе сам. Даже характерный, так называемый «дуэльный» шрам, прорезавший лицо художника и делающий его более мужественным, согласно городским легендам, Шемякин в молодости сделал себе самолично.
(продолжение следует)